- Что значит немонетарный характер инфляции
- Что значит немонетарный характер инфляции
- Что такое инфляция
- Причины
- Составляющие
- Измерение
- Последствия
- Инфляция в России
- Какой уровень инфляции в России
- Какой должна быть инфляция в России
- Чем опасна высокая инфляция
- Можно ли заморозить цены, чтобы они не росли
- Кто и как сдерживает цены
Что значит немонетарный характер инфляции
НЕМОНЕТАРНЫЕ ФАКТОРЫ ИНФЛЯЦИИ В 2021 ГОДУ
В 2021 году существенное влияние на инфляцию в России продолжали оказывать немонетарные факторы, связанные с экономическими последствиями пандемии коронавирусной инфекции, начавшейся в 2020 году. В целом к группе немонетарных факторов относятся несистематические изменения предложения и спроса, которые определяются разовыми событиями и влияние которых на инфляцию исчерпывается на краткосрочном горизонте. Они включают в себя, в частности, колебания мировых цен, неурожай, перебои в поставках товаров, эпизоды ажиотажного спроса, единовременные меры административного регулирования и так далее. Центральный банк, таргетирующий инфляцию, не реагирует на изменения цен, вызванные такими факторами, поскольку они затухают в короткий период и, следовательно, не подпадают под действие инструментов денежно-кредитной политики. Реакция на них мерами монетарной политики могла бы приводить к повышению волатильности разрыва выпуска и цен в среднесрочном периоде. К инструментам, применяемым для нивелирования влияния разовых немонетарных шоков, относятся механизмы таможенно-тарифной политики, иные меры государственного регулирования кратковременного действия, не затрагивающие основы рыночного ценообразования.
В 2021 году дисбалансы на мировых товарных рынках оказывали повышательное давление на инфляцию в России. Кроме того, изменения противоэпидемических режимов в стране и мире поддерживали высокую волатильность цен, в первую очередь в сфере услуг.
Источник
Что значит немонетарный характер инфляции
Влияние немонетарных факторов на инфляцию
В рамках режима таргетирования инфляции главную роль в поддержании среднесрочной ценовой стабильности играет денежно-кредитная политика. Центральный банк устанавливает и изменяет ключевую ставку таким образом, чтобы поддерживать инфляцию вблизи цели. Однако в отдельные периоды на инфляцию воздействуют факторы, влияние которых не может быть ограничено мерами денежно-кредитной политики, — такие факторы называются немонетарными факторами . Как правило, их влияние носит временный характер. Тем не менее они могут отражаться на инфляционных ожиданиях экономических агентов и приводить к более существенным и длительным отклонениям инфляции от цели. В этих условиях нарастание проинфляционных рисков может потребовать реакции со стороны центрального банка. Кроме того, действие немонетарных факторов может снижать эффективность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Для уменьшения влияния немонетарных факторов на волатильность цен и сокращения масштабов отклонения инфляции от целевого уровня требуются скоординированные действия в рамках различных направлений макроэкономической политики.
Вопрос определения немонетарных факторов рассмотрен в докладе «О немонетарных факторах инфляции и мерах по снижению ее волатильности», подготовленном в 2017 г., http://www.cbr.ru/Content/Document/File/25502/nfi.pdf.
При оценке влияния немонетарных факторов (его масштабов, продолжительности) Банк России учитывает, что они зависят также от особенностей ценообразования на рынке отдельных товаров и услуг. Рынки торгуемых товаров и услуг подвержены влиянию внешних шоков, тогда как рынки неторгуемых благ в большей мере зависят от динамики затрат, формируемой внутренними условиями (структурными, институциональными). На конкурентных рынках товаров и услуг динамика цен и их волатильность менее чувствительны к внешним воздействиям, тогда как реакция цен на рынках с высокой концентрацией может оказаться непредвиденной и иметь негативные последствия для инфляционных ожиданий экономических агентов.
В последние два года наиболее заметное влияние на инфляцию оказывали такие немонетарные факторы, как предложение аграрной продукции и продовольствия, внешние шоки, определявшие динамику цен экспорта, а также внутренние институциональные факторы.
Предложение аграрной продукции и продовольствия. Как и в предыдущие годы, в 2018 — 2019 гг. одним из основных факторов формирования потребительских цен на продукты питания являлось предложение продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Так, заметный вклад в ускорение продовольственной инфляции во второй половине 2018 — первые месяцы 2019 г. вносило повышение темпов роста цен на мясо и мясные продукты (рис. 1). Оно было в значительной мере обусловлено подстройкой предложения к спросу, нацеленной на восстановление рентабельности производства. Ее падение в предыдущие годы стало результатом расширения предложения, опережавшего динамику потребительского спроса, в условиях недостатка перерабатывающих мощностей и ограниченных возможностей наращивания экспорта. Влияние на конъюнктуру рынка птицы и свинины оказывал также такой немонетарный фактор, как неблагоприятная эпизоотическая ситуация. С апреля 2019 г. темпы роста цен на мясопродукты снижаются, что, видимо, указывает на завершение подстройки предложения к спросу.
ТЕМПЫ ПРИРОСТА ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ
(в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
Удорожание мясной продукции было достаточно умеренным и плавным, тем не менее оно нашло отражение в восприятии инфляции населением: согласно опросам ООО «инФОМ», проводившимся по заказу Банка России, на протяжении 2018 — 2019 гг. респонденты постоянно называли мясо и птицу в числе быстро дорожающих товаров.
Снижение урожая зерна в 2018 г. в России отразилось на ценах внутреннего рынка и стало одним из факторов роста мировых цен. Другим немонетарным фактором, оказавшим давление на цены зерновых на российском рынке, стало повышение цены экспортной альтернативы (нетбэк), ставшее результатом роста мировых цен и ослабления рубля. В этих условиях отмечалось ускорение роста потребительских цен на продукты переработки зерновых, продолжившееся и в 2019 году.
Остается неустойчивой динамика цен на плодоовощную продукцию, в значительной мере формируемая факторами со стороны предложения. Например, смещение сроков уборки урожая и его недостаточное качество определяли динамику цен на капусту во второй половине 2018 — первой половине 2019 года. Также раннее поступление овощей в июне 2019 г. (из-за теплой весны) привело к большему, чем обычно, снижению цен на них и в целом на плодоовощную продукцию (рис. 2).
ТЕМПЫ ПРИРОСТА ЦЕН НА ПЛОДООВОЩНУЮ ПРОДУКЦИЮ
(в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
Цены на мировых товарных рынках и обменный курс. Повышение экспортного паритета как результат роста мировых цен и ослабления рубля, вызванного нарастанием геополитических рисков, привело в апреле — июне 2018 г. к нарастанию инфляционного давления на рынке нефти и нефтепродуктов. На потребительском рынке моторного топлива произошел ценовой скачок, неожиданный для потребителей. Обычно рост цен на этот товар отличается плавностью и небольшими масштабами: такая схема сложилась в условиях доминирования на рынке вертикально интегрированных нефтяных компаний, имеющих возможность переносить «центр прибыли» на различные звенья производственно-сбытовой цепочки, с одной стороны, и внимания государства к данному социально значимому рынку — с другой. Несмотря на стабилизацию рынка мерами, принятыми Правительством Российской Федерации, население продолжало расценивать уровень цен и проинфляционные риски на рынке нефтепродуктов как повышенные, постоянно отмечая моторное топливо среди быстро дорожающих товаров (рис. 3). Следует отметить, что цены на бензин играют важную роль в формировании восприятия населением текущей инфляции и ожиданий относительно ее будущего уровня (см. информационно-аналитические комментарии «Инфляционные ожидания и потребительские настроения», N 7 (31), июль 2019 г.).
Экспортный паритет — цена экспортируемой продукции на мировом рынке, скорректированная на транспортные издержки и налоги. Отражает сравнительную привлекательность экспорта.
РЕЙТИНГ УПОМИНАНИЙ НАИБОЛЕЕ СИЛЬНО ПОДОРОЖАВШИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Источник: ООО «инФОМ».
Институциональные факторы. В начале 2019 г. ускорение инфляции было связано с действием ряда институциональных немонетарных факторов. Основной вклад внесло повышение ставки НДС. Вместе с тем его влияние было предсказуемым и, кроме того, непродолжительным. Больше неопределенности и рисков несла в себе реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, стартовавшая в большинстве российских регионов. Повышение тарифов на сбор ТКО был существенным (только в январе 2019 г. в Орловской, Свердловской, Вологодской областях тарифы увеличились более чем в 2,5 раза). В целом значительные разовые индексации тарифов на отдельные виды коммунальных услуг эпизодически наблюдаются в различных регионах. Подобные непредвиденные ценовые скачки негативно отражаются на инфляционных ожиданиях населения и замедляют их закрепление на цели денежно-кредитной политики.
Направления мер по ограничению негативного влияния немонетарных факторов. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что необходимо продолжать работу по ограничению действия немонетарных факторов на инфляцию и препятствию их возникновения в будущем. Так, высокую актуальность сохраняют меры по обеспечению устойчивости и эффективности функционирования продовольственного рынка страны, модернизации аграрно-промышленного комплекса (АПК), развитию транспортных, логистических сетей. В частности, важным механизмом развития АПК является строительство и обеспечение работы объектов производства, первичной и последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Для широкого распространения механизма ГЧП принимаются меры по устранению правовых рисков реализации проектов, стимулированию финансирования, в том числе за счет льгот для частных инвесторов, развитию института длинных денег.
Конкуренция выступает системным механизмом, сдерживающим динамику и волатильность цен. На ее развитие нацелено внедрение стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Банк России принимает участие в этом процессе. Так, территориальные учреждения Банка России проводят анализ потребительских цен на товары и услуги, в том числе для выявления негативного влияния несовершенной конкуренции и разработки мер по его сокращению. Осуществляется информационный обмен с заинтересованными региональными органами исполнительной власти.
Кроме того, эффективным инструментом сокращения влияния несовершенной конкуренции, в том числе на рынке моторного топлива, является организованная (биржевая) торговля. Среди задач — создание недискриминационных условий доступа к биржевым товарам всем участникам рынка с одновременным повышением дисциплины исполнения биржевых договоров, развитие института товарных брокеров в части обеспечения прозрачности совершаемых ими операций в интересах клиентов, снижение уровня спекулятивного воздействия на ценообразование, обеспечение проведения товарных поставок, развитие торгов поставочными и расчетными производными финансовыми инструментами.
В части регулирования тарифов на услуги коммунального хозяйства необходимо стимулировать снижение системных затрат при сохранении надежности и качества предоставляемых услуг. В число мер входят, например, формирование тарифных формул, позволяющих потребителю или муниципалитету выбирать тарифное меню и гарантирующих соответствие тарифов уровню качества и надежности, стимулирование инфраструктурных инвестиций, в том числе в рамках ГЧП.
При принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России оценивает и учитывает влияние немонетарных факторов на динамику инфляции. Кроме того, анализ эффектов немонетарных факторов важен для разработки мер государственной политики, способствующих снижению их воздействия, которые реализуются Правительством Российской Федерации и региональными органами власти.
Источник
Что такое инфляция
Это общий прирост цен в стране в течение длительного периода. Когда говорят об инфляции, часто подразумевают обесценивание денег: за одну и ту же сумму спустя какое-то время можно купить меньше товаров. При инфляции не обязательно повышается стоимость всех товаров, некоторые могут даже подешеветь, но в целом уровень цен в стране растет.
В зависимости от роли, которую играет государство в экономике, выделяют два вида инфляции.
Открытая инфляция бывает в странах с рыночной экономикой. Деньги обесцениваются, цены растут, а уровень жизни падает. Государство регулирует инфляцию и снижает доступность денег для экономики — повышает налоги, ключевую ставку и т. д.
Скрытая инфляция возникает, когда государство жестко регулирует цены. Такие запреты приводят к дефициту товаров, так как издержки производителей растут и они вынуждены снижать объемы производства. Из-за увеличения себестоимости и невозможности компенсировать растущие затраты страдает качество товаров.
Существует классификация, которая привязана к темпу прироста стоимости.
Умеренная инфляция — до 10% в год. Низкие темпы прироста благотворно сказываются на экономике: растет оборот денежной массы, дешевеют кредиты, инвесторы вкладывают в новые производства. Деньги быстро обесцениваются, их выгоднее тратить, а не копить.
Например, в 2020 году инфляция в США составила 1,36%. Американская экономика считается в этом плане одной из самых стабильных в мире: правительство жестко контролирует бюджетные расходы, цены практически не растут, а производство ориентировано не только на покупателей внутри страны, но и на экспорт.
Галопирующая инфляция — до 50% в год. Кризисная ситуация для экономики: деньги обесцениваются быстро, банкам становится невыгодно выдавать кредиты. Хранить деньги на депозитах и вовсе нет смысла, поэтому население предпочитает тратить накопления. Спрос растет, а это снова приводит к повышению цен.
С инфляцией в десятки процентов столкнулись россияне после кризиса 1998 года. В 1999 цены выросли на 36,5%, в 2000 — на 20,2%, в 2001 — на 18,5%. В то время производство практически не развивалось: сырье и оборудование резко подорожали, а банки давали кредиты бизнесу в лучшем случае под 40—50% годовых.
Гиперинфляция — до десятков тысяч процентов в год. Такое происходит, когда объем импорта превышает объем экспорта и государство печатает все новые деньги, пытаясь остановить отток капитала. Население и предприятия переходят к натуральному обмену, так как цены даже за один день могут вырасти в разы.
Самый известный пример — кризис в Германии в 1921—1923 годах . В среднем цены росли на 25% в день. Деньги обесценивались очень быстро, поэтому люди старались тратить всю зарплату сразу. В стране процветал бартер, появились суррогатные деньги — нотгельды. Их выпускали в виде жетонов, которые приравнивались к конкретному продукту: килограмму сахара, киловатт-часу электричества или даже грамму золота.
Причины
Большинство причин так или иначе связано с количеством и доступностью денег для экономики. Такие факторы называют монетарными. Инфляция ускоряется, когда свободных денег в экономике становится больше.
Вот почему это может происходить:
- снижаются проценты по кредитам;
- снижаются налоги;
- падают объемы производства;
- растут бюджетные расходы;
- растет зарплата.
На обесценивание денег влияют и немонетарные факторы — не связанные с их количеством в обороте:
- погода, от которой зависит урожай, а значит, и цены на продукты;
- конкуренция — если она усиливается, предприниматели начинают снижать цены в борьбе за клиентов;
- тарифы монополий на перевозки и энергоносители, заложенные в стоимость любого товара;
- курсы валют, если конечная цена продукта зависит от зарубежных поставок оборудования или программного обеспечения.
Таких немонетарных факторов тоже много.
Цены зависят даже от того, как сами граждане оценивают инфляцию. Экономисты используют термин инфляционные ожидания — когда покупатели постоянно ждут роста цен, закупаются впрок и создают ажиотажный спрос, из-за которого действительно увеличивается стоимость товаров. Тогда производители прогнозируют высокую инфляцию, начинают заранее поднимать цены, чтобы компенсировать будущие издержки.
Составляющие
Обесценивание денег происходит по двум причинам: из-за инфляции спроса и издержек.
Инфляция спроса появляется, когда объем зарабатываемых населением денег выше стоимости произведенных всеми этими людьми товаров и услуг. Доходы растут, но тратить заработанное не на что, так как товаров попросту не хватает. В результате цены начинают расти, чтобы сбалансировать спрос и предложение.
Инфляция предложения начинается, когда увеличивается себестоимость товаров и услуг — например, из-за роста тарифов. Чтобы сохранить рентабельность, производители повышают цены.
Измерение
В России инфляцию считает Росстат. Для этого каждый месяц статистики смотрят, как меняются цены на товары и услуги, которые входят в потребительскую корзину. Потребительская корзина — это набор из примерно 700 товаров и услуг, начиная от продуктов питания и заканчивая смартфонами и автомобилями.
Методология расчета инфляции РосстатаDOCX, 307 КБ
Структура потребительской корзины россиян, РосстатPDF, 6,54 МБ
Изменение цен наблюдают во всех регионах, а потом высчитывают средний показатель инфляции по стране. Похожую методику расчета используют и статистики в других странах.
Последствия
Умеренная инфляция нужна для развития экономики: если цены не растут или даже падают, производить новые товары становится невыгодно.
Экономисты называют приемлемым ежегодный прирост цен на 1—2% . Когда этот показатель превышает 10% в год, а инфляция из умеренной превращается в галопирующую, это негативно влияет на экономику.
Инфляция в России
СССР был государством с административной экономикой, инфляция в стране проявлялась в дефиците товаров, в том числе и первой необходимости. Официально данные об инфляции власти не публиковали, а независимых оценок не было. Например, величину прироста цен в конце восьмидесятых в СССР разные исследователи оценивают от 0,9 до 13%. Официальную информацию о динамике цен в России начали публиковать с 1991 года.
Какой уровень инфляции в России
Сильнее всего цены росли в начале девяностых. Пикового значения инфляция достигла в 1992 году — 2600%. В 2009 году, впервые в истории современной России статистики зафиксировали инфляцию в стране ниже 10% — она составила 8,8%. Самый низкий показатель за последние 30 лет наблюдался в 2017 году — 2,5%. В 2020 году, по данным Росстата, цены выросли на 4,9%.
Динамика цен в России в 1991—2021 годах , РосстатXLSX, 16,4 КБ
Какой должна быть инфляция в России
В Центробанке ставят цель достигнуть уровня инфляции 4% в год. Экономисты считают, что это позволит промышленности развиваться, не будет мешать банкам выдавать дешевые кредиты, а людям и предприятиям — брать их.
Чем опасна высокая инфляция
Высокая инфляция мешает планировать расходы: проще сразу все тратить, чем копить. Государство не может обеспечивать малоимущих и пенсионеров достойными социальными выплатами, потому что индексация пособий не успевает за ростом цен. Усиливается социальное расслоение общества.
Владельцы предприятий не могут прогнозировать продажи, поэтому объемы производства падают. Растут процентные ставки по кредитам. Торговать становится выгоднее, чем производить: оборот капитала в посредничестве выше, а значит, и прибыль тоже. Экономика не развивается.
Можно ли заморозить цены, чтобы они не росли
Если заставить предприятия и магазины не повышать цены, но разрешить расти массе денег в стране, возникнет скрытая инфляция. Население начнет активно тратить, а это приведет к дефициту. Снизится качество товаров: чтобы удерживать невыгодные для себя цены, производители будут жертвовать качеством.
Кто и как сдерживает цены
Государство пытается регулировать инфляцию. Если нужно ее ускорить, Гознак печатает больше денег. Одновременно с этим Центробанк снижает ключевую ставку — процент, под который государство дает займы коммерческим банкам. Они, в свою очередь, могут кредитовать по низкой ставке население и предпринимателей.
Доклад о денежно-кредитной политике в России, ЦентробанкPDF, 3,7 МБ
В это же время снижаются и ставки по вкладам: банкам выгоднее занимать у государства, чем привлекать вклады у населения. Люди перестают копить и начинают тратить. Оборот денег растет, а вместе с ним — спрос и цены на товары.
Если нужно замедлить инфляцию, Гознак печатает меньше денег, а ЦБ повышает ключевую ставку. Банки занимают не у государства, а привлекают граждан открывать вклады. Люди перестают тратить и несут деньги на депозиты. Ставки по кредитам растут. Оборот денег снижается, падают цены и спрос на товары.
Источник