- Значение словосочетания «номинативная функция»
- номинативная функция
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «функция»
- Синонимы к словосочетанию «номинативная функция»
- Предложения со словосочетанием «номинативная функция»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «номинативная функция»
- Сочетаемость слова «номинативный»
- Сочетаемость слова «функция»
- Понятия, связанные со словосочетанием «номинативная функция»
- Афоризмы русских писателей со словом «функция»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словосочетанием «номинативная функция»
- Словосочетание как синтаксическая единица языка
- Тема 26. Словосочетание: структура, дифференциальные признаки
Значение словосочетания «номинативная функция»
номинативная функция
1. лингв. назначение слова или словосочетания служить названием (наименованием) предмета
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова спутываться (глагол), спутывались:
Ассоциации к слову «функция»
Синонимы к словосочетанию «номинативная функция»
Предложения со словосочетанием «номинативная функция»
- По характеру выполняемых номинативных функций вычленяются значения собственно номинативные и экспрессивно-синонимические.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «номинативная функция»
- Иррациональная философия жизни в сущности истиной не интересуется, но в этой философии есть доля истины, той истины, что познание есть функция жизни.
Сочетаемость слова «номинативный»
Сочетаемость слова «функция»
Понятия, связанные со словосочетанием «номинативная функция»
Афоризмы русских писателей со словом «функция»
- Зло определяется конъюнктурой, спросом, функцией его носителя. Кроме того, фактором случайности. Неудачным стечением обстоятельств. И даже — плохим эстетическим вкусом.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «номинативная функция»
По характеру выполняемых номинативных функций вычленяются значения собственно номинативные и экспрессивно-синонимические.
Метафорическое значение не только служит средством оценки, но и выполняет номинативную функцию, определяя и называя новое понятие старым, знакомым словом, вовлекая новые явления жизни в уже известный, достаточно устоявшийся круг понятий.
Именно такая форма занятий поможет ребёнку с интересом развивать логическое и творческое мышление, слухоречевую и зрительную память, внимание, речевые процессы, номинативную функцию речи, последовательность в высказываниях, формировать логическую и смысловую составляющую устной речи, а также великолепно подготавливает ребёнка к школе, формирует учебную мотивацию и навыки продуктивной коммуникации.
Источник
Словосочетание как синтаксическая единица языка
Тип урока – комбинированный, т.е. mist – урок (лат. “соединение”).
Цели урока:
- Образовательная. Учащиеся должны знать, что словосочетание – это номинативная синтаксическая единица языка, имеющая свою структуру и выполняющая определенные функции.
- Развивающая. Учащиеся должны научиться вычленять словосочетания из предложений и определять функции словосочетаний.
- Воспитательная. Учащиеся должны убедиться в том, что именно словосочетание способствует развитию высокой культуры речи, развитию речи во всех ее формах (внутренней (устной) и внешней (письменной)); во всех функциях (общения, сообщения, воздействия).
I часть. Ориентировочно-мотивационная.
1. Вхождение в контакт с ребятами.
– Как настроение? Настрой на работу? Итак, начинаем наш урок русского языка.
У П. Вяземского, русского поэта, есть хорошие слова:
Язык есть исповедь народа.
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
– Я предлагаю вам сегодня попробовать услышать природу языка, его душу и быт, и помогут нам в этом…
2. Ситуация успеха.
– Внимание на доску!
– Перед вами следующая запись:
- Дорога –
- Лесная дорога –
- Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой
- …
– Что это такое мы записали? Докажите!
это слово как система знаков, имеющая Л.З. и Г.З., так как называет предмет;
|а – сущ., И. п., ед. ч., ж. р. Л.З. – “многозначное” – 4 значения.
|
– это предложение, так как имеет смысловую и интонационную законченность, выполняет коммуникативную функцию, то есть сообщения. Связь между главными членами: предикатом и подлежащим – взаимная. Предложение простое, так как одна П.О., но осложнено обособленным определением, выраженная П.О.
Вывод – Ребята, в целом, что такое слово, словосочетание, предложение?
(синтаксические единицы языка)
II. Этап урока. Постановка учебной задачи
— Ребята, на последних уроках мы говорили о построении (структуре) словосочетания как синтаксической единице языка
— Посмотрите на следующую запись. Какую задачу ставим перед собой?
(- Определить, какие словосочетания по строению и уровню отношений бывают)
Н.П.-непредикативный предмет, Н.п.к.- непредикативный признак.
Вывод: Все это словосочетания, но в первом случаи – это простое с/с, так как один уровень членения, то есть это компоненты целого с/с; во втором случаи — два уровня членения, а в третьем случаи – три уровня членения
— Ребята, одно из понятий – “речь”- имеет две формы. Какие?
(- Монологическую и диалогическую)
— Что такое монолог?
— Используя данные определения, подумайте и скажите, как можно назвать с/с с одним уровнем членения, то есть с одним признаком?
(Монопризнаковые, так как монолог — греч. “Один”)
— А с двумя и более уровнями членения?
III. Этап урок Рефлексивно-оценочный. Преобразование модели.
— Мы с вами создавали модель структуры с/с, а теперь ее нужно преобразовать.
— Ребята, а зачем нам нужна такая подробная работа со с/с? Почему мы, говоря о слове, с/с, вспоминали предложение?
(С/с — это строительный материал предложения, то есть может выражать состав предложения)
— Рассмотрев структуру с/с, о чем можно говорить дальше?
Функции словосочетания как синтаксической единицы языка
1 функция – номинативная (называет определяемый предмет, признак, действие)
2 функция – строительный материал предложения, входит в его состав (первичная, основная).
V. – Ребята, вспомните, пожалуйста, когда вы перечисляли синтаксические единицы языка (слово, словосочетание, предложение), то там стояло многоточие.
УЗ – Что бы это значило?
(текст – синтаксическая единица языка)
– Итак, внимание на доску!
Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.
Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река. (Ф. Абрамов).
– Что перед вам? Докажите.
(текст, так как 1) есть целостность, то есть связь лексическая и грамматическая между словами и предложениями; 2) самостоятельность, то есть имеют общую тему: “Природа”; 3) законченность, то есть начало и конец).
– Ребята, это необычный текст, то есть микротекст – греч. micros “малый” (часть текста, в которой раскрывается микротема). Но в нем есть все три части, необходимые для построения текста. Какие?
I. Вступление.
II. Основная часть.
III. Заключение.
1 часть – первое предложение.
– Что оно представляет? Как строится?
(как простое словосочетание, то есть словосочетание здесь строительный материал предложения.)
(если будет время, но лучше в тексте графически подчеркнуть, а устно сказать: простое, глагольное).
Основная часть – 2, 3, 4 предложения.
(как простые, сложные словосочетания).
- Изумрудные стволы ольхи.
- Стволы елей.
- Лесная дорога.
- Широкая просека
3 функция – словосочетание служит основным элементом текста через предложение.
Заключительная часть – Сравнение лесной дороги с зеленой рекой. Сравнительный оборот – “Будто зеленая река”, отделен от основной части четвертого предложения точкой.
Это парцелляция – лат. particular “частица”. Это такое чтение предложения, при котором какая-то часть (парцеллят) отделяется от основной части в устной речи длительной паузой, а на письме точкой, иногда многоточием или тире.
– Ребята, обратите внимание! Парцеллят входит в состав словосочетания.
VI. – Ребята, а нет ли еще одной функции словосочетания в этом тексте? Мы назвали три.
(Есть. Заглавие текста. => Словосочетание употребляется в качестве заголовка. Оно является ключевым, опорным).
Это четвертая функция словосочетания.
Вывод: все части связаны по смыслу и структурно: раскрывают тему, основную мысль, у них – единый временной план – настоящего времени.
Сравнение лесной дороги-просеки с зеленой рекой возвращает нас к заглавию миниатюры – “Лесная дорога”, и текст получает композиционную завершенность.
– Ребята, найдите слова одной тематической группы и назовите их.
(лес, лесная дорога, стволы ольхи, широкая просека, зеленая река) – природа.
– Итак, перед нами, текст. А что еще можно о нем сказать?
(Художественного стиля, так как
1) взят из художественного текста;
2) цель — воздействовать на читателя, слушателя;
3) отличительные признаки: используются эпитеты, сравнения.
Тип текста — описание).
Вывод: каковы же функции словосочетания в языке?
- Номинативная (называет определяемый предмет, признак, действия).
- Строительный материал предложения, входит в его состав.
- Служит основным элементом текста при некоторых видах его построения.
- Употребляется в качестве заголовка.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
“Оцени себя”
- Я активен был в работе на уроке.
- Я понял материал урока.
- У меня возникли урока.
- Я активно помогал группе.
Домашнее задание.
- Преобразовать модель словосочетания, связанную с функциями словосочетания в языке.
- Статья в газету “Человек и природа в городе” (используйте словосочетания как строительный материал, как название, как основной элемент текста и попробовать включить в текст парцелляцию).
Источник
Тема 26. Словосочетание: структура, дифференциальные признаки
I. Словосочетание. Понятие о словосочетании.
Номинативную функцию выполняют слово, словосочетание и фразеологические единицы.
Словосочетание и слово:
− участие в коммуникативной функции через предложение
− словосочетание и слово имеет систему форм, которая определяется изменением главного или стержневого слова Новая школа новые… новую…; систему форм словосочетаний называют парадигмой.
− словосочетание выражает единое, но расчлененное понятие Рыбаки Ловцы рыб
− словосочетание выражает понятие более точно с помощью семантических распространителей. Для сущ.-прилагат. Промышленный город
− словосочетание состоит из нескольких грамматически организованных слов-компонентов
В отличие от свободного словосочетания (синтаксического) фразеологическая единица выражает понятие нерасчлененное → выполняет функцию единого члена предложения. Фразеологическую единицу можно заменить одним словом.
Теория В.В. Виноградова:
1) словосочетание самостоятельная единица в синтаксической системе языка наряду со словом и предложением;
2) сочетание подлежащего и сказуемого не следует считать словосочетанием, т.к. оно обладает предикативностью, которая присуща предложению;
3) сочинительное сочетание слов не образует словосочетания, т.к они представляют собой наименование нескольких предметов и явлений → выражают не одно, а несколько понятий, которые в одинаковых отношениях с другими словами, это возможно только в предложении
Словосочетание – синтаксическая единица, образующаяся сочетанием знаменательных слов на основе подчинительной связи и являющаяся составной единицей номинации. Данная синтаксическая единица может состоять из 2, 3 и более знаменательных слов.
В словосочетании обычно выделяют 2 части, одна из которых грамматически подчиняет себе другую. Независимый компонент называется главным. Слово, которое грамматически подчиняется главному, — зависимое. Главное слово способно подчинять себе другие благодаря своим грамматическим и лексико-грамматическим свойствам. Эта способность предопределяется принадлежностью слова к той или иной части речи, его грамматическими признаками, морфемным составом и т.п.
Не следует считать словосочетанием следующие сочетания слов:
1) объединение одного и того же существительного в разных падежных формах с предлогами и без них (день ото дня), т.к. здесь нет обязательной подчинит. связи; сюда же следует отнести сочетание двух одинаковых глагольных форм и сочетание инфинитива со спрягаемой формой того же глагола, выполняющего функцию сказуемого (посижу послушаю, спросить спрошу);
2) конструкции, состоящие из слова и относящегося к нему обособленного члена, несмотря на наличие подчинительной связи (журча, еще бежит за мельницу ручей – полупредикативные отношения, которые характеризуются специфической интонацией выделения);
3) сочетания знаменательного слова с производным предлогом (около сада, не взирая на лица).
В зависимости от количества компонентов, входящих в состав, все словосочетания делятся на простые и сложные.
Простые состоят из двух знаменательных слов. Простое словосочетание не следует смешивать с сочетаниями двух слов, являющихся сложными аналитическими формами (буду говорить, самый добрый). Эти сложные формы слов могут быть главными или зависимыми компонентами простого словосочетания (самый добрый человек). К простым следует отнести такие сочетания, в которых один из компонентов выражен фразеологическим оборотом (бежал сломя голову).
Сложные словосочетания образуются на основе простых. Они представляют собой различные комбинации простых словосочетаний, или слова и простого словосочетания, и легко членятся на них. К сложным относятся: 1) сочетание простого словосочетания с зависимым словом (лов рыбы зимой); 2) сочетание главного слова с зависимым от него простым словосочетанием (пахло цветущими розами); 3) сочетание главного слова с 2-3 словами, не связанными между собой (послать матери письмо).
В зависимости от степени спаянности компонентов словосочетания могут быть свободными и несвободными.
В свободных словосочетаниях слова сохраняют свои самостоятельные ЛЗ, свободно сочетаются друг с другом в потоке речи, каждый компонент является самостоятельным членом предложения.
В несвободных словосочетаниях наблюдается большая связанность. К синтаксически несвободным относят: 1) сочетание количественного числительного или существительного с количественным значением с сущ. в Р.п. (две березы, несколько человек), 2) сочетание указательного или определительного местоимения с той же падежной формой другого местоимения или существительного (весь мир, тот самый), 3) СГС и СИС (начал рассказывать, рад встретиться, был учителем) и т.д.
Фразеологически несвободные – словосочетания, характеризующиеся семантической и грамматической неразложимостью, выражающие одно понятие и воспроизводящиеся в акте коммуникации в качестве готовых речевых единиц (бить баклуши, бросить взгляд. Выделяют метафорически несвободные — Впереди я увидел столб дыма.
II. Типы связи в словосочетании:
Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общих категориях. Радостный день. При изменении главного меняется зависимое.
Уподобление формы зависимого главному может быть полным— используются все возможные способы уподобления, неполное — не все возможные. Наша агроном. Разновидностью согласования является аппозитивная связь (между определяемым словом и приложением, выражается в падеже) Женщина-водитель.
Управление – главное слово требует от зависимого определенного падежа. Доволен успехом. Изменение главного не влечет изменения зависимого.
− по степени связи между компонентами: предложное – выйти из школы, беспредложное – оплатить проезд;
− по степени управления: сильное – главное слово предсказывает форму зависимого — думать (о чем?) — определяется 1) грамматическими свойствами главного слова: сравнительная степень требует Р.п.; переходные глаголы (В.п.) — встретил друга; 2) словообразовательными особенностями главного слова: слова с требуют форму с таким же предлогом въехать в город; слабое– зависимое слово легко может быть опущено читать с интересом;
− вариативное — одни и те же отношения могут выражаться разными формами Говорить (что? о чем?); невариативное — только один падеж Надеяться на удачу.
Примыкание — подчинение по смыслу. Примыкают: 1)неизменяемые слова: наречия, инфинитив, деепричастия, слова в сравнительной степени Бежать быстро; 2) притяжательные местоимения, принадлежащие к 3 лицу Его шапка; 3) фразеологические обороты Бежать сломя голову.
Грамматическое значение словосочетания — общее значение словосочетаний одинакового строения Написать рассказ, сдать экзамен — действие и объект, на который оно распространяется.
Слова, входящие в словосочетания, находятся в различных семантико-синтаксических отношениях др. с др.:
1) атрибутивные: главный компонент обозначает предмет, зависимый — его признак Большой город
2) объектные – главный компонент обозначает действие, состояние, признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому проявляется это действие, состояние или признак. Учить детей
3) субъектные – зависимое слово обозначает производителя действия или носителя признака, а главное действие Строится плотником
4) обстоятельственные – зависимое слово указывает на обстоятельства, при которых совершается действие, или признак признака (работать днем);
5) комплетивные – зависимое слово восполняет недостаток информации (4 друга).
Очень часто отношения бывают комбинированными, совмещая два или более значений: дом на окраине (опр.-обст.), встреча с друзьями (опр.-объектн.).
По лексико-грамматической характеристике главного слова словосочетания делятся на:
1)глагольные – главное слово глагол
а) субстантивные — сущ. Подвиг разведчика
б) адъективные — прил. Доволен успехом
в) нумеративные – числ. Пять студентов
3)наречные — главное слово наречие/категория состояния Вдали от друзей
4)прономинативные — мест. Каждый из нас.
Сильная и слабая связь:
Сильная — категориальные свойства слова предопределяют появление зависимой от него формы Увлекаться (чем?)
Слабая — не предопределяется главным словом.
Согласование — слабая связь.
Примыкание и то и др. Если к глаголу примыкает деепричастие, наречие, сравнительная степень наречия — слабое.
Отношения между членами словосочетания выражаются с помощью лексико-синтаксических средств:
− предлоги Поехать в город;
− порядок слов Не видел подруги сестры/сестры подруги. В словосочетании порядок слов закреплен — для управления характерна постпозиция зависимого слова и т.д.;
Тема 27. Предложение как единица языка и речи.Аспекты изучения предложения
Предложение — основная коммуникативная единица яз.
В.В.Виноградов: П.- это грамматически оформленное по законам языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.
Основные признаки П.:
1. грамматическая оформленность,
2. семантическая завершенность,
Предикативность выражается в соотнесении содержания П. с действительностью, т.е. в любом П отражаются факты окружающей действительности. Предикативность — совокупность 3-х категорий:
1) модальность (отношение высказываемого к действительности с т.зр. говорящего, она выражается с помощью наклонения глаг. – основная (объектив.) модальность; субъективная модальность — отношение говорящего к высказыванию с т.зр. достоверности, экспрессивности оценки и т.д., выраженное вводн. сл., частиц. и др. элементами, не являющимися обязательными для структуры П.
2) синтаксическое время выражается: а) морфологической формой времени глагола Я иду в институт (синт. наст.) б) для выражения будущего времени — форма инфинитива Этому не бывать в) отнесенность высказывания к моменту речи, т.е. к настоящему, выражается нулевой связкой Воздух чист и свеж г) Синтаксическое значение времени может выражаться контекстом или ситуацией. Огонь!(стреляй, зажги и т.д)
3) синтаксическое лицо выражается: а) личным □ глагола б) личным местоимением в) структурой П. г) существительным в роли подлежащего.
Категория предикативности выражается системой форм — парадигмой П. Предикативность имеет специальные языковые средства выражения: формы наклонения и врем., частицы, интонации.
На основе современных теорий и русской классической синтаксической теории можно выделить следующие аспекты П.:
1) логический аспект предусматривает рассматривание П. с т. зр. формируемой им мысли. Главные компоненты: субъект и предикат;
2) структурный – П. рассматривается с т. зр. его структуры. Рассматриваются строевые элементы, их синтаксические связи и отношения. Структурный аспект выражается в выдел. структурных схем: Солнце светит – сущ. + спряг. форма глаг. Эти два компонента выражают отношения между процессуальным признаком и его носителем;
3) семантический аспект — содержательная смысловая сторона П. Все П. имеют общее значение, которое их объединяет в категорию П.- предикативность. Предикативность выражается в соотнесении содержания П. с действительностью, т.е. в любом П отражаются факты окружающей действительности. Предикативность – совокупность 3-х категорий: 1)модальность 2)синт. время 3) синт. лицо;
4) коммуникативныйаспект — каждое П. имеет коммуникативную функцию, с т.зр. которой выделяются компоненты П.: одни несут основную коммуникативную нагрузку, а др. – исходный пункт сообщения, известный из контекста. Приехал брат. Он студент.
Такое членение — актуальное, его компоненты: тема и рема. Ко мне приехал (тема) брат (рема). Может быть только рема – Осень.
Средства актуального членения: 1) порядок сл. Обычно тема перед ремой — объективный порядок. Рема перед темой – субъективный порядок: Большое счастье — жить на земле. 2) интонация – рема (интонационный центр П.), на рему падает фразовое ударение; когда субъективный порядок, то и логическое.
По структуре: простые и сложные
Простое предложение состоит из одного предикативного центра, имеет интонацию конца и выражает простую мысль.
Сложное предложение состоит. из двух и более предикативных центров, выражающих сложную мысль, и интонация конца присуща всему П. в целом.
Источник