- Что означает номер поезда
- Классификация поездов по номерам
- Что означают буквы в номере поезда
- Особенности нумерации поездов
- Как определить тип поезда по номеру?
- Зачем нужна буква?
- Что означает номер поезда РЖД: маршрут, тип и назначение железнодорожного состава
- От чего зависит номер поезда
- Нумерация пассажирских поездов «РЖД»
- Нумерация пригородных поездов «РЖД»
- Нумерация других поездов «РЖД»
- Тайны поездов: о чем говорит нумерация
- Как читать билет
- Первая строка
- Вторая строка
- Третья строка
- Четвертая строка
- Пятая строка
- Шестая и седьмая строки
- Восьмая строка
Что означает номер поезда
Номер поезда дальнего следования состоит из трехзначного числа и одной буквы. По ним можно определить направление движения поезда, его тип (пассажирский, скорый, скоростной и т.п.). Каждый символ делает номер поезда уникальным и часто соответствует железной дороге отправления.
Например, на каждом направлении есть поезд 001/002. Буква возле номера нужна, чтобы отличать поезд 001А Санкт-Петербург — Москва от поезда 001Г Казань — Москва.
При этом поезда с одинаковым номером никогда не встречаются на одной станции и не ходят по одному маршруту. Каждый номер имеет свое значение.
Классификация поездов по номерам
- 001–150 — скорые поезда, которые есть в расписании круглый год (в том числе и фирменные поезда)
- 151–298 — скорые поезда сезонного или разового назначения (пускают в праздничные дни, или только летом, или только зимой и т.п.)
- 301–450 — пассажирские круглогодичные поезда
- 451–598 — пассажирские поезда сезонного или разового назначения
- 701–750 — скоростные поезда (средняя маршрутная скорость с учётом стоянок —91 км/ч и более; например, «Ласточки»)
- 751–788 — высокоскоростные поезда (от 161 км/ч; например, «Сапсан», «Аллегро», «Невский экспресс»)
Подробнее о видах и расшифровке номеров поездов мы рассказали здесь.
- Если номер чётный, то поезд идёт на север или восток.
- Если номер нечётный, поезд идёт на юг или запад.
Также свою нумерацию имеют пригородные (четырёхзначные номера 6001–7628) и специальные поезда:
- 901–920 — служебные поезда
- 921–940 — туристические поезда (комфортабельные экскурсионные составы для туристов)
- 941–960 — людские поезда (когда в составе грузового поезда есть ещё и вагоны с людьми, перевозимыми по грузовым документам)
- 961–970 — грузопассажирские поезда
- 971–998 — почтово-багажные поезда.
Некоторые поезда меняют номер в пути — когда меняют направление движения. Ведь железная дорога идёт не по прямой от одного города до другого. В билете указывается тот номер, под которым поезд будет отправляться именно с вашей станции.
Например, на вокзале могут объявить, что прибывает поезд 227/228. Это означает, что поезд сменит номер.
Диапазон номеров для каждого вида поездов заканчивается на 98, а следующий начинается с 01. Это сделано для того, чтобы по первой цифре было понятно, какой именно поезд. Если сделать поезд 299, то при смене направления он будет иметь номер 300. Поезд 299/300 сложнее классифицировать с первого взгляда, может возникнуть путаница.
Что означают буквы в номере поезда
Буква нужна, чтобы сделать номер поезда уникальным. Чаще всего она означает, с какой железной дороги отправляется состав:
- А — Октябрьская
- Г — Горьковская
- М — Московская
- Н — Западно-Сибирская
- Э — Дальневосточная
…и т.д., на все буквы алфавита. Соответственно, когда поезд идёт обратно, буква в номере чаще всего меняется, потому что он отправляется со станции, относящейся к другому подразделению железной дороги.
Иногда буквы меняют, если поезд по одним дням ходит как фирменный, а по другим — как обычный. Номера должны различаться — меняют именно букву.
У поезда может быть два номера с одинаковыми цифрами, но разными буквами. Так бывает, если часть вагонов принадлежит одному перевозчику, а часть — другому. При этом идут они в одном составе.
Пассажиру достаточно знать номер поезда из трёх цифр. На вокзале объявляют именно его.
Источник
Особенности нумерации поездов
Каждому железнодорожному составу присвоен индивидуальный номер. Но не все знают, что по этим цифрам можно узнать вид и маршрут поезда. Номер может состоять из одной или нескольких цифр, быть четным или нечетным. Давайте разберемся в этих числах.
Как определить тип поезда по номеру?
Если состав направляется на север или восток, ему присваивается четный номер, а если на юг или запад — нечетный. Из-за привязки нумерации к маршруту следования поезда, цифры могут меняться с четных на нечетные, и наоборот. Помимо направления, номер зависит от типа состава.
Номер поезда | Тип состава |
от 1 до 148 | скорый, курсирует весь год |
от 151 до 178 | скорый круглогодичный или сезонный |
от 181 до 298 | скорый сезонный |
от 301 до 398 | пассажирский круглогодичный |
от 401 до 498 | пассажирский сезонный |
от 501 до 598 | «одноразовый» |
от 601 до 698 | межобластной |
от 701 до 798 | служебный |
от 801 до 848 | скорый поезд, работающий на электричестве или дизельном топливе |
от 851 до 898 | скорый электро- или дизельный поезд, в котором не предусмотрены дополнительные удобства для пассажиров |
от 971 до 988 | туристический |
Помимо туристических поездов, цифрами от 900 и далее маркируются почтово-багажные и грузовые составы. Четырехзначные номера имеют хозяйственные и грузовые поезда. Исключение — пригородные электрички. Они нумеруются от 6000 до 7500.
Номер поезда указывает на его направление и тип состава.
Зачем нужна буква?
Из цифр от 1 до 3 и буквы состоят номера пассажирских составов. Объясняется это просто — если использовать только цифры, получится около 1000 номеров, а поездов на нашей железной дороге намного больше.
Составы с идентичной цифровой маркировкой, но разными буквами, не ходят с одного вокзала. Например поезд 002А едет с Ленинградского вокзала в Москве, а состав 002М отправляется тоже из Москвы, но с Ярославского вокзала. Такая система позволяет избежать возможной путаницы в числах. На вокзале диктор называет только номер поезда без буквы.
В некоторых случаях составы имеют аналогичный номер, но в зависимости от вида (фирменный или обычный) у них меняется буква. Чаще всего буква в номере поезда зависит от его маршрута, однако бывают исключения. Иногда встречается вторая буква. Она указывает на маршрут поезда в общем расписании.
Благодаря букве, номер каждого состава уникален.
Источник
Что означает номер поезда РЖД: маршрут, тип и назначение железнодорожного состава
Мало кто из постоянных клиентов «РЖД» знает, что номера поездов различного назначения — пассажирских, грузовых, технических — присваиваются не в случайном порядке. Современная система нумерации поездов сформировалась в 2004 году. В 2014 году ОАО «РЖД» выпустило новое распоряжение, которое и утвердило актуальный «Порядок присвоения номеров поездам». А предыдущие правила присвоения номеров утратили свою силу.
От чего зависит номер поезда
Любопытно, что нумерация зависит не только от типа поезда, но и от направления его движения — составы, следующие на север или восток, получают чётные номера, а курсирующие на юг или запад — нечётные. Конечно, направление следования поезда может меняться, а с ним меняется и номер.
Если говорить о каких-то общих правилах, то номер поезда может включать от одной до четырёх цифр — и это зависит от типа поезда и его назначения.
Нумерация пассажирских поездов «РЖД»
- 1-150 — скорые поезда, которые курсируют круглогодичного. Как правило, они развивают небольшую скорость (до 90 км/ч) и следуют на дистанции от 150 км.
- 151-298 — сезонные поезда. В их число входят дополнительные железнодорожные составы, которые везут пассажиров на юг России. Иногда их выводят на маршрут к праздникам: Новому году, 23 февраля, 8 марта. Такие поезда обслуживают популярные направления.
- 301-450 и 601-698 — поезда круглогодичного отправления. Скорость железнодорожных составов с данными номерами, зачастую, не превышает 50 км/ч.
- 451-598 — такие же медленные поезда, как и предыдущие. Однако на маршрут составы выходят только в случаях острой необходимости, например, на праздники.
- 701-750 — скорые поезда, которые могут ехать более 90 км/ч.
- 751-788 — высокоскоростные (самые быстрые, их скорость достигает 160 км/ч и выше).
- 801-898 — составы высокой комфортности и поезда без дополнительного сервиса, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом.
- 921-940 — туристические (круизные, экскурсионные). Такие поезда возили пассажиров в Суздаль и Рязань на Масленицу 2020 года .
- 941-960 — людские поезда, перевозящие большую группу пассажиров в определённое место назначения. Перевозка производится по грузовым документам.
- 961-970 — грузо-пассажирские. В таких составах могут находиться как пассажирские, так и грузовые вагоны.
- 971-998 — составы, имеющие пассажирские и грузобагажные вагоны.
Нумерация пригородных поездов «РЖД»
- 6001-6998 — электрички (пригородные направления).
- 7001-7198 — скоростные электрички.
- 7201-7598 — скорые городские и региональные электрички.
- 7601-7628 — пригородные поезда, обслуживающие ж/д пути.
Нумерация других поездов «РЖД»
Товарные, грузовые, тяжеловесные поезда также имеют собственный номер.
Например, железнодорожный состав, в котором есть вагоны-рефрижераторы, имеют номера 1001-1020. В них перевозят продукты питания, которые быстро портятся.
Жидкости в контейнерах перевозят составы с номерами 1021 — 1420. А автомобили, фуры, прицепы путешествую поездами 1421-1440.
Даже локомотивам и толкачам присваивают номера. Пассажирские вагоны тянут машины под номерами 4151–4188 или резервные 4961-4990.
Источник
Тайны поездов: о чем говорит нумерация
Поезда дальнего следования делятся на определенные категории, которые можно узнать по номеру.
Все пассажирские составы Российских железных дорог имеют собственный номер. В нем закодирована определенная информация, которая интересна нашим пассажирам.
Например, четные номера даются составам, следующим на север или восток. Нечетные – на юг или запад. Мы расскажем только о пассажирских поездах с №№ от 001 до 999. Нумерация продолжается и далее до 9999, но затрагивает уже к грузовые составы. (За исключением пригородных – с номерами от 6001 по 7598).
Действующая нумерация для подвижного состава РЖД принята в 2014 году, правила 2004 года отменены. Отметим, что ранее в категориях было понятие поездов дальнего сообщения – это поездки на расстояние свыше 150 км. Теперь международные, местные и поезда дальнего следования соединены вместе.
Про географические ориентиры по четности-нечетности FLYDEX уже рассказал. Вы, вероятно замечали, что поезд в дороге вдруг меняет номер – значит он поменял направление движения.
По скорости поезда делятся на три типа. Скорые – развивают скорость от 50 до 90 км/ч. Скоростными считаются поезда от 91 км/ч. Высокоскоростные – уже от 161 км/ч.
Правила 2014 года ввели некоторое смешивание в нумерации 2004 года. Для поездов типа «Сапсанов» и «Ласточек» введены две градации скоростные и высокоскоростные. Скоростные поезда перенесены с 151-200-х на номера с 701 по 750 (ранее числились за служебными поездами). Высокоскоростным отданы номера с 750 по 788.
Пассажирским круглогодичным поездам добавлено полсотни единиц до 450, ранее эти номера относились к сезонным. Объединены пассажирские поезда дальнего и местного назначения (расстояние до 700 км). Ранее за местными были закреплены номера с 601 по 698.
Исчезла градация пассажирских поездов разового назначения с номерами 501 – 598. Раньше они имели народное название «500-веселые» из-за того, что были самыми дешевыми. Передвигались эти поезда с долгими и частными остановками.
Пропало название «ускоренные», теперь они именуются – скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом. Также в них нет теперь особого деления по номерам комфортных (801 – 848) или без допуслуг (851 – 898).
Нумерация 900-х, где были составы смешанного вида, существенно поменялась. Теперь сюда попали поезда служебного назначения. Передвинулись номерные блоки туристических, людских, почтово-багажных и грузопассажирских составов.
Далее следуют категории поездов без разделения на поезда дальнего или местного следования, сюда же входят и международные пассажирские составы.
№№ 001 – 150 – скорые, ходящие круглый год.
№№ 151 – 298 – скорые поезда, назначаемые в сезон или разово. Их вводят в расписание летом или под Новый год.
№№ 301 – 450 и 601 – 698 – пассажирские, следующие круглый год.
№№ 451 – 598 – пассажирские, назначаемые в сезон и разово.
№№ 601 – 698 – см выше.
№№ 701 – 750 – скоростные.
№№ 751 – 788 – высокоскоростные.
№№ 801 – 898 – скорые (без скоростных и высокоскоростных), обслуживаются моторвагонным подвижным составом.
№№ 901 – 920 – служебные или специальные.
№№ 921 – 940 – туристические или коммерческие, формируются из вагонов любого типа, по заказу.
№№ 941 – 960 – людские поезда, когда пассажирские вагоны включаются в состав грузовых поездов.
№№ 961 – 970 – грузопассажирские составы на участках с малым пассажиропотоком.
Источник
Как читать билет
Первая строка
126 4А 24.06 22.00 17П 000302.6 000185.6 01 ПОЛНЫЙ
дата и время отправления поезда;
номер вагона и его тип;
стоимость билета и плацкарты;
количество человек, на которых выписан данный билет;
наименование документа («полный» при покупке билета за полную стоимость).
Вторая строка
ЧЕРЕПОВ 1-МОСКВА ЯР (2010290-2000002) КЛ.ОБСЛ .3П
названия станций отправления и назначения, сокращенные до 12 знаков;
семизначные коды станций отправления и назначения;
обозначение класса обслуживания (для фирменных поездов — «ФИРМ»).
Третья строка
МЕСТА 030 СЕВ СЕВ РАОП
сокращенное название дороги, в вагон которой оформлен билет.
Четвертая строка
ЯГ 763553 424 71 0144113 240607 0837 0021Я 05/ФПА/Н
серия и номер бланка билета;
защитный код для выявления поддельных проездных документов;
шифр документа и его номер в запросе на продажу;
номер запроса на продажу билета;
дата оформления билета (в формате ддммгг);
время оформления билета (в формате ччмм);
код вычислительного центра, оформившего билет;
код вычислительного центра, выдавшего места;
номер пункта продажи;
номер билетно-кассового терминала;
информация о стоимости проезда;
символ «Н», если стоимость проезда считается в национальной валюте.
Для всех запросов в систему «Экспресс» нумерация сквозная — она ежесуточно обнуляется в 00:00.
Пятая строка
паспортные данные пассажиров (вид документа, его серия и номер, фамилия, инициалы).
Шестая и седьмая строки
Н-553.2 РУБ В Т.Ч. СТР. 2.3; ТАРИФ РФ+КСБ 500.5 В Т.Ч. НДС 76.35 РУБ
СЕРВИС 50.4 В Т.Ч. НДС 7.69 РУБ С БЕЛЬЕМ У0
полная стоимость билета с указанием валюты (десятые доли отделены точкой);
«ТАР» — тарифная стоимость проезда (стоимость билета и плацкарты);
«+КСБ» — величина комиссионного сбора;
«+СТРСБ» — величина страхового сбора;
«+УСЛ» — стоимость сервисных услуг.
«В Т. Ч. СТР. 2.3 РУБ+НСП» — если взимается налог с продаж;
сумма взимаемого налога;
величина налога в процентах;
код субъекта РФ;
символ «У» при оформлении билета в вагон с дополнительными услугами;
количество наборов питания, положенных пассажиру по билету. Если стоит обозначение У0, питание в вагоне не предоставляется.
Cтоимость проезда может указываться в швейцарских франках или национальной валюте.
Восьмая строка
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДОМ 125 *4 29.06 В 09.27
время прибытия пассажира в пункт назначения.
Для станций, находящихся в России, Киргизии и на Петропавловском отделении Южно-Уральской железной дороги, указано московское время. Для стран СНГ и Балтии указывается местное время.
Если поезд отправляется по старому графику, а приходит уже по новому, время прибытия не указывается.
На билетах, оформляемых через билетно-кассовые терминалы, подключенные к АСУ «Экспресс-3», в правом нижнем углу печатается штриховой код.
Источник