Что значит несостоявшийся конкурс

Статья 55. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Статья 55. Последствия признания конкурса несостоявшимся

1. Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

1) частью 13 статьи 51 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;

2) частью 6 статьи 53 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, конкурсной документации.

2. Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

1) частью 13 статьи 51 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки;

Читайте также:  Пройти обряд расформирования симс 4 что значит

2) частью 6 статьи 53 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки;

2.1) частью 6 статьи 54 настоящего Федерального закона в связи с тем, что участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта;

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

3. Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предусмотренных конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учетом положений настоящей статьи.

4. В случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3 части 2 настоящей статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 57 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и снова осуществляет закупку.

6. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку.

7. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Источник

Несостоявшийся открытый конкурс в электронной форме (ст. 55.1)

Самые внимательные наши читатели заметили, что при рассмотрении Закона о контрактной системе мы «проскочили» через 55 статью «Последствия признания открытого конкурса несостоявшимся». Учитывая, что данный вид закупки «уходит в небытие», не будем тратить ваше и своё время на этот разбор. Сразу перейдём к рассмотрению причин несостоявшегося открытого конкурса в электронной форме.

При проведении любой конкурентной закупки Заказчик рискует, что торги могут не состояться и контракт по итогу заключен не будет. На это влияют и ошибки в планировании (иногда даже время года влияет на результат процедуры), и криво составленное техническое задание, и невозможно малые сроки выполнения работ/оказания услуг, и занижение начальной (максимальной) цены контракта.

Однако, стоит сразу оговориться, что не всякая несостоявшаяся закупка влечет за собой отсутствие контракта. Бывает так, что закупка не состоялась, а контракт всё равно будет заключен. При этом сроки сокращаются, ведь как следствие выпадает какой-то из этапов закупки — время на проведение самого конкурса или рассмотрение вторых частей, например.

Итак, что же может послужить причиной несостоявшегося открытого конкурса в электронной форме?

У ТЕБЯ НА ЭТО ПЯТЬ ПРИЧИН (все пропели этот заголовок?!)

1. На участие в закупке была подана одна заявка — часть 1 статьи 55.1 / часть 16 статьи 54.4*. В этом случае оператор ЭТП направляет Заказчику первую и вторую часть заявки участника. Заказчик рассматривает заявку в течение трёх рабочих дней. Окончательных предложений и оценки заявки не будет. Если заявка соответствует требованиям конкурсной документации, то контракт будет заключен в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 по цене, предложенной участником закупки.

* — здесь и далее мы даём ссылки на две статьи Закона о контрактной системе для удобства Заказчиков при навигации и поиску первоисточника. На практике разные контрактные управляющие в протоколах заседания комиссий ссылаются на разные статьи Закона. Какую именно ссылку-статью включать в свои протоколы — каждый Заказчик решает сам.

2. По результатам рассмотрения первых частей заявок до участия в конкурсе допущена только одна заявка — часть 2 статьи 55.1 / часть 8 статьи 54.5. После публикации протокола рассмотрения первых частей оператор ЭТП направляет Заказчику вторые части заявки участника. Заказчик рассматривает представленные документы и информацию в течение трёх рабочих дней.

По итогам рассмотрения комиссия выносит решение о соответствии/не соответствии заявки требованиям конкурсной документации и Закона о контрактной системе. Если заявка соответствует, то Заказчик заключает контракт в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 по цене контракта, предложенной этим участником.

3. По итогам рассмотрения вторых частей заявок только одна заявка признана соответствующий требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации — часть 5 статьи 55.1 / часть 9 статьи 54.7. Этот вариант развития событий также приведёт Участника и Заказчика к заключению контракта. Цена контракта будет, соответственно, из первоначального предложения участника или из его окончательного предложения (если оно было подано участником).

4. На участие в закупке не было подано ни одной заявки — пункт 1 части 3 статьи 55.1 / часть 16 статьи 54.4. Вариант, так сказать, без комментариев. Ваша закупка никого не заинтересовала, видимо в ней что-то не так.

5. По итогам рассмотрения первых или вторых частей заявок комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию всем заявкам участников — пункт 2 части 3 статьи 55.1 / часть 8 статьи 54.5 или пункт 3 часть 9 статьи 54.7 / часть 9 статьи 54.7.

НА ВТОРОЙ КРУГ ПОШЛИ

Если закупка не состоялась по причинам, указанным в пунктах 4 или 5 нашего списка, то Заказчик должен не позднее следующего рабочего дня продлить срок подачи заявок на ДЕСЯТЬ ДНЕЙ с даты размещения Извещения о продлении срока подачи заявок.

С повторной закупкой может произойти опять не самая приятная ситуация — никто не вышел, всех отклонили или победитель признан уклонившимся от подписания контракта. В этом случае Заказчик обязан внести изменения в плановые документы (План-график и/или План закупок) и осуществить закупку путем запроса предложений в электронной форме. Руководствоваться при этом необходимо пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ДРУГИХ НЕСОСТОЯВШИХСЯ КОНКУРСАХ

Мы описали полный алгоритм действий Заказчика при несостоявшейся закупке путем открытого конкурса в электронной форме. Но тут Закон даёт нам потрясающий бонус в виде части 6 статьи 55.1. Положения статьи и действия Заказчика будут ровно такими же при несостоявшейся закупке путем конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса в электронной форме.

Бонус-то законодатель щедро дал, но вот не до конца понятно всё же — а если конкурс с ограниченным участием в электронной форме не состоялся — что делать тогда Заказчику? Про это в Законе почти ни слова. Но мы будем разбираться. Иначе как работать-то?!

Удачных вам закупок, коллеги!

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы будем поговорим о закупке путем конкурса с ограниченным участием и о конкурсе с ограниченным участием в электронном виде.

Дата публикации: 22.01.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Источник

Что значит несостоявшийся конкурс

Что делать если закупка не состоялась?

Давайте разберемся, что такое несостоявшаяся закупка. Итак, несостоявшаяся закупка – это конкурентная закупка, в результате которой участником признан единственный поставщик, либо не выбрано ни одного поставщика.

Часто несостоявшиеся закупки путают с отмененными и недействительными закупками.

Отмененная закупка – это закупка, проведение которой по тем, либо иным причинам было отменено Заказчиком или контролирующим органом.

Закупка, проведенная с нарушением установленных законом правил признается судом недействительной, по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня её проведения. Признание закупки недействительной влечет недействительность договора (контракта), заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ.

Далее подробнее рассмотрим несостоявшиеся закупки, которые в свою очередь могут не привести к заключению контракта и те, в результате которых заключается контракт (Таблица 1).

Таблица 1 – Случаи признания закупки несостоявшейся

Случаи признания закупок несостоявшимися которые не привели к заключению контракта

Контракт заключается с единственным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

не подано ни одной заявки

по результатам рассмотрения заявок (первых либо вторых частей), все заявки отклонены

по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям закона и документации

по результатам рассмотрения заявок (первых либо вторых частей) только одна заявка признана соответствующей требованиям закона и документации

Помимо схожих для всех способов конкурентных закупок случаев признания закупок несостоявшимися, есть случаи, которые присущи только некоторым видам закупок. Например, в случае проведения электронного аукциона, если в течение десяти минут после его начала ни один из участников не подал предложение о цене контракта, данный аукцион признается несостоявшимся. В таком случае оператор электронной площадки направляет Заказчику вторые части заявок участников допущенных по первым частям до участия в аукционе. И контракт заключается с участником аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе;

б) единственным участником аукциона.

Заключение контракта допускается, если участник и поданная им заявка соответствуют Закону и требованиям документации.

При заключении контракта с единственным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона в некоторых случаях необходимо согласование с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. До 01.07.2020 г. согласование требуется для закупок проводимых не в электронной форме: открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.

С 01.07.2020 г. в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2019 г. № 449-ФЗ, случаи и порядок согласования закупок у единственного поставщика несколько изменится. Необходимо будет согласовывать контракт с единственным участником по результатам проведения электронных процедур: конкурса, аукциона, запроса предложений при условии, если начальная максимальная цена (НМЦК) контракта превышает предельный размер установленный Правительством РФ.

На данный момент разработан Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении предельных размеров начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимся осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок, правил согласования таким органом заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний» (подготовлен Минфином России 21.01.2020). Согласно положениям данного Проекта Постановления установлены следующие предельные размеры НМЦК:

Таблица 2 – Предельные размеры НМЦК, при превышении которых заключение контракта с единственным поставщиком

(подрядчиком, исполнителем) осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок

электронный конкурс, конкурс с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме, запрос предложений в электронной форме

закрытые способы определения поставщика

для федеральных нужд

нужд субъекта РФ, муниципальных нужд

Направлять документы на согласование необходимо будет в течение 5 рабочих дней с даты размещения протокола, содержащего сведения о несостоявшейся закупке, в ЕИС или его подписания (если по Закону он не размещаться в ЕИС). Сейчас на это отводится 10 календарных дней.

Также Закон № 44-ФЗ определяет электронную закупку как несостоявшуюся при уклонении или отказе участника закупки занявшего второе место от заключения контракта (ч. 15 ст. 83.2). Заказчик ВПРАВЕ заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер, в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, причем согласно ч. 15 ст. 83.2 такой участник может отказаться от заключения контракта. Согласно данной же статьи, участник, занявший второе место, в случае подписания контракта, либо направления протокола разногласий, но не представления обеспечения (в том числе с учетом норм ст. 37) признается уклонившимся от заключения контракта. В случае не подписания контракта в отведенный срок и не направления протокола разногласий, данный участник признается отказавшимся от заключения контракта. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.

В ситуации, когда по итогам проведения закупок, соответствующим документации о закупке и законодательству признан хотя бы один участник, все более или менее понятно, контракт заключается с данным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. А как быть в случаях, когда при проведении процедуры победитель не выбран? Итак, давайте рассмотрим порядок действий при несостоявшихся закупках, которые не приводят к заключению контракта (не подано ни одной заявки либо все заявки отклонены).

Таблица 3 – Порядок действий Заказчика в случаях отсутствия допущенных заявок

Конкурс в электронной форме (открытый; с ограниченным участием, двухэтапный конкурс)

Заказчик не позднее, чем на следующий рабочий день продлевает срок подачи заявок на участие в таком конкурсе на десять дней с даты размещения соответствующего извещения.

Если в результате продления срока подачи заявок конкурс в электронной форме снова признан не состоявшимся по таким же основаниям (не подано ни одной заявки либо все заявки отклонены), заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ (при этом, объект закупки не может быть изменен) или новую закупку.

Аукцион в электронной форме

Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку.

Запрос котировок в электронной форме

Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме на четыре рабочих дня. Если по результатам продления срока подачи заявок такой запрос признан не состоявшимся по аналогичным основаниям, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Запрос предложений в электронной форме

Заказчик вправе внести изменения в план-график (при необходимости) и принять решение о проведении новой закупки либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Хотелось бы обратить внимание на несостоявшийся запрос предложений. В случаях отсутствия заявок (не подано заявок, либо все заявки отклонены) есть возможность заключить контракт с любым поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (п. 27 ст. 83.1 Закона), НО (. ) по согласованию с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контракт заключается на условиях документации о закупке по цене не выше начальной (максимальной) цены контракта. Причем участник закупки, с которым заключается контракт, приравнивается к победителю закупки.

В отличие от Закона № 44-ФЗ, по Закону 223-ФЗ последствия признания закупок несостоявшимися не урегулированы. Таким образом, Заказчик в Положении может предусмотреть различные варианты признания закупок несостоявшимися. Например, о заключении договора, закупке у единственного поставщика, о проведении повторной закупки и т.д.

Но при описании данных случаев в своем Положении заказчику необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса и Закона о защите конкуренции.

Источник

Оцените статью