Что значит объективное время

Объективное и субъективное время

Проблема времени является одним из важнейших вопросов философии и психологии.

Время – это физическая величина, но вместе с тем она обладает философским смыслом.

Время можно разделить на объективное и субъективное.

Именно неповторяемость и необратимость являются одними из основных свойств времени. По своей сути время – это процесс изменения, превращения, смены одних явлений другими.

Объективное время— это форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов, последовательную смену их состояний, т.е. изменение и развитие. Время образует не только временной порядок, но и выражает каузальный (причинный) строй Вселенной. Всеобщность времени означает, что оно присуще всем структурам универсума, но на каждом уровне организации материи проявляет себя специфично. В связи с этим говорят о времени микро- , макро- и мегамира, живой (биологическое и психологическое время) и социально организованной материи (социальное время). Объективность времени означает, что время пронизывает все структуры универ-

сума, независимо от возможности восприятия или отсутствия таковой.

К существенным характеристикам времени относят однонаправленность (векторность), одномерность, необратимость. Эти свойства, кстати, до сих пор не получили достаточного обоснования. Здесь уместно вспомнить о парадоксе времени, который был сформулирован еще Аристотелем и дополнен Августином Блаженным. Аристотель рассуждал: «Прошлое не существует уже, будущее не существует еще, следовательно, актуально существует лишь настоящее». Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное длительности мгновение, то тогда правомерен вывод Бл. Августина о том, что настоящее тоже не существует. Таким образом, оказывается, что время вообще не обладает реальностью. Этот ложный вывод об исчезновении времени вытекает из предположения, что время существует вне материальных объектов.

Читайте также:  Рельсу звонить что значит

Время как метризованная длительность имеет огромное значение в жизни человека. Индивид включен во временные процессы и как наблюдатель, й как участник, а ход и течение событий становятся во многом зависимы от него.Понятие субъективного времени отражает эту зависимость. Если над физическим временем человек не властен, то организация собственной жизнедеятельности, ее ритмика зависят от человека. Человек раскрывается во времени, стремится использовать время с пользой, эффективно, рационально. С точки зрения ретроспективного анализа все события выстраиваются в цепочку линейной зависимости, где жестко и однозначно прослеживается связь между прошлым, настоящим и будущим, но стоит только обратить свои взоры в будущее, становится ясно, что будущее не является наперед заданным состоянием, оно зависит от человеческой деятельности, от его выбора. На будущее можно влиять, его можно строить и изменять. Немецкий философ науки Ганс Рейхенбах отмечал в этой связи, что мы не можем изменить прошлое, но мы можем изменить будущее. Мы можем иметь протоколы прошлого, но не будущего.

Важно отметить, что существование человека как (а) сложной макросистемы, (б) живого организма и (в) социального существа протекает как бы в разных временных масштабах с разными относительно друг друга скоростями при наличии единого эталонного физического времени.

Субъективное время — это качественно отличная от объективного времени метризованная длительность, которая отражает в нашем сознании на основании информационного объема психологической памяти цепочку состоявшихся, существующих и ожидаемых событий и состояний. Оно психологизировано и зависит от интенсивности внутренних ощущений, опыта души, памяти и воображения человека, его темперамента. Субъективное время, воспроизводя информационные образы, указывает не столько на физическое существование в прошлом и настоящем событий и процессов, сколько на их значение для человека.

В рамках субъективного времени различается концептуальное и перцептуальное (от лат. регсерtio — восприятие) отражение времени. Концептуальное отражение происходит с помощью наших знаний и представлений. Перцептуальное отражение времени — это ощущение времени в чувственном восприятии людей. Субъективное время, так же как и объективно-физическое, имеет размерность: прошлое, настоящее, будущее, с той лишь разницей, что в нем возможна информационно-виртуальная инверсия, когда человек, реально и физически пребывая в настоящем, может «окунуться» в детство, вновь пережить первую любовь, почувствовать горечь возможных потерь и т.д. Субъективному времени присуща возможность движения по стреле времени от момента настоящего к прошлому и будущему, либо многократное воспроизведение в переживаниях событий настоящего. Субъективное время вносит в реально происходящие процессы значимость и оценку, эмоциональность и интенсивность переживания. Оно принципиально неравномерно, в нем нет единственной истинной меры длительности.

Следы от исчезнувших, «ушедших в прошлое» событий и состояний остаются в нейронных структурах головного мозга и могут быть «разархивизированы» (от слова «архив) и активизированы. Творец кибернетики Н. Винер высказывал гипотезу, что интуиция времени у человека связана с ритмами его мозга, в частности, с альфа-ритмом, характеризующим его активность.

Субъективное время восприятия настоящего В.Вундт объяснял как «единомоментальное восприятие» ряда последовательных событий (можно сказать, что речь идет о сканировании временной длительности). Человек не осознает и не воспринимает ежесекундной дискретности времени, напротив, он чувствует себя окруженным временной континуальностью, т.е. постоянным временным потоком. Квант субъективного времени может быть наполнен как информационным посланием из прошлого, так и содержать в себе посыл в будущее. Во внутренней субъективной реальности человек с легкостью «перемещается во времени», а потому мгновение, оставаясь мгновением, оказывается текущим и длящимся, что особенно характерно для состояний, получивших название «двуколейности переживаний», когда стресс оказывается столь силен, что человек воспринимает моменты прошедшей жизни как поток переживаний, сопровождающий непосредственно текущее настоящее.
Постижению характеристик и особенностей субъективного времени отводили значительное место в своих учениях выдающиеся философы XX века А.Бергсон, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, О.Шпенглер и другие. О внутреннем чувстве времени, его «длении» первым в начале XX века заговорил французский философ А. Бергсон. Именно это время, носителем которого является субъект, он считал истинным. Внешнее время истолковывалось им как причастность окружающего мира к внутренней длительности. О.Шпенглер в книге «Закат Европы» также отмечал, что словом «время» обозначается нечто личное, нечто такое, что ощущается с внутренней достоверностью, как противоположность тому чужому, которое вмешивается в нашу жизнь. Э. Гуссерль ввел понятия «времени-сознания», «имманентного времени потока познания», сопровождаемого переживаниями.

Наибольшее влияние на философскую мысль ХХ века и работа Хайдеггера «Бытие и время». В ней он ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался забытым в традиционной европейской философии, Хайдеггер раскрывает смысл бытия через анализ человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия. Согласно Хайдеггеру, онтологическую основу человеческого существования составляет его конечность, временность, поэтому время должно быть исследовано как самая существенная характеристика бытия.

Человек не вечен, в рамках жизни человек должен реализовать себя и понять мир, следовательно каждый момент жизни очень важен для его личности. М. Хайдеггер говорил о «временности присутствия» как способе бытия конечного человека. В этой «временности присутствия» раскрывается сам человек и для него раскрывает мир.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Объективное и субъективное время

Проблема времени является одним из важнейших вопросов философии и психологии.

Время – это физическая величина, но вместе с тем она обладает философским смыслом.

Время можно разделить на объективное и субъективное.

Объективное время – это так называемая «река времени», парадоксальным образом не имеющая ни истока, ни конца.

Субъективное время – это отдельная жизнь. Это та же река времени, но её истоком является момент рождения человека или какого-либо другого существа, а завершением – смерть, которая обязательно наступит в соответствующее время и в соответствующем месте.

Психология субъективного времени выражается восприятием личности того процесса, который выражается в последовательной смене жизненных этапов. При преодолении очередного этапа возникает стремление к созданию следующего, достижение очередной цели служит толчком к движению к следующей, третьей, и так до бесконечности.

Субъективное время разделено на промежутки, растянуто от числа к числу, от даты к дате. Промежутки эти лишь отчасти напоминают шкалу на линейке, циферблат часов – в психологической реальности одни и те же объективно длительности могут отличаться друг от друга в сотни раз.

Оно вливается в поток объективного, находится в общем потоке, одновременно противостоя ему, живя собственной жизнью.

Субъективное время вписано в объективное, но их нельзя отождествлять, их можно лишь сравнивать и проводить между ними параллели.

Поток объективного времени включает в себя огромное множество меньших по размеру потоков субъективного времени. Миллионы, миллиарды жизней отдельных людей в сумме составляют историю всего человечества, историю, которая никогда и нигде не повторится, равно как не повторится ни одна из человеческих жизней.

Именно неповторяемость и необратимость являются одними из основных свойств времени. По своей сути время – это процесс изменения, превращения, смены одних явлений другими. Жизни и судьбы одних людей сменяют жизни и судьбы других и составляют судьбу всего человечества. И ни одна судьба не повторяет другую судьбу. Каждому человеку даётся лишь одна жизнь и единственный шанс прожить эту жизнь так, как он решит. Возможность прожить жизнь иначе на этой планете или на какой-либо другой не представляется ни одному человеку. Делая выбор, мы порой понимаем, что наше решение может изменить ход всей дальнейшей жизни. Но не в наших силах принять другое решение, учесть свои ошибки, изменить действия и прожить жизнь заново. Не в наших силах прожить третью, четвёртую жизни с учётом ошибок предыдущих жизней.

Идея вечного возвращения в отрицании заключается в том, что жизнь, которая не повторяется, ничтожна, призрачна, она подобна тени. Незначительные события канут в Лету, не оставив после себя следа в истории; в то время как события, перевернувшие мир, изменившие ситуацию в каком-либо государстве, оставят глубокие отпечатки в истории человечества. Если бы эти события повторялись бессчётное число раз, то они, несомненно, перестали бы играть столь большую роль в истории. Аналогичное происходило бы и с великими полководцами, революционерами, учёными, писателями. Если бы их жизни вновь и вновь повторялись, то достижения, принадлежащие им, ценились бы нами гораздо меньше.

Если бы каждое мгновение нашей жизни бесконечно повторялось, мы были бы прикованы к вечности. Время есть как бы распавшаяся вечность, и в этой распавшейся вечности неуловима ни одна из распавшихся частей: ни прошлое, ни настоящее, ни будущее. «Человеческая судьба осуществляется в этой распавшейся вечности, в этой страшной реальности времени и вместе с тем призрачности прошлого, настоящего и будущего», т.к. «прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее распадается на прошлое и будущее и неуловимо».

Н.А.Бердяев говорил, что время не реально, призрачно. Мы считаем минуты, часы, дни, годы, столетия, т.е. одним словом, время, даже не осознавая до конца, что оно есть на самом деле и существует ли вообще. Но все эти годы и столетия, а вместе с ними все наши жизни и судьбы уходят в прошлое, становятся частичкой истории и вливаются в тот огромный поток, название которому вечность.

Источник

Психология времени (хронопсихология)

Учебное пособие предназначено для проведения занятий и самостоятельной работы студентов по курсу психологии. Обобщаются положения и выводы научного направления хронопсихологии. Анализируются вопросы субъективности времени, сенсорного восприятия и когнитивной обработки темпоральной информации, закономерностей и взаимосвязей биологического, психологического и социального времени, вопросы жизненного пути личности и временной перспективы. Особое внимание уделено методам и методикам исследования психологического времени, эффективным способам использования психологических закономерностей в управлении временем. Пособие является проводником по истории понимания времени в психологической науке и освещает комплексный системный подход к изучению хронопсихологии.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Философия времени: объективное и субъективное время
  • Глава 2. Проблематика психологии времени

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология времени (хронопсихология) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Философия времени: объективное и субъективное время

Несмотря на то, что предметом данного учебного пособия является психология времени, необходимо уделить некоторое внимание философии времени в науке. Это необходимо потому, что структура нашего подхода ко всей проблеме психологии времени, который представлен в этом пособии, строится на определенной методологии — системе принципов и подходов к рассмотрению проблемы. Изложенные далее в тексте пособия теории, гипотезы, результаты практических исследований — все это «нанизано» на определенную линию развития психологии времени (хронопсихологии). Этот сюжет, разумеется, возник не сразу, а развивался постепенно. Об этом и пойдет речь в этой и в следующей главе — они посвящены философии времени и развитию знаний о психологии времени (уже в более узком русле — психологической науки).

Значение слова. Основные смысловые значения слова «время» можно представить как:

— фундаментальная категория, связанная с изменениями состояния, длительностью, последовательностью (например: квантовое время);

— конкретный момент на оси времени (например: московское время 12:00);

— промежуток между двумя состояниями, отрезок на оси времени (например: время игры — 15 минут);

— определенная пора, характеризуемая чем-либо (например: время обеда);

— исторический период, эпоха жизни человека, народа, человечества (например: время перемен);

— благоприятный момент (например: время действовать);

— грамматическая категория, определяющая временную соотнесенность речевого акта с описываемым (например: будущее время).

Этимология. Слово время происходит от праславянского vermę̀, от которого в свою очередь произошли: древне-русское веремя, старо-славянское врѣмѧ, русское время. Родственно древне-индийскому vártma «колея, дорога, желоб», сюда же верте́ть. Древне-греческое: καιρός (благоприятный момент), χρόνος (время).

Аспекты рассмотрения понятия времени. Философские представления о времени отличаются (не тождественны) от физических теорий времени, а также концепций, выдвигаемых психологами относительно времени психического. Обычно различают следующие аспекты понимания времени:

— время концептуальное (абстрактное, математическое, моделирующее пространственно-временные отношения);

— топологическое время (выражает временные отношения через свойства: постоянство, беспрерывность, связность, порядковость, направленность);

— время физическое (реальное — выражает долготу и продолжительность в пространстве-времени);

— время психическое (представленность времени в психике — собственно, предмет психологии времени).

Базовые научные концепции времени. Основные положения относительно природы времени в науке классифицированы в четыре основные концепции времени, рассмотрим кратко каждую из них.

1. Субстанциальная концепция. Предполагает, что время является отдельным от объектов реальности. Согласно этой концепции, время (как и пространство, и материя), абсолютно и неизменно, независимо от изменений. Это — фон, сопровождающий бытие. По И. Ньютону, источник времени — внешний (Бог), а по И. Канту — внутренний («время — форма внутреннего чувства…, принадлежит субъекту, который их созерцает»). Кант писал: «один и тот же промежуток времени, который для одного рода существ кажется лишь мгновением, для другого может оказаться весьма продолжительным временем», мы видим, что время — это внутреннее чувство (переживаемое всеми по-разному), вместе с тем, существующее объективно.

2. Реляционная концепция времени. Время — лишь свойство изменения объектов и сопровождает их относительно, как индикатор их трансформаций. Лейбниц полагал, что пространство — это порядок совместного существования вещей, а время — последовательность их совместного существования. В современной специальной теории относительности, время рассматривается как система отношений между физическими событиями и телами (пространство-время — это множество всех событий, связанных общей системой отношений).

3. Статическая концепция. Существует одновременное множество всех событий. Мы лишь встречаемся с какими-то из них и фиксируем как настоящее. Стрелы времени нет, пространственно-временное разнообразие универсально и одновременно. Близка этой концепции теория презентизма. Согласно ей, мы не можем говорить, что прошлое существует: оно уже ушло и его нет. Египетские пирамиды мы видим, и они есть, а подвигов египетских фараонов не существует в принципе — они уже завершены. Это «жизнь в настоящем». Эта идея пронизывает произведение Р. Баха «Единственная».

4. Динамическая концепция. Стрела времени (прямая ось, протянутая из прошлого в будущее) существует, все события распределены от прошлых к будущим. Прошлое влияет на будущее по принципу преемственности, Вселенная существует от Большого взрыва к настоящему моменту. Близка этой концепции теория этернализма: прошлое, настоящее и будушее реальны, как существуют египетские пирамиды, так же существуют и подвиги египетских фараонов. Мы постоянно «обнаруживаем себя» в разные моменты, однако, чувствуя единство «Я-прошлого», «Я-настоящего» и «Я-будущего». Все моменты линии времени одинаково значимы, и могут являться точкой отсчета для наблюдения. Можем ли мы вспомнить будущие события, являются ли они для нас значимыми? Этернализм отвечает на этот вопрос утвердительно, а течение времени (стрелу времени) называет лишь субъективной иллюзией.

Основные свойства времени. Среди свойств времени следует упомянуть:

1. Вечность. Это свойство времени топологическое, то есть, сохраняющееся при любых преобразованиях объекта. В той или иной форме мир существует вечно, соответственно, и время вечно. Однако, для тех или иных объектов время возникает, то есть, имеет свое начало. Так, мир вечен и начала времени не имеет, но время для конкретной вещи имеет свое начало, точку отсчета.

2. Непрерывность. Время не может быть разделено на независимые друг от друга периоды. Здесь необходимо упомянуть знаменитую парадоксальную задачу (апории) Зенона о стреле и апорию об Ахилле и черепахе. Как бы быстро ни умел бегать Ахилл, он все равно не догонит медленно ползущую черепаху: для этого ему нужно пройти половину расстояния, отделяющего его от черепахи, а чтобы пройти половину, нужно пройти четверть и так далее. В результате, если делить расстояние на этапы соревнования до бесконечности, Ахилл вообще не сдвинется с места. Эта апория имеет в основе допущение, что время прерывно («время состоит из отдельных «теперь», как справедливо подметил Аристотель). Если же мыслим о времени как непрерывном, то не возникнет каких-то независимых этапов бега, а апория, таким образом, решается. В природе нет физического аналога математическим (отвлеченным) понятиям «момент времени» (как и «точка пространства»).

3. Направленность. Время необратимо в смысле того, что прошлое не повторимо, изменения постоянно происходят и неизбежны. Этот феномен называется «стрела времени» — непрерывность и направленность хода времени. Еще один термин — «анизотропия» — необратимость процессов, происходящих во времени. С другой стороны, психика наделена способностью припоминать прошлое, что позволяет с определенными оговорками обсуждать феномен обратимости субъективного времени.

4. Длительность. Это свойство времени метрическое, связанное с измерением. Время имеет свою продолжительность, оно длится как процесс. Мы можем измерить длительность времени с помощью приборов, сравнивая различные длительности. С другой стороны, время имеет моментальность — мгновения. Так мы говорим о том, что что-то существует, опираясь на текущее мгновение — в данный момент («сейчас») мы наблюдаем существование объекта.

Время в классической физике. Классическая физика представляет ось времени как прямую, моменты времени располагаются на одной временной координате. Объекты не оказывают на время никакого влияния, оно течет само по себе. И. Ньютон разделяет время абсолютное (математическое) — длительность, и относительное (воспринимаемое чувствами). Данное представление не соответствует физической природе времени, однако используется, например, в шкале Всемирного времени и в простых научных моделях.

Время в неклассической науке. Этап неклассической науки, начавшийся с изучения теории относительности (А. Эйнштейн, А. Пуанкаре, Г. Лоренц и др.), задал новый подход к пониманию времени. Так, специальная теория относительности утверждает, что время не является одинаковым в разных ИСО — инерциальных системах отсчета (это такая система, относительно которой объект, не подверженный внешним воздействиям, движется равномерно и прямолинейно). Так, свет будет проходить между двумя точками одной ИСО за одно время, а в другой ИСО за то же самое время — другое расстояние. Время движущихся объектов течет медленнее (релятивистское замедление времени), эффект замедления времени обусловлен только скоростью объекта. Известный парадокс рассматривает историю двух близнецов — один из них отправляется в космический полет, его время течет медленнее, и, когда он вернется на Землю, его часы будут отставать. В продолжение парадокса, можно сказать, что и сам брат-путешественник будет моложе, чем его «земной» близнец. Оказывается, что для решения вопроса о возникновении и необратимости времени необходимо ввести позицию наблюдателя (об этом пишет Фон Нейман). Внутреннее время, очевидно, возникает в сложных (открытых, удаленных от состояния равновесия) системах. И. Пригожин пишет: «… мы рассматриваем себя как высокоразвитую разновидность диссипативных структур и «объективно» обосновываем различие между прошлым и будущим, введенное в самом начале». Человек и природа не существуют во времени, а обладают временными свойствами.

Квантовая концепция времени. Гипотезы, предложенные современными учеными (С. Ллойд, руководитель Центра экстремальной квантовой теории информации (хС)1Т) Массачусетского технологического института и др.), предполагают, что время — феномен, который появляется в реальности благодаря квантовым эффектам (запутывание частиц). Поскольку частицы все больше запутываются друг с другом, информация, которая их описывала, переходит на описание системы запутанных частиц в целом. В этот момент частицы переходят в состояние равновесия, их состояния перестают меняться. Вещи становятся более взаимосвязаны. Стрела времени — это стрела роста корреляций.

Источник

Оцените статью