Что значит номинативная функция словосочетания

Значение словосочетания «номинативная функция»

номинативная функция

1. лингв. назначение слова или словосочетания служить названием (наименованием) предмета

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова спутываться (глагол), спутывались:

Ассоциации к слову «функция&raquo

Синонимы к словосочетанию «номинативная функция&raquo

Предложения со словосочетанием «номинативная функция&raquo

  • По характеру выполняемых номинативных функций вычленяются значения собственно номинативные и экспрессивно-синонимические.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «номинативная функция»

  • Иррациональная философия жизни в сущности истиной не интересуется, но в этой философии есть доля истины, той истины, что познание есть функция жизни.

Сочетаемость слова «номинативный&raquo

Сочетаемость слова «функция&raquo

Понятия, связанные со словосочетанием «номинативная функция»

Афоризмы русских писателей со словом «функция&raquo

  • Зло определяется конъюнктурой, спросом, функцией его носителя. Кроме того, фактором случайности. Неудачным стечением обстоятельств. И даже — плохим эстетическим вкусом.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словосочетанием «номинативная функция&raquo

По характеру выполняемых номинативных функций вычленяются значения собственно номинативные и экспрессивно-синонимические.

Метафорическое значение не только служит средством оценки, но и выполняет номинативную функцию, определяя и называя новое понятие старым, знакомым словом, вовлекая новые явления жизни в уже известный, достаточно устоявшийся круг понятий.

Читайте также:  Что значит коммерческая машина

Именно такая форма занятий поможет ребёнку с интересом развивать логическое и творческое мышление, слухоречевую и зрительную память, внимание, речевые процессы, номинативную функцию речи, последовательность в высказываниях, формировать логическую и смысловую составляющую устной речи, а также великолепно подготавливает ребёнка к школе, формирует учебную мотивацию и навыки продуктивной коммуникации.

Источник

Словосочетание как синтаксическая единица языка

Тип урока – комбинированный, т.е. mist – урок (лат. “соединение”).

Цели урока:

    Образовательная. Учащиеся должны знать, что словосочетание – это номинативная синтаксическая единица языка, имеющая свою структуру и выполняющая определенные функции.
  • Развивающая. Учащиеся должны научиться вычленять словосочетания из предложений и определять функции словосочетаний.
  • Воспитательная. Учащиеся должны убедиться в том, что именно словосочетание способствует развитию высокой культуры речи, развитию речи во всех ее формах (внутренней (устной) и внешней (письменной)); во всех функциях (общения, сообщения, воздействия).

I часть. Ориентировочно-мотивационная.

1. Вхождение в контакт с ребятами.

– Как настроение? Настрой на работу? Итак, начинаем наш урок русского языка.

У П. Вяземского, русского поэта, есть хорошие слова:

Язык есть исповедь народа.

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

– Я предлагаю вам сегодня попробовать услышать природу языка, его душу и быт, и помогут нам в этом…

2. Ситуация успеха.

– Внимание на доску!

– Перед вами следующая запись:

  1. Дорога –
  2. Лесная дорога –
  3. Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой

– Что это такое мы записали? Докажите!

это слово как система знаков, имеющая Л.З. и Г.З., так как называет предмет;

– сущ., И. п., ед. ч., ж. р. Л.З. – “многозначное” – 4 значения.

  1. это словосочетание, так как в отличие от слова называет определяемый предмет (признак, действие).
  2. это подчинительное сочетание двух и более компонентов, каждый из которых минимально выражается словом.
  3. главное (независимое) слово и зависимое слово связаны по смыслу, то есть с помощью вопроса и грамматики, то есть с помощью у зависимого слова, которое указывает на то, что это прилагательное И. п.
  4. они связаны по способу согласования.
  5. независимое слово выражает независимый компонент со значением непредикативного предмета, а зависимое слово выражает зависимый компонент со значением непредикативного признака.
  6. зависимый компонент выражает с независимым определительные (атрибутивные) отношения
  7. словосочетание простое, именное (субстантивное).

– это предложение, так как имеет смысловую и интонационную законченность, выполняет коммуникативную функцию, то есть сообщения. Связь между главными членами: предикатом и подлежащим – взаимная. Предложение простое, так как одна П.О., но осложнено обособленным определением, выраженная П.О.

Вывод – Ребята, в целом, что такое слово, словосочетание, предложение?

(синтаксические единицы языка)

II. Этап урока. Постановка учебной задачи

— Ребята, на последних уроках мы говорили о построении (структуре) словосочетания как синтаксической единице языка

— Посмотрите на следующую запись. Какую задачу ставим перед собой?

(- Определить, какие словосочетания по строению и уровню отношений бывают)

Н.П.-непредикативный предмет, Н.п.к.- непредикативный признак.

Вывод: Все это словосочетания, но в первом случаи – это простое с/с, так как один уровень членения, то есть это компоненты целого с/с; во втором случаи — два уровня членения, а в третьем случаи – три уровня членения

— Ребята, одно из понятий – “речь”- имеет две формы. Какие?

(- Монологическую и диалогическую)

— Что такое монолог?

— Используя данные определения, подумайте и скажите, как можно назвать с/с с одним уровнем членения, то есть с одним признаком?

(Монопризнаковые, так как монолог — греч. “Один”)

— А с двумя и более уровнями членения?

III. Этап урок Рефлексивно-оценочный. Преобразование модели.

— Мы с вами создавали модель структуры с/с, а теперь ее нужно преобразовать.

— Ребята, а зачем нам нужна такая подробная работа со с/с? Почему мы, говоря о слове, с/с, вспоминали предложение?

(С/с — это строительный материал предложения, то есть может выражать состав предложения)

— Рассмотрев структуру с/с, о чем можно говорить дальше?

Функции словосочетания как синтаксической единицы языка

1 функция – номинативная (называет определяемый предмет, признак, действие)

2 функция – строительный материал предложения, входит в его состав (первичная, основная).

V. – Ребята, вспомните, пожалуйста, когда вы перечисляли синтаксические единицы языка (слово, словосочетание, предложение), то там стояло многоточие.

УЗ – Что бы это значило?

(текст – синтаксическая единица языка)

– Итак, внимание на доску!

Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.

Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река. (Ф. Абрамов).

– Что перед вам? Докажите.

(текст, так как 1) есть целостность, то есть связь лексическая и грамматическая между словами и предложениями; 2) самостоятельность, то есть имеют общую тему: “Природа”; 3) законченность, то есть начало и конец).

– Ребята, это необычный текст, то есть микротекст – греч. micros “малый” (часть текста, в которой раскрывается микротема). Но в нем есть все три части, необходимые для построения текста. Какие?

I. Вступление.
II. Основная часть.
III. Заключение.

1 часть – первое предложение.

– Что оно представляет? Как строится?

(как простое словосочетание, то есть словосочетание здесь строительный материал предложения.)

(если будет время, но лучше в тексте графически подчеркнуть, а устно сказать: простое, глагольное).

Основная часть – 2, 3, 4 предложения.

(как простые, сложные словосочетания).

  1. Изумрудные стволы ольхи.
  2. Стволы елей.
  3. Лесная дорога.
  4. Широкая просека

3 функция – словосочетание служит основным элементом текста через предложение.

Заключительная часть – Сравнение лесной дороги с зеленой рекой. Сравнительный оборот – “Будто зеленая река”, отделен от основной части четвертого предложения точкой.

Это парцелляция – лат. particular “частица”. Это такое чтение предложения, при котором какая-то часть (парцеллят) отделяется от основной части в устной речи длительной паузой, а на письме точкой, иногда многоточием или тире.

– Ребята, обратите внимание! Парцеллят входит в состав словосочетания.

VI. – Ребята, а нет ли еще одной функции словосочетания в этом тексте? Мы назвали три.

(Есть. Заглавие текста. => Словосочетание употребляется в качестве заголовка. Оно является ключевым, опорным).

Это четвертая функция словосочетания.

Вывод: все части связаны по смыслу и структурно: раскрывают тему, основную мысль, у них – единый временной план – настоящего времени.

Сравнение лесной дороги-просеки с зеленой рекой возвращает нас к заглавию миниатюры – “Лесная дорога”, и текст получает композиционную завершенность.

– Ребята, найдите слова одной тематической группы и назовите их.

(лес, лесная дорога, стволы ольхи, широкая просека, зеленая река) – природа.

– Итак, перед нами, текст. А что еще можно о нем сказать?

(Художественного стиля, так как

1) взят из художественного текста;

2) цель — воздействовать на читателя, слушателя;

3) отличительные признаки: используются эпитеты, сравнения.

Тип текста — описание).

Вывод: каковы же функции словосочетания в языке?

  1. Номинативная (называет определяемый предмет, признак, действия).
  2. Строительный материал предложения, входит в его состав.
  3. Служит основным элементом текста при некоторых видах его построения.
  4. Употребляется в качестве заголовка.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

“Оцени себя”

  1. Я активен был в работе на уроке.
  2. Я понял материал урока.
  3. У меня возникли урока.
  4. Я активно помогал группе.

Домашнее задание.

  1. Преобразовать модель словосочетания, связанную с функциями словосочетания в языке.
  2. Статья в газету “Человек и природа в городе” (используйте словосочетания как строительный материал, как название, как основной элемент текста и попробовать включить в текст парцелляцию).

Источник

Тема 26. Словосочетание: структура, дифференциальные признаки

I. Словосочетание. Понятие о словосочетании.

Номинативную функцию выполняют слово, словосочетание и фразеологические единицы.

Словосочетание и слово:

− участие в коммуникативной функции через предложение

− словосочетание и слово имеет систему форм, которая определяется изменением главного или стержневого слова Новая школа новые… новую…; систему форм словосочетаний называют парадигмой.

− словосочетание выражает единое, но расчлененное понятие Рыбаки Ловцы рыб

− словосочетание выражает понятие более точно с помощью семантических распространителей. Для сущ.-прилагат. Промышленный город

− словосочетание состоит из нескольких грамматически организованных слов-компонентов

В отличие от свободного словосочетания (синтаксического) фразеологическая единица выражает понятие нерасчлененное → выполняет функцию единого члена предложения. Фразеологическую единицу можно заменить одним словом.

Теория В.В. Виноградова:

1) словосочетание самостоятельная единица в синтаксической системе языка наряду со словом и предложением;

2) сочетание подлежащего и сказуемого не следует считать словосочетанием, т.к. оно обладает предикативностью, которая присуща предложению;

3) сочинительное сочетание слов не образует словосочетания, т.к они представляют собой наименование нескольких предметов и явлений → выражают не одно, а несколько понятий, которые в одинаковых отношениях с другими словами, это возможно только в предложении

Словосочетание – синтаксическая единица, образующаяся сочетанием знаменательных слов на основе подчинительной связи и являющаяся составной единицей номинации. Данная синтаксическая единица может состоять из 2, 3 и более знаменательных слов.

В словосочетании обычно выделяют 2 части, одна из которых грамматически подчиняет себе другую. Независимый компонент называется главным. Слово, которое грамматически подчиняется главному, — зависимое. Главное слово способно подчинять себе другие благодаря своим грамматическим и лексико-грамматическим свойствам. Эта способность предопределяется принадлежностью слова к той или иной части речи, его грамматическими признаками, морфемным составом и т.п.

Не следует считать словосочетанием следующие сочетания слов:

1) объединение одного и того же существительного в разных падежных формах с предлогами и без них (день ото дня), т.к. здесь нет обязательной подчинит. связи; сюда же следует отнести сочетание двух одинаковых глагольных форм и сочетание инфинитива со спрягаемой формой того же глагола, выполняющего функцию сказуемого (посижу послушаю, спросить спрошу);

2) конструкции, состоящие из слова и относящегося к нему обособленного члена, несмотря на наличие подчинительной связи (журча, еще бежит за мельницу ручей – полупредикативные отношения, которые характеризуются специфической интонацией выделения);

3) сочетания знаменательного слова с производным предлогом (около сада, не взирая на лица).

В зависимости от количества компонентов, входящих в состав, все словосочетания делятся на простые и сложные.

Простые состоят из двух знаменательных слов. Простое словосочетание не следует смешивать с сочетаниями двух слов, являющихся сложными аналитическими формами (буду говорить, самый добрый). Эти сложные формы слов могут быть главными или зависимыми компонентами простого словосочетания (самый добрый человек). К простым следует отнести такие сочетания, в которых один из компонентов выражен фразеологическим оборотом (бежал сломя голову).

Сложные словосочетания образуются на основе простых. Они представляют собой различные комбинации простых словосочетаний, или слова и простого словосочетания, и легко членятся на них. К сложным относятся: 1) сочетание простого словосочетания с зависимым словом (лов рыбы зимой); 2) сочетание главного слова с зависимым от него простым словосочетанием (пахло цветущими розами); 3) сочетание главного слова с 2-3 словами, не связанными между собой (послать матери письмо).

В зависимости от степени спаянности компонентов словосочетания могут быть свободными и несвободными.

В свободных словосочетаниях слова сохраняют свои самостоятельные ЛЗ, свободно сочетаются друг с другом в потоке речи, каждый компонент является самостоятельным членом предложения.

В несвободных словосочетаниях наблюдается большая связанность. К синтаксически несвободным относят: 1) сочетание количественного числительного или существительного с количественным значением с сущ. в Р.п. (две березы, несколько человек), 2) сочетание указательного или определительного местоимения с той же падежной формой другого местоимения или существительного (весь мир, тот самый), 3) СГС и СИС (начал рассказывать, рад встретиться, был учителем) и т.д.

Фразеологически несвободные – словосочетания, характеризующиеся семантической и грамматической неразложимостью, выражающие одно понятие и воспроизводящиеся в акте коммуникации в качестве готовых речевых единиц (бить баклуши, бросить взгляд. Выделяют метафорически несвободныеВпереди я увидел столб дыма.

II. Типы связи в словосочетании:

Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общих категориях. Радостный день. При изменении главного меняется зависимое.

Уподобление формы зависимого главному может быть полным— используются все возможные способы уподобления, неполное — не все возможные. Наша агроном. Разновидностью согласования является аппозитивная связь (между определяемым словом и приложением, выражается в падеже) Женщина-водитель.

Управление – главное слово требует от зависимого определенного падежа. Доволен успехом. Изменение главного не влечет изменения зависимого.

− по степени связи между компонентами: предложное – выйти из школы, беспредложноеоплатить проезд;

− по степени управления: сильное – главное слово предсказывает форму зависимого — думать (о чем?) — определяется 1) грамматическими свойствами главного слова: сравнительная степень требует Р.п.; переходные глаголы (В.п.) — встретил друга; 2) словообразовательными особенностями главного слова: слова с требуют форму с таким же предлогом въехать в город; слабое– зависимое слово легко может быть опущено читать с интересом;

вариативное — одни и те же отношения могут выражаться разными формами Говорить (что? о чем?); невариативное — только один падеж Надеяться на удачу.

Примыкание — подчинение по смыслу. Примыкают: 1)неизменяемые слова: наречия, инфинитив, деепричастия, слова в сравнительной степени Бежать быстро; 2) притяжательные местоимения, принадлежащие к 3 лицу Его шапка; 3) фразеологические обороты Бежать сломя голову.

Грамматическое значение словосочетания — общее значение словосочетаний одинакового строения Написать рассказ, сдать экзамен — действие и объект, на который оно распространяется.

Слова, входящие в словосочетания, находятся в различных семантико-синтаксических отношениях др. с др.:

1) атрибутивные: главный компонент обозначает предмет, зависимый — его признак Большой город

2) объектные – главный компонент обозначает действие, состояние, признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому проявляется это действие, состояние или признак. Учить детей

3) субъектные – зависимое слово обозначает производителя действия или носителя признака, а главное действие Строится плотником

4) обстоятельственные – зависимое слово указывает на обстоятельства, при которых совершается действие, или признак признака (работать днем);

5) комплетивные – зависимое слово восполняет недостаток информации (4 друга).

Очень часто отношения бывают комбинированными, совмещая два или более значений: дом на окраине (опр.-обст.), встреча с друзьями (опр.-объектн.).

По лексико-грамматической характеристике главного слова словосочетания делятся на:

1)глагольные – главное слово глагол

а) субстантивные — сущ. Подвиг разведчика

б) адъективные — прил. Доволен успехом

в) нумеративные – числ. Пять студентов

3)наречные — главное слово наречие/категория состояния Вдали от друзей

4)прономинативные — мест. Каждый из нас.

Сильная и слабая связь:

Сильная — категориальные свойства слова предопределяют появление зависимой от него формы Увлекаться (чем?)

Слабая — не предопределяется главным словом.

Согласование — слабая связь.

Примыкание и то и др. Если к глаголу примыкает деепричастие, наречие, сравнительная степень наречия — слабое.

Отношения между членами словосочетания выражаются с помощью лексико-синтаксических средств:

− предлоги Поехать в город;

− порядок слов Не видел подруги сестры/сестры подруги. В словосочетании порядок слов закреплен — для управления характерна постпозиция зависимого слова и т.д.;

Тема 27. Предложение как единица языка и речи.Аспекты изучения предложения

Предложение — основная коммуникативная единица яз.

В.В.Виноградов: П.- это грамматически оформленное по законам языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Основные признаки П.:

1. грамматическая оформленность,

2. семантическая завершенность,

Предикативность выражается в соотнесении содержания П. с действительностью, т.е. в любом П отражаются факты окружающей действительности. Предикативность — совокупность 3-х категорий:

1) модальность (отношение высказываемого к действительности с т.зр. говорящего, она выражается с помощью наклонения глаг. – основная (объектив.) модальность; субъективная модальность — отношение говорящего к высказыванию с т.зр. достоверности, экспрессивности оценки и т.д., выраженное вводн. сл., частиц. и др. элементами, не являющимися обязательными для структуры П.

2) синтаксическое время выражается: а) морфологической формой времени глагола Я иду в институт (синт. наст.) б) для выражения будущего времени — форма инфинитива Этому не бывать в) отнесенность высказывания к моменту речи, т.е. к настоящему, выражается нулевой связкой Воздух чист и свеж г) Синтаксическое значение времени может выражаться контекстом или ситуацией. Огонь!(стреляй, зажги и т.д)

3) синтаксическое лицо выражается: а) личным □ глагола б) личным местоимением в) структурой П. г) существительным в роли подлежащего.

Категория предикативности выражается системой форм — парадигмой П. Предикативность имеет специальные языковые средства выражения: формы наклонения и врем., частицы, интонации.

На основе современных теорий и русской классической синтаксической теории можно выделить следующие аспекты П.:

1) логический аспект предусматривает рассматривание П. с т. зр. формируемой им мысли. Главные компоненты: субъект и предикат;

2) структурный – П. рассматривается с т. зр. его структуры. Рассматриваются строевые элементы, их синтаксические связи и отношения. Структурный аспект выражается в выдел. структурных схем: Солнце светит – сущ. + спряг. форма глаг. Эти два компонента выражают отношения между процессуальным признаком и его носителем;

3) семантический аспект — содержательная смысловая сторона П. Все П. имеют общее значение, которое их объединяет в категорию П.- предикативность. Предикативность выражается в соотнесении содержания П. с действительностью, т.е. в любом П отражаются факты окружающей действительности. Предикативность – совокупность 3-х категорий: 1)модальность 2)синт. время 3) синт. лицо;

4) коммуникативныйаспект — каждое П. имеет коммуникативную функцию, с т.зр. которой выделяются компоненты П.: одни несут основную коммуникативную нагрузку, а др. – исходный пункт сообщения, известный из контекста. Приехал брат. Он студент.

Такое членение — актуальное, его компоненты: тема и рема. Ко мне приехал (тема) брат (рема). Может быть только рема – Осень.

Средства актуального членения: 1) порядок сл. Обычно тема перед ремой — объективный порядок. Рема перед темой – субъективный порядок: Большое счастье — жить на земле. 2) интонация – рема (интонационный центр П.), на рему падает фразовое ударение; когда субъективный порядок, то и логическое.

По структуре: простые и сложные

Простое предложение состоит из одного предикативного центра, имеет интонацию конца и выражает простую мысль.

Сложное предложение состоит. из двух и более предикативных центров, выражающих сложную мысль, и интонация конца присуща всему П. в целом.

Источник

Оцените статью