Что значит обличать человека

Словари

Высказывать правду, порицать, разоблачая; осуждать, критиковать (обман или какие-либо отрицательные явления).

ОБЛИЧА́ТЬ, обличаю, обличаешь, несовер. (книжн.).

1. (совер. обличить) кого-что. Высказывая правду, порицая, разоблачать (обман, какие-нибудь темные, отрицательные явления). Обличать злоупотребления. Обличать взяточников. Обличать политических врагов. «Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию.» Гончаров.

2. что. Обнаруживать, показывать, раскрывать. «Не было того беспорядка, который обличает присутствие музы и отсутствие метлы и щетки.» Пушкин. «Такой прием возражения, мне кажется, обличает не серьезность, а слабость мысли.» Л.Толстой.

ОБЛИЧА́ТЬ, -аю, -аешь; несовер., кого (что) (книжн.).

1. Разоблачать, вскрывая что-н. неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.

2. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Обнаруживать, показывать, раскрывать. В этом ребёнке всё обличает талант.

| совер. обличить, -чу, -чишь; -чённый (-ён, -ена) (к 1 знач.).

| сущ. обличение, -я, ср. (к 1 знач.).

ОБЛИЧА́ТЬ -а́ю, -а́ешь; нсв. кого-что.

2. Обнаруживать, показывать, свидетельствовать о чём-л. Подтянутость и выправка обличали в нём военного. Его манеры обличали крайнюю застенчивость. Его поведение обличало в нём характер гордый и независимый.

-а́ю, -а́ешь; несов., перех.

Сурово осуждая, вскрывать, разоблачать (какое-л. зло, пороки и т. п.).

— Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию. И. Гончаров, Обломов.

3. Обнаруживать, показывать, служить свидетельством чего-л.

Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее. Гоголь, Сорочинская ярмарка.

Широкие плечи, крутая грудь, тонкая талия, гибкая походка — все обличало кавказца. Короленко, Прохор и студенты.

У Пылаева было множество привычек, обличавших человека аккуратного и довольного жизнью. Саянов, Небо и земля.

(в разных значениях) кого-что. Широкие плечи, крутая грудь, тонкая талия, гибкая походка — все обличало кавказца (Короленко). Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию (Гончаров).

Источник

Значение слова «обличать»

2. (сов. обличить). Сурово осуждая, вскрывать, разоблачать (какое-л. зло, пороки и т. п.). Обличать взяточничество.— Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию. И. Гончаров, Обломов.

3. Обнаруживать, показывать, служить свидетельством чего-л. Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее. Гоголь, Сорочинская ярмарка. Широкие плечи, крутая грудь, тонкая талия, гибкая походка — все обличало кавказца. Короленко, Прохор и студенты. У Пылаева было множество привычек, обличавших человека аккуратного и довольного жизнью. Саянов, Небо и земля.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОБЛИЧА’ТЬ, а́ю, а́ешь, несов. (книжн.). 1. (сов. обличить) кого-что. Высказывая правду, порицая, разоблачать (обман, какие-н. темные, отрицательные явления). О. злоупотребления. О. взяточников. О. политических врагов. Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию. Гнчрв. 2. что. Обнаруживать, показывать, раскрывать. Не было того беспорядка, который обличает присутствие музы и отсутствие метлы и щетки. Пшкн. Такой прием возражения, мне кажется, обличает не серьезность, а слабость мысли. Л. Тлстй.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

облича́ть

1. делать явной чью-либо виновность, преступность; высказывать правду о чьём-либо дурном поступке, поведении и т. п.; разоблачать; осуждать

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: разделительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Осуждение, обличение и рассуждение

Св. Иоанн Предтеча обличает царя Ирода

Часто спрашивают: какая разница между осуждением и обличением, и что такое рассуждение? Об осуждении Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1–2). А что касается обличения, Евангелие учит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

А рассуждение, как указывают святые отцы, является одной из главных добродетелей. Часто верующий не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. Порой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга. В первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь, оно представляет собой слово, сказанное без всякой любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед окружающими и выявить свою осведомленность. Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека.

Обличение же в первую очередь подразумевает любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.

Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном Писании. Вспомним, как поступил пророк Нафан, когда он хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с Вирсавией. Он пришел к царю как мирянин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан ответил, что этим богачом был сам царь, который отнял у Урии Хеттеянина единственное его богатство – красивую жену. Так мудрый пророк сумел заставить царя Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением последовал и плод – искреннее раскаяние.

Вот так мы должны отличать осуждение от обличения. Наши же обличения, несмотря на то, что часто они справедливы, из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер осуждения. Когда обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остается исключенной забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. Обличение без любви никогда не даст доброго плода, так как в это время предаются забвению многие добродетели обличаемого человека.

Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему. В частности, будет посеяна ненависть, плоды которой пожнем мы и вместо единства еще больше отдалимся от ближнего.

Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения. Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов – имея в виду себя, апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом Христа – значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой, постом. Приобретению этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их жития. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

Совершенно очевидно, что причиной осуждения является наша духовная лень. Мы ленимся духовно анализировать все встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего разговариваем и действуем механически, поверхностно. Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь каждому из нас посылает достаточно испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.

Когда мы прощаем себя, тогда прощаем и других, а когда мы строги к себе, тогда понимаем, насколько тяжело другим, и становимся более человеколюбивыми, благосклонными и милосердными. Мы можем знать множество примеров из житий святых, но без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта не приобретем разума Христова и не сможем избежать ямы осуждения. Каждый из нас знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, – но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем наказание и если не исправимся, то будем наказаны и в будущем. Это явление начинается в личности, а затем распространяется на семью, общество и на весь народ.

Итак, если мы не просветимся духовно, то никогда не сможем освободиться от духа осуждения, зависть и лень постоянно будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.

Многие готовы оправдывать себя темпами современной жизни, которая будто бы не дает возможности углубиться в самого себя. Однако думается, и этот быстрый темп вызван нашим неправильным подходом к жизни. Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забываем об этой заповеди. Не сделав ничего доброго сегодня, заботимся о завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня. И так мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимся о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем искусственно создавать эти основания, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же время нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся управиться со всем тем, что требует годов труда. В этом плане внешне на Западе вроде бы лучше обстоит дело, поскольку экономически там больше делают и успевают, но там в силу всего этого невидимо разрушается человек как личность и разрушается семья, а где рушатся личность и семья, там эта же участь ожидает и государство. Экономические и политические успехи только тогда будут твердыми и приносящими истинную пользу человеку, если они будут иметь твердую нравственную основу.

Следовательно, неправильным отношением и подходом мы сами ускоряем темп жизни, а потом ворчим и недоумеваем, что, мол, не хватает времени для самопознания и духовного развития. Причиной этого является и зависть, так как мы постоянно соревнуемся друг с другом в приобретении материального богатства и земной славы.

В мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но это не означает, что отдельные личности не могут изменить ритм собственной жизни. Через стяжание духовного опыта, образованности и стремления к благочестивой жизни они могут приобрести добродетель рассуждения, то есть разум Христа. Основой этого является любовь к Господу нашему Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу, тот никогда не достигнет успеха в духовной жизни. Поэтому в первую очередь мы должны искать в самих себя: есть ли в нас любовь ко Христу, которая и является залогом очищения и избавления от всякого греха, в том числе греха осуждения, так как любовь ко Христу непременно включает в себя любовь к ближнему.

Источник

Обличение

Обличе́ние – (сорвать, снять маску или личину) – ука­за­ние чело­веку (группе людей, народу) на совер­ше­ние им греха и объ­яс­не­ние или акцен­ти­ро­ва­ние вни­ма­ния на пагуб­но­сти такой прак­тики.

Обли­че­ние должно быть свя­зано с состра­да­нием и любо­вью к чело­веку, обли­че­нию должна пред­ше­ство­вать молитва, целью обли­че­ния должно быть исправ­ле­ние греха самим греш­ни­ком или пре­ду­пре­жде­ние от подоб­ного пове­де­ния окру­жа­ю­щих.

свя­щен­ник Алек­сандр Люби­мов:
Грань между обли­че­нием и осуж­де­нием про­хо­дит там, где раз­де­ля­ются грех и доб­ро­де­тель. Путаем мы обли­че­ние и осуж­де­ние по той при­чине, что, как пра­вило, не знаем, что такое пра­виль­ное обли­че­ние, и гово­рим обычно лишь об осуж­де­нии. Обли­чать должно с любо­вью… Делать это можно только кон­кретно, ответ­ственно, обос­но­ванно, и притом так, чтобы это вело к исправ­ле­нию, и вообще имело благие послед­ствия…
Здра­вое обли­че­ние явля­ется абсо­лют­ной необ­хо­ди­мо­стью для нор­маль­ной жизни, как отдель­ного чело­века, так и обще­ства в целом. Осуж­де­ние же всегда явля­ется злом… Осуж­дая других людей, чело­век посту­пает по своей злобе и другим стра­стям. Если же он осуж­дает зло в себе – то это ведет его к пока­я­нию и вере… Если мы, не обра­щая вни­ма­ния на соб­ствен­ное зло, обли­чаем его в других – то сви­де­тель­ствуем этим лишь о соб­ствен­ном лице­ме­рии ( Мф.7:5 ). Именно оно и под­ме­няет обли­че­ние осуж­де­нием. Соб­ственно, осуж­де­ние людей и явля­ется мнимой борь­бой с внеш­ним злом, на кото­рую подви­гает чело­века его соб­ствен­ное внут­рен­нее зло. Обли­че­ние же должно исхо­дить из жела­ния побеж­дать зло добром ( Рим.12:21 ). Однако прежде чем рас­суж­дать об обли­че­нии других, каж­дому из нас надо заду­маться о том, отно­шусь ли я сам к разум­ным, кото­рые с бла­го­да­ре­нием при­ни­мают обли­че­ние, или к нече­сти­вым, кото­рые полу­чают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлоб­ле­ния ( Притч.9:9 )? Всех нас посто­янно обли­чает сам Гос­подь – через нашу совесть, и через те внеш­ние скорби, кото­рые попус­ка­ются нам пра­вед­ными судами Божи­ими. Они попус­ка­ются как есте­ствен­ные послед­ствия наших грехов, и явля­ются, таким обра­зом, обли­че­нием и вра­зум­ле­нием от Гос­пода. Именно о том, чтобы нам самим иметь доста­точно бла­го­че­стия и муд­ро­сти, чтобы при­ни­мать пра­вед­ное обли­че­ние от Гос­пода, и с бла­го­да­ре­нием нести свой крест, мы и должны поза­бо­титься в первую оче­редь. Без этого наши рас­суж­де­ния об обли­че­нии других будут лишь сви­де­тель­ством нашего лице­ме­рия и злобы.

свя­щен­ник Алек­сандр Крас­нов:
Осуж­де­ние и обли­че­ние – два поня­тия, между кото­рыми очень часто ста­вится знак равен­ства, под­ра­зу­ме­вая, что они несут один нрав­ствен­ный смысл. Но так ли это? О грехе и пагуб­но­сти осуж­де­ния знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» ( Мф.7:1 ) цити­руют даже не откры­вав­шие Еван­ге­лие. Гораздо реже мы вспо­ми­наем другие слова Спа­си­теля – об обли­че­нии согре­шив­шего и о том, как это «делать не согре­шая самому: вна­чале – один на один, потом при одном – двух сви­де­те­лях, а уж не послу­шает… скажи церкви; а если и церкви не послу­шает, то да будет он тебе как языч­ник». ( Мф.18, 15-17 .). Так что это, про­ти­во­ре­чие? Отнюдь. Слово «суд» наи­бо­лее часто в писа­нии исполь­зу­ется в смысле опре­де­ле­ния, поста­нов­ле­ния, при­го­вора ( Нав.24:25 . Суд.4:5; 13:12 . 2Цар.8:15 и т.д.). Сле­до­ва­тельно, осуж­де­ние – есть выне­се­ние этого опре­де­ле­ния или при­го­вора. Обли­че­ние же явля­ется откры­тием, дока­за­тель­ством, и дока­за­тель­ством твер­дым и неоспо­ри­мым ( Евр.1:1 ). Несколько отвле­ченно это можно пред­ста­вить себе так: один чело­век гово­рит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от иду­щего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуж­де­ние ближ­него, как сугубо личное мнение, боль­шей частью, оши­боч­ное и глупое, как все не рож­ден­ное любо­вью и не соглас­ное со Словом Божиим, явля­ется раз­ру­ши­те­лем бытия, то без обли­че­ния нор­маль­ное тече­ние жизни невоз­можно. При­веду такой пример – с авто­до­рог убраны знаки пре­ду­пре­жде­ния о ямах, пово­ро­тах и т. п., резуль­тат такого дей­ства не заста­вит себя ждать и поня­тен каж­дому. Исходя из важ­но­сти обли­че­ния, Апо­стол Павел и гово­рит своим уче­ни­кам: «Уве­ще­вай и обли­чай со всякой вла­стью» ( Тит.2:15 ; 1Тим.5:20 ; 2Тим.4:2 ). Но если о яме на дороге всякий может пре­ду­пре­дить, то обли­че­ние в духов­ной жизни – вещь весьма не про­стая и даже опас­ная. Гос­подь дал необ­хо­ди­мое пре­ду­пре­жде­ние: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». ( Мф.7:2 ). Побу­ди­тель­ными моти­вами могут быть только рев­ность к Славе Божией и любовь к ближ­нему. Поэтому, Апо­стол при­зы­вает обли­чать гре­хо­па­де­ния люд­ские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Бла­жен­ный Фео­фи­лакт срав­ни­вает обли­че­ние с хирур­ги­че­ской опе­ра­цией – с реза­нием (Толк. на «К Тит» 2:15) после кото­рого тре­бу­ется и мягкое вра­че­ва­ние пла­сты­рем молитвы. Назы­вает Свя­ти­тель и сугу­бые грехи, нуж­да­ю­щи­еся в таком крайне силь­ном вра­че­ва­нии: «…пре­лю­бо­де­я­ние, воров­ство, хищ­ни­че­ство, вол­шеб­ство». (Толк. на «К Тит» 2:15). Сами Апо­столы обли­чали. ( Фил.3:18 , 2Фес.3:2 , Тит.2:15 ). Обли­чали и Святые Отцы. Скажем, Свя­ти­тель Нико­лай и св. Спи­ри­дон Три­ми­фунд­ский обли­чали ари­ан­ство. Папе Мар­тину (14 апреля) ере­тики-моно­фи­зиты и язык выре­зали не вынеся обли­че­ний свя­таго мужа. Преп. Иов Поча­ев­ский (28 авгу­ста, 28 октября) всю жизнь боролся обли­че­нием с като­ли­циз­мом и уни­ат­ством. И эти при­меры можно про­дол­жать до бес­ко­неч­но­сти от муче­ни­ков первых веков до муче­ни­ков послед­них лет. Прак­ти­че­ски у всех пра­во­слав­ных бого­сло­вов есть тво­ре­ния или часть их, име­ю­щие обли­чи­тель­ный харак­тер.

архи­манд­рит Амвро­сий (Юрасов):
Можно ли делать заме­ча­ние чело­веку, если он неправ? Пре­муд­рый Соло­мон гово­рит: «Не обли­чай кощун­ника, чтобы он не воз­не­на­ви­дел тебя; обли­чай муд­рого, и он воз­лю­бит тебя» ( Притч.9:8 ). Если чело­век с живой душой, разум­ный, так, когда ему под­ска­жешь, он воз­ра­ду­ется, воз­лю­бит нас. Но если чело­век безум­ный, его тро­гать нельзя.

Источник

Читайте также:  Гнать гусей что значит
Оцените статью