Что значит наука как сфера деятельности
Библиографическая ссылка на статью:
Текеев И. Наука как деятельность // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/77206 (дата обращения: 16.12.2021).
Сейчас, в начале XXI века мы можем с полной уверенностью заявить, что ни одна сфера духовной культуры не оказала настолько значимого воздействия на социум, так же как наука. И в нашем миропонимании, и в обществе находящихся вокруг нас объектов, мы везде где только можно, сталкиваемся с результатами ее формирования. Почти со всеми из них мы срослись настолько, что уже никак не предрасположены их подмечать или тем более видеть в них особые заслуги.
Ни с чем не сравнимы и темпы собственного подъема и преобразования науки. Любые, в том числе и величайшие, профессора и ученые обречены на то, что приобретенные ими результаты со временем станут переформулированы, проявлены в другом языке, а их мысли станут преобразованы. Идеи и мысли уже после их опубликования начинают существовать независимой жизнью, независимой воле и вожделениям их создателей. В некоторых случаях получается таким образом, что ученый вплоть до конца своей жизни не может принять того, во что перевоплотились его мысли. Они ему уже больше не принадлежат, ученый не в силах угнаться за их развитием и контролировать их применение.
Не удивительно, что сейчас наука зачастую оказывается предметом ожесточенной критики, её осуждают в абсолютно во всех смертных грехах, в том числе и в аварии Чернобыля, и экологических кризисах в мире. Однако, такая критика во-первых — только косвенно еще больше восхваляет огромную роль науки, потому что никому не придет в голову обвинять в таком нынешнюю музыку, искусство или зодчество. А во-вторых, нелепо и странно винить науку в этом, что социум почти никогда не использовала ее результаты себе во благо.
Сказанное ранее достаточно, для того чтобы осознать, то что наука — это достойный объект изучения. В наш период наука оказалась под перекрестным объединением многих дисциплин, включая социологию, историю, экономику, психологию, науковедение.
Наука, имея множественные определения, представляется в нескольких ипостасях. Так, она подразумевается и как форма деятельности, и как система или совокупность дисциплинарных познаний, равно как обычаи, т.е. совокупность общепринятых норм (культура) передаваемая от поколения к поколению в сообществе ученых или же как социальный институт. Наука многоаспектна и многогранна, однако в первую очередь она предполагает собой производство знаний. В то же время наука – это конкретная человеческая деятельность, обособленная в процессе распределения труда и нацеленная на приобретение знаний. Непосредственно именно такое понимание науки особо отмечал Владимир Иванович Вернадский: “Ее [науки] содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей”[4]
В другом толкований, наука выступает как система знаний, соответствующий аспектам объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обрести себе независимость и существовать нейтрально по отношению к идеологическим и политическим ценностям. То, ради чего армии ученых растрачивают свои жизни и кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий науку элемент и представляет собой главную ценность науки. Именно поэтому один из основателей современного науковедения Дж. Бернал отмечал, что дать определение понятию науки по существу невозможно. Можно лишь обозначить пути, следуя которым мы можем приблизиться к пониманию того, чем является наука. Для этого, наука должна стать предметом структурного разбора и анализа, в процессе которого разделяются ее главные составляющие, раскрываются содержательные и многофункциональные свойства всякого их них, что позволяется значительно углубить обыденное представление о науке и различные чиста дескриптивные модели её описания. [6]
К главным структурным составляющим науки как системной целостности или важнейшим характеристикам бытия науки относятся:
— наука как деятельность;
— наука как знание;
— наука как социальный институт.
Наука как деятельность представляет созидательный процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на создание и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности.
Особый анализ научной деятельности дозволяет укрепить ряд отличительных признаков науки, обосабливающее её от иных типов духовно-познавательной деятельности и, а именно, различных форм обыденного или неспециализированного познания, которые очень часто употребляются в ежедневной жизни человека и конституируют в так именуемую «логику» здравого смысла. В структуре любой, в том числе и научной, деятельности можно вычленить такие её составляющие, как субъект, объект, средства и способы, программы и цели, результаты или составляющие. Именно по этим параметрам научная деятельность значительно различается от остальных типов познавательной деятельности и форм образования знаний. К примеру, в актах ежедневного либо неспециализированного познания субъект, как это бывает, создается в процессе природной социализации и усвоения наследственных навыков познавательной деятельности. В науке же формируется особая система профессиональной социализации, которая подразумевает освоение субъектом большего массива знаний, навыков, форм и способов коммуникации.
Наука создает особый мир идеализированных объектов, такую предметную реальность, которая не представлена в реальных формах практической деятельности человека или в его обыденно эмпирическом опыте. Предмет науки – это всегда результат творческого конструирования такого типа реальности, который может быть освоен лишь в будущих формах практики. [7]
Нынешняя наука применяет множество различных и тщательно приспособленных к исследуемым предметным комплексом способов познания природы, социума и религиозно-психической реальности. Из их числа выделяют:
— материальные средства, составляющие экспериментально-измерительную или приборную базу современной науки;
— концептуально-логические средства, в состав которых входят специализированные искусственные языки и категориальные системы.
— математические средства, включающие в свой состав различные системы математических языков и формализмов, объяснения и предсказания исследуемых явлений и процессов. [9]
Одна из особых отличительных черт научно-познавательной деятельности считается соответствующая ей методологическая рефлексия, нацеленная на осмысление и многократную оценку используемых познавательных действий, а также создание системы особых способов и средств, призванных улучшить эти действия и содействовать достижению объективно-истинного знания об исследуемой действительности. Методы и формы получения знаний не осознаются и не анализируются. Они как бы «расплавлены» в ткани реальных познавательных действий и усваиваются субъектом непосредственно в процессе воспитания, естественной социализации и приобщения к определённым обычаям и традициям. [8]
Научная деятельность значительно отличается от остальных видов и форм познания также по конечному продукту. Каждая познавательная деятельность в идеале должно быть ориентировано на то, чтобы заполучить знание или информацию об изучаемом феномене. Но в разных формах и на различных уровнях познания данная информация специфицируется сообразно ряду немаловажных признаков. В её содержании могут быть показаны объективно-предметные стороны жизни и процессов действительности. Она имеет возможность закреплять субъективно и личностно значимые переосмысления социального мира и мира культуры. Это может быть информация о программах и ценностях, о целях возможных действий деятельности личности, общественной группы или социума в целом. При этом принципиально важно закрепить те характеристики и параметры, которые отличают научное знание как особый вид информации и окончательный продукт научно-познавательной деятельности. Предоставленная характеристика науки подразумевает её анализ как особой системы знания.
Подведем итоги. Наука это деятельность, которая осуществима только благодаря ценностям, которые складываются из множества традиций, в пределах которых эта деятельность осуществляется. Наука сама может быть рассмотрена как специфический тип обычаев, передаваемых через поколения в человеческой культуре.
Когда наука выступает как система знаний, соответствующий аспектам объективности, истинности, адекватности, научное знание пробует получить себе зону автономии и существовать нейтрально по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, из-за чего ученые тратят свои жизни, есть всеобъемлющая истина, она выше всего, она есть определяющий науку элемент и представляет основную ценность науки.
Библиографический список
- Бакланов И.С. Функционирование знания и социальная рационализация в период тотальности религиозного мировоззрения // В сборнике: Социум и религия . Философский альманах. Ставрополь, 2010. С. 50-62.
- Бакланов И.С., Синельников М.Б. Философия науки и научно-информационной деятельности . Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002.
- Бакланова О.А. Понимание как метод социального познания // В сборнике: Актуальные проблемы социогуманитарного знания . Сборник научных трудов. Ставрополь, 2009. С. 91-94.
- Вернадский В. И. Проблемы биохимии. – М., 1988. С. 252.
- Зеленков, А.И. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – 2-е изд., доп., испр. – Минск: ГИУСТ, 2011., – 479 с.
- Зеленов, Л.А. История и философия науки: учебное пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Флинта: Наука, 2008., – 431 с.
- Зуев, В.В. К вопросу о генезисе научной теории / В.В. Зуев // Вопросы философии. – 2011. – №1. – С. 98-105.
- Кашперский, В.И. Проблемы философии науки: учебное пособие / В.И. Кашперский. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007., – 122 с.
- Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник
Что такое наука — ее виды и функции, признаки научного подхода
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наука – это добывание истины, процесс трудный, кропотливый и одновременно интересный, захватывающий.
Научная сфера – одна из тех, где творческий потенциал человека раскрывается по максимуму: итогом этой деятельности становится внутреннее развитие самого исследователя и обогащение мира новым открытием.
Посвятивший себя и свою жизнь науке, точно знает, что живет не зря. Поэтому сегодня мы рассмотрим, что это такое, зачем нужно (функции науки), ее виды и то, какой подход можно считать научным.
Наука — что это
Термин «наука» произошел от славянского слова «укъ», что значит учение.
В привычном понимании наука – это человеческая деятельность, направленная на познание окружающего мира, выражающееся в сборе и систематизации полученной информации.
Отсюда следует вывод, что именно знания представляют собой цель, средство и продукт науки. Добываются знания путем выдвижения гипотез и теорий, которые проверяются на предмет их истинности и ложности.
Еще одно определение науки звучит следующим образом:
наука – это постоянно развивающаяся совокупность результатов интеллектуального труда, полученных в рамках отдельных научных направлений или отраслей.
Интересно, что наука в широком смысле сама является предметом для изучения: этим занимается Науковедение.
Первые научные труды появились примерно 5 тысяч лет назад в тот момент, когда люди придумали письменность. То есть получили возможность сохранять знания, анализировать и передавать их другим.
Фактография, в свою очередь, породила историю. Дальнейший интерес человека к звездам, животным, устройству механизмов, явлениям природы способствовал появлению биологии, математики, астрономии и других научных течений, которые стали различать только после XVII века нашей эры.
До этого современные научные отрасли назывались писанием, ремеслом и другими примитивными словами.
Антиподом данного термина является псевдонаука – деятельность, которая только представляется научной, но не является таковой на самом деле. Лженауки возникают из-за недостатка научных знаний, как элемент юмора или как акт протеста официальным видам наук. Примерами здесь могут послужить нумерология, эзотерика (что это?), астрология, гомеопатия и другие.
Если вы готовитесь к ЕГЭ, то вам пригодится этот ролик, где по полочкам разложены все возможные варианты трактовки термина «наука», показано как отличить научные знания от ненаучных, ну и, конечно же, виды и функции науки расписаны:
Видео отлично поможет в подготовке, но все же я бы посоветовал вам прочить эту статью дальше, чтобы все встало на свои места.
Виды наук
Существуют различные виды науки: их первая классификация принадлежит Аристотелю, разделившему их на практические, теоретические и творческие.
В настоящий момент общепринятая классификация по видам выглядит следующим образом:
- естественные – это науки о природе, происходящих в ней процессах, закономерностях. Сюда входят астрономия, биология, физика, химия, анатомия, геология, геофизика и другие. Эти виды наук занимаются в основном сбором информации. Когда-то ученые, собирающие данные о мире, назывались естествоиспытателями;
- технические – применяют полученные знания с целью развития технологий и техники. Речь идет об электротехнике, механике, радиотехнике, информатике и других;
- гуманитарные и общественные – это науки, изучающие человека и его взаимоотношения в обществе. Например, обществознание, философия, психология (что это?), социология (что это?), история, педагогика, экономика, политология (это о чем?), юриспруденция (что это?) и т.д.
Функции науки
Функции науки – это определенные проявления, позитивным образом воздействующие на общественность.
В настоящий момент выделяют 5 основных функций:
- Познавательная – является ведущей, так как на ней строится вся научная деятельность. Ее суть заключается в производстве новых знаний путем исследования природы мира и человека, постижения законов и явлений среды, выдвижении прогнозов.
- Мировоззренческая (прогностическая) – тесно связана с познавательной функцией: на основе знаний формируется научное восприятие мира. Например, мы все точно знаем, что дождь представляет собой осадки, закономерное явление природы, а не слезы бога, как когда-то думал дикий человек.
- Производственная (практически-действенная) – внедрение полученных, а главное, доказанных знаний в производство. Это разработка новых идей, инноваций и научных технологий.
- Социальная – состоит в использовании продуктов научного труда в государственных программах, направленных на социальное и экономическое развитие страны.
- Культурная функция проявляется в развитии и воспитании, реализуемых через систему образования, просветительскую деятельность, работу СМИ. Научные достижения прямым образом влияют на учебные программы, методологию и формы обучающего процесса.
Три кита науки
Чтобы глубже понять, что такое наука, нужно ознакомиться с ее структурой, представляющей собой 3 основания, без которых наука не является наукой.
- Идеалы и нормы – регулируют научную деятельность, выражают собой представления о целях науки и средствах их достижения. Это законы, по которым строятся описания, доказательная база, обоснования и проводится организация знаний.
Проще говоря, если вы хотите измерить температуру на улице или определить направление ветра, то облизанный палец, поднятый вверх, не будет считаться научным методом.
Научное мировоззрение – исторически сложенные, научно доказанные факты об устройстве мира. При чем таких «миров» много — каждый существует в контексте своей научной отрасли (мир физики, математики, биологии). Например, на уроках химии дети изучают различные химические процессы.
Шипение и бурление в пробирке воспринимаются ими, с научной точки зрения, как закономерная реакция на взаимодействие двух или нескольких реактивов. А если бы такой «фокус» увидел человек времен неолита, то принял бы происходящее за божественное проявление, так как его картина мира выстроена сквозь призму мифологического сознания.
Научное мировоззрение дает представления об объективной реальности, типах и взаимосвязей объектов, пространственно-временной структуре.
Научно или нет
Отличительной чертой научного подхода в изучении феноменов окружающего мира являются честность и непредвзятость. Без них настоящей науки не бывает, поэтому исследователь должен постоянно взращивать и развивать в себе эти качества.
И все же процент получения субъективных данных остается довольно высоким, так как человеческий фактор никто не отменял. В таком случае истинность добытой опытным путем информации сводится к нулю.
Например, в вашей голове возникло некоторое предположение – это гипотеза, которую хочется проверить. В это время у вас уже имеется мысленное представление результата, который вы желаете получить. После проверки на деле своей задумки выясняется, что итог несколько отличается от того, к которому вы стремились.
Предвзятое отношение в данном случае проявится в том, что вы, как экспериментатор, проигнорируете мелкие несовпадения и возьмете за истинные данные те, которые для вас желанней и удобней. Такая наука – это, по сути, фальсификация знаний.
Говорить о нечестности в выше упомянутом случае можно будет в том случае, если вы начнете подгонять результаты опыта под нужные параметры, изображая полное подтверждение выдвинутой гипотезы.
Пример: совсем недавно группа психологов решила перепроверить научные работы своих коллег, опубликованные в течение последних десятилетий. В случайном порядке были выбраны 100 исследований и несколько независимых специалистов, которые пытались повторить описанные эксперименты, соблюдая прописанную методологию.
Каково же было удивление, когда обнаружилось, что почти 80% вновь полученных результатов не совпадали с теми, что были указаны в проверяемых докладах. Такой поворот событий изрядно подмочил репутации психологии, как науки. Однако, ученые замяли это дело, объяснив обнаруженный факт недостаточным уровнем знаний специалистов тех лет.
Такие действия ученых могут иметь весьма плачевные последствия. Часто бывает, что в итоге малограмотных исследований и притянутых за уши данных, создаются искусственные теории, которые претендуют на звание новой научной отрасли. Но сталкиваясь с критикой профессионалов, несостоятельные построения разлетаются на куски. Благодаря этому современная наука имеет достаточно прочную фундаментальную основу.
Признаки научного подхода
Наука и ее методология меняются со временем вследствие шагающего прогресса и усовершенствования знаний.
Современная структура научного подхода выглядит следующим образом:
- сначала ученый наблюдает за интересующим его явлением или объектом природы, описывает его, измеряет его качественные и количественные параметры;
- затем собственные наблюдения подвергаются анализу – исследованию частей целого, построению их системы, выявлению взаимосвязей элементов, расставление приоритетов между важным и второстепенным в этом целом;
- далее происходит синтез – это обобщение изучаемых частей и выдвижение научной гипотезы или теории;
- на четвертом этапе прогнозируются возможные следствия из выдвинутых теорий с помощью логических методов рассуждения;
- стадия критического эксперимента – ученый опытным путем проверяет свои догадки и выдвинутые предположения. Происходит отбрасывание ложных результатов. А те, что более или менее близки к гипотезе, в дальнейшем проверяются более тщательно.
Научная методология дает возможность получать максимально объективные, истинные знания и не искажать рациональное представление о мире, не опускаться до мифического и иллюзорного мышления.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Хорошая статья, спасибо!
В широком смысле — то, что направлено на познание окружающей действительности. Без науки общество до сид пор бы не вылезло из пещеры и не знало ни огня, ни каменных орудий труда, так как создание элементарных удобств — тоже наука))
Сейчас очень остро стоит вопрос этики в научной деятельности, а также того, что имеет большую ценность — жизнь и экология, или новые открытия.
Источник