Что значит нет указательного жеста у ребенка

Детский аутизм: как его распознать и что делать после постановки диагноза?

Аутизм – это болезненное состояние психики, для которого характерна отрешенность человека от внешнего мира, неспособность устанавливать социальные контакты, полная погружённость в себя. Подробно об этом расстройстве рассказала Татьяна Косова, врач-психиатр, заведующая детским диспансерным отделением СККСПБ №1, главный детский психиатр Министерства здравоохранения Ставропольского края и СКФО.

Называть аутизм болезнью ошибочно. Это расстройство психики, которое сохраняется на протяжении всей жизни, тогда как понятие «болезнь» предполагает её начало, течение и завершение. «Заразиться» от кого-то или внезапно заболеть аутизмом невозможно. Как отметила Татьяна Косова, единственной и однозначной причины возникновения аутизма не существует. Их несколько, одна из которых – генетическая.

Причиной аутизма может стать нарушение развития мозга в определенные этапы внутриутробного развития ребенка. Это случается тогда, когда беременность протекает с патологиями, или женщина в этот период переносит тяжелое инфекционное заболевание. Причиной также может стать родовая травма.

Аутизм неизлечим, но с этим диагнозом можно жить и оставаться социально активным членом общества. Не существует какого-то единого рецепта, как облегчить симптомы аутизма. Важно одно – взять под наблюдение психическое расстройство как можно раньше.

Что в поведении ребёнка должно насторожить родителей: возможные признаки аутизма

Аутизм входит в группу нарушений психического развития, для которых характерны стереотипные формы поведения, нарушение социального взаимодействия и общения.

– Общаясь, мы смотрим друг другу в глаза, используем мимику и жесты. Дети с диагнозом аутизм не делают этого. Они не могут устанавливать зрительный контакт с другими людьми. Они не смотрят в глаза, и порой создается ощущение, что они не слышат обращенную к ним речь. Часто приходится проверять ребёнка у сурдолога, чтобы исключить патологию слуха, – отмечает Татьяна Косова.

Читайте также:  Что значит мазь только для наружного применения

Татьяна Нестеровна Косова

Врач-психиатр рассказала, что дети с расстройствами аутистического спектра не могут указать на какой-то предмет, не смотрят в направлении жеста, не способны поделиться своей радостью и интересами с другими. У таких детей наблюдается или отсутствие речи, или задержка речевого развития. В речи могут присутствовать различные штампы: какие-то фразы из мультфильмов и сказок, повторение одних и тех же слов или слогов. Дети не способны использовать речь, как функцию коммуникации. Они могут спонтанно рассказать стихотворение или сказку, не привязываясь к обстановке. Необходимость с кем-то пообщаться вызывает у них огромные трудности. Они часто неправильно используют глаголы, употребляют повелительное наклонение или говорят о себе в третьем лице: «Ваня хочет кушать. Ваня не хочет гулять».

Аутизм можно заметить в раннем детском возрасте. Такой ребенок не реагирует на маму и папу, не может отличить родных от чужих. Он безразличен к игрушкам, не кричит, когда голоден или нужно сменить подгузник. У него нет взгляда глаза в глаза и отсутствует указательный жест. Позже такой ребенок не будет использовать игру, как средство коммуникации, наделять игрушки определенной ролью и говорить за них разными голосами. Он может выстраивать их в ряд или перебирать. Дети с аутизмом используют неигровые предметы. Они играют с веревочками, камешками, любят пересыпать песок, открывать краны и подолгу смотреть, как течёт вода.

Как помогут ребенку в Ставропольской психиатрический больнице?

При лечении любого психического заболевания важно как можно раньше обратиться к специалистам. Ранее диагностирование психического расстройства, начало лечения и проведение различных коррекционных мероприятий позволяет облегчить будущую социальную адаптацию и помочь развитию необходимых навыков.

– Если у ребенка кто-либо или сами родители заподозрил аутизм, нужно обратиться к детскому психиатру. Врач консультирует и назначает необходимое дообследование. Затем ребенок направляется к психологу. В детском диспансере больницы открыт кабинет психологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Психолог, работающий в этом кабинете, проводит диагностику по специальной методике для подтверждения диагноза и коррекционную работу.

Если у ребёнка выраженные сопутствующие заболевания, если ребенок очень возбуждён, не спит, у него заметны агрессивные навязчивые движения, требуется медикаментозное лечение. Это лечение можно проводить в амбулаторных условиях под наблюдением, но в редких случаях нужна стационарная форма лечения. Логопед и психолог проводят диагностику и коррекционные занятия. Психологические занятия проходят индивидуально и в группах. Специалисты больницы работают и с родителями. На консультациях они рассказывают, как правильно вести себя, как организовывать быт, учиться, отдыхать, заниматься творчеством и не терять связь с обществом. Родителям напоминают, что не стоит ждать от детей с аутизмом сразу больших побед и достижений, но каждому их успеху нужно радоваться и продолжать терпеливо заниматься, выполняя все рекомендации специалистов. «Без помощи родителей мы, конечно, ничего не можем сделать. Родители – это наши первые и главные помощники», – подчеркнула Татьяна Косова.

Чем раньше будет выявлена патология у ребенка, тем раньше ему будет оказана помощь. Это может быть психологическая, медикаментозная, комплексная помощь. У детей с диагнозом аутизм много сопутствующих заболеваний, поэтому обследование проводят разные специалисты и на основании их заключений подбирается индивидуальная программа. Помощь направлена на развитие эмоционального состояния ребёнка, его познавательных способностей, коммуникативных и социально значимых навыков.

Читайте наши статьи

Смотрите и читайте нас в соцсетях

Источник

Нет указательного жеста

Здравствуйте! Сыну почти 1,4 .Меня беспокоят некоторые моменты:
-у него нет указательного жеста ,совсем .Если что-то надо ,подходит ,берет за руку и ведёт куда надо ,затем руку бросает в сторону того ,что он хочет,это часто очень бывает чуть ли не весь день так водит по всему дому
-части тела не показывает ,но смотрит когда ему их показываешь
картинки тоже не показывает ,когда ему их показываешь ,то не смотрит ,а вырывает книжку и тормошит либо пытается ее съесть ..
-слова не говорит ,мама папа очень редко ,и то не понятно обращение это или просто так ..но постоянно говорит что-то на своём разнообразными слогами и звуками .совсем не молчун
Дай ,на не говорит .Единственное что понимаем из сказанного это ням-ням -когда кто-то кушает или готовит ,либо просит так кушать
Звуки повторяет некоторые за нами и радуется с этого
По просьбе некоторых животных парадирует
-ходит на носочках переодически ,закрывает руками уши ,кружится вокруг себя ,муж думает что это просто весело ему делать и ничего в этом плохого нет ,тк он от этого всего радуется и улыбается
-просьбы не выполняет ,но когда говоришь пойдём умываться -идёт в ванну ,идём спать -идёт в спальню итд
На обращение реагирует ,но не всегда
Смотрит в глаза когда обращаешься либо что-то говоришь ему .
На улице на детей восторженно реагирует .
Пирамидки собирает ,машинку катает,мяч бросает любит танцевать ,
лазить везде ,залезать ,скакать по мебели обожает
В одиночестве сидеть играть мало времени может ,обязательно нужно общество
Подскажите это все нормально ?или есть проблемки ?

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Источник

Нет указательного жеста

Здравствуйте, моему сыну 1год и 2 месяца.смотрю на своего сына и на других детей и будто мой отстаёт, понимаю что сравнивать других детей со свои это не правильно, но на это тяжело не обратить внимания, когда у детей разница в один день. Детки в его возрасте показывают пальчиком, кивают головой ДА-НЕТ, лапочат на своём, или даже говорят короткие слова: Мама, папа, на, дай и т. д. Мой ничего из этого не делает. Он вроде тоже не глупый, он собирает пирамидку, любит конструктором играть (пытается детальки ставить друг на друга) кубики может друг на друга ставить, перекладывать из коробки в коробку, пьёт из кружки, ложку держит (но пока ест с неё плохо) может показать у куклы глазки, носик, ротик. По желанию если он захочет покажет кошку, собаку, хрюшку, машину, Лялю, телефон, мяч (но не пальцем покажет, а возьмёт в руки) . Играет в мяч, в прятки, ладушки. Умеет дуть в дудочку. Понимает слово нельзя, закрой. Если говоришь пойдём кушать ням-ням бежит на кухню, берет слюнявчик. Радуется маме и папе. Если мама или папа уходит начинает плакать . Любит обниматься и танцевать.Он не лапочет на своём, он только говорит ааааа, эээээ, иииии. Очень редко проскакивает. Мамама, дедеде. Подскажите это норма? Или есть отклонения, я беспокоюсь по поводу указательного жеста, жеста головы да-нет, и то что он не говорит и не лепечет. Были у двух неврологов, они говорят что все нормально. Начиталась что это первые признаки аутизма, но внешне не похож, очень переживаю.

Хронические болезни: Нет

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Отсутствие указательного жеста говорит как правило о проблемах в формировании психо-речевого развития. Это жест связанный с коммуникацией. У детей с РАС очень грубо нарушена коммуникация, поэтому вы, скорее всего, прочитали в интернете именно про РАС. Но там есть другие диагностические критерии, которые не сходятся с тем, что вы описываете у своего ребенка.
Он играет с другими детками? Смотрит на вас, обращает внимание на вашу реакцию на его действия?

Думаю, проблема в запаздывающем психо-речевом развитии, потому и жест запаздывает.

Источник

Что значит нет указательного жеста у ребенка

Как меняется речь детей-аутистов? Почему их часто принимают за глухих? Есть ли у них указательный жест? Можно ли отдать такого ребенка в обычную школу? Читателям «РГ» об этом рассказывает кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, научный сотрудник Гётеборгского университета Елена Орехова.

— Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

— Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

— Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

1. Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже — предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация.

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

3. Другой ранний признак аутизма, как ни странно, — подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: «Коля! Петя! Посмотри…» А он не реагирует. В недавнем исследовании, проводившемся в МЭГ-центре, мы обнаружили, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.

— Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

— Может да, а может — нет. Такие дети часто нетипичным образом реагируют на окружающее.

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

— До сих пор бывает, что мамам в роддомах иногда советуют: откажитесь от ребенка, он вас даже узнавать не будет. Ребенок с аутизмом понимает, что у него есть значимые взрослые — родители, испытывает к ним привязанность?

— Да, ребенок испытывает привязанность к родителям. Он будет жалеть маму, потому что ей больно, но ему трудно понять чувства более «высокого порядка» — обиду, оскорбление.

— В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

— У таких детей часто бывают проблемы сенсорного плана — школьная обстановка для них может быть просто непереносимой. Мелькание, крики, шум, суета: все это может вызывать сильный стресс, вовсе не способствуя нормальному обучению. Чтобы успокоиться, ребенок может захотеть заткнуть уши, залезть под парту.

Другая проблема — непредсказуемость среды. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке. Если распорядок дня или череда событий непредсказуемым образом нарушаются, это тоже вызывает стресс. Быть среди людей для них сложно еще и потому, что люди часто непредсказуемы.

Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.

— Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам — Необходимо рассказывать школьникам о том, что люди бывают разные и что это нормально. В Швеции, например, в обычных школах проводят уроки, на которых предлагают детям попробовать проехаться на инвалидной коляске, прочитать тексты для слепых, составленные шрифтом Брайля, выучить некоторые слова на языке глухонемых. Им рассказывают о том, что есть люди с особенностями развития и о том, что ко всем надо относиться с уважением и никого нельзя обижать. При этом там сохранены и коррекционные классы и школы. А еще в Швеции диагноз аутизм отнюдь не приговор. В Гетеборге был случай, когда девушка закончила технический вуз, потом — медицинский, получила работу на скорой помощи как врач. И тут у нее произошел нервный срыв: ей оказалось крайне тяжело работать с людьми. Она обратилась к психиатру, и тот поставил диагноз аутизм. Это оказалось для нее большим облегчением, поскольку она, наконец, поняла источник своих проблем. Надо сказать, что после этого она успешно занимается наукой, изучая работу мозга у людей с психическими расстройствами. Наш мозг — настоящая головоломка. Вот это ученые уже точно поняли.

Источник

Оцените статью