Что такое «непопираемое место» в храме?
Что это значит и где находится?
Ответ на этот вопрос можно найти в православном словаре. Иными словами «непопираемое место» — это место, куда собираются негодные святыни. Например, это могут быть освященные на Пасху яйца и куличи, которые испортились или зачерствели. Это могут быть и иконки, расколовшиеся и не годные для восстановления. То есть святыни собираются в непопираемом место и к примеру сжигаются.
Непопираемым местом может быть даже самая простая могилка или место под деревом, куда не ходят на прогулку собаки и кошки. Непопираемое место можно устроить и у себя на даче, огородить его от постороннего вмешательства людей и животных.
Очень много. Смотря на то сколько там всего настроили. Сказать честно, я на олимпиаду не ездил, но смотрел иногда онлайн трансляции и мне понравилось. А на счет того сколько там было людей, ну точнее за все время олимпиады, то я так думаю что до миллиона человек точно было там. Может некоторые просто на день приехали, некоторые все время там были. Некоторые просто по своими делам, по рабочим вопросам было но все равно заглянули на происходящее.
Эта страна не создана для людей, то что касается инвалидов, тоже самое. В этой стране — человек только раб лампы и не более того.
Раньше как-то было понятнее с этим, проще. Была учеба, потом профессия с нормальной зарплатой, уверенность в будущем.
Сейчас настолько все нестабильно, что ситуация может поменяться в любой момент.
Так, наверно, и оказывается человек не на своем месте, с чуждыми ему людьми. Все таки любая среда имеет отличия. Зачастую интеллигентному человеку сложно в рабочей среде и наоборот, но люди вынуждены менять свое место в поисках удовлетворения своих запросов. Это невеликие требования, но порой и они трудно достижимы.
Главная причина, мне кажется, в том, что поиск лучшего места затягивается, он происходит путем проб и ошибок. И на этом пути человек экспериментирует, ищет оптимальные для себя условия. Эта своего рода черта нашего времени. Редко кто занимается любимым делом, да еще имеет приличную оплату за это. Многие выбирают между. Еще существует блат. Поэтому люди оказываются не на своих местах.
Каждому хотелось бы заниматься своим делом, но в большинстве случаев это невозможно в силу разных причин. Вот и приходится людям приспосабливаться к тому, что есть, за редким исключением.
Всегда вспоминаю слова одного артиста, который побывал на концерте Пола Маккартни. Он говорил, что поймал себя на мысли: человек занимается любимым делом, да еще и хорошие деньги за это получает. Идеальный расклад вещей.
Дело не в том что человек сьел ,так что не может встать,а в том какое количество еды он в себя набухал.Неправильное питание это наверное бич нашего времени.Мы едим очень много,и совершенно не соместимые друг с другом продукты.Боже мой скоро ведь Новый год,Рождество вот уж наступают тяжелые времена для наших желудков.Мясо,рыба,х олодец,сельд под шубой,оливье. еще много чего.Ой что-то перекусить захотелось от всего перечисленного ,хотя уже 23:32 ,пойду хоть яблочко погрызу.
Это привидение знакомо всем обитателям Бутырской тюрьмы.
Михалыч известен среди зеков: он — особенный призрак, не боится темноты и может появляться даже днем. Причем так, чтобы один человек его мог видеть и слышать, а люди, рядом стоящие — нет. В страшных кровавых лохмотьях он пристает к заключенному и требует отдать ему свою печень.
Существует в Бутырке легенда: мол, в тюрьме проводились секретные хирургические опыты по трансплантации органов. Михалыча лишили печени, с тех пор и не успокоится его душа: ходит по коридорам Бутырки и просит вернуть утраченный орган.
Зеки боятся встречи с Михалычем: ведь, согласно поверью, она является меткой смерти.
Источник
Что такое непопираемое место?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Иногда слышу выражение «непопираемое место», что оно означает?
Если речь идет о храме, это специальное место, куда утилизируют, если можно так выразиться, святыни, бывшие в употреблении и пришедшие в негодность. Допустим, икона раскололась пополам, и ее никак невозможно склеить. Или освященное у мощей святого масло прогоркло, и непонятно, что делать с пузырьком. Такие предметы относят или в непопираемое место в храме — так называемый «сухой колодец»; или сжигают, относя перел тоже в непопираемое место; или опускают в реку. Непопираемое место можно устроить и самостоятельно — допустим, под деревом, но там, куда не ходят в туалет собаки и кошки.
(Кстати, любая могила — тоже в известном смысле непопираемое место. Оградки на кладбище делаются, конечно, не для того, чтобы дух умершего не вылетел оттуда, и не для того, чтобы посторонний дух не залетел — а как раз с целью уберечь место захоронения человека от попирания животными).
Поэтому если у вас есть такой предмет — приносите его в храм, закопайте у себя на даче, сожгите или опустите в реку.
Что делать, если непопираемое место попирается? Ответ простой — ничего не делать. Конечно, если речь идет о человеке, который оскверняет непопираемое место специально — это его грех. Но если это делается случайно или по неведению — не переживайте, это не грех и не богохульство.
Источник
Не бросайте святыню птицам!
Этим летом в нашем довольно тихом подъезде произошло одно происшествие. Иначе я назвать это не могу, не хочу и права не имею.
Однажды летним утром я выглянул за окно. Хорошо на улице, солнышко сияет, небо чистое, высокое. Оглянулся по сторонам, и внимание мое привлекла крыша над дверью в подъезд. Ее хорошо видно из окна. Она была достаточно чистой, и потому на ровном асфальтовом фоне ее четко-пречетко обозначились два желтоватых пятна. По своим очертаниям и размеру два пятна были знакомы до боли. Очертания церковной просфорки.
«Вот это да! Просфоры на крыше!» – я не хотел верить своим глазам. Дело, к сожалению, привычное: люди всё подряд из окон выбрасывают: окурки, фантики, всякий мелкий мусор. Но чтобы просфорки… первый раз сталкиваюсь. Что делать? Лезть на крышу – проверить положение дел?
Если мне не показалось и это вправду святыня с Литургии просто так валяется, то надо ее от поругания уберечь. Значит – лезть, хотя и староват я для этого занятия. Над крышей расположено, как и следовало ожидать, окно с лестницы. Через него можно подобраться к тем желтоватым пятнышкам, которые я увидел.
Спустился я на предпоследний марш лестницы. Окно нараспашку. Последние дни жарко, вот его и открыли, чтобы посвежей в подъезде было. Поставил я левую ногу на крышку находящегося рядом мусоропровода, правое колено упер в подоконник. Окошко какое-то малогабаритное у нас, не приспособлено, чтобы через него взрослые дяди пролезали. Ну да ладно. Левую ногу подтянул на крышу, два шага – и я у цели.
Что же вижу? Действительно, лежат просфорки. Точь-в-точь такие, как у нас в храме на службах. Твердые уже, будто каменные. Сильно плесенью подернулись. Вот в чем причина! Значит, пришел человек из церкви с просфорами, полежали они какое-то время, потом «зацвели». Кушать плесневелое он не захотел. Подумал, как лучше поступить. Решил отдать голубям да воробьям. Так многие хлеб заплесневелый бросают птицам. Вот и упала церковная святыня из окошка на крышу над дверью в подъезд.
Слез я потихоньку с крыши, положил просфорки в полиэтиленовый пакет и приготовил их на сожжение. Есть же обычный способ решить проблему, когда произошло что-то недолжное: была в доме святыня, да не уследили за ней. Можно аккуратно срезать заплесневелые части, сжечь это, а остальную часть просфор размочить в воде и потребить. И перед Богом покаяться: «Прости, Господи, не уберег я Твою святыню». Никак не стоило бросать просфоры на крышу.
Чтобы просфоры не плесневели, их разрезают на ломтики и высушивают. В засушенном виде они могут храниться долго.
Кстати, чтобы просфоры не плесневели, воцерковленные прихожане их разрезают на ломтики и высушивают. Каждый день по кусочку просфоры принимают со святой водой. В засушенном виде они могут храниться долго – без опасности заплесневеть.
Что такое просфора? Нет в Церкви большей святыни, чем на Литургии. Православные христиане приносят на Литургию просфорный хлеб и вино. Часть приношения становится Святыми Дарами – Телом и Кровью Спасителя, Которыми мы за Литургией причащаемся. А часть приношения возвращается нам из алтаря в виде просфор с уже «вынутыми» частичками. Перед началом Литургии священник «вынимает» частицы из просфор и одновременно поминает нас, совершивших хлебное приношение, по именам.
Просфоры не обычный хлеб, а великая христианская святыня. Давайте это помнить!
Мы вкушаем просфоры, сознавая, что это не просто ритуальная пища, освященная обычаем. Это духовная пища с Божественной Литургии. Ее принимать могут только православные христиане. Никакие другие люди, даже самые прекрасные и благонамеренные, – не могут. Не говоря уже про животных и птиц. Очень плохо, если голуби будут клевать просфоры. Просфоры не обычный хлеб, а великая христианская святыня. Давайте это помнить и не отдавать святыню на профанацию.
Источник
Что такое непопираемое место?
отвечает протодиакон Дмитрий Половников
Здравствуйте! Что такое непопираемое место? У меня получилась такая история: в прошлом (2013) году на Крещение я болела и думала, что не смогу пойти за святой водой. Поэтому по совету знакомых в Крещенскую ночь набрала много (такой большой баллон, с какими все обычно ходят к роднику) воды из крана, добавила каплю святой воды из остатка прошлого года и поставила. Утром все-таки пошла к освященному роднику и набрала воды. Обычно нам хватает ровно на год. В этом году ходила снова, потому что та закончилась. А вот та, что из крана… Она была в шкафу на балконе и приобрела какой-то запах, осадок и зеленоватый цвет, оно и понятно, на балкон не надо было выносить. И вот я не придумала ничего лучше, чем просто оставить на том же балконе в открытой емкости, она постепенно испаряется. А теперь думаю, может, это нехорошо? Непопираемо как будто… Куда еще можно ее деть? Я бы полила цветы, у меня цветов много, но в одном месте читаешь, что это можно, в другом — нет. Я не стала. Нести на родник обратно? Испорченную? Подскажите, я, наверное, не первая в такой ситуации, что делать? У нас под окнами что-то вроде маленького парка, но там бегают не только дети, но собаки и коты, иногда сидят подростки с пивом. Может быть, вылить куда-нибудь под дерево? Посоветуйте, пожалуйста. Спасибо.
Непопираемое место — это колодец или яма, закрытая от хождения поверх его. Обычно в храме устраивают специальный колодец, куда сливают остатки неиспользуемой освященной воды или воды используемой при богослужении. Записки со службы, и иной предмет церковного обихода, который можно сжечь, сжигается на территории храма в специальной печке и пепел захараниваться так, чтобы поверх его не ходили люди, попирая его ногами. Но не обязательно нести все в храм, святую воду можно вылить в чистую реку, а пришедшую в негодность икону можно сжечь, а пепел закопать, но так, чтобы это место было подальше от дорог и тропинок. В вашем случае вы можете вылить эту воду под дерево, у которого приствольный круг не вытаптывается и на котором дети не лазят.
Источник
Как поступить с пришедшими в негодность освященными предметами
Среди вопросов, задаваемых священнику, одни из наиболее часто повторяющихся — те, которые касаются обращения с предметами, имеющими сакральное значение: от иконы и нательного крестика до упаковки пасхального кулича с изображением собора на ней. Если вы, наш уважаемый читатель, человек давно воцерковленный и опытный в духовных вещах, эта статья едва ли что-то добавит к вашим знаниям. Но если вы только начинаете свой путь к Храму, и многое в повседневном христианском делании вам пока не совсем понятно — она для вас. Отмахиваться от вопроса, как обращаться с предметами религиозного назначения — мол, благочестие подскажет — никак нельзя. Благочестие приходит с опытом духовной жизни, а вот предметов с изображением священных символов в нашей жизни с каждым новым годом появляется и со временем выходит из употребления всё больше и больше. Что поделаешь: массовое производство! Сколько у каждого человека дома сломавшихся крестиков, печатных иконок с поблекшим изображением— благословений с давнего освящения храма, треснувших лампад, ветхих газетных вырезок и портретов чтимых старцев из каких-то журналов — порой и не сосчитать. Все это можно довольно долго терпеливо складировать, но рано или поздно наступит день, когда придется от критической массы этих вещей избавляться.
Как это сделать правильно? Наилучший вариант — отнести в храм. На каждом приходе есть так называемое непопираемое место, где вышедшие из употребления предметы церковного обихода сперва сжигают в особой печи, а затем, уже в виде золы, закапывают в землю. Часто непопираемое место — это колодец или яма на подворье, куда сливают остатки освященной воды и высыпают золу от сожженных церковных предметов. Но в храме у вас на утилизацию примут далеко не всё. Поэтому и проще, и быстрее решить этот вопрос самому. Разумеется, не нарушая при этом христианского благочестия. Однако благочестие — это особое состояние, трудно описываемое словами; попытаться формализовать его на все случаи жизни будет делом бессмысленным и даже вредным. Тем не менее, в интересующем нас вопросе кое-какие правила, самые общие, вывести все-таки можно. Итак, бумажные иконы, вырезки, ветки вербы, и пучки травы, ветхую литературу, остатки просфор и все прочее, что может гореть, лучше всего предать огню. Не столь важно, где именно это сделать (хотя о правилах противопожарной безопасности забывать ни в коем случае не стоит), как то, в каком настроении и с какими мыслями. Ни образ святого, запечатленный на ветхой иконе, ни молитва ему, напечатанная на обратной стороне, от нашего действия никак не пострадают и не умалятся — мы сжигаем лишь материальный носитель, чтобы сама святыня каким-то случайным образом не подверглась попранию. То есть делаем именно то, что христианину делать не только можно, но и должно. Вот что говорит апостол о высоком достоинстве каждого христианина, обращаясь к верующим-мирянам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2, 9).
| |
Золу, оставшуюся после сожжения, лучше всего закопать, развеять по ветру или ссыпать в чистую проточную воду, призвав, образно говоря, на помощь в благом деле одну из природных стихий — или все четыре сразу. Можно зарыть золу дома, например, в цветочных горшках — и цветам польза, и проблема с оставшимся от утилизации решена. Скорлупу от пасхальных яиц, в изобилии остающуюся после празднования светлого Христова Воскресения, плотную упаковку, в которой выпекают куличи, а также другие органические материалы, сжечь которые в домашних условиях полностью невозможно, нужно хотя бы обжечь и также предать земле. А как же быть с пластиком? Бутыли из-под святой воды и освященного масла, полиэтиленовые пакеты и прозрачные пластиковые коробки занимают весьма большой объем, поэтому их хранение дома может быстро стать настоящей проблемой. Во-первых, все эти уже не нужные вещи необходимо освободить от бумажных ярлыков и этикеток, на которых имеются священные символы и слова. Затем тщательно промыть их проточной водой и потом со спокойным сердцем отнести в мусорный бак. Лучше всего — в тот, который специально предназначен для пластика: сейчас такие есть во многих городах. Послужив святыне, такой пластик будет переработан и еще раз послужит людям. То же самое касается стеклянных флаконов и бутылок: их нужно освободить от этикеток, промыть и, по возможности, сдать — а в крайнем случае просто выбросить. А снятые ярлыки и этикетки — сжечь. К сожалению, благоговения прошлых времен у ныне живущих поколений не наблюдается. На бутылках с вином, упаковках постного майонеза, посыпки для куличей и других товарах, предлагаемых нам в магазине, можно встретить изображения храмов, икон и даже символ креста. В случае, если мы такие товары приобрели, от священных символов и изображений их нужно освободить, после чего упаковку можно утилизировать в обычном порядке, как бытовые отходы. А вырезанное, опять же, сжечь.
| |
Лампадное масло хорошего качества выгорает полностью, и никаких проблем с его утилизацией возникать не должно в принципе. А вот треснувшую лампаду или осколки от разбитого керамического подсвечника, стоявшего в красном углу, лучше всего будет отнести в храм. Если это по каким-то причинам представляет собой проблему — нужно, как уже было сказано, омыть их проточной водой и закопать вдалеке от мест, где ходят люди или животные. А вот нательные крестики или большие иконы в любом случае придется отнести в храм.
Николай Смирнов. Натюрморт Заметим, что благочестивое отношение к иконам, освященным ветвям, духовной литературе необходимо не только и не столько во время их утилизации, как в тот период, когда мы ими пользуемся. Об аккуратном отношении к книгам представители старших поколений много слышали от своих родителей и бабушек с дедушками — к иконам же и другим освященным вещам это относится еще в большей степени. Бережное обращение с предметами религиозного обихода позволит им послужить намного дольше, существенно отдаляя момент, когда они, наконец, потребуют утилизации. Коллекционирование икон, распятий, духовных книг может стать разновидностью страсти. Ничего благочестивого в подобном собирательстве нет, скорее даже наоборот. Вместо того, чтобы ощущать каждую икону, каждую книгу как нечто уникальное и единственное в своей жизни, как источник размышлений о горнем и окно в благодатный мир, человек, просто увлекается накопительством, которое, по большому счету, ничем не отличается от собирания модных гаджетов или красивой посуды — и духовному деланию в христианском понимании ровным счётом никакого отношения не имеет. Если вам приходилось бывать в домах, от пола до потолка заставленных иконами и дорогими книгами, увешанных распятиями и лампадами, благословениями со святой земли и прочими вещами, вы, возможно, припомните необычное ощущение. Вместо излияния благодати, которое, казалось бы просто обязано произойти при такой концентрации святынь, вы вдруг чувствуете скованность, неудобство, смущение. В голову помимо вашей воли приходят мысли о том, как бы чего не задеть, не разбить, не огорчить хозяина невежественным вопросом о происхождении и назначении той или иной вещи… Дом христианина — это всё-таки не музей; жилище должно оставлять у гостей чувство уюта, комфорта, умиротворения. Да и жизнь наша земная не вечна: не станет хозяина — как распорядятся преемники всеми оставшимся после него предметами, большой вопрос.
И еще одна тема, подобная предыдущей. Относится она тоже к своего рода коллекционированию — однако в данном случае предметом собирательства выступают церковные просфоры. Эта из Почаева, эта из Киева, а эта из Троице-Сергиевой лавры. Некоторые люди из ложно понятого благочестия собирают целые экспозиции из просфор, чего делать, конечно же, нельзя: в лучшем случае все они превратятся в подобные камням сухари, в худшем же — покроются плесенью. Просфора предназначается для вкушения после церковной службы. Если она сохраняется дольше, чем на один день, то исключительно с целью употребления её по утрам натощак, вместе со святой водой. Однако в таком случае просфора должна хранится в особом сосуде, предотвращающем ее заплесневение и заветривание. И вот о чём ещё, пожалуй, необходимо сказать. Почти на каждом приходе есть люди, лучше всех остальных осведомленные в вопросах утилизации предметов церковного обихода. В ироничном, разумеется, смысле: они не только досконально знают, как с чем нужно поступать, но и с пристрастием расспросят вас, как вы делали это до встречи с ними, и не без удовольствия обличат вас в неосведомлённости и греховных действиях.
Подобных разговоров лучше всего избегать. И самому не увлекаться чрезмерно внешней стороной этих действий: наше благочестие, повторимся, гораздо больше проявляется в сердечной, сосредоточенной молитве у иконы, чем во время её утилизации. И напоследок — о вещах вроде бы и не церковных, продающихся в магазинах, ларьках и в отделениях почты — и, тем не менее, имеющих отношение к вере. Это открытки, конверты и календари — перекидные, отрывные и прочие, которых сегодня предлагается великое множество. Купленные в светском магазине или учреждении, освященными предметами они считаться не могут — ведь едва ли кто-то их освящал. Тем не менее на них изображены евангельские сюжеты, лики Спасителя, Богородицы и святых, нанесены тексты молитв, названия и перечисления церковных праздников. Поэтому такие вещи, когда они отслужили своё, лучше всего сжечь точно также, как предметы, приобретенные в лавке при храме. Некоторые люди, скопив немалое количество такого рода полиграфических изделий, после сдают их в макулатуру. Вроде бы логично: это же не из храма. Если не смущают мысли о том, что в переработанном виде такая полиграфия пойдет на производство чего угодно, вплоть до туалетной бумаги — можно поступить и так. Но лучше все-таки сжечь. И напоследок важное уточнение, которое кому-то, возможно, покажется лишним, а кому-то прояснит пока не до конца понятное. Утилизируемые предметы сжигаются не как топливо — в печке или в мангале для шашлыка — а просто выводятся таким образом из употребления. Если от взаимодействия с ними человек получил хоть какую-то духовную или душевную пользу — значит, их производство, приобретение и пребывание в жилище были делом не напрасным. В. Сергиенко
Источник