- Зачем рассчитывать рентабельность
- Как рассчитывается рентабельность
- Виды показателей рентабельности
- Порог рентабельности
- Рентабельность активов (ROA)
- Рентабельность продаж (ROS)
- Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
- Рентабельность оборотных активов (RCA)
- Рентабельность капитала (ROE)
- Почему такая низкая рентабельность?
- Что такое рентабельность?
- Расчет рентабельности
- Сравнение рентабельности
- Анализ рентабельности
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
Чтобы посчитать рентабельность ресурса «Молоко», делим прибыль на стоимость ресурса: 3 / 5 = 0,6 , или 60%.
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Рентабельность ресурса «Молоко» при производстве мороженого: 5 / 5 = 1 , или 100%.
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
- К активам — рентабельность активов (ROA).
- К выручке — рентабельность продаж (ROS).
- К основным средствам — рентабельность основных средств (ROFA).
- К вложенным деньгам — рентабельность инвестиций (ROI).
- К собственному капиталу — рентабельность собственного капитала (ROE).
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
ROA = П / ЦА × 100%,
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
ROFA = П / Цс × 100%,
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
RCA = П / Цо × 100%,
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Источник
Почему такая низкая рентабельность?
Часто руководитель, рассчитав рентабельность, задает вопрос, а почему такая низкая? Давайте разберемся, как можно провести анализ, используя возможности программы «1С:Управление нашей фирмой».
- Как рассчитать рентабельность?
- С чем сравнить рассчитанную рентабельность?
- Как провести ее анализ?
Что такое рентабельность?
Для анализа результатов деятельности компании используют как абсолютные показатели: выручка, расходы, прибыль, так и относительные — рентабельность.
Рентабельность характеризует эффективность работы компании, измеряется в процентах.
Говоря о рентабельности, в большинстве случаев подразумеваем рентабельность продаж.
Рпр = Прибыль/Выручка*100%
Рентабельность продаж показывает, сколько рублей прибыли получаем на каждый вырученный от продаж рубль.
Для расчета и анализа рентабельности используем информацию Отчета о прибылях и убытках (доходах и расходах).
Исключение составляет рентабельность активов, которая рассчитывается на основании баланса.
Расчет рентабельности
Для расчета рентабельности продаж за выбранный период используем показатели: выручка от реализации (на какую сумму продали) и величина чистой прибыли (прибыль, остающаяся в распоряжении компании после выплаты всех обязательств).
Расчетная величина рентабельности продаж составляет 16%. Т.е. компания получает 16 коп. прибыли с каждого вырученного рубля.
Но рассчитанная величина без дополнительной информации не дает ответ на вопрос, насколько высокого или низкого уровня рентабельности мы достигли.
Переходим к сопоставлению со средней величиной рентабельности по отрасли. Далее с плановыми показателями и показателями предыдущих периодов.
Сравнение рентабельности
Наша компания производит и продает мебель через свой магазин. Средний уровень рентабельности в деревообработке составляет 11%, в розничной торговле — 2%.
Наша рентабельность 16% выше данных по отрасли. Анализируем дальше.
Сравниваем с показателями прошлого периода. Прошлыми периодами могут быть предыдущие годы или месяцы. Для нашей задачи сравним с предыдущим месяцем.
Видим, что в апреле рентабельность была на уровне 22%. В мае рентабельность сократилась до 16%.
Т.к. мы планировали по данным прошлого месяца и не получили желаемый уровень, то переходим к анализу возможных причин внутри компании.
Анализ рентабельности
Для проведения анализа посмотрим на составляющие рентабельности: выручка, расходы, прибыль.
Для этого нам нужен полный вариант Отчета о прибылях и убытках.
Для проведения анализа рассчитаем разные виды рентабельности в зависимости от вида прибыли.
Сравним рассчитанные показатели с теми же показателями за предыдущий месяц.
Разница в величине видов прибыли позволит выявить причины снижения рентабельности.
Валовая прибыль
Показывает эффективность операционной деятельности.
Валовая прибыль = Выручка от реализации — Себестоимость
Воспользуемся отчетом Валовая прибыль по категориям номенклатуры:
Если видим, что снижается валовая прибыль, анализируем продажи и состав себестоимости.
В нашем примере валовая прибыль (3) увеличивается на 15%.
А рентабельность по валовой прибыли (16) снизилась с 65% до 60%. Почему такое произошло?
Результат увеличения валовой прибыли достигнут за счет увеличения выручки (1) на 25% с 800 000 руб до 1 000 000 руб. Рост объема производства и продаж обеспечила покупка собственного оборудования.
Почему же снизилась рентабельность?
Анализируем себестоимость (2), видим, что она увеличилась на 43%.
Обычно себестоимость представляет собой прямые переменные расходы, которые изменяются пропорционально росту продаж.
Что произошло в нашем случае. Появилась дополнительная статья расходов — амортизация (2.3). Стоимость нового оборудования переносится на стоимость продукции через амортизацию. Поэтому вложения в новое оборудование, с одной стороны, позволили нарастить объем производства и продаж на 25%.
С другой стороны, увеличили себестоимость на 43%, что повлекло снижение рентабельности на 5%.
В итоге расходы на закупку оборудования увеличили расходы больше, чем получили эффект от роста продаж.
Рассмотрим следующий вид прибыли.
Прибыль от реализации учитывает и понесенные косвенные расходы, которые чаще всего постоянные.
Прибыль от реализации = Валовая прибыль — Коммерческие расходы — Управленческие расходы.
Формируется в программе отчетом Доходы и расходы по статьям (по отгрузке).
Если Прибыль от реализации (8) снижается более высокими темпами, чем Валовая прибыль (3), то важно обратить внимание на соотношение прямых (2) и косвенных расходов (5+6).
Если косвенные постоянные расходы составляют более 30%, то у компании большая зависимость от объема продаж. Такая ситуация характерна, например, для розничной торговли и общественного питания с высокими платежами за аренду помещений.
Чем выше объем продаж, тем меньше косвенных постоянных расходов (коммерческие (5) и управленческие (6)) будет в одном вырученном рубле.
Если объемы продаж увеличить невозможно, то анализируем каждую статью и сокращаем косвенные расходы.
В нашем случае прибыль от реализации выросла больше (на 36%), чем валовая прибыль (15%). Вызвано ростом выручки на 25%, при сохранении той же величины коммерческих и управленческих расходов.
Постоянные расходы (коммерческие и управленческие 300 000 = 100 000 + 200 000) распределились на больший объем продаж (1 000 000). Поэтому в одном вырученном рубле их стало меньше.
В то же время, видим, что ранее не было амортизации. Закупили собственное помещение и машину для доставки продукции. Величина амортизации составила столько же, сколько расходы за аренду помещения и машин до покупки. Поэтому и рентабельность по прибыли от реализации (17) выросла на 3%.
Рассмотрим следующий вид прибыли.
Чистая прибыль показывает оставшуюся прибыль после выплаты всех обязательств.
В нашем примере чистая прибыль (13) уменьшилась на 9% , а рентабельность по чистой прибыли уменьшилась на 6% (с 22% до 16%).
Давайте разберемся в причинах. На величину чистой прибыли повлияли появившиеся обязательства по кредиту и сумма налога на прибыль. Часть основных средств была закуплена за счет привлечения кредита, и поэтому повлекла за собой обязательства по его обслуживанию в виде процентов (10).
Таким образом, рост выручки (1) всего на 25% повлек увеличение расходов (20) на 38% . Что привело к снижению рентабельности по чистой прибыли.
Кроме привычных значений прибыли и рентабельности по ним заимствовали из международной практики и часто используют показатель EBIDTA и рентабельность по EBIDTA.
Почему используют этот показатель?
EBITDA — прибыль до выплаты процентов, налогов и без учета износа и амортизации. Показатель отражает привлекательность компании без учета выплачиваемых обязательств и амортизации.
EBIDTA = Чистая прибыль + Налоги + Амортизация + Проценты
Т.е. сколько прибыли может генерировать компания.
В нашем случае EBIDTA (15) выросла на 82%, а рентабельность по EBIDTA (18) на 13%.
Показатель EBIDTA, с одной стороны, хорошо использовать для экспресс-анализа работы компании. Чтобы оценить, насколько эффективна операционная деятельность. И в нашем случае мы видим рост.
Но, с другой стороны, не следует пользоваться только этим показателем. Т.к. не учитывается, а за счет чего мы достигли таких результатов. А это могут значительные вложения в активы и привлечение кредитов.
Важно сравнить эффект от вложений с самими вложениями.
Итоги анализа рентабельности
На основе проведенного анализа делаем вывод, что основная доля расходов, которая повлияла на снижение рентабельности продаж, заключается в привлечении кредита и расходов по нему, а также покупке основных средств, которые повлекли расходы по амортизации.
Необходимо учитывать, что всегда перед закупкой оборудования составляется инвестиционный план. В этом плане мы рассчитываем, за какое количество времени вложения окупятся на основании планируемого объема продаж. И далее каждый месяц сравниваем показатели инвестиционного плана с фактом. Тем самым отслеживаем отклонения, чтобы оперативно вносить изменения.
В нашей компании, с одной стороны, видим, что компании все также эффективно работает и даже лучше без учета кредита и амортизации. Но с другой стороны, видим, что вложения в основные средства и привлечение кредита, не дали прироста прибыли, достаточного для выхода на тот же уровень рентабельности продаж.
Давайте рассчитаем, сколько должны быть продажи, чтобы выйти на тот же уровень рентабельности продажи по чистой прибыли. В нашей задаче объем продаж в 1 231 000 руб. обеспечит тот же уровень рентабельности с учетом выплачиваемых процентов за кредит и увеличившейся амортизации.
Но т. к. такие инвестиции долгосрочные, то очень важно контролировать динамику прибыли и рентабельности каждый месяц.
Что нам делать дальше? Следить за тем, чтобы вложенные средства привели к снижению себестоимости. И наращивать объем производства и продаж, используя имеющиеся собственные производственные мощности. Оказывать дополнительные услуги клиентам, наращивая выручку от реализации за счет использования собственного помещения и собственной доставки.
P.S.
Проводить анализ и делать выводы только по показателю рентабельности продаж недостаточно.
Т.к. показатель относительный, то необходимо всегда дополнительно смотреть и абсолютные показатели прибыли. Незначительное снижение рентабельности на фоне роста продаж в несколько раз даст гораздо больший эффект в росте прибыли компании.
Для видения общей картины бизнеса полезно иметь три отчета: Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств и Баланс. Все отчеты доступны для использования в «1С:Управление нашей фирмой».
Отчет о движении денежных средств в нашем случае показал бы в денежном потоке по инвестиционной деятельности вложения в основные средства. А в денежном потоке по финансовой деятельности мы бы увидели привлечение заемных средств.
В балансе можно увидеть величину активов и за счет чего они сформировались — задолженность по кредиту. На основании данных баланса может рассчитать рентабельность активов и отслеживать ее динамику.
Проводите анализ, используя «1С:Управление нашей фирмой», и предлагайте новые практические решения.
Если вам интересны эти темы, пишите и ждем ваших практических решений!
Источник