Что значит номинальный ток двигателя

Как определить ток электродвигателя по мощности?

Для новых электродвигателей в измерении тока нет необходимости – вся информация о токах, номинальной мощности, оборотах и напряжении питания указана на бирке. Без бирки номинальный пусковой ток рассчитывают по формуле. После снятия рабочей нагрузки с вала электродвигатель переходит в режим холостого хода. При такой работе можно узнать исправность устройства, мощность, намагничивающий ток и коэффициент потерь в конструкциях привода.

Номинальный ток электродвигателя – это необходимый параметр при настройке защитной автоматики и подборе питающего провода. Однако, стоит учитывать, что чем выше температура окружающей среды, тем меньшего значения будет максимальный ток отключающего реле.

Формула расчета номинального тока электродвигателя по мощности

Силу тока маломощных асинхронных двигателей Аир до 30 кВт можно определить экстренным методом, с незначительной погрешностью, умножив мощность электродвигателя на 2. Таким образом получаем формулу. При полном отсутствии данных, прочтите статью как определить мощность и обороты электродвигателя без бирки?

Если трехфазный двигатель имеет мощность более 30 кВт, то следует воспользоваться формулой точного расчета номинального тока электродвигателя.

Читайте также:  Каска знак что значит

Формула определения рабочего тока по мощности электродвигателя:

где – мощность;

– номинальное напряжение, подающееся на электродвигатель;

η – коэффициент полезного действия (КПД);

cosφ – коэффициент мощности двигателя.

Данная формула поможет рассчитать максимальный допустимый ток, при котором асинхронный трехфазный двигатель сможет работать долгий срок.

Для примера возьмем электродвигатель АИР250S6, из бирки можно понять, что:

Pн = 45кВт, Uн = 380В, cosφ = 0,85, n = 92% (в расчетах будет 0,92).

Iн = 45000/√3(380*0,85*0,92) = 45000/514,696 = 87,43А.

Как измерить пусковой ток электродвигателя

Произвести расчеты пускового тока двигателя можно по формуле:

где – номинальный ток, который вы узнали ранее.

K – кратность пускового тока (можно найти в паспорте двигателя).

Таблицы значений номинального тока двигателей АИР

Если вы знаете маркировку своего электродвигателя, то можете узнать ток из таблиц ниже:

Таблица потребляемых токов электродвигателей АИР 750 об/мин

Двигатель АИР Ток Iн, А Iп/Iн Электродвигатель Iн, А Отношение Iп/Iн
АИР71В8 1,1 3,3 АИР180М8 34,1 6,6
АИР80А8 1,49 4 АИР200М8 41,1 6,6
АИР80В8 2,17 4 АИР200L8 48,9 6,6
АИР90LА8 2,43 4 АИР225М8 60 6,5
АИР90LВ8 3,36 5 АИР250S8 78 6,6
АИР100L8 4,4 5 АИР250М8 92 6,6
АИР112МА8 6 6 АИР280S8 111 7,1
АИР112МВ8 7,8 6 АИР280М8 150 6,2
АИР132S8 10,3 6 АИР315S8 178 6,4
АИР132М8 13,6 6 АИР315М8 217 6,4
АИР160S8 17,8 6 АИР355S8 261 6,4
АИР160М8 25,5 6,5

Номинальный и пусковой ток электродвигателей 1000 об/мин

Мотор АИР Iн, А Iп/Iн Электромотор Iн, А Iп/Iн
АИР 63А6 0,8 4,1 АИР160M6 31,6 7
АИР 63В6 1,1 4 АИР180М6 38,6 7
АИР71А6 1,3 4,7 АИР200М6 44,7 7
АИР71В6 1,8 4,7 АИР200L6 59,3 7
АИР80А6 2,3 5,3 АИР225М6 71 7
АИР80В6 3,2 5,5 АИР250S6 86 7
АИР90L6 4 5,5 АИР250М6 104 7
АИР100L6 5,6 6,5 АИР280S6 142 6,7
АИР112МА6 7,4 6,5 АИР280М6 169 6,7
АИР112МВ6 9,75 6,5 АИР315S6 207 6,7
АИР132S6 12,9 6,5 АИР315М6 245 6,7
АИР132М6 17,2 6,5 АИР355S6 292 6,7
АИР160S6 24,5 6,5 АИР355М6 365 6,7

Рабочий ток трехфазного двигателя 1500 об/мин

Электродвигатель АИР Iн, А Iп/Iн Двигатель 1500 об/мин Iн, А Iп/Iн
АИР 56А4 0,5 4,6 АИР160S4 30 7,5
АИР 56В4 0,7 4,9 АИР160М4 36,3 7,5
АИР 63А4 0,82 5,1 АИР180S4 43,2 7,5
АИР 63В4 2,05 5,1 АИР180M4 57,6 7,2
АИР71А4 1,17 5,2 АИР200M4 70,2 7,2
АИР71В4 2,05 6 АИР225М4 103 7,2
АИР80А4 2,85 6 АИР250S4 138,3 6,8
АИР80В4 3,72 6 АИР250М4 165,5 6,8
АИР90L4 5,1 7 АИР280S4 201 6,9
АИР100S4 6,8 7 АИР280М4 240 6,9
АИР100L4 8,8 7 АИР315S4 288 6,9
АИР112М4 11,7 7 АИР315М4 360 6,9
АИР132S4 15,6 7 АИР355S4 360 6,9
АИР132М4 22,5 7 АИР355М4 559 6,9

Таблица номинального тока электродвигателей 3000 об/мин

Электромотор Iн, А Iп/Iн Электродвигатель Iн, А Iп/Iн
АИР 56А2 0,5 5,3 АИР180S2 41 7,5
АИР 56В2 0,73 5,3 АИР180M2 55,4 7,5
АИР 63А2 1 5,7 АИР200М2 67,9 7,5
АИР 63В2 2,05 5,7 АИР200L2 82,1 7,5
АИР71А2 1,17 6,1 АИР200L4 84,9 7,2
АИР71В2 2,6 6,9 АИР225М2 100 7,5
АИР80А2 3,46 7 АИР250S2 135 7
АИР80В2 4,85 7 АИР250М2 160 7,1
АИР90L2 6,34 7,5 АИР280S2 195 6,6
АИР100S2 8,2 7,5 АИР280М2 233 7,1
АИР100L2 11,1 7,5 АИР315S2 277 7,1
АИР112М2 14,9 7,5 АИР315М2 348 7,1
АИР132М2 21,2 7,5 АИР355S2 433 7,1
АИР160S2 28,6 7,5 АИР355М2 545 7,1
АИР160М2 34,7 7,5

Если не получилось узнать значение тока

Номинальный ток – необходимый параметр для настройки защитной автоматики (тепловое реле, мотор-автоматы, релейная защита) и подбора питающего кабеля

При некорректном определении тока, настройка защитной автоматики и подбор провода становятся невозможными, что может привести к сгоранию кабеля и поломке двигателя.

Если у вас не получилось рассчитать силу тока или нет на это времени, позвоните и наши специалисты ответят на все ваши вопросы.

Источник

Расчет основных параметров двигателя с шильдика

Электродвигатели встречаются в промышленности и быту повсеместно. Если Вы не обращали внимание, то я приведу парочку фото примеров:

Порой возникает необходимость, рожденная будничным любопытством, либо производственной необходимостью в определении мощности электродвигателя по внешнему виду, или значения допустимой температуры в эксплуатации, не говоря уже о значениях тока и напряжения.

Тут возможен вариант, что с него содрана табличка, на которой написаны номинальные параметры, либо же шильдик в таком состоянии, что различить ничего невозможно. Как же быть в такой ситуации…

Одно дело, если Вы всю жизнь работали на производстве движков, и можете определить мощность на глаз. В иных случаях, определить поможет линейка (рулетка) и таблицы с габаритами механизмов.

Если Ваша деятельность больше лежит в теоретических изысканиях, нежели практических, то пригодится формула определения мощности ЭД или таблицы с номинальным данными, именно про это и не только в этой статье.

Бирка (шильдик) электродвигателя

Осмотрев любой, за редким исключением, электродвигатель можно обнаружить табличку, привинченную на болты, саморезы или же заклепки. Что же написано на данном куске металла? Возьмем шильдик, заменив на нем заводской номер на название сайта.

Кстати, редко бывает, что табличка на электрооборудование находится в таком, почти идеальном состоянии. Часто данные выцветают или замазаны краской, ведь задача стоит для обслуживающего персонала покрасить двигатель, а не покрасить двигатель, оставив табличку нетронутой. Но, нам повезло. Пойдем по-порядку.

Первая строчка — число фаз и тип тока (3

), заводской номер, частота сети, форма исполнения и монтажа, класс изоляции

Вторая строчка — тип электродвигателя, косинус фи, возможные схемы соединения, номинальная частота вращения

Третья строчка — возможные номинальные напряжения, номинальная мощность, IP — степень защиты электродвигателя, масса, режим работы электродвигателя (S1).

Четвертая строчка — номинальные токи в зависимости от схемы включения обмоток, далее какому госту соответствует эд.

Рассмотрим отдельные параметры более подробно.

Мощность электродвигателя: полная, активная и на валу

Формула для расчета мощности трехфазного асинхронного двигателя:

S1 — полная мощность, потребляемая двигателем из сети

P1 — активная мощность, потребляемая электродвигателем из сети (указана на шильдике)

P — активная мощность на валу ЭД.

cosf — косинус фи, коэффициент мощности — угол сдвига фаз между активной (P) и полной мощностью (S).

В формулах выше, значение мощности получится в Вт, значение полной мощности в ВА. Чтобы перевести в киловатты необходимо получившееся значение разделить на тысячу. Значение тока и напряжения соответственно в формуле выше в амперах и вольтах.

I1 и U1 — линейные значения тока и напряжения, их еще называют междуфазными. Не стоит путать с фазными. Линейные — это АВ, ВС, СА (380); фазные — АО, ВО, СО (220). Если выразить формулы мощностей через фазные значения тока и напряжения, то вместо корня из трех вначале будет коэффициент 3. Этот коэффициент определяется наглядно через векторную диаграмму трехфазного напряжения.

Для двигателей постоянного тока формула будет просто произведение напряжения на зажимах двигателя умножить на ток, потребляемые двигателем из сети.

Потребляемая мощность p1 больше мощности на валу ЭД из-за потерь, которые возникают при преобразовании электрической энергии в механическую.

Звезда/Треугольник и 220/380, 380/660

Смотреть все значения по порядку как они идут через дробь. То есть написано на шильде Y/D ( треугольник/звезда), значит и токи, напряжения соответственно будут сначала для Y, а после дроби для звезды. Единственно, нюанс, что при 220/380 — треугольник будет 220, А при 380/660 — треугольник будет 380. То есть говорить, что 380 — это всегда звезда — неверно.

Всегда изучайте табличку на движке перед подключением.

Достоинства при подключении звездой и треугольником абстрактны, так как каждая схема имеет свои области применения:

  • Y — меньше рабочий и пусковой ток, больше напряжение, меньше пусковой момент, меньше греется
  • D — больше пусковой момент, пусковой ток, но и больше греется.

Бывают двухскоростные двигатели, где сначала запускаются на звезде, А потом переходят на треугольник. В таком случае механизм легче запускается, А потом работает с большей мощностью.

При подключении трехфазного двигателя на 220В, где есть лишь фаза и ноль, можно прибегнуть к схеме с конденсаторами.

Форма исполнения и способ монтажа

IM 1081 — форма исполнения и способ монтажа согласно ГОСТ 2479 и МЭК60034-5. В нашем примере это обозначает “на лапах с двумя подшипниковыми щитами, с одним циллиндрическим концом вала”.

Это название состоит из латинских букв IM и четырех чисел.

Первая цифра от 1 до 9 — конструктивный способ исполнения

Вторая и третья (00. 99) — способ монтажа

Четвертая (0..9) — условное обозначение конца вала.

Коэффициент полезного действия электродвигателя

КПД показывает эффективность преобразования электродвигателем электрической энергии, которую он берет из сети, в механическую энергию вращения механизма.

Если бы не было потерь при передаче энергии, то КПД равнялся бы 100%. Однако, такого не существует. Однако, существуют виды потерь, которые уменьшают величину коэффициента:

  • потери от нагрева проводников с током при увеличении нагрузки — электрические потери
  • потери на вихревые токи, гистерезис в шихтованных статорах — магнитные потери
  • потери на трение подшипников, вентиляцию — механические потери
  • плюс различные дополнительные менее важные виды потерь.

Часто, но не всегда, чем выше скорость вращения электродвигателя, тем больше его КПД. Это связано с зависимостью КПД и скольжения ЭД. Существуют классы согласно величины КПД по ГОСТ IEC/TS 60034-31—2015: IE1, IE2, IE3, IE4.

Классы изоляции двигателей по нагревостойкости

Здесь нам на помощь придет ГОСТ 8865-93. Класс изоляции электрических машин характеризует максимальную температуру при номинальных параметрах. То есть в нашем примере при номинальных данных с таблички, температура изоляции не должна превышать 155 градусов.

Приведу данные допустимых температур электродвигателей для разных классов изоляции. Следует учитывать, что материалы могут иметь различные классы.

Далее идут цифровые классы: 200, 220, 250 — а после них плюс 25 градусов с обозначением класса согласно допустимого значения температуры.

Данные температуры определены опытным путем при работе на номинальных параметрах на протяжении срока эксплуатации до величин, при которых увеличивается тангенс дельта и уменьшается напряжение пробоя.

Источник

Оцените статью