- Научный эксперимент
- Содержание
- Специфика развития
- Важные понятия
- Литература
- Опыт и эксперимент – что это и отличия
- Определение понятий
- Сравнение
- Выводы
- Значение словосочетания «научный опыт»
- Значение слова «научный»
- Значение слова «опыт»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к словосочетанию «научный опыт»
- Синонимы к словосочетанию «научный опыт»
- Предложения со словосочетанием «научный опыт»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «научный опыт»
- Сочетаемость слова «научный»
- Сочетаемость слова «опыт»
- Понятия, связанные со словосочетанием «научный опыт»
- Афоризмы русских писателей со словом «научный»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «научный»
- Значение слова «опыт»
- Предложения со словосочетанием «научный опыт»
- Синонимы к словосочетанию «научный опыт»
- Ассоциации к словосочетанию «научный опыт»
- Сочетаемость слова «научный»
- Сочетаемость слова «опыт»
- Морфология
- Правописание
- Карта слов и выражений русского языка
- Правила проведения эксперимента в научной деятельности
- Что такое научный эксперимент?
- Основные характеристики научного эксперимента
- Инструкция по проведению научного эксперимента
Научный эксперимент
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.
Содержание
Специфика развития
Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Кант, Г.Гегель и другие классики философии. В то же время в работах этих авторов методология науки представала в обобщенном и слабо различенном виде, совпадая с исследованием общей идеи научности и ее базовых принципов. В частности, Аристотель и Ф.Бэкон классифицируют научное знание и предлагают два основных метода получения достоверной информации о природе и человеке: логико-дедуктивный и экспериментально-индуктивный. И.Кант разрабатывает общие границы познавательных способностей, а Ф.Шеллинг и Г.Гегель пытаются создать универсальную систему научного знания. Данные исследования имели более отвлеченный характер, в силу того, что наука не играла вплоть до сер. XVIII — н. XIX какой-либо существенной практической роли в социальной жизни.
Вместе с прогрессом общественных отношений и выдвижением технологической сферы и промышленного производства на передний план в социуме наука приобретает большое значение в отношении разработок новых технологий и рациональных принципов упорядочивания форм производственной деятельности. Обретают реальный смысл так же и теоретические исследования в области методологии науки. В работах О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма и других авторов разрабатываются уже не просто принципы общенаучного знания, но конкретные варианты методов научно-познавательной деятельности, причем во многом ориентированной на мир социальных связей и отношений.
Особое значение в становлении методологии науки имели исследования Дж. Буля, Г.Фреге, Ч.Пирса в области логико-математического знания. Эти авторы заложили основы формализации норм и процедур мыследеятельности, тем самым раскрыв пространство формализации и математизации логического знания и позволив использовать логико-методологические наработки естествознания в гуманитарных науках.
Не меньшее значение имело становление электродинамики, релятивистской и квантовой механики, поставивших под вопрос основы классической физики И.Ньютона. Открытия М.Фарадея, Дж. Максвелла, А.Эйнштейна, М.Планка и других ученых позволили не только внести ясность в природу некоторых фундаментальных явлений и процессов (электричество, свет и др.), но повлияли на область методических установок науки в целом. В частности, развитие квантово-релятивистской механики привело к возобладанию сугубо математических подходов к выдвижению и обоснованию теоретических положений. Такие положения служили уже не просто целям обобщения групп экспериментальных данных наблюдения, но выступали самостоятельными регулятивами научно-познавательного процесса. Выдвижение сугубо умозрительных конструкций стало признаваться равноправным участником научного исследования наряду с наблюдением и экспериментом и зачастую даже более предпочтительным, поскольку позволяло сокращать время между выдвижением теории, ее разработкой и внедрением в практику.
Все это привело к бурному прогрессу науки в ХХ веке, превращению ее из сугубо познавательного интереса любителей «чистой» истины в сферу профессиональных отношений, имеющих не малое влияние на экономическую жизнь общества (вплоть до трансформации науки в разновидность бизнеса).
Важные понятия
- научный метод (от греч. methodos) — это упорядоченный способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине
- теория (от греч. theoria наблюдение, исследование) — это сложное многоаспектное явление, которое включает:
- обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества
- совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел
- гипотеза (от греч. hypothesis основание, предположение) — это:
- научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией
- условие применения правовой нормы (в юриспруденции), приобретения каких-либо прав (например, достижение определенных лет для получения пенсии по возрасту)
- наблюдение — это в общем и целом целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, а в частности в науке — восприятие информации на приборах, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента)
- эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий
Литература
Баскаков, А. Я., Туленков, Н. В. Методология научного исследования: Учеб. пособие. — Киев, 2004. — 216 с. ISBN 966-608-441-4
Куликов, С. Б. Вопросы становления предметной и проблемной области философии науки. — Томск, 2005. — 200 с. ISBN 5-84928-201-2
Куликов, С. Б. Основы философского анализа науки: методология, смысл и цель. — Томск, 2005. — 184 с. ISBN 5-89428-215-2
Степин, В. С. , Елсуков, А. Н. Методы научного познания. − Минск, 1974 − 152 с.
Источник
Опыт и эксперимент – что это и отличия
Опыт и эксперимент – слова, которые слышал каждый человек. Часть людей посвящает им свою дальнейшую жизнь, производя научные исследования, открывая новые направления в науке. Обычные же люди не сразу могут объяснить, чем опыт отличается от эксперимента. Для того чтобы выяснить, существуют ли между терминами отличия, потребуется провести детальное сравнение, затрагивающее основные характеристики каждого из них.
Определение понятий
Для того чтобы провести эксперимент или поставить опыт, необходимо иметь набор знаний, умений и навыков в определенном научном направлении. Здесь не достаточно только одного энтузиазма или любопытства, поскольку, как опыт, так и эксперимент базируются на уже имеющихся научных знаниях или выдвинутых гипотезах, которые нуждаются в подтверждении. Для обычного человека, далекого от научных изысканий, может показаться, что между опытом и экспериментом нет существенной разницы, но это не так. Объединяет термины то, что каждый из них имеет отношение к науке и исследованиям, но подходы к исполнению отличаются, так же как и цели, поставленные перед человеком.
Эксперимент представляет собой метод научного изыскания, познания и поиска новых путей. В ходе его проведения выделяются определенные исследовательские объекты, которые будут перенесены в особые условия. Затем происходит их погружение в искусственно или специально переделанную под них среду. За всеми происходящими после этого изменениями следят специальные люди — экспериментаторы. Основная цель проведения эксперимента – проверка существующих сведений или выдвинутой гипотезы, которая требует практического подтверждения, поиск новых доказательств и фактов по определенной научной теме.
Опыт – основной метод исследования в различных научных сферах, процесс, целенаправленное действие, направленное на решение конкретной задачи. Основная цель опыта заключается в подтверждении или опровержении имеющейся гипотезы, мнения. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, приспособления или наборы инструментов. Особенность – пространство для проведения опытов всегда ограничено.
Сравнение
Экспериментом принято называть метод исследования, осуществляемый в управляемых человеком (специалистом в данной области) условиях для подтверждения гипотезы. В процессе он активно принимает участие в происходящем, влияет на ситуацию. Опыт предполагает, что его проведение может осуществляться командой непрофессионалов. Некоторые опыты ставятся с целью обучения. Также нужно учитывать и еще одно различие между понятиями: эксперимент – научная работа, проводящаяся впервые. Необходимость ее заключается в том, чтобы найти обоснованное подтверждение гипотезе. Опыт же осуществляется для того, чтобы подтвердить, что заранее определенный результат достижим. Общим для терминов является тот факт, что люди принимают участие во всех процессах, управляют ими и при необходимости вносят коррективы в созданную среду.
Эксперимент преследует определенную заранее цель, которая является для ученого основной. Это научный способ проверки идей или мнений, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении специалиста или исследователя. Опыт может выполняться без конкретной цели. Его можно провести неожиданно. Конечный результат не определен, но примерный результат известен благодаря теоретическим сведениям по теме опыта.
Выводы
Различия между опытом и экспериментом имеются. Они не столь значительны, но оказывают влияние на ход выполнения и подготовки к работе. Их главная цель – подтверждение уже известных сведений. Люди принимают в них активное участие, не ведут простое наблюдение, но взаимодействуют с объектом, определяют его направление, среду, в которой он находится, время начала и окончания работ, этапы. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт необходим, чтобы закрепить теоретические знания практическими действиями. Эксперимент ставится 1-2 раза, опыты можно проводить неопределенно много. Цели при проведении эксперимента обозначаются заранее. Опыт же не имеет строго обозначенных задач, он осуществляется спонтанно.
Источник
Значение словосочетания «научный опыт»
Значение слова «научный»
НАУ́ЧНЫЙ , —ая, —ое; —чен, —чна, —чно. 1. только полн. ф. Прил. к наука (в 1 знач.). Научная проблема. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «опыт»
О́ПЫТ , -а, м. 1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п. Опыт новаторов производства. Обмен опытом. (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова черешок (существительное):
Ассоциации к словосочетанию «научный опыт»
Синонимы к словосочетанию «научный опыт»
Предложения со словосочетанием «научный опыт»
- Скорее всего, это нельзя сделать, опираясь лишь на научный опыт и обобщение фактов.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «научный опыт»
- Итак, ряд строго научных опытов и исследований, как я имел честь сообщить вам, выяснили нам законы медиумических явлений.
Сочетаемость слова «научный»
Сочетаемость слова «опыт»
Понятия, связанные со словосочетанием «научный опыт»
Афоризмы русских писателей со словом «научный»
- Поиск любой истины — художественной, научно-технической, а не только нравственной — заключает в себе большую эстетическую ценность, потому что любая истина убийственна для лжи.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «научный»
Значение слова «опыт»
О́ПЫТ , -а, м. 1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п. Опыт новаторов производства. Обмен опытом.
Предложения со словосочетанием «научный опыт»
Скорее всего, это нельзя сделать, опираясь лишь на научный опыт и обобщение фактов.
Другие известные нам подходы основаны на догадках и упрощениях, но тоже взятых из научного опыта.
– Каждый юный биолог имеет право ставить любые научные опыты, которые считает полезными, нужными или интересными…
Синонимы к словосочетанию «научный опыт»
Ассоциации к словосочетанию «научный опыт»
Сочетаемость слова «научный»
Сочетаемость слова «опыт»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Правила проведения эксперимента в научной деятельности
Выполнение научно-исследовательских проектов призвано изучить актуальные проблемы в определенной области и определить возможности их решения с учетом возможностей объекта, современных технологий и методик. Незаменимым помощником в этом деле выступает эксперимент.
Выполнение научно-исследовательских проектов призвано изучить актуальные проблемы в определенной области и определить возможности их решения с учетом возможностей объекта, современных технологий и методик. Незаменимым помощником в этом деле выступает эксперимент.
Что такое научный эксперимент?
Научный эксперимент представляет собой реализацию комплекса мероприятий, направленных на исследование конкретного явления или объекта с целью установления слабых и сильных сторон, проблем и поиска оптимального способа их решения.
Как проводится научный эксперимент?
Для проведения эксперимента в научной деятельности исследователь должен грамотно обозначить ряд параметров:
- Объект (что он намерен изучать);
- Предмет (конкретизировать границы научной области ил познания, в каких пределах, темы и ее отдельных составляющих);
- Продолжительность (сколько времени необходимо для получения результата или достижения намеченной цели);
- Инструменты и материальная или иная база (материалы, техника, методы, условия и пр.).
Научный эксперимент должен всесторонне исследовать действие законов, теорий и иных правил в жизни. Для этого важно собрать все необходимые данные, создать условия для его реализации и оперативно фиксировать полученные результаты, которые впоследствии подвергаются анализу.
Эксперимент может проводиться разными способами: активно (когда организатор вмешивается в ход мероприятия, корректирует действия или условия и пр.) и пассивно (самый распространенный вариант в этом случае – наблюдение со стороны).
Научный эксперимент характеризуется несколькими критериями:
- Повторяемость. Данный параметр применим преимущественно в точных областях наук, где при повторном проведении мероприятий организатор получит аналогичные результаты. В психологии подобный прием не работает (в этом случае преобладает человеческий фактор);
- Воспроизводимость. Данный параметр означает, что любое лицо при желании сможет повторить эксперимент и получить схожие результаты, перепроверить мероприятия, понять ход действий и мыслей, зависимости и пр.
- Ограниченность во времени. Это самый важный критерий. Мероприятия по изучению конкретной проблемы и объекта могут длиться как несколько минут, так и несколько лет. Автор научной работы должен изначально определить: сколько времени он готов и может потратить на реализацию действий и мероприятий, сколько времени потребуется на обработку данных и их оформление и пр. Правильно подобранный временной диапазон позволит получить результат, предложить актуальные меры и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Основные характеристики научного эксперимента
Опытные исследователи сумели выявить несколько параметров, которые отличают научный эксперимент от иных подобных мероприятий. К их числу относят:
Наука не терпит погрешностей. Чтобы решить проблему нужно точно знать ее симптоматику, варианты воздействия и пр. Результаты исследования должны быть применимы в дальнейшем и в других областях, сферах деятельности, для этого важно чтобы результаты исследования были максимально точными, а информационная база – актуальная и достоверная, проверенная, отражающая реальную картину.
- Словесное описание наблюдения и выдвижение гипотезы.
Исследователь самостоятельно решает, как будет походить его эксперимент. Чаще всего для сбора данных об объекте исследования он использует наблюдение, которое в последующем должен изложить словами в научной работе. По мере сбора и обработки данных о наблюдаемом, автору предстоит диагностировать его проблему и выдвинуть потенциальное решение (гипотезу), которую в дальнейшем также продолжит проверять посредством проведения научного эксперимента.
Показатели научного эксперимента
- Прогнозирование и моделирование.
После выдвижения гипотезы автор должен разработать план действий с учетом предлагаемых новшеств. Для этого ему придется смоделировать текущую ситуацию, а затем смоделировать видоизмененную модель (внеся коррективы). Для определения динамики и изменения достаточно сравнить эти модели и определить: как скажутся перемены на объекте исследования. В этом деле немаловажная роль отводится прогнозированию, которое позволяет оценить будущие результаты на фоне изменений и пр.
- Апробация и анализ ошибок, минимизация отрицательных явлений.
Все рекомендации автор должен тщательно проверить, протестировать, определить спектр их действия, возможности использования в иных областях и условиях, разработать соответствующие рекомендации. Более того, апробация позволяет определить реальные нюансы, сложности и ошибки, своевременно их ликвидировать или минимизировать.
Для реализации данных компонентов важно тотально планировать каждый шаг. Чтобы минимизировать продолжительность проведения эксперимента и количество переменных (затрат, ресурсов и пр.), достичь результата в более короткие сроки, но при этом качество исследования пострадать не должно.
- Систематизация данных и оформление результатов, выводов.
Все результаты должны быть зафиксированы и проанализированы. Они превратятся в аргументацию, доказательную базу научного исследования. По мере проведения всех реальных действий, запланированных мероприятий автору остается грамотно преподнести собранный материал в виде читабельного, логичного и последовательного, структурированного текста.
Показатели, факты, материалы лучше всего представлять в форме таблиц и графических материалов, кратко и емко описывая полученные результаты текстом.
Данный параметр предполагает формирование окончательной рекомендации и подчеркивание достигнутого результата в заключительной части научной работы. Здесь исследователю предстоит подвести грамотный и всеобщий итог о проделанных мероприятиях: что и на какой стадии изучено, получено, к чему привело и что нужно делать далее.
Все рекомендации, прогнозы, моделирование должны найти достойное отражение в научной работе: аргументация, факты, изменения и пр.
Результаты эксперимента призваны помочь автору в выдвижении доказательстве его гипотезы – нового правила, закона. Немаловажно его правильно, грамотно и емко сформулировать, показать ее действие и сферу применения, условия и пр.
Притом новоиспеченный научный постулат может быть как инновационным и полностью оригинальным, так и представлены в виде «микса» нескольких ранее действовавших правил. Главное, чтобы предложение «ассорти» ранее нигде и никем не упоминалось.
Инструкция по проведению научного эксперимента
Фактически в основе любого экспериментального исследования лежат два принципа: логика (последовательность) и дедукция (перенесение от общего к частному). Для получения качественного и эффективного итога автору научной работы целесообразно придерживаться следующего плана действий по организации и реализации научного эксперимента.
Что нужно для проведения научного эксперимента?
Шаг №1. Выбираем тему исследования и выдвигаем гипотезу. Как правило, проведение эксперимента призвано ответить на конкретный вопрос или проверить определённое утверждение, правило, гипотезу и пр. Поэтому тема исследования должна отражать суть всех мероприятий: что исследуется и зачем?
Шаг №2. Объект исследования и переменные. Далее экспериментатору необходимо определить объект исследования (что он будет изучать, чью реакцию и пр.), а также переменные (то есть инструменты, материалы или иные ресурсы, которыми он будет оперировать во время проверки гипотезы).
Шаг №3. Сбор данных. Здесь важно подобрать подходящую методику, определить план действий: банальный сбор готовых данных, информации, проведение эксперимента и пр. При этом здесь следует конкретизировать: когда и где собирать данные, какие сведения необходимы (характер, о чем), какие будут более надежными и достоверными и пр.
Шаг №4. Планирование эксперимента. На этой стадии автор должен составить план действий: что, как, когда, в какие сроки и пр. От точности плана и следования ему может зависеть качество результата.
Шаг №5. Анализ полученных данных. На этой стадии производится систематизация результатов научного эксперимента, их анализ и формулирование выводов. В дальнейшем они станут опорой при прогнозировании и разработке рекомендаций.
Шаг №6. Оформление научной работы. Результаты эксперимента могут лечь в основу масштабного проекта (монографии, диссертации), а также вынесены в небольшой, но важный проект (научную статью). В этом случае автору при описании и оформлении материалов придется следовать действующим стандартам и требованиям издательства.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник