Что значит носила власяницу

Значение слова «власяница»

ВЛАСЯНИ́ЦА, -ы, ж. Грубая волосяная одежда, которую носили на голом теле отшельники, монахи в знак смирения. И в монастырь уединенный Ее родные отвезли, И власяницею смиренной Грудь молодую облекли. Лермонтов, Демон.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Власяни́ца (также вре́тище), церков.-слав.

длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти.

то же, что и вре́тище, тёмного цвета грубая ткань из козьей шерсти, в виде мешка, надевавшаяся в знак печали.

В наше время власяница — это длинная рубашка из простой ткани, часть православного монашеского одеяния, которая в первую очередь надевается монахом во время монашеского пострига. В прошлом власяница ткалась из верблюжьего волоса или овечьей шерсти и надевалась на голое тело, причём жёсткая шерсть постоянно кололась, напоминая монаху о терпении и смирении.

ВЛАСЯНИ’ЦА, ы, ж. (церк.). Аскетическая грубая одежда из волос какого-н. животного. Власяницею смиренной грудь молодую облекли. Лрмнтв.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

власяни́ца

1. устар. грубая, состоящая из волос какого-нибудь животного одежда монаха, отшельника, ведущего аскетическую жизнь ◆ Разделите одежды мои: епископу Афанасию отдайте одну милоть и подостланную подо мною одежду — она им мне дана новая и у меня обветшала, а епископу Серапиону отдайте другую милоть, власяницу возьмите себе. Афанасий Великий, «Житие преподобного Антония Великого», 2014 г.

2. устар. темного цвета грубая ткань из козьей шерсти, в виде мешка, надевавшаяся в знак печали

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: простительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Власяница: в чем был секрет рубашки православных старцев «для умерщвления плоти»

Православные старцы полагали, что для совершенствования в христианской жизни необходимо прибегать к практике «умерщвления плоти», суть которой заключалась не столько в наказании тела, сколько в проявлении сочувствия к страданиям человечества и отдельного человека, на протяжении всей истории и жизни каждого. Одним из распространённых способов уязвления тела ради духовного знания считалось ношение рубашки-власяницы.

Власяница

Упоминающаяся ещё в текстах Ветхого Завета власяница, которую носили древние пророки, с течением времени стала знаковой одеждой подвижников и аскетов православия.

Иначе именуемая вретищем, она представляла собой длинную мешковатую рубашку, сшитую из грубой ткани, которая изготавливалась из необработанной шерсти или волос козы.

Ужасно коловшаяся и доставлявшая при ношении невероятный дискомфорт власяница надевалась на голое тело инока при принятии им монашеского пострига.

Являясь символом намеренного умерщвления и уязвления плоти ради духовного знания, власяница раздражала кожу, вызывала постоянную чесотку и могла слабого человека довести до безумия.

Смиренно и терпеливо перенося муки, аскеты спасались молитвами и силой духа.

Исторический экскурс

Согласно библейским летописям первое упоминание о власянице всплывает в связи с описанием быта живших в Синайской пустыне иудеев, которые из-за отсутствия источников пресной воды разводили в большом количестве коз и верблюдов.
Именно из их шести и волос ткались грубые и колючие холстины, предназначавшиеся для использования в качестве подстилки при сушке зерна или покрывала при перевозке хлеба на телегах. Из этого же материала шились мешки для хранения и транспортировки различных товаров.

Со временем из этой «ткани» начали моделировать достигавшие колен рубашки простого покроя, по форме напоминавшие мешок с отверстиями для головы и рук. Схожие по виду с бедуинскими плащами власяницы, перехватывались поясом и предназначались для ношения в знак скорби и памяти об умерших родственниках.

Причём, в особых траурных случаях эту неприятную для тела вещь было запрещено снимать даже ночью. В Средневековье жёсткие и колючие власяницы стали атрибутом как мужского, так и женского монашества. Вызываемый ею сильный зуд, кожные раздражения, переходившие в глубокие раны и язвы, трактовались, как способность постриженика ещё при жизни искупить часть своих грехов.

Несмотря на очевидный вред, наносимый здоровью, ношение власяницы считалась обязательной частью служения Богу, а появляющиеся от неё раны воспринимались как доказательства страданий за христианскую веру.

В католицизме в эпоху Нового времени власяница перекочевала из реальной жизни в литературные аллегории и картины на библейские сюжеты, символизируя собой глубокие душевные муки, печаль, скорбь и раскаяние. В православии же до наших дней этот аксессуар является принадлежностью монахов.

Власяница Ивана Грозного

В Москве в Государственном Историческом музее хранится уникальный тканевый экспонат второй половины XVI века – власяница Ивана Грозного.

Её первый венчанный царь Руси носил во время Великого поста, когда пребывал в Александровой слободе. Будучи очень религиозным человеком, Иоанн IV даже издал указ об основании из опричников некоего военно-монашеского братства, в котором себе отводил роль игумена, следившего за чистотой истинной веры своих иноков.

При этом он сам не уклонялся от монашеских обязанностей, пел в хоре на клиросе, звонил к заутрене, читал за общей трапезой Священное Писание, молился во время многочасовой службы, а также во имя смирения и терпения носил власяницу, являя пример благочестия.

Его тёмно-коричневая рубаха из грубой холстины была выполнена с вкраплением конских волос, а по крою не отличалась от прочих изготавливаемых со времён Древней Руси сорочек. Она представляла собой сложенное вдвое полотнище с расширяющимися сверху вниз клиньями по бокам, в округлую горловину которого вшит миниатюрный воротник — стойка.
Рукава власяницы это всего лишь соединённые простым швом прямые куски ткани с небольшими ластовицами под мышками.
Вертикальный ворот рубахи Ивана Грозного был достаточно глубоким и имел поперечные застёжки на шнурках в области воротника и груди, которые назывались разговорами.

Умерщвление плоти

Помимо ношения власяницы существовали и другие способы умерщвления плоти, целью которого является облагораживание человека и тренировка самообладания, выдержки, для того чтобы обеспечить служение Богу и другим людям.
Монахи часто практиковали наистрожайшие посты, долгое бдение, продолжительные молитвенные стояния по ночам, исполнение тяжёлых послушаний, изнуряющую работу, проживание в холодных условиях аскезы.
Весьма распространено было давать обет бедности, обматывать голое тело тонкой проволокой с шипами, а также самоистязать себя посредством ремня или розги.

Верующие добровольно могли отказаться на определённый период от еды, спиртных напитков, курения, сексуальных отношений и прочих «радостей» жизни, противодействуя желанию насытить или удовлетворить организм.

Источник

Вервище или власяница. Что такое власяница у монахов

В произведениях прошлого, на страницах Библии, да и в современных сочинениях довольно часто встречается слово «власяница». Что такое «власяница», что обозначает этот предмет одежды, какое прямое и переносное значение слова – узнаем из этой статьи.

Первые упоминания о власянице

В библейских текстах Ветхого Завета несколько раз упоминается слово «власяница». Значение слова «власяница» можно узнать из этой древней книги. Скудная растительность и острый недостаток пресной воды Синайской пустыни не позволяли многим семьям держать крупный рогатый скот. Поэтому наиболее распространенным домашним животным в засушливой местности стали козы. Козье стадо кормило иудеев молоком и мясом, из их костей вырезались орудия труда и первые предметы домашнего обихода, а шкура и шерсть позволяли древним жителям Азии одеваться и обуваться. Власяницей у древних иудеев называлась толстая, жесткая ткань из козьих волос или шерсти. Первоначально грубое и крепкое полотно предназначалось для изготовления мешков.

Власяница в Средние века

Христианство заимствовало многие обычаи и предания древних евреев. Вместе с иудейскими преданиями в христианство пришло и вервище. В Средние века эта одежда по-прежнему шилась из грубого козьего или конского волоса. В отличие от дохристианских времен теперь этот предмет одежды уже перестал быть знаком траура. В Средние века власяница – это обязательный атрибут монашества. Монахи и причащающиеся надевали эту одежду в знак смирения и бренности плоти. Вервище носили мужчины и женщины, многих еретиков приводили к кострам в этой одежде. Люди в Средневековье понимали, как вредит здоровью власяница, что такое постоянное ношение вызывает зуд и раздражает кожу, что раны от ношения грубой ткани могут перерасти в язвы. Но ношение вервища считалось неотъемлемой частью служения Богу, а раны на теле воспринимались как свидетельства страданий за Христа и христианскую веру.

Власяница в новое время

Начиная с эпохи Возрождения власяница постепенно исчезает из обихода верующих, которые избрали более терпимые и необременительные формы поклонения Богу. Взамен она появляется в литературных аллегориях, сюжетных библейских картинах и в повседневной речи.

Символ печали, раскаяния, глубоких душевных мук – власяница. Что такое грубое подобие одежды уже мало связано с религиозными чувствами, видно из появившегося переносного значения этого слова. Выражение «надеть власяницу» стало синонимом слова «скорбеть», «печалиться». Как предмет одежды в настоящее время власяница – непременная принадлежность христианских монахов, праведников и схимников.

Источник

10 ужасных примеров самоистязания, которые вас поразят

Многие системы религиозных верований поощряют самопожертвование, саморефлексию и самоограничения в стремлении к просветлению.

Но на что человек действительно готов пойти, чтобы достичь внутреннего мира или вечной жизни?

Для некоторых людей не существует ограничений по количеству боли, только бы достичь намеченного. Другие вообще рассматривают боль как обязательный атрибут такого посвящения.

Симеон Столпник

Живший в пятом веке сирийский святой Симеон Столпник был первым из известных «столпников». В своё время обычные способы аскетизма включали в себя пост, нанесение себе увечий и одиночное заключение в крошечных пространствах.

Симеон чувствовал своё призвание в аскетизме, поэтому он отправился жить в изоляции на колонне высотой 18 метров.

Его товарищи монахи забеспокоились и попросили его отказаться либо от этой идеи, либо отречься от монастыря. Он выбрал второй вариант, и вскоре толпы людей наблюдали, как человек пытается жить согласно выбранному пути.

В итоге Симеон «просидел» на плите шириной 46 см на вершине столба, по крайней мере, 37 лет. Он стал настолько популярным, что в одно время в Риме многие магазины вешали его маленькие портреты в дверные проёмы.

Ноги Симеона были связаны, поэтому он не мог менять позицию. Из-за этого кости и сухожилия со временем стали выпирать из-под кожи. С привязанными к платформе ногами он проводил большую часть дня.

В конечном итоге, это привело к трём отдельным смещениям в его позвоночнике. По словам его учеников, Симеон потерял зрение за 40 дней, и пытался скрыть от них этот факт, когда они его посещали. Также они отметили, что живот его «распахнулся» из-за столь длительного пребывания в такой позиции.

Практика ношения власяниц

Власяница была жутко неудобным, а порой и откровенно болезненным видом одежды, которую надевали под обычную одежду и которая якобы способствовала «умерщвлению» плоти и укреплению духа ее «носителя».

Ранние христиане делали эти наряды из козьей шерсти и мешковины, а носили их как майки или как набедренные повязки. Эта древняя практика стала особенно популярной в средневековой Европе среди аскетов, святых и высокопоставленных лиц.

Карл Великий и Иван Грозный завещали похоронить себя в этой одежде. Власяницу часто надевали те, кто чувствовал себя виноватым предаваясь роскоши без необходимости.

Эта практика выжила и в современную эпоху в лице ирландского аскета Мэтта Талбота (Matt Talbot). Прожив тихую жизнь обыкновенного рабочего, борющегося с алкоголизмом, он внезапно умер, упав на улице в 1925 году. Готовя его тело к погребению, ревизоры обнаружили несколько колющихся цепочек (ещё один вид власяницы), «завязанных» на его истощённом теле.

Члены Опус Деи (профессиональная прелатура католической церкви, целью которой была помочь верующим обрести святость в повседневной жизни во время занятий обычными делами) также носили металлические колючие цепи, надевая их на бёдра.

Как правило, те, кто носил власяницы, никогда не говорил о них, держа в секрете факт ношения. Это было мерой предосторожности от высокомерия, которое приписывали людям, носящим напоказ такие «благочестия», а также защищало тех, кто не знаком с практикой, чтобы они не видели полученные от ношения травмы.

Необычные фестивали

8. Флагеллантские фестивали

Флагеллантство – это движение «бичующихся», которые хлещут своё тело плетьми. Порка использовалась во многих древних культурах, начиная от спартанцев и коренных американцев и заканчивая некоторыми сектами христианства и ислама.

Когда в 1259 году в Италию пришла Чёрная смерть, группа христиан, считавшая чуму божественным судом, выстроилась в линию и начала себя безостановочно хлестать, прося таким образом у Бога прощения.

На Филиппинах, фестивали, проводящиеся на фоне этого акта, проходят в дни религиозных праздников. Идущих парадом по улицам людей с огромными распятиями на спине, хлещут случайные прохожие.

Некоторые становятся на колени в молитве, при этом руки их привязаны к деревянным кольям, которые пронизывают подмышки. Под алтарём с изображением Христа на стене, люди бьют себя металлическим стержнями, привязанными к окровавленной верёвке. Это рассматривается как акт раскаяния.

Шиитские мусульмане проводят подобные фестивали в дни поста и поминовения мучеников (месяц мухаррам). Для оплакивания принесённого в жертву внука Мухаммада, мужчины и мальчики в общественных местах истязают себя.

Крайности, в которые бросаются некоторые участники данного события, — это использование лезвий ножей, прикреплённых к цепи, которыми они режут себя по спине.

К счастью, некоторые мусульмане предпочитают почтить пророка более гуманным способом – стать донором крови.

Самоистязание

7. Изменённое состояние сознания

Некоторые системы верований допускают использование в своей практике изменение сознания с помощью химических веществ.

Рекреационное использование психоделиков в сочетании с определёнными ритуалами или музыкой иногда используется для улучшения самочувствия, и широко изучено в клинических условиях.

Современное понимание нейрохимии делает подобного рода эксперименты относительно безопасными, особенно по сравнению с попытками наших предков делать это.

Шаманы и оракулы древности часто подвергали себя опасности, используя энтеогены, так обобщённо называли все психоактивные лекарственные средства, используемые в духовных целях. Во многих культурах использовался цветок дурмана, содержащий атропин и скополамин.

Коренные американцы использовали высокие дозы этого цветка в своих церемониях, чтобы вызвать видения и мочь видеть то, что происходит в других реальностях.

Побочные эффекты ужасающие: вызывающие панику галлюцинации, а также возможная слепота, сумасшествие или длительная, болезненная смерть.

Изменение тела

Вместо того, чтобы заниматься модификацией ума, некоторые выбирают проделывать экстремальные изменения со своим телом. В доисторической японской культуре дзёмон было принято удалять резцы по достижению человеком возраста 13 лет.

Это в первую очередь считалось признаком социального статуса. В итоге, основные жизненные этапы, такие, как брак или потеря близкого человека отображались через улыбку, а не через обручальное кольцо или траурную повязку.

Современные практики модификации тела были популяризированы во время ренессанса татуировки в 1990-х годах и завершились более радикальными методами, такими как шрамирование, кожные имплантаты и растяжение мочки уха.

Многие из этих практик являются своеобразными подражателями практикам прошлого. Эволюция этих практик породила истязание себя подвешенными крючками.

Несколько человек, соединённые крючками за кожу, начинают идти в противоположных направлениях.

Сегодня существует даже церковь модификации тел, в которой продолжают использование древних практик и изобретают новые способы телесных изменений.

Странные праздники

Недалеко от Куала-Лумпур, более одного миллиона человек собирается на праздник Тайпусам. Все участники за два до празднования перестают есть. Это большой праздник, несмотря на то, что каждый участник испытывается на терпимость к боли.

На этом параде люди обуты в сандалии с железными гвоздями, торчащими из подошвы. Нарезанные лаймы насаживаются на ногти, из-за чего раны сильно пекут, но цитрусовый, при этом, действует как дезинфицирующее средство.

Все люди украшены десятками больших колокольчиков, прикреплённых к их телам и лицам. В честь индуистского бога Муругана, который победил большого демона копьём, поклоняющиеся ходят с длинными металлическими, богато украшенными шампурами, пронзающие их щёки.

Специально назначенные люди несут так называемые кавадисы, огромные стальные святыни – каркасы, украшенные цветами и фруктами. Эти святыни прикреплены к знаменосцу многочисленными крюками.

Несмотря на это, многие азиатские юго-восточные индусы, которые принимают участие в этих ритуалах, говорят, что при прокалывании кожи таким образом теряется очень мало крови.

Жестокие традиции

4. Перчатки с муравьями

Мальчики народа Маве в Амазонии проходят через мучительную церемонию становления мужчиной. Новость о почти невероятной терпимости к боли быстро распространилась через Интернет, после чего многие стали ошибочно полагать, что они могут справиться с этим вызовом.

Начиная с 12 лет мальчики этого племени должны собирать парапонер (муравьи-пули), которыми они впоследствии должны заполнить особые перчатки.

Затем мальчик должен надеть эти перчатки в общей сложности 20 раз, каждый из которых продолжительностью не меньше 10 минут.

Боль, которая приходит после ношения, по оценкам, в 30 раз сильнее укуса самых болезненных ос. Эту боль также сравнивают с агонией перед расстрелом. В шкале силы ужалений Шмидта укус одного такого муравья описывается как «хождение с ржавым гвоздём в пятке по горящему углю».

Во время укусов эти муравьи вырабатывают нейротоксины, достаточно мощные для того, чтобы вызвать парализующую, неостанавливающуюся боль на протяжении трёх-пяти часов.

Сильная потливость, приступы тошноты и судороги – это нормальное состояние человека после укусов. Множественные укусы могут закончится смертью человека.

Самосожжение

3. Принесение себя в жертву

Самосожжение буддийского монаха Тич Куанг Дыка (Thich Quang Duc) в 1963 году остаётся самым известным примером самого отвратительного, но ненасильственного протеста в современной истории.

Президент Республики Вьетнам Нго Динь Зьем выступал за католицизм и уже давно преследовал буддийское население страны. В знак протеста Тич Куанг Дык вышел на улицы Сайгона, облил себя бензином, поджёг и сгорел в тишине, сидя в позе лотоса.

Захват Тибета Китаем в последнее время вызвал эпидемию общественных самопожертвований. Как минимум, 100 человек сожгли себя выступая против действий китайского правительства. В 2011 году произошло групповое самосожжение 12 человек.

В следующем году, группа из более 80 человек сделала тоже самое. В Пекине площадь Тяньаньмэнь оснастили огнетушителями, чтобы предотвратить подобные акты тибетских активистов.

2. Уродование гениталий

Для некоторых детей аборигенов, взросление в глазах племенного сообщества включает в себя болезненные ритуалы, во время которых деформируются половые органы. Как правило, дело ограничивается обрезанием или надрезанием клитора при наступлении половой зрелости.

Но иногда бывают и случаи, когда используется каменный инструмент, чтобы «разделить» нижнюю часть мужских гениталий.

В одном из худших примеров, «мальчик стал мужчиной после того, как неоднократно бил себя тяжёлым камнем по половому органу, оставив его всего в синяках и в крови». Согласно этому же источнику, резцы мальчика также были выбиты. На них старейшины племени обменяли древние религиозные тайны.

В другом докладе был описан ещё один похожий процесс: «после того, как мальчик сделал себе длинный надрез вдоль всего органа, он вставил себе в мочеиспускательный канал стержень, поэтому теперь процесс мочеиспускания может происходить только сидя».

Антрополог Барбара Мирхоф (Barbara Myerhoff) отметила, что этот специфический ритуал делает мужские гениталии внешне похожими на менструирующую женщину. Испытываемую мужчиной боль при этом сравнивают с менструальной или врождённой болью у женщин.

По мнению аборигенов, это даёт мужчинам больше понимания системы воспроизводства и жизненного цикла.

Живые Будды

Древние подвижники, живущие в горах Японии, стремятся стать «живыми Буддами» через мучительные акты физических и умственных испытаний. Последняя стадия этой практики – самомумификация.

В этом длящемся десятилетие процессе священники медленно подготавливают свои собственные тела к мумификации. Это начинает происходить с еще живым человеком.

Процесс разделён на три периода по 1000 дней, всё тщательно продумано, чтобы ничего не помешало прохождению в нирвану. В первый период священники едят только орехи и зерно, а также медитируют под струями ледяной воды, сходящей с горного массива.

После этого они переходят на рацион из коры и корней сосны, в результате чего содержание жиров в их организме стремится к нулю. Следующий этап – употребление чая с ядовитыми соками, что помогает оставшейся влаге через рвоту выйти из организма.

Последний этап – это помещение священника в каменную гробницу с трубкой для воздуха и громким колокольчиком, чтобы сигнализировать другим о своём состоянии. Когда колокольчик переставал звонить, могилу запечатывали.

1000 дней спустя могилу вскрывали, и если тело сохранилось в первозданном виде, то говорили, что священник достиг состояния Будды и теперь достоин, чтобы о нём говорили веками. Однако, те, чьи тела не смогли сохранится, также продолжали пользоваться большим уважением.

Источник

Читайте также:  Что значит сударь толковый словарь
Оцените статью