Натюрморт. Его значение в ИЗО
Aвдеева Светлана
Натюрморт. Его значение в ИЗО
Натюрморт — входит в обязательно в программное содержание классических техник изображения предметов на занятиях по ИЗО.
Необходимо у детей вызывать интерес к натюрморту, эмоциональный отклик. Ассоциации с собственным опытом, чувствами и представлениям дети получют в предварительной работе.
Это-рассматривание репродукций и картин с натюрмортами.
Дети составляют описательный рассказ по схеме.
1. Что изобразил художник?
2. Что вы видите на первом плане картины?
3. Что изображено дальше,на втором плане картины?
4. Какие краски и тона использовал художник?
5. Какая по настроению эта картина?
6. Как вы назвали бы эту картину?
Дополнительно можно провести дидактические игры:
«Найди картину по палитре», «Собери натюрморт», «Составь букет из цветов», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Четвёртый лишний».
Разучивание стихотворения М. Яснова «Натюрморт»
Отгадывание загадок о фруктах, овощах, цветах, посуде и т. д.
А также отдельно проводиться словарная работа: натюрморт, тёплые тона, холодные тона, художник, картина, композиция.
Художник, прежде чем написать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.
Сначала необходимо научиться рисовать набросок составленного натюрморта. Все это можно составлять самим.
Материалы: репродукции натюрмортов, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы, вазы, тарелки, столовые приборы и ткани.
Далее на листе рисуется фон с верху вниз.
Потом наносятся предметы натюрморта. Изображения как правило имеют форму круга, овала, треугольника, трапеции, прямоугольника и т. д.
Далее наносятся тени от примеров, растушовка самих предметов, детали предметов.
Ну и наконец-то заканчивается фон прорисовываются деталя скатерти, обоев на заднем плане.
Натюрморт формирует умение общаться, высказывать свои суждения, доказательные оценки по поводу картин (отвечать на вопрос, задавать его, поощряет речевую активность, согласовать слова. Закрепляет умение ориентироваться в пространстве и описывать место положения предмета словами.
Обогащать представления о предметном мире на основе содержания картины.
Экспериментируйте! Приятного творчества!
Аппликация «Натюрморт» Аппликация — интересный вид художественной деятельности, который доступен даже для детей раннего возраста и является тем видом деятельности,.
Дидактическая игра «Составь натюрморт» Дидактическая игра «Составь натюрморт» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей страницы! Сегодня я хочу представить вашему вниманию.
Дидактическая игра «Составь натюрморт» Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру по ознакомлению детей старшего возраста с натюрмортом. Вы знаете,что слово натюрморт означает.
Дидактическая игра «Составь натюрморт» Методическое пособие Образовательная область: Художественное творчество. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Составь натюрморт» ЧДОУ » Детский сад Колибри».
Коллективная аппликация «Осенний натюрморт». Фотоотчет. Задачи: Продолжать формировать умения составлять изображения с натуры. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги Передавать.
Лэпбук «Натюрморт» Лэпбук -многофункциональное дидактическое пособие, представляющее из себя небольшую книжку со множеством разнообразных кармашков, в которых.
Мастер-класс по аппликации «Натюрморт» Материалы для аппликации: картон голубого цвета для фона, белая бумага, набор цветной бумаги, ножницы, клей для бумаги, простой карандаш.
Мастер-класс. Натюрморт «Фрукты в вазе» Уважаемые коллеги, гости моей страницы, предлагаю вашему вниманию мастер-класс изготовления объёмной аппликации с использованием цветных.
Мастер класс. Натюрморт «Одуванчики» Здравствуйте уважаемые коллеги, мне очень нравится творчество Рэя Брэдбери, очень люблю читать его произведения, которые вдохновляют меня.
Источник
Натюрморт: история жанра и основные виды
Содержание
Натюрморт буквально переводится с латинского как «мертвая природа». Но у него есть и второе название, более точно определяющее суть жанра — «застывшая жизнь». Это жанр живописи, в котором основную роль играют неодушевленные предметы природного происхождения: фрукты, овощи, цветы, рыба, приготовленная еда и посуда, в которой она сервирована.
Картины отличаются детальностью, они продуманы и подчеркивают эстетическую ценность каждого изображенного предмета. В целом полотна подчеркивают красоту самых простых вещей и через них передают ценность жизни, царящие в ней взаимосвязи, радость ее восприятия и быстротечность.
История жанра
Картина делится на классические три плана по глубине. На втором плане находится центр композиции, на переднем изображены мелкие детали, дополняющие основную идею, а на заднем плане — фоновые драпировки.
Основателями жанра принято считать голландских художников Питера Класа и его сын Хеда Виллема Класа — ярких представителей школы «малых голландцев». Разумеется, изображения предметов природного происхождения существовали задолго до них, но обычно в виде фрагментов на более крупных полотнах, а как отдельный жанр станковой живописи оформились именно в 17 веке.
Натюрморт долгое время относили к низшим жанрам, полагая, что бытовые темы ограничивают потенциал картины, но в 19 веке Ван Гог, Ренуар, Мане и другие знаменитые художники своими работами доказали ошибочность этого мнения. Благодаря влиянию французского импрессионизма натюрморты обогатились нюансами передачи световых эффектов — игрой цветовых пятен, бликов, воздушностью изображения. В этот период натюрморт переживал свой расцвет, в том числе и благодаря появлению в продаже красок в тюбиках, значительно упростивших работу живописцев.
В 20 веке эксперименты над жанром продолжили П.Пикассо, Дж.Моранди и С.Дали экспериментируя в новых формах, цветах и стилистических приемах.
Основные виды и стили натюрморта
В настоящее время натюрморт делится на ряд поджанров согласно предметам и темам, представленным на холсте. Деление достаточно условное — поджанры могут пересекаться.
Суета сует. В композиции должны фигурировать предметы, олицетворяющие бренность человеческого бытия: оплывшая свеча, часы, череп, испортившиеся фрукты или увядшие цветы, бабочка.
Охотничий или Охотничьи трофеи. На полотне должны быть результаты охоты: битая птица, ружье или другие охотничьи принадлежности: рог, сумка, патроны. В этом поджанре в качестве фона часто используется парк или лес.
Цветочный. Центральный объект композиции этого поджанра — букет цветов в вазе. У каждого цветка своя символика, например, чертополох олицетворяет зло, мак — забвение, а гвоздика напоминает о пролитой крови Христа.
Обманка. Предметы на холсте изображены максимально реалистично, создавая полную иллюзию реальных объектов.
Религиозный натюрморт объединяет предметы с религиозной атрибутикой: иконы, свечи, библию, кадило, лампады.
Рыбный. Голландия — родина натюрморта — страна на берегу моря, поэтому тема морепродуктов вынесена в отдельный поджанр.
Накрытый стол — жанр делится на две разновидности: Завтраки и Роскошный натюрморт.
Завтраки. Хронологически эти застолья появились первыми, на картинах изображался сыр, булочки, ветчина — самые обычные для голландцев продукты в простой сервировке.
Роскошный натюрморт. Основная тема — шикарно сервированный банкет с изысканными блюдами для аристократического общества.
Натюрморт с животными. Картины с налетом философского анимализма, из живого мира чаще всего встречаются змеи, кошки, собаки, насекомые и птицы.
Ученый натюрморт. На полотнах фигурирует атрибутика из мира науки или искусства: книги, карты, глобус, ноты, музыкальные инструменты.
Натюрморт в разных видах творчества
Прошлое накладывало свои ограничения на техники изображения, отличия могли быть в темах и стилях, но не в используемых материалах. Классические старые натюрморты написаны маслом. Начиная с прошлого века стали появляться акварели: волшебные цветы в технике многослойной акварели Сергея Андрияки, фотографически точная стеклянная посуда Лорина МакКракена, нежная дымка вокруг букета в вазе китайского художника Лю И.
Сейчас приобщиться к изображению натюрморта может любой ценитель прекрасного. Разнообразие стилей и техник, в которых можно создать классическую картину старого жанра, очень велико. У вас есть возможность создать картину по номерам, работу в технике алмазной вышивки, бисерной вышивки, папертоли. Можно получить натюрморт вышивая по канве крестиком или гладью, а можно создать композицию в технике декупажа, использовав салфетки с соответствующими темами. С помощью акриловых красок у вас получится нарисовать натюрморт на тарелке или керамической вазе.
Вы можете придерживаться старой школы или найти набор со свободной интерпретацией жанра, согласно вашим личным вкусам. Например, украсить кухню картиной по номерам «Кофейный натюрморт » или алмазной вышивкой «Глинтвейн», которые с натяжкой укладываются в рамки привычных поджанров. А картина «Пивной натюрморт» будет неплохо смотреться в гараже.
Источник
Как рисовать натюрморт
Как создать композицию в живописи
Роль темперы в технике Старых мастеров
Как рисовать натюрморт
Умение правильно рисовать натюрморт – необходимый навык любого художника, не зря этому вопросу уделяется много внимания в художественных школах и училищах. Рисуя неодушевленные предметы, вы тренируете глазомер, учитесь правильно располагать предметы и переносить их на полотно в нужном масштабе и с соблюдением пропорций.
Становление натюрморта в качестве самостоятельного жанра начинается в 16 веке, когда художники включают его в различные христианские сюжеты. Долгое время предметная живопись была либо второстепенной, либо использовалась для отработки определенных навыков. Все изменилось с приходом эпохи Импрессионизма в 19 веке, когда художники много экспериментировали с цветом, формой и техниками нанесения красок, когда визуальная эстетика стала преобладать над передачей реалистичности. Огромный вклад формирование натюрморта как независимого жанра внес великий французский художник Поль Сезанн. В своем творчестве он пытался примирить классические и современные подходы к живописи. Своими картинами Сезанн как бы напоминал всем экспериментаторам, что искусство красок и форм обязано служить природной гармонии, а не произволу живописцев, которые во главу угла ставят оригинальность.
Поль Сезанн “Натюрморт с яблоками”
Чтобы создавать реалистичные натюрморты и «живые» произведения в других жанрах, важна правильная техника. Потому как, уповая исключительно на силу красок, можно легко нарушить цветовой баланс, а передать естественную фактуру и вовсе невозможно. В этом видео вы можете увидеть, как с помощью технологии оптических просветов прорисовать мельчайшие детали, передать объем и гармонию цвета, а также какие ошибки могут возникать при создании натюрморта и как их исправлять.
Выбор идеи
Перед тем, как приступить к работе, важно продумать идею натюрморта. Подбирать нужно однотипные предметы, которые будут сочетаться и тем самым создавать целостное произведение. Все объекты должны быть подчинены единой концепции, иметь различные формы и габариты, гармонировать по цвету. Очень красиво смотрится многообразие текстур и фактур. И самое главное – выбранные предметы должны вызывать эмоциональный отклик в вашей душе и вдохновлять вас на рисование натюрморта.
Расположение объектов
Следующий шаг – размещение предметов – оно не должно быть скучным. Что это означает? Если вы расположите похожие по габаритам и форме объекты на одинаковом расстоянии друг от друга или поставите их в один ряд, как под линейку, – натюрморт будет неинтересным. Используйте принципы многоплановости и частичного перекрытия объектов – и за счет иллюзии глубины пространства композиция станет намного привлекательной.
В зависимости от того какие выбраны объекты, и как они будут размещены, принимается решение относительно формата. Самый распространенный формат – горизонтальный, так как на нем можно разместить большое количество предметов. Вертикальный в основном используется для изображения высоких элементов натюрморта, например вазы с цветами. Квадратный формат в основном применяется для акцентирования внимания зрителя на центр полотна.
Для передачи спокойствия, стабильности и устойчивости, предметы следует размещать симметрично и как можно ближе друг к другу. Асимметрия, наоборот, создает ощущение динамики (например, высыпанные из корзины фрукты или опрокинутая чашка).
Динамика в натюрморте
Передача пропорций и объема
Точность пропорций является обязательным требованием при создании эскиза. При этом играет роль не только соотношения больших предметов и их частей, но и других компонентов к целому. Чтобы добиться требуемой точности и правильности натурной постановки, необходимо выполнять замеры путем визирования и неоднократно сопоставлять пропорции различными методами. Определяем линию горизонта и композиционный центр и делаем эскиз, нанося карандашом легкие контуры предметов с соблюдением форм вычисленных пропорций. Для уточнения пропорций можно использовать вспомогательные линии.
Передача пропорций и объема
Объем передается правильным расположением светов, теней и полутонов. Если писать натюрморт по классической методике, объем достигается штриховкой в рисунке и градиентными переходами красок в живописи. Но если вы хотите получить «живое», реалистичное изображение, работу следует вести «от пятна», поскольку штриховка выглядит неестественно для нашего глаза, а красками передать объем крайне сложно. В технологи оптических просветов, основанной на технике Старых мастеров, для создания объемных произведений используется графитовый порошок в рисунке и работа наждачной бумагой в сочетании с многослойными лессировками оптическими смесями в живописи. Как это делается, рассказывается в тематических видео соответственно по рисунку и живописи.
Источник