Что значит обновлять путь

Что значит обновлять путь

Главная ошибка сторонников «словотоковательного чтения» заключалась в том, что уделяя исключительное внимание отдельным словам и выражениям, упускали из виду произведение в целом. При «словотолковательном чтении» наиболее широкого распространения достигло и ещё одно искажение чтения объснительного: злоупотребление излишними вопросами и объяснениями.

Приведём образец урока словотолковательного чтения (См. Опыт дидактического руководства к преподаванию по книге «Дар слова».СПб., 1868.)

Начните читать стихотворение Пушкина «Зима».

Ученик: «Зима… Крестьянин торжествуя на дровнях обновляет путь».

О ком говорится в этой мысли? Кого называют крестьянином? Что крестьянин делает? Что значит обновлять путь? Что ещё можно обновлять?

На чём крестьянин обновляет путь? Что такое дровни? Как крестьянин обновляет путь? Что значит торжествуя? Почему им весело?

Читайте следующую мысль.

Ученик: «Его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как нибудь».

Кто плетётся? Что значит плестись рысью? Как ещё лошадь может двигаться? Кто скажет наизусть обе мысли? Прочитайте третью мысль: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». Что летит? Что такое кибитка? Неужели кибитка может лететь? Следовательно, как здесь надо понимать слово лететь? Скажите производные слова от слова «летит».- Отлётный, перелетел, взлетел и т.д.

Наиболее ярким выступлением в литературе против словотолковательной методики чтения стала статья Владимира Петровича Шереметевского (1834 – 1895) «Слово в защиту живого слова (1889). Он возражал даже против термина «объяснительное чтение»: «Самоё название… даёт повод, как мне думается, к излишним объяснениям, особенно малоопытным катехизаторам (от греч. Katechesis- поучение, назидание, оглашение), считающими своею обязанностью объяснять всё и вся, вдоль и поперёк, вкривь и вкось». Главным недостатком словотолковательного метода Шереметевский считал категорически-экзаменационный стиль вопросов, сопровождающих чтение. По его мнению вопросы должны носить предупредительный характер, сообщатся заранее. А ответы на эти вопросы в классе должны составить основу беседы по произведению. Объяснительному (остановочному) чтению коротких статей и рассказов курсорное (безостановочное) чтение произведений больших по объёму. Курсорное чтение должно сопровождаться обменом мыслями, свободной беседой, вопросами, возникшими в ходе совместного прочтения и переживаниями прочитанного.

Источник

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зима. Крестьянин торжествуя. «

«Зима. Крестьянин, торжествуя. » – есть ли человек в нашей стране, далекий от данного стихотворения?! Все, от мала до велика, начиная еще с начальной школы, знают эти строки.

И это неудивительно. Они настолько гениальны и атмосферны, что невольно покоряют читателя своим благозвучием. Тем не менее, в произведении присутствуют устаревшие слова, значение которых может вызвать некое затруднение в понимании. Для прояснения и, соответственно, лучшего «погружения» в произведение стоит разобрать его более подробно.

История стихотворения

Как известно, вышеупомянутое стихотворение является отрывком из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин», написанного в период с 1823 по 1830 гг. Автор был настоящим ценителем русской осени, однако к зиме тоже относился с большой теплотой. Наверное, поэтому ощущение радости и счастья от наступления долгожданной зимы, переданное поэтом, чувствуется в каждой строке произведения. Одно только «…крестьянин, торжествуя…» моментально вырисовывает образ счастливого человека, который заждался первого снега, с невероятной полнотой и правдоподобием.

Устаревшие слова в тексте

Закономерно, что, чем больше проходит времени от эпохи Александра Сергеевича Пушкина, тем сложнее для восприятия становятся многие слова. Разбираемое стихотворение – «Зима. Крестьян, торжествуя…» состоит из 14 строк, в которых встречается не менее 8 устаревших слов:

  1. Дровни. Так назывались открытые сани крестьян, использовавшиеся для перевозки груза.
  2. Бразды. Это следы, которые оставляют после себя сани.
  3. Кибитка. Это закрытая повозка.
  4. Ямщик. Так назывался кучер, который управлял почтовыми лошадьми.
  5. Облучок. Это выгнутая деревина (скрепа), огибающая и скрепляющая сани.
  6. Тулуп. Долгополая шуба крестьянина.
  7. Кушак. Это пояс из материи.
  8. Салазки. Сани небольшого размера.

Как видно, слов, сложных для современного восприятия, немало. Однако, поняв их значение, разбирать текст произведения становится гораздо проще.

Разбор непонятных словосочетаний

Некоторые сочетания слов в стихотворении также могут вызвать некое недоумение. Например:

  1. «…крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» – чему так радуется крестьян? Если ознакомиться с предыдущим содержанием поэмы «Евгений Онегин», становится понятен ответ на вопрос. «…Крестьян, торжествуя…» счастлив выпавшему снегу, которого в ту пору не было очень долго, соответственно, дороги были труднопроходимыми.
  2. «…снег почуя» – как известно, обоняние у животных развито лучше зрения. Именно поэтому лошадь в первую очередь чувствует аромат свежевыпавшего снега. И автор делает на этом акцент.
  3. «…плетется рысью как-нибудь» – здесь, скорее всего, подразумевается неторопливый ход лошади, слегка боязливый, отвыкшей от хождения по снежному покрову.
  4. «…летит кибитка удалая» – имеется в виду быстро. Это также подчеркивается фразой «…бразды пушистые взрывая…», усиливая описание скорого хода лошадей.
  5. «…дворовый мальчик» – как известно, не все крестьянские дети жили на территории деревень, некоторые находились при дворе, являясь детьми дворовых (прислуживающих) крестьян.

Как видно, после разбора непонятных сочетаний слов, стихотворение «Зима. Крестьян, торжествуя…» стало гораздо проще для восприятия.

Великая сила произведения

Удивительно, как красочно и ярко великий поэт смог передать свое ощущение радости от наступления долгожданной зимы. Казалось бы, простое описание нескольких моментов зимнего дня, но как много в них силы и жизни! Как реалистично и жизненно вырисовываются сюжеты. Это произведение, прошедшее века, является поныне популярным и востребованным. Остается только восхищаться и преклоняться перед истинным талантом гениального Александра Сергеевича Пушкина. Приятного чтения!

Источник

Стихотворение и анализ «Зима. Крестьянин торжествуя…»

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Краткое содержание

Лирический отрывок из романа «Евгений Онегин» «Зима. Крестьянин, торжествуя…» – одно из самых знаменитых произведений Пушкина о зиме.

Ясное зимнее утро. По занесенной снегом местности рысцой плетется лошадка, таща за собой тяжелые дровни. Она осторожно ступает по первому снегу, а крестьянин радуется ему, торжествует, ведь природа уже устала в ожидании зимы: «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе» говорится в предыдущей строфе. Удалая кибитка несется по зимней дороге. Резвые кони, из-под копыт которых разлетаются снежинки, погоняются добротно одетым ямщиком в красном кушаке. Все говорит о том, что по каким-то своим делам едет богатый человек, барин. То, что крестьянин обновляет путь, указывает на то, что действие происходит ранним утром, и он первый из всей деревни, кто прокладывает санную дорогу по свежевыпавшему снегу.

Радуется снегу и деревенский мальчик. Он резвится со своей жучкой и усаживает ее в салазки, которые тянет, вообразив себя лошадкой. Шалунишка уже успел обморозить пальчик, но не замечает этого и продолжает играть. Внимательная мать следит за ним из окошка. Она грозит ему пальцем, но и сама радуется наступившей зиме. Ведь ее приход означает окончание летних работ, когда можно отдохнуть и готовиться к веселым зимним праздникам.

Анализ

История создания

Этот необыкновенно яркий фрагмент появился в 1826 году, во время написания Пушкиным пятой главы «Евгения Онегина». В это время поэт находился в ссылке в Михайловском. В сюжете романа к этому моменту произошли определенные события, в числе которых неразделенная любовь Татьяны к Онегину. Видимо, чтобы отвлечься от столь печального повествования, автор и сделал это лирическое, жизнерадостное отступление, ставшее хрестоматийным произведением.

Персонажи и образы

Герои стихотворения – представители простого народа. Хотя, оно и посвящается зиме, помимо картин пейзажа, в нем присутствуют персонажи людей и животных: ямщик, крестьянин, дворовый мальчик и его мама, жучка и лошадка. Изображая их действия, автор показывает их разное отношение к зиме.

Выпавший снег означал новую полосу в жизни крестьянства, это событие люди всегда встречали с радостью. Во-первых, открывался санный путь, что значительно облегчало передвижение, во-вторых, это позволяло передохнуть от полевых работ, посвятить время рукоделию, ездить на санях на ярмарки и по другим делам. Именно по этим и другим причинам, Пушкин употребляет столь уместное здесь деепричастие «торжествуя».

Дворовый мальчик также радуется приходу зимы. Автор применяет к персонажу прилагательное «дворовый», чтобы пояснить, что родители ребенка – работники господского двора. Таких должностей было много: дворник, работник псарни, конюх, служанка, кухарка, прачка и другие.

Радуются наступившей зиме и животные. Лошадка крестьянина с осторожностью ступает по обновленной дороге, поэтому и «плетется рысью как-нибудь». Жучка радуется зиме не меньше своего хозяина. Она с восторгом разделяет с мальчиком его игры, им весело, несмотря на мороз. Лирический герой в данном сюжете никак не выражает своих эмоций по поводу прихода зимы. Он выступает в роли стороннего наблюдателя, но всеми доступными средствами старается изобразить картину преображения природы и человеческой радости.

Композиция

Стихотворение имеет четкую линейную композицию: первое четверостишие – зачин, второе – развитие действия и третье – кульминация. Последние две строчки берут на себя спад предыдущей напряженности повествования.

Первое четверостишие повествует о крестьянине, прокладывающем санную дорогу. Во втором читатель видит ямщика в добротной зимней одежде, отороченной мехом, и с кушаком на поясе. Третье четверостишие посвящено играющему с собакой мальчику. Двустишие в конце рассказывает о матери, в окно наблюдающей за сыном-шалунишкой.

Учитывая объем и тему стихотворения, его можно отнести к пейзажной лирике и считать законченным произведением. Но, поскольку, оно все-таки является частью лиро-эпического произведения, то есть романа «Евгений Онегин», его также можно считать эпосом.

Работа над романом относится к реалистическому периоду творчества поэта, поэтому фрагмент о зиме также несет в себе черты реализма. Все эмоции персонажей переданы Пушкиным через обычные крестьянские образы, наполненные определенным смыслом. Торжествующий крестьянин, играющий мальчик, осторожно ступающая по снегу лошадка – все эти персонажи изображены в стихотворении очень подробно и реалистично.

Размер и средства художественной выразительности

Данный отрывок написан тем же стихотворным размером, что и весь роман – четырехстопным ямбом с использованием разнообразных рифм (так называемая Онегинская строфа). В начале идет перекрестная рифма, во втором четверостишии – параллельная, в третьем – кольцевая, или опоясывающая, последнее двустишие оформлено парной рифмой. Схематично это можно представить так: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ. Женские рифмы чередуются с мужскими.

Для придания тексту оживленности и движения автор широко использует глаголы и деепричастия: «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь», мальчик бегает «в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив», «лошадка, снег почуя, плетется рысью»; Эпитеты представлены двумя примерами: «бразды пушистые», «кибитка удалая». В тексте присутствует восемь устаревших слов, что довольно много по отношению к его объему. Это такие слова, как дровни (сани), бразды (следы от полозьев), кибитка (повозка), ямщик (кучер), облучок (деталь телеги), тулуп (шуба из меха), кушак (пояс), салазки (санки).

Проблематика и основная идея произведения

В стихотворении звучит тема прихода зимы и отношение к ней разных людей. Радость и торжество указывают на то, что все рады преображению природы, тому, что осенняя слякоть сменилась чистым снегом, что впереди много зимних праздников и забав: катания с горок, игр в снежки. От предвкушения этого и дети, и взрослые ощущают большой душевный подъем.

Этот фрагмент романа не содержит никакой проблематики. Пушкин просто описывает зиму, но не в виде холодной, торжественной красавицы, а как яркое, веселое, искристое время года. Не напрасно это стихотворение так любят дети, потому что зима для многих и сейчас остается любимым временем года, аналогом праздника и радости.

Источник

Зима. Крестьянин торжествует

Какие слова нужно объяснить ребенку

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Этот маленький отрывок из «Евгения Онегина» знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.

Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.

Дровни — это сани, на которых возили дрова. Бразды — колеи, борозды, следы от полозьев на снегу. Кибитка — крытая повозка. Что значит крытая? К саням или летнему экипажу был прикреплен кожаный или матерчатый верх, «капюшон», это прообраз современного кабриолета.

Человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку. Ямщик правил почтовыми или ямщицкими (аналог такси) повозками. Он сидел на облучке — сидении для кучера впереди повозки. Тулуп — шуба, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком — поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой. Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали. Дворовый мальчик — маленький слуга в барском доме. Салазки — наши обычные, ручные, санки. А Жучкой звали всех черных собак. (Какого цвета собаку нужно нарисовать к сказке «Репка»?)

Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие «Зиме. » и открывающие собой пятую главу поэмы:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Вот потому радуются все — ямщик, крестьянин, ребенок, мать: люди ждали снега и скучали по нему.

Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.

Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, он возится с черной собакой и санками, и хотя ему холодно, он не хочет расставаться с солнечными искорками на снегу. Мать грозит ему в окно, но не мешает, она сама рада снегу — для нее снег значит отдых от полевых работ и хорошие озимые, веселое настроение. Наверное, она смотрит на сына и любуется им, наверное, она улыбается.

Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.

В связи с этим произведением детям постарше можно прочитать рассказ А.П. Чехова «Не в духе» (1884). Главный герой, становой пристав Прачкин, впервые в жизни слышит пушкинские строки и комментирует их в соответствии со своим жизненным опытом и плохим настроением после карточного проигрыша (становой пристав — полицейская должность, при которой человек возглавлял следствие по полицейским, исполнительным и распорядительным делам):

«- «Зима. Крестьянин, торжествуя. — монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. — Крестьянин, торжествуя. обновляет путь. «

— «Торжествуя. «» — размышляет невольно слушающий пристав. — «Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил.

— «Его лошадка, снег почуя. снег почуя, плетется рысью как-нибудь. «» — слышит далее Прачкин и не может удержаться от замечания:

«- Еще бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость! Кляча — кляча и есть.

— «Вот бегает дворовый мальчик. дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив. «

— Стало быть, наелся, коли бегает да балуется. А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол.

— «Ему и больно и смешно, а мать грозит. а мать грозит ему в окно. «

— Грози, грози. Лень во двор выйти да наказать. Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить. А то, гляди, выйдет из него пьяница. Кто это сочинил?» — в конце концов не выдерживает Прачкин.

— Пушкин? Гм. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут — и сами не понимают! Лишь бы написать!»

Однако здесь нужно действовать очень деликатно. Юмор должен основываться на понимании ситуации. Лучше не торопиться, не стоит читать этот рассказ детям — младшим школьникам до того, как не убедитесь, что они понимают, почему Аполлон Григорьев, поэт и литературный критик 19 века, сказал: «Пушкин — это наше все».

Источник

Читайте также:  Кванзаа праздник что это значит
Оцените статью