- Что такое навык чтения и как его совершенствовать. статья по чтению (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения
- Процесс формирования навыков чтения
- Этапы формирования навыков чтения
- Особенности формирования навыков чтения
- Методы и упражнения для формирования навыков чтения
Что такое навык чтения и как его совершенствовать.
статья по чтению (1 класс) по теме
В статье дана краткая характеристика навыка чтения и предложены упражнения и задания для его совершенствования. Эти упражнения можно использовать на уроках чтения с 1 по 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_navyk_chteniya.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
Статья по чтению (для учащихся 1-4 классов)
Что такое навык чтения и как его совершенствовать
учитель начальных классов
Пикалова Ирина Владимировна
Что такое навык чтения?
Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. Техническая сторона чтения включает следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона: выразительность и понимание.
Главное – понимать и осозновать прочитанное, ведь ребёнок учится читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Техническая же сторона подчиняется и обслуживает смысловую. Но для того, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т. е. умения, доведённого до автоматизма.
Способ чтения. Необходимо работать с ребёнком на соответствующем его возможностям этапе.
4. целое слово (группы слов)
Дальнейшая задача — сделать этот способ устойчивым, т. е. довести его до навыка.
Динамика скорости чтения. Сравнивать показатели скорости чтения за какой-либо промежуток времени. Как правило, дети, которые читают медленно, дают меньшую прибавку, и наоборот.
Правильность чтения — это чтение без ошибок. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребёнок допускает ошибки.
Осознанность — способность ребёнка хорошо понимать то, что он читает. Глубина осознанности определяется не только технической стороной навыка, но и уровнем развития речи, запаса наблюдений, потребностей и круга интересов ребёнка.
Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность . Полноценное выразительное чтение возможно, когда техника чтения автоматизирована.
Проблема учащихся начальной школы — низкая техника чтения. А ведь чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность, выразительность. Для развития этих качеств я использую специальные упражнения, которые включаю в уроки чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения разделены на группы: для развития сознательного чтения, для формирования правильности чтения, для развития беглости чтения, для развития выразительности чтения. Вот некоторые из них.
Виды работ над текстом на уроках чтения.
1. Чтение всего текста.
2. Чтение, деление на части, составление плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение, после чтения пересказывание.
5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6. Чтение с сокращением текста, подготовка к сжатому пересказу.
7. Чтение «цепочкой» по предложению, по абзацу.
8. Чтение, ответы на вопросы.
9. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
10. Расположение вопросов по порядку содержания текста.
11. Задавание вопросов по тексту или по части текста.
12. Чтение по ролям.
13. Комбинированное чтение (учитель- ученики).
14. Выборочное чтение:
— нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль;
— чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;
— чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки);
— чтение предложения, которое стало поговоркой (для басни);
— нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, с возмущением, с радостью, печально и т. д.;
— нахождение и чтение предложений , слов, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;
— нахождение и чтение образных слов и описаний;
15. Конкурсное чтение стихотворений.
16. Работа над заголовком:
— докажи, что заголовок выбран правильно ;
— выбери заголовок из предложенных;
— подбери к заглавию часть текста;
— расставь заголовки частей по содержанию текста;
Упражнения для развития выразительности чтения
1.Чтение слова с разными оттенками интонации.
2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
3. Упражнения для дыхания.
4. Упражнения для развития голоса.
5. Упражнения для дикции.
6. Чтение небольших стихов.
7. Прочитать, передовая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
8. Чтение по ролям, в лицах.
9. Использование «памятки»:
— представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
— читай чётко слова и окончания;
— выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
Источник
Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения
Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.
Процесс формирования навыков чтения
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.
В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:
- Восприятие данных слов. Сам процесс чтения подразумевает, что читающий по буквам догадывается о том, какие слова они обозначают. Чтение начинается только тогда, что читатель, смотря на буквы, может произнести или вспомнить слово, которое соответствует сочетанию этих букв. Соответственно, помимо зрения в этом процессе участвует память, ум и воображение.
- Понимание прочитанного материала. Каждое слово, которое мы прочитали, может вызвать в нашем сознании определенное изменение, которое обусловлено пониманием этого слова. Для одного слова в нашем сознании всплывает какой-то яркий образ, для другого – чувство и т.д.
- Оценка прочитанного. В формировании навыка чтения важен не только сам факт («я прочитал книгу»), а критическая оценка прочитанного материала.
Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.
Этапы формирования навыков чтения
Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:
- Овладение звуко-буквенными обозначениями.
- Послоговое чтение.
- Становление синтетических приемов чтения.
- Синтетическое чтение.
Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.
На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.
Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.
Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.
Особенности формирования навыков чтения
Существует 4 основных качества навыка чтения:
- Правильность. Под этим понимает процесс чтения, который происходит без ошибок, которые могут исказить общий смысл текста.
- Беглость. Это скорость чтения, которая измеряется количеством печатных знаков, которые прочитаны за 1 минуту.
- Сознательность. Подразумевается понимание читающим того, что он читает, художественных средств и образов текста.
- Выразительность. Представляет собой способность средствами устной речи передать основную мысль произведения и свое личное отношение к нему.
Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.
Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.
Методы и упражнения для формирования навыков чтения
В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.
Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.
Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.
Помимо этого, есть еще несколько методик:
- Метод Зайцева. Он предполагает обучение детей складам как единицам строения языка. Склад – это пара из согласной и гласной (либо из согласной и твердого или мягкого знака, либо одна буква). Склады пишутся на разных гранях кубика, которые отличаются по размеру, цвету и т.д.
- Метод Мура. Обучение начинается со звуков и букв. Весь процесс проводится в специально оборудованной комнате, где стоит печатная машинка, издающая звуки и названия знаков препинания и цифр при нажатии на определенную клавишу. Далее ребенку показывается сочетание букв, которые он должен набрать на печатной машинке.
- Метод Монтессори. Он предполагает обучение детей буквам алфавита, а также умению их узнавать, писать и произносить. После того, как они научатся объединению звук в слова, им предлагается соединять слова в предложения. Дидактический материал состоит из букв, которые вырезаны из шероховатой бумаги и наклеены на картонные таблички. Ребенок повторяет звук за взрослым, после чего обводит контур буквы пальцем.
- Методика Соболевой О.Л. Этот метод построен на «двуполушарной» работе головного мозга. Изучая буквы, дети познают их через узнаваемые образы или персонажи, что особенно упрощает изучение и запоминание букв у детей с нарушениями речи.
Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.
Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:
- Чтение строчек наоборот по буквам. Упражнение способствует развитию побуквенного анализа. Смысл прост – слова читаются в обратном порядке, т.е. справа-налево.
- Чтение через слово. Читать нужно не все слова в предложении, а перескакивая через одно.
- Прочтение пунктирно написанных слов. На карточках написаны слова, но в них пропущены несколько букв (вместо них нарисованы пунктирные линии).
- Чтение только второй половины слова. Читать нужно только вторую часть слова, первая при этом опускается. Упражнение способствует пониманию того, что вторая часть слова не менее важна, чем первая, тем самым происходит предупреждения опускания (либо чтение с искажением) окончаний слов в дальнейшем.
- Прочтение строчек с прикрытой верхней половиной. На текст накладывается лист бумаги, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта.
- Быстрое и многократное повторение. Ребенок должен как можно быстрее и несколько раз подряд повторять вслух строчку стихотворения или предложение. Правильность произношения крайне важна, поэтому при необходимости нужно останавливать и поправлять ребенка.
- Найди слова в тексте. Перед ребенком стоит задача как можно быстрее найти слова в тексте. Сначала они демонстрируются на картинках, затем озвучиваются учителем.
- Жужжащее чтение. Текст читается всеми учениками вслух, но вполголоса.
А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.
Источник