- Почему мертвечину можно продавать иноземцам?
- Несколько вопросов от Сергея: Не ешьте никакой мертвечины иноземцу? Сделали добро через зло?
- Толкование на Второзаконие 14:21
- Толкование на Второзаконие 14:21 / Втор 14:21
- Климент Александрийский (
- Ефрем Сирин (
- Лопухин А.П. (1852−1904)
- Значение слова «мертвечина»
- мертвечи́на
- Мясная пища в христианстве
- ^ Грех ли убивать животных ради еды?
- ^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?
- ^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
- ^ Исламская пища – разрешается условно
- ^ Иудейская пища – разрешается
- ^ Вьетнамская пища – не рекомендуется
- ^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?
- ^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?
- ^ Почему установлены запреты на пищу?
- ^ Критерий воздержания от пищи – наша совесть?
Почему мертвечину можно продавать иноземцам?
Вопрос: «Здравствуйте! Учитывая то, что неизменный Бог есть Любовь, таким Он был в Ветхом Завете и таким остался и в Новом, как объяснить текст Втор.14:21. Как Бог может давать подобные советы? Разве Он не любит чужеземцев? Непонятно, то Бог заботится даже о волах врагов евреев Исх.23:4, то даёт советы, которые явно навредят чужеземцам. Где тут логика? Спасибо!»
Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который [случится] в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего (Втор.14:21)
Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним (Исх.23:4-5)
Дает ли Бог повеление о том, что мертвечину обязательно необходимо отдать или продать иноземцу? Или это простое разрешение? Лично я вижу это как разрешение. Поэтому я понимаю данный стих таким образом.
Случилось так, что умерла корова. Неприятность, однако. Я тащу ее к яме, чтобы закопать, а навстречу мне «иноземец». Смотрит на меня огромными глазами и говорит: «Ты чего это? Добро же пропадет! Столько денег!»
Я ему отвечаю: «Но Бог запретил мне есть мертвечину»
А он все равно не понимает: «Это же разорительство какое-то! Отдай ее мне. Мне сейчас как раз нечего есть».
Я ему говорю: «Нельзя таких кушать», но он на своем настаивает и даже предлагает деньги. Отказать? Нельзя. Он ведь еще не знает моего Бога. У него в голове нет заповедей о мертвых коровах, и я не имею права заставлять его верить этим заповедям. Понимаете? Если я начну его учить, а потом, когда он все равно не поймет, на его глазах закопаю-таки корову, он это будет выглядеть, как если я заставляю его верить моему Богу. «Не хочешь верить?! Твои проблемы, глупец!»
Этот же принцип должен работать во всех сферах нашей жизни: сам живи, как Бог тебя учит, но не заставляй других делать то же самое. Объяснять можешь, помогать понять можешь, но не имеешь права заставлять их исполнять заповеди Бога. В конфликтных ситуациях стремись решать проблему полюбовно. Объяснил, как правильно? Не поняли? Не заставляй. Потому что заповеди Божии, которые касаются личной, сокровенной жизни человека (это отношения, питание, привычки, взгляды) должны исполняться не из-под палки, не под угрозами, не потому, что кто-то надавил своим авторитетом, а потому, что человек реально поверил этим заповедям и Самому Богу. В противном случае «исполняющий» вместо отношений со Спасителем, просто наденет на себя форму религиозной жизни. пустую и гулкую своей пустотой форму, и не больше того.
А забота о волах – это совсем другое. Здесь верующий не заставляет другого человека верить заповедям Бога, но просто делает то, что и так понятно другому как «правильное и доброе».
Благословений вам и радости в постижении Божьих законов!
Источник
Несколько вопросов от Сергея: Не ешьте никакой мертвечины иноземцу? Сделали добро через зло?
Сергей интересуется: Здравствуйте! Спасибо за ваш сайт! У меня следующий вопрос:
1. Не ешьте никакой мертвечины иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего Втор 14-21.
Это как тут надо понимать? Если ко мне приходит друг и просит у меня сала у меня родители неверующие, то что — я ему могу его дать? Но как же тогда я смогу ему проповедовать? Видимо, смысл не в этом. Обьясните, пожалуйста.
2. И, пожалуй, еще один вопрос. Я не вспомню где именно в Пятикнижии, есть истори про бабок, которые принимали роды. Царь сказал, чтобы всех сыновей убивали, а бабки, по-моему, обманули царя, сказав, что родились девочки, тем самым сделав сохранив жизнь мальчикам. И написано, что благословил их Бог за это. Но они же сделали добро через зло! Тоже не понимаю этого, дайте пожалуйста, пояснения.
Да благословит Вас Господь Бог!
Попробую ответить на Ваш второй вопрос.
Вокруг т.н. «лжи во спасение» существует масса домыслов. Тут тебе и «святая ложь», и требование «сдать» ближнего во имя некой «святости» перед Богом.
Где корень споров? Закон говорит: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Исход 20:16
Как видим, здесь говорится о том, чтобы от передаваемой нами информации не страдало доброе имя человека.
Т.е. по сути заповедь предписывает заботиться о добром имени своего ближнего!
Теперь вопрос: что будет исполнением этой заповеди? Эти акушерки должны были убивать младенцев по приказу фараона (Исход 1) или искать возможностей спасти их?
Да, они не сказали всей правды. Но, с другой стороны, еврейки действительно рожали быстро.
Это не было «святой» ложью. Это были усилия по спасению человеческой жизни — слова, которые не содержали ложного свидетельства.
Есть неплохая параллель, которую также часто понимают превратно:
Марка 3:1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. 2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. 3 Он же говорит человеку, имевшему
иссохшую руку: стань на средину. 4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. 5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об
ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. 6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против
Него, как бы погубить Его.
Какой принцип соблюдения субботы (или приемлемых субботних дел) указывает Христос? Спасение человеческой жизни.
Т.е. Он показал, что человеческая жизнь выше обряда. Но отменяет ли эти слова Христа святость субботы? Нет.
Отменяет ли поступок акушерок заповедь о правдивости слов? Нет (Матфея 5:37).
Если человеческая жизнь не поставлена под удар, необходимо говорить правду. Но если правда принесет ущерб человеку, Библия призывает быть мудрыми (Матфея 10:16).
И еще один пример «частичной правды». Опасаясь за свою жизнь, Авраам говорит о своей жене, что она его сестра. Это было правдой? Да. Но из-за этой «поправки» Сарру забрали в гарем
фараона и она чуть не стала его женой!
Это «ложь во спасение»? Или трусость, ведущая к сутенерству? Бог осудил поступок Авраама.
А однозначный пример нарушения этой заповеди — сам Дьявол. Он назван не только лжецом (Иоанна 8:44), а и клеветником (Откровение 12:10). Т.е. он осужден за ложное свидетельство о
Божьих детях.
И, наконец, современный пример. Человек прячет еврея во время Второй мировой. Что отвечать нацистам при обыске? Душу спасти или погубить?
Источник
Толкование на Второзаконие 14:21
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Второзаконие 14:21 / Втор 14:21
Климент Александрийский (
Не вари козленка в молоке матери его
См. Толкования на Исх 23:19
Ефрем Сирин (
Да не свариши козленка в млеце матери его
Козленок есть образ грешника; матерь его — заблуждение его. Когда приходит он в училище истины, — неприлично ему закосневать в прежних навыках. Иначе, козленок есть образ сатанинского помышления; матерь его — душа должна умертвить его в первую же ночь и не дозволять ему питаться чистым душевным млеком.
Источник: Толкование на книгу Второзаконие.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его
Ср. Лев XVII:15; XXII:8. По сравнению с 15 ст. XVII гл. кн. Лев., 21 стих XIV гл. кн. Втор. допускает некоторое снисхождение лишь в отношении «иноземца, который случится в жилищах Израиля» и который не принадлежит к числу «святых» членов богоизбранной общины.
Выражение: «не вари козленка в молоке матери его» (ср. Исх XXIII:19) можно сопоставить с выражениями: «ни коровы, ни овцы не закалайте в один день с порождением их» (Лев XXII:28); «если попадется птичье гнездо, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми» (Втор XXII:6). Взятые вместе с другими пунктами («не паши на воле и осле вместе», Втор XXII:10; «не заграждай рта волу, когда он молотит», Втор XXV:4 и т. п.), они характеризуют гуманное отношение Моисеева законодательства даже к неодаренным высокими духовными силами живым созданиям, служащим на пользу человеку.
Источник
Значение слова «мертвечина»
1. собир. Трупы животных; падаль. — Все беглецы согласно показывают, что в Оренбурге голод и мор, что там едят мертвечину. Пушкин, Капитанская дочка.
2. перен. Разг. Умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность. [Поэт] будет задыхаться в атмосфере гнили, грязи и мертвечины; но веяние живой, чистой мысли все-таки будет для него освежать несколько эту удушливую атмосферу. Добролюбов, Стихотворения А. Н. Плещеева. Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! Маяковский, Юбилейное.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Мертвечи́на (др.-евр. נבלה; др.-греч. θνησιμαῖος; лат. morticinia) — библейский термин, означающий трупное мясо животного, не умерщвлённого для жертвоприношения или в пищу посредством заклания, а павшего естественной или насильственной смертью, но без пролития крови. Частным случаем мертвечины является удавленина.
Любое мясо с кровью, в число которых входит и мертвечина, нарушает шхиту и является некошерным (трефным) в иудаизме. В Книге Бытия есть прямой запрет на употребление мертвечины:
Запрет на употребление мяса с кровью неоднократно повторяется в книгах Ветхого Завета: Лев. 3:17, Лев. 7:26, Лев. 17:10-14, Лев. 19:26, Втор. 12:16-23, Втор. 15:23, 1Цар. 14:33.
Согласно Закону Моисея, труп чистого павшего животного — нечист; и прикосновение к трупу, употребление мертвечины в пищу, делает иудея нечистым до вечера:
Закон Моисея запрещает употреблять в пищу жир мертвечины и звероядины, но разрешал его употребление на всякое дело (Лев. 7:24). Труп нечистого животного — нечист (Лев. 11:8). Прикосновение к трупу нечистого животного делает человека нечистым (Лев. 11:24, Лев. 11:36) и виноватым, даже если он прикоснулся по незнанию (Лев. 5:2). Для очищения необходимо было принести в жертву овцу или козу; если человек был беден, то должен был принести в жертву двух горлиц. Любые предметы, которые упали на труп, становились нечистыми, их необходимо положить в воду до вечера, после чего они становились чистыми. Соприкосновение с трупом глиняного сосуда, в котором находилось что-либо, делает содержимое сосуда и сам сосуд нечистыми, сосуд необходимо разбить. Если часть трупа коснётся печи или очага, то они становятся нечистыми и их надо разломать. Колодец, в который упал труп, оставался чистым. Предназначенные для посева семена мертвечина оскверняла только в том случае, если они уже были замочены в воде (Лев. 11:32-38). Мертвечину как пищу можно было отдавать или продавать иноземцам (Втор. 14:21).
Запрет на мертвечину в христианстве возник следующим образом. Язычник Корнилий сотник был обращён в Христианство и крещён апостолом Петром. До обращения Корнилия членами Христианской церкви были исключительно иудеи. Члены христианской общины продолжали соблюдать предписания Ветхого Завета — Закон Моисея. После обращения Корнилия, к христианской общине начали присоединяться и другие язычники и возник вопрос о том должны ли язычники, перешедшие в Христианство соблюдать все предписания Закона Моисея: обрезание, жертвоприношение животных в Иерусалимском храме, левират, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев. Около 49 года в Иерусалиме был созван Собор, в котором приняли участие апостолы и на котором было принято решение о том, что для крещённых язычников достаточно воздержания от идоложертвенного, крови, удавленины и блуда, а также запрещалось верующим делать другим того, чего себе не хотят. Запрет употреблять в пищу кровь животных является запретом употребления мертвечины. В дальнейшем крещённые иудеи, которые соблюдали закон Моисея, исчезли в Христианстве; они не стали ни в чём отличаться от крещённых язычников. Запрет на мертвечину распространился на всех христиан.
Во время Великой схизмы и в последующее время православные ставили в вину католикам ядение мертвечины.
Запрет на мертвечину изложен в 63 каноне святых апостолов:
Этот запрет со ссылкой на 63 правило повторён в 131 правиле Номоканона при Большом Потребнике:
МЕРТВЕЧИ’НА, ы, мн. нет, ж. 1. собир. Падаль, трупы животных. Тяжелый запах мертвечины. 2. перен. То, в чем нет жизненности, одушевления, подъема (разг. неодобрит.). Пока. не завоюешь силою в душу нескольких добрых качеств, мертвечина будет всё, что ни напишет перо твое. Ггль. — Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! Мквскй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мертвечи́на
1. разг. собир. трупы животных; падаль
2. перен. разг. то, в чём нет жизни, воодушевления, подъёма
Источник
Мясная пища в христианстве
Оглавление
«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь»
Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.
Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.
Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.
Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:
- мясо — это мышечная масса убитого животного, употребляемая в пищу;
- мясом также называется само блюдо, приготовленное из такой мышечной массы;
- к мясу относится и мышечная часть рыбы;
- мясом может называться собственно мышечная ткань;
- а также это может быть мякоть плодов, окружающая семя.
Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.
^ Грех ли убивать животных ради еды?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.
В книге Бытия ( Быт.1:29 ) написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя”, и говорит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.
Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.
Господь есть Любовь и всё творимое Им есть благая забота о всем живом в земной нашей жизни и, важно, за ее чертой. Следовательно, ни умерщвление всех людей на планете во время потопа, ни смерть животных по Божиему благословению не противоречит Его благому промыслу о всех нас, как бы ужасно это нас ни впечатляло.
«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…»
^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?
Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.
«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешить».
^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).
- ЧИСТОЕживотное имеет всего два признака — оно должно быть:
- парнокопытным и
- жвачным.
- НЕЧИСТАЯ пища — это животные, у которых отсутствует хотя бы один из этих признаков. Это означает, что такое мясо для употребления в пищу не годится.
Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.
Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»
В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.
Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.
А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания ( Деян.10:9–15 ).
Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» ( 1Кор 10:7 ), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.
«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой».
Свт. Василий Великий.
Так «…пищу других народов .. нам нельзя»?!
В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.
^ Исламская пища – разрешается условно
«Халяль» – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.
К харамной у мусульман относиться:
- свинина и производные её,
- недозволено потребление мяса с невыпущенной кровью и падаль,
- а также мясо с выпущенной кровью, но приготовленное без произненсения имени Аллаха.
*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.
^ Иудейская пища – разрешается
«Кашрут» – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.
*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей».
Иудейская мудрость.
- животное, если оно не имеет раздвоеное копыто и не жует жвачку. Это, к примеру, такие животные, как конина, медвежатина, волчатина, собачатина, свинина, зайчатина, мясо лисы и др.
- птиц: «орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его…» и других. Из птиц можно есть только тех у кого «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле», то есть это курицы, индюшки, гуси и другие домашние птицы.
- животное, если оно погибло своей смертью (падаль) или было удавлено или убито током, то есть кровь животного осталась невыпущенной (из мёртвого животного кровь не выпустить, так как всякое движение по сосудам прекращается с остановкой сердца).
- рыб и всех обитателей речных, морских и океанских, которые не имеют плавников и чешуи. То есть сюда можно отнести крабов, мурен, акул, китов, молюсков, рачков, раков и лангустов и многое другое.
- жаренную кровью, в том числе кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген (пояснения см. дальше).
Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос ( Кол. 3:11 ).
«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:
светлое мясо – с выпущенной кровью;
тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);
^ Вьетнамская пища – не рекомендуется
Камнем преткновения является распространённый принцип заготовления мяса у тайцев и некоторых других родственных им народов. Перед тем, как убить животное, его долго избивают с целью пропитать живое мясо кровью.
*«Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо...».
Священник Олег Стеняев
^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?
В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт.9:4 ). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» ( Лев 17:10 ). Слово “душа” в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.
А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того и истреблю ее из народа ее» ( Лев.17:11 ), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови ( Деян.15:20 ). Подробнее в разделе “Кровь”.
*«Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может».
^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?
В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).
Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11,12 ), говорит апостол Павел в письме к иудеям.
Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.
^ Почему установлены запреты на пищу?
В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.
Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».
Договор Бога с людьми
Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.
Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.
^ Критерий воздержания от пищи – наша совесть?
Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян.15:29 ).
А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр. 9, 9–14 ).
О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10, 9–15 ).
Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса ( Деян. 9:12 ), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» ( 1 Кор.9:22 ), говорит христоподобный апостол Павел.
Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.
Автор: Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера
Источник