Дифференциальная диагностика речевой неполноценности
методическая разработка по логопедии на тему
Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической; логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций. . При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать этапы обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта.Данные рекомендации предлагаются к использованию учителями-логопедами образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциальная диагностика речевых нарушений | 877.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дифференциальная диагностика речевой неполноценности © Учитель-логопед Журавлева Марина Алексеевна 2014 год
В логопедии используются две классификации речевых нарушений: 1. Клинико – педагогическая. 2. Психолого-педагогическая. Эти классификации дополняют друг друга, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.
тахилалия брадилалия дисфония заикание афазия ринолалия алалия дизартрия дислалия Формы речевой патологии Клинико-педагогическая классификация
Психолого-педагогическая классификация Заключение должно быть составлено таким образом, чтобы из него логически вытекали коррекционные мероприятия, отвечающие структуре речевого дефекта, а именно:
1.Фонетический дефект (ФД) . Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированные нарушения Коррекционное воздействие: Постановка и автоматизация звуков
2.Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): Имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: Дефекты произношения; Трудности дифференциации оппозиционных звуков; Несформированность анализа и синтеза звукового состава слова. Коррекционное воздействие: 1.Коррекция дефектов произношения и развитие фонетических представлений; 2.Формирование полноценных навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
3. Общее недоразвитие речи (ОНР): Это системное нарушение (т.е. недостаточная сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка). Коррекционное воздействие: Восполнение пробелов в формировании: 1.Звукопроизношения; 2.Фонетических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова; 3.Словарного запаса (особенно в плане семантического развития), грамматического строя и связной речи.
Лингвистическая структура дефекта Звуковая сторона речи Смысловая сторона речи Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй + N N ФД + + + + + N N ОНР ФФН + N
В случаях сложных дефектов речи (дизартрия, алалия, ринолалия ) логопедическое заключение должно включать как структуру речевого дефекта, так и форму речевой патологии.
Форма речевой патологии Лингвистическая структура дефекта Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй Дислалия + + + N Форма речевой патологии Лингвистическая структура дефекта Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй Дислалия N N N N ФД ФФН
Форма речевой патологии Лингвистическая структура дефекта Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй Дизартрия + N N N ФД с дизартрическим компонентом + + N N ФФН + + + + ОНР ДИЗАРТРИЯ ФД при синдроме бульбарной дизартрии (диагноз врача) ФФН дизартрия (заключение логопеда) ОНР с дизартрическим компонентом (заключение логопеда)
Форма речевой патологии Лингвистическая структура дефекта Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй Алалия + + + + ОНР I-II-III уровень с моторной или сенсорной алалией Афазия (нарушение) + + + + Афазия АЛАЛИЯ ОНР ( I — II — III уровень) при синдроме моторной или сенсорной формы алалии (заключение врача ) с моторной или сенсорной формой алалии ( заключение логопеда)
Форма речевой патологии Лингвистическая структура дефекта Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй Ринолалия + N N N ФД c ринолалией + + N N ФФН + + + + ОНР II-III уровень РИНОЛАЛИЯ ФД ФФН с расщелиной твердого, мягкого нёба, с сумбукозной щелью (оперированного или неоперированного ) ОНР ( II – III уровень)
Рекомендации по формулировке логопедического заключения .
Дети с сохранным интеллектом. Дошкольный возраст: • Общее недоразвитие речи III уровня. Стертая дизартрия. • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия . • Остаточные проявления общего недоразвития речи.
Школьный возраст: 1 класс : Трудности в овладении чтением и письмом , обусловленное(ФФН, ОНР III уровня ); Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР. со 2 класса : Недостатки чтения и письма , обусловленные ( ФН, ФФН, ОНР III уровня ). 4 класс 2 полугодие : Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные неусвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается : Дизорфография .
Дети с задержкой психического развития. Дошкольный возраст: • Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Стертая дизартрия. • Несформированность всех средств языка. Дизартрия.
Школьный возраст: Недостатки чтения и письма, обусловленные трудностями овладения навыками анализа и синтеза, звуко-буквенного состава слова, трудностями различения оппозиционных звуков. Недостатки чтения и письма, обусловленные недоразвитием всех средств языка. Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи. Дизартрия.
Дети с умственной отсталостью. Дошкольный возраст: Системное недоразвитие речи средней степени выраженности. Дизартрия. Школьный возраст: Недостатки чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи.
Дети с билингвизмом. Дошкольный возраст: Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом. Школьный возраст: Нарушения письменной речи: (трудности в овладении чтением и письмом; нарушение процесса формирования чтения и письма; нарушения чтения и письма), обусловленные билингвизмом.
ЛИТЕРАТУРА: А.Б. Ястребова , Т.Б. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Москва, 1996.
Источник
Особенности составления индивидуального заключения учителем-логопедом ПМПК
Марина Бабина
Особенности составления индивидуального заключения учителем-логопедом ПМПК
В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопеды-практики отмечают некоторые сложности при формулировке логопедических заключений:
1. Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, муниципальных образованиях, населенных пунктах, образовательных организациях.
2. Имеются различия в подходах к формулировке логопедического заключения у Московской и Петербургской логопедических школ.
3. В имеющихся методических рекомендациях используются вариативные формулировки логопедических заключений применительно только к одному речевому дефекту, без учета его структуры и природы (например, «Общее недоразвитие речи» или «Недостаточная сформированность средств языка»).
4. Существует проблема формулировки логопедического заключения у детей с ограниченными возможностями здоровья с задержанным и дефицитарным психическим развитием.
5. Отмечаются трудности формулировки логопедического заключения у обучающихся первого и начала второго классов, т. к. термины «дисграфия» и «дислексия» относятся к нарушениям письма и чтения, а на данном этапе имеют место проблемы формирования процессов чтения и письма.
Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической.
Логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций.
В логопедическом заключениирекомендуется указать характер нарушений речи на основе:
1. Психолого-педагогической классификации, которая ориентирована на выявление, прежде всего, речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи.
1.1. Фонетическое нарушение речи.
1.2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
1.3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, уровень речевого развития).
1.4. Нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
1.5. Лексико-грамматическое недоразвитие речи.
2. Клинико-педагогической классификации, акцентирующей внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воз-действия. В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи.
2.2. Дизартрия или стертая форма дизартрии.
2.4. Расстройства голоса.
2.5. Моторная, сенсорная алалия.
2.6. Детская афазия.
Примерные формулировки логопедических заключенийдля детей дошкольного возраста:
— Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Стертая форма дизартрии.
— Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Дислалия.
— Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития). Заикание.
В логопедическом заключениидля детей школьного возраста указываются:
1. Нарушения устной речи (если есть).
2. Нарушения письменной речи (виды дисграфии, дислексии, (по Р. И. Лалаевой).
Нарушения процесса чтения:
— Фонематическая дислексия (нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия)
— Аграмматическая дислексия (недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений). Чаще всего у детей с ОНР и СНР.
— Мнестическая дислексия (трудности в усвоении букв, их недифференцированные замены, нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком).
— Семантическая дислексия (нарушение понимания прочитанных слов).
— Оптическая дислексия (сложности усвоения оптически сходных букв и их недифференцированных заменах).
Классификация дисграфии с учетом несформированности определенных операций письма, разработанная сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А. И.Герцена:
— Артикуляторно-акустическая дисграфия (обусловлена неправильным произношением звуков речи или несформированностью кинестетических образов звуков).
— Акустическая дисграфия (обусловлена нарушениями фонемного распознавания дифференциации фонем).
— Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (нарушения слухового и фонематического анализа и синтеза).
— Аграмматическая дисграфия (несформированность лексико-грамматического строя речи).
— Оптическая дисграфия (несфрмированность зрительно-пространственных функций).
Особую трудность в постановке логопедического заключения вызывают такие категории детей, как дети с билингвизмом и дети с нарушением слуха.
Примерные формулировки логопедических заключений для детей с билингвизмом.
— Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.
— Недостаточная сформированность средств русского языка, трудности в овладении чтением и письмом у ребенка с билингвизмом.
— Недостаточная сформированность средств русского языка, нарушение процесса формирования чтения и письма у ребенка с билингвизмом.
— Недостаточная сформированность средств русского языка, нарушения чтения и письма, у ребенка с билингвизмом.
Примерные формулировки логопедических заключений для детей с нарушением слуха.
— Недостаточная сформированность языковых средств у ребенка с нарушением слуха.
— Недостаточная сформированность языковых средств у ребенка с нарушением слуха. Трудности в овладении чтением и письмом.
— Недостаточная сформированность языковых средств. Нарушения процессов формирования чтения и письма у ребенка с нарушением слуха.
— Недостаточная сформированность языковых средств. Нарушения чтения и письма, у ребенка с нарушением слуха.
Алгоритм составления современного конспекта НОД по требованиям ФГОС ДО (методические рекомендации) 1. Тема НОД 2. Программное содержание НОД 3. Приоритетная образовательная область 4. Планирование cодержания НОД: — продумывание «изюминки».
Дидактическая игра «Волшебная тучка» для обучения чтения и составления слов Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И человек стал человеком исключительно потому,.
Методические рекомендации «Алгоритм составления рабочей программы воспитателя» Принята на заседании педагогического совета, Протокол №___ от ___20___года. Утверждаю: Заведующий МКДОУ ___ (подпись) Ф. И. О. Приказ.
Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.
Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.
План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.
Пример образца внутреннего экспертного заключения на программу по творческому развитию для детей 5–6 классов (10–12 лет) Актуальность рецензируемой программы «Творческое развитие для детей 5 – 6 классов» не вызывает сомнений. Программа направлена на воспитание.
Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.
Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.
Тетрадь взаимодействия с логопедом во второй младшей группе Это сокращенная версия. Надеюсь Вы найдете здесь что то и для себя. Тетрадь взаимодействия с логопедом 2 младшая группа «Капитошка».
Источник