Что значит нет парцелляции

Значение слова «парцелляция»

ПАРЦЕЛЛЯ́ЦИЯ, -и. ж. Экон. Разбивка земли на парцеллы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Парцелля́ция (нов. лат. parcellatio «разделение», реконстр. из фр. parcelle «частица») — многозначный термин:

Парцелляция (синтаксис) — фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

Парцелляция (экономика) — разбиение земельного участка на более мелкие участки (парцеллы).

ПАРЦЕЛЛЯ’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. (экон., с.-х.). Действие по глаг. парцеллировать. П. землевладения.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

парцелля́ция

1. истор. экон. дробление земли на мелкие участки (парцеллы) ◆ Процесс парцелляции лесов увеличивается по мере продвижения к югу. «Состояние сельских лесов Новосибирской области», 2004 г. // «Лесное хозяйство» (цитата из НКРЯ)

2. лингв. филол. разделение единой синтаксической конструкции на несколько отдельных фраз ◆ Ряд исследований и наши наблюдения дают достаточные основания считать, что явление парцелляции свойственно не только французскому и русскому языкам, но и немецкому, английскому, испанскому, итальянскому и другим. Ю. Поваляева, «Проблема парцелляции в современной лингвистической науке»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова свояк (существительное):

Синонимы к слову «парцелляция&raquo

Предложения со словом «парцелляция&raquo

  • Возросшие производительные силы сделали возможной некоторую парцелляцию отношения к условиям производства, самой хозяйственной деятельности и распределению.

Понятия, связанные со словом «парцелляция»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «парцелляция&raquo

Возросшие производительные силы сделали возможной некоторую парцелляцию отношения к условиям производства, самой хозяйственной деятельности и распределению.

Употребление подчинительных союзов, как правило, свидетельствуют о парцелляции более сложного единства, а сочинительные союзы чаще всего в сложном синтаксическом целом приобретают присоединительную функцию [АГ-70; РГ-80а; Алгазина 1994; Бабайцева 1983; Белошапкова 1967; Ильенко 1989; Леденев 1976; Черемисина, Колосова 1987 и др.].

При помощи парцелляции и неполных предложений автор передаёт смущение и дискомфорт героя от этой неожиданной встречи: —Да, трудная работа.

Источник

Что такое парцелляция в русском языке. Примеры

Парцелляция в рус­ском язы­ке — это такое син­так­си­че­ское постро­е­ние тек­ста, в кото­ром исполь­зу­ет­ся наме­рен­ное чле­не­ние связ­ной мыс­ли на состав­ля­ю­щие её части с целью уси­ле­ния выра­же­ний эмо­ций, харак­те­ри­сти­ки состо­я­ния субъ­ек­та, изоб­ра­же­ния внут­рен­ней речи и пр.

В лите­ра­ту­ре суще­ству­ет мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. В первую оче­редь, к ним отно­сят­ся тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигуры:

Кроме это­го бога­то­го арсе­на­ла худо­же­ствен­ных средств, писа­те­ли в сво­ем твор­че­стве актив­но поль­зу­ют­ся пар­цел­ля­ци­ей. Узнаем, что такое пар­цел­ля­ция в рус­ском языке.

Парцелляция — синтаксический прием речи

Этот тер­мин име­ет фран­цуз­ское про­ис­хож­де­ние. В пере­во­де с фран­цуз­ско­го язы­ка сло­во parcella бук­валь­но зна­чит «части­ца».

Как извест­но, текст состо­ит из мини­маль­ных еди­ниц — пред­ло­же­ний. В рус­ском язы­ке син­так­си­че­ский при­ем пар­цел­ля­ции нару­ша­ет целост­ность тек­ста, а точ­нее пред­ло­же­ния. Плавно теку­щая мысль неожи­дан­но пре­ры­ва­ет­ся и пре­вра­ща­ет­ся в корот­кие отры­воч­ные кусоч­ки фраз, каж­дая из кото­рых оформ­ле­на завер­ша­ю­щим пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком, чаще точкой:

…Но горы близко.
И снег на них. Мы вре­мя проведем
У печ­ки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.

Парцелляция пред­став­ля­ет собой инто­на­ци­он­ное чле­не­ние пред­ло­же­ния на состав­ля­ю­щие его смыс­ло­вые отрез­ки, обо­зна­чен­ные пунк­ту­а­ци­он­но с помо­щью завер­ша­ю­щих зна­ков препинания:

  • точ­ки
  • вос­кли­ца­тель­но­го знака
  • вопро­си­тель­но­го знака
  • мно­го­то­чия.

-Я? Вам? Дал теле­фон? Что за ерун­да! — не пони­мая, ска­зал Никитин (Ю. Бондарев).

Строение парцелляции

При пар­цел­ля­ции фра­за, в кото­рой содер­жит­ся глав­ная мысль, явля­ет­ся основ­ной (базо­вой). Интонационно и пунк­ту­а­ци­он­но отчле­нен­ная часть фра­зы назы­ва­ет­ся пар­цел­ля­том. Каждый пар­цел­лят гра­фи­че­ски обо­зна­ча­ет­ся как само­сто­я­тель­ное пред­ло­же­ние, кото­рое чаще все­го явля­ет­ся непол­ным и грам­ма­ти­че­ски и син­так­си­че­ски зави­сит от преды­ду­ще­го контекста.

Пришли соседи…Женщина с ребен­ком. Уже никто меня не узна­ет (С. Есенин).

Такое наме­рен­ное деле­ние фра­зы на несколь­ко пунк­ту­а­ци­он­но само­сто­я­тель­ных частей поз­во­ля­ет выде­лить в сооб­ще­нии допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые цен­тры и при­влечь к ним вни­ма­ние читателя.

Цель применения парцелляции в литературе

Как образ­ное изоб­ра­зи­тель­ное сред­ство рус­ско­го язы­ка, пар­цел­ля­ция при­ме­ня­ет­ся авто­ром с целью:

  • акцен­ти­ро­ва­ния вни­ма­ния чита­те­ля на глав­ном в изображаемом;
  • выде­ле­ния неко­то­рых дета­лей картины;
  • эмо­ци­о­наль­но­го уси­ле­ния воз­дей­ствия тек­ста на читателя;
  • созда­ния эффек­та неожиданности;
  • изоб­ра­же­ния дли­тель­но­сти дей­ствия во времени;
  • уси­ле­ния кон­тра­ста изоб­ра­жа­е­мых явлений.

Примеры парцелляции в художественной литературе

А всё Кузнецкий мост, и веч­ные французы,
Откуда моды к нам, и авто­ры, и музы:
Губители кар­ма­нов и сердец!
Когда изба­вит нас творец
От шля­пок их! чеп­цов! и шпи­лек! и булавок!
И книж­ных и биск­вит­ных лавок!

Слова отзву­чи­ва­ют и уте­ка­ют как вода — без вку­са, без цве­та, без запа­ха. Без сле­да. (А. Солженицын).

Я тоже при­встал и посмот­рел в тем­но­ту за окном. Шёл неслыш­ный снег. Первый снег этой осе­нью (Ю. Казаков).

Но всё бро­саю, всё…Сейчас будем пить чай…С кон­фе­та­ми! (А. Приставкин).

Во всем мне хочет­ся дойти
До самой сути.
В рабо­те, в поис­ках пути,
В сер­деч­ной смуте.

Боюсь гости­ниц. Может, потому,
Что чув­ствую, что в номе­ре когда-то
Остаться мне слу­чит­ся одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я спи­сок кораб­лей про­чел до середины:
Сей длин­ный выво­док, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Видеоурок

Источник

Парцелляция как синтаксическое средство выразительности

«И может, именно любви я и хотел научить отцов — хотя я ничему не хотел учить. Любви к земле, потому что легко любить курорт, а дикое половодье, майские снегопады и речные буреломы любить трудно. Любви к людям, потому что легко любить литературу, а тех, кого ты встречаешь на обоих берегах реки, любить трудно…». (

Алексей Иванов, «Географ глобус пропил».

Рассматриваемый в сегодняшнем уроке синтаксический прием — практически безошибочный маркер современных литературных произведений, и не исключительно русскоязычных.

Парцелляция — это разделение целостного текста на обособленные фрагменты, связанные и пунктуацией, и интонацией.

Принятое в нашем языке название термина восходит к французскому parceller, что в переводе на русский означает дробить на части, разделять, а французский глагол — к латинскому particula (частица).

Парцелляцию нельзя назвать тропом — в ней нет иносказания, переносного значения слов, как например, в том же олицетворении или метафоре. Это фигура речи — приём её синтаксической организации: всё, что требуется, писатель передает с помощью особого синтаксического построения текста.

Причины возникновения парцелляции

Что такое парцелляция в русском языке как явление, как и зачем она возникла, можно понять, если попробовать провести мини-исследование и ответить на следующие вопросы: когда этот прием появился в художественном тексте? И как был реализован?

В древнерусской литературе (в период с XI по XVII век) мы вряд ли найдем примеры парцелляции в криптурных, литургических, вероучительных, канонико-юридических и научных памятниках. Но остаются мемориальные, проповеднические, житийные, бытовые.

Что касается мемориальных — в летописях и хронографах, описаниях исторических событий, в той же «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве» такой прием, как парцелляция, что логично, не использовался. Но к мемориальным источникам относятся также описания путешествий и паломничеств, написанные от первого лица. Здесь заметнее авторское, личное начало — и парцелляция появляется!

В качестве примера рассмотрим произведение «Хождение за три моря» , созданное путешественником Афанасием Никитиным (1475 г.) в современном переводе, сделанном Л.С.Семеновым с сохранением синтаксических конструкций текста:

«Продал я своего жеребца в Бидаре. Издержал на него шестьдесят восемь фунтов. Кормил его год.»

«И в том Трабзоне субаши и паши много зла мне причинили. Добро моё всё велели принести к себе в крепость, на гору. Да обыскали всё. И что было мелочи хорошей — всё выграбили.»

  • В первой цитате странник явно жалеет о проданном коне — ведь его содержание так дорого ему обошлось!
  • Во второй — досадует на начальника охраны города и наместника султана. Обыскали, заодно ограбили…

Следующим примером может служить проповедническо-бытовой памятник — «Моление Даниила Заточника» (примерное время написания в период с 1213 по 1236 г.). Даниил взывает к милосердию князя Ярослава Всеволодовича, устав «от нищеты этой» (ну, попал человек в трудную финансовую ситуацию). И презентует себя как человека мудрого, то есть полезного князю.

«Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен. Юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орёл в воздухе.»

Рассмотрим также житийный памятник-автобиографию, написанный протопопом Аввакумом в 1627:

«Я же прямо-таки, что собака, так и ем. Не умывался ведь. Да и кланяться не смог. Лишь на крест Христов погляжу да помолитвую.»

«Так вот, привели ко мне баб бешеных. Я, по обычаю, сам постился и им не давал есть. Молебствовал и маслом мазал. И, как знаю, действовал.»

И в завершение, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (1-е послание Курбского Грозному, 1564 г).

«Какого только зла и каких говений от тебя не претерпел! И каких бед и напастей на меня не обрушил! И каких грехов и измен не возвел на меня!»

Все приведённые примеры — это парцелляция. Мы видим, что во всех цитатах дробление предложения на более короткие отрезки делает текст значительно экспрессивнее, даёт ему максимальное эмоциональное наполнение.

Таким образом, вживаясь в образы проиллюстрированных персонажей мы можем прийти к выводу, что причина использования данного приёма разнится в зависимости от ситуации и сюжета. Используя парцелляцию, авторы смогли:

  • обратить наше внимание на те или иные факты их повествования;
  • усилить эмоциональное воздействие на нас, как на читателей;
  • обнажить те или иные контрасты сюжета;
  • акцентировать внимание на длительности действия во времени.

Во всех отрывках на первый план выступает автор и его «я». Приходит понимание, что произведение не коллективное и не анонимное, автор — определённая личность, готовая отвечать за своё высказывание.

Структура и преследуемые цели

Парцелляция в литературе состоит из базовой (основной) фразы, содержащей главную мысль высказывания, и парцеллята (или нескольких).

Парцелляты — это отчленённые с помощью интонации и пунктуации части фразы.

Графически парцеллят выглядит самостоятельным предложением — но чаще всего неполным. И синтаксически и грамматически он зависит от базовой фразы, от контекста, а без них может быть непонятен.

О ком говорит Даниил Заточник? О встреченной на улице женщине? О жене князя? О собственной жене? Без базы «Что такое жена злая?» смысл парцеллята неясен.

Деление фразы на пунктуационно самостоятельные части требуется, чтобы выделить дополнительные смыслы высказывания. Практически все примеры парцелляции в русском языке — это способ автора не просто обратить наше внимание на некую деталь или оттенок смысла, но и зафиксировать его на них.

Вот так смешно на современный взгляд, конечно, впечатлился поэт Василий Тредиаковский в 1726 или 1727 грозой в Гааге:

«С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе!»

А ведь выразительно: громыхает гром, хлещет такой ливень, что ничего не видно («смутно»), да еще и в ухе… то есть в ушах звенит от всего этого шума!

По мнению российского лингвиста А.П. Сковородникова, исследовавшего явление парцелляции, она может выполнять в тексте 4 функции.

Изобразительная

Если бы это было кино, получился бы эффект «слоу мо», а то и стоп-кадр. Парцелляция способна замедлить действие, притянуть наше внимание к небольшим деталькам, сделать их контрастными, разделить части конструкции с помощью смысловой паузы, выделить значимые стороны образов.

Эмоционально-выразительная

Парцелляция передает разнообразные нюансы душевных движений лирических героев. Вычлененные части конструкции раскрывают тонкие оттенки их эмоционального состояния.

Характерологическая

Это имитация внутренней или отрывистой разговорной речи. Как правило, она характеризует неуверенное, взвинченное или иное эмоциональное состояние персонажа.

Экспрессивно-грамматическая

Составные части предложения состоят в особых грамматических отношениях. Может использоваться авторская пунктуация.

Примеры парцелляции в литературе

Примеры парцелляции из художественной литературы, прозы и поэзии современных авторов показывают, что сегодня используются все её функции.

«Зашел в подворотню, гляжу — и глазам не верю: Ять, дети! В глухую пору, в три часа… черт разберет! Маленькие, в тряпье, в лоскутьях, — играют без единого звука. » Дмитрий Быков, «Орфография».

«У тебя есть пульт от меня. Все кнопки.» Вера Полозкова, «У тебя есть пульт. ».

« — Здесь народу собирается — тьма! Мендесихина родня. Вон Георгий приехал, он всегда первый. ». Людмила Улицкая, «Медея и ее дети».

«Вы помните, конечно, эти немолчные хоры на районных конкурсах школьных коллективов? Если нет, я напомню. Выстроились на сцене двумя длинными рядами. Одежда парадная: белый верх — черный низ. Зажеванные уголки красных галстуков с утра тщательно отпарены плюющимся утюгом…». Дина Рубина, «На солнечной стороне улицы»

Источник

Читайте также:  Кардиограмма сердца расшифровка отклонение эос вправо что это значит
Оцените статью