- Как научиться думать?
- Как научиться думать правильно?
- Как научиться думать, прежде чем говорить?
- «Как научиться думать»: три базовых момента
- Знайте «матчасть»
- Различайте «грабли»
- Не усложняйте
- Мыслящий значит успешный: как научиться мыслить правильно
- Как работают полушария головного мозга?
- Как рождается мысль?
- Развитие мышления – первый шаг на пути к статусу преуспевающего мыслителя
Как научиться думать?
Все люди мыслят, это вполне естественное явление. Но, как бы там ни было, рано или поздно возникает вопрос, как научиться думать лучше. Да, придется потратить на это время, постоянно практиковаться, но нет придела совершенству.
Как научиться думать правильно?
- Постоянно придумывать новые идеи. Рекомендуется написание заметок, думать и анализировать, читая их. Таким образом, человек всегда будет стремиться к пониманию многих вещей и деталей.
- Стараться учиться быстро. Это один из важнейших талантов 21 века – способность выучить все, что угодно практически за считанные минуты. Так что этот талант нужно в себе развивать. Нужно понять, как работает мозг, сколько времени ему нужно, чтобы «схватить на лету».
- Стараться идти к своей цели. А иначе ее можно никогда не достичь. Если человек движется к цели, то это позволит изобрести ему нечто необыкновенное, а возможно и нет. Если человек движется, отталкиваясь от цели, тогда он, как минимум, направит свои усилия на что-то важное для себя.
- Для понимания того, как научиться думать о хорошем, у человека всегда должен быть составлен долгосрочный план. Даже если он меняет его ежедневно. Сам процесс создания такого плана очень важен и имеет огромную ценность.
Как научиться думать, прежде чем говорить?
- Понаблюдать за собой: при каких обстоятельствах зачастую произносятся необдуманные слова. Быть может, человек позволяет говорить их определеннойличности? Стоит поразмышлять над этим вопросом.
- Проанализировать ситуацию. После того, как были определены обстоятельства, провоцирующие на необдуманные слова, нужно постараться быть наблюдательнее в таких ситуациях. Со временем удастся не говорить лишнего.
- Обратить внимание на свою речь. Нужно поставить перед собой цель: не спеша обдумывать полученную информацию. Нужно слушать, прежде чем говорить, а не думать над тем, что такого сказать бы в ответ.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
«Как научиться думать»: три базовых момента
Очевидно, что учат этому далеко не везде. Как минимум, делают акцент не на этом навыке, а на отдельных методах и дисциплинах. Хотя, для занятий последними, да и для принятия решений на работе и в быту, базовая «ментальная гигиена» точно не повредит. Поговорим о ней в нашем материале и обсудим «матчасть», гибкую «оптику» и вспомогательные инструменты.
Фотография: Roman Bilik. Источник: Unsplash.com
Знайте «матчасть»
Для того, чтобы эффективно размышлять, недостаточно простого желания, упорства и стремления к совершенству. Все эти качества пригодятся, но для основательной прокачки мыслительных способностей, как и в случае с другими навыками, нужен системный подход.
Первое, с чем мы предложили бы познакомиться, это — когнитивные искажения. Они представляют собой «продукт» эволюционно формирующегося поведения и в некоторых случаях даже помогают адаптироваться к различным условиям существования. Но так бывает далеко не всегда — результат по большей части зависит от того, какие искажения мы замечаем, как с ними работаем и осознаем ли сам факт их присутствия в ходе мыслительного процесса.
Как говорит Билл Гейтс: «чем больше изучаешь тему, тем крепче становится фундамент для новых знаний, плюс — повышается связность уже имеющейся информации».
Знать и разбираться в когнитивных искажениях [КИ] стоит еще и потому, что в запущенных ситуациях они могут приводить и к неприятным эффектам — например, незаметно перестраивать наши воспоминания в угоду той или иной проблеме эмоционального или иного характера и дестабилизировать психику [подобными кейсами занимаются когнитивные психотерапевты].
В общем случае очень важно помнить о том, что за один присест все искажения охватить не получится. Их изучение стоит дозировать, сделать регулярным и по мере знакомства с отдельными типами КИ — вспоминать и анализировать собственный жизненный опыт.
Наиболее известными КИ являются эффект Даннинга — Крюгера, иллюстрирующий неспособность низкоквалифицированных специалистов осознавать свои ошибки; «проклятие знания» — близкое КИ, объясняющее, почему более информированные люди скорее всего не смогут точно прогнозировать действия менее информированных; и «нога в двери», которым часто, но весьма неумело пользуются телефонные спамеры.
Противоположную сторону занимают ментальные модели. Они помогают разбираться в устройстве мира, приоритизировать задачи, взвешивать аргументы в ходе размышлений и противостоять когнитивным искажениям. Изучение существующих и разработка собственных ментальных моделей — процесс, фактически продолжающийся на протяжении всей жизни, поэтому важно понимать степень их сбалансированности и уметь подбирать их по ситуации.
Матрица НАСА для оценки рисков в зависимости от возможных последствий и вероятности наступления событий; фреймворки GOFER и DECIDE, описывающие базовые алгоритмы для принятия решений; и реверс-инжиниринг вероятных проблем в формате pre-mortem — одни из наиболее заметных примеров ментальных моделей.
Различайте «грабли»
По мере того, как вы знакомитесь с большим числом когнитивных искажений, у вас остается все меньше предлогов, чтобы не замечать их в повседневной жизни, рабочих и учебных делах. Количество изученных ментальных моделей, в свою очередь, постепенно переходит в качество, а именно — гибкость мышления. Аналогичным образом и эмоциональная реакция на происходящее вокруг становится более контролируемой и не отвлекает в ходе раздумий.
В итоге вы различаете возможные упущения, уходите от односторонних суждений и можете позволить себе думать о том, как вы думаете, а главное — делаете это легче. Такое состояние называют метакогнитивной осведомленностью и связывают ее с использованием вспомогательных инструментов, позволяющих осуществлять «сборку самолета на лету», «мыть автомобиль, не выходя из него» и практиковать так называемое «second level thinking».
Не усложняйте
Сложные инструменты для ведения дел и заметок часто ведут в сторону бесконечной настройки, установки обновлений и организации календарей, бордов и to-do-листов. В определенных случаях и в рамках конкретных проектов — во всех этих действительно есть смысл, но если от усложнения инструментов можно отказаться без потерь с точки зрения результатов, стоит так и поступить. Иначе они просто перетянут внимание на себя. Есть даже похожее когнитивное искажение, связанное с поиском информации ради самого поиска, который обычно не дает видимого результата и не влияет на мыслительный процесс и принятие решений.
Если не учитывать условный молескин и приложения для ведения заметок, вам могут пригодиться карточки для запоминания или соответствующий софт, позволяющий постепенно изучать матчасть и поддерживать знания о множестве когнитивных искажений и ментальных моделей без заучивания их наизусть. Это возможно за счет интервальных повторений — системы Лейтнера, учитывающей «кривую Эббингауза», а именно то, как мы забываем информацию.
Фотография: strichpunkt. Источник: Pixabay
Помимо тренажеров для изучения нового и укрепления памяти — есть похожие «карточные» системы для развития творческого аспекта мышления и использования максимально простых ментальных моделей, способствующих креативу. Одна из таких систем называется «Oblique Strategies». Ее разработали в начале 70-х художник Питер Шмидт и музыкант Брайан Ино.
Вышло более шести редакций карточек, некоторые — в виде небольших партий со специальным оформлением. Но сегодня есть и веб-версии с генераторами случайных карт из этой серии и даже версия для голосового ассистента Alexa, плюс — всевозможные аналоги вроде идей для стартапов и рекомендаций для предпринимателей. Что интересно, «Oblique Strategies» неоднократно упоминали в поп-культуре — отсылки к ним есть в творчестве R.E.M., независимых фильмах и комиксах.
Еще один инструмент, на который мы хотели бы обратить ваше внимание, это — профессиональные онлайн-сообщества и их интерактивная часть, где пользователи могут делиться мнениями и ходом своих мыслей. С точки зрения прокачки когнитивных навыков, референсы — в виде комментариев других участников дискуссии — помогут научиться быстрее отслеживать как чужие, так и свои когнитивные искажения, задумываться о том, что вызывает у вас ту или иную реакцию и анализировать свою аргументацию в ответ на замечания.
Среда условного Хабра, где вы можете наблюдать (1) мгновенную реакцию на ваши комментарии, (2) следить за успехами любимых авторов и делать это (3) на регулярной основе, является достаточной для развития не только мышления, но и прокачки интуиции — понимания того, что в действительности волнует и беспокоит ваших коллег по профессии, да и по рунету в целом. Именно эти три условия описал Даниел Канеман, известный писатель, психолог и лауреат крупнейших премий по экономике, когда его попросили объяснить природу интуитивного мышления. Надеемся, что наш сегодняшний рассказ вдохновит вас на развитие, друзья!
Англоязычные материалы в нашем блоге на Хабре:
Источник
Мыслящий значит успешный: как научиться мыслить правильно
Человеческий мозг является одним из самых непонятных для науки органов. И вопрос, как мыслит человек, уже долгое время волнует исследователей. Конечно, об этом рано или поздно задумывается каждый. Ведь интересно, откуда появляются мысли, как мыслительный процесс сочетается с речью, что подталкивает к размышлениям. Именно этим вопросам посвящена данная статья. Прочитав ее, вы узнаете особенности рождения мысли и поймете, как стать мыслящим человеком.
Как работают полушария головного мозга?
Ученые сходятся во мнении, что мы только догадываемся, как происходит мыслительный процесс, как мыслит мозг человека, основываясь на знании физиологии этого загадочного органа. С точки зрения классической медицины, человеческий мозг является сложной структурой, состоящей из множества функционально различных частей, которые сложным образом взаимодействуют друг с другом. Если страдает та или иная часть мозга, и поражение не существенно, то остальные части могут за свой счет компенсировать ущерб.
Условно мозг делится на два полушария – левое и правое. Считается, что каждое полушарие имеет свои особенности и выполняет свои задачи. Левое полушарие часто называют «сознанием», правое – «подсознанием». Рассмотрим более подробно, как работают эти части мозга, чтобы понять происхождение мыслительного процесса.
Левое полушарие мозга играет роль своеобразного вербального процессора. Оно понимает только слова. Кроме того, левое полушарие отвечает за правую часть тела, а большинство людей – правши, поэтому долгое время ученые считали, что левое полушарие всегда доминирует. Сейчас принято считать, что левое полушарие в норме доминирует только при выполнении функций, за которые несет ответственность. Зоной ответственности левого полушария являются:
- логика и аналитика;
- математические способности;
- запоминание дат, имен, чисел;
- буквальное понимание слов;
- способности к языкам;
- последовательность обработки информации;
- управление правой частью тела.
Основной сферой ответственности правого полушария является работа с образами и интуиция. Если человеку поступает невербальная информация, включается в работу правое полушарие. Кроме того, зонами ответственности правого полушария являются:
- пространственная ориентация;
- восприятие музыки (но не способность к обучению!);
- понимание языковых метафор;
- воображение и мечты;
- эмоциональность в общем (хотя эмоции – не продукт правого полушария);
- секс (но не техника и физиология секса!);
- параллельная обработка информации;
- управление левой частью тела.
Правое полушарие отвечает за бессознательные реакции, поэтому включается в ситуациях, когда нет времени на принятие логически выверенного решения.
Как рождается мысль?
Левое полушарие отвечает за логику, может обрабатывать информацию, но не может создать что-то новое. Правое полушарие отвечает за создание новых идей, за креатив, но стройное доказательство и разумные доводы – не для него. Иными словами, можно быть прекрасным математиком, аналитиком, но за всю жизнь не придумать ничего нового. А можно быть генератором идей, но ни одну из них не реализовать из-за отсутствия последовательности в своих действиях.
В мыслительном процессе участвуют оба полушария. Запуск происходит, когда человек получает оперативную информацию, которая поступает извне. То есть, сначала включается левое полушарие, а затем оно обращается к правому полушарию, являющемся хранилищем образов и воспоминаний. Опираясь на имеющуюся информацию, мозг создает мысль: человек думает, сравнивает, анализирует. В результате он создает убеждение, находит решение, делает выбор. Таким образом, зачастую мысль поддается стереотипам. Ведь та невербальная информация, которая хранится в правом полушарии, закладывается с раннего детства, она представляет собой шаблонные модели. Они могут подходить под разные ситуации, но не всегда применение готовых решений приводит к правильности мыслительного процесса. Чтобы начать мыслить как взрослый человек, нужно уходить от шаблонов и пытаться находить новые решения, которые могут оказаться наиболее эффективными.
Развитие мышления – первый шаг на пути к статусу преуспевающего мыслителя
В первую очередь чтобы стать человеком мыслящим и благодаря этому преуспеть в жизни, необходимо менять свое мышление. Как мыслят успешные люди? Они считают, что изменение мышления необходимо для достижения целей. Изменяя мышление, делая его более плодотворным, избавляясь от стереотипов и находя новые подходы, человек последовательно меняет:
- убеждения;
- ожидания;
- жизненную позицию;
- поведение;
- работоспособность;
- жизнь.
Начать изменять мышление можно с гармоничного развития полушарий мозга. Психологи разработали для этого комплекс упражнений. Большинство из них направлены на разработку рук. Рекомендованы занятия музыкой (пианисты вынужденно развивают обе руки одинаково), спортивные асинхронные упражнения (правой рукой рисуем в воздухе круг, левой – квадрат, или обеими руками пытаемся нарисовать одинаковые картинки синхронно), техники нейро-лингвистического программирования.
Если «проседает» левое полушарие, поможет решение кроссвордов, изучение иностранных языков, игра в шахматы. Если не хватает активности правого полушария, правшам следует начать выполнять повседневные дела левой рукой, развивать визуализацию, тренировать тактильные ощущения.
Как видите, развить способности мозга можно самостоятельно, но для этого требуется усидчивость и терпение.
Если вы хотите мыслить более продуктивно, нужно приложить достаточно много усилий для развития мышления. От этого обязательно будет толк, рано или поздно вы заметите, что ваш мыслительный процесс изменился, и это помогает вам менять свою жизнь. Развитое мышление в современном обществе является определяющим фактором успеха. Викиум предлагает эффективную программу – курс «Развитие мышления». Он направлен на ускорение мыслительного процесса, улучшение аналитических способностей, развитие критического мышления, уход от шаблонов и стереотипов. Всё это поможет стать человеком мыслящим и успешным!
Источник