Чем вредят суета и суетливость в повседневной жизни?
Добрый день, дорогие домоседы. Спешка хороша при ловле блох. Тише едешь – дальше будешь. Поспешишь – людей насмешишь. Господи, сколько пословиц народ придумал, но многие, понимая их смысл, продолжают суетиться. И суета ни к чему хорошему не приводит.
Но почему так происходит? Что сделать для того, чтобы перестать спешить и просто начать жить? И чем так вредна суета, мы сейчас разберем более детально.
- Что такое суета?
- Почему люди суетятся
- Как же решать проблему суетливости?
- Выводы
Что такое суета?
Суета – это состояние, при котором человек ведет себя подобно барахтающемуся в воде утопленнику. Он всячески пытается вынырнуть, но чем больше он старается, тем хуже получается. В результате, конец предсказуем.
Суета тем и вредна, что приводит к неминуемому концу.
Противоположность суетливости – последовательность. Эта личностная черта совсем иным образом работает. Человек понимает, что пока он не выполнил конкретный пункт плана, за следующий он может не браться.
Более того, последовательная личность всегда держит у себя в голове, что ему дальше надо делать. И такая последовательность помогает ему добиваться успеха в любой сфере. Как говорят учителя по шахматам: лучше плохая стратегия, чем вообще никакая.
При этом не надо воспринимать планирование, как жесткую директиву к действию. Надо иногда включать гибкость. Если появляется ситуация, надо действовать согласно ей. Но при этом не забыть ее вписать в план и расширить спектр своих действий.
Творчество появляется там, где есть отработанный навык. Поэтому пока вы не научитесь чему-то, то инновации не помогут вам ничем. Вы и неспособны будете их воплощать в реальность, потому что у вас в голове нет четкой системы координат, на которую надо равняться.
Суета – это неумение. Это почти что синонимы. Новички всегда суетятся. Даже если у них план в голове есть, они в панике ищут подходящий пункт вместо того, чтобы просто это делать.
Поэтому для того, чтобы перестать суетиться, необходимо сформировать в себе навык. Тогда вы на автомате будете выполнять тот пункт плана, который нужно.
Почему люди суетятся
Фактически, уже был дан ответ на этот вопрос. Суета – от неопытности. Человек хочет делать быстро, как профессионал, но берет во вниманиетолько внешнюю сторону вопроса.
Чтобы перестать суетиться, надо учиться. Кстати, именно отсутствие навыков является причиной того, почему большая часть молодых людей суетится. Если они немного приспособятся к жизни, то у них не будет спешки и паники. Они точно смогут выполнить все, что им дается. И при этом быстро.
Да, суета и скорость – это понятия несовместимые. Человеку хочется быть молнией, но на практике он оказывается непродуктивным. Возможно, он быстро и выполнит, но и качество будет неподобающим.
Намного эффективнее медленно, шаг за шагом двигаться к цели. И даже если такие шаги маленькие, все равно. Лучше медленно, но уверенно. Лучше постоянно испытывать чувство маленьких побед, чем получить одну большую неудачу, которая перечеркнет все предыдущие достижения и вгонит человека в комплексы.
А ведь суетливые люди постоянно проигрывают. Они спешат, потому что думают, что это поможет им стать более продуктивным. Но в результате они не соответствуют своим ожиданиям и ломаются психологически. В следующий раз и не захочется ничего делать.
Как же решать проблему суетливости?
Суета и суетливость – это не приговор. В первую очередь, вам надо понять одно простое правило – ни в коем случае не позволяйте себе работать быстрее, чем устаете. Тем должен быть максимальным, при котором человек автоматически успевает отдыхать.
И желательно, чтобы вы получали неподдельное удовольствие от работы.
Это, конечно, необязательный пункт, но он помогает значительно меньше уставать. Когда человек радуется, у него нет необходимости спешить. Зачем? Он просто получает удовольствие от процесса обучения, и ему этого хватает.
Он даже не ставит себе особых целей. А даже если ставит, то движется медленно и в том темпе, котором нужно. И не потому, что не может быстрее. А просто потому, что не хочет.
Суета и суетливость проявляет себя в разных сферах. Например, многие хотят научиться экономить деньги. И их суетливость проявляется в том, что они сразу откладывают тысячу, а потом все равно ее возвращают обратно, потому что не в силах.
Потом одолжили, потому что суетливость проявили и действовали нецелесообразно. И в возврате долга также поступили себя неподобающе, отдали 1000, а потом одолжили 1200.
Дело в том, что суетливость – это всегда маятник. И это при том, насколько важна золотая средина. Поступили так, поняли, что неправильно, и поменяли, но чересчур.
Выводы
Итак, дорогие друзья. Мы разобрались, как решить проблему суетливости. Надо просто добавить последовательности в свои действия, и автоматизировать этот процесс. Именно это называется прекрасным словом «уверенность».
Тренируйте спокойное отношение ко всему, оно вам еще пригодится неоднократно. И касается оно не только суетливости, но и всего остального.
Если суета покинет вас, будет меньше нервов – больше здоровья.
Удачи всем! © Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.
Источник
СУЕТИТЬСЯ
Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .
Смотреть что такое «СУЕТИТЬСЯ» в других словарях:
суетиться — Метаться, хлопотать, егозить, елозить, вертеться, юлить, бросаться во все стороны, пороть горячку. См. хлопотать. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. суетиться суматошиться … Словарь синонимов
СУЕТИТЬСЯ — СУЕТИТЬСЯ, суечусь, суетишься, несовер. Находиться в суете (см. суета во 2 знач.), торопливо двигаться, хлопоча без нужды. «Как суетится: что за прыть!» Грибоедов. «Всюду люди шумят, суетятся.» Некрасов. «Аграфена, насупясь, суетилась по… … Толковый словарь Ушакова
суетиться — СУЕТИТЬСЯ1, несов. Двигаться в разных направлениях торопливо, беспорядочно, обычно на небольшом пространстве, хлопотливо делая что л. [impf. to scurry (about), dash (about), scuttle (about, to and fro), move (about) hastily; to fuss, bustle, be… … Большой толковый словарь русских глаголов
Суетиться — несов. Действовать, двигаться, проявляя суету [суета 2.], суетливость. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
суетиться — суетиться, суечусь, суетимся, суетишься, суетитесь, суетится, суетятся, суетясь, суетился, суетилась, суетилось, суетились, суетись, суетитесь, суетящийся, суетящаяся, суетящееся, суетящиеся, суетящегося, суетящейся, суетящегося, суетящихся,… … Формы слов
суетиться — см.: клиент … Словарь русского арго
суетиться — сует иться, суеч усь, сует ится … Русский орфографический словарь
суетиться — (II), суечу/сь, суети/шься, тя/тся … Орфографический словарь русского языка
суетиться — суечусь, суетишься; нсв. Хлопотать, торопливо делать что л., торопливо, беспорядочно двигаться. С. по хозяйству. С. вокруг гостей, детей. С. с утра до ночи. Муравьи суетятся в траве. Не суетись (веди себя спокойней) … Энциклопедический словарь
суетиться — Беспокойство … Словарь синонимов русского языка
Источник
Суета — это отсутствие доброй цели
Кто из нас не устает от суеты? На нее жалуются все — и верующие, и неверующие. Неверующие ругают суету потому, что она мешает провести время с родными или заняться любимым хобби. Верующие сетуют на то, что она не дает сосредоточиться, расстраивает духовную жизнь. Суета сует — цитируем мы Екклезиаста, вздыхая о своей вечной спешке, непрекращающейся беготне, множестве попечений. И часто в сознании христианина возникает образ такого внешнего врага — суеты. В этом образе сливаются воедино не только спешка и несобранность как таковые, но и все наши семейные и гражданские обязанности, друзья, работа, увлечения и прочие мирские дела. И вот здесь мы рискуем направить вектор нашей духовной борьбы на ложную цель.
Один знакомый протоиерей рассказал мне, как он, устав от общения с многочисленными прихожанами, решил прогуляться в парке, чтоб «отдохнуть от суеты». Как только вступил на парковую дорожку, вспомнил, что забыл позвонить тому-то и тому-то. Позвонил. Потом ветер донес запах кофе от стоящих недалеко ларьков. Сходил, купил. Затем полезли мысли про грядущий годовой отчет перед начальством. Дальше ум переключился на две недописанные статьи, которые сегодня необходимо было закончить. Попутно в сознании возник образ матушки, настаивающей на встрече Нового года с ее родителями, тогда как протоиерей и вовсе не хотел праздновать — из-за чего между ними произошла некоторая размолвка. Ветер-соблазнитель снова донес приятный запах, на этот раз — любимых булочек с корицей. Решил, что купит уже на обратном пути. Пошарил в карманах — нет, денег не хватит.… Снова вспомнилось, что обещал перезвонить одному человеку… и не одному, а трем…
Суета есть не что иное, как расстройство нашего ума
Так прошел целый час, выделенный почтенным протоиереем для «отдыха от суеты». Увы, отдохнуть не получилось. Почему? Потому что суета — явление не внешнего, но внутреннего порядка. Суета, на которую мы непрестанно жалуемся, есть не что иное, как расстройство нашего ума.
«Что такое суета ума?» — спрашивает Златоуст. И отвечает: «Занятие суетными предметами. А что суетно, как не настоящее, о котором говорит Екклезиаст: суета суетствий, всяческая суета (Еккл. 1,2)? — Но скажет кто-либо: если то и то суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? Если притом это — дело рук Божиих, то как же оно будет суетно?»[1]
Чувствуете, как метко направляет святитель вопрос? В самую точку! И вот его ответ.
«Послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал Екклезиаст суетными, отнюдь нет: не небо суетно, не земля суетна, нет! — Ни солнце, ни луна, ни звезды, ни наше тело. Ибо все это — добро зело. Что же суетно? — Послушаем, что называет суетою сам Екклезиаст: насадих ми винограды. сотворих ми поющих и поющая. сотворих ми купели водныя. и стяжание скота и стад много ми быстъ. собрах ми злато и сребро. и видех, яко вся суета (Еккл. 2,6-11). Послушай, что говорит и Пророк: сокровиществует и не весть, кому соберет я (Пс. 38,7)! Поэтому суета сует — великолепные здания, обилие и избыток золота, толпы невольников, шумно бегущих за тобою по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надмение, — все это — суета, ибо произошло не от Бога, но произведено людьми. Почему, однако ж, это суетно? — Потому что не имеет никакой доброй цели. Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия, но не суетны они, когда их употребляют на вспомоществование бедных»[2].
Страсти — вот внутренние причины суетного образа жизни
Оказывается, суета не вокруг, а внутри нас! «Гордость и тщеславие, высокомерие и надмение» и прочие страсти — вот внутренние причины суетного образа жизни. Даже деньги могут не быть суетны, если служат добру. Цели и мотивы, движущие нашими действиями, сообщают духовное измерение всей жизни и делают ее либо суетной, либо нет.
Рождается такой вопрос: почему не жаловались на суету наши предки? Разве они трудились меньше, чем мы? Разве более богато они жили? Нет. Всегда трудились и всегда нуждались. Трудились, но при этом не суетились. В мире было больше христианства, и жизнь была насыщена совсем другими смыслами. Изменился ли с тех пор человек духовно? Наверное, нет. Просто в жизнь мира все больше входит то, что апостол Павел назвал «отступлением» (ср. 2 Фес.2,3), а другие проповедники называют «секуляризацией» или «расцерковлением».
На глобальные процессы осуетения человека и отступления его от Бога, растянутые по времени на тысячелетия, указывает Евангелие. В разговоре о Своем Втором Пришествии Христос сравнивает жителей эпохи Ноя и обитателей Содома в годы пребывания там Лота. Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (Лк.17,26-30).
Обратим внимание на градацию греха. Диагноз времени Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж. Это как раз то, о чем сказал Господь за сто лет до потопа: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт.6,3). Т.е. смысл жизни тогдашнего человека сводился к примитивным плотским желаниям — насыщаться пищей и совокупляться. Но во дни Лота грех стал тоньше и умней. Содомляне ели, пили, покупали, продавали, садили, строили. Добавляется тема рыночных отношений. Выгодно купи, еще выгодней продай, «отожми» бизнес, устрани конкуренцию, перемани клиента, построй дешево — продай дорого, и т.д. Что же касается «жениться и выходить замуж» — нам известно, до чего в данном отношении дошел Содом. Развращение содомлян неудивительно, потому что эволюция греха всегда касается всех уровней жизни человека. Осквернение души неминуемо ведет к осквернению тела, и чем хуже первое, тем страшнее будет второе.
Вот она, суета. Это внутреннее развитие страстей и грехов человеческих и проекция их в жизнь. Разруха, как утверждал булгаковский профессор, не в клозетах. Она — в головах. Не внешние условия, но внутренняя суета ума рождает ощущение спешки и нехватки времени. Суета есть духовное состояние человека, а вовсе не множество дел.
Да, конечно, внешний сумбур тоже влияет на нас. «Многочисленное стечение житейских дел помрачает ясность ума и держит нас в темноте», — писал святитель Феофан Затворник[3]. Но обилие святых, просиявших в XX веке, живших в приблизительно одинаковых с нами условиях, доказывает, что тайна духовной жизни лежит глубже внешней беготни и проблемы занятости. Монахи ведь тоже вовсе не сидят на месте с четками в руках. Еще неизвестно, кто сегодня больше бегает по делам, миряне или монахи. Здесь дело вовсе не в беготне как таковой. Кто любит Бога и понимает разрушительное действие греха, тот сохранит себя от всякой нечистоты и послужит Господу как в тишине монастыря, так и в шуме мегаполиса. Важна, опять же, мотивация и внутреннее устроение.
«Люби Бога и делай что пожелаешь» — писал блаженный Августин. Об этом свидетельствует история Церкви, так рассуждают и другие святые. Об этом говорит жизнь и деятельность таких людей, как новопреставленная Елизавета Глинка. Не близкие, не работа, не городской шум являются виною нашей внутренней неустроенности, а наша неохота трудиться всерьез для спасения своей души — служить Богу и ближним и очищать ум и сердце. Вот и получается, что в жизни самых занятых в мире людей может вовсе не быть суеты, и в то же время самый свободный от попечений человек способен бездарно прожигать все свое драгоценное время. В какой категории окажемся мы? — Выбор всегда остается за нами.
Источник