нечистый
Смысл письма должен был подсказать ей, что здесь дело нечисто.
Он густо покраснела, и мы поняли, что совесть у него нечиста.
Мусульмане считают свинью нечистым животным.
Изгонять нечистую силу. | Нечистая сила крадется за грешниками.
Из фирмы исчезла значительная сумма денег, и подозрение пало на одного сотрудника, который, по слухам, был нечист на руку.
Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .
Полезное
Смотреть что такое «нечистый» в других словарях:
нечистый — замусленный, заляпанный, порочный, запачканный, испачканный, замызганный, замазанный, занюханный, чумазый, черномазый, несвежий, неочищенный, мутный, замусоренный, чертяка, перепачканный, загвазданный, изгвазданный, замасленный, грязный, черный,… … Словарь синонимов
НЕЧИСТЫЙ — НЕЧИСТЫЙ, неопрятный, грязный, сорный, сальный, замаранный, замазанный, запачканный, загрязненный. Нечистая ветошка. Они нечисто живут. | Смешанный с чем либо, подмешанный, с примесью чего худшего. Хлеб нечистый, много торицы. Нечистые конские… … Толковый словарь Даля
НЕЧИСТЫЙ — НЕЧИСТЫЙ, нечистая, нечистое; нечист, нечиста, нечисто. 1. Загрязненный, запачканный. Нечистое белье. Нечистая посуда. 2. С примесью чего нибудь, неоднородный. Нечистый цвет. Нечистая краска. Нечистая порода. 3. Неаккуратный, недостаточно… … Толковый словарь Ушакова
НЕЧИСТЫЙ — бы тебя (его, вас и пр.) побрал! Прост. 1. Бран. Выражение возмущения, негодования, досады. Ф 1, 328. 2. Одобр. Выражение удивления, восхищения кем л., чем л. Мокиенко, Никитина 2003, 224. Нечистый дёрнул (попутал). Прост. О невероятном,… … Большой словарь русских поговорок
Нечистый — см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение … Библейская энциклопедия Брокгауза
НЕЧИСТЫЙ — НЕЧИСТЫЙ, ая, ое; ист, иста, исто, исты и исты. 1. Лишённый чистоты, загрязнённый. Н. воротничок. Н. цвет (с примесью другого тона). Нечистые мысли (перен.: порочные). 2. полн. Неаккуратный или неправильный. Нечистая работа. Нечистое произношение … Толковый словарь Ожегова
нечистый — (но только слитно в знач. честный: нечистый, нечист на руку) … Орфографический словарь-справочник
НЕЧИСТЫЙ ЯР — (речи.) крутой берег, вблизи которого находятся в воде те или иные опасности для судоходства. См. Обрезной яр. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
нечистый — I см. нечистый; ого; м. = нечистый дух. II ая, ое; чи/ст, а/, о. см. тж. нечистый, нечисто 1) а) Запачканный, грязный. Нечи/стый платок. Н ая посуда. Н ые руки … Словарь многих выражений
Нечистый — м. Злое начало, нечистый дух; Чёрт, Сатана, Дьявол. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Нечистый — м. Злое начало, нечистый дух; Чёрт, Сатана, Дьявол. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Источник
Одержимость нечистыми духами, бесами, демонами: психическая болезнь?
Что говорит Библия про одержимость нечистыми духами и бесами — это психическое заболевание? Может ли христианин быть одержимым демонами? Как нам реагировать, если христиане говорят, что они одержимы?
Какие психические заболевания очень похожи на одержимость духами, или демонами? Например: Матфея 4:24, Луки 8:27, Луки 8:26-39. И что значило быть одержимым демоном во времена Христа?
И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. (От Матфея 4:24)
Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. (От Луки 8:27)
Одержимость нечистыми духами, бесами и демонами
Библия несколько раз говорит об одержимости демонами, духами, или бесами. Это полностью библейская вещь. Иисус точно верил в это. Он изгнал бесов из человека по имени Легион (Евангелие от Марка 5:1-20). Он изгнал демона из мальчика, когда это не смогли сделать Его ученики (Евангелие от Луки 9:37-45).
В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. (От Луки 9:37-45)
Есть много других примеров, где Библия говорит об одержимости. Некоторые говорят, что все это не реальные случаи одержимости демонами, но всего лишь символические рассказы. Другие говорят, что Иисус что-то другое имел в виду, говоря о демонах. Но это не работает. В Евангелиях Иисус говорит с демонами, и они отвечают Ему. Нет, эти демоны и бесы реальны и они реальное зло! Павел говорит о демонах, как о «делах тьмы» (Послание Ефесянам 5:11). Даниил описывает злых ангелов. Это не символические рассказы, это все реально. Они реальны.
Стал бы любящий Бог позволять демонам существовать и оказывать негативное влияние на людей, которых Он любит? Ответ точно – ДА. Я верю, что демоны, сатана, ангелы или другие существа решили восстать против Бога. Бог, по Своей любви, дает нам свободу выбора. И снова, применительно к Библии, ангелы тоже имеют своего рода свободу выбора. Сатана и демоны пытаются влиять на нас. Это библейская картина. И снова, применительно к Библии, один из путей, как они действуют – «одержимость», они «овладевают» людьми. Нам сложно понять, что же в точности это означает, но это точно плохая вещь для нас. Это не отрицает Божьей любви к нам, напротив — доказывает Его любовь к нам и показывает Его силу.
Существует ли сегодня одержимость демонами?
Так что же насчет одержимости демонами сегодня? Это сложный вопрос. На этот вопрос нет прямого ответа в Библии. Почему мы почти не видим случаев одержимости в Западном мире? Почему почти все случаи одержимости скорее в таких странах, как Африка и Индонезия? Это из-за того, что люди в этих странах более суеверные или из-за того, что демоны в этих странах действительно имеют большую свободу действий? Это сложный вопрос, на который я не готов отвечать.
Я, как и вы, скептически настроен к одержимости в наши дни. Тем не менее я верю, что это не очень мудро быть гипер-скептическим. Если мы полностью отвергнем возможность одержимости в наши дни, то как тогда мы сможем её объяснить во времена Иисуса Христа? Мы можем использовать такие отрывки, как Откровения 20:2, которые говорят о том, что сатана был схвачен. Возможно, что это ответ, почему мы так мало сталкиваемся с демонами сегодня. Но для того, чтобы назвать это доктриной, надо больше отрывков в доказательство этой идеи.
Как нам отвечать тем людям, которые заявляют, что они одержимы демонами, или бесами? Если быть честным, я не знаю. Я верю, что мы должны быть скептически настроенными. Это очень маловероятно, чтобы кто-то действительно был одержим бесом или демоном. Вероятнее, что человек действительно имеет какое-то психическое заболевание. Тем не менее вы должны быть осторожны, делая категорические выводы, поступая с заботой и терпением. Эту ситуацию надо хорошо исследовать. Если возможно, вдохновите этого человека пройти обследование, где он может получить профессиональную психологическую помощь. Не заявляйте, что они сумасшедшие или точно одержимы демоном.
Если вообще ничего не поможет, после длительного времени, возможно, что вам надо найти человека, который хорошо разбирается в одержимости, но я почти на 100% уверен, что вам не придется этого делать. Покажите вашему другу любовь, терпение, сильные духовные убеждения. Помогите ему быть учеником Христа. Призывайте его к покаянию в грехах (но не призывайте к покаянию в психологических симптомах, в которых они могут себя вообще не контролировать). Если это не поможет, ищите помощи у зрелого, духовного человека, которому вы и ваш друг доверяете, вместе думайте, как помочь в этой ситуации.
Одержимость нечистыми духами и бесами и психические болезни
Похожи ли симптомы одержимости демонами из Библии на симптомы психических заболеваний? Ответ – ДА. Шизофрения и другие заболевания, которые были внимательно изучены, действительно имеют симптомы, схожие с описанными в Библии случаями одержимости бесами или духами. Некоторые видят сходство в поведении мальчика в Евангелии от Луки 9:37-45 с симптомами эпилепсии. Возможно, что у мальчика была эпилепсия. Тем не менее Иисус Христос сказал, что у него демон. Иисус исцелил его. Я принимаю библейские доказательства, что у мальчика было не просто какое-то заболевание или расстройство. Мы должны быть осторожны в том, как мы сравниваем эти симптомы. Я бы очень скептически отнесся к тому, кто сделает выводы, что человек по имени Легион был всего лишь психически нездоров, чьи симптомы хорошо подходят к хорошо изученному заболеванию.
Одни комментаторы обратили внимание, что одержимость нечистыми духами, бесами, или демонами в Новом Завете имеют схожие симптомы с психическими заболеваниями. Некоторые даже говорили, что не существует никакой одержимости демонами, просто древние люди не разбирались во всех болезнях. Если это правда, тогда Иисус ошибался, когда общался с бесами и изгонял их.
Есть пара проблем с подобной критикой. Прежде всего, когда я смотрю на поступки Иисуса, я вынужден верить тому, что демоны существуют. Когда Иисус Христос воскрес из мертвых, когда Он воскресил Лазаря, дал зрение слепому, ходил по воде, накормил 5000 мужчин, вместе с их семьями и т.д. – Он несомненно доказал, кто Он такой. Если Иисус говорит, что человек в Гадаринской области одержим бесом, я верю Ему. Некоторые верят, что духовного и невидимого мира вообще не существует, следовательно, нет ни демонов, ни ангелов. Основываясь на авторитете Иисуса, я верю, что эти люди ошибаются. Просто заявлять, что демонов нет и нельзя быть ими одержимыми – не доказать ничего. Иисус, Сын Бога, Кто воскрес из мертвых – Он знает о демонах!
Другая причина, по которой я не согласен с теми, кто заявляет, что во времена Нового Завета не было одержимости демонами, заключается в том, что состояние одержимых людей просто не подходит под состояние психических больных. Демоны, оставившие человека в Гадаринской местности, вселились в стадо свиней, которое бросилось со скалы в Галилейское озеро. Не существует болезней с такими симптомами. Стоит признать, что есть один случай, описанный в Библии, который выглядит, как психическое заболевание. Это Матфея 17:14-18. В этой истории мальчик имел симптомы, которые ясно указывали на эпилепсию. Возможно, что у него была эпилепсия. Тем не менее Иисус Христос сказал, что это одержимость демонами. Когда Он изгнал демона, болезнь мальчика прошла. Я могу понять, почему многие говорят, что это эпилепсия, но не одержимость демоном. Я не могу доказать, что они ошибаются, но я предпочитаю верить Иисусу. Мальчик был одержим демоном.
Что значит быть одержимым нечистыми духами и бесами? Каково теологическое значение того факта, что Бог позволяет злым духовным существам владеть людьми? Библия не дает нам ответов на эти вопросы. Мы знаем, что «… мы боремся не против плоти и крови человеческой, а против правителей, против властей, против вселенских сил этого тёмного века и духовных сил зла в небесах». Плюс ко всему, от Иисуса мы знаем, что эти злые силы, духовные существа, которых мы называем демонами, могут иметь какую-то власть и контроль над людьми. Мальчик имел признаки психического заболевания. Человек в Гадаринской местности совершенно вышел из-под контроля. Возможно, все это происходит из-за того, что по какой-то причине эти люди позволили сатане участвовать в их жизни? Может, поэтому они стали одержимыми демонами? Иисус рассказал притчу о человеке, из которого вышел демон, но, найдя дом прибранным, пошел и позвал других поселиться в этом человеке.
«Нечистый дух, выйдя из человека, скитается в пустыне, ища покоя и не находя его. И тогда он говорит: «Вернусь в свой прежний дом, который покинул». И когда он возвращается к тому человеку, то находит дом пустым, выметенным и убранным. Тогда он идёт и приводит с собой семь других духов, ещё злее его самого. И они входят в того человека и живут там все вместе, и тому человеку становится ещё хуже, чем было прежде». (Евангелие от Луки 11:24-26)
Существует ли сегодня одержимость демонами? Люди в некоторых странах скажут вам четкое «ДА». Я слышал свидетельства от людей из разных стран об одержимости бесами. Я не могу это прокомментировать. Я просто не знаю, было ли это на самом деле. Но что я могу сказать, так это то, что подобная одержимость точно была во времена жизни Иисуса Христа – во времена, описанные в Новом Завете.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Источник
Словари
Злое начало, нечистый дух; Чёрт, Сатана, Дьявол.
НЕЧИ́СТЫЙ — прил., употр. сравн. часто
Морфология: нечи́ст, нечиста́, нечи́сто, нечи́сты; нечи́ще
1. Дело, игру и т. д. называют нечистыми, если они нечестные.
Смысл письма должен был подсказать ей, что здесь дело нечисто.
2. Если у кого-либо совесть нечиста, значит, этот человек виновен в совершении какого-либо нехорошего поступка.
Он густо покраснела, и мы поняли, что совесть у него нечиста.
3. Продукты, животное называют нечистыми, если согласно религиозным представлениям их запрещено есть.
Мусульмане считают свинью нечистым животным.
4. Нечистой силой, нечистым духом или просто нечистым называют беса, дьявола.
Изгонять нечистую силу. | Нечистая сила крадется за грешниками.
5. Если вы говорите, что кто-либо нечист на руку, значит, вы имеете в виду, что этот человек любит брать чужое, воровать.
Из фирмы исчезла значительная сумма денег, и подозрение пало на одного сотрудника, который, по слухам, был нечист на руку.
НЕЧИ́СТЫЙ, нечистая, нечистое; нечист, нечиста, нечисто.
1. Загрязненный, запачканный. Нечистое белье. Нечистая посуда.
2. С примесью чего-нибудь, неоднородный. Нечистый цвет. Нечистая краска. Нечистая порода.
3. Неаккуратный, недостаточно правильный, неточный. Нечистая работа. «Сама себя раба бьет, коли нечисто (нареч.) жнет.» (посл.) Нечистое пение. Нечистое произношение.
4. Нецеломудренный, лишенный нравственной чистоты. «Нечисто в них воображенье.» Пушкин. «Праздная страстность и болезненный эгоизм сосредоточиваются на нечистых помыслах и троят пороки.» Герцен.
5. Греховный (в силу религиозных обычаев; рел.). Нечистая пища (у магометан, у раскольников).
6. Нечестный, мошеннический, основанный на обмане или плутовстве. Нечистый делец. Нечистая игра в карты. «Ночной разбойник, дуэлист… и крепко на руку нечист.» Грибоедов.
7. в знач. сущ., нечистый, нечистого, муж. злой дух, чорт (прост.). «В когти он нечистого попался.» Пушкин. «Правда ли, что панночка, не тем будь помянута, зналась с нечистым?» Гоголь.
• Нечистая сила (обл.) — в религиозных поверьях: чорт, злой дух.
НЕЧИ́СТЫЙ, -ая, -ое; -ист, -иста, -исто, -исты и -исты.
1. Лишённый чистоты, загрязнённый. Н. воротничок. Н. цвет (с примесью другого тона). Нечистые мысли (перен.: порочные).
2. полн. Неаккуратный или неправильный. Нечистая работа. Нечистое произношение.
3. Нечестный, основанный на обмане. Нечистая игра.
4. нечистый, -ого, муж. В народных поверьях: злой дух, чёрт (устар. и прост.). Н. попутал.
Нечистая совесть у кого о том, кто виноват и знает о своей вине, проступке. Жалок тот, в ком совесть нечиста (афоризм).
Нечист на руку кто (разг.) недостаточно честен, вороват.
Нечистая сила в старых народных представлениях, поверьях: злые духи, черти.
| сущ. нечистота, -ы, жен. (к 1, 2 и 3 знач.).
НЕЧИСТЫЙ, неопрятный, грязный, сорный, сальный, замаранный, замазанный, запачканный, загрязненный. Нечистая ветошка. Они нечисто живут.
| Смешанный с чем-либо, подмешанный, с примесью чего худшего. Хлеб нечистый, много торицы. Нечистые конские масти, где примесь иной шерсти; и пр.: пегая, чубарая, чалая.
| Запрещенный церковным законом, или поверьем, обычаем; поганый, скверный. Собака и мышь нечистые животные; лошадь чистое, кошка ни то, ни другое. Он лицом чист, бел, без сыпи или веснушек. Нечистый выговор, неправильное произношенье некоторых букв. Дело это нечисто, плутовато, нечестно. Нечисто ходить, неопрятно. Чисто около стекла ходить, пьяница. Он нечист на руку, вор. Он в этом деле чист, прав. У кого совесть нечиста, у тою подушка в головах вертится. Нечистая сила, нечистый, враг, дьявол, сатана. У нас в доме нечисто, ходить нежить, привидения, домовой, кикимора и пр. На межах и на распутьях нечистая сила. Нечистик муж., твер., ниж. нечистая сила, дьявол. Нечисткая ткань, платье, которое дурно чистится. Нечистота жен. всякого рода сор либо дрянь, грязь, пыль, все, что марает, грязнит, гадит, пачкает, сорит.
| Свойство или состоянье нечистого, в прямом и переносном, ·знач. Нечистота душевная паче нечистоты телесной. Нечистота в пище, поганое, по вере или обычаю. Нечисть жен. нечистота, более в первом значении;
| всякая накожная болезнь: чесотка, сыпи, болячки, лишаи и пр.
| Погань, скверна; плотоядные насекомые; поганая пища, напр.: конина, заяц; народ или люди, признаваемые почему либо погаными, нечистыми, с которыми не должно сообщаться, хлебать из одной чашки и пр.
НЕЧИ́СТЫЙ -ая, -ое; -чи́ст, -а́, -о.
1. Запачканный, грязный. Н. платок. Н-ая посуда. Н-ые руки. // Содержащийся неопрятно, не в чистоте. Н. двор. Н-ая комната. Гостиница старая и н-ая. // Затхлый, загрязнённый чем-л.; несвежий (о воде, воздухе). // С прыщами, угрями, веснушками и т.п. (о коже). Н-ое лицо.
2. С примесью чего-л. Н-ая глина. Н-ая рожь. Н-ая шерсть. Н. спирт. Н-ое серебро. Н. цвет (неопределённый или сложный, но неживописный). // Нечистокровный. Собака нечистой породы.
3. Не совсем правильный, неточный или неясный, неотчётливый (о звуках речи, произношении и т.п.). Н. выговор. Звук «ч» у неё был нечистым. Звучала н-ая русская речь. Извините за мой н. английский.
4. Разг. Сделанный, выполненный недостаточно тщательно, недостаточно точно. Н-ая отделка. Н-ая работа. Эксперимент получился нечистым.
5. Лишённый нравственной чистоты; порочный. Н-ые нравы. Н-ое чувство. Н-ые намерения. Н. взгляд. Н-ая мысль.
6. Основанный на обмане, плутовстве; нечестный. Н-ое дело. Н-ая игра. Н-ое предложение. Н-ая карьера. Н-ая совесть в ком-л., у кого-л. (отягощенная неблаговидным поступком, подлостью, ложью и т.п.).
7. Запрещаемый религией, религиозными предписаниями; греховный. Н-ая пища.
8. По народным поверьям: связанный со злым духом, колдовством, бесами, ведьмами и т.п. Н-ое место. Н-ые дела.
◊ Нечи́стая сила. 1. = Не́чисть (1 зн.). -2. Бес, чёрт, дьявол. Нечи́стый дух. Бес, чёрт, дьявол; леший. На руку нечи́ст (нечи́стый) кто. О том, кто склонен к воровству, мошенничеству, плутовству.
◁ Нечи́стый, -ого; м. = Нечистый дух. Нечи́сто (см.).
-ая, -ое; -чи́ст, -а́, -о.
1. Запачканный, грязный.
Нечистый платок. Нечистая посуда.
[Солдат] большим нечистым пальцем щекотал мальчику шею. Катаев, Отче наш.
Содержащийся неопрятно, не в чистоте.
Нечистый двор. Нечистая комната.
[Катя] в крохотном номерке нечистой гостиницы спала крепким, тяжелым сном. Серафимович, Сопка с крестами.
2. С примесью чего-л.
Нечистая глина. Нечистая рожь. Нечистая шерсть.
[Раненые] пили нечистую, с затхлым запахом воду. Овечкин, С фронтовым приветом.
Душный, затхлый, загрязненный чем-л. (о воздухе).
Мутный, неровный, неясный (о цвете).
Нечистый, мутный цвет вообще неприятен. Чернышевский, Возвышенное и комическое.
С прыщами, угрями, веснушками и т. п. (о коже).
Как дурно, если у женщины лицо нечисто, если на нем угри, веснушки и т. п.! Чернышевский, Критический взгляд на современные эстетические понятия.
Собака нечистой породы.
3. Не совсем правильный, неточный (о звуках речи, произношении и т. п.).
Большинству публики нравились и нечистый выговор и фарс [Рыкалова]. С. Аксаков, Я. Е. Шушерин.
Алпатов тоже встает, извиняется за свой нечистый язык: он иностранец. М. Пришвин, Кащеева цепь.
Сделанный, выполненный недостаточно тщательно, недостаточно точно, аккуратно.
А по-моему, этот опыт будет нечист, — возразил я. — Накрыв растения фильтром, — вы сразу же измените температурный режим,
что сильно все запутает. Ю. Соколов, Солнечный свет.
5. Лишенный нравственной чистоты; порочный.
[Надежда Федоровна] стыдилась себя и боялась, что даже тоска и печаль не помешают ей уступить нечистой страсти. Чехов, Дуэль.
Каждый мужской взгляд, брошенный на его молоденькую жену, казался ему нечистым. Короленко, История моего современника.
Основанный на обмане, плутовстве; нечестный.
В первый еще раз Галактиону пришлось столкнуться с нечистым делом, и он колебался, продолжать его или бросить в самом начале. Мамин-Сибиряк, Хлеб.
[Киселев], бывший забулдыга гусар, переведенный в пехоту за дуэли и нечистую карточную игру, приказал выставить по островам караулы. Паустовский, Северная повесть.
Запятнанный каким-л. нечестным, неблаговидным поступком (поступками).
[Царь:] Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. Пушкин, Борис Годунов.
7. Неугодный богу, божеству, согласно некоторым религиозным учениям.
[Бетси:] Ай, таинственный голос. — [Голос:] От посвященного прочь нечистые руки. А. Н. Толстой, Махатма.
Связанный (по суеверным представлениям) со злым духом, колдовством и т. п.
— Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги. Тургенев, Бежин луг.
Евсевий не отвергает чудес Аполлония Тианского и только выводит их из нечистого источника и полагает, что он действовал — при помощи дьявола. Писарев, Аполлоний Тианский.
9. в знач. сущ. нечи́стый, -ого,
То же, что нечистый дух, нечистая сила.
[Светловидов:] Егорка! Петрушка! Где вы, черти? Господи, что ж это я нечистого поминаю? Чехов, Лебединая песня.
нечистый дух < или>нечистая сила
бес, дьявол, черт.
на́ руку нечист (нечистый)
о том, кто склонен к воровству, мошенничеству.
Нечистый бы тебя (его, вас и пр.) побрал! Прост. 1. Бран. Выражение возмущения, негодования, досады. Ф 1, 328. 2. Одобр. Выражение удивления, восхищения кем-л., чем-л. Мокиенко, Никитина 2003, 224.
Нечистый дёрнул (попутал). Прост. О невероятном, необъяснимом поступке. ЗС 1996, 210; Глухов 1988, 107.
Нечистый несёт кого, куда. Прост. Неодобр. Кто-л. отправляется куда-л. неизвестно зачем, с какой целью. Ф 1, 329.
Нечистый ткнул под бок кого. 1. Прикам. Неодобр. О человеке, поддавшемся соблазну. МФС, 66. 2. Волг. О человеке, совершившем невероятный, необъяснимый поступок. Глухов 1988, 107.
Знаться с нечистым. Прост. Заниматься колдовством, знахарством. Ф 1, 214.
Заключенный, выполняющий грязную работу.
*нечи/стый, но только слитно в знач. нечестный.
нечи́стый (запачканный, грязный, сомнительный, порочный; нечи́ст на́ руку) и нечи́стый (связанный со злым духом, колдовством; нечи́стая си́ла); кратк. форма -и́ст, -иста́, -и́сто, -и́сты́
нечи́стый, -чи́ст, -чиста́, -чи́сто, -чисты́
нечи́сты и́ нечисты́
1. нечи́стый, нечи́стая, нечи́стое, нечи́стые, нечи́стого, нечи́стой, нечи́стого, нечи́стых, нечи́стому, нечи́стой, нечи́стому, нечи́стым, нечи́стый, нечи́стую, нечи́стое, нечи́стые, нечи́стого, нечи́стую, нечи́стое, нечи́стых, нечи́стым, нечи́стой, нечи́стою, нечи́стым, нечи́стыми, нечи́стом, нечи́стой, нечи́стом, нечи́стых, нечи́ст, нечиста́, нечи́сто, нечи́сты, нечисты́
2. нечи́стый, нечи́стые, нечи́стого, нечи́стых, нечи́стому, нечи́стым, нечи́стого, нечи́стых, нечи́стым, нечи́стыми, нечи́стом, нечи́стых
прил., кол-во синонимов: 74
замусленный, заляпанный, порочный, запачканный, испачканный, замызганный, замазанный, занюханный, чумазый, черномазый, несвежий, неочищенный, мутный, замусоренный, чертяка, перепачканный, загвазданный, изгвазданный, замасленный, грязный, черный, загрязненный, поганый, перемазанный, засаленный, измазанный, сомнительной чистоты, не первой свежести, неправильный, загаженный, сомнительный, замусоленный, черт, бес, запакощенный, замаранный, выпачканный, нечистая сила, нечистый дух, окаянный, нечестный, неаккуратный, нечищеный, сатана, измызганный, вымазанный, дьявол, демон, немытый
запачканный (о предметах, обстановке))
перепачканный грязью (о человеке, лице))
запачканный (о предметах, обстановке))
перепачканный грязью (о человеке, лице))
кого. Грубо-прост. Выражение возмущения, негодования, досады или удивления и т. п. кем-либо или чем-либо.
Отцы их и деды век в своём родном селе проживали… А эти бездомники — как вылупились, только их и видали — не затоскуют ведь по дому-то… нечистый бы их побрал! (М. Алексеев. Наследники).
1. Дьявол, сатана.
[Сын:] Он, сказывают, до женитьбы не верил, что и чёрт есть; однако же, женяся на моей матушке, скоро поверил, что нечистый дух экзистирует (Фонвизин. Бригадир). ◊ В сравнении.
— Форменный нечистый дух! Свалится — не поймёшь откудова, и сгинет невесть куда, — развела руками Клавдия. — Зря ты его поносишь, — ухмыльнулся Амос. — Ангел он непорочный (В. Астафьев. Стародуб).
2. Бран. Чёрт, дьявол.
Назавтрее опять, лишь прокричит петух, У девушек с хозяйкой сказка та же: Их будят и морят на пряже. «Добро же ты, нечистый дух! — Сквозь зубы пряхи те на петуха ворчали… Уж над тобою быть греху!» (Крылов. Госпожа и две Служанки).
— Тьфу! — плюётся бабушка и отбрасывает хворостину. — Лучше домой не появляйся, нечистый дух! — грозит она пальцем в пространство. Шарик является к той поре, когда бабушка уж вовсе остынет и гнев её пойдёт на окончательнейшую убыль (В. Астафьев. Последний поклон).
нечистый дух (иноск.) — сатана
Ср. Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.
Ср. Он дал им (двенадцати Апостолам) власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их.
Матф. 10, 1. Ср. Марк. 1, 28-27; 5, 2-9. Лук. 3, 33-36; 8, 29.
сущ., кол-во синонимов: 13
кого. Прост. Кто-либо поддался соблазну (сделать что-либо предосудительное).
— Грешен! Это моё дитя… Ты Агнюшку помнишь, так вот… нечистый попутал (Чехов. Беззаконие).
кто. Разг. Предосуд. То же, что Нечист на руку кто. Так можно ли относиться к нему (общественному богатству) как к чему-то чужому, не нам принадлежащему, можно ли позволять нечистым на руку людям безнаказанно обращаться с ним? (Л. Южаков. Ковры под псевдонимом).
Лентяй и лодырь, отлынивавший от работы, и ко всему этому нечистый на руку, Прошка с самого начала плавания стал в положение какого-то отверженного парии. К. Станюкович, Человек за бортом.
Салтыков был мелким интриганом, к тому же нечистым на руку. М. Ильин, Василий Иванович Баженов.
Господи Иисусе, она мечтает провести остаток ночи, вернее, утро, в кухне Егора Шубина?! Нечистого на руку адвоката, которого она с таким блеском разоблачила не далее как вчера и который вчера же чуть было её не убил?! Т. Устинова, Седьмое небо.
Учил крестьянских детей дьячок Игнат, не особенно чистый на руку и забулдыга. М. Дудин, Где наша не пропадала.
Вершиной его карьеры в «Розе ветров» было дело о краже аметистовых серёжек одной из постоялиц. <. > за два дня он расколол нечистую на руку горничную, которую с позором удалили из «Розы ветров». В. Платова, Хрустальная ловушка.
Принимать их [орудия] приезжали чины адмиралтейства — очень схожие друг с другом красноносые старички, пившие в изобилии и нечистые на руку. П. Паустовский, Судьба Шарля Лонсевиля.
<. > нужно было скорее прояснять его связи и ловить наших чиновников и бизнесменов, нечистых на руку. Ф. Незнанский, Кто правит бал.
В случае выявленных нарушений документы будут переданы в РУБЭП. Нечистым на руку предпринимателям придётся отвечать по закону. т/п «Дежурная часть», 2002.
В основе образа фразеол. лежит древнейшее противопоставление «чистый — грязный», восходящее к архетипическим формам ви/дения мира, т. е. к наиболее древним формам коллективно-родового (надличностного) осознания и моделирования мира-хаоса. Образ фразеол. восходит также к древнейшему метонимическому отождествлению части и целого: рука (часть) замещает человека-деятеля как такового (целое).
Образ фразеол. соотносится через элемент нечистый «грязный» с цветовым кодом культуры, через элемент рука — с соматическим, т. е. телесным, кодом. В целом образ фразеол. соотносится с духовным кодом культуры, поскольку нечистый символически осмысляется как атрибут нравственной нечистоплотности; ср. чистая душа — грязная душонка, чистые помыслы — грязные мысли, чистая правда — грязная ложь.
фразеол. содержит антропоморфную метафору, в которой нравственная нечистота человека выражается переносом признака «нечистый» на основное «орудие», с помощью которого человек оперирует предметами окружающего мира и осуществляет свою деятельность, т. е. на руку.
Источник