- Советская номенклатура
- Содержание
- Значение термина
- Численность номенклатуры
- История возникновения
- Номенклатура — привилегированный класс
- Номенклатура в СССР: численность, формирование, этапы развития и ее роль в истории СССР
- Предпосылки формирования номенклатуры
- Начальный этап оформления номенклатуры
- Постановление «О назначениях»
- Расширение управленческого аппарата
- Номенклатура в начале существования СССР
- Власть на рубеже 20-30-х гг.
- Привилегии номенклатуры при Сталине
- Рост привилегий номенклатуры СССР при Хрущеве
- Численность номенклатуры при Хрущеве
- Психологический облик номенклатуры периода брежневского застоя
- Состав номенклатуры
- Разложение номенклатуры
- Распад СССР
Советская номенклатура
Номенклатура — прослойка населения Советского союза и стран Восточного блока, которая занимала различные ключевые административные посты во всех сферах деятельности в этих странах: правительство, промышленность, сельское хозяйство, образование и т. д. Как правило, они были членами коммунистической партии, но есть и исключения, вроде Патриарха Московского и всея Руси, который состоял в номенклатуре Секретариата ЦК КПСС [1] .
Содержание
Значение термина
Понятие советской номенклатуры используется в двух смыслах: в узком — это «освобожденные» работники комитетов партии и в широком — все ответственные работники, назначение на должность которых гласно или негласно производилось секретариатами правящей партии (в том числе председатели колхозов, ректоры институтов, редакторы газет, вплоть до высшей иерархии религиозных организаций). Зачастую допускалось даже формальное голосование при выборе на должность, но установка на требуемого кандидата исходила из партии. Второе (широкое) значение и дало основу понятия «номенклатуры» — то есть перечня лиц, подлежащих назначению [1] .
Численность номенклатуры
Количество чиновников в советской России первоначально было небольшое — 300 тыс. совслужащих при Ленине. При Сталине их число достигло 1837 тыс.
М. С. Восленский в работе «Номенклатура» приводит следующие оценки численности номенклатуры:
Теперь надо добавить низшее звено. По переписи насчитывалось в 1959 году: 61 728 +90890 = 152 618 и в 1970 году: 74 934 + 70 314 = 145 248 человек. Здесь мы замечаем ту же тенденцию к сокращению численности номенклатуры.
И в данном случае надо будет внести те же коррективы — с той, однако, разницей, что доля неноменклатурных работников среди руководителей низовых подразделений государственных и общественных организации окажется большей, чем в предыдущем случае. Но она и здесь будет, вероятно, перевешиваться добавляемым числом аппаратных номенклатурщиков. Следовательно, мы ненамного ошибемся, если примем численность низшего звена номенклатурщиков за 150 000 человек.
Итак, политическое господство класса номенклатуры осуществляет в СССР группа примерно в 250000 человек — одна тысячная доля населения страны. Эта не избираемая и не могущая быть смененной жителями Советского Союза группа распоряжается их судьбами и дает им политические директивы.
Но вопрос о численности класса номенклатуры в целом еще не исчерпан.
Свыше 300000 человек составляют руководители предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства, свыше 150 000 — руководители научных учреждений и учебных заведений. Это доводит число номенклатурных работников до цифры порядка 750 000.
Когда говорят о классе, то имеют в виду не только тех, кто сам выступает в процессе производства, но и членов их семей. К дворянскому классу относится не только граф, но и его жена — графиня, и их дети. Не забудем и мы номенклатурных дам и номенклатурных деток.
Возьмем за основу прочно вошедшее в обиход понятие статистической семьи из 4 человек: муж, жена и двое детей. Конечно, в реальной жизни в одной номенклатурной семье будут еще теща и тесть, зато в другой семье жена сама будет тоже номенклатурным чином, а в третьей не будет детей, — так что в общем, взяв за основу статистическую семью, мы не очень ошибемся.
Помножим 750 000 на 4, получаем три миллиона. Это и есть высчитанная на основе статистических материалов приближенная численность правящего класса номенклатуры в СССР. Класс этот, включая чад и домочадцев, составляет менее полутора процента населения страны. Вот эти-то полтора процента и объявили себя руководящей и направляющей силой советского общества, умом, честью, совестью нашей эпохи, творцом и организатором всех побед советского народа. Эти полтора процента и шумят на авансцене, выступая от имени 290-миллионного народа и даже «всего прогрессивного человечества».
История возникновения
После Октябрьской революции произошли серьёзные изменения в государственном аппарате страны. Старое чиновничество было разогнано, так как, согласно коммунистической идеологии, старый аппарат подавления трудящихся должен был исчезнуть, и на его место должно было прийти новое пролетарское государство. В работе «Удержат ли большевики государственную власть?» (1917) Ленин таким образом определял основные задачи нового аппарата:
Самое главное теперь — распроститься с тем буржуазным интеллигентским предрассудком, будто управлять государством могут только особые чиновники, всецело зависимые от капитала по всему своему общественному положению.
Самое главное — положить конец такому положению вещей, когда управлять пытаются по-старому буржуа, чиновники и «социалистические» министры, но управлять не могут, и после семи месяцев получают в крестьянской стране крестьянское восстание!!
Самое главное — внушить угнетённым и трудящимся доверие в свои силы, показать им на практике, что они могут и должны взяться сами за правильное, строжайше упорядоченное, организованное распределение хлеба, всякой пищи, молока, одежды, квартир и т. д. в интересах бедноты.
Однако в этой же работе он отмечает:
Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели.
Новый бюрократический аппарат первоначально формировался из представителей профессиональных революционеров (так называемой «ленинской гвардии») с привлечением рабочего класса, а также отдельных «буржуазных» специалистов, необходимых для управления отраслями экономики. Они были первыми представителями класса советских бюрократов, т. н. «номенклатуры» [2] [3] .
Однако Ленин признавал, что во многом дореволюционный госаппарат, который, согласно марксистским положениям (озвученным Лениным в работе «Государство и революция»), необходимо «разбить и уничтожить» [4] сохранился в неприкосновенности. В работе «Как нам реорганизовать рабкрин» Ленин писал [5] :
Наш госаппарат, за исключением Наркоминдела, в наибольшей степени представляет собой пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является самым типичным старым из нашего старого госаппарата… Я предвижу одно возражение, исходящее либо прямо, либо косвенно из тех сфер, которые делают наш аппарат старым, то есть от сторонников сохранения нашего аппарата в том же до невозможности, до неприличия дореволюционном виде, в каком он остался и посейчас..
Термин «номенклатура», в понимании перечня важнейших руководящих должностей в партийно-государственном аппарате, назначение на которых происходило из санкции центральных большевистских партийных органов, появился в партийных документах после того как секретариат ЦК РКП(б) осенью 1923 г. направил всем наркомам и руководителям государственных учреждений перечень должностей, назначения на которые осуществлялось исключительно за постановлением ЦК [6] .
С приходом к власти Сталина представители старой гвардии революционеров-большевиков были постепенно вытеснены [источник не указан 292 дня] и заменены новыми людьми, преданными [источник не указан 292 дня] новому руководству. Обращает на себя внимание низкий [источник не указан 292 дня] образовательный уровень новых управленцев. Так, в составе первого СНК лишь Ленин и Луначарский имели законченное высшее образование, причём первый — заочное. И в дальнейшем среди лиц, занимавших высшие посты в правительстве СССР, практически не было [источник не указан 292 дня] профессионалов. Типичный пример — председатель Госплана СССР Куйбышев, не проучившийся в университете и года [источник не указан 292 дня] , причем на медицинском факультете, не говоря [источник не указан 292 дня] уже о сапожнике Кагановиче, слесаре Ворошилове и других. Неудивительно, что решения таких специалистов отличались наивностью, граничившей с абсурдом [источник?] . Постепенно формировался и совершенствовался новый механизм отбора управленческих кадров. Была введена так называемая номенклатура должностей в государственном и партийном аппарате [источник не указан 292 дня] , кандидаты на которые утверждались партийными комитетами соответствующих уровней. [7]
Сталин определял требования к номенклатуре такими словами: «Люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь» [8] . Также известна его фраза, ставшая крылатой: «Кадры решают всё. Эти кадры могут быть смещены лишь посредством гражданской войны» [источник не указан 1289 дней] . Подбор и фильтрация кадров принимала форму чисток, достигших своего пика в 1937 году [источник не указан 292 дня] . Таким образом власть перешла к ограниченному кругу лиц, которые потеряли [источник не указан 292 дня] свою первоначальную связь с рабочим классом и стали особой «кастой» [источник не указан 292 дня] . Многие [источник не указан 292 дня] исследователи утверждают, что хотя формально установленный в стране строй назывался социализмом и декларировалось, что собственность принадлежит трудящимся, на самом деле номенклатура представляла собой особый класс [источник не указан 292 дня] , получивший так называемую народную собственность в своё полное распоряжение [источник не указан 292 дня] .
Вглядимся в черты советского человека — конечно, того, который строит жизнь, а не смят под ногами, на дне колхозов и фабрик, в черте концлагерей. Он очень крепок, физически и душевно, очень целен и прост, ценит практический опыт и знания. Он предан власти, которая подняла его из грязи и сделала ответственным хозяином над жизнью сограждан. Он очень честолюбив и довольно черств к страданиям ближнего — необходимое условие советской карьеры. Но он готов заморить себя за работой, и его высшее честолюбие — отдать свою жизнь за коллектив: партию или родину, смотря по временам. Не узнаем ли мы во всем этом служилого человека XVI века? (не XVII, когда уже начинается декаданс). Напрашиваются и другие исторические аналогии: служака времен Николая I, но без гуманности христианского и европейского воспитания; сподвижник Петра, но без фанатического западничества, без национального самоотречения. Он ближе к москвичу своим гордым национальным сознанием, его страна единственно православная, единственно социалистическая — первая в мире: третий Рим. Он с презрением смотрит на остальной, то есть западный мир; не знает его, не любит и боится его. И, как встарь, душа его открыта Востоку. Многочисленные «орды», впервые приобщающиеся к цивилизации, вливаются в ряды русского культурного слоя, вторично ориентализируя его. [9]
Советская номенклатура основывалась в первую очередь на партийных структурах, которые фактически руководили страной [источник не указан 292 дня] . Подбор кадров в Советы всех уровней также проводился партийными органами [источник не указан 292 дня] , так как именно они назначали единственную кандидатуру на каждое депутатское место, которая затем выставлялась на голосование. Высшую ступень в номенклатуре занимала номенклатура ЦК, которая в 1980 году состояла примерно из 22,5 тыс. работников. Партийную номенклатуру дополняла номенклатура хозяйственная. Подбор номенклатурных кадров производился по личному знакомству, причём основную роль играло то, что это были люди верные тому или иному руководителю. Компетентность кадров при этом не играла определяющей роли. Часто, если тот или иной руководитель не справлялся с занимаемой им должностью, его переводили на другую руководящую работу. Таким образом, оказавшись в номенклатурной касте, человек часто гарантировал себе пожизненное в ней пребывание; однако попасть в касту было сложно.
Весьма показательны в характеристике степени могущества бюрократического аппарата замечания Л. Д. Кучмы, бывшего президента Украины:
— Л. Кучма О самом главном , Киев, 1999
В эпоху сталинизма у значительной части населения выработалось полурелигиозное [источник не указан 1112 дней] отношение к личности Сталина, политике партии подчинялись слепо. Репрессии способствовали тому, что люди боялись выразить малейшее несогласие с официальной идеологией. Это создавало благоприятные условия для существования бюрократического аппарата как касты, никак не контролируемой основной массой населения. Отчуждение номенклатуры от народа сопровождалось ростом пассивности населения, угасанием ростков низового самоуправления, падением интереса к официальной идеологии. Либерализация (или «оттепель») во время правления Хрущёва не произвела существенных изменений в сложившейся в стране номенклатурной системе, а после того, как либерализация провалилась, пассивность населения и циничное отношение к идеологии особенного возросли.
Рядовое население воспринимало номенклатуру как особый класс: герой Шукшина, тракторист, в фильме Б. Барнета «Аленка» (1961) говорит: «Конечно, ей тут непривычно. Не моей пары рукавица. Отец у ней крупный работник. Номенклатура. В легковухе возят.».
Закат Советской структуры государственной власти также сопровождался старением высших слоёв руководства. Если в начале советского периода большевистское руководство было относительно молодо, то брежневское Политбюро ЦК КПСС состояло из стариков пенсионного возраста. Это было связано с тем, что кадры подбирались по принципу личного знакомства и семейственности, а друзья молодости (например, Брежнев и Черненко) старели.
На фоне этого старения в верхах, более молодые представители нижестоящих звеньев бюрократической структуры, лишённые возможностей карьерного продвижения, желали перемен. По мнению некоторых учёных, это во многом послужило толчком к началу перестройки.
Номенклатура — привилегированный класс
Для советской номенклатуры были введены (начиная с 20-х годов) привилегии в снабжении товарами и продуктами, в том числе дефицитными — т.н. спецраспределители («200-я секция ГУМа», магазин спецобслуживания на Кутузовском пр и тд. и тп.), «столы заказов» — и могли приобретать (нередко по многократно заниженной цене) недоступные для остального населения товары.
Источник
Номенклатура в СССР: численность, формирование, этапы развития и ее роль в истории СССР
Приход к власти большевиков и установление советской власти привели к формированию нового правящего класса, получившего название номенклатуры. В СССР господствовала точка зрения, согласно которой новое и первое в мире социалистическое государство должно решительно порвать с традициями имперской России. Это касалось не только общественного строя, образа жизни, культуры, но и системы управления. Появились правительственные органы, названия которых не всегда отвечали их функциям. Например, Центральный исполнительный комитет СССР обладал законодательной властью, в то время как исполнительным органом являлся Совет народных комиссаров, а впоследствии — Совет министров.
Предпосылки формирования номенклатуры
Во всех этих органах существовали должности, предопределенные как их функциями, так и необходимостью решения текущих дел. В условиях однопартийной системы и отсутствия внутрипартийной демократии назначения производились списками, за которые формально голосовали делегаты съездов. Таким образом, номенклатура в СССР — это изначально перечень государственных должностей, на которые партия назначала кажущихся подходящими людей. Впервые такой метод был опробован после принятия Конституции 1924 года.
Для того чтобы понимать, что означал термин «номенклатура» в СССР, необходимо иметь в виду, что уже в первые дни советской власти, в период военного коммунизма, была произведена масштабная национализация средств производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Другой важный процесс — начало сращивания партии с государством, неизбежный в силу того, что другие политические силы были устранены. Воспроизведение номенклатуры осуществлялось не благодаря карьерному росту или эффективной работе на занимаемом посту, а через монопольное право партии на власть.
Начальный этап оформления номенклатуры
Институциональное выделение особого слоя в составе правящей верхушки, ныне известного как номенклатура, в СССР началось с создания в 1920 году учетно-распределительных отделов при центральных и губернских комитетах РКП(б). Их функцией был подбор кадров на замещение управленческих должностей. Спустя четыре года создается Орграспредотдел во главе с Лазарем Кагановичем. Функции нового органа были такими же, как и у учетно-распределительных отделов, однако уже в первые годы его работы складывается значительная диспропорция по распределению мест: из 8761 назначения в 1925-1927 гг. на чисто партийные должности приходится лишь 1222.
Постановление «О назначениях»
Оно было принято 12 июня 1923 года, и начиная с этого в истории СССР и России номенклатура получает юридически оформленный способ самовоспроизведения. Постановление и его расширенный вариант от 16 ноября 1925 года предусматривали замещение руководящих должностей по спискам. Первый предусматривал назначения, исходящие непосредственно от ЦК, второй же согласовывался с Орграспредотделом. Первый список через некоторое время был расширен категорией выборных должностей, которые утверждались в особо создаваемых комиссиях.
Расширение управленческого аппарата
Советская система управления с самого начала своего существования демонстрировала тенденцию к бюрократизации. Количество и наименования должностей в скором времени начинают увеличиваться, поэтому возникают третьи списки. Номенклатура в истории СССР — это не только партийные функционеры и высшие должностные лица, но и руководители местных отделений, государственных учреждений и общественных организаций.
Разрастание правительственного аппарата было столь стремительным, что уже в 1930 г. Орграспредотдел был разделен на два отделения, первое из которых ведало назначением лишь на партийные должности, а второе отвечало за замещение должностей в системе государственного управления, а также в общественных организациях. Такая система действовала до принятия в 1946 году новых номенклатурных списков. В сталинское время были также предусмотрены проверка качеств партийного работника и экзамены на соответствие занимаемой им должности.
Номенклатура в начале существования СССР
К началу горбачевской перестройки номенклатура в СССР стала привилегированным классом, сосредоточившим в своих руках значительные богатства. Однако в начале существования государства ее положение было менее заметным и в большей степени отвечало представлениям о социалистической форме правления.
Не последнюю роль в этом играла экономическая разруха: партийному дельцу было попросту нечем владеть. Единственное, на что мог рассчитывать функционер в 20-е годы — повышенный паек. Кроме того, был принят закон, устанавливающий максимум заработной платы должностного лица. Логическим следствием революционных идеалов были завышенные требования к имиджу и поведению члена партии. В некоторых случаях угрозы расстрела за нерадение на должности претворялись в жизнь.
Власть на рубеже 20-30-х гг.
Новая экономическая политика позволила стабилизировать положение в стране, а предусмотренное ею разрешение на частную кооперацию привело к росту благосостояния общества. Борьба за власть, начавшаяся после смерти Ленина, осуществлялась во многом аппаратными методами, что не только усилило роль генерального секретаря ЦК ВКП(б), но и его ставленников, то есть партийно-государственной номенклатуры СССР.
Однако этот этап может рассматриваться лишь как стартовый. Еще не исчезли революционные идеалы, многие были воспитаны на классических трудах Маркса и Энгельса и не особенно стремились к повышению личного материального благосостояния. Решительный шаг к этому был сделан со свертыванием нэпа и запуском процесса индустриализации. Это позволило избавиться от карточной системы, и люди, оказавшиеся на вершине власти, озаботились собственными нуждами.
Привилегии номенклатуры при Сталине
Судебные процессы и начинающиеся репрессии требовали ротации должностных лиц. Чтобы повысить заинтересованность рядовых партийцев в получении управленческого поста, вводились гарантии твердого жалования и возможности приобретения необходимых товаров за эти деньги. Поскольку проблема дефицита не была решена окончательно, возникли спецраспределители. Но в сталинское время доступ к ним имели не только партийные функционеры, но и рабочие-ударники.
Помимо этого, при Сталине номенклатура обзавелась новыми квартирами в черте города, получила дачи, но при этом на рост ее благосостояния стоял ряд жестких внутренних ограничений. Часть из них проистекала из прежних революционных идеалов, воспрещающих не только вызывающую роскошь, но и в принципе наличие вещей не первой необходимости. В условиях репрессий, где практически каждый шаг мог быть расценен как вредительство, партийные функционеры предпочитали не искушать судьбу.
Рост привилегий номенклатуры СССР при Хрущеве
Свертывание репрессий, переход от тоталитарных методов управления к авторитарным и заданный XX съездом КПСС курс на демократизацию позволил высшим должностным лицам не беспокоиться за свой пост, а тем более за жизнь. Определенные в постановлении 1946 года положения о месте и функциях должностных лиц внесли определенность в их статус. Рост влияния номенклатуры стал в хрущевское время таким, что ей удалось сместить в 1964 году самого генерального секретаря.
В материальном же отношении положение номенклатуры улучшилось не так значительно. Обычный функционер этого периода имел право на квартиру, загородный дом, дачу, автомобиль иностранного производства. Кроме того, лица, принадлежащие к номенклатуре в СССР, могли выезжать за границу, а до появления средств домашнего просмотра посещать демонстрации зарубежных фильмов в кинотеатрах. Разумеется, объем этих привилегий разнился в зависимости от положения функционера в системе власти: низовые управленцы о просторных квартирах и элитном отдыхе могли только мечтать.
Численность номенклатуры при Хрущеве
Численность советских должностных лиц в период оттепели резко снижается. В таблице ниже приводится выборка по по номенклатурным спискам в сравнении с показателями 1946 года:
1946 | 1954 | 1956 | 1957 | 1958 |
42000 (100%) | 23576 (56%) | 26210 (62%) | 12645 (30%) | 14342 (34%) |
Причин тому было несколько. Одна из них — репрессии на завершающем этапе сталинского правления. Другая, более значительная, состоит в принятии в июле 1953 года постановления о сокращении численности партийной номенклатуры в СССР для повышения ответственности руководителей в деле подбора кадров. Но такое объяснение было формальным. Истинная же причина такого масштабного сокращения состояла в трудности контроля за номенклатурой и долгим процессом ее формирования.
Психологический облик номенклатуры периода брежневского застоя
Советская система достигла своего апогея именно во время правления Л.И.Брежнева. Но этот же период одновременно являлся эпохой стагнации как в экономике, так и в политической жизни страны. Формирование партийно-государственной номенклатуры в СССР происходит за счет выходцев из крестьянских и рабочих семей. Это отразилось на менталитете правящих элит. С происхождением связывается беспрекословное повиновение приказам сверху, бездействие и перекладывание ответственности.
По образованию тогдашние функционеры были выходцами из технических или сельскохозяйственных вузов или военных училищ. Резко сократилось количество профессиональных юристов, во многом потому что они могли подвергнуть сомнению и критике сложившуюся систему управления. Общность взглядов, образование, исполнение сходных функций и складывание корпоративной этики позволяют говорить об окончательном формировании в СССР номенклатуры как класса. Кроме того, многие должности в системе управления становятся наследственными.
Состав номенклатуры
Говоря о численности советского правящего класса, необходимо учитывать что помимо традиционных номенклатурных списков существовала развитая клиентела. Продвижение по карьерной лестнице сильно зависело от вышестоящих чинов, поэтому реальное количество функционеров официальная статистика не выражает.
Главной характеристикой принадлежности к номенклатуре являлось не наличие материальных ресурсов, а объем имеющейся власти. Основу этого класса составляла правящая элита советского общества. Это ядро не было однородным, а включало в себя три уровня: члены ЦК КПСС, областные функционеры и районные должностные лица. К концу существования СССР стал формироваться четвертый уровень, включающий в себя первичные партийные организации. Таким образом то, что в СССР называли номенклатурой, представляло собой сеть партийных и государственных работников, в которой каждый был связан как со своими клиентами, так и со своими патронами.
Разложение номенклатуры
Отсутствие инициативы, беспрекословное следование приказу и все возрастающий объем привилегий способствовал кризису внутри номенклатуры. Все меньшее значение имела коммунистическая идеология, оказались забытыми революционные идеалы. Высшие должностные лица оказались замешаны в ряде уголовных процессов брежневской эпохи.
При этом правящая верхушка оказалась не способна давать адекватную оценку реальному состоянию дел в стране. С этой точки зрения особенно показательным является начало перестройки: именно с подачи номенклатуры и при ее поддержке была объявлена гласность. Привыкшие к однообразным отчетам функционеры не могли представить, что своими руками дали возможность народу высказать свое недовольство.
Распад СССР
Вслед за гласностью Горбачев инициировал программу обновления кадров. За короткий срок около 80% функционеров были смещены со своих должностей. С этого момента можно говорить о том, что власть в СССР номенклатура утратила. Однако оставались формальности. 15 октября 1989 года было опубликовано постановление ЦК, в котором четко демонстрировалось намерение полностью демонтировать систему комплектования властных органов. Учетно-контрольная номенклатура этим в истории СССР была упразднена. Однако подача кандидатов списками и голосование по ним сохранялось едва ли не до самого конца существования СССР. Лишь в августе 1991 года этот принцип был официально отменен.
Крах номенклатуры был предопределен. Демократизация общества, возникновение плюрализма как в экономической, так и политической сферах положили конец громоздкому механизму партии-государства. Брешь, пробитая в самом центре номенклатурной сети, положила конец правлению партийных функционеров.
Источник