Что значит объем продаж за год

Товарооборот — методы расчета и контроля

Товарооборот — это объем продаж компании период N. Также под этим понятием подразумевают обращение продукции, сырья и материалов. В него входят все категории товаров, продажей которых занимается компания.

Расчет товарооборота помогает планировать продажи, выстраивать стратегию компании и принимать управленческие решения. Чтобы анализ товарооборота был точнее, его делят на виды. Такой раздельный анализ помогает оценить рентабельность разных каналов сбыта.

Выделяют товарооборот двух видов:

  • Розничный — от него зависит валовый доход и прибыль. Он помогает определить эффективность работы компании.
  • Оптовый — включает продажи производителей и посредников. Это необходимо для дальнейшего применения в коммерческом обороте.

Товарооборот помогает оценить роль предприятия на потребительском рынке. В его формулу включена денежная выручка за проданные товары.

Рассмотрим виды товарооборота немного подробнее. Розничный товарооборот состоит из всей массы товаров, которые получает потребитель через магазины, киоски на рынках, торговые сети и другие каналы. Сюда же относятся услуги образовательных, медицинских и социальных учреждений. Оплата покупок при этом может выполняться как за наличные средства, так и с помощью безналичного расчета. Объем товарооборота равен сумме всех проданных товаров, без оглядки на сроки их оплаты и наличия рассрочки.

Розничный товарооборот делится по видам торговых площадок:

продукция, продаваемая, обычные магазины; интернет-магазины; передвижные точки и т.д.

Также розничная торговля классифицируется по формам обслуживания. Она делится на:

  • продажу через прилавок;
  • самообслуживание;
  • курьерскую доставку;
  • получение заказа на почте.
Читайте также:  Что значит кличка багира

В оптовый входят товары, покупаемые для перепродажи или использования в рамках производства. При этом покупка может совершаться как частными лицами, так и организациями: продажи определяются как оптовые только за счет количества проданной продукции.

Показатели товарооборота

Все виды отчетности требуют следующие показатели:

  1. Объем: его расчет производится на основании выручки от продаж в единицу времени.
  2. Структура товарного ассортимента — этот показатель определяет выбор товарной политики. Ассортимент должен обеспечивать стабильный уровень прибыли и заинтересовывать потребителя в покупках.
  3. Скорость товарооборота. Она показывает число дней, необходимое для продажи усредненного количества товаров. Чем показатель меньше, тем лучше, ведь издержки на хранение товара сокращается. Определяется он как соотношение числа дней в отчетном периоде к товарообороту в этом периоде.
  4. Ритмичность продаж — идеально, когда продажи равномерны, без резких взлетов и падений спроса. Чтобы работа компании была эффективной, нужно знать, сколько товара иметь каждый день, какой должен быть запас продукции на складе и т.д. Резкое увеличение спроса может навредить имиджу компании: покупатель не готов ждать доставку товара, если уже пришел в магазин, ему он нужен здесь и сейчас; в противном случае он уходит к конкурентам.

Иногда используются и другие данные. Например, товарооборот, который делает каждый продавец магазина. Это может понадобиться для определения эффективности работы сотрудников торговой точки.

Зачем рассчитывать товарооборот

Товарооборот — индикатор успешности бизнеса. Сравнивая показатели за разные отрезки времени, можно оценить, развивается компания или наоборот, ее эффективность идет на снижение. Также показатель товарооборота помогает оценить:

  • помогают ли проводимые маркетинговые акции увеличению продаж;
  • влияет ли на бизнес сезон, мировые события, курсы валют и т.д.;
  • влияет ли на бизнес ассортимент; соответствуют ли планируемые темпы развития компании фактическим.

Показатель товарооборота позволяет выстроить стратегию продаж и с высокой точность спрогнозировать развитие компании. Единственный недостаток показателя в том, что он не отражает прибыль. Даже если товарооборот достаточно большой, компания может терпеть убытки. Поэтому если необходимо узнать рентабельность бизнеса, основывать расчеты на товарообороте не стоит. Лучше принять во внимание другие показатели, например, маржинальность.

Формула товарооборота

Т = сумма (P*Q)
где P — цена одного товара, а Q — количество этих товаров.

Контроль товарооборота: популярные методы

  • Ручной: подойдет для магазинов с небогатым выбором товаров. Для него потребуется всего 3 предмета: тетрадь, ручка и калькулятор. Расчеты основываются на данных из накладных и счетов от поставщиков, аналитической информации из онлайн-кассы и т.д. Преимущества метода в скорости обработки данных, стоимости и простоты метода. Недостаток в ненадежности метода: тетрадь может быть утеряна, а расчеты, выполненные вручную, не всегда точны.
  • Расчет в Excel. Есть шаблоны для расчета товарооборота, которые содержат встроенные формулы. Для расчетов нужно лишь вводить первичные данные. Преимущества метода в том, что доступ к документу может иметь кто угодно, есть возможность перенести расчеты в онлайн, можно править информацию, а данные сохраняются длительное время. В числе значимого недостатка — ограниченный функционал: программа не справится со сложными расчетами
  • Программы для товароучета. Универсальный метод. Для него нужен специальный софт, который позволяет вести развернутую аналитику продаж, показывать количество средств в обороте и т.д. Преимущества метода перечислять смысла нет, их очень много. Из недостатков же — стоимость таких программ и необходимость обучения персонала.

Анализ показателей товарооборота: зачем это нужно

Анализ показателей товарооборота необходим по следующим причинам:

  1. Можно оценить результаты работы магазина. Показатели товарооборота позволяют оценить объем продаж и рентабельность каждой точки. Это нужно для подготовки ассортимента, определения цен и разработки маркетинговых мероприятий.
  2. Помогает оценить соответствие запланированных объемам продаж реальным. Если ситуация не оправдывает ожиданий, нужно найти причины снижения продаж.
  3. Позволяет определить минимально необходимые товарные запасы с учетом ряда факторов. Анализ скорости обращения товаров позволяет подготовить нужный объем запасов, который предотвратит дефицит продукции.

Анализировать показатели можно как раз в неделю, так и раз в год — периодичность зависит от потребностей компании. Сравнение лучше проводить в рамках года: это позволяет оценить разницу в товарообороте по сезонам.

Также нужно сравнить показатели с показателями прошлых лет. Динамика цен помогает ценить изменение объемов реализации продукции.

Пример анализа товарооборота компании

Предположим, компания производит мебель. Ежемесячно производится 50 диванов по 100 тыс. руб, 30 столов по 20 тыс. руб., 100 кресел по 40 тыс. руб. В среднем продается по 30 диванов, 15 столов, 60 кресел. Выручка компании составляет:

30*100 тыс. + 15*20 тыс. + 60*40 тыс. = 5 700 000

Больше всего продаж осуществляется через партнеров, оставшаяся — своими силами. Цель — увеличить поток продаж, т.к. на складе остается много мебели. Сделать это нужно через дилеров, обязав их продавать установленное число продукции. Партнерам будет предложено представительство, с приоритетом в поставках и отсрочками платежа. Это позволит получать больше прибыли, так как вся изготовленная продукция будет реализована.

В дальнейшем можно будет говорить о расширении ассортимента и наращивании объемов производства.

Способы увеличения товарооборота

  • Проведение исследования. Прежде всего стоит проанализировать продажи компании за последний год. Нужно проследить зависимость объемов продаж от пополнения ассортимента, снижения цен, проведения маркетинговых мероприятий. Здесь большую роль играют даже мелочи: проследите за всеми изменениями в политике ведения дел, и тогда получится выявить, что принесло наибольший результат.
  • Анализ конкурентов в нише. Почему-то мало кто смотрит за действиями конкурентов, считая, что равнять на них не стоит. Может, это и правильно, и действовать нужно своими способами, однако кто владеет ситуацией, тот владеет миром. Проследите за ближайшими конкурентами и узнайте, как они повышают свой товарооборот. Их идеи могут стать основой для ваших решений.
  • Расширение бизнеса или его переезд. Если у магазина нет большого потока покупателей, стоит перенести его на место с лучшей проходимостью. Еще один вариант — расширение бизнеса посредством представления продукции в интернете.
  • Работа с клиентской базой. Если она отсутствует, это повод ее завести. Посмотрите, кто из клиентов давно к вам не наведывался, свяжитесь с ним и расскажите о новых акциях, опишите новинки.
  • Считается, что пришедший 4 раза клиент становится постоянным. Как заставить его раз за разом покупать? Предлагайте подарочные сертификаты, не забывайте поздравлять с праздниками (конечно, предлагая приятные бонусы) и т.д. Придумайте стимул для клиента, перед которым он не сможет устоять.
  • Сарафанное радио. Позвоните клиенту после того, как он купил. Поинтересуйтесь, доволен ли он покупкой, все ли его устраивает. Если нет — предложите свою помощь. Серьезно, это способно положительно повлиять на товарооборот. Довольный клиент расскажет о вас своим друзьям, о магазине узнает больше людей. А как это повлияет на прибыль — додумайте сами.
  • Проработайте внешний вид продукции и торговой точки. Это важно. Помещение должно быть ухоженным, страница в соцсетях стильной и интересной. Каждая деталь важна!

Таким образом, товарооборот — важный показатель для бизнеса. Причем необязательно компания должна работать в продажах. Контроль товарооборота способен предостеречь от многих управленческих ошибок и помочь наметить правильный курс для развития бизнеса.

Источник

Что такое объем продаж и как рассчитать показатель

Основным показателем успеха деятельности компании является показатель объема продаж.

Он выражается в фактическом количестве реализованных товаров или сумме денег, поступивших на счёт после реализации товаров.

Прочитав эту статью, вы узнаете все про объем продаж — что это такое и как рассчитать показатель.

Общие сведения

В бухгалтерском анализе рассчитывают чистый, валовый, критический и целевой объем продаж. Показатель нужен при анализе затрат, прибыли, точки безубыточности. Главным показателем является объем продаж организации, отражающий итоги ее работы. Он даёт информацию о том, какое количество товаров сделала и продала организация. От результата расчета зависит прибыль и цена бизнеса.

Объем продаж (ОП) является результатом деятельности организации, представленный суммой выручки, которая получена за рассматриваемый промежуток времени продажи товаров.

СПРАВКА! В финансовом анализе объем продаж выражается в денежных единицах, например, рублях, долларах, евро и других. Но для управленческого учёта можно пользоваться и натуральными единицами (штуками, килограммами, метрами и так далее).

Показатель объема продаж наиболее удобно рассматривать как реальная сумма денежных средств, поступившая на счёт организации в течение конкретного периода времени.

Затем на основе полученного показателя, рассчитываются остальные:

  1. При вычитании из объема продаж себестоимость продукции, получится показатель валовой прибыли. Он более точно показывает эффективность деятельности фирмы.
  2. При сопоставлении индикатора с переменными и постоянными затратами, получают точку безубыточности.

ВАЖНО! Анализируя объем продаж, нельзя сопоставлять его с показателями других организаций или среднеотраслевым значением. Его можно сравнивать только с результатами работы той же организации за прошлые периоды или плановыми ориентирами.

Коэффициент объема продаж уменьшается, если:

— уменьшается число проданных товаров;

— уменьшается цена за одну единицу товара.

Коэффициент объема продаж увеличивается, если:

— увеличивается количество реализованных товаров;

— растет цена за одну единицу товара.

Объем продаж выражает не только результаты деятельности компании, но и ситуацию на рынке. К примеру, если спрос на товар уменьшается, появился хороший заменитель, вступили в силу законы-ограничения, то он будет уменьшаться.

Классификация

Сегодня имеется несколько видов показателя объема продаж:

  1. Валовый — сумма продаж за конкретный период по полным ценам. Здесь не учитываются возвраты, скидки и другие поправки.
  2. Чистый — предыдущий (валовый) показатель с вычетом скидок, льгот, возвратов и других поправок. Этот показатель помогает использовать его при расчете оценки эффективности работы организации и прогнозировании.
  3. Целевой — этот показатель получают расчетным путем на основании данных о целевой прибыли.
  4. Критический — самый минимально возможный показатель, при котором компания может избежать убытков, даже при неблагоприятном спросе.

Расчет объема продаж

Для этого расчета не хватает информации из публичной финансовой отчётности фирмы.

ОП = (УПЗ + EBIT)/(Цед — Пред), где

УПЗ — сумма условно-постоянных затрат (это такие расходы, которые не меняются даже при изменении объема выпуска продукции);

ЕBIT — прибыль до налогообложения;

Цед — цена за одну единицу товара;

Пред — переменные затраты на единицу продукции (затраты, которые могут варьироваться вместе с изменением объема выпуска продукции).

Значение ОП и его анализ

По той причине, что в формуле расчета объема продаж присутствуют различные показатели, то он нужен для анализа:

— изменения реального объема продаж;

— динамики изменения цен;

— непостоянство затрат на производство и сбыт;

— спроса на ранке и других.

ВАЖНО! Совокупный объем продаж — абсолютный показатель. Сравнивать его можно с данными конкурентов, если брать в расчет оценку рыночных долей. В других случаях нужно анализировать динамику объема продаж и его близость к целевому значению.

Не существует общего для всех значения объема продаж. Любая организация сама для себя определяет целевые значения и критический объем продаж, становящиеся ориентирами изменения показателя.

Для того, чтобы узнать, как рассчитать критический объем продаж, пользуются следующей формулой:

КОП = УПЗ/(Цед-Пред),

потому что прибыль в точке безубыточности = 0.

Пример расчета коэффициента

Для того, чтобы понять принцип применения расчета ОП на практике, рассмотрим пример. Для этого возьмем фирму, которая продает известную модель камер видеонаблюдения.

В случае продажи фирмой нескольких видов товаров, имеющими разные затраты и цены, объем продаж должен рассчитываться для каждого из них отдельно.

Пример «Расчет объема продаж для фирмы по продаже камер видеонаблюдения»

2017 2018 2019
Прибыль до вычета налогов, тыс.руб. 370 392 401
Цена за 1 штуку товара, тыс.руб. 18 19 22
Пред на единицу продукции, тыс.руб. 10 10 12
УПЗ, тыс.руб. 52 55 60
Объем продаж, тыс.руб. 52,75 49,67 46,10

Исходя из таблицы, понятно, что за три года у рассматриваемой компании снижается объем продаж. Такая тенденция проходит на фоне увеличения прибыли до уплаты налогов и стоимости единицы продукции. Поэтому, отсюда становится ясно, что причина кроется в уменьшении количества реализованной продукции.

Также заметно, что критический объем выпуска у рассматриваемой фирмы варьируется с годами.

СПРАВКА! Пока реальное значение объема продаж не будет близко к критическому значению, начинать какие-то действия не нужно, однако уже нужно следить за сложившейся неблагоприятной тенденцией.

Начальство организации в обязательном порядке должно владеть актуальной информацией о показателе объема продаж. Это необходимо для обеспечения его положительной динамики и нахождения в списке лидеров выбранной сферы. Анализ продаж способствует тому, чтобы продавать только те товары, которые являются рентабельными и пользуются спросом.

Источник

Оцените статью