Что значит не иметь своего мнения

Что такое иметь свое мнение. Как сформировать собственное мнение

С самых первых мгновений рождения на крошечное существо, пришедшее в этот мир, обрушивается огромный поток информации. И человечек воспринимает ее всеми органами чувств. Спустя некоторое время маленький субъект научается систематизировать полученные сведения, из чего складываются первые впечатления об окружающем. Но формирующемуся сознанию не хватило бы и всей жизни, чтобы познать одному огромный мир. А потому вскоре малыш вступает в общение с другими людьми, учась воспринимать накопленную ими информацию, слушая их разговоры и получая советы. И только спустя многие годы у подросшего субъекта начинает складываться об окружающем собственное мнение. Это служит доказательством того, что он формируется как личность.

Этапы познания

Кого же ребенку следует слушать, если не собственных родителей. Тем более они, как правило, всегда хотят своим ненаглядным чадам только добра. Но случается, что мнение даже самых родных людей не просто высказывается подрастающему сыну или дочери, а навязывается. В некоторых случаях подобное происходит завуалировано, но может принимать и форму откровенного диктата.

Не все родители хотят понимать, что ребенок имеет право на собственное мнение. Но даже не воспринимая его как личность, близкие не хотят зла. Они попросту считают, что знают лучше, как поступить в том или ином случае.

Мировоззрение ребенка – вещь непостоянная. Оно чаще всего меняется со временем под воздействием накопленного опыта. В этом, собственно, и отражаются этапы познания окружающего мира.

Читайте также:  Что значит блажен будешь

Уменьшить степень контроля

Иногда взрослые чересчур опекают детей. Все начинается с малого, а заканчивается тем, что родители подменяют желания и мысли детей на собственные. Следят и корректируют каждое действие малыша. Но ключевой задачей для формирования своего мнения у ребенка является поиск собственного пути.

Можно начать с маленьких шагов. К примеру, ребенок сам в состоянии выбирать одежду или подарок на день рождения. Прислушайтесь к его желаниям. Ребенок точно знает, с кем хочет дружить и какие кружки посещать. Конечно, в какие-то процессы родители обязаны вмешаться и сохранять свой авторитет. Но при этом стоит объяснить малышу, почему нужно сделать именно так, а не иначе.

С возрастом необходимо уменьшать контроль за чадом и повышать уровень его автономности и право выражать свое мнение. Таким образом происходит естественная сепарация малыша от родителей.

Начиная с небольших отступлений, ребенок будет ощущать степень ответственности за свои действия, а также возможность реализовывать собственные пожелания. Если он не ощутит свободу, то не будет открыт к формированию своего мнения.

Учиться на собственных ошибках

Многие молодые люди уверены: делать все по правилам – это гарантия того, что с тобой никогда не случится ничего плохого. Однако жизнь рушит их стереотипы. Другие наоборот, стараются действовать всему наперекор, добиваясь права поступать так, как считают нужным. Они сокрушают догмы и подвергают осмеянию устоявшиеся истины. Иногда это способствует прогрессу, но нередко кончается трагедией.

За ошибки приходится платить и порой – крайне жестоко. Навязывая собственное мнение детям, родители хотят уберечь их от разочарований и боли. Но одного не желают понять, что жизненный опыт часто формируется именно на ошибках. А иначе их ребенок никогда не состоится как личность.

Вошел в роль

Есть расхожее мнение, что большинство« экспертов в области всего» — товарищи с целым букетом комплексов. И это недалеко от истины. Процессуально-ориентированный психотерапевт Ольга Подольская называет этот эффект« синд­ромом вахтера»: «Таким образом люди пытаются компенсировать комплекс неполноценности». Она предлагает взглянуть на проблему с точки зрения« треугольника Карпмана» — социально-психологической модели, описывающей проблемные роли в отношениях между людьми. Согласно треугольнику, человек может выступать в одной из трех ипостасей: Спасатель, Преследователь и Жертва. Периодически переключаясь с одной на другую. Чаще всего это« колесо Сансары» начинается с роли Спасателя: «Сейчас я вам расскажу, как правильно жить». И если аудитория не спешит с аплодисментами, то Спасатель превращается в Преследователя, готового нести благую весть, несмотря на агрессию со стороны неблагодарной публики.

Двадцати минут недостаточно для оценки философского учения

Ради чего это затевается? «Каждая роль несет вторичную(неосознанную, неявную) выгоду, — объясняет Ольга Подольская. — Такая позиция дает возможность не заниматься своими проблемами, а только поучать. Разумеется, если у тебя есть капля здравого смысла, то ты возразишь, что эта вторичная выгода какая-то невыгодная. Но! Даже остановившиеся часы дважды в сутки показывают правильное время. Так и человеку с его непрошеным мнением иногда удается не спровоцировать агрессию, а получить вежливое« спасибо». Это служит достаточным поводом для того, чтобы и дальше не заниматься своей жизнью, а продолжать« спасать» окружающих». Жертве такие отношения тоже выгодны, они дают возможность свалить вину за свои неудачи на других.

Зависимость от чужого мнения

К мнению окружающих приходится прислушиваться, ведь человеческая жизнь слишком коротка, и опыт предков и современников просто необходим, чтобы сделать за свой век нечто стоящее. Нельзя судить обо всем самому. Однако к любому ли мнению следует прислушиваться, и содержит ли каждый совет в себе ценную информацию? Если родители, делясь своим мнением и желая только добра, ошибаются, то нередко встречаются и люди, которые дают советы из плохих побуждений.

Одни прислушиваются к мнению только авторитетных, проверенных наставников. Но есть и такие, для которых любой косой взгляд, колкая реплика, оскорбительное замечание уже является трагедией. Те представители рода человеческого, которые способны адекватно и трезво реагировать на подобное, без моральных метаний и внутренних терзаний, уже могут считать себя людьми самодостаточными и независимыми. Поэтому, когда окружающие злословят, можно дать только один совет: имейте собственное мнение.

Стоит ли следовать за толпой?

Большинству из представителей человеческого рода легче воспринимать то, что общепринято, проверено, популярно, чем находить собственные ответы на возникающие в жизни вопросы. Чтобы не показаться глупыми, не стать объектом для порицания в обществе и критики окружающих, люди скрывают истинные чувства, не дают хода тайным мыслям. Они не решаются на открытое выражение собственного мнения. Но если постоянно затыкать рот внутреннему «я», как тогда привнести в мир свои идеи и оставить след в этой Вселенной?

Кроме того, если от рождения жить не своим умом, то подобное способствует развитию нерешительности и неуверенности в себе. А все это для «стервятников» мира сего служит сигналом к нападению. Ведь слабаков в стаде «хищников» принято «съедать» первыми.

Почему мы зависим от мнения других

Детство — золотая пора, спонтанные и искренние самовыражения вызывают радость и внимание окружающих. «Будь собой и ничего не бойся!», — говорят взрослые своим детям, желая максимально подкрепить его свободу самовыражения. Но бывает и другой родительский посыл, формирующий установки, которые не позволяют ребёнку вести себя естественно. Родитель, из-за собственных ограничений, постоянно испытывает раздражение, страх, когда ребёнок ведёт себя не так, как другие. Родительские замечания «Не ори», «Да как ты смеешь так говорить», «Что только люди подумают», делают ребёнка замкнутым, поэтому, чтобы не потерять любовь родственников, дети отказываются от возможности вести себя естественно.

Другой вариант — гиперопека, которая не даёт свободы ребёнку и пытается сделать его «идеальным». Гиперопека проявляется в словах, которые, на первый взгляд, не означают ничего плохого: «Надень это платье, так лучше будет», «Не бегай, ты же хороший мальчик», «Это тебе больше подходит».

Ребёнок теряет контакт с собой в обоих случаях, у него возникают мысли, которые сказываются на принятии решений. Оказавшийся рядом человек предлагает готовый вариант, отказаться от которого ребёнок не может, потому что родители знают как «правильно». А когда речь идёт о давлении, внушении со стороны родителя, детям сложно отстоять право на собственное мнение.

У таких детей в подростковый период ничего не меняется. Родители через угрозы и «навязывание» ведут ребёнка по «правильной» дороге, такой путь исключает получение опыта, благодаря которому человек взрослеет и учится брать ответственность за свою жизнь.

При воспитании нужно научить ребёнка слушать себя, развивать чувственное познание и осознанность в каждом возрасте. В подростковый период дети наиболее подвержены влиянию общественного мнения, поэтому родителю важно направить внимание подростка на внутренний диалог: «Что ты думаешь об этой ситуации?», «Как бы ты здесь поступил?», «Мне нравится твоё видение этого вопроса». Если у ребёнка есть своё виденье, то нужно попытаться его реализовать.

Постоянное самообразование

Формирование собственного мнения не является чем-то, что завершается в определенный момент и далее чудесным образом застывает на месте. Данный процесс, как и наша жизнь, находится в постоянном движении. Более того, его можно назвать инструментом познания. И пищей для него служит образование. Но обучение само по себе ничто без постоянного самосовершенствования.

Личное мнение может формироваться из фактов, когда-то где-то услышанных и прочитанных. Но гораздо лучше, если все это подтверждается собственным опытом. Знания, накопленные другими, лучше проверять на практике. И тогда вопросы о том, чьи советы следует слушать, отпадут сами собой.

Что значит иметь собственное мнение?

Как часто мы слышим «У меня на всё свое мнение!» или, наоборот, «У тебя вообще своего мнения нет!» Возможно ли, что у какого-то человека вообще нет своего мнения, и что он в таком случае делает, слушает известных людей, чье мнение уже имеет вес в обществе, говорит модными цитатами или спрашивает совета у близким ему людей? Или как может быть мнение на всё? Например, с утра человек включил телевизор, услышал какую-либо новость и сразу же определил своё отношение к ней, то есть не изучив историю вопроса и не узнав еще каких-либо, очень вероятно, важных фактов, можно ли составить свое мнение о чем то? А если этот человек даже не видел и не слышал какого-либо сюжета, а его просто спросили, что ты думаешь о проблемах питания кенгуру в Австралии, а он и не интересовался этими кенгуру никогда в жизни, сможет он также сказать, что у него на это тоже есть своё мнение, и что более важно, чего стоит такое мнение.

Разумеется, не стоит понимать эти высказывания буквально, но всё же очень интересно разобраться, а что вообще значит иметь своё мнение?

Сформировать определенную позицию и молчать, не говорить о ней пока не спросят или же, наоборот, всем говорить о том, что ты думаешь, вне зависимости спрашивают тебя об этом или нет.

Есть и другой вариант, высказывать свое мнение только когда интересно делать это самому и, когда знаешь, что оно может на что-то повлиять.

Вот взять, к примеру, опросы общественного мнения, они дают человеку высказать свое мнение практически по любому вопросу, начиная от проблем в своем регионе и заканчивая ситуациями в масштабах всей страны или всего мира. Результаты этих опросов широко освещаются в абсолютно разных средствах массовой информации, а все мы знаем, что если о чем-то говорят крупные или несколько СМИ, то об этом будут говорить вообще все. Может это и значит иметь своё мнение?

Институты общественного мнения открыто говорят, что им интересно мнение общества, что они хотят собрать и донести его до всех, что мнение каждого человека крайне важно.

И оказывается, нет ничего проще, чем высказывать свое мнение – формат онлайн позволяет это делать в любом месте и в любое время. Потравив всего лишь 5-10 минут в неделю, можно выразить свою гражданскую позицию по волнующему вопросу. С одной стороны, человек высказывается и освобождается от всего, что в нем скопилось, с другой – он понимает, что делает это не просто так.

Когда ты внимателен к изменениям в обществе, а точнее когда ты сам участвуешь в этих изменениях, и сама жизнь меняется в лучшую сторону.

Источник

Факультет коммуникативного менеджмента

Нередко приходиться слышать о том, что каждый из нас должен иметь своё мнение по любому вопросу и всегда его придерживаться, большинство из нас принимает это как очевидность. Вопрос «У тебя что, своего мнения нет?» стал риторическим.

Фраза «не слушай никого, всегда имей своё мнение» ставиться обществом в один ряд с «простыми истинами» типа «нужно всегда оставаться собой», «нужно идти к своим целям несмотря ни на что» и т.д. Вот только откуда его брать, это собственное мнение по каждому вопросу, для меня не совсем понятно. И не надо говорить: «Да все понимают, что здесь имеется ввиду — важно не тупо принимать то, что принято большинством, а размышлять и делать выводы самому». Нет! Сегодня многие считают своим долгом иметь своё мнение реально по каждому вопросу, явлению и т.д. Кажется очевидным, что формированию собственной позиции должно предшествовать доскональное знание, но здесь другая проблема — сегодня достаточно прочитать пару статей в интернете на нужную тему чтобы ощутить себя экспертом в данной области. В большинстве случаев мне кажется, что наличие собственного мнения по любому вопросу – это просто принципиальная позиция для большинства, т.к. все вокруг считают это исключительно положительной чертой личности. Так же как с книгами – «Чтение – это хорошо» — общепринятая истина, поэтому, когда возникает ощущение, что в твоей жизни что-то не так, достаточно погрузиться в чтение, и вот уже ощущаешь себя совсем по-другому, а по статистике, до конца дочитывается менее 30% купленных книг. Так и здесь – вроде своё мнение имеешь, но зачем разбираться в теме досконально? Например, из личного опыта мне хорошо известны примеры, когда люди серьезно считали себя атеистами и уверенно об этом заявляли, без понимания даже реального значения этого термина, и являясь на деле агностиками. Но своя позиция – это святое. Конечно, лучше сказать «я атеист, и это моя позиция» чем «я об этом не задумывался, мне всё равно». В таких глобальных вопросах, как политика, религия и т.д. безумно сложно разобраться, но вы заметили, что у всех есть своя позиция в этих вопросах? Поэтому, например, как бы странно это не звучало, мне не нравится, что у меня есть право голоса на выборах. Я, как и подавляющее большинство голосующих, не готов разбираться в вопросах политики должным образом, но тем не менее, мне нужно принять такое важное решение, действительно определяющее многое.

Наше поколение обвиняют в поверхностности, считая это серьёзной проблемой современности, но если учесть тот факт, что за последние 50 лет, человечество произвело информации больше, чем за всю свою историю, то становиться понятно, что всевозможные стереотипы, поверхностность мышления в некоторых вопросах – просто необходимое условие выживания в современном мире. В таких условиях нам приходиться заимствовать чужое мнение, опыт, взгляды и установки, а попытка отказаться от этого, ради формирования только своей позиции, кажется нереалистичной. Ещё раз, заимствовать чужое мнение и установки необходимо. Важно лишь критически подходить к любому такому заимствованию, пытаясь анализировать, не поддаваясь эмоциям. Не иметь своего мнения в каких-то вопросах – это нормально, не нормально иметь мнение по каждому вопросу. В этом отношении кто-то точно заметил: «Чем меньше фактов знаешь, тем легче составить собственное мнение» (привет, эффект Даннинга-Крюгера).

Есть ещё одна опасность, подстерегающая важных персон, у которых «исключительно своя позиция». Часто у нас уже есть вектор мышления, заданный совершёнными нами поступками или независимыми от нас обстоятельствами, которые мы стараемся оправдать, подстраивая под них «своё мнение». Сюда также можно включить все варианты психологической защиты личности. Так, например, мы гораздо лучше относимся к явлению, если имеем к нему какое-то отношение. Всегда за доказыванием чего-то себе или кому-то другому нами преследуется определённая цель, осознанная она или нет, будь то внутреннее спокойствие, желание самоутвердиться или что-то другое.

В общем, эта новая общественная установка, на которую никто не обращает внимания, вовсе не так безобидна, как может показаться (сюда пример с выборами). Поэтому стоит вырабатывать свою аргументированную позицию по самым важным для себя вопросам, а в остальных честно признавать себя дилетантом.

Источник

Оцените статью