Что значит национальный исследовательский университет

Содержание
  1. Национальный исследовательский университет России
  2. Содержание
  3. Конкурс
  4. Лишение статуса
  5. История
  6. Что такое национальный исследовательский университет
  7. Что такое национальный исследовательский университет
  8. Оценка деятельности НИУ
  9. Список НИУ России
  10. Столичные НИУ
  11. Региональные НИУ
  12. Вузы России, какого статуса они бывают
  13. Категории (статусы) вузов в России и их разновидности
  14. Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет
  15. Федеральные университеты
  16. Национальные исследовательские университеты
  17. Глобальные университеты (университеты проекта 5-100)
  18. Опорные университеты
  19. Прочие университеты, академии и институты
  20. Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?
  21. Категории вузов в России и их разновидности
  22. Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет
  23. Федеральные университеты
  24. Национальные исследовательские университеты
  25. Глобальные университеты (университеты проекта 5-100)
  26. Опорные университеты
  27. Прочие университеты, академии и институты
  28. Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?

Национальный исследовательский университет России

Национа́льный иссле́довательский университе́т Росси́и (НИУ) — статус, присваиваемый на конкурсной основе университетам Российской Федерации. Вне конкурса по указу Президента РФ этот статус был присвоен первым двум университетам: МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет) и МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет). Статус устанавливается сроком на 10 лет.

Содержание

Конкурс

Целью конкурса являлся отбор университетов, которые могли бы не только организовать эффективный процесс обучения, но и провести его интеграцию с научными исследованиями, проводимыми в том же университете.

Конкурс проводится министерством образования и науки РФ. Для того, чтобы университет получил статус национального исследовательского, он должен удовлетворять определённым требованиям. По словам конкурсной комиссии во время конкурсного отбора во внимание принимались такие факторы как современное состояние и динамика развития университета, его кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной программы [1] .

Читайте также:  Что значит запрещенный звонок

Лишение статуса

Предполагается, что вузы должны регулярно отчитываться о реализации программы национального исследовательского университета. В случае, если ход исполнения программы будет признан неэффективным, статус может быть отозван [2] .

История

Старт проекту национальных исследовательских университетов был дан 7 октября 2008 года указом Президента РФ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» [3] . В этом же указе статус вне конкурса был присвоен двум университетам: МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет) и МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет).

13 июля 2009 года вышло постановление Правительства РФ о проведении открытого конкурса среди университетов Российской Федерации на получение статуса НИУ [4] , и 31 июля конкурс был официально объявлен [5] . Было подано 110 заявок, из которых сначала были определены 28 финалистов [6] , из которых путём голосования членов конкурсной комиссии 17 октября были определены 12 выигравших университетов, получивших статус [7] .

5 февраля 2010 года издан приказ о проведении второго конкурса [8] . На этот конкурс было принято 128 заявок, из которых в финал было отобрано 32. После обсуждения и голосования конкурсной комиссии 26 апреля 2010 года статус НИУ получили ещё 15 университетов [1] [9] , соответствующий список был утверждён правительством 20 мая 2010 года [10] .

Источник

Что такое национальный исследовательский университет

Национальный исследовательский университет представляет собой новую модель российской высшей школы. Стратегическая миссия НИУ заключается в содействии ускоренному развитию высокотехнологических отраслей путем интеграции фундаментальных и прикладных исследований.

Что такое национальный исследовательский университет

Статус национально-исследовательского университета на конкурсной основе присуждается вузу на 10 лет, если он соответствует установленным критериям:

  • обладает высоким кадровым потенциалом;
  • имеет хорошую техническую базу, позволяющую объединить образовательный процесс с реальными научными разработками (обычно в какой-либо определенной, как правило технологической, сфере);
  • участвует в международных проектах по обмену;
  • представляет обоснованную программу своего дальнейшего развития.

Научно-исследовательские университеты наделены правом разрабатывать собственные образовательные стандарты (конечно, они более продвинуты, чем ФГОС), а некоторые – присваивать научные звания без ВАК.

Реализация пилотного проекта по созданию НИУ началась после вступления в силу Указа Президента РФ от 07.10.2008 № 1448. Новый статус первыми вне конкурса получили два столичных вуза:

  • Московский инженерно-физический институт (МИФИ);
  • Московский институт стали и сплавов (МИСИС).

По итогам первых двух конкурсов в категорию НИУ было включено еще 27 вузов. Общее их количество составило 29 университетов – все они призваны обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных разработок на мировом рынке. В обязанность НИУ входит регулярное представление отчетности о выполнении программы развития. Если ее результаты будут признаны неэффективными, статус отзывается. В течение первых 5 лет научно-образовательным учреждениям обеспечивается государственная поддержка в объеме 1,8 млрд руб.

Статус, права и обязанности научно-исследовательских университетов закреплены в 24-й статье закона об образовании.

Оценка деятельности НИУ

Критерии, по которым оценивается развитие НИУ:

  • доля студентов на приоритетных направлениях программ по отношению к общему количеству учащихся;
  • число аспирантов и докторантов из сторонних организаций, приходящихся на одного научного сотрудника вуза;
  • доля молодых ученых в кадровом составе; количество статей в индексируемых научных журналах;
  • доходность от научно-исследовательских и практических разработок в объеме всего финансирования;
  • уровень технической базы;
  • наличие прикладных разработок в рамках международного партнерства.

В середине 2019 года были подведены итоги деятельности национальных исследовательских институтов и рассмотрены вопросы их дальнейшего развития. По результатам анализа отмечается, что:

  • в 29 вузах проходит обучение 12 % всех студентов страны, а по программам магистратуры – около 20 %;
  • научно-педагогический состав – более 50 тыс. сотрудников;
  • на базе НИУ работает более 40 % всех иностранных преподавателей в России;
  • успехи российских НИУ во многом определяют присутствие России в мировых рейтингах университетов.

Список НИУ России

В списке национальных исследовательских университетов России – 29 образовательных организаций. Из них 15 вузов расположены в Москве и Санкт-Петербурге, остальные – в региональных центрах.

Столичные НИУ

Название НИУ Направление научной деятельности
1 Московский авиационный институт Разработки в области беспилотных летательных аппаратов, информационных систем и наноматериалов
2 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана Космические технологии, энергетика, военная техника
3 Московский физико-технический институт Исследования в области теоретической и экспериментальной физики, прикладной математики
4 Московский инженерно-физический институт Исследования в области ядерной физики и плазменных технологий
5 Московский институт стали и сплавов Один из ведущих центров по изучению горного дела и материаловедения
6 Московский государственный институт электронной техники Электронные и компьютерные технологии
7 Московский энергетический институт Разработка энергоэффективных и нанотехнологий
8 Московский государственный строительный университет Исследование проблем градостроительства, экологической безопасности объектов
9 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Разработка стратегий государственной политики в научно-технической сфере, исследования в области нейроэкономики, прогнозирование технико-экономических перспектив развития крупных проектов.
10 Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина Решение задач проектирования, эксплуатации и экологической безопасности систем нефтедобычи, технологий ее переработки
11 Российский медицинский университет им. Н. И. Пирогова Био- и наноинформационные технологии, клеточные системы, биоинженерия
12 Санкт-Петербургский государственный горный университет Разработка технологий глубокого бурения в условиях Антарктиды, инновационных методов поиска полезных ископаемых
13 Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики Создание новых оптических схем для наблюдательных приборов, систем автоматизации компьютерного программирования
14 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Физика плазмы, проблемы энергетики, конструкционные материалы, робототехника
15 Санкт-Петербургский академический университет Разработки в области квантовой физики, биохимии, экспериментальной медицины

Региональные НИУ

Название НИУ Направление научной деятельности
1 Белгородский государственный университет Исследование демографических проблем региона, вопросов рационального природопользования, профилактики и лечения осложнений в хирургии
2 Иркутский государственный технический университет Исследования в области газо- и нефтедобычи, теплоэнергетики, самолетостроения, информационных технологий
3 Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева Проектирование летательных аппаратов, исследование их аэродинамических и прочностных характеристик, разработка систем автоматического управления беспилотниками
4 Казанский государственный технологический университет Энергосберегающие технологии в строительной и лесной промышленности, математическое моделирование рабочих процессов, разработка наноматериалов
5 Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Исследования в области волоконной оптики, энергосбережения, изучение языков и культур финно-угорских народов
6 Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Фундаментальные и прикладные исследования в области физики волновых процессов, молекулярно-биологических основ живых систем, социально-экономических аспектов информационных технологий
7 Новосибирский государственный университет Исследования в области атмосферного электричества, физики элементарных частиц, компьютерной геномики, математических моделей естествознания, международного права, культур народов Сибири
8 Пермский государственный технический университет Разработка технологий переработки отходов, очистки сточных вод, изучение газодинамических и акустических процессов горения
9 Пермский государственный университет Изучение генетических механизмов бактериального синтеза, моделирование термомеханического поведения материалов, исследование исторического опыта развития региона
10 Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева Проектирование и моделирование двигателей и летательных аппаратов, исследования в области лазерных и нанотехнологий, радиоэлектроники
11 Саратовский государственный университет Фундаментальные и прикладные исследования биосистем и наноструктур, разработка компьютерных технологий, изучение культурного наследия
12 Томский государственный университет Проектирование космических и ракетных систем, инновационные разработки для обеспечения рационального природопользования, вопросы модернизации экономики
13 Томский политехнический университет Исследование ресурсов арктического шельфа, робототехника, энергетика
14 Южно-Уральский государственный университет Научные разработки альтернативных источников энергии, компьютерных технологий, молекулярных механизмов защиты от хронического стресса

Национальные исследовательские университеты завершили первый период реализации программ развития и готовятся к следующему 10-летнему этапу. В нацпроектах предусмотрено дальнейшее расширение списка НИУ с корректировкой механизма оценки их деятельности.

Источник

Вузы России, какого статуса они бывают

Категории (статусы) вузов в России и их разновидности. Национальные университеты (МГУ и СПбГУ), федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, глобальные университеты (университеты проекта 5-100), опорные университеты, прочие университеты, академии и институты. Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?

Категории (статусы) вузов в России и их разновидности

Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет

Федеральные университеты

Национальные исследовательские университеты

Глобальные университеты (университеты проекта 5-100)

Опорные университеты

Прочие университеты, академии и институты

Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?

Категории вузов в России и их разновидности

Прежде чем начать говорить о разнообразии российских вузов, скажем, о чем мы не будем говорить. Из нашего обзора полностью исключены все «квазивузы» (не совсем вузы).

Во-первых, это вузы, лишенные государственной аккредитации, т.к. выданный там диплом в нашей стране не влечет никаких юридически значимых последствий для его обладателя.

Во-вторых, филиалы вузов, так как многие из них реализуют программы высшего образования с переводом студентов выпускного курса в головной вуз, или полностью свернули программы высшего образования, сосредоточившись на программах среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

По последним данным мы насчитали на территории Российской Федерации около 700 настоящих вузов (точную цифру назвать сложно из-за теологических вузов, инвентаризация которых пока затруднена), имеющих не только образовательную лицензию, но и государственную аккредитацию как минимум части реализуемых образовательных программ.

В названии вуза встречаются различные слова, часть из которых понятны и не нуждаются в комментариях (определение, указывающее на место его расположения, и определение «государственный»), а часть могут быть не очень понятны. Например, федеральный или национальный исследовательский университет, академия, институт и т.д. Постараемся в этом разобраться в данном посте, а об основных типах вузов поговорим в следующем.

Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет – это два крупнейших в нашей стране вуза (МГУ почти 17 тыс. научно-педагогических работников, а СПбГУ – более 5 тыс. чел.), каждый из которых представляет собой некое академическое государство. Для сравнения численность научно-педагогических работников ни одного из оставшихся университетов в России не превышает 5 тыс. человек.

Помимо размеров – это старейшие и одновременно ведущие классические университеты нашей страны, особенности их правового статуса определяются специальным федеральным законом, а ректора назначаются указом президента.

Оба эти университета наделены целым рядом особых прав, например, они вправе проводить дополнительные (к ЕГЭ) вступительные испытания профильной направленности для поступающих на программы бакалавриата и специалитета, могут реализовывать образовательные программы всех уровней высшего образования по всем уровням высшего образования, вправе выдавать выпускникам документы собственного образца, могут присуждать собственные ученые степени и др.

Если говорить образно, то и Московский и Санкт-Петербургский университеты – это с одной стороны «витрина российского высшего образования» (много образовательных свобод и новаций), а с другой стороны – «музей российского высшего образования» (анахронизмов там тоже немало).

Оба рассмотренных университета реализуют программы развития с достаточно серьезными бюджетами, которые ориентированы на модернизацию научно-исследовательской, образовательной и обеспечивающих направлений деятельности университета, и теперь ежегодно отчитываются о ее исполнении перед Правительством.

К слову, МГУ – единственный в нашей стране вуз, входящий в сотню ведущих вузов мира по международно признаваемым рейтингам (QS-2019), СПбГУ – входит в 250. Все остальные наши вузы находятся в диапазоне 250+ (только Новосибирский госуниверситет по QS-2019 также попадает в 250 – находится на позиции 244). Вообще, эти вузы заслуживают отдельного подробного разговора, что мы обязательно сделаем в как-нибудь дальнейшем.

Поскольку каждый из этих вузов совершенно самодостаточен, плюс неформальное соперничество «северной» (культурной) столицы и Москвы не способствует заметной кооперации двух этих университетов.

Федеральные университеты

Это также вузы с особым статусом, который в некоторых отношениях приближен к МГУ и СПбГУ. По задумке Правительства РФ федеральные университеты создаются в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития отдельных регионов нашей страны.

В настоящий момент такая категория бессрочно установлена (читай, статус присвоен) 10 вузам:

  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ),
  • Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ),
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ),
  • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
  • Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,
  • Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова (СВФУ),
  • Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ),
  • Сибирский федеральный университет (СФУ),
  • Южный федеральный университет (ЮФУ),
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)

У федеральных университетов есть целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выборе их в качестве места учебы.

Во-первых, это достаточно крупные университеты (численность научно-педагогических сотрудников 9 из 10 больше 1 тыс. чел., а КФУ и ЮФУ – более 4 тыс. чел.), которые организовывались путем присоединения менее сильных вузов к более сильным.

Во-вторых, это обычно вузы полипрофильные, работающие в большинстве областей знания: естественных, точных, социально-гуманитарных науках, а иногда еще в искусстве и спорте. А отсутствие специализации делает их плохо позиционируемыми на рынке образования.

В-третьих, поскольку федеральный статус не выигрывался в условиях конкурса, на который бы вуз заходит по своей воле, а придавался решением учредителя, коллективы имеют на этот счет «свое мнение», что не способствует управляемости.

Во-четвертых, по причине эклектичности при формировании во многих (но не во всех федеральных университетах) слаба общеуниверситетская идентичность, т.е. отдельные структурные подразделения живут своей жизнью, и вы, что называется, куда попадете при поступлении. Может повезти, а может и нет, тогда уровень вашей подготовки окажется на уровне среднего регионального вуза со всеми его минусами.

В-пятых, поскольку ректор в этих вузах лицо назначаемое, а не избираемое коллективом, есть риск «нарваться» на ситуацию неприятия руководства и связанного с этим противостояния, что не способствует академическим успехам обучающихся. Обратите внимание на публикации в СМИ о смене руководства, в ряде федеральных вузов могло пройти 2-3 таких волны, каждая из которых сильно лихорадит вуз.

Как МГУ и СПбГУ федеральные университеты ведут обучение по собственным образовательным стандартам, имеют они и другие послабления. Некоторые (например, КФУ) получили право самим присваивать ученые степени кандидата и доктора наук.

Ровно половина федеральных университетов (5 из 10) стали участниками конкурсного проекта 5-10, нацеленного на рост конкурентоспособности вуза на международном рынке, т.е. обозначили претензию на членство в «лиге» глобальных университетов, но об этом ниже поговорим отдельно.

Большинство федеральных университетов через год завершают реализацию своих программ развития (два пилотных завершили еще 2 года назад, а три – получили статус позднее остальных), нацеленных на комплексную модернизацию университета, и сейчас готовятся к разработке программ развития на новый 10-летний этап.

Ввиду территориальной удаленности друг от друга федеральные университеты активно взаимодействуют и сформировали в 2013 году ассоциацию федеральных университетов, которую сначала по числу членов назвали «Клуб девяти», или «G-9» После создания Крымского федерального университета и его присоединения к этой Ассоциации ее переименовали в «Клуб десяти», или «G-10».

Как-нибудь потом разберем ситуацию с федеральными университетами более предметно, так как вопрос того стоит – более 25 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов и около сотни миллиардов рублей в год консолидированного бюджета, а пока ограничимся этим.

Национальные исследовательские университеты

Хотя эти вузы также как и федеральные вузы наделены рядом особых прав, например разрабатывать собственные образовательные стандарты, а некоторые даже имеют право сами (без ВАК) присуждать ученые степени, национальные исследовательские университеты (сокращенно НИУ) сильно отличаются от федеральных университетов.

В настоящий момент такая категория на 10 лет установлена (статус присвоен) 29 вузам:

  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» ,
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» ,
  • Белгородский государственный университет,
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ,
  • Иркутский национальный исследовательский технический университет,
  • Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева,
  • Казанский национальный исследовательский технологический университет,
  • Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва,
  • Московский авиационный институт,
  • Национальный исследовательский университет «МИЭТ» ,
  • Московский государственный строительный университет,
  • Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана,
  • Московский физико-технический институт (государственный университет) ,
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ» ,
  • Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,
  • Новосибирский государственный университет,
  • Пермский государственный университет,
  • Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
  • Российский государственный медицинский университет,
  • Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина,
  • Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва,
  • Санкт-Петербургский горный университет,
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики,
  • Санкт-Петербургский академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН,
  • Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского,
  • Томский политехнический университет,
  • Томский государственный университет,
  • Южно-Уральский государственный университет,

При этом почти у половины вузов из списка срок «ношения» статуса НИУ истекает в 2019 году, а у остальных – в 2020 году, после чего он может быть отозван.

Национальные исследовательские университеты, в отличие от федеральных университетов:

  • среднего размера и не подвергались реструктуризации;
  • специализируются (фокусируются) в какой-либо определенной области знания, высокий уровень научных исследований и интеграция их образованием;
  • федеральный статус выигрывался в условиях конкурса (по факту почти 1 к 10), на который вуз заходит по своей воле;
  • с высокой общеуниверситетской идентичностью и единым уровнем исследований и подготовки;
  • с выбираемым ректором, обладающим авторитетом в коллективе.

Почти половина национальных исследовательских университетов (12 из 29) стали участниками конкурсного проекта 5-10, нацеленного на рост конкурентоспособности вуза на международном рынке (глобальные университеты), поговорим об этом отдельно ниже.

Национальные исследовательские университеты в следующем году (первая волна) и через год (вторая волна) завершают реализацию своих программ развития (два пилотных завершили еще 2 года назад), и сейчас готовятся к разработке программ развития на новый 10-летний этап.

Хотя закрытой общей «тусовки» национальных исследовательских университетов, подобно клубу «G-10», Ассоциации глобальных университетов и опорных вузов не сложилось, именно НИУ (вместе с СПбГУ) стали инициаторами и ядром Ассоциации ведущих университетов.

Потом обязательно более подробно разберем ситуацию с национальными исследовательскими университетами, так как этот вопрос того стоит – более 50 тыс. научно-педагогических сотрудников, более полумиллиона студентов и сотни миллиардов рублей в год консолидированного бюджета, а пока ограничимся на этом.

Глобальные университеты (университеты проекта 5-100)

Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 определена цель по выводу российского высшего образования на уровень международной конкурентоспособности – не менее 5 российских университетов к 2020 году должны войти в топ-100 мировых рейтингов университетов.

В 2013 году во исполнение указа Президента РФ был запущен Проект по реализации программы повышения конкурентоспособности, т.е. обеспечивающий вхождение не менее 5 российских университетов к 2020 году в топ-100 мировых рейтингов университетов (Проект 5-100).

Конкурс с учетом очень высоких входных требований («на входе» необходимо было присутствие вуза в одном из глобальных рейтингов), что сильно ограничило «пыл» потенциальных интересантов, составил почти 4 заявки на одно место.

В результате конкурсного отбора в этот проект включились 15 российских университетов, к которым в 2015 году добавились еще 6 университетов. В настоящий момент в проекте 5-100 участвует 21 вузов, 5 из которых одновременно имеют статус федеральных университетов, а 13 являются национальными исследовательскими университетами. Международным экспертным советом проекта 5-100 участники проекта каждый год в зависимости от глобальной узнаваемости и динамики изменений разделяются на три равные по числу вузов группы:

Первая группа («Лидеры проекта 5-100»), все они из «первой волны»:

  • Высшая школа экономики (ВШЭ) ,
  • Университет ИТМО,
  • Московский физико-технический институт (МФТИ),
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»,
  • Новосибирский государственный университет (НГУ),
  • Томский государственный университет (ТГУ).

Вторая группа («Середнячки проекта 5-100»), часть из «первой волны», а часть из «второй волны»:

  • Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), из «первой волны»,
  • Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (МГМУ им. И. М. Сеченова), из «второй волны»,
  • Российский университет дружбы народов (РУДН), из «второй волны»,
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), из «первой волны»,
  • Томский политехнический университет (ТПУ), из «первой волны»,
  • Тюменский государственный университет (ТюмГУ), из «второй волны»,
  • Уральский федеральный университет (УрФУ), из «первой волны».

Третья группа («Аутсайдеры проекта 5-100»):

  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ имени И. Канта), из «второй волны»,
  • Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), из «первой волны»,
  • Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (ННГУ), из «первой волны»,
  • Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва (Самарский университет), из «первой волны»,
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), из «первой волны»,
  • Сибирский федеральный университет (СФУ), из «второй волны»,
  • Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), из «второй волны».

В целях координация деятельности и консолидации усилий в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, а также в сфере научной и инновационной деятельности университетов, участвующих в проекте 5-100, по инициативе Высшей школы экономики в 2014 году была создана Ассоциация «Глобальные университеты», в состав которой сегодня входят все университеты проекта. На сайте Ассоциации размещен довольно удобный навигатор по образовательным программам, научным проектам и программам академической мобильности университетов, участников проекта.

Здесь нужно заметить, что есть три признанных международных рейтинга университетов:

На сегодняшний день в топ-500 наиболее этих мировых рейтингов представлено 28 российских университетов, включая институциональные (общие) и предметные (отраслевые) рейтинги. При этом в топ-500 глобальных общих рейтингов Россию представляют 15 университетов, в топ-200 ведущих предметных (отраслевых) мировых рейтингов – 19 университетов, а в топ-100 – 11 университетов.

Большинство вузов, участников проекта 5-100, ведут обучение по собственным образовательным стандартам, имеют они и другие послабления, облегчающие их конкурентную борьбу среди международных научно-образовательных центров.

Вузы проекта 5-100 не реже одного раза в два года (а реально ежегодно) защищают на международном экспертном совете при Министерстве свои дорожные карты по реализации программы повышения конкурентоспособности вуза. Внутри программ лежат масштабные трансформационные проекты, в рамках которых ведется системная модернизация научной, образовательной и других видов деятельности, и проекты по становлению в университете т.н. стратегических академических единиц (ключевых научно-образовательных подразделений с высокой автономией).

Как-нибудь потом разберем ситуацию с глобальными университетами более предметно, так как вопрос того стоит (более 50 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов и около полутриллиона рублей в год консолидированного бюджета).

Опорные университеты

Опорный университет (опорный вуз, в официальных документах Минобрнауки) – как и «глобальный университет», «подзаконная» категория университетов, отсутствующая в федеральном законе об образовании. Эта категория должна дополнить ранее веденные категории национальных исследовательских, федеральных и глобальных университетов на региональном уровне (перекрытие с перечисленными категориями исключалось).

Опорный университет (опорный вуз) в России – это региональный вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.

Изначально обозначались разные цифры целевого количества опорных университетов (от 50 до 150), которое предполагалось сформировать в несколько волн.

На сегодняшний день прошло две таких волны, которые принципиально отличались друг от друга, и Минобрнауки анонсирует еще одну такую волну.

Первая волна (еще в начале 2016 года в бытность министром Д. Ливанова) была ориентирована на создание достаточно крупного опорного университета за счет реорганизации нескольких имеющихся вузов путем присоединения (так было создано 11 вузов, отсеяна была только одна заявка).

Вторая волна проводилась О. Васильевой в начале 2017 года, при этом требования по объединению вузов уже не было (так было отобрано 22 победителя из 86 заявок). Правда только 8 победителей были отнесены в первую группу, которая будет финансово поддержана на федеральном уровне.

Таким образом, в настоящий момент в проекте опорных университетов участвует 33 вуза.

Первая волна (создавались на основе объединения существующих вузов, с финансовой поддержкой на федеральном уровне):

  • Волгоградский государственный технический университет,
  • Воронежский государственный технический университет,
  • Вятский государственный университет,
  • Донской государственный технический университет,
  • Костромской государственный университет,
  • Омский государственный технический университет,
  • Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,
  • Самарский государственный технический университет,
  • Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева,
  • Тюменский индустриальный университет,
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет,

Вторая волна, первая группа (статус придан существующему вузу, с финансовой поддержкой на федеральном уровне):

  • Алтайский государственный университет,
  • Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова,
  • Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова,
  • Кемеровский государственный университет,
  • Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова,
  • Марийский государственный университет,
  • Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,
  • Петрозаводский государственный университет,
  • Псковский государственный университет,
  • Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.,
  • Сочинский государственный университет,
  • Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина,
  • Тольяттинский государственный университет,
  • Ульяновский государственный университет.

Вторая волна, вторая группа (статус придан существующему вузу, без финансовой поддержкой на федеральном уровне):

  • Владимирский государственный университет имени Столетовых, ,
  • Мурманский арктический государственный университет, ,
  • Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева, ,
  • Новосибирский государственный технический университет, ,
  • Сибирский государственный медицинский университет, ,
  • Тульский государственный университет, ,
  • Череповецкий государственный университет,м
  • Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. ,

В целях координации при реализации проекта опорных вузов Минобрнауки создана единая площадка для этих вузов, на которой отражаются наиболее значимые события проекта и ведется коммуникация между участниками.

Как университеты перечисленных выше категорий, опорные вузы защитили свои программы развития, обеспечивающие модернизацию всех основных направлений деятельности университета, и теперь ежегодно отчитываются о ее исполнении перед Министерством.

Потом обязательно разберем ситуацию с опорными университетами более предметно, так как вопрос того стоит (немногим менее 40 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов, десятки миллиардов рублей в год консолидированного бюджета и более 30 субъектов Российской Федерации во всех концах страны).

Прочие университеты, академии и институты

Все ранее разобранные категории университетов составляют в сумме 78 единиц из 695 действующих вузов с государственной аккредитацией (для которых это удалось установить однозначно), т.е. немногим более 11%. Остальные 616 вузов, т.е. почти почти 90% от общего числа, во всем их разнообразии пока остались за пределами рассмотрения.

Ранее федеральным законом о высшем и послевузовском образовании, ныне отмененном в связи с введением единого ФЗ об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ, были введены три категории вузов:

  • Университет – многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания,
  • Академия – готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.),
  • Институт – занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Сейчас эти названия уже не несут глубокого смысла, так как различия между перечисленными категориями просто «теряются» относительно различий внутри только одной категории – университет.

Помимо рассмотренных нами ранее университетов, вписанных в действующие федеральные программы и проекты Минобрнауки, есть еще 3 военных и других силовых университета, десятки отраслевых университетов в подчинении федеральных министерств, сотни различных типов государственных региональных университетов в подчинении Минобрнауки и десятки негосударственных (частных) университетов. Среди последних немало образовательных учреждений, в которых трудится два-три десятка преподавателей и учатся всего несколько сотен студентов по нескольким образовательным программам.

По этой причине не следует уделять слишком много внимания этим категориям: университет автоматически не значит «хорошо», а, например, институт – не значит «плохо». Тем более, что к этим трем универсальным категориям добавляются еще ряд более специальных, отражающих отраслевую специфику: консерватория, высшее училище, школа, семинария и учебный центр и пр.

Разобраться в том, что на самом деле из них хорошо, а что плохо, можно только, если заглянуть внутрь вузовского «черного ящика», но это очень непросто.

Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?

Теперь пришла пора вернуться к главному вопросу, заданному в самом начале обзора. Универсального ответа здесь, конечно же, нет.

С одной стороны, лучше выбрать вуз с репутацией и, как следствие, с высоким проходным баллом ЕГЭ (можно посмотреть в этих двух обзорах: часть 1, часть 2) и высокой стоимостью обучение. Это минимизирует риски понять курсе на четвертом, что вы «клево провели время», но как это поможет вам найти нормальную работу не очень понятно.

С другой стороны, можно поискать хороший вуз в вашем городе или вашем регионе, проходной балл там, вероятно, ниже столичного, да и стоимость обучения на внебюджете не 200-300 тыс. руб. в год, как во многих вузах и нашего обзора. Но выбор этого хорошего вуза «шаговой доступности» нужно делать очень и очень ответственно, поскольку плохих (точнее «пустых») среди них гораздо больше, чем хороших, способных сделать вас конкурентными на рынке труда или рынке образования (магистратура).

Поэтому, если не хотите, чтобы по окончанию вуза вашим единственным «прибытком» стал «диплом социальной нормальности», или, проще говоря, «справка, что не дурак» (либо «справка, что не дура»), разберись внимательно с нашим рейтингом вузов «Национальное признание». Это уникальный продукт, и он вам на самом деле поможет заглянуть внутрь этого «черного ящика», «прощупать» тех, кто будет вас учить после поступления, понять, можно ли им верить.

Источник

Оцените статью