Как устроен рейтинг абитуриентов
И почему вузам выгодно делать непонятные списки
Рейтинг абитуриентов — это список поступающих по результатам ЕГЭ. Рейтинг показывает шансы на поступление. Чем выше фамилия в списке, тем выше шанс учиться в желанном вузе.
Каждый вуз обязан опубликовать рейтинг на своем сайте в открытом доступе. Однако часто в списках сложно разобраться, так как сайт вуза сделан плохо. Хотя рейтинг должен однозначно отвечать на вопрос, поступаете вы или нет.
Что требует Министерство образования
Одна из главных причин, почему рейтинги такие непонятные — отсутствие четких требований Правительства. Основной документ для приемных комиссий вузов это приказ Министерства образования. О рейтинге поступающих там сказано немного и расплывчато.
Все прописано в V главе документа. Объясняем простыми словами, что требуется от вуза:
- Представитель вуза должен рассказать об устройстве рейтинга.
- Вуз обязан опубликовать итоги конкурса в заранее известные даты. В 2018 году результаты первой волны будут 3 августа, второй — 8 августа.
- Рейтинг должен быть опубликован на официальном сайте вуза в открытом доступе.
- В рейтинге обязаны указывать, на какие квоты претендует абитуриент. Он может иметь льготы (быть целевиком, победителем олимпиады, сиротой, человеком с инвалидностью, военнослужащим-контрактником) или претендовать в общем конкурсе на бюджетное или платное место.
- Рейтинг должен обновляться ежедневно.
- Вуз должен обозначить, поступаете ли вы с вашими баллами. Приведем тут формулировку из приказа, это важно: «В списках лиц, подавших документы, по каждому поступающему (за исключением лиц, поступающих без вступительных испытаний) указываются сведения о том, поступает ли он на обучение на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно (пункт 51)».
Вуз не должен требовать от абитуриента оригинал аттестата. Каждый вуз решает самостоятельно, разделять ли в разные рейтинги абитуриентов с копиями и оригиналами документов.
Что в реальности
Главный недостаток. Рейтинг абитуриентов учитывает всех поступающих: и с оригиналом аттестата, и с копией. По правилам абитуриент может отнести копии документов в 5 вузов на 3 специальности в каждом — максимум на 15 факультетов. В итоге рейтинг «раздувается» от копий и не дает реальной картины.
Рекомендованные списки. Если вы не принесете в вуз на какую-то специальность оригинал, то вы не сможете быть зачисленным. Если у вуза нет хорошего рейтинга, который отвечает на вопрос поступаете вы или нет, он будет выпускать списки «рекомендованных к зачислению». Такая бумага ничего вам не гарантирует.
Чтобы привлечь больше абитуриентов с оригиналами, вуз включает в список больше людей, чем реальных мест на факультете. Такая бумага выпускается 1-2 раза за всю приемную кампанию, хотя должна обновляться ежедневно.
Лучший вариант. Удобнее всего, если на сайте есть отдельный список поступающих с оригиналами или есть сортировка по типу поданных документов. Если такой рейтинг обновляют раз в день, то вы сможете знать, поступаете или нет.
Если вы еще не принесли оригинал в вуз, то посчитайте людей с оригиналами и сравните с количеством бюджетных мест по факультету. Так шанс на поступление будет понятен.
Когда рейтинг врет. Но способ подсчета выше не всегда работает. Например, когда вуз автоматически учитывает приоритеты студентов на специальности. Разбираемся на примере.
Абитуриент Петров принес документы на 3 специальности и указал их в порядке приоритетов: физика, астрономия, машиностроение. Вместе с заявлением он оставляет оригинал аттестата. Ему не хватает баллов, чтобы поступить на физику. Выше Петрова в рейтинге люди с более высокими баллами, но с копиями аттестата. Технически его определяют в соответствии с его вторым приоритетом — астрономией. В реальности: если Петров ничего не поменяет, а люди с копиями так и не принесут оригинал, он поступит на физику.
Рейтинг в этом случае не отображает реальной картины. Петров будет в рейтинге по своему второму приоритету, но поступит на первый. Все потому, что рейтинг учитывает одновременно абитуриентов с копиями аттестата, и с оригиналами.
К счастью, не каждый рейтинг работает, как описано выше. У каждого вуза свои информационная система и свои тонкости. Поэтому обязательно уточняйте, как работает рейтинг в приемной комиссии вуза.
Почему так сложно? Ведь вузы должны стараться сделать сайт максимально удобным для поступающих. И да, и нет.
Почему нет: из-за демографической ямы многие вузы не добирают студентов. А те, что набирают, хотят учить самых умных ребят. Непрозрачные рейтинги позволяют факультетам манипулировать поступающими и заставлять оставлять оригиналы. Запомните, слова людей из приемной комиссии — не гарантия поступления.
Иногда плохие списки — вина разработчиков, которые делают свою работу недобросовестно.
Почему да: бесконечно общаться со всеми абитуриентами и родителями физически невозможно. Вуз вывешивает рейтинг, думает, что он хороший. Но в итоге из-за недопонимания абитуриент забирает документы и несет их в слабый вуз, куда он точно поступит.
Каждый вуз выбирает свои методы борьбы за абитуриентов. Кто-то агитирует сильными преподавателями, хорошей репутацией и трудоустройством выпускников. Кто-то манипулирует рейтингами. Есть и такие, которые используют обе тактики.
С чем еще вы можете столкнуться. Информационные системы у каждого вуза свои, потому и рейтинги будут отличаться. Бывает, что вуз вообще не заморачивается и выкладывает вордовский файл. Разобраться в таком еще сложнее.
Что делать
- Разбирайтесь. Скорее всего, вам понадобится не один час, чтобы понять, как работает сайт. Крепитесь и звоните в приемную комиссию вуза. Не стесняйтесь задавать вопросы, если вам что-то не понятно.
- Ищите списки с оригиналами. Такой список самый прозрачный и точно дает понять, поступаете вы или нет. Зачислить в вуз могут только абитуриента, который принес оригинал. Если на сайте вуза есть такой список, проверяйте его ежедневно. Ситуация может меняться очень быстро.
- Не забывайте о волнах. Зачисляют не всех сразу. Сначала выйдет приказ о зачислении абитуриентов с льготами. Потом заполнят 80% бюджетных мест путем общего конкурса. Это называется первой волной. После нее еще 3 дня можно нести оригинал аттестата в вуз. Затем во вторую волну зачисляют оставшихся 20% абитуриентов.
- Полагайтесь только на себя. Самая плохая ситуация, если вы остаетесь во второй волне внизу рейтинга. В любой момент может прийти человек с высокими баллами и оригиналом и вытеснить вас. Из вуза вам могут не позвонить. Поэтому звоните в вуз сами, уточняйте сколько оригиналов принесли сегодня на специальности, которые указаны в вашем заявлении.
- Не будьте доверчивыми. В комиссии заинтересованы не отпускать вас в другой вуз. Вузы держатся за абитуриентов с высокими баллами. А если в вузе недобор, то держаться будут за любого поступающего, который принес оригинал.
Не забывайте, что оригинал вам обязаны выдать сразу по вашей просьбе. Требуйте его и не верьте в отговорки.
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?
👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по ВДЦ, МДЦ и АИС «Путевка»
1. Почему отклонена заявка на смену в МДЦ «Артек»?
1) Отклоняются дублирующие заявки, зарегистрированные на 1 человека.
Если на 1 человека создано две и более заявки, то из всех заявок автоматически оставляется та, которая имеет максимальный рейтинг. Остальные заявки отклоняются.
2) Отклоняются заявки без характеристики.
На этапе подачи заявки необходимо загрузить скан-копию характеристики.
3) Отклоняются заявки с рейтингом, равным 0.
Рейтинг заявки снижается из-за отклонения достижений во время проверки.
4) Некорректная информация в Личном Кабинете.
5) Уже была оформлена путевка на текущий год.
2. Почему отклоняются загруженные в заявку достижения в АИС «Путевка»?
Загруженные в заявку достижения могут быть отклонены по нескольким причинам:
– Черная-белая скан-копия достижения.
– На скан-копии достижения отсутствуют дата, подпись, печать.
– Некачественная скан-копия достижения (размытое изображение, затемненное или высветленное, маленькое разрешение).
– «Обрезанная» скан-копия достижения.
– Скан-копия группового достижения без документального подтверждения.
Скан-копия группового достижения должна быть подтверждена Справкой от организации, в которой занимается ребенокc указанием списка мероприятий, в которых участвовал ребенок.
Скан-копия группового достижения и Справка-подтверждение загружаются в формате PDF, два документа в одном.
– Скан-копии групповых достижений, если их количество превышает 6.
В заявку допускаются не более 3-х групповыхдостижений в категории «Награды» и не более 3-х групповых достижения в категории «Прочие».
– Скан-копия достижения на иностранном языке без перевода.
К достижению на иностранном языке должен прилагаться перевод на русский язык в формате Word, изложенный в свободной форме.
– Дата достижения старше 36 месяцев на начало смены.
– Изображения медалей, значков, кубков, вымпелов без подтверждения индивидуального участия.
– Достижение без указания Ф.И.О.
– Достижение было использовано в заявке со статусом «Оформлена».
– Протоколы, приказы, скриншоты со страниц из Интернета не рассматриваются.
– Файл не является достижением.
— Наличие исправления в достижении.
Достижение вызывает сомнения в его подлинности.
– Неясен статус мероприятия.
— Достижение загружено некорректно и не открывается для просмотра.
— Загружено дублирующее достижение.
– Достиженияуровня школы, школьного этапа, уровня ДОЛ, санатория и пр.не рассматриваются.
– Достижение принадлежит другим лицам.
– Несоответствие места, указанного в достижении, и категории достижения.
– Уровень достижения не соответствует уровню заявленной категории.
Статус конкурса или соревнования (городской, областной, и пр.) должен быть отражен в тексте подписи на достижении и соответствовать уровню заявленной категории.
— Отклоняются достижения, полученные на интернет-ресурсах, где участник оплачивает и сам выбирает призовое место, дату выдачи, статус и уровень конкурса.
Достижения за дистанционные и онлайн конкурсы загружаются в категорию «Заочные».
Конкретная причина отклонения достижения прописывается оператором в комментариях.
1. Награды: все достижения, имеющие цифровое обозначение места (лауреат 1 степени, диплом 2 степени, гран-при и пр.)
2. Прочие: все достижения без обозначения места (книжка волонтера, удостоверение ГТО, дипломант всех степеней, участник).
Проверка достижений на портале «Артек.Дети» проходит в 2 этапа.
1 этап – отбор заявок, имеющих характеристику и максимальный рейтинг (если на 1 человека создано две и более заявки, то из всех заявок оставляется та, которая имеет максимальный рейтинг).
2 этап – вторичная проверка достижений.
Перед этапом вторичной проверки прием заявок на смену прекращается. После завершения вторичной проверки идет рассмотрение заявок кандидатов на основную квоту по максимальному рейтингу согласно возрасту, полу и количеству квот.
5. Есть ли шансы попасть в МДЦ«Артек», если заявка не прошла по конкурсу рейтингов в список основной квоты?
Есть. Все заявки, не прошедшие по рейтингу, находятся в резерве на случай отказа кандидата из списка основной квоты или на случай предоставления Международным Детским Центром «Артек» дополнительных квот на регион.
6. Как отбираются кандидаты в основную квоту?
Отбор кандидатов в группу основной квоты производится по максимальному рейтингу заявок в каждой возрастной группе. Количество квот на смены в МДЦ «Артек» в каждой возрастной группе можно посмотреть на сайте https://chel-meteor.ru/, в разделе «АИС Путевка.График рассмотрения заявок».
7. Как отбираются кандидаты в дополнительную квоту?
Отбор кандидатов в группу дополнительной квоты производится в АИС Путевка из группы заявок, имеющих статус «Не прошла по рейтингу» так же по максимальному рейтингу в каждой возрастной группе после отбора кандидатов в группу основной квоты.
8. Проводятся ли занятия в Федеральных детских центрах?
В учебное время в МДЦ «Артек», в ВДЦ «Орленок» и ВДЦ «Смена» проводятся учебные занятия 6 дней в неделю. Для обучения необходимо взять несколько тонких тетрадей и письменные принадлежности.
9.Существуют ли медицинские противопоказания для направления детей в Центры?
При принятии решения о согласии направить ребенка в тот или иной Центр, обязательно ознакомьтесь со списком противопоказаний и убедитесь, что у Вашего ребенка таких заболеваний нет. При необходимости проконсультируйтесь с педиатром. Список противопоказаний можно найти на сайтах детских центров, а также в образцах медицинских карт. Если ребенок состоит на диспансерном наблюдении у специалиста, рекомендовано взять справку об отсутствии противопоказаний для пребывания в МДЦ «Артек».
10. Как получить путевку в ВДЦ «Смена», ВДЦ «Орленок», в МДЦ «Артек»?
Есть несколько способов для получения путевок в Детские Центры.
1) коммерческая путевка,
2) победить в конкурсе портфолио, организованном местными органами управления образования,
3) получить путевку от партнера: http://www.smena.org/index.php/partnery.
1) коммерческая путевка,
2) победить в конкурсе портфолио, организованном местными органами управления образования,
3) победить в одном из конкурсов, объявленных на сайте ВДЦ “Орлёнок” http://center-orlyonok.ru/programs/konkurs/.
1) коммерческая путевка,
2) получить путевку от регионального партнера на основе конкурса рейтингов в АИС «Путевка»,
3) получить путевку от тематического партнера http://artek.org/dlya-partnerov/partners/.
11.Что должно быть в подтверждении к скан-копии группового достижения?
(Ф.И.О.ребенка)в том, что он(а) занимается в __________________________________________________________________(наименование коллектива/команды) с ____________г. по ____________г. и в составе коллектива/команды принимал(а) участие в конкурсах/соревнованиях (перечислить конкурсы/соревнования, за которые скан-копии достижений загружены в Заявку) :
Дата Подпись руководителя
СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ СПРАВКИ-ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
12. Статус «Путевка получена» означает, что ребенок получил путевку в МДЦ «Артек»?
Статус «Путевка получена» не означает, что ребенок гарантированно получил путевку в МДЦ «Артек». Заявка кандидата, получившая этот статус, проверяется специалистами из МДЦ «Артек»; проверяются документы, присланные из образовательного учреждения муниципалитета, в котором проживает кандидат. После этого в заявке меняется статус на «Путевка оформлена».
13. Можно ли привезти в ФДЦ или забрать ребенка из ФДЦ самостоятельно?
Все делегации формируются централизованно с групповым бронированием авиабилетов и организованным трансфером от аэропорта до ФДЦ и обратно.
До аэропорта и обратно трансфер осуществляется в сопровождении родителей.
Если ребенок, получивший путевку в ФДЦ по региональной квоте, не нуждается в трансфере, то родителям, во избежание недоразумений, необходимо в течение 3 календарных дней с момента получения пакета документов для поездки в ФДЦ написать Заявление об отказе от трансфера (образцы заявлений ЗДЕСЬ) и прислать скан-копию на адрес meteor_chel@mail.ru с пометкой названия ФДЦ и номера смены.
При этом в Личном кабинете на портале «Артек.Дети» в заявке, на которую оформлена путевка, во вкладке «Трансфер» необходимо проставить отметки «Прилетаю самостоятельно» и «Улетаю самостоятельно» и обязательно указать даты и примерное время прибытия и убытия из МДЦ.
Если ребенок самостоятельно добирается от (до) места проживания к пункту убытия (из пункта прилета), необходимо оформление нотариально заверенного Разрешения на самостоятельное перемещение по территории РФ с обязательным указанием маршрута передвижения ребенка. В случае отсутствия указанного документа по прибытии в аэропорт прилета и отсутствии встречающих родителей (законных представителей) несовершеннолетний направляется в отделение полиции аэропорта прилета. Оригинал Разрешения на самостоятельное перемещение ребенка необходимо предоставить в ГАУ «Метеор» координирующему методисту для заверения копии этого документа не позднее 2 рабочих дней до даты прилета ребенка.
Если ребенка встречает третье лицо (не являющееся родителем или законным представителем), то обязательно оформляется нотариальная Доверенность на сопровождение ребенка, которую необходимо представить в ГАУ «Метеор» координирующему методисту для заверения копии этого документа не позднее 2 рабочих дней до даты прилета ребенка.
14. Что означают статусы заявок всистеме АИС «Путевка»?
Заявки, поданные в системе АИС «Путевка» имеют следующие статусы:
«Новая» – заявка не рассмотрена.
«Принята» – заявка проверена региональным оператором и допущена к участию в конкурсном распределении.
«Отклонена» – заявка отклонена региональным оператором.
«Апелляция» – заявка, в которой заявитель не согласен с причиной отклонения заявки или снижения рейтинга и требует ее повторного рассмотрения.
В заявку, имеющую статус «Апелляция», можно загрузить характеристику. Возможность корректировки достижений отсутствует.
«Путевка получена» – заявка автоматически одобрена системой.
«Отказ подающего» – заявитель отказался от поданной заявки.
«Оформлена» – заявка окончательно одобрена, ребенок едет в «Артек».
15. Обязательно ли загружать скан-копии заполненных документов в Личный кабинет в АИС «Путевка»?
В соответствии с Договором о направлении и приеме детей в ФГБОУ «МДЦ «Артек», в МДЦ «Артек» не принимаются и подлежат направлению к месту жительства за счет Направляющей стороны дети, у которых в Личном кабинете АИС «Путевка» отсутствуют документы, оформленные надлежащим образом.
16. Сколько «весит» то или иное достижение в заявке?
Источник