Что значит не осуждайте

Значение слова «осуждать»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

осужда́ть

1. высказывать отрицательные, резкие и безоговорочные оценочные суждения о ком-либо, чём-либо, исходя из нравственных, духовных или эстетических оснований; порицать ◆ Отец и мальчики посматривали на неё как-то особенно, как будто только что до её прихода осуждали её за то, что она вышла из-за денег, за нелюбимого, нудного, скучного человека. Чехов, «Анна на шее», 1895 г.

2. юр. признавая виновным, приговаривать к какому либо наказанию; выносить обвинительный приговор

3. разг. обрекать на что-либо

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова люфт (существительное):

Источник

Заповедь «Не осуждай». Про что она на самом деле?

Об осуждении в Церкви говорится очень много. И не только от того, что в нашем мире все всех осуждают, но потому, что это один из самых «лукавых» грехов. Он не является прямым злом для окружающих, — как, например, убийство, воровство или супружеская измена, — но так же разрушителен для внутреннего состояния человека, и от того требует особого внимания.

Заповедь «Не осуждай»

Дословно заповедь про осуждение на самом деле звучит так: «Не судите, да не судимы будете». Она пришла из Нового Завета, и дал ее Иисус Христос.

Чаще эту заповедь понимают в ключе, что ни о ком нельзя думать или говорить плохо (поэтому в «просторечье» ее и переименовали: «не осуждай»). Хотя смысл ее еще глубже: важно вообще не судить никого — ни хорошо, ни плохо. Другими словами, никого никак не оценивать — просто жить и быть, и другие пусть тоже — будут и живут.

Но как это возможно: никого не оценивать?

Мы подобрали несколько цитат и историй об осуждении — они принадлежат известным святым и подвижникам. Они показательны и некоторые из них лучше любой статьи. На их примере мы постараемся показать осуждение со всех сторон и во всех его проявлениях:

  • Почему осуждать плохо?
  • Откуда возникает осуждение?
  • Как научиться не осуждать?
  • Как это так — не осуждать никого ни хорошо, ни плохо?
  • И главное — как это не осуждать убийц или прочих злодеев?

Осуждение часто бывает несправедливым

Мы не всегда знаем (а на самом деле — не знаем никогда), что действительно происходит вокруг нас и в жизни других людей — на чем основываются их проступки или чем вызваны их слабости.

Святой Паисий Святогорец, — один из самых почитаемых греческих святых XX века, — приводит такую историю:

«Много лет назад в монастыре на Афоне жил благочестивый диакон, который в один прекрасный день оставил монастырь и вернулся в мир. Чего только не говорили о нем отцы! А что было на самом деле? Кто-то написал ему, что его сестры до сих пор не устроены в жизни, и он, боясь как бы те не сбились с правильного пути, поехал им на помощь. Нашeл работу на одном из заводов и жил ещe аскетичнее, чем в монастыре. Как только он устроил сестер, оставил работу и снова пошeл в монастырь. Игумен, увидев, что он всe знает: устав, послушания и т. д. — спросил, где он этому научился. Тогда он открыл своё сердце и всё ему рассказал. Игумен сообщил епископу, и тот сразу рукоположил его во священника. Потом он уехал в один дальний монастырь, где строго подвизался, достиг святости и помог духовно многим людям. А те, кто не знают, чем дело закончилось, возможно, до сих пор его осуждают! Нужна большая осторожность, мы никогда не можем знать истинного положения вещей».

Преподобный Паисий Святогорец

Причина наших домыслов отчасти еще в том, что мы судим о поступках, согласно своему устроению. Например, нам кажется, что в такой-то ситуации человек обязательно должен что-то скрыть или обмануть. Но это просто потому, что мы сами, возможно, в такой ситуации поступили бы так же.

«Каждый думает в меру своей испорченности» — это очень верная советская пословица.

«Кто не расположен ко злу, тот неспособен и к подозрению» — сказал то же шестнадцатью веками ранее святитель Григорий Богослов.

«У кого сердце чисто, тот и всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны» — говорил Прп. Исаия Отшельник

Но что делать, если поступок человека объективно плох? Воровство, насилие, убийство?

Не осуждай человека, но будь нетерпим к самому греху

Грузинский святой Гавриил Ургебадзе, который жил в XX веке, как-то сказал: «Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься, может быть, в куда худшем положении».

Но как не осуждать убийцу?

«Иное дело замечать, а иное дело осуждать», — говорит в одном письме схиигумен Иоанн (Алексеев).

Когда святые просят быть нетерпимым к греху, а не к человеку, они напоминают: главная цель человека на земле — это стяжание Благодати. Все в христианском учении — заповеди, Церковные устои — сложились ради одного — чтобы человек по чистоте своей стяжал Благодать Духа Святого.

Осуждение — это агрессия в сердце. Если есть агрессия — нет Благодати. А если есть Благодать — то для вас человек, совершивший даже самый плохой, самый ужасный на свете поступок, — становится не злодеем, а несчастным. Его хочется жалеть, он же погубил свою душу…

Преподобный Порфирий Кавсокаливит писал: «Меня спрашивают, ну как же не осуждать преступников? Ну, не все же совершающие преступления — это убийцы и злодеи. Эти люди лишены «защитного барьера», они не борются с собой, не исповедуются, не причащаются, не молятся, не пытаются исправиться. У них добрые души, но они живут, как говорят в просторечье, «как на постоялом дворе». Зло улавливает их в свои сети и толкает их на убийство и другие преступления. Однако очень скоро они раскаиваются, мучаются, чувствуют себя как в аду. Не хочу оправдывать преступления, но преступник и грешник не перестают оставаться людьми, ранеными людьми».

Просьба не осуждать грешника означает, что мы не должны позволять своему сердцу озлобляться. Не позволять себе превращаться пускай и в отдаленное, но подобие того человека. Ведь если мы позволяем себе злость — то значит и в нас самих есть зачаток зла. И в чем мы тогда лучше злодеев?

Это не значит, что убийцу или насильника нужно освобождать из-под ареста. Законы земные уже сложились и через них тоже происходит определенное искупление греха.

Возможно, одним из лучших символов, как можно разделять грех и самого человека, может быть отношение родителей к своим детям. Ребенок совершил проступок, — прогулял, украл, что-то еще, — но мать же ни на минуту не перестает его любить?

Осуждение возвращается бумерангом

«Существует такой закон в духовной жизни: как осудишь кого, так непременно впадешь в такой же грех. Чем других осуждать, лучше себя познать. Что же мы из себя представляем?»

Преподобный Паисий Святогорец рассказывал впечатляющую и очень показательную историю.

Однажды в храм, где он какое-то время служил, пришла женщина. О ней рассказывали, что она разрушила многие семьи, обольщая мужчин. Преподобный прикрикнул на нее и велел уйти из храма.

«Тогда, — вспоминает старец, — со мной случилось что-то ужасное. Впервые за свою жизнь я почувствовал такой силы плотское искушение, что это напоминало горение».

В какой-то момент искушения стали настолько сильны, что старец вонзил себе в ногу маленький топорик — чтобы как-то остановить поток мыслей. Брызнула кровь.

«А потом, — рассказывает святой, — я подумал: вот, я испытал этот ад единственный раз в течение короткого времени. А эта, Господи, несчастная душа, которая всегда живет в аду, как же она страдает!»

И сразу же после этой мысли святой почувствовал, что освобождается от страсти.

Как научиться не осуждать?

Осуждение, как и множество других грехов, расцветают в нас от невнимания к себе. Невнимание имеет много внешних признаков и причин. Например, пустые разговоры.

«Обычно после 20 минут разговор превращается или в пустословие, или в осуждение», — заметил однажды Архимандрит Софроний (Сахаров).

Разные святые по разному говорили об осуждении, но в их словах встречается или подразумевается одна общая мысль: грех осуждения — как и любой грех, — не существует в человеке сам по себе, но является следствием поврежденной природы человека.

Борьбе с грехами помогает исповедь и причастие. Очень хорошо, если будет духовник — священник, у которого исповедуешься чаще всего, и который знает вас и вашу ситуацию лучше других. Он найдет именно те слова, которые вам нужны.

Этот текст не может и не должен становиться инструкцией или путеводителем в борьбе с грехами. Но мы бы хотели выделить несколько идей, которые могут быть интересны или даже помочь в борьбе с осуждением.

Начать борьбу с осуждения можно с того, чтобы:

  1. Научиться прощать (это может быть первым шагом)
  2. Попытаться не судить людей вообще.

Борьба с осуждением: научиться прощать

О какой борьбе с осуждением может идти речь, если мы не научимся прощать — не только близких, но и врагов? Не только тех, кого готовы сейчас простить, но и тех, кого не готовы? Простить — значит полюбить любовью Христовой.

Но как можно полюбить злодея? Убийцу, вора, насильника?

Возможно, лучше всего об этом для современных читателей написал английский писатель-миссионер Клайв Льюис (формально он принадлежал к англиканской церкви, но по убеждению многих его мировоззрение и понимание вещей были абсолютно православными).

В своей книге «Просто христианство» в главе «Прощение» он писал, что многие не готовы даже представить, что могут простить или полюбить врага, потому что путают «прощение» с «соглашательством». Простить — не значит сказать, что человек хороший!

«Каждый человек соглашается, что прощение — прекрасная вещь, до тех пор, пока сам не окажется перед альтернативой прощать или не прощать, когда прощение должно исходить именно от него. Мы помним, как оказались в такой ситуации в годы войны. Обычно само упоминание об этом вызывает бурю, и не потому, что люди считают эту добродетель слишком высокой и трудной. Нет, просто прощение такого рода кажется им недопустимым, им ненавистна самая мысль о нем…

Вот сейчас, когда я подумал об этом, я понял, что у меня нет особой нежности и любви к себе самому. Я даже не всегда люблю свое собственное общество. Значит, слова „возлюби ближнего своего, как самого себя“, очевидно, не означают „испытывай к нему нежность“ или „находи его привлекательным“…

Следовательно, и врагов своих мы можем любить [и простить], не считая их приятными людьми. Это великое облегчение. Потому что очень многие думают, что простить своих врагов значит признать, что они, в конце концов, не такие уж плохие, тогда как на самом деле всем ясно, что они действительно плохи».

Полностью почитать эту книгу можно, в частности, здесь.

Борьба с осуждением: не судить человека вообще

Многие святые напоминают: лучший способ не осуждать — это перестать судить о людях вообще — ни хорошо, ни плохо. Идеал христианской жизни — вообще не занимать свои мысли оценками чужих поступков.

Это не значит, что нужно быть равнодушным и бесчувственным. Это значит, что не нужно даже в помыслах примерять на себя роль судьи — пускай, на первый взгляд, все это кажется безобидным. Потому что сегодня вы судите о нем положительно, а завтра, привыкнув быть судьей — уже нет.

«Если удержишься от суда, то себе самому окажешь милость», — говорил преподобный Ефрем Сирин.

«Мы пребываем в истине только тогда, когда она становится нашей жизнью. При такой постановке вопроса кто решится вообще назвать себя верующим? Я себя не могу. Вот в чем наша проблема или, скорее, вызов: чтобы пребывать в истине, недостаточно провозгласить ее словами. А если так, то можем ли мы судить нашего ближнего?», — писал митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Антоний Сурожский, один из самых известных православных миссионеров Западной Европы в XX веке.

Закончим текст про осуждение замечательным изречением от старца Иеронима Эгинского, жившего в Греции в первой половине XX века:

«Не судите людей. Каждый поступает согласно тому, как научен, какой имеет характер. Немногие обладают добротой и рассуждением. Если вы в каких-то вещах более разумны и рассудительны, то поблагодарите Бога за это, а других не осуждайте».

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Источник

Не осуждайте, и не будете осуждены, или как бороться с осуждением

иерей Филипп Пар­фе­нов

Грех осуж­де­ния по спра­вед­ли­во­сти счи­та­ется одним из самых душе­гу­би­тель­ных и опас­ных для хри­сти­а­нина. О недо­пу­сти­мо­сти его писали все святые отцы Церкви, ее подвиж­ники и учи­теля с самого начала хри­сти­ан­ской исто­рии, поскольку Еван­ге­лие ясно и мно­го­кратно пре­ду­пре­ждает нас об этом. Само осуж­де­ние начи­на­ется с празд­но­сло­вия:«Говорю же вам, что за всякое празд­ное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправ­да­ешься, и от слов своих осу­дишься» ( Мф. 12:36-37 ). В самом деле, вовремя и по делу ска­зан­ное слово, при­прав­лен­ное мило­стью и любо­вью, может тво­рить чудеса, вдох­но­вить чело­века, уте­шить его в скорби, при­дать ему силы, воз­ро­дить его к новой жизни. Но слово может быть и раз­ру­ши­тель­ным, кале­ча­щим, уби­ва­ю­щим…

«В оный день, когда над миром новым
Бог скло­нял лицо Свое, тогда
Солнце оста­нав­ли­вали словом,
Словом раз­ру­шали города».

Один из типич­ных при­ме­ров осуж­де­ния дан Хри­стом в Нагор­ной про­по­веди: «Я говорю вам, что всякий, гне­ва­ю­щийся на брата своего напрасно, под­ле­жит суду; кто же скажет брату своему: «рака», под­ле­жит синед­ри­ону; а кто скажет: «безум­ный», под­ле­жит геенне огнен­ной» ( Мф. 5:22 ).

Инте­ресно отме­тить, что в древ­них спис­ках Еван­ге­лий вовсе не нахо­дится слово «напрасно»: оно появ­ля­ется позже, ближе к сред­ним векам. Воз­можно, для уточ­не­ния и неко­то­рого разъ­яс­не­ния, что гнев может быть и оправ­дан, как, напри­мер, можно про­честь у апо­стола Павла: «Гне­ва­ясь, не согре­шайте; солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф. 4:26 ). Однако, по сла­бо­сти и страст­но­сти своей каждый ведь может и оправ­дать себя в том, что уж его-то гнев в данный момент не напра­сен… Но стоит ли? Ведь именно в таком состо­я­нии чаще всего выхо­дит и празд­но­сло­вие, и осуж­де­ние ближ­него, пусть даже он был неправ и согре­шил перед нами.

В дей­стви­тель­но­сти Еван­ге­лие ставит перед нами планку на голо­во­кру­жи­тель­ной высоте: не гне­ваться вовсе, не празд­но­сло­вить и, сле­до­ва­тельно, не осуж­дать, и даже просто… не судить. «Не судите, и не будете судимы; не осуж­дайте, и не будете осуж­дены; про­щайте, и про­щены будете» ( Лк. 6:37 ; Мф. 7:1 ). Но как же это воз­можно вообще – не судить? Быть может, это доступно бывало только вели­ким святым, сердца кото­рых испол­ня­лись бес­ко­неч­ной любо­вью ко вся­кому греш­нику, и вместе с тем им самим дано было видеть прежде всего свое соб­ствен­ное несо­вер­шен­ство и падшее состо­я­ние перед Богом, на фоне кото­рого грехи других людей каза­лись им сущими пустя­ками? «Одна­жды в скиту было собра­ние по случаю паде­ния одного брата. Отцы гово­рили, авва Пиор молчал. Потом он встал и вышел, взял суму, напол­нил ее песком и стал носить на своих плечах. Насы­пал также немного песка в кор­зинку и стал носить ее перед собой. Отцы спро­сили его: «Что бы это зна­чило?» Он сказал: «Эта сума, в кото­рой много песка, озна­чает мои грехи. Много их, но я оста­вил их позади себя, чтобы не болез­но­вать и не пла­кать о них. А вот это – немно­гие грехи брата моего, они спе­реди у меня, я рас­суж­даю о них и осуж­даю брата» (Отеч­ник, 640). Но это – состо­я­ние совер­шен­ства, это доб­ро­де­тель боже­ствен­ного сми­ре­ния, пре­вы­ша­ю­щая при­род­ные чело­ве­че­ские спо­соб­но­сти!

И однако, к этому совер­шен­ству зовет нас всех Хри­стос ( Мф. 6:48 ). Не стоит вну­шать себе, что это заве­домо не дости­жимо для нас, слабых, нера­ди­вых и греш­ных, живу­щих в мир­ской суете и кое-как несу­щих по жизни соб­ствен­ный крест. Ответ на это также дан в Еван­ге­лии: «Верный в малом и во многом верен; а невер­ный в малом неве­рен и во многом» ( Лк. 16:10 ). То есть, если сохра­ним вер­ность, начи­ная с малого, Гос­подь Сам нам даст боль­шее (см. притчу о талан­тах у Мф. 25:21 ). А это малое выра­жено в «золо­том пра­виле» Писа­ния: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так посту­пайте и вы с ними; ибо в этом закон и про­роки» ( Мф. 7:12 ). И поскольку никто из нас не может жить без оценок, – иначе как хри­сти­а­нину «укло­няться от зла и тво­рить благо» ( Пс. 33:15 ) или «все испы­ты­вать, хоро­шего дер­жаться» ( 1Фес. 5:21 ), – но оценки наши в отно­ше­нии пове­де­ния окру­жа­ю­щих могут быть весьма при­бли­зи­тель­ными, неточ­ными или вовсе невер­ными, то здесь и нужно исхо­дить из этого «золо­того пра­вила» в отно­ше­нии к ближ­ним. То есть нет про­стого запрета – «не судите», – а есть важное допол­не­ние к этому: «Ибо каким судом судите, таким и будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:2 ). Апо­стол Иаков по этому поводу заме­чает: «Ибо суд без мило­сти не ока­зав­шему мило­сти; милость пре­воз­но­сится над судом» ( Иак. 2:13 ). И Сам же Хри­стос при­зы­вает осуж­дав­ших Его и враж­до­вав­ших с Ним иудеев: «Не судите по наруж­но­сти, но судите судом пра­вед­ным» ( Ин. 7:24 ). Вот, только такой суд и имеет цен­ность – отвер­га­ю­щий грех, но милу­ю­щий и про­ща­ю­щий греш­ника. Суд любви и мило­сти – ибо только такой суд и может быть по-насто­я­щему пра­во­суд­ным, – бес­при­страст­ным и не поверх­ност­ным, не по наруж­но­сти. В про­тив­ном случае всякий суд ведет к осуж­де­нию, поскольку осуж­де­ние – это как раз суд без мило­сти и без любви; он всегда стра­стен, и к нему непре­менно при­ме­ши­ва­ется личная непри­язнь.

По заме­ча­нию аввы Доро­фея, «Иное же дело зло­сло­вить или пори­цать, иное осуж­дать и иное уни­чи­жать. Пори­цать – значит ска­зать о ком-нибудь: такой-то солгал, или раз­гне­вался, или впал в блуд, или (сделал) что-либо подоб­ное. Вот такой зло­сло­вил (брата), т. е. сказал при­страстно о его согре­ше­нии. А осуж­дать – значит ска­зать: такой-то лгун, гнев­лив, блуд­ник. Вот сей осудил самое рас­по­ло­же­ние души его, про­из­нес при­го­вор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого; а это тяжкий грех. Ибо иное ска­зать: «он раз­гне­вался», и иное ска­зать: «он гнев­лив», и, как я сказал, про­из­не­сти (таким обра­зом) при­го­вор о всей его жизни». Можно доба­вить, что даже и в этом случае одни и те же слова «он гнев­лив» можно про­из­не­сти по-раз­ному… «Он гнев­лив!!» – про­из­но­си­мое с внут­рен­ней непри­яз­нью, это будет в точ­но­сти осуж­де­нием по преп. Доро­фею, но в то же время: «он гнев­лив… Боже, помоги ему» – если гово­рится с сожа­ле­нием и сочув­ствием, без малей­шего воз­му­ще­ния, то это, конечно, осуж­де­нием не явля­ется, поскольку ска­зан­ное может отно­ситься к хорошо извест­ному чело­веку с заме­ча­е­мой мно­гими его сла­бо­стью.

Впро­чем, и здесь иногда может быть ловушка. Преп. Иоанн Лествич­ник пишет: «Услы­шав, что неко­то­рые зло­сло­вят ближ­них, я запре­тил им; дела­тели же сего зла в изви­не­ние отве­чали, что они делают это из любви и попе­че­ния о зло­сло­ви­мом. Но я сказал им: «Оставьте такую любовь, чтобы не ока­за­лось ложным ска­зан­ное: «Тайно кле­ве­щу­щего на ближ­него своего – сего я изго­нял…» ( Пс. 100:5 ). Если ты истинно любишь ближ­него, как гово­ришь, то не осме­и­вай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви при­я­тен Богу. Ста­нешь осте­ре­гаться осуж­дать согре­ша­ю­щих, если всегда будешь пом­нить, что Иуда был в соборе уче­ни­ков Хри­сто­вых, а раз­бой­ник в числе убийц; но в одно мгно­ве­ние про­изо­шла с ними чудная пере­мена» (Лествица 10, 4).

От осуж­де­ния сле­дует отли­чать обли­че­ние. По внеш­ней форме они могут быть весьма сходны, по внут­рен­ним моти­вам, содер­жа­нию и резуль­та­тив­но­сти – совер­шенно раз­лич­ными, едва ли не про­ти­во­по­лож­ными. «Если согре­шит брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» ( Мф. 18:15 ). И обли­ча­ю­щий, и осуж­да­ю­щий исхо­дят из виде­ния недо­стат­ков в ближ­нем. Но тот, кто осуж­дает, в лучшем случае кон­ста­ти­рует сам голый факт недо­статка чело­века, делая это с непри­яз­нью к нему. Обли­ча­ю­щий же делает это исклю­чи­тельно из духов­ных побуж­де­ний, не ища при этом своей соб­ствен­ной воли, а желая ближ­нему только добра и блага от Гос­пода.

Про­роки Вет­хого Завета обли­чали царей изра­иль­ских или весь народ за попра­ние запо­ве­дей Божиих, за идо­ло­по­клон­ство, жесто­ко­сер­дие и т.д. Пророк Нафан обли­чил царя Давида за пре­лю­бо­де­я­ние с Вир­са­вией, чем вызвал рас­ка­я­ние Давида. Обли­че­ние может слу­жить для исправ­ле­ния чело­века, оно спо­соб­ствует исце­ле­нию и воз­рож­де­нию греш­ника, хотя и не всегда, поскольку многое зави­сит и от самого состо­я­ния его души и направ­ле­ния его воли. «Не обли­чай кощун­ника, чтобы он не воз­не­на­ви­дел тебя; обли­чай муд­рого, и он воз­лю­бит тебя» ( Притчи 9, 8 ). Но осуж­де­ние нико­гда ничего подоб­ного не вызы­вает – оно только лишь оже­сто­чает, озлоб­ляет или ввер­гает в уныние. Поэтому духовно сла­бому чело­веку, самому пре­бы­ва­ю­щему в стра­стях, никак не подо­бает браться за обли­че­ние – он непре­менно сорвется на осуж­де­ние, повре­див и себе, и тому, кого он взялся вра­зум­лять. Тем более, что важно знать меру и чув­ство вре­мени, когда что ска­зать ближ­нему своему о недо­стат­ках или же смол­чать и потер­петь. А эта мера может быть открыта только Самим Богом, волю Кото­рого ищет и чув­ствует чистое сердце.

Стоит отме­тить, что куль­тура, в кото­рой мы росли и вос­пи­ты­ва­лись, чаще, увы, бла­го­при­ят­ствует раз­ви­тию стра­сти осуж­де­ния, чем пре­пят­ствует ей. И цер­ковно-при­ход­ская среда или неко­то­рые пра­во­слав­ные изда­ния, увы, могут вовсе не состав­лять здесь исклю­че­ния.

Напри­мер, часто встре­ча­ется мнение, что только в Пра­во­слав­ной Церкви спа­се­ние, а те, кто не при­над­ле­жат к ней, соот­вет­ственно, не спа­сутся. А не спа­сутся – значит, погиб­нут и осу­дятся. Мы – право-слав­ные, только мы пра­вильно покло­ня­емся Богу, а другие делают это непра­вильно, у нас – пол­нота истины, а у других она ущербна или вообще иска­жена настолько, что их иначе как пре­льщен­ными бесами и не назо­вешь!

Но если чело­век зара­нее отка­зы­вает кому-то в спа­се­нии, или целым груп­пам людей, то это и есть еще один клас­си­че­ский пример осуж­де­ния как пред­вос­хи­ще­ния совер­шен­ного суда Божьего и под­мены его своим соб­ствен­ным несо­вер­шен­ным и при­страст­ным судом! Да, дог­ма­ти­че­ски у нас самое воз­вы­шен­ное и точное учение, но почему бы не заду­маться – а живем ли мы в соот­вет­ствии с ним? А иной ино­ве­рец по жизни может ока­заться выше нас, да к тому же Еван­ге­лие сви­де­тель­ствует, что кому больше дано, с того больше и спро­сится! – см. Лк. 12, 47-49 . И спра­ши­ва­ется уже давно: ката­строфа 1917 года, 70 лет воин­ству­ю­щего и агрес­сив­ного ате­изма, затем общее паде­ние нравов, общий рост пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии, само­убийств, пре­не­бре­же­ние к чело­ве­че­ской лич­но­сти, быто­вое хам­ство, кор­руп­ция… – при всем том, что от 50 до 70 про­цен­тов рос­сиян теперь назы­вают себя пра­во­слав­ными! А в непра­во­слав­ных стра­нах Европы и Аме­рики – ста­биль­ность, соци­аль­ная спра­вед­ли­вость, обес­пе­чен­ность и защи­щен­ность, пра­во­по­ря­док и закон­ность, и многие наши сооте­че­ствен­ники в послед­ние годы прочно обос­но­ва­лись там. «По плодам их узна­ете их» ( Мф. 7:20 ). Не оттого ли, что у многих сейчас столько «пра­во­слав­ной» гор­до­сти, Гос­подь по-преж­нему сми­ряет нас? Воис­тину, лучшее про­ти­во­ядие против осуж­де­ния других – само­осуж­де­ние и само­уко­ре­ние! «Глав­ная при­чина вся­кого сму­ще­ния, если мы осно­ва­тельно иссле­дуем, есть то, что мы не уко­ряем самих себя. От того про­ис­те­кает всякое подоб­ное рас­строй­ство, от того мы нико­гда не нахо­дим покоя. И нечего удив­ляться, когда слышим от всех святых, что нет дру­гого пути, кроме сего. Мы видим, что никто, минуя путь сей, не обрел покоя, а мы наде­емся полу­чить спо­кой­ствие, или пола­гаем, что идем правым путем, нико­гда не желая уко­рять самих себя. Поис­тине, если чело­век совер­шит и тьмы доб­ро­де­те­лей, но не будет дер­жаться сего пути, то он нико­гда не пере­ста­нет оскорб­ляться и оскорб­лять других, теряя чрез то все труды свои» (авва Доро­фей). Как хорошо было бы пом­нить всякий час, а не только Вели­ким постом, слова молитвы преп. Ефрема Сирина: «Ей, Гос­поди Царю, даруй ми зрети моя пре­гре­ше­ния и не осуж­дати брата моего».

Разу­ме­ется, нет окон­ча­тель­ных и кон­крет­ных рецеп­тов для того, чтобы твердо и окон­ча­тельно застра­хо­вать себя от осуж­де­ния. Живая жизнь не укла­ды­ва­ется в какие-то четкие реко­мен­да­ции, и для любого кон­крет­ного чело­века или для опре­де­лен­ного типа харак­тера может быть разный подход. Напри­мер, людям гнев­ли­вым, эмо­ци­о­наль­ным и склон­ным к кате­го­рич­ным оцен­кам сле­дует пом­нить об отно­си­тель­но­сти и при­бли­зи­тель­но­сти, а значит, и веро­ят­ной оши­боч­но­сти их суж­де­ний о ближ­них. А для тех, кто сам боится про­явить свою жиз­нен­ную пози­цию и выра­зить свое мнение (как пра­вило, людей робких и мни­тель­ных, боя­щихся в том числе кого-то осу­дить, склон­ных к унынию от самих себя), наобо­рот, тре­бу­ется боль­шая внут­рен­няя сво­бода и рас­кре­по­щен­ность. Пока мы живем на этом свете, всегда есть воз­мож­ность срывов и паде­ний, но на ошиб­ках мы учимся; глав­ное не упор­ство­вать в грехах, из кото­рых наи­бо­лее уни­вер­саль­ный – грех гор­дыни, чаще всего и про­яв­ля­ю­щийся в пре­воз­но­ше­нии над ближ­ними и осуж­де­нии их. Стоит, однако, пом­нить о сле­ду­ю­щих момен­тах.

1) В чем осуж­даем или подо­зре­ваем других, чаще всего это имеем сами. И этим искрив­лен­ным виде­нием судим ближ­них своих, из своего опре­де­лен­ного внут­рен­него опыта. Ибо как могли бы мы иначе иметь поня­тие о пред­по­ла­га­е­мых поро­ках? «Для чистых все чисто; а для осквер­нен­ных и невер­ных нет ничего нечи­стого, но осквер­нены ум их и совесть» ( Тит. 1:15 ).

2) Часто в таком осуж­де­нии кро­ется жела­ние воз­вы­ситься над суди­мым и пока­зать себе, что уж я‑то точно к этому непри­ча­стен, но в реаль­но­сти с этим легко сосед­ствует лице­ме­рие и лице­при­я­тие – см. п. 1. Если судим ближ­него, то должны были бы так же под­хо­дить и к самим себе, однако чаще полу­ча­ется, что себя готовы изви­нять и оправ­ды­вать, себе желать про­ще­ния и снис­хож­де­ния больше, чем другим. В этом есть уже неспра­вед­ли­вость нашего суда, а осуж­де­ние – заве­домо неспра­вед­ли­вый суд.

3) Если хотим поде­литься мыс­лями друг с другом об извест­ном лице, его воз­мож­ных досто­ин­ствах или недо­стат­ках, то лучше спро­сить себя: для чего и с какой целью… Если поде­литься опа­се­ни­ями и болью о согре­ша­ю­щем, пре­ду­пре­дить людей о воз­мож­ных неже­ла­тель­ных послед­ствиях, свя­зан­ных с мно­го­крат­ными и повто­ряв­ши­мися уже кон­так­тами разных людей с этим лицом, одо­ле­ва­е­мым извест­ным поро­ком, – это вполне есте­ствен­ный шаг, и даже нужный, чтобы предот­вра­тить умно­же­ние все новых соблаз­нов. Если же просто в оче­ред­ной раз пооб­суж­дать и отве­сти душу, изли­вая свою непри­язнь, – тут и в самом деле до празд­но­сло­вия и осуж­де­ния неда­леко. Важно наме­ре­ние и внут­рен­нее состо­я­ние рас­сказ­чика. Если внутри души мир, то от суж­де­ния он вполне застра­хо­ван.

4) Срыв на осуж­де­ние про­ис­хо­дит от недо­статка любви и про­ще­ния обид­чи­ков. Пока мы живем, у нас всегда могут быть враги или недоб­ро­же­ла­тели. Любить врагов своими при­род­ными силами невоз­можно. Но молиться за них, по слову Еван­ге­лия, и не желать им зла и отмще­ния – уже вполне может быть нам по силам с самого начала, и в этом малом надо ста­раться утвер­диться. Видя малое, Гос­подь даст со вре­ме­нем боль­шее, то есть вдох­но­вен­ную любовь свыше. Любовь же дол­го­тер­пит, мило­серд­ствует, не пре­воз­но­сится, не мыслит зла ( 1Кор. 13:4-5 ), и тогда, как гово­рил блаж. Авгу­стин, «люби и делай, что хочешь». Вряд ли любя­щая мать станет осуж­дать своего нера­ди­вого ребенка, хотя меры к его вос­пи­та­нию будет при­ни­мать, вплоть до воз­мож­ного нака­за­ния, если потре­бу­ется.

5) Часто нам может казаться, что люди, выра­жа­ю­щие резкие оценки об извест­ных нам лицах, осуж­дают их. На самом же деле мы не можем с досто­вер­но­стью утвер­ждать, что другие вокруг нас осуж­дают, если сами о себе не всегда уве­рены, осуж­даем ли мы. Только я сам в лучшем случае и могу ска­зать о себе, исходя из своего внут­рен­него состо­я­ния, осудил ли я или нет; есть ли во мне непри­язнь, зло­же­ла­тель­ство и жажда отмще­ния при отри­ца­тель­ной оценке.

6) Мы можем сами умно­жать вокруг себя осуж­де­ние, про­во­ци­руя на него немощ­ных. Надо пом­нить, что с пра­во­слав­ных хри­стиан волей-нево­лей спра­ши­ва­ется больше, чем с осталь­ных, и не только Богом спро­сится в буду­щем, но и окру­жа­ю­щими уже здесь и сейчас. С лиц, обле­чен­ных духов­ным саном, спрос еще строже и тре­бо­ва­ния выше. Если досто­верно известно о грехе ближ­него, грех надо реши­тельно отверг­нуть, греш­ника же пожа­леть и помо­литься о его вра­зум­ле­нии, помня, что сего­дня пал он, а завтра это мог бы быть каждый из нас. Отри­ца­тель­ный пример тоже учит, нази­дает: «Укло­няйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» ( Пс. 33:15 ). «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграж­дали уста неве­же­ству безум­ных людей» ( 1Петр. 2:15 ).

Источник

Читайте также:  Что значит имя лиза елизавета
Оцените статью