- Значение слова «парцелляция»
- парцелля́ция
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «парцелляция»
- Предложения со словом «парцелляция»
- Понятия, связанные со словом «парцелляция»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «парцелляция»
- Что такое парцелляция в русском языке. Примеры
- Парцелляция — синтаксический прием речи
- Строение парцелляции
- Цель применения парцелляции в литературе
- Примеры парцелляции в художественной литературе
- Видеоурок
- Парцелляция как синтаксическое средство выразительности
- Причины возникновения парцелляции
- Структура и преследуемые цели
- Изобразительная
- Эмоционально-выразительная
- Характерологическая
- Экспрессивно-грамматическая
- Примеры парцелляции в литературе
Значение слова «парцелляция»
ПАРЦЕЛЛЯ́ЦИЯ, -и. ж. Экон. Разбивка земли на парцеллы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Парцелля́ция (нов. лат. parcellatio «разделение», реконстр. из фр. parcelle «частица») — многозначный термин:
Парцелляция (синтаксис) — фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.
Парцелляция (экономика) — разбиение земельного участка на более мелкие участки (парцеллы).
ПАРЦЕЛЛЯ’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. (экон., с.-х.). Действие по глаг. парцеллировать. П. землевладения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
парцелля́ция
1. истор. экон. дробление земли на мелкие участки (парцеллы) ◆ Процесс парцелляции лесов увеличивается по мере продвижения к югу. «Состояние сельских лесов Новосибирской области», 2004 г. // «Лесное хозяйство» (цитата из НКРЯ)
2. лингв. филол. разделение единой синтаксической конструкции на несколько отдельных фраз ◆ Ряд исследований и наши наблюдения дают достаточные основания считать, что явление парцелляции свойственно не только французскому и русскому языкам, но и немецкому, английскому, испанскому, итальянскому и другим. Ю. Поваляева, «Проблема парцелляции в современной лингвистической науке»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова свояк (существительное):
Синонимы к слову «парцелляция»
Предложения со словом «парцелляция»
- Возросшие производительные силы сделали возможной некоторую парцелляцию отношения к условиям производства, самой хозяйственной деятельности и распределению.
Понятия, связанные со словом «парцелляция»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «парцелляция»
Возросшие производительные силы сделали возможной некоторую парцелляцию отношения к условиям производства, самой хозяйственной деятельности и распределению.
Употребление подчинительных союзов, как правило, свидетельствуют о парцелляции более сложного единства, а сочинительные союзы чаще всего в сложном синтаксическом целом приобретают присоединительную функцию [АГ-70; РГ-80а; Алгазина 1994; Бабайцева 1983; Белошапкова 1967; Ильенко 1989; Леденев 1976; Черемисина, Колосова 1987 и др.].
При помощи парцелляции и неполных предложений автор передаёт смущение и дискомфорт героя от этой неожиданной встречи: —Да, трудная работа.
Источник
Что такое парцелляция в русском языке. Примеры
Парцелляция в русском языке — это такое синтаксическое построение текста, в котором используется намеренное членение связной мысли на составляющие её части с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния субъекта, изображения внутренней речи и пр.
В литературе существует множество художественных средств создания образности и выразительности речи. В первую очередь, к ним относятся тропы и стилистические фигуры:
Кроме этого богатого арсенала художественных средств, писатели в своем творчестве активно пользуются парцелляцией. Узнаем, что такое парцелляция в русском языке.
Парцелляция — синтаксический прием речи
Этот термин имеет французское происхождение. В переводе с французского языка слово parcella буквально значит «частица».
Как известно, текст состоит из минимальных единиц — предложений. В русском языке синтаксический прием парцелляции нарушает целостность текста, а точнее предложения. Плавно текущая мысль неожиданно прерывается и превращается в короткие отрывочные кусочки фраз, каждая из которых оформлена завершающим пунктуационным знаком, чаще точкой:
…Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.
Парцелляция представляет собой интонационное членение предложения на составляющие его смысловые отрезки, обозначенные пунктуационно с помощью завершающих знаков препинания:
- точки
- восклицательного знака
- вопросительного знака
- многоточия.
-Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! — не понимая, сказал Никитин (Ю. Бондарев).
Строение парцелляции
При парцелляции фраза, в которой содержится главная мысль, является основной (базовой). Интонационно и пунктуационно отчлененная часть фразы называется парцеллятом. Каждый парцеллят графически обозначается как самостоятельное предложение, которое чаще всего является неполным и грамматически и синтаксически зависит от предыдущего контекста.
Пришли соседи…Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает (С. Есенин).
Такое намеренное деление фразы на несколько пунктуационно самостоятельных частей позволяет выделить в сообщении дополнительные смысловые центры и привлечь к ним внимание читателя.
Цель применения парцелляции в литературе
Как образное изобразительное средство русского языка, парцелляция применяется автором с целью:
- акцентирования внимания читателя на главном в изображаемом;
- выделения некоторых деталей картины;
- эмоционального усиления воздействия текста на читателя;
- создания эффекта неожиданности;
- изображения длительности действия во времени;
- усиления контраста изображаемых явлений.
Примеры парцелляции в художественной литературе
А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А. Солженицын).
Я тоже привстал и посмотрел в темноту за окном. Шёл неслышный снег. Первый снег этой осенью (Ю. Казаков).
Но всё бросаю, всё…Сейчас будем пить чай…С конфетами! (А. Приставкин).
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Видеоурок
Источник
Парцелляция как синтаксическое средство выразительности
«И может, именно любви я и хотел научить отцов — хотя я ничему не хотел учить. Любви к земле, потому что легко любить курорт, а дикое половодье, майские снегопады и речные буреломы любить трудно. Любви к людям, потому что легко любить литературу, а тех, кого ты встречаешь на обоих берегах реки, любить трудно…». (
Алексей Иванов, «Географ глобус пропил».
Рассматриваемый в сегодняшнем уроке синтаксический прием — практически безошибочный маркер современных литературных произведений, и не исключительно русскоязычных.
Парцелляция — это разделение целостного текста на обособленные фрагменты, связанные и пунктуацией, и интонацией.
Принятое в нашем языке название термина восходит к французскому parceller, что в переводе на русский означает дробить на части, разделять, а французский глагол — к латинскому particula (частица).
Парцелляцию нельзя назвать тропом — в ней нет иносказания, переносного значения слов, как например, в том же олицетворении или метафоре. Это фигура речи — приём её синтаксической организации: всё, что требуется, писатель передает с помощью особого синтаксического построения текста.
Причины возникновения парцелляции
Что такое парцелляция в русском языке как явление, как и зачем она возникла, можно понять, если попробовать провести мини-исследование и ответить на следующие вопросы: когда этот прием появился в художественном тексте? И как был реализован?
В древнерусской литературе (в период с XI по XVII век) мы вряд ли найдем примеры парцелляции в криптурных, литургических, вероучительных, канонико-юридических и научных памятниках. Но остаются мемориальные, проповеднические, житийные, бытовые.
Что касается мемориальных — в летописях и хронографах, описаниях исторических событий, в той же «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве» такой прием, как парцелляция, что логично, не использовался. Но к мемориальным источникам относятся также описания путешествий и паломничеств, написанные от первого лица. Здесь заметнее авторское, личное начало — и парцелляция появляется!
В качестве примера рассмотрим произведение «Хождение за три моря» , созданное путешественником Афанасием Никитиным (1475 г.) в современном переводе, сделанном Л.С.Семеновым с сохранением синтаксических конструкций текста:
«Продал я своего жеребца в Бидаре. Издержал на него шестьдесят восемь фунтов. Кормил его год.»
«И в том Трабзоне субаши и паши много зла мне причинили. Добро моё всё велели принести к себе в крепость, на гору. Да обыскали всё. И что было мелочи хорошей — всё выграбили.»
- В первой цитате странник явно жалеет о проданном коне — ведь его содержание так дорого ему обошлось!
- Во второй — досадует на начальника охраны города и наместника султана. Обыскали, заодно ограбили…
Следующим примером может служить проповедническо-бытовой памятник — «Моление Даниила Заточника» (примерное время написания в период с 1213 по 1236 г.). Даниил взывает к милосердию князя Ярослава Всеволодовича, устав «от нищеты этой» (ну, попал человек в трудную финансовую ситуацию). И презентует себя как человека мудрого, то есть полезного князю.
«Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен. Юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орёл в воздухе.»
Рассмотрим также житийный памятник-автобиографию, написанный протопопом Аввакумом в 1627:
«Я же прямо-таки, что собака, так и ем. Не умывался ведь. Да и кланяться не смог. Лишь на крест Христов погляжу да помолитвую.»
«Так вот, привели ко мне баб бешеных. Я, по обычаю, сам постился и им не давал есть. Молебствовал и маслом мазал. И, как знаю, действовал.»
И в завершение, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (1-е послание Курбского Грозному, 1564 г).
«Какого только зла и каких говений от тебя не претерпел! И каких бед и напастей на меня не обрушил! И каких грехов и измен не возвел на меня!»
Все приведённые примеры — это парцелляция. Мы видим, что во всех цитатах дробление предложения на более короткие отрезки делает текст значительно экспрессивнее, даёт ему максимальное эмоциональное наполнение.
Таким образом, вживаясь в образы проиллюстрированных персонажей мы можем прийти к выводу, что причина использования данного приёма разнится в зависимости от ситуации и сюжета. Используя парцелляцию, авторы смогли:
- обратить наше внимание на те или иные факты их повествования;
- усилить эмоциональное воздействие на нас, как на читателей;
- обнажить те или иные контрасты сюжета;
- акцентировать внимание на длительности действия во времени.
Во всех отрывках на первый план выступает автор и его «я». Приходит понимание, что произведение не коллективное и не анонимное, автор — определённая личность, готовая отвечать за своё высказывание.
Структура и преследуемые цели
Парцелляция в литературе состоит из базовой (основной) фразы, содержащей главную мысль высказывания, и парцеллята (или нескольких).
Парцелляты — это отчленённые с помощью интонации и пунктуации части фразы.
Графически парцеллят выглядит самостоятельным предложением — но чаще всего неполным. И синтаксически и грамматически он зависит от базовой фразы, от контекста, а без них может быть непонятен.
О ком говорит Даниил Заточник? О встреченной на улице женщине? О жене князя? О собственной жене? Без базы «Что такое жена злая?» смысл парцеллята неясен.
Деление фразы на пунктуационно самостоятельные части требуется, чтобы выделить дополнительные смыслы высказывания. Практически все примеры парцелляции в русском языке — это способ автора не просто обратить наше внимание на некую деталь или оттенок смысла, но и зафиксировать его на них.
Вот так смешно на современный взгляд, конечно, впечатлился поэт Василий Тредиаковский в 1726 или 1727 грозой в Гааге:
«С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе!»
А ведь выразительно: громыхает гром, хлещет такой ливень, что ничего не видно («смутно»), да еще и в ухе… то есть в ушах звенит от всего этого шума!
По мнению российского лингвиста А.П. Сковородникова, исследовавшего явление парцелляции, она может выполнять в тексте 4 функции.
Изобразительная
Если бы это было кино, получился бы эффект «слоу мо», а то и стоп-кадр. Парцелляция способна замедлить действие, притянуть наше внимание к небольшим деталькам, сделать их контрастными, разделить части конструкции с помощью смысловой паузы, выделить значимые стороны образов.
Эмоционально-выразительная
Парцелляция передает разнообразные нюансы душевных движений лирических героев. Вычлененные части конструкции раскрывают тонкие оттенки их эмоционального состояния.
Характерологическая
Это имитация внутренней или отрывистой разговорной речи. Как правило, она характеризует неуверенное, взвинченное или иное эмоциональное состояние персонажа.
Экспрессивно-грамматическая
Составные части предложения состоят в особых грамматических отношениях. Может использоваться авторская пунктуация.
Примеры парцелляции в литературе
Примеры парцелляции из художественной литературы, прозы и поэзии современных авторов показывают, что сегодня используются все её функции.
«Зашел в подворотню, гляжу — и глазам не верю: Ять, дети! В глухую пору, в три часа… черт разберет! Маленькие, в тряпье, в лоскутьях, — играют без единого звука. » Дмитрий Быков, «Орфография».
«У тебя есть пульт от меня. Все кнопки.» Вера Полозкова, «У тебя есть пульт. ».
« — Здесь народу собирается — тьма! Мендесихина родня. Вон Георгий приехал, он всегда первый. ». Людмила Улицкая, «Медея и ее дети».
«Вы помните, конечно, эти немолчные хоры на районных конкурсах школьных коллективов? Если нет, я напомню. Выстроились на сцене двумя длинными рядами. Одежда парадная: белый верх — черный низ. Зажеванные уголки красных галстуков с утра тщательно отпарены плюющимся утюгом…». Дина Рубина, «На солнечной стороне улицы»
Источник