ПЕНИЕ В ХРАМЕ: ОБИХОДНОЕ И «КОНЦЕРТНОЕ»
В конце XVII века в российское церковное пение стала проникать киевская традиция, отличавшаяся двумя особенностями: гармоническим, аккордовым складом (многоголосие) и европейской пятилинейной нотной записью. Именно эти факторы стали основополагающими для нового типа церковного пения, которое сегодня обычно называется «обиходным».
Обиход, «обиходное пение» — это в общем смысле пение простое в исполнении (в отличие от «нестандартной» мелодики знаменного распева или виртуозных пассажей концертного пения), доступное самому простому составу небольшого хора. Оно ТЗ.ЮКС более динамичное — на слово приходится одна-две ноты, нет длинного распевания отдельных слов или их слогов, как в знаменном распеве или в коцертном пении. Типы обиходного пения различаются — например, «московский обиход», «бахметевский обиход» (распространенный в Петербурге и названный по имени автора, директора Придворной певческой капеллы Н. И. Бахметева).
Именно тем или иным типом обиходного пения поют в большей части храмов все изменяемые песнопения и значительную часть неизменяемых. Как и в пении знаменным распевом, в пении обиходом обычно хорошо различимы слова, что является, вместе с краткостью и простотой, несомненным достоинством обиходных напевов.
Как одну из разновидностей обиходного пения стоит отметить случаи общего (общенародного) пения всех молящихся за богослужением. Как правило, так поют важнейшие неизменяемые песнопения — «Воскресение Христово видевше» на Всенощном бдении, «Символ веры» и «Отче наш» на Божественной Литургии. Однако, если вы не знаете текста, стесняться этого не нужно: подпевать в такие моменты не обязательно.
Концертное пение — еще один тип церковного пения, обязанный своим появлением польскому и итальянскому влиянию и, в частности, творчеству петербургских придворных композиторов XVIII-XIX веков (как самого известного светскому читателю назовем Дмитрия Борт-нянского).
Концертное пение часто критикуют за «оперность», «светскость», оторванность от норм традиционного, уставного церковного пения, в частности — за трудности восприятия и понимания текста песнопений, адекватная передача которого является главной задачей церковного пения. Услышать образцы концертного пения можно в больших соборах, например в Храме Христа Спасителя в Москве или в Спасо-Преображенском соборе в Петербурге. В приходском богослужении в концертной форме иногда звучат неизменяемые части богослужения («Свете Тихий», «Единородный Сыне» и т. п.), а изменяемые части здесь чаще поют по обиходу.
В современной церковной жизни идет достаточно оживленная дискуссия о типах церковного пения, допустимых, оптимальных или желательных в богослужебной практике. Иногда доходит до жестоких боев с обвинениями сторонников концертного пения в превращении храма в оперный театр, «знаменщиков» — в узколобом фанатизме и желании зачеркнуть 300 лет развития церковного пения и т. д. Внутри фракций есть свои разногласия, например является ли пение знаменных песнопений по нотам, а не по крюкам профанацией или все же естественным этапом развития. Впрочем, в приходской практике культурный и вдумчивый регент (руководитель церковного хора) обычно находит золотую середину в сочетании различных типов пения, так чтобы оно выполняло свою главную задачу: адекватно донести текст песнопений до сознания прихожан и создать подлинный молитвенный настрой.
Рассмотрим чаще всего совершаемое Всенощное бдение — воскресное. Оно служится накануне воскресенья, в субботу вечером. Всенощная большинства праздников структурно очень похожа на воскресную, за редкими исключениями .
Современное церковное пение в России чрезвычайно разнообразно и разнится не только от храма к храму, но и от службы к службе. Чтобы лучше ориентироваться в церковной службе и понимать не только «что» поется, но .
Самый заметный для мирянина круг богослужения, несомненно, — годовой. Именно праздники и посты, образующие этот круг, придают каждому дню свою богослужебную особость, свой смысл. При этом еще в годовом круге .
После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода .
Как и во многих других аспектах православного богослужения, здесь есть несколько общих принципов, в рамках которых допускается достаточно большая свобода, связанная с традициями конкретного прихода, личным .
Источник
Обиход церковного пения
Православие. Словарь-справочник . 2014 .
Смотреть что такое «Обиход церковного пения» в других словарях:
ОБИХОД — ОБИХОД, обихода, мн. нет, муж. 1. Привычный, установившийся уклад жизни, какой нибудь деятельности, работы и т.п. «Жизнь шла обычным обиходом.» Л.Толстой. «Посещение соседей соседями вошло почти в ежедневный обиход.» Салтыков Щедрин. Выйти из… … Толковый словарь Ушакова
Обиход — певческая книга рус. церкви. Содержит стабильные песнопения всенощной и литургии, песнопения великопостные, пасхальные, архиерейского богослужения, молебнов, панихиды, погребения, а также некоторые песнопения октоиха, предназначаемые для… … Музыкальная энциклопедия
обиход — а; м. 1. Повседневный, привычный уклад, образ жизни. В его обиходе ничего не изменилось. Домашний о. Повседневный о. // Употребление, пользование в повседневной жизни, в быту. Войти в о. (начать употребляться). Выйти, исчезнуть из обихода… … Энциклопедический словарь
обиход — а; м. 1) а) Повседневный, привычный уклад, образ жизни. В его обиходе ничего не изменилось. Домашний обихо/д. Повседневный обихо/д. б) отт. Употребление, пользование в повседневной жизни, в быту. Войти в обихо/д. (начать употребляться) Выйти, и … Словарь многих выражений
ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… … Православная энциклопедия
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — [церковнослав. ; греч. ἀγρυπνία, παννυχίς; лат. vigilia], в широком смысле слова аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в богослужении правосл. Церкви особый комплекс служб суточного … Православная энциклопедия
АЛЛИЛУИАРИЙ — [греч. ἀλληλουϊάριον], изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия. А. состоит из неск. (1, 2 или 3) стихов псалмов, перемежаемых пением аллилуия. В А. слово «аллилуия», чаще всего служащее припевом к псалмам … Православная энциклопедия
«ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ» — [греч. ῾Ο μονοϒενὴς Υἱός̇; слав. ], тропарь, выражающий учение Церкви о домостроительстве спасения; в совр. правосл. богослужении поется во время полной евхаристической литургии в конце 2 го антифона, а также входит в состав чина изобразительных … Православная энциклопедия
ГЛАС — [греч. ἦχος, букв. звук, молва, мелодия, напев; лат. tonus, tropus, modus; арм. ձայյճ; груз. ჴმა(?)ბულლეტ или ხმა; сир. qâl], элемент осмогласия (октоиха), интонационно мелодической организации традиц. систем церковного пения в христ. культурах… … Православная энциклопедия
ДОГМАТИК — [греч. δογματικὸν (Θεοτοκίον)], один из видов богородичнов Октоиха. Д. называются стихиры на воскресных малой (богородичны на «Господи, воззвах» и на стиховне) и великой (богородичен на «Господи, воззвах») вечерен (в рукописях Д. иногда… … Православная энциклопедия
Источник
«Обиход – самые прекрасные по искренности и простоте песнопения»
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий… (1Кор. 13,1). Эти поразительные по своей глубине и поэтичности слова апостола Павла универсальны, но особенно применимы к церковному хору. Не стать «звенящей медью», имея «голос ангельский», важно вдвойне: неслучайно ведь в народе говорят, что «где голосок, там и бесок»… Красота голоса может помочь его обладателю послужить своим талантом Богу и людям, а может, напротив, – стать соблазном.
Регент хора саратовского храма во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла Тамара Пенкина по опыту знает: голос для хориста – не цель, а средство.
На своем месте
На клирос я впервые попала в 15 лет, когда училась в Вольском музыкальном училище, – рассказывает Тамара. – Пошла из профессионального любопытства: товарищи поют – и мне тоже интересно. Наемный профессиональный певец всегда пел в церковных хорах, этот факт отмечался во всех источниках по музыкальной истории.
Я на тот момент была крещена, но с церковной жизнью совершенно не знакома.
Я на тот момент была крещена, но с церковной жизнью совершенно не знакома
Благовещенский храм был в нашем городе единственным, в него я и пошла, а уже через месяц встала за регентский пульт. Действующий регент на тот момент заболела, старшие дали мне в руки камертон и сказали – давай. С этого дня все и началось.
В Вольске тогда еще сохранялись традиции антифонного пения, были левый и правый хоры. Я была в левом хоре, где пели бабушки, там были совершенно незнакомые мне гласы, не те, которые потом встретились в Саратове.
В училище и – позже – в консерватории я училась как музыковед, но по натуре я исполнитель, мне нравится петь и всегда «манил» дирижерский пульт, поэтому в хоре я моментально закрепилась, быстро почувствовала себя на своем месте. Постепенно стала проявлять интерес к чтению, бабушки стали мне позволять читать сначала кусочек третьего часа, дальше – больше. Мне хотелось вникнуть в строение службы, чтобы служить не вслепую. Я сразу поняла, что регентство меня привлекает, для меня это до сих пор чудо – как один человек организует всю эту музыкальную массу, которая выдает такое масштабное звучание.
В Саратов я приехала поступать в консерваторию и сразу попала в Духосошественский храм. Увидела объявление, что в кафедральный собор требуются певчие. Я была наивной девочкой из деревни, которая не знала, что такое «кафедральный», – и слава Богу, потому что если б знала, что это означает «под руководством владыки», я бы, наверное, не решилась туда пойти.
Пришла: «Здравствуйте, а я вот петь могу». Огромная благодарность матушке Маргарите Догадиной, которая дала мне проявить себя и певцом, и регентом, поставила меня замещать ее на левом хоре – все меня вело по этому пути.
Пела я и регентовала во многих саратовских храмах, но везде была заместителем старшего регента, помощником и библиотекарем, переходила с места на место и нигде не могла себя окончательно найти. Может быть, потому, что была на вторых ролях, хотя созрела уже делать что-то свое. «Своим» для меня оказался Петропавловский храм, где я сейчас и служу.
О свободе творчества
В любой творческой деятельности есть свобода, в том числе и на клиросе. Да, у нас многое регламентировано, но темперамент и другие личностные характеристики регента будут сказываться на стиле исполнения.
Я думаю, что у каждого человека может быть свой приход, который подходит именно ему, и даже «свой» регент. Сейчас время ускоренное, и если человек вот с этим внутренним ускорением приходит в храм, где все исполняется протяженно, ему будет некомфортно. Может, человеку нужно смирить себя и замедлиться, и ему это будет на пользу, а может, стоит для начала поискать приход, где клиросное пение более подвижное, и это станет для него отправной точкой в его воцерковлении.
Литургическое время творит и клирос, и алтарь, и это время должно совпадать
У каждого хора свое звучание. Бывает, простые бабушки поют умилительнее, чем «звезды» с консерваторским образованием, которых все время тянет к концертной трактовке исполнения. Когда я только пришла, мне тоже хотелось все время петь что-то концертное, яркое, чтобы все было громко, чтобы были сочные, «сладкие» гармонии. И лишь недавно поняла, что «обиход» – это самые прекрасные в своей искренности и простоте песнопения.
У каждого настоятеля свой любимый распев «Херувимской»: кто-то любит сербский, кто-то просит спеть «Софрониевскую» Чеснокова – все люди разные. Главное, чтоб была общность, потому что бывает так, что регент с алтарем вступают в некое противодействие. Например, в алтаре нужно, чтобы звучало что-то молитвенное, «обиход», а у регента в это время душа просит «развернуться» во что-то концертное. В таком случае, понятно, ничего хорошего не выйдет.
У каждого служащего свой темп, не с каждым регентом настоятель может сработаться. Литургическое время творит и клирос, и алтарь, и это время должно совпадать.
Профессионалы и любители
Есть в нашем хоре и профессиональные вокалисты, и те, кто закончил в детстве несколько классов музыкальной школы. Некоторые приходят подрабатывать, но в основном все приходят за служением. В крайнем случае – за звучанием, за творческим выражением. Уровень у всех разный, но те, кто слабее, стараются подтягивать свой уровень. Душевность – это хорошо, но надо расти и профессионально.
Актуальность приобретают любительские хоры, люди хотят участвовать в богослужении не просто как прихожане, а как соучастники. Мне посчастливилось руководить одним из первых любительских хоров в Саратове. Приходят даже люди, которые нот не знают, с ними у нас есть своя система знаков, которая помогает петь без нот. Их учат основам нотной грамоты, вокалу, и постепенно они упущенное наверстывают – мотивация у пришедших от души, а не от профессии порой гораздо выше, чем у профессионалов, и результат не заставляет себя ждать.
Мотивация у пришедших от души, а не от профессии порой выше, чем у профессионалов
Церковные песнопения близки к народным, а народные песни у нас в подкорке. Даже у тех, кто поет в хоре впервые, просыпается генетика и подсказывает, как тот или иной отрывок спеть, так что церковное пение на самом деле – это не так уж и сложно.
Мы стараемся разнообразить свой репертуар – поем и авторские песнопения, и то, что передавалось устно из поколения в поколение, и заимствованные песнопения, как правило, византийские. Обязательно ищем что-то новое, благо отец Нектарий позволяет экспериментировать и дает свободу. Он может выразить свои пожелания, отметить, что вот это песнопение к молитве не располагает, тогда мы все вместе совещаемся и решаем, что это песнопение мы петь не будем.
Одной из точек роста стал знаменитый Богородичный гимн Нектария Эгинского. Сначала пели его в день тезоименитства настоятеля, теперь часто поем на Богородичных праздниках.
Еще одна тенденция – детские церковные хоры. Я слышала, как в нашем Никольском монастыре детки по воскресеньям поют раннюю литургию в 7 утра! А в 6 утра собираются на спевку.
Дети – вне конкуренции. Это ангелы. В Петропавловском храме у нас тоже есть детская группа при воскресной школе, формируется богослужебный хор, который уже пробует свои силы на литургиях.
Пение и молитва – как совместить?
В Саратове моя детская интуитивная вера получила интеллектуальное продолжение, стала более взрослой, хотя и сейчас взрослости мне по-прежнему не хватает, не хватает знаний. Это детское состояние я в себе рьяно охраняю, за многое не берусь, хотя и регент. У нас в хоре есть женщина, которая прошла катехизаторские курсы, у нее огромный багаж знаний, любую стихиру по полочкам разложит, от нее многому учусь.
Когда профессиональному певчему жить полноценной церковной жизнью – вопрос очень сложный. По крайней мере, для меня. Руководить хором и одновременно молиться, исповедоваться и причащаться – не получается. Приходится находить дополнительное время, чтобы забегать в храм помолиться, причем мне важно, чтобы это было внеслужебное время и в храме было тихо, иначе «ухо» отвлекает, я начинаю невольно включаться в работу – такая профессиональная деформация. Певчие, которые молятся во время песнопения, сразу словно «вываливаются» из коллектива, уходят в себя и перестают нормально звучать.
Надеюсь, что рано или поздно я приду к такой степени понимания, что смогу соединить работу и молитву. Наверное, этот то направление, в котором надо развиваться.
Во время Великого поста, например, совмещать легче: это удивительное время, когда у меня начинает получаться молиться во время пения. Правда, обычно это все заканчивается очень печально – я начинаю плакать и не могу регентовать. Певчие поют, а я стою и реву. Не раз у меня такое было. События, связанные с распятием и смертью Христа, резонируют со мной больше всего, и я эмоционально выкладываюсь так, что на пасхальную радость уже сил не остается. Хотя на Пасху задача певчих – просто выжить, потому что всю ночь петь – это очень тяжело.
Иногда выходом из ситуации для меня становится чтение на клиросе. В отличие от пения, чтение молитве не мешает, а помогает.
Для большинства певчих работа в хоре не основная, все работают с утра до вечера, а потом еще поют в храме. Иногда видно, что человек просто устал и отключается от процесса, его приходится «включать» или просто заботливо говорить: иди, поспи.
Лечение музыкой
Периодически во мне прорывается вокалист. Когда регентую, часто ловлю себя на желании просто встать и попеть. Поэтому я хожу на репетиции в ансамбль старинной музыки «Алиенор», который организовал выпускник консерватории Василий Васин, и просто пою. Василий Васин и Алексей Кремаренко оба поют в церковных хорах (Василий – в Петропавловском храме, Алексей – в архиерейском хоре Духовской церкви) и, как и я, по образованию музыковеды, а Алексей еще и композитор. Нас объединяет любовь к истории музыкального искусства.
Как музыковеду, мне также важна просветительская сторона моей деятельности.
Музыка – то, что нас вдохновляет, помогает радостно существовать
Почему в храме мы поем и 19-й, и 20-й, и 17-й, и 16-й век, и знаменное пение? Потому что люди должны знать, что это наша история, и что в храме в разные периоды звучание и стилистика были различными. И ансамбль «Алиенор» тоже несет в себе эту функцию.
Нам всего полтора года, но нас уже приглашают выступать в консерваторию, в музей Радищева. А началось все с древнерусского крюкового пения, когда мы попробовали исполнить древнерусскую литургию. Эта музыка – то, что нас вдохновляет, помогает нам радостно существовать.
Что в моей жизни еще есть, помимо пения? Надо сказать, что изначально я хотела быть врачом, но моя мама, которая была медсестрой, сказала, что врача из меня не получится. Я расстроилась, но была девочкой послушной, с мамой согласилась и ушла в музыку. Однако желание лечить людей жило во мне и не уходило. В итоге я немножко массажист, а с недавнего времени еще и студент факультета психологии Волгоградского госуниверситета, получаю второе высшее образование. Я стараюсь не останавливаться на достигнутом, придерживаюсь принципа «остановишься – замерзнешь». Есть мысли заниматься музыкальной публицистикой. Несмотря на свою любовь к вокалу, я не жалею, что выучилась на музыковеда. Музыковедение дает более глубокое понимание музыкальных структур, исторических контекстов.
Свое желание помогать людям через музыку реализую – пришла к выводу, что музыка тоже имеет лечебные свойства: ты и музыкант, и врач в одном лице.
Источник