Неповиновение мужу и его последствия
Говоря об обязанности мужа соблюдать равноправие, нельзя не рассказать и о том, когда муж не обязан соблюдать его. Учёные выделили для этой темы отдельную главу в книгах по фикху, она называется «Ан-Нушуз». Нушуз означает невыполнение женой своих обязанностей, непослушание мужу.
В многочисленных хадисах Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указывает на обязательность повиновения жены мужу. В хадисе, передаваемом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) написано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لو كنت آمراً أحداً أن يسجد لأحد لأمرت المرأة أن تسجد لزوجها صححه السيوطي
«Если бы я велел кому-то поклониться помимо Аллаха, я бы повелел женщине поклониться мужу». (Тирмизи) ИмамАс-Суюти назвал этот хадис достоверным.
О важности повиновения мужу можно судить по ответу имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах, когда спросили о женщине, у которой больна мать: «Повиновение мужу более обязательно для неё, чем повиновение матери, кроме случая, если муж разрешит повиноваться матери» («Аль-Мугни», 8/130).
Непослушанием считается, если жена выйдет из дома без разрешения мужа; если откажет выполнять требование мужа; если отправится в сафар без его согласия; если не откроет дверь, чтобы впустить мужа; если откажется от супружеской близости без уважительной причины, например, по болезни и т.д.
Причины неповиновения жены
Первой причиной неповиновения жены можно считать её плохое воспитание или недостаточно правильное воспитание. Если жена не осознает степень положения мужа и обязательность повиновения ему, она позволит себе не слушаться его. Также причиной может быть влияние со стороны, когда подруги, родственницы или соседки убеждают в том, что нельзя во всём подчиняться мужу. К сожалению, в наше время эта причина получила массовый характер. Недопустимость покорности мужу женщины объясняют тем, что мужчины «сядут на шею», если во всем им угождать.
Причиной учёные также называют социальное неравенство мужа и жены. Если жена из более знатного рода, богаче или её положение в обществе выше, чем у мужа, то её высокомерие и гордость могут заставить её ослушаться мужа. Также одна из причин– разница в культурах. В Дагестане у каждой народности свои особенности в отношениях мужа и жены, и в межнациональных браках вероятность неповиновения жены увеличивается, хотя многое зависит от религиозности жены. Также в наше время образцом семейной жизни для многих девушек стала западная модель семьи, когда муж не имеет преимущества над женой.
Одной из самых распространённых причин неповиновения является притеснение жены мужем, невыполнение им своих обязанностей и плохое отношение к ней.
Хотя всё это и называется причинами, это не уважительные причины и не дают права жене ослушаться мужа.
Обязательное неповиновение мужу
В Шариате существует важное правило, которое гласит: «Нельзя повиноваться творению Аллаха, при этом ослушиваясь Творца». Согласно этому правилу, если муж велит жене совершить что-то греховное, она обязана ослушаться мужа. Если муж требует снять хиджаб на людях, выпить спиртное или совершить другой грех, жена обязана его ослушаться, а повиновение мужу в этом будет для неё грехом.
Неповиновение мужу, за которое не будет греха
Не будет греха на жене, если муж велит совершить что-то, и жена знает, что совершение этого вредит её здоровью, её религии. Например, если муж требует выйти из дома, при том, что это опасно для её жизни или здоровья, или требует отправиться в страну кафиров, а это может навредить её религии, то она имеет право отказать мужу.
Также если муж запрещает отправиться в хадж или выполнить другое обязательство, жена имеет право не послушаться мужа и отправиться.
Как «вылечить» неповиновение?
Если жена проявила признаки неповиновения мужу, к примеру, нахмурилась, сказала грубое слово, ему следует сделать ей назидание, напомнить о грехе за неповиновение, рассказав о том, к чему Аллах обязал её в отношении мужа. Аллах обязал её относиться к мужу хорошо, красиво обходиться с ним, признавать высокую степень положения мужа. Следует также предостеречь её от гнева Всевышнего Аллаха. Желательно напомнить ей хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Какая бы женщина ни умерла, она будет в Раю, если муж был ею доволен». (Тирмизи, 1161)
Если после слов назидания жена не одумается, не откажется от ослушания, то муж лишит её постели. Лишение постели играет важную роль в воспитании жены. Но муж не должен игнорировать её в разговоре. Если муж игнорирует жену более трёх дней, ему будет засчитан грех. Но если он надеется, что благодаря этому жена одумается, то это разрешено.
Если жена не осознаёт свою ошибку, не станет слушаться мужа, то муж имеет право ударить жену. Но бить можно только так, чтобы не нанести рану, не поставить синяк. Нельзя бить по лицу и другим опасным для жизни участкам тела.
Ударить разрешено в том случае, если муж считает, что из-за его удара жена одумается и станет покорной. Если же он понимает, что неповиновение лишь усилится, то бить её нельзя.
Если жена проявляет неповиновение мужу, то с мужа снимается обязанность обеспечивать жену в эти сутки, проводить с ней время, а также она теряет свою очередь в распределении но чей между жёнами.
Источник
Неповиновение мужу
В Исламе большое значение придается укреплению семьи. Основой в нем считаются гармоничные отношения между мужем и женой. Так как муж несет основную нагрузку в материальном обеспечении семьи, жене отводится ведущая роль в воспитании детей и заботе о доме.
Краеугольным камнем в семье является послушание жены мужу, что становится ныне большой редкостью. Ошибка многих женщин в том, что они, якобы занимаясь желательным богослужением (сунной), оставляют заботу о муже, являющейся для них обязательной.
В хадисе сказано: «У троих не принимаются молитвы, их благие деяния не поднимаются на небеса: в том числе и от жены, на которую рассердился муж, до тех пор, пока не станет доволен ею».
В другом хадисе сказано: «Если муж позовет жену в постель, а жена не придет, и муж рассердится на нее, то ангелы до утра будут проклинать ее».
В хадисе от Хасана сказано: «Первое, что спросят в Судный день — это о намазе и о муже».
Об ответственности отношения жены по отношению к мужу говорит следующий хадис: «Жена не может соблюдать желательный пост без разрешения мужа, если он рядом».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы кому-либо можно было бы сделать сужда (земной поклон), то я бы повелел жене делать сужда мужу».
В хадисе сказано: «Если бы тело мужа было бы покрыто гнойниками и жена бы их чистила языком, то и тогда она не выполнила бы свой долг перед мужем».
Женщине, которая пришла рассказывать о муже, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Посмотри: где ты от него? Он — твой Рай и твой Ад».
Значение этих слов в том, что своим отношением к мужу жена может заслужить или Рай или Ад.
В хадисе сказано: «Если муж был доволен женой, она войдет в Рай».
Посмотрите, какое большое преимущество имеет женщина перед мужчиной! Ей достаточно заслужить довольство мужа и выполнить обязательные предписания Ислама — и она войдет в Рай! Из-за этого жена должна отдавать во всем предпочтение мужу.
Айшат (да будет доволен ею Аллах) — мать правоверных сказала: «О женщины, если бы вы знали о ваших обязанностях перед мужем, то вы бы лицом вытирали пыль с ног ваших мужей!».
Жена должна придерживаться следующих норм этики по отношению к мужу: «Вести себя при нем скромно и стыдливо, беспрекословно подчиняться ему, молчать, когда он говорит, вставать при его входе и выходе, оставлять все, что может рассердить его, оставить обман и лицемерие по отношению к нему, его имуществу, дому; всегда при нем быть опрятной, чистой, использовать благовония, быть нарядной, и оставлять все это в его отсутствие (имеется в виду внешний вид)».
Довольство мужа – бесценный дар, о значении которого многие жены даже и не подозревают. В хадисе сказано: «Если женщина молится пять раз в день, соблюдает пост и подчиняется мужу, то ей разрешают войти в Рай через любые врата».
В другом хадисе сказано: «Для женщины, подчиняющейся мужу, просят прощения грехов птицы на небе, рыбы в воде, солнце и луна, пока муж будет доволен ею. Той женщине, которая не подчиняется мужу — проклятия Аллаха, ангелов и людей. Если женщина рассердит мужа, Аллах гневается на нее, пока муж не станет доволен ею». Если женщина выйдет из дома без разрешения мужа, ее будут проклинать ангелы, пока она не вернется домой. Во избежание этого мужу следует разрешить жене идти, куда нужно и можно.
В хадисе сказано: «Четыре типа женщин будут в Раю, четыре — в Аду. Те, которые будут в Раю: женщина, слушающаяся мужа; довольствующаяся малым, стеснительная, оберегающая себя и имущество мужа в его отсутствие; придерживающая при нем язык; женщина, у которой умер муж, оставив ее с маленькими детьми, если она сама воспитывает их и не выходит замуж.
Те, которые будут в Аду: первая — женщина с распущенным языком. Вторая — женщина, не оберегающая себя и имущество мужа в его отсутствие; вредит ему языком по его возвращении; женщина, заставляющая мужа непосильным трудом собирать богатство. Третья — женщина, выходящая из дома наряженной и не скрывающая тело от чужих мужчин. Четвертая — женщина, не заботящаяся ни о чем, кроме как о еде, сне, не заботящаяся о богослужении и служении мужу. Такая женщина проклинается даже обитателями Ада до тех пор, пока она не раскается».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я видел Ад, большинство его обитателей были женщины, попавшие туда за неподчинение Аллаху, Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и мужу, и за то, что они излишне наряжались при выходе из дома и вводили в грех других (мужчин)».
Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сидел дома со своими женами Айшой и Хафсой (да будет доволен Аллах ими). К ним зашел слепой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: «Укройтесь». Они сказали: «Он же нас не видит». «Если даже он вас не видит, вы же видите его!» — сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
Фатима (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Женщине лучше не видеть чужих мужчин, а также беречь себя от их взглядов. Если есть необходимость выйти из дома, то пусть выходит с разрешения мужа, ненаряженной, в обычной одежде, пусть смотрит себе под ноги. Если она не сделает это, то она грешна».
Однажды, когда Али с Фатимой (да будет Аллах доволен ими) пришли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), он сильно плакал. Когда спросили о причине, он сказал, что в ночь Вознесения увидел в Аду множество женщин своей уммы, подверженных страшным мукам.
Фатима спросила: «За что они так наказаны?». Он ответил: «За то что не скрывали волосы от чужих мужчин; за то, что вредили мужьям своими языками; за измены своим мужьям; за не соблюдение обязательного купания после очищения и за издевательское отношение к молитвам (намазам); за сплетни и ложь; за то, что завидовали и упрекали других сделанным добром».
Подобных примеров можно привести множество, но думается, что здравомыслящими людям и этого достаточно.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Непослушание – препятствие любви
Продолжая разговор о послушании, игумен Нектарий (Морозов) рассуждает о том, как правильно понимать евангельские слова: «Да убоится жена своего мужа»; возможно ли послушание неверующему супругу; в каких ситуациях муж должен слушаться жену и почему.
Говоря о послушании Богу, вспоминают слова апостола Павла из Послания к Ефесянам: «Да убоится жена своего мужа». В них очевидно содержится указание на то, что жена должна быть мужу послушна. Хотелось бы остановиться на этом и объяснить связь.
Дело в том, что эти слова вообще, к сожалению, далеко не всегда понимаются правильно. Безусловно, у апостола Павла речь не идет ни о страхе в привычном для нас смысле, ни о внушении этого страха различными недопустимыми способами, начиная с какого-то подавления при личном общении и заканчивая методами физического воздействия.
Речь идет о том, что мужчина должен в большей мере брать на себя ответственность за свою семью и, как некий локомотив, тянуть за собой баржу семейной жизни. И если это происходит, то, безусловно, такой муж вызывает у своей жены то уважение, которого он закономерным образом заслуживает. Но, по меньшей мере, странно на месте мужчины требовать к себе отношения как к главе семьи, если он ничего не делает для того, чтобы соответствовать этому наименованию: денег в дом не приносит, никаких семейных проблем не решает, а только их создает, ничего не знает, не умеет, не может.
Когда мы говорим о страхе применительно к отношениям человека и Творца, мы ведь тоже имеем в виду не какой-то панический или рабский страх. В данном случае под страхом мы понимаем благоговение, уважение, почтение или почитание. Подобный же смысл вложен и в апостольское «убоится жена своего мужа». То есть Церковь не требует от женщины беспрекословного послушания мужу. Христианский взгляд на брак совершенно не предполагает, что мужу вручается нагайка, как это было принято в казачьих семьях, и с ее помощью он должен управлять своим домом. Если мужчина не способен действительно править своим домом и обеспечивать его всем необходимым, то ему надо нагайку для себя самого завести. А если он этого не сделает, то, как показывает практика, скорее всего, это сделает его жена. Когда женщине приходится в семье выполнять функции главы семьи, то она главой семьи и становится. От этого происходит какой-то страшный перекос в семейной жизни.
Семейная жизнь – педагогический процесс
В наше время достаточно часто женщина, к сожалению, перед такого рода проблемой ставится самой жизнью. Почему так – вопрос, заслуживающий отдельного исследования. Можно, наверное, говорить о том, что мужчина оказывается существом более хрупким и менее выносливым, чем женщина. Но находить в этом оправдание для себя мужчине нельзя.
Семейная жизнь – во многих отношениях своего рода педагогический процесс. Безусловно, в идеале муж и жена – это два человека, которые друг друга чему-то учат. Лучший способ воспитания – это когда человек о нем не подозревает и всё носит естественный характер. Но иногда мужу или жене приходится воспитывать другого супруга явным образом, открыто. Чаще всего это обижает, хотя напрасно: в любом возрасте человек должен быть способен учиться и быть рад возможности учиться.
Повиновение – это возможность
Предположим, в семье оба супруга – люди верующие, стараются жить по Евангелию, но возникает какая-то ситуация, и непонятно, как поступать: у мужа и жены разные на этот счет мнения. Как им быть? Вполне закономерно, что в этой семье должен быть духовник, лучше и проще, если это – один человек. Можно прибегнуть к нему за советом и обсудить ситуацию втроем. Однако делать из священника третейского судью неестественно, неправильно. Все-таки духовник в большей степени существует для решения духовных вопросов, а не житейских.
Опять-таки брак – это ведь не только совместная жизнь двух людей. Это и любовь, которая лежит в основе брака, – потому что если нет любви, о чем можно говорить?! Любовь предполагает уважение друг к другу, уважение к каким-то качествам друг друга. Ну и, безусловно, брак – это способность людей смиряться друг перед другом. Если всего этого в браке нет, то он будет каким-то неполноценным. Наличие любви, уважения, правильной оценки друг друга, готовности в случае необходимости с чем-то смириться дает возможность по каждому поводу договориться.
Хорошо, когда в семье регулярно происходит то, что можно было бы назвать семейным советом. В нем могут принимать участие и дети, ведь спрашивать мнение ребенка в какой-то конкретной ситуации бывает очень полезно, потому что тогда он с самого раннего детства приучается к ответственности. Даже можно порою поступить так, как ребенок просит, а потом показать ему последствия. Это очень хорошая школа, если речь, конечно, не идет о каких-то жизненно важных вопросах, в которых нельзя допустить ошибки.
И такой совещательный способ решения различных вопросов опять-таки должен еще до брака войти в жизнь пары. Необходимо, чтобы каждый здраво оценивал свои силы, опыт, умения, интеллектуальные способности, ведь бывает так, что человек, который в чем-то не разбирается, совершенно игнорирует этот факт и настаивает на своем. Согласиться и смириться ради мира в некоторых случаях – оправданно, однако если это будет происходить постоянно, то просто разрушится всё и семья останется у разбитого корыта. Поэтому это сложный такой процесс, требующий и мудрости, и любви, и смирения. А иногда твердости.
Больше прав у того, кто несет большую ответственность
Проще говоря, больше прав у того, кто несет большую ответственность.
Мужу естественно руководить, жене естественно и помогать, и в чем-то повиноваться. Опять-таки повиновение – это не то, что унижает достоинство человека; это, наоборот, некая возможность. Когда женщина понимает, что она может быть уверена в мужчине, может положиться на него, желание руководить у нее все-таки проявляется в минимальной степени. Ведь благодаря этому у нее есть возможность заниматься своими женскими делами: детьми, домом, собой. Борьба женщины за власть – это в большей степени последствия совершенно изломанной и извращенной жизни семьи, издержки того, что слишком мало мужчин, которые на себя ответственность берут.
Дело не в вере
Рассмотрим другую ситуацию, когда в семье только один человек является верующим, церковным и старается жить по Евангелию, а другой супруг требует принятия решения, которое несообразно с христианскими убеждениями, или запрещает ходить в храм, говорить с детьми о вере. Каков должен быть принцип действия?
Есть ситуации, когда нельзя ни уступить, ни отступить, а придется настаивать, но не на своем, а на том, что больше и выше тебя
Есть ситуации, когда нельзя ни уступить, ни отступить, а придется настаивать, но не на своем, а на том, что больше и выше тебя. Есть вещи, которых ты, как верующий человек, не можешь сделать или, наоборот, обязан сделать, для того чтобы остаться христианином. Другое дело, что и твердость можно проявлять с любовью, мудростью, со смирением, а можно всё делать в гневе, в раздражении, в досаде, и, конечно, тогда это ни к чему хорошему не приведет.
Снова вспомним совет из Деяниях святых апостолов: кого больше подобает слушать – людей или Бога? Безусловно, Бога (см.: Деян. 4: 19). Ради сохранения мира и любви можно пойти на компромисс и когда-то вместо службы отправиться с мужем в гости или провести вечер дома, если он этого хочет. Но совсем отказываться от церковной жизни, от домашней молитвы, от собственного поста, конечно, ни в коем случае не надо. Кесарево – кесарю, а Божие – Богу.
Правильно провести эту грань поможет жизненный опыт, любовь к человеку, который рядом с тобой, и духовник, который при необходимости отделит чрезмерную ревность ко благочестию от готовности уступать во всем.
Во всех подобных запретах – ходить в храм, водить туда ребенка – речь ведь идет не столько о вере, сколько о нарушении каких-то элементарных норм совместной жизни. Если супруг или супруга и прежде были готовы с уважением отнестись к каким-то твоим потребностям, нуждам, интересам, даже не разделяя их, то он или она и к твоей вере, к церковной жизни тоже будет относиться с уважением. А лучше всего еще до вступления в брак понять: кто тот человек, с которым ты соединяешь свою жизнь: уважает ли он тебя, готов ли он прислушаться к твоему мнению, разумный ли это человек, совестливый ли, любящий ли?
Если этого нет, то, значит, надо постараться что-то в семейной жизни перекроить – с любовью, милосердием и все с той же твердостью. Ведь отношения в семье – плод наших трудов или, наоборот, наших ошибок.
И это вовсе не будет грехом против смирения. Совместное пребывание людей дает широчайший спектр того, в чем можно уступить без ущерба для своей веры и своих взглядов. Вот и учись на этих ситуациях смирению, почему нет?
Послушай женщину…
Немало при этом и случаев, когда муж должен послушаться жены. Некоторые любят вспоминать фразу: «Послушай женщину и сделай наоборот». Но если речь идет не о каком-то взбалмошном существе, а о друге, о близком для тебя человеке, то кого же еще послушаться, как не ее?! И посоветуешься, и в чем-то послушаешься.
Греть и питать, как говорит Священное Писание, – это тоже некий долг, который основывается на том, что твоя вторая половина в этом нуждается и ты смиряешься с тем, что есть такая необходимость. Это и есть послушание своего рода.
По любви
Вообще в основе наших взаимоотношений с другими людьми в семье, безусловно, должно быть исходным желание послушаться друг друга – не спорить, не враждовать, а поступить так, как хочет другой, когда это возможно. Чем больше ты уступаешь в ситуациях, которые носят непринципиальный характер, тем больше остается запаса внутренних сил и решимости, чтобы поступить так, как должно, когда компромисс невозможен.
В прошлый раз, говоря о послушании Богу, я сказал, что непослушание Ему является препятствием любви к Нему и жизни с Ним. Безусловно, это можно перенести на отношения между супругами. Только в отличие от отношений с Богом, во взаимоотношениях между людьми послушание всегда должно быть взаимным. Ведь нет одной личности, которая была бы всецело совершенна.
Старец Паисий, объясняя свою мысль о том, что все должны творить послушание друг другу, говорил, что, открывая скребущемуся в дверь котенку и наливая ему молоко, он таким образом тоже творит послушание ему и его нужде. Так и мы идем навстречу потребностям, необходимости своего близкого, родного человека и творим это послушание по любви.
Источник