Терминология
Прежде чем рассказывать о «повязке», думаю, стоит провести небольшой ликбез. Я вот когда читал разные зэчьи книжки, меня прямо воротило от употребления непонятных словечек, фени и жаргонизмов. Но, должен признать, без них рассказ о тюрьме теряет колоритность. А некоторые понятия настолько неуловимы по смыслу, что их и обозвать-то по-другому не очень получится. Также должен оговориться: нюансы разнятся от зоны к зоне, поэтому бывалые сидельцы могут распознать неточности. Ну и не сказал бы, что какие-то вещи я сам уяснил до конца, так как все рассказывают по-разному, есть куча взглядов на то, что можно и что нельзя, и это можно и нельзя еще очень сильно зависит от ситуации.
Зоны бывают «красные» и «черные». Иногда «красными» зонами называют те, где сидят бывшие сотрудники, про такие мне неизвестно ничего, их быт покрыт тайнами и легендами. Считается, что на этих зонах совсем все страшно. А бывшие судьи и сотрудники ФСИН подвергаются там всевозможным унижениям. Сильно сомневаюсь. Думается, что даже у бывших судей должно хватать денег, чтобы обеспечить себе комфортное существование.
«Красная» зона — это колония, где зэков сурово избивают и заставляют жить по режиму.
«Черная» зона — та, что управляется по воровским понятиям. Там всё «на должном». Зэков никто не бьет, да и вообще не сильно касается, вся деятельность администрации сводится к созданию видимости режимного учреждения в случае приезда каких-нибудь проверок.
В итоге, конечно, и та и другая управляются администрацией, а «черная» или «красная» — это только методика. Для колонии главное — что? Чтобы была тишь да гладь. В случае с «красной» зоной это достигается путем запугивания; в случае с «черной» — низовой уровень управления отдается криминалитету, который обеспечивает необходимую картину на случай проверок и т. д.
Понятное дело, тут не может быть полярности. Зона не может быть красной, если там сидит хотя бы один зэк «под крышей». Под крышей — значит в штрафном изоляторе (кича, ШИЗО), помещении камерного типа (ПКТ, БУР). Иногда к крыше еще относят отряд строгих условий отбывания наказания, но это тонкий вопрос, относительно него есть разные точки зрения. Впрочем, если какой-то бедолага попал на кичу, это не делает красную зону черной. Я вот слышал такой термин — «режимная зона», для определения переходного вида. Ну то есть сильно никого не бьют, но все равно жизнь лагеря полностью определяется администрацией. ИК-5 как раз пример режимной зоны. Вроде есть смотрящие, но все они ставятся чуть ли не по согласованию с ментами. Вроде есть связь, но только там, где позволяет начальник. Короче, такое срединное состояние, из которого может начаться стремительное движение в любую сторону — хоть черную, хоть червонную.
Масса — это вся совокупность зэков.
Людская масса — зэки, ведущие «порядочный» образ жизни. Они делятся на следующие категории (по иерархии вниз): вор в законе, стремяга, бродяга, блатной, мужик.
Вор в законе — верховный криминальный авторитет. Его слово обладает силой закона. Только вор может быть третейским судьей в споре. Только вор может дать имя человеку. Раньше у вора было немало обязанностей: никогда не работать, не иметь дома, освобождаться из тюрьмы побегом и т. д. Но многое из этого уже в романтическом прошлом. Все знают, что воровской титул является объектом купли-продажи (таких воров иногда называют «апельсинами»). Есть двадцатилетние воры, никогда не сидевшие воры и прочее.
Я так и не смог уяснить, сколько всего в России воров, данные очень разнятся — от сотни до нескольких тысяч. Кстати, вся эта система работает на просторах бывшего СССР — такой крестраж (или как там называлась та штука, в которой Волан-де-Морт хранил части своей души?) Совка. Национальный состав воров диспропорционален национальному составу населения страны.
Больше всего грузинских воров (по одной из версий, 1300 из 1800 в целом). А вот таджикских воров, по-моему, нет. У белорусов всего то ли пять, то ли шесть воров. Эта информация не претендует на достоверность, даю ее со слов з/к.
Стремяга — это преступник, стремящийся стать вором в законе. Лично мне непонятно, что именно для этого надо сделать, кроме как вести определенный образ жизни (в тюрьме и на воле). Вроде бы нет никакого стандартного квеста — типа убить мента или украсть миллион. Главное — чтобы трое воров объявили тебя вором.
Основная задача стремяги — блюсти чистоту своей репутации. Сидя в тюрьме, он не должен выполнять требования режима: заправлять койку «по-белому», представляться надзирателям по дороге и т. д. Он должен отрицать все это. И он не должен жаловаться. По этой причине и воры, и стремяги, и бродяги (см. ниже) свой срок, как правило, отбывают в тех частях колоний, где самые строгие условия содержания (СУС, ПКТ), или сидят в тюрьмах.
Для меня не совсем уловима грань между теми требованиями режима, которые отрицаются и не отрицаются. Ну, например, сидеть в тюрьме — по сути, режимное требование. Значит ли это, что стремяга должен проводить весь свой срок в попытках побега? Или вот: почему заправлять койку «по-белому» неприемлемо, а носить робу — нормально? Загадка и мистика.
Бродяга — это тот же стремяга, но не пытающийся стать вором. Вор без суперспособностей вора, просто ведущий образ жизни вора. Странновато звучит? Полностью согласен. Казалось бы, зачем быть бродягой, если не становиться после этого вором? Может, это просто такие преступники без амбициозного «я»? Ну, на самом деле это вопрос авторитета. Бродяга хоть и не вор, но обладает определенной властью, и слово его в тюремных разборках (которые не прекращаются 24/7) весит больше слова рядового зэка. Также это дает возможность быть поближе к тюремной казне, а значит, и подпитываться от нее. Кроме того, например, на бродягу нельзя поднять руку. То есть без повода ни на кого нельзя поднять руку, но на бродягу как-то, видимо, по-особому нельзя.
Вот забавный случай с «Матроски», о котором рассказывал мне Кубаноид. Заезжает к ним в хату мужичок. Его и спрашивают: «Кто по жизни?» Он говорит: «Бродяга». Все сразу прониклись должным уважением, усадили за стол, заварили чифиру. Сидят, общаются. Мужик идет в туалет, дверь за собой не запирает, и в процессе в кабину заходит другой з/к. Поднимается шум, гам и суматоха. Дело в том, что бродяга сидит на унитазе (напольном) не ногами, а непосредственно центром тяжести, то есть оскверняет свое бродяжье тело. В итоге выяснилось, что чувак к криминалитету не имеет отношения, а бродягой назвался, потому что бездомный. Ну и получается, что образ жизни у него действительно бродяжий, но несколько в другом понимании.
О достоверности случая судить тяжело. Хоть уголовники имеют вид, далекий от моделей Calvin Klein, все же пропитого бомжа можно отличить от криминального авторитета. Но история показывает силу титула.
Блатные (деловые, братва) — это низший уровень криминальной элиты. Вообще, считается, что такого понятия, как блатной, в криминальном мире нет. То есть это не бродяга, его уровень отрицания недостаточно высок, но и не мужик, так как не работает на тюремной промзоне. Это такие зэки «при общих делах» — смотрят за какими-то общаками (отряда, режима, игры, корпуса, лагеря и т. д) или просто несут ответственность за какой-то процесс в зоне (например, за то, чтобы на карантине вновь прибывшим все объяснялось или в санчасти у больных были сигареты, чай и т. д.). Понятное дело, такой зэк тоже ближе к казне, но у него есть и дополнительные обязанности. Например, вор может сказать блатному пойти и зарезать зэка, и блатной должен это сделать, иначе перестанет быть блатным. Вор, конечно, никогда не скажет напрямую: «Пойди и убей». Но Вор может присвоить имя зэку, и если, например, это имя Гад, то любой порядочный арестант должен его при первой возможности убить. Если же вдруг выяснится, что блатной имел возможность отреагировать на Гада в поле своего зрения, но не сделал этого, то к нему могут быть вопросы.
Короче, братва — это некий узкий круг зэков (сходка), который принимает решения относительно «общих дел». Считается, что они оберегают мир и покой мужиков, на самом деле во многом они паразитируют на профсоюзных отчислениях и сидят у мужиков на шее. Не везде и не все. Есть чуваки, которые достаточно фанатично относятся к догмам АУЕ-секты и очень обостренно относятся к справедливости, которую они (догмы) диктуют. Но, по моим наблюдениям, это редкость. Хотя, может быть, я просто попал в такой лагерь — читай, в статистическую аномалию.
Мужик — это самая массовая категория. Обычный зэк, работает на промзоне (или не работает, если нет работы). Он не стремится к управлению людской массой (задача верхушки), уделяет внимание общаку (то есть производит в него отчисления наподобие профсоюзных) и ведет «порядочный» образ жизни, не совершая гадских, блядских или других неприемлемых поступков. Иногда считается, что мужик, как и блатной, не может уйти по УДО, но это не совсем логично. Если ты не вступаешь в специальные коллаборации с режимом и не стучишь на других арестантов (ради того же УДО), что может быть неприемлемого в том, чтобы пораньше освободиться?
Непорядочная масса — которую можно разделить на три группы:
Красные — завхозы, нарядчики и работники хозобслуги. Тут в каждой зоне могут быть свои тонкости. Например, кое-где строители и электрики не попадают в эту категорию, а вот в ИК-5 «красными» считались все, кто получал зарплату по повременной ставке, мужиками — те, кто по сдельной. Совершенно непонятно, почему так. То есть это такие чуваки, которые выполняют всякую административную или близкую к этому работу, но не совершают никаких злонамеренных поступков по отношению к людской массе.
Шерсть — это те, кому за поступок дали Имя (Гад, Блядь, Крыса, Фуфлыжник и т. д.) и, соответственно, выгнали из людской массы. Поступки бывают:
1. Блядские — против воров.
2. Гадские — против зэков.
3. Сучьи — связанные с работой на органы государственной власти.
4. Змеиные — всякая интриганская активность.
5. Негодяйские — когда не делаешь чего-то во благо общее, хотя имеешь для этого возможности.
На самом деле я слышал многочасовые споры, в которых фигурировали еще крысиные, мышиные и тому подобные поступки. Но основные — это все равно первые три типа. Пометьте у себя на подкорке: «Постараться не совершать ничего гадско-блядско-сучьего при попадании в русскую тюрьму».
Можно было бы порассуждать об этом поподробнее, но мешают два обстоятельства: а) я не сильно разбираюсь в теории мира воровского; б) если вдуматься, в этом нет никакого смысла.
Почему «шерсть» — выяснить не удалось. Я слышал две версии одинакового уровня неправдоподобности:
— Версия 1. Это пошло со времен строительства Беломорканала, где сотрудничающим с администрацией и выполняющим норму выдавали шерстяные носки.
— Версия 2. Где-то приемку в лагерь осуществляли не сотрудники, а активисты из числа зэков, и они били новичков палками, шестами. Шест — шерсть.
Слово подобрано, конечно, очень колоритное. Согласитесь, «сломить в шерсть» звучит весьма неприятно. Когда узнаешь такое, многое меняется. Например, как теперь слушать Lana Del Rey («королевская шерсть»)?
Обиженные — это, естественно, обиженные. Обиженные также делятся на две категории: просто обиженные и распечатанные обиженные, подвергшиеся сексуальному насилию за свои отвратительные преступления или выявленные гомосексуалы (aka опущенные, петухи).
Очень долгое время мое место в этой пирамидке не было устаканено: менты не хотели, чтобы я был в людской массе (по совершенно таинственной для меня причине), и вот эта борьба за статус порядочного арестанта стала значимым эпизодом моей отсидки.
Источник
Воровские понятия
Воровские понятия это неписаные законы — так принято говорить, однако они начинают познаваться с элементарных написанных от руки листов бумаги.
Закон распространяется на весь преступный мир, начиная с лагерей и тюрем, куда братва доставляет «грев» и воровские прогоныи заканчивая свободой, где так же живут по воровским законам
Воровское для людского
Кто-то собирается делить воровской закон на тюремный и еще какой-то?
В воровских понятиях никакого тюремного закона — это заблуждение, за которое можно ответить, распространяя его! Воровские понятия и законы можно делить только на воровское и людское — и других не существует!
Все воровские законы и традиции начинались с тюрем и лагерей. Но в лагерях и тюрьмах не все могут строго придерживаться воровской идеи, где основополагающий смысл — противостоять любому режиму, пропаганде, которые идут вразрез с идеологией воров.
Не каждый будет умирать за воровскую идею. Законники это прекрасно понимают. Дальше заходим и смотрим, что познается в самом начале воровского закона, чтобы вам стало понятно, что такое людское:
По воровским понятиям — 90% населения тюрем и лагерей составляют мужики.
По воровским законам есть только две масти — это вор и мужик.
По воровским понятиям — никто не должен жить по краям и областям, а только по мастям.
Кто шагает с мусорами в одну ногу тот бля. ь.
Отсюда получается, что если в лагере или тюрьме живут иначе (красный беспредел, блочная система), то это бля. ское.
На таком лагере вор в законе может поставить крест, и прибывшие оттуда зэки на воровской ход будут жестоко наказаны, так как приведенные выше законы должен знать каждый арестант.
Бля. ским — вор может объявить как весь лагерь, так и отдельно взятого человека — бля. иной, обычно это председатель какой-нибудь секции, являющийся главным козлом.
По воровскому прогону на того, кто объявлен бля. иной, начинается настоящая охота в тюрьмах и лагерях СНГ, и на свободе его будут ждать. Обычно такого человека братва встречает возле лагеря, где операм уже нет до него дела, а дальше вывозят и убивают.
Последний случай, который я хорошо помню: козла не стали трогать, так как его встречала мать, только через месяц на его родине ему переломали ноги, сделав инвалидом до конца дней. К нему отнеслись по людски — не стали убивать.
По воровским законам начала 2000-х — «х.ем не наказывать, дабы не уподобляться красноперым»
Каждый порядочный арестант при встрече с блядиной должен его убить, если убить не получится, то он должен его пометить ударом ножа или заточки по лицу.
Так как 90% тюрем и лагерей состоит из мужиков, то для познающего воровскую идею один из пунктов звучит так:
Но, мужик, мужику рознь, и это понимает каждый, поэтому в преступном мире прошлое не прощается. Если есть у человека даже незначительный нюанс по жизни, то отношение к нему будет соответственное.
Нюансов и неровностей «по жизни» множество и перечислять их можно до следующей китайской пасхи. Основное, что должно быть ровно у мужика, не претендующего стать вором в законе:
- Он не должен быть кумовкой, не должен шагать в ногу с мусорами.
- Не должен быть терпилой по воле.
- Не должен сидеть по стремной статье.
- На свободе не должен работать в охране, милиции, пожарной части — не носить других погон.
- Не должен состоять ни в каких политических партиях.
- Главное — должен поддерживать воровскую идею.
Из 90% населения тюрем и лагерей останется немного, кто строго соответствует этим пунктам.
Познающий воровскую идею должен и к остальным относиться лояльно (строго по понятиям), а еще точнее по людски — это и есть людское. Но когда приходится выбирать, то братва всегда становится на сторону порядочного мужика. И к остальным, у кого «хвост до Магадана» относятся по людски — они приносят пользу порядочным мужикам и братве.
Воровская идея
Всякий начинающий познавать воровскую идею, по сути, становится на очень тяжелый путь: он устает морально, физически, рискует жизнью, особенно на свободе, обязан раскрутиться, если в лагере.
Далеко не каждый это выдерживает, отсюда поговорка от оперов «блатная жизнь короткая». На самом деле «блатной», «блатные», «блат» и все производные, однокоренные слова от слова «блат» в воровских понятиях не существуют.
То есть, слово «блатной» ничего абсолютно не значит, а следовательно, не имеет веса в преступном мире!
Есть только шпана, братва, босота — это те, у кого есть будущее стать вором. А слово «блатной» используется в обиходе, но на сходняке такого никто не услышит.
Чтобы стать вором, кроме кристальной чистоты, шпанюк должен обладать личными качествами:
- Уметь довести мысль до любого даже самого трудного человека, не повышая голоса (повысить голос, тон это оскорбление) — нужно самообладание.
- Организовать что-то: игра, сходняк, перекид и т.д.
- Самостоятельно поставить точку в какой-то проблеме: судьба человека, лагеря — это решительность, так как такие дела рассматриваются со стороны «под микроскопом», нельзя делать ни малейшей ошибки.
- Самостоятельно вести дела: барак, лагерь, регион и т.д.
- Шпанюк должен хорошо и убедительно говорить — не встречал, чтобы было иначе, конечно, если это не «пехотинец».
Шпана, босота, братва — это тоже строго по воровским понятиям мужики, но их называют иначе: пацан, стремяга, отрицалово.
Каждый из них может стать вором. Начиная свой путь, они учатся располагать мужиков, дальше больше — приобщить мента.
Каждый из них должен в совершенстве владеть языками воров — это феня и мурка, где иногда с помощью одного жеста можно объяснить, к примеру, какой человек масти, зачем пришел, что у него с прошлым и прочие детали.
Основные задачи босоты — это познавать и распространять.
Сеять людское и воровское — вот главная задача воровских понятий.
Воровская идея состоит в отрицании всего мусорского, единстве и сплоченности — как одно целое!
Жизнь по мастям
Жизнь по мастям — как это? Если начинают жить иначе — по краям, областям, национальностям или каким-то другим социальным или религиозным принадлежностям, то наступает раскол в лагере, где каждый находится под прицелом, где присутствует только — свой или чужой.
Это называется «блок» или «блочная система». Такое часто бывает, когда живут землячеством, или лагерь попадает под влияние какой-либо группировки, которая не знает, как должно быть по воровским понятиям.
Лагерь разрывают на части, на бараки, когда кланы, земляки и прочие группы противостоят друг другу.
«Каша» продолжается до поры, до времени, пока контора не берет вверх, загоняя всех на плац бэтээрами.
По воровским понятиям — нет национальностей, земляков и прочих отличительных принадлежностей человека, не относящихся к воровской идее. Все равны, и если кто-то думает иначе или не дай бог подчеркнет кому-то, то он ответит по жизни на сходняке.
Как спрашивают по воровским понятиям
Спрос по понятиям бывает жесток, но здесь человек, как правило, понимает, что его может ожидать, поэтому это только его выбор. Убить человека могут только по решению воровской сходки, зачастую это блядина, которого достанут рано или поздно.
Среди своих такой окончательный вердикт выносится редко, зачастую «поправляют». Как поправляют — в конце сходняка, обязательно человек должен осознать, потом ему дают в ухо.
Поправляют в основном за проступок, за серьезные поступки так легко никто не отделывался.
Серьезные поступки по воровским законам
Поступок в воровском мире — это уже серьезно, это однозначно как минимум хвост. Поступков, опять же строго по воровским законам, бывает только два:
- Бля. ский — против воровского, вора, сказанного вором. Воровское не обсуждается, иначе это бля. ское и дается имя блядь, бля. ина.
- Гадский — против людского, здесь могут решать люди — шпана, босота. Имя гад, гадина, т.к. гадское.
С первым случаем понятно — человек осознанно идет против воровских понятий, что заканчивается его смертью.
Гадское это когда человек пошел против своих или сделал что-то неподобающее, или навредил кому-то. Каждому гадскому поступку дается имя, вот некоторые из них:
- Крыса — украл у своих.
- Мышь — не поставил в известность, тем самым навредил.
- Интриган — плетет интриги, зачастую «стравливает» людей между собой.
- Змейское — затаил обиду, выждал и отомстил.
- Фуфлыжник — проигрался, не заплатил.
- Хулиганское — дрался, выяснял отношения не в порядке сходняка.
- Махновщина — лохмачи забирают что-то, обирают заключенных.
Разумеется, всего не расскажешь, тем более что по-настоящему понять, что такое воровская идея можно только когда варишься в этом.
Поверьте на слово, что нужно оставаться человеком при любом раскладе, даже если тебя бьют с утра до вечера как собственного ишака, помните — что вы не осел, а человек.
Человек должен жить по людски, правильно? Тогда единственная возможность в тюрьмах и лагерях на сегодняшний день — это жить по воровским понятиям.
Распространенные ошибки
Некоторые источники в интернете утверждают, что есть воровские и тюремные законы, повторюсь, что тюремных законов не существует, если авторы имеют ввиду «людское», то и отсюда выходит много ошибок в определении и не только, скажу о главном.
К примеру, под первым пунктом «в тюремном законе» википедии написано так — выделять долю в общак — это не так, такого нет. В тюрьме из мужиков сидят одни бедолаги, воры в законе это прекрасно знают, мужикам, наоборот, и выделяется из общака, а как есть? цитирую
Можно ли сказать что законы тюрьмы — это людское?
Нет, так как людского придерживаются и на свободе, не все зэки могут жить по воровскому укладу.
Большинство бывших арестантов и на свободе продолжают поддерживать эти «законы тюрьмы», так как истинно воровских традиций не знают, или не имеют права по ним жить.
Выше я писал, что есть только две масти — это вор и мужик.
Живут по мастям, а не по возрастам, регионам, погонам, областям и так далее, отсюда вторая ошибка википедии над которой балдеют престарелые чайханщики и другие шныри — это почитать старших нет такого и в помине, за что его почитать — за то что он полы моет 40 лет?
Следующий пункт — это почитать родителей, конечно это святое и для многих зэков стоит на первом месте, но это дело личное каждого арестанта, большая часть осужденных вообще не знает своих родителей.
А вообще, личное никогда не ставится впереди общего, ваше личное, если идет вразрез общему, воровскому, людскому, то будут проблемы, как минимум. Верить можно во что угодно, но… пока не будет очевидный вред общему положению.
P. S. В воровском законе есть такой пункт, где говорится — «Не вооружайте недостойных, не сейте воровское среди тех кому не дано».
Читайте похожие материалы:
Подписывайся на канал ВОРЫ В ЗАКОНЕ: https://t.me/voryvzakone
Подписывайся на канал ВОРЫ В ЗАКОНЕ: https://t.me/voryvzakone
Источник