- Навруз Байрам — что это за праздник, традиции, обычаи
- История праздника
- Традиции и обычаи
- 13 день Навруза
- Самый весенний, яркий и всеми любимый узбекский праздник, как отмечают Навруз в Узбекистане
- Навруз Байрам 2020: традиции и обычаи национального праздника
- Когда возник праздник
- Традиции Навруза
- Новруз
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Навруз: Семь фактов, о которых вы не знали
- Джамшед, которому принадлежит Навруз
- Как связан Навруз с духами умерших?
- Почему огонь так важен
- Главная роль на Наврузе — женская
- Откуда взялись «Ҳафт син»?
- Анти-Навруз
- Где празднуют?
Навруз Байрам — что это за праздник, традиции, обычаи
Навру́з (Новруз, Нооруз, Наурыз, Наврез) (перс. نو روز — Now ruz, тадж. Наврӯз, курд. Newroz, узбекск. Navroʻz, туркм. Nowruz, казах. Наурыз, кирг. Нооруз, тур. Nevruz, азерб. Novruz, крым. Navrez) — праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов. Название Навруз (перс. نو روز — Now ruz) в переводе с персидского языка означает «новый день» .
Отмечается в день весеннего равноденствия: 21 марта в Иране, республиках Средней Азии и Закавказья, Как государственный праздник — 22 марта в Казахстане. Навруз является началом года также по календарю бахаи.
История праздника
Считается, что этому празднику более трех тысяч лет. Международным он официально стал лишь в 2009 году, когда ЮНЕСКО включила его в список нематериального культурного наследия человечества.
Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря.
Обычно Навруз Байрам отмечается в день весеннего равноденствия. В этот день солнце находится в созвездии Овна, а по представлениям древних, весь мир был сотворен именно в момент восхода солнца из головы Овна, и в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла.
Согласно историческим данным Навруз родился в одной из областей Ирана – Хорасане, которая расположена на северо-востоке страны. Предположительной датой рождения праздника, является дата, удаленная от нынешней на 3000 лет назад. В те же времена на территориях Ирана и сопредельных стран начало распространятся земледелие.
Этот праздник напрямую связан с зороастризмом. Навруз – праздник землепашцев, он связан с годовым циклом и календарем землепашцев.
Этот древний праздник символизирует на Востоке окончание зимы и обновление и пробуждение природы.
Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени.
Многие считают Навруз исламским праздником, однако следует отметить, что на территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения Ислама и возникновения Арабского Халифата.
Навруз, например, не празднуется арабами в Ираке. В Турции с 1925 года по 1991 год официально его празднование было запрещено. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор.
Как и у христиан, многие обряды связаны с язычеством, поэтому и Навруз чисто мусульманским праздником назвать нельзя. В этот день принято встречать весну, накрывать стол и загадывать желания.
Традиции и обычаи
Обряды Традиции празднования весеннего равноденствия лишь в незначительной степени варьируются из одной страны в другую, а также из региона в регион. Немного по-разному произносят его названия жители различных государств. Так, в Иране это Ноуруз, в Афганистане – Новруз, в Иране и Турции – Невруз.
От нашего Нового года этот праздник имеет значительное отличие. Его отмечают не ночью, а при свете дня. Однако, как и у нас, это событие семейное. При наступлении торжественного момента все должны находиться дома за праздничным столом. Вся семья непременно собирается вместе, чтобы встречать Навруз. Традиции предусматривают присутствие на праздничном столе, кроме кушаний, семи предметов. При этом их названия должны обязательно начинаться на букву «с». В их перечень входит рута (сэпанд), зелень пророщенных зерен (сабэн), чеснок (сир), яблоки (сиб), уксус (сэрке), тимьян (сатар), дикие оливки (синджид). Посреди стола обязательно находится большой каравай, именуемый сангаком, имеется здесь и сосуд с водой, в которой плавает зеленый лист, а также тарелки, на которых лежат крашеные яйца.
Традиции Навруза также пришли к нам из древности, они символизируют обновление и вход в «новую» жизнь. До наступления праздника нужно расплатиться со всеми долгами, убрать жилище и вокруг него, а также приготовить специальные праздничные блюда.
Это происходит по специальному ритуалу, который включает в себя составление хафт-сина и хафт-шин-а. Хафт-син состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «С» в персидском алфавите. Хафт-шин также состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «Ш» в персидском алфавите. Это знаменитый сумаляк (блюдо из проросшей пшеницы), сипанд, сирке (уксус), сэмени, сабзи (зелень) и некоторые другие продукты, в основном растительного происхождения.
Также на стол принято ставить зеркало, свечи и крашеные яйца. Эти предметы имеют символическое значение: свеча — огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало символизируют завершение старого года и наступление нового.
13 день Навруза
Празднование Нового года завершается днем на 13-й день Навруза Все должны выйти из дому или выехать за город, или на окраину села и провести весь день на лоне природы и этим освободиться от невзгод числа «13», которое считается «невезучим». Люди как бы стараются оставить в поле всевозможные невзгоды, которые могут случиться за год, а к вечеру возвращаются домой.
До наступления навруза каждый вторник вечером отмечаются «дни стихий»: день воды, огня, воздуха, земли, в соответствии с учением Авесты о видах зарождения жизни.
Каждая из предстоящих четырех недель – а вернее, четырех сред – посвящена одной из четырех стихий и называется соответственно, хотя названия иногда отличаются, в зависимости от региона. Четыре предшествующие празднику среды называются Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда).
Самой важной среди этих сред считается последняя – ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года), когда разворачиваются главные события. Этот день насыщен различными обрядовыми действиями и преследуют цель обеспечить благополучие себе, своей семье и в наступающем новом году, освободиться от всех бед и отвратить от себя и семьи неприятности и другие невзгоды. Все это в руках Аллаха, а не огня и глупых суеверных обрядов, которыми Сатана ввел в заблуждение, заставив поклоняться себе.
Ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года) отмечался с особой торжественностью. По поверью, если он совпадал с днем наступления Новруза, год ожидался особенно удачливым.
Огнепоклонники предают пламени священного огня свои мольбы. Язычники молятся, чтобы огонь защитил их от врагов и духов. Огонь является в их глазах олицетворением жизни. «Пусть у тебя потухнет костер» – было самое сильное проклятье в этих местах.
В общем, язычество (ширк) во всех проявлениях, которое берет свое начало из древности. Жители Междуречья, по свидетельствам древнегреческого летописца Страбона, собирались на Навруз в «Храме огня». Этим и объясняется широко распространенный сегодня обычай разжигать в дни празднования Навруза костры на улицах.
Источник
Самый весенний, яркий и всеми любимый узбекский праздник, как отмечают Навруз в Узбекистане
Приветствую вас уважаемые читатели, сегодня (21 марта) отмечают праздник Навруз, этот праздник отмечается во всех странах средней Азии и конечно же в Узбекистане
Я знаю, что среди моих подписчиков очень много жителей этой страны, поэтому- Навруз айёмингиз муборак!
Навруз- это символ весеннего обновления, плодородия и дружбы
На кануне праздника, люди приводят в порядок жильё, стараются расплатиться с долгами, те кто находятся в ссоре мирятся, дарят друг другу подарки, обязательно навещают больных и старых людей
В этот день принято собираться всем родным и близким за одним столом
А в Ташкенте на самой большой площади принято собирать гостей из различных городов страны, с раннего утра там собираются люди, кажется, что в этот день весеннее солнце светит ярче обычного
Творческие коллективы показывают театральные постановки, танцуют народные танцы, поют веселые песни, устраиваются народные состязания и соревнования между юношами
В этот день не только Ташкент празднует праздник, но и во всех регионах страны проходят народные гуляния, для жителей организуют различные конкурсы, народные игры, по всюду играет веселая музыка, все от мала до велика ходят в ярких национальных костюмах и тюбетейках
В казанах варятся традиционные блюда, всем известный Плов и Сумаляк, на местных ярмарках можно купить все что угодно, от традиционной посуды до традиционной одежды
Под чутким руководством ремесленников каждый желающий может попробовать соткать ковёр или сшить национальную тюбетейку
К сожалению прошлом году празднования отменили из-за пандемии, и я не попала на всенародное веселье, конечно я очень расстроилась, и о всех традициях и обычаях проведения этого чудесного дня, мне пришлось узнавать из первых уст, но мы с родными все равно накрывали стол полный традиционных блюд и сладостей ждали гостей и ходили в гости сами
В этом году, у меня снова не получилось попасть на праздник, и даже пойти в гости по семейным обстоятельствам, надеюсь, что в следующем году, я проведу этот день так как принято в Узбекистане
По рассказам своих близких, могу сказать, что празднование Навруза очень похоже на празднование Масленицы у нас в России
А как вы отмечаете этот день дорогие читатели?
Источник
Навруз Байрам 2020: традиции и обычаи национального праздника
Праздник Навруз совпадает с днем весеннего равноденствия, которое ежегодно выпадает на 20-21 марта.
Празднование Навруз Байрам в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления — он появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, то есть задолго до возникновения ислама.
Навруз Байрам — один из самых древних праздников на Земле — он символизирует начало новой жизни. В переводе с фарси «навруз» означает «новый день», а тюркское слово «байрам» — «праздник».
Навруз – сугубо народный праздник, связанный с пробуждением природы, наступлением тепла и началом сельскохозяйственных работ.
Когда возник праздник
Навруз приобрел официальный статус в персидской империи Ахеменидов в VI-IV веке до нашей эры.
Возникновения Навруза связывают с культом Солнца и именем Заратуштры -древнеперсидского пророка. Старейший источник, где празднование Навруза упомянуто — священная книга зороастрийцев «Авеста».
По учению Авесты, люди каждую весну должны отмечать появление жизни на земле, зарождавшуюся «в шести видах» (небо, земля, вода, животные, растения и человек).
Праздник за время своего существования отменяли не раз. Навруз и сегодня отмечают не во всех мусульманских странах. На Ближнем Востоке его празднуют только те народы, которые жили там еще до прихода арабов, которые Навруз не отмечают, и распространения ислама.
Как официальное начало нового года по солнечному календарю Навруз отмечают в Иране и Афганистане, а также в Индии, Иракском Курдистане, Македонии и так далее. Началом года Навруз считается и по календарю бахаи.
Навруз, как национальный праздник, в странах СНГ справляют татары, башкиры, киргизы, казахи, узбеки, таджики и многие другие народы. Название праздника, в зависимости от страны или региона, произносится по-разному — Новруз, Нуруз, Науруз, Наурыз, Невруз, Ноуруз и так далее.
В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас дату прихода Навруза с точностью до минуты вычисляют астрономы. В 2020-м День весеннего равноденствия наступит 20 марта в 03:49 UTC (всемирное координированное время) или 07:49 по тбилисскому времени.
Важность этого периода года для жизни людей, с давних времен, породила множество традиций и обычаев, связанных с культом природы и плодородия.
Традиции Навруза
Навруз, в древности, праздновали 13 дней, а в конце торжеств люди выходили в поле и встречали Новый год. Этот обычай сулил счастье и благополучие на весь предстоящий год.
Древней традиции, по сей день, следуют в некоторых странах, в том числе и в Иране, где 13-й день весны принято проводить вместе со своими родственниками на природе.
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Источник
Новруз
Из Википедии — свободной энциклопедии
Ростки пшеницы — популярный символ праздника
Новруз, также Навруз [2] [3] [4] (от перс. نوروز «новый день»; также Международный день Навруз [5] , каз. Наурыз ; 21 марта) — праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Новруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям [6] .
Официальный статус Новруз приобрел в Ахеменидской империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после арабских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.
Следует отметить, что на территории Ближнего Востока Новруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения ислама и возникновения Арабского халифата. Соответственно, Новруз, например, не празднуется арабами. В Турции с 1925 года по 1991 год официально празднование Новруза было запрещено. В Сирии празднование Новруза запрещено до сих пор.
30 сентября 2009 года Новруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Навруз [7] .
Источник
Навруз: Семь фактов, о которых вы не знали
В этом материале нет описания Навруза в том виде, в котором мы привыкли его видеть сегодня. В результате небольшого исследования здесь мы предоставляем вашему вниманию семь фактов о Наврузе, о которых большинство отмечающих его даже не подозревали.
Говоря о древних корнях праздника, большинство ученых ссылаются на «Шахнаме» (Книга Царей) Абулькасима Фирдоуси (X-XI века), который в своем эпосе рассказывает о персах/арийцах со времен сотворения мира и до захвата империи арабскими завоевателями (VII век). Однако первые упоминания о Наврузе содержит и еще более старая книга «Авеста» — священное писание одной из древнейших религий мира, зороастризма, которая была распространена на территории современных Центральной Азии, Закавказья, Ирана, Афганистана и Пакистана до ислама. Об истории Навруза также упоминают в своих поздних трудах Бируни, ат-Табари, древнегреческий историк Страбон и многие другие.
Опираясь на все эти исторические документы, редакция интернет-портала «Россия для всех» попыталась разобраться в истории Навруза, смысле его традиций и символик , а также понять, насколько размылись те понятия, которые изначально закладывались в сам праздник и его обряды, в отрыве от сегодняшнего представления о празднике.
Джамшед, которому принадлежит Навруз
В период празднования Навруза всегда можно услышать пожелания «Наврӯзи Джамшедӣ муборак бод», что дословно можно перевести как «Поздравляю с Джамшедовым Наврузом». Большинство исследователей и историков полагают, что Навруз начали праздновать именно при царе Джамшеде, праправнуке царя Каюмарса. Об этом свидетельствуют и труды Хайяма Нишапури, Абу Рейхана Бируни и Абулькасима Фирдоуси, дошедшие до наших дней.
Согласно эпосу Фирдоуси «Шахнаме», Джамшед учредил праздник в третий период (каждый из которых состоял из 50 лет) своего 700-летнего правления, а уже последующие 300 лет люди под его правлением жили в мире и покое. Отсюда и сочетание «Навруз Джамшеда», или «Джамшедов Навруз»:
. Словно Солнце небесных высот,
Сиял повелитель прославленный тот.
Сходился народ на его торжество,
Дивился величью царя своего.
Джамшида, осыпав алмазным дождем,
Назвали тот радостный день Новым днем.
То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин.
Забыв о заботах, не помня кручин,
Под говор струны, за ковшами вина,
Вся знать пировала, веселья полна.
И люди тот праздник святой сберегли,
Как память о древних владыках земли.
Датой праздника стал день хормоз месяца фарвардин — первый день нового года по астрономическому солнечному календарю, что по сегодняшнему календарю приходится на 21 марта.
Фото: © Peretz Partensky, Flickr.com
Как связан Навруз с духами умерших?
В древние времена (в зороастризме) считалось, что за 10 дней до наступления месяца фарвардин, то есть окончания года и наступления Навруза, души умерших предков начинают спускаться с небес, чтобы погостить у своих потомков и увидеться с ними.
Поэтому практика приготовлений к этому празднику заблаговременно началась еще тогда: убирают дома и кварталы, надевают новую одежду, зажигают огонь и благовония, распространяя приятный запах по всему жилищу — все для того, чтобы с рассветом первого дня месяца Фарвардин (началом Навруза) фравахары (духи) умерших могли вернуться в свою духовную обитель радостными и удовлетворенными, зная, что их потомки пребывают в гармонии с природой.
В «Авесте» по этому поводу говорится: «Благие, могучие, праведные, святые фравахары мы почитаем, которые перед праздником Хамас-пат-майдьом (то есть Наврузом) спускаются из своей обители и в течение 10 дней и ночей они ходят там, осведомляясь».
Из этого обычая в наши дни и осталась привычка приобретения и ношения новых нарядов.
Почему огонь так важен
Кроме того, что Навруз являлся предвестником лета (и ежегодной победы доброго духа над злым), в зороастризме этот праздник был еще посвящен непосредственно огню, который считался жизненной силой и одним из главных объектов поклонения.
Основным его предназначением в древние времена были проводы духов: в ночь перед Наврузом на рассвете люди провожали фравахары, зажигая огни на вершинах холмов или на крышах домов, и молились об их удовлетворении, прося вернуться вновь в следующем году.
Во времена же правления Ахеменидов (VI-IV века до нашей эры) и Сасанидов (III-VII века) каждый год в храмах проходили поклонения огню, его разжигали как на крышах домов, так и на праздничных столах (свечи).
Страбон писал, что «в самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».
В наше время на территории Таджикистана и в других регионах компактного проживания таджиков из этой практики в основном остались только свечи на столах. Хотя относительно еще недавно, 100-150 лет назад, в Самарканде в канун праздника разжигали большие костры, прыгали через них, тем самым прося от природы обильного урожая и защиты от злых духов и джиннов (в некоторых отдаленных районах страны этот обычай сохранился, но стал лишь символическим). Прыгали даже женщины с грудными детьми, думая, что благодаря этому на протяжении всего года будут избавлены от напастей и несчастий.
Фото: © Jean-Pierre Dalbéra, Flickr.com
Главная роль на Наврузе — женская
Мало кто сейчас знает, но матерям в этот праздник отводилась очень значимая и, можно сказать, основная роль. За два месяца до праздника хозяйка начинала шить новую одежду и обувь для всей семьи и старалась, чтобы никто не остался в старой одежде в Навруз, особенно дети. В канун праздника под ее руководством убирался весь дом, вытиралась пыль и, конечно, готовились традиционные и праздничные блюда. Кстати, именно женщина готовила все необходимое на крыше дома для костра — хворост, заранее принесенную масляную или керосиновую лампу, сосуд с водой и прочее. Также именно она брала из домашнего очага в виде пламени немного огня, помещала его в маленький атешдан (приспособление для переноски огня) и поднимала его на крышу, а за нею следовали все остальные члены семьи.
Раньше родственники и соседи (женская часть) для подготовки к обрядам и приготовления традиционного хлеба и кушаний поочерёдно за пять дней начинали ходить по домам и помогать друг другу в подготовке к празднику. Особенно практиковалось это в деревнях.
Откуда взялись «Ҳафт син»?
Наиболее распространённое объяснение «Ҳафт син» — семь блюд/плодов, названия которых начинаются на ﺱ (в иранском алфавите буква называется «Син»). По традиции, которая сохранилась в наши дни, практически везде, где Навруз празднуется, как один из главных и неотъемлемых его атрибутов во время наступления Нового года на праздничном столе раскладывали «Ҳафт син», каждый из которых имел свое значение: сир (чеснок — символ медицины), сиб (яблоки — символ красоты и здоровья), сабзӣ (зелень (злаки) — символ возрождения природы), сенҷед (плоды лоха — символ любви), серке (уксус — символ мудрости и терпения), саману (хлебный пирог — символ достатка), сомаг (сумаҳ (вид специи) — символ рассвета).
Однако некоторые историки предполагают, что изначально это было «ҳафт шин», а на стол раскладывали молоко (шир), сахар (шакар), сладости (ширинӣ), шербет и прочее, а «Ҳафт шин» постепенно преобразовалось в «Ҳафт син». И только после стали обязательными как «Ҳафт син», так и «Ҳафт шин».
Другие считают, что сначала было «Ҳафт чин», т.е. семь видов сбора (от глагола «чидан» — собирать) с деревьев, что со временем изменилось в «хафт син».
Среди ученых также распространена теория, что во время правления Сасанидов (III-VII века) из Китая начали привозить разрисованные большие тарелки, которые стали называть «чинӣ» (китайские — Китай на персидском «Чин») и на которых раскладывали на Навруз фрукты, сладости и другие блюда — в общем семь наименований — и ставили эти подносы на праздничные столы. То есть ученые не исключают версии, что от словосочетания «Ҳафт чинӣ» (семь китайских) и образовалось сегодняшнее «Ҳафт син».
Фото: © Mohammadali Fakheri, Flickr.com
Анти-Навруз
Сегодня уже мало кто не знает, но существовал и некий «противовес» Наврузу. Согласно древнему календарю, год делился на два сезона, один из которых, летний, открывал Навруз, длившийся семь месяцев, а второй, зимний, длившийся пять месяцев, открывался праздником Меҳрган — с первым днем месяца меҳр (что в переводе означает любовь, дружбу) солнечного календаря, соответствующим 23 сентября. Это день также приходится на равноденствие, после которого ночь начинает становиться длиннее.
Праздник Меҳрган был вторым по значимости после Навруза и отмечался шесть дней. Фирдоуси в «Шахнаме» пишет, что возникновение этого праздника связано с победой кузнеца Каве над тираном Заххаком, которого после долгих усилий при поддержке всего народа заковали в цепи, а после выбрали царём Фаридуна.
Где празднуют?
Навруз объявлен государственным праздником в Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Косово, Кыргызстане, Иране, Ираке, Казахстане, монгольской провинции Байан-Огли, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, а также в таких российских регионах, как Башкортостан и Татарстан. В период празднования граждане отдыхают от трех до семи дней в зависимости от страны.
Кроме того, его отмечают в Индии, Казахстане, Македонии, Пакистане, Турции и некоторых районах Дагестана и Чечни в России.
Источник