Номер рейса
В авиационной отрасли номер рейса или обозначение рейса — это код услуги авиакомпании, состоящий из двухзначного обозначения авиакомпании и числа от 1 до 4. [1] Например, «BA 98» — это служба British Airways из Торонто-Пирсон в Лондон-Хитроу . Услуга называется « прямой », если она покрывается одним номером рейса, независимо от количества остановок или смены оборудования . Например, «WN 417» летает из Джексонвилля в Балтимор, в Окленд в Лос-Анджелес. В соответствии с соглашением о код-шеринге для конкретного сегмента полета может быть несколько номеров рейсов разных авиакомпаний. . Строго говоря, номер рейса — это просто числовая часть, но обычно он используется для всего обозначения рейса.
В качестве позывного используется указатель полета фактического перевозчика коммерческого рейса. [2] Он отличается от регистрационного номера самолета , который идентифицирует конкретный самолет.
СОДЕРЖАНИЕ
Условные обозначения
Для определения номеров рейсов был разработан ряд условных обозначений, хотя они сильно различаются от авиакомпании к авиакомпании и все чаще модифицируются. [3] Рейсам на восток и на север традиционно присваиваются четные номера , а рейсам на запад и юг — нечетные номера. Другие авиакомпании будут использовать нечетное число для исходящего рейса и использовать следующий четный номер для обратного прибывающего рейса. В направлениях, обслуживаемых несколькими рейсами в день, количество рейсов в течение дня увеличивается. Следовательно, рейс из пункта A в пункт B может быть рейсом 101, а обратный рейс из пункта B в пункт A — 102, в то время как следующей паре рейсов по тому же маршруту обычно присваиваются коды 103 и 104.
Рейсовые номера, состоящие менее чем из трех цифр, часто присваиваются дальнемагистральным рейсам или рейсам премиум-класса. Например, рейс №1 часто используется для «флагманской» услуги авиакомпании (см. Ниже «Список рейсов №1 по авиакомпаниям»). Однако для авиакомпаний материкового Китая однозначные и двузначные номера зарезервированы только для административных чартеров. Кроме того, Cathay Pacific присваивает грузовым рейсам номера рейсов меньше 100.
Четырехзначные числа в диапазоне от 3000 до 5999 обычно представляют собой региональные партнерские рейсы, в то время как числа, превышающие 6000, обычно являются код-шеринговыми номерами для рейсов, выполняемых разными авиакомпаниями или даже железными дорогами .
Точно так же номера рейсов больше 9000 обычно относятся к паромным рейсам ; они не перевозят пассажиров и используются для перемещения самолетов на базу технического обслуживания или с нее, или с одного рынка авиаперевозок на другой, чтобы начать новые коммерческие рейсы. Номера рейсов, начинающиеся с 8, часто используются для чартерных рейсов, но это всегда зависит от выбора коммерческого перевозчика.
Кодшеринг
При код-шеринге авиакомпании делят свои воздушные суда с другими, в результате чего у рейса более одного номера рейса в одном секторе и либо одинаковые, либо разные номера рейсов в соединенных секторах.
В качестве гипотетического примера рейс QQ1234 может лететь из аэропорта AAA в BBB в CCC. Сегмент AAA-BBB может обслуживаться авиакомпанией QQ, а сегмент BBB-CCC — авиакомпанией RR на другом воздушном судне. Этот же рейс может быть продан как RR3210, а третьей авиакомпанией SS — как SS2345. Кроме того, отдельные участки полета могут иметь несколько номеров рейсов: AAA-BBB может быть QQ12, RR23 и SS45.
Например, с июня 2018 года рейс AS61 авиакомпании Alaska Airlines выполняет [Обновить] рейсы из Джуно (JNU) в Якутат (YAK) в Кордову (CDV) в Анкоридж (ANC). Билет на участок Якутат — Анкоридж обозначен как AS61 YAK-ANC. Возможно даже, что данный номер рейса может охватывать последовательность, начинающуюся и заканчивающуюся в одном и том же аэропорту.
Список рейса №1 по авиакомпаниям
Большинство рейсов являются беспосадочными из A в B, и некоторые из них — из A в B, а затем в C (и AB, и BC имеют номер рейса 1). Тип самолета может измениться в связи с эксплуатационной необходимостью.
Авиакомпания | Номер рейса IATA | Номер рейса ИКАО | Из | К | Затем (если применимо) | Тип самолета |
---|---|---|---|---|---|---|
Aeroméxico | AM1 | AMX1 [4] | Мехико | Мадрид | Боинг 787 | |
Эйр Канада | AC1 | ACA1 [5] | Торонто Пирсон | Токио Ханэда | Боинг 777-300ER | |
Эйр Канада Экспресс | QK1 [6] AC8001 | JZA1 ACA8001 | Кингстон | Торонто Пирсон | Де Хэвилленд Канада DHC-8-300 | |
Air New Zealand | NZ1 | ANZ1 [7] | Лондон Хитроу | Лос-Анджелес | Окленд | Боинг 777-300ER |
Эйр Таити Нуи | TN1 | THT1 [8] | Лос-Анджелес | Папеэте | Боинг 787-9 | |
AirAsia X | D71 | XAX1 [9] | Куала Лумпур | Осака Кансай | Гонолулу | Airbus A330-300 |
Аляска Эйрлайнз | AS1 | ASA1 [10] | Вашингтон Рейган | Сиэтл | Боинг 737-800 / Airbus A321neo | |
All Nippon Airways | NH1 | ANA1 [11] | Вашингтон Даллес | Токио Нарита | Боинг 777-300ER | |
американские авиалинии | AA1 | AAL1 [12] | Нью-Йорк, JFK | Лос-Анджелес | Аэробус A321 | |
американский орел | CP1 | CPZ1 | Сан-Франциско | Лос-Анджелес | Embraer 175 | |
Биман Бангладеш Эйрлайнз | BG1 | BBC001 [13] | Дакка | Лондон Хитроу | Боинг 777-300ER | |
Китайские авиалинии | CI1 | CAL1 [14] | Гонолулу | Тайбэй Таоюань | Airbus A350-900 | |
Дельта Эйр Лайнз | DL1 | DAL1 [15] | Нью-Йорк, JFK | Лондон Хитроу | Airbus A330-200 / 300 / Boeing 767-400ER | |
DHL Aero Expreso | D51 | DAE1 | Майами | Панама | Боинг 757-200PCF | |
Эль Аль | LY1 | ELY1 [16] | Тель-Авив | Нью-Йорк, JFK | Боинг 787 | |
Эмирейтс | EK1 | ОАЭ1 [17] | Дубай | Лондон Хитроу | Airbus A380-800 | |
Etihad Airways | EY1 | ETD1 [18] | Абу Даби | Франкфурт | Боинг 777-300ER | |
FedEx Express | FX1 | FDX1 | Лондон Станстед | Мемфис | Боинг 777F | |
Finnair | AY1 | FIN1 | Хельсинки | Лос-Анджелес | Airbus A350-900 | |
Гавайские авиалинии | HA1 | HAL1 [19] | Лос-Анджелес | Гонолулу | Airbus A330-200 | |
Japan Airlines | JL1 | JAL1 [20] | Сан-Франциско | Токио Ханэда | Боинг 777-300ER | |
Japan Transocean Air | NU1 | JTA1 | Осака Кансай | Наха | Боинг 737-800 | |
JetBlue Airways | B61 | JBU1 [21] | Нью-Йорк, JFK | Форт Лодердейл | Airbus A321-200 / Airbus A320-200 | |
Джин Эйр | LJ1 | JNA1 [22] | Сеул Инчхон | Бангкок Суварнабхуми | Боинг 737-800 | |
Korean Air Lines | KE1 | KAL1 [23] | Сеул Инчхон | Токио Нарита | Гонолулу | Airbus A330-300 |
ЛАТАМ Чили | LA1 | LAN1 [24] | Сантьяго | Пуэрто-Борис | Airbus A320 | |
LOT Polish Airlines | LO1 | ЛОТ1 [25] | Варшава | Чикаго О’Хара | Боинг 787-8 | |
Люфтганза | LH1 | DLH1 [26] | Гамбург | Франкфурт | Разное ( 319 / 320 на / 321 ) | |
Malaysia Airlines | MH1 | MAS1 [27] | Лондон Хитроу | Куала Лумпур | Airbus A380-800 / A350-900 | |
Пич Авиэйшн | MM1 | APJ1 [28] | Осака Кансай | Сеул Инчхон | Аэробус A320-200 | |
Qantas | QF1 | QFA1 [29] | Сидней | Сингапур | Лондон Хитроу | Airbus A380-800 |
Авиалинии Катара | QR1 | QTR1 [30] | Доха | Лондон Хитроу | Боинг 777-300ER | |
Скандинавские авиалинии | SK1 | SAS1 [31] | Лулео | Стокгольм | Airbus A320neo [32] | |
Сингапурские авиалинии | SQ1 | SIA1 [33] | Сан-Франциско | Гонконг | Сингапур | Боинг 777-300ER |
Skymark Airlines | BC1 | НЕБО1 | Токио Ханэда | Наха | Боинг 737-800 | |
Юго-западные авиалинии | WN1 | SWA1 [34] | Даллас Лав | Хьюстон Хобби | Различные направления после DAL-to-HOU | Боинг 737-800 |
SpiceJet | ИК1 | SEJ1 [35] | Ченнаи | Коломбо | Боинг 737-800 | |
Spirit Airlines | NK1 | NKS1 [36] | Форт Лодердейл | Чикаго О’Хара | Аэробус A321 | |
турецкие авиалинии | TK1 | THY1 [37] | Стамбул | Нью-Йорк, JFK | Боинг 777-300ER | |
United Airlines | UA1 | UAL1 [38] | Сан-Франциско | Сингапур | Боинг 787-9 | |
UPS Airlines | 5X1 | ИБП1 | Гонконг | Кельн / Бонн | Боинг 747-400F или Боинг 747-8F | |
Virgin Australia | VA1 | VOZ1 [39] | Сидней | Лос-Анджелес | Боинг 777-300ER | |
WestJet | WS1 | WJA1 [40] | Калгари | Лондонский Гатвик | Боинг 787-9 |
Известным бывшим рейсом номер 1 был рейс BA1 British Airways, выполнявшийся авиакомпанией Concorde между лондонским аэропортом Хитроу и нью-йоркским аэропортом имени Джона Ф. Кеннеди. После выхода Concorde на пенсию в 2003 году номер рейса был изъят вместе с ним, однако в 2009 году он был присвоен всем рейсам бизнес-класса A318 между аэропортом Лондон-Сити и аэропортом Нью-Йорка через Шеннон в Ирландии. Этот маршрут прекратил работу в 2020 году из -за пандемии COVID-19 , и с тех пор British Airways объявила, что не будет перезапускать услугу.
Изменения номера рейса
Рейсовые номера часто не используются после крушения или серьезного происшествия. Например, после крушения рейса 370 Malaysia Airlines авиакомпания изменила номер рейса для последующих рейсов по тому же маршруту на MAH 318. Кроме того, рейс 77 American Airlines , который регулярно выполнял рейсы из международного аэропорта Даллес в Вашингтоне, округ Колумбия, в Лос-Анджелес. Международный аэропорт Анхелеса был изменен на рейс 149 после того, как он врезался в Пентагон во время терактов 11 сентября . После крушения рейса 447 авиакомпании Air Franceрегулярный рейс из Рио-де-Жанейро в Париж был изменен на рейс 443 Air France. С другой стороны, другие соображения могут заставить авиакомпанию не менять номер рейса; например, вышеупомянутый «флагман» рейса 1 American Airlines сохраняет свое обозначение, несмотря на крупную аварию в 1962 году и две другие аварии в 1941 и 1936 годах . Есть по крайней мере пять экземпляров рейсов с номерами, на которых произошли две серьезные аварии: рейс 253 Linea Aeropostal Venezolana (оба в 1956 году, первый в июне и второй в ноябре ), рейс 869 United Arab Airlines ( первый в 1962 году). ивторой в 1963 году ), рейс 800 TWA ( первый в 1964 году и второй в 1996 году ), рейс 383 American Airlines ( первый в 1965 году и второй в 2016 году ) и рейс 9268 Российской Федерации ( первый в 2012 году). , а второй в 2015 г. ). По состоянию на октябрь 2019 года последнее изменение номера рейса из-за аварии было с рейса 1492 Аэрофлота на рейс 1316 Аэрофлота. [41]
Сохранение номера рейса
Мегаслияния авиакомпаний на таких рынках, как США, привели к необходимости отказа от традиционных схем нумерации рейсов. Такие организации, как IATA, ICAO, ARC, а также системы CRS и системы УВД FAA ограничивают количество рейсов до четырех цифр (от 0001 до 9999). Количество доступных номеров рейсов превзошло спрос на них со стороны новых мегаперевозчиков. Таким образом, некоторые перевозчики используют один и тот же номер рейса для полетов туда и обратно (например, DCA — PBI -DCA), или в других случаях перевозчики присвоили один номер рейса многоэтапному рейсу (например, ICT — DAL — HOU — MDW — OMA — DEN — ABQ- LAS — BDL ). [42]
Обозначение полета
Хотя термин «номер рейса» используется в разговорной речи, официальным термином, определенным в Руководстве по информации о стандартных расписаниях (SSIM), ежегодно публикуемом Комитетом по стандартам информации о расписаниях (SISC) Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), является обозначение рейса . Официально термин «номер рейса» относится к числовой части (до четырех цифр) кода рейса. Например, в кодах рейсов BA2490 и BA2491A «2490» и «2491» являются номерами рейсов. Даже в авиалиниях и аэропортах принято использовать разговорный термин, а не официальный.
Космический корабль
Номера рейсов также иногда используются для космических кораблей, хотя номер полета для одноразовой ракеты (скажем, Ariane 5 Flight 501 ) может более разумно называться серийным номером используемого транспортного средства, поскольку одноразовая ракета может быть запущена только один раз. В миссиях Space Shuttle использовались номера с приставкой STS , например STS-93 . SpaceX использует порядковые номера для полетов повторно используемых ускорителей. В качестве примера Crew-2 использовал ускоритель B1061.2 (второй полет ракеты-носителя B1061 ).
Источник
FrequentFlyers.ru
Ликбез
По какому принципу придумывают номера авиарейсам
28/02/2019
Часто летающий пассажир обязательно заметит некоторые закономерности в нумерации авиарейсов. Если вы их не замечаете, то мы сейчас расскажем несколько как известных, так и неочевидных фактов.
Итак, каждый рейс имеет как минимум два обозначения: это ИАТА-код (две буквы или буква+цифра) и ИКАО-код (три буквы), после которых идет определенное количество цифр.
Двухбуквенный ИАТА-код виден пассажиру, он отображается на табло аэропортов и т.п. Предназначен он для маркетинговых целей и фактически показывает, кто продал билет. При код-шеринговых соглашениях один и тот же рейс порой может иметь с добрый десяток обозначений, которые исправно отображаются на табло. Казалось бы, это вносит путаницу, но нет: если пассажир купил билет, скажем, у El Al, а один из сегментов выполняет S7, то среднестатистический человек не очень это понимает: он же не покупал билет S7 и вообще не знает такой авиакомпании. Поэтому, прилетев в Россию, он видит на табло знакомый ему логотип El Al и таки идет на посадку.
Кодов на всех не хватает, поэтому порой сразу нескольким авиакомпаниям в разных частях мира, маршруты которых не пересекаются, выдают один и тот же ИАТА-код.
Фрагмент табло аэропорта Домодедово
Трехбуквенный ИКАО-код используется для навигации, общения с диспетчерами и так далее — пассажир его обычно не знает, однако этот код всегда соответствует авиакомпании, которая фактически выполняет рейс, то есть, он привязан к сертификату эксплуатанта. То есть тут уже никакого El Al, если летит S7, не будет: более того, раз уж мы привели такой пример, то поскольку S7 Airlines — это две различные авиакомпании (Boeing в одной, Airbus и Embraer в другой), то рейс получит код или SBI для «Сибири», или GLP для «Глобуса». То же самое происходит на совместных рейсах «Аэрофлота» и «России»: ИАТА-код всегда SU (потому что билеты продает только «Аэрофлот», но ИКАО-код, если летит бело-красный самолет, будет SDM, а не AFL. Но если «Россия» везет туристов «Библио-Глобуса» без участия «Аэрофлота», то ИКАО-код будет, как и положено, SDM, а вот ИАТА-код — собственный (FV). На запущенной недавно интерактивной карте полетов «России» даже можно выбрать код FV или SU для отображения разных рейсов.
ИАТА-код, кстати, имеют далеко не все авиакомпании. Мелкие региональные или чартерные перевозчики могут не быть членами ИАТА и международного двухбуквенного кода у них нет. В России у них будет только внутренний код из двух русских букв.
На билетных сайтах рейсы некоторых авиакомпаний, в основном как раз мелких, могут отображаться под кодом H1 или HR. Он принадлежит авиакомпании Hahn Air, которая сама толком не летает, но зато разработала универсальный промежуточный сервис, через который такие перевозчики получают доступ к глобальным распределительным системам (GDS). Соответственно, там виден код посредника, который и продает билеты авиакомпании. Кстати, именно через Hahn Air Systems на мировом рынке доступны билеты «Победы».
Теперь о нумерации. Номер рейса может включать от одной до 4 цифр, при этом некоторые числа стараются не использовать, например, в первую очередь это считающиеся несчастливыми в разных культурах — типа 4, 13 или 666. Менее же известные широкому кругу людей неоднозначные сочетания типа 1488 вполне в ходу. Кроме того, присваивают новые номера рейсам, закончившимся катастрофой — поскольку видеть на своем посадочном талоне надпись типа MH17 или MH370 многим будет не очень приятно. Также это своего рода дань уважения к погибшим.
Как правило, рейс «туда» и рейс «обратно» отличаются на единицу, при этом вылетающее из базового аэропорта — либо всё четное, либо всё нечетное, то есть, грубо говоря, если рейс «Аэрофлота» из Москвы в Барселону имеет номер 2512, то обратный будет иметь номер 2513. А у «России», наоборот, из Санкт-Петербурга в Барселону рейс 6701, а обратно — 6702. Зато между Москвой и Санкт-Петербургом номера рейсов обеих авиакомпаний получаются в одному сторону четные, в другую нечетные.
А по какому принципу присваивается сам номер? Как правило, чем меньше цифр — тем важнее рейс для авиакомпании. Раз уж продолжаем про «Аэрофлот», то рейсы между двумя столицами имеют нумерацию из одной-двух цифр; такой же принцип действовал у «Трансаэро». Трехзначные номера имеют важные международные рейсы — например, SU106 в Лос-Анджелес или SU212 в Гонконг. Дальше тоже есть логика: SU1xxx — остальные внутренние рейсы, 2xxx — остальные международные, 3xxx и 4xxx выделены под партнеров по код-шеру, 5xxx и 6ххх — это рейсы дочерних «Авроры» и «России», 7xxx — чартеры, все остальное — для служебных, учебных, перегоночных полетов и т.п.
Но самое интересное — это одинаковые номера у разных рейсов. Это не ошибка, а сквозная нумерация. Она очень распространена в США, но кое-где используется и в России, в частности, «Аэрофлотом» (например, Токио-Москва и Москва-Рим имеют одинаковый номер SU265), а также «Уральскими авиалиниями». Зачем это нужно? Ответ очень прост! Такая хитрая схема позволяет продавать рейсы по популярным маршрутам с пересадками под видом прямых: в системах бронирования они чаще всего отображаются именно так. Конечно, тут предусматриваются короткие стыковки, обычно «непропускаемые», то есть, при задержке первого рейса автоматически задерживают и второй, пока все не прилетят. Более того, часто борт остается тем же самым. Однако выйти из самолета и снова зайти в него же в аэропорту пересадки придется. В этом смысле такой полет ничем не отличается от рейса с промежуточной посадкой для дозаправки.
Понять, что вам предлагают именно такой рейс, можно по ряду признаков: он дешевле прямых рейсов других авиакомпаний, он чуть дольше по времени (на час-два, что, впрочем, при общей продолжительности в 12-15 часов не критично) и, наконец, просто логически: в большинстве случаев авиакомпания не может выполнять рейсы между двумя странами, если она не зарегистирована в какой-то из них. Есть ряд исключений, но свободы воздушного пространства — это уже тема для отдельной статьи.
Источник