Что такое настоящее образование?
(Учение Сатья Саи Бабы)
Современное образование развивает только умственные способности, а не добродетели. Зачем нужно образование, если оно не прививает добродетель?
С древних времен бхаратийцы, описывая этот мир, состоящий из движущихся и неподвижных объектов, употребляли слово «прапанча». Прапанча значит «проявление пяти элементов», а именно: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Еще в незапамятные времена жители Бхараты поклонялись пяти элементам как проявлению Божественного. Они называли землю Бхудэви (богиней, матерью-землей), ветер – Вайюжэвой (богом ветра), воду – Гангадэви (богиней Гангой), огонь – Антидэвой и эфир – Шабдабрахманом (первозданным звуком). Но как студенты не прилагают никаких усилий, чтобы понять божественную природу пяти элементов, так и учителя не доносят до них эту истину. У студентов нет тяги к осознанию святости пяти элементов, вместо этого они лишь накапливают книжное знание. Истинное образование – это то, что наделяет добродетелями: разумностью, преданностью, верности долгу и дисциплине. Учителя сегодня преподают студентам лишь книжное знание, забывая о духовном аспекте образования. В наши дни все пять элементов загрязнены, и в результате люди утратили чувство безопасности. Сейчас для студентов актуально не просто получение дипломов. Они должны научиться правильно использовать пять элементов. Это то образование, ориентированное на истинные ценности, в котором сегодня нуждается мир. Добродетель – для образования, образование – для жизни, жизнь – для любви, любовь – для человека, человек – для духовности, духовность – для мира, и мир – для мирной жизни. Поэтому двигаться нужно от добродетели к миру. Сегодня студенты получают образование, преследуя личные эгоистические интересы. Они хотят заработать больше денег. Деньги приходят и уходят, а нравственность приходит и возрастает. Студентам необходимо прежде всего стремиться к нравственности. Они должны оттачивать знание, превращая его в мастерство, а не убивать его. (Игра слов: skill – kill; умение, а не «убиение»). Только тогда в их жизнь придет гармония. Но сейчас студенты убивают свои знания, то есть неправильно их используют. В результате они теряют свою ментальную силу, и их внутренняя сущность оказывается подавленной. Юноши и девушки получают образование, нацеленное на внешний мир. Они не осознают, что все, что они видят во внешнем мире, временно. Развить внутреннее видение и сохранить гармонию в жизни можно только в том случае, когда знание превращается в умения. Сегодня человечности в людях становится все меньше, потому что человеческой жизни недостает гармонии. Если бы человеческие ценности оберегались, знания оттачивались бы в умение, и в жизни сохранялась бы гармония. Из-за того что человек, из чистого эгоизма, обкрадывает мать-землю, отбирая у нее ее богатства – нефть, газ, железо и др., сегодня нарушен экологический баланс. В результате люди страдают от опустошительных стихийных бедствий – землетрясений, наводнений и пр. Человечество может полноценно существовать, лишь когда поддерживается экологический баланс. Гармония в природе так же важна, как в человеческой жизни. Сегодня, благодаря так называемым научным достижениям, нарушается гармония даже в глубинах океана. Пусть наука движется вперед, но это не должно вести к сдвигам экологического равновесия. Наука должна быть нацелена на то, чтобы приносить пользу людям и всему миру в целом. Но сегодня каждый преследует эгоистичесие цели. Похоже, никто не думает об обществе.
Загрязнено все – пища, которую мы едим, вода, которую мы пьем, воздух, которым мы дышим. Первейший долг студентов – спасти мир от загрязнения. Чистота – это благочестие. Держите в чистоте тело, ум и все, что вас окружает. Пусть все ваши действия будут святы. Говорите со всеми приветливо и мягко. Культура Бхараты учит: «Сатьям вада, дхармам чара» (Говори правду, поступай по справедливости). Любите всех, ибо Бог присутствует во всех. Веда учит: «Ишвара сарва бхутанам» (Бог обитает во всех существах). Одно из имен Бога – Вишва, означающее, что вся вселенная – Его форма.
Современное образование нельзя назвать образованием в его истинном смысле. Какой прок от разума, если нет способности к различению, и зачем знания, если они не превращены в умения? Истинное образование развивает любовь и несет благополучие обществу. Современная система просвещения претерпевает большие изменения, но ни одна из реформ не принесла ощутимых результатов. Прежде всего нужно преобразовать ум человека. Тогда весь мир преобразится, ибо «ум представляет собой основу этого мира» (мано мулам идам джагат).
Но сегодня студенты не знают, как обратить знания в умения. Где же кроется ошибка? Кто виновен в ней – родители, учителя, лидеры? Ее совершают все. Ученики чисты и нежны сердцем. Долг родителей – учить их важности человеческих ценностей, таких как правда, справедливость, любовь. Но родители совсем не пытаются приучить детей говорить правду. По существу, многие родители учат прямо противоположному. Например, если отец не хочет с кем-то говорить по телефону, он просит сына сказать, что его нет дома, то есть вынуждает ко лжи. Так дети учатся лгать. И в результате, когда вырастают, их жизнь полна лжи. Но при каких обстоятельствах нельзя говорить неправду. Помогай всегда, не вреди никогда. Тот, кто верен этим принципам, несомненно, достигнет высот в этой жизни.
Сегодня среди студентов нет единства, ибо у них нет любви друг к другу. Вам нужно считать любовь самой жизнью. Я часто говорю Своим студентам: когда электрический ток истины течет по проводам дхармы и питает лампочку умиротворения, то зажжется свет любви. Чтобы взрастить любовь, нужна приверженность вечным ценностям, сатье и дхарме. Сатьям бруйят, прийям бруят, на бруят сатьямаприйям (Говори правду; говори ее учтиво; не произноси ее, если она причинит вред). Первое правило относится к нравственным ценностям, второе – к социальным, третье – к духовным.
Сегодня у богатых и образованных людей нет интереса к духовности. Они считают, что деньги – начало и конец всего, что существует. Деньги не дадут вам покоя и блаженства. Больше всего необходима преданность Богу. Все трудности, с которыми сталкивается страна, — из-за недостатка преданности. Люди не думают о Боге, проявившемся в форме пяти элементов. Что такое человеческое существо? Разве это только тело? Нет. Человек – только тот, в ком есть чистота, любовь, преданность. Сегодня люди обезумели в погоне за деньгами. Деньги, безусловно, нужны, но в ограниченных пределах. Как только у вас появится любовь к Богу, деньги придут сами собой. Сейчас многие готовы рисковать жизнью ради денег, но не отводят ни минуты для размышления о Боге. Они не обращаются ни к какой священной деятельности. Время – это Бог. Потерянное время – потерянная жизнь. Каждый должен проанализировать, правильно ли он использует время. Люди теряют массу времени на пустую болтовню, телевизор и прочее.
Человек может быть богат, но если у него нет характера, все его богатство бесполезно. Сможете ли вы взять с собой в иной мир хоть горсть песка? Нет. И ваш счет в банке не последует за вами он останется в банке. Поэтому самое главное – характер, не деньги. Истинное образование – это то, что устраняет загрязненность ума и развивает характер. Студенту недостаточно иметь высокие баллы, нужно заботиться, чтобы не было нареканий. Только тогда оценки будут иметь значение.
Каждый, будь то ученик или старше, должен лелеять божественные качества. Вам нужно зависеть не от других, а от Бога. По сути своей вы не просто человек, а вы – Бог. Бог обитает во всех существах. Пока вы считаете, что вы – человек, вы и будете человеком. Обретите твердую уверенность, что вы – Бог, и делитесь любовью со всеми. В этом суть истинного образования.
Можно ли считать образованными всех тех,
кто умеет читать и писать?
Можно ли назвать образование
накоплением ученых степеней?
Можно ли назвать образованием то,
что не прививает добродетель?
Если образование дано лишь для того,
Чем образованный человек лучше зверей и птиц?
Цель образования – наделить чистотой. Мирское образование преходяще. Только знание истинного «Я» вечно. Это знание обретается лишь преданностью и любовью к Богу. Человек рожден, чтобы стать идеальным примером для всего остального человечества, а не чтобы копить богатство. Где все эти властители прошлого, стяжавшие сокровища и завоевавшие царство? При жизни в теле они наслаждались земной роскошью, а потом ушли безвозвратно, не взяв ничего с собой. Какая польза от такой жизни? Человек должен обрести блаженство не подвластное смерти.
Кичится глупый человек ученостью высокой и умом,
Но самого себя не знает.
Какая польза от его познаний,
Если с пороками расстаться он не в силах?
Ученость светская ведет
лишь к спорам бесполезным,
Но мудростью она не наделяет
И человека не ведет к бессмертью.
О человек! Стремись к такому знанию,
Которое спасет тебя от смерти.
Это истинное образование. Оно защитит Вас всегда, где бы вы ни были. Когда у вас есть такое образование, все станут вашими друзьями, даже если у вас нет денег и вы – в чужой стране. Ни когда, ни в каких обстоятельствах не изменяйте человеческим ценностям. Только тогда вы покажете идеал миру. Человеческим качествам не научится по книгам, их не внушат вам ни какие учителя. Они – при вас, прямо с самого рождения. Вам нужно взрастить их собственными усилиями. Все мироздание возникло из истины, хранится истиной и в конце концов сольется с истиной. Чтобы вести спокойную жизнь, нужно всегда придерживаться истины и праведности. Вначале пути вас могут ожидать сложности, но вам нужно справиться с ними и двигаться вперед по пути истинному. Чистота, терпение, стойкость чрезвычайно необходимы человеку. Но у человека ни хватает терпения, и он превращается в «потерпевшего» (игра слов: patient, пациент – patience, терпение).
Пусть каждый спросит себя: если у меня эти достоинства? Мало заявить другим, что вы безупречны; пусть другие скажут это о вас.
Не давайте ходу излишним желаниям. Говорят: чтобы путь был прямым путешествуй налегке. Ваши желания – это багаж в вашем путешествии по жизни. Вы обретете душевный покой, только когда сократите свои желания. Я – наилучший пример в этом отношении. У Меня нет никаких желаний, Я не хочу ничего. Как вам известно в Путтапарти есть большой госпиталь и много образовательных учреждений. Они работают безукоризненно, так как были основаны с любовью и благими намерениями. Мое единственное желание – чтобы все люди жили как идеальные человеческие существа.Пусть будут счастливы все существа во всех мирах. Недостаточно, если одни счастливы, а другие нет. Все должны быть счастливы. Это возможно лишь при условии, если все следуют в жизни человеческим ценностям. Многие читают лекции на эту тему. Но человеком можно назвать лишь того, кто исполняет то, о чем говорит. Старшим нужно заронить семена человеческих добродетелей в нежные сердца детей. Они вырастут в огромные деревья и в будущем станут прибежищем для многих. Сказано: выходи рано, не торопись в пути, тогда прибудешь целым и невредимым. Человеческим ценностям нужно учить детей прямо с начальной школы, ведь они – будущие лидеры страны. Родителям и учителям нужно стараться вовсю, чтобы привить им эти идеалы.
Говорят: скажите мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Каково ваше окружение, такими вы и станете. Поэтому бегите от дурной компании, ищите благородное общество. Творите добро днем и ночью. Даже плохой человек изменится, если ваш благой пример будет у него перед глазами.
Любовь – самое необходимое для человечества. В какой бы стране, в каком бы краю вы не жили, богаты вы или бедны, придерживайтесь истины и праведности. Вам дан язык, пусть же он говорит только правду. Бог дал вам руки, пусть они творят лишь милосердие. У вас есть уши, способные слышать, пусть они внимают только чистым речам. Это и есть чистота всех органов и членов человека. Так же вам надо поддерживать чистоту пяти элементов. Исключительно для этой цели Джум Саи проделал массу работы. Но задачу, связанную с человеческими ценностями, не может решить один человек. Все должны собраться вместе. Разве из одной ниточки можно соткать одежду? Чтобы получилась ткань, нужно сплести воедино много нитей. Достойные дела могут совершится, если только несколько людей вступят в сотрудничество.
Недостаточно — просто основать учреждение. Методы воспитания должны быть правильными. Говорите со студентами мягко. Никогда не проявляйте гнева по отношению к детям. Вы не во всем обязаны им потакать, но говорить вежливо должны всегда. Разговаривайте с детьми ласково и приветливо. Учителям нужно быть в хорошем отношении друг с другом. Этим вы подадите пример детям. Всему, даже самому малому, учите детей в полную меру своих возможностей. Тогда дети будут воспринимать и усваивать с энтузиазмом. Математику, физику, химию можно постигать по учебникам и на лабораторных занятиях. Но человеческим ценностям не научишь таким способом. Их нельзя взять из книг. Учитель не может привить их одним устным наставлением. Тут нужна тренировка, как в спорте. Гимнастике можно научить только на примере. Дети подражают старшим. Поэтому вы должны учить детей истине, справедливости, спокойствию и любви не столько устным наставлением, а в основном на практике. Тогда они будут легко продвигаться вперед. Вся страна преобразится к лучшему, и не только эта страна, все страны мира. Сегодня общечеловеческим ценностям учат лишь единицы, еще меньше тех, кто при этом владеет ими сам, и еще меньше тех, кто прививает их на практике.
Возможно, многие из вас богаты или образованы. Но не это будет критерием вашей оценки здесь. Насколько справедливо вы распоряжаетесь своим богатством, с благими ли целями используете свои знания, насколько ваш интеллект служит процветанию общества. Важно качество, а не количество. Одна чайная ложка коровьего молока ценнее бочки ослиного. Все то, что вы не применили на деле, — бесполезно. Действуйте и показывайте. Это и есть настоящее богатство. Тогда вы настоящий ученый. Богатство, ученость, ум – все это ценно только тогда, когда используется правильным образом. Деньги могут появиться и могут исчезнуть. Они – как облака. Любовь приходит, никогда не уходит и только растет. Вам нужно накрепко это запомнить, со всей искренностью и серьезностью. Тогда вы станете настоящим человеком. Вы будете привлекать к себе других. Если в вас нет любви, никто не подойдет к вам. Поэтому растите эту любовь. С любовью вы добьетесь всего. Говорите правду. Будьте праведны в поведении. Ведите святую жизнь. Тогда ваше существование обретет смысл.
Честно рассказать все то, что видели, — это еще не истина. Истина вечна, неизменна во времени – прошлом, настоящем и будущем. Вам нужно стремиться к такой истине, следовать в жизни праведности. Огонь – это то, что горит. Если он не горит, это просто уголь. Только когда праведность прочно утвердилась в человеке, проявляется его человечность. Ярче всего должна сиять в вас любовь. И всегда следуйте истине.
Источник
Что такое «настоящее образование»?
У каждого из нас немалый период в жизни отведен образованию. Многие понимают — для того что бы достичь определенных высот необходимо постоянно что-то изучать. Кроме общеобразовательной школы и института мы обучаемся на различных курсах, семинарах, посещаем лекции, самостоятельно учим английский, записываемся на курсы основ «вождения».
Но при всем этом большое значение имеет не то место, где мы учимся, а наше отношение к учебному процессу. Есть большое количество примеров, когда весьма посредственные ученики очень удачно устраиваются в жизни, и наоборот: отличники, которым, казалось все дороги открыты, не находит себе даже приличной работы. В чем же причина этого? Может они учились не тому и не там? Скорее делали они это не так. Разберемся во всем по порядку.
Для начала дадим определение слову «обучение». Это процесс, который происходит некоторое время, те есть период изучение получения знаний. Значит, «обучение» означает действие. С другой стороны, слово «образование» мы употребляем в случаях, когда имеются результаты: получил образование, образованные люди. Таким образом, можно разделить эти слова: «обучение» — это процесс, «образование»- это итог, плоды постижение. Одни ученики – регулярно посещают занятия, штудируют, зубрят, получают высокие оценки своих знаний, другие – особо не напрягаются в учебе и получают низкие баллы. Те и другие находятся в процессе обучения, но вряд ли кто-нибудь из этих учеников сможет на практике применить пройденный материал. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что и «отличник», и «двоечник» находятся в равных условиях, уходя в «свободное плавание». При этом встречаются люди, которые в силу своих желаний и способностей могут разобраться в вещах, далеких от предмета изучение. Например, на каком-то этапе обучение в институте студент увлекается компьютерной техникой и начинает углубленное изучение этого предмета. В результате чего, к моменту окончания ВУЗа из него может получиться высококлассный программист. Другой пример – «троечник» и прогульщик профтехучилища во время учебы часами пропадает в автомастерской. По истечения некоторого времени, он досконально изучит все механизмы и рычажки автомобиля, все хитрости его ремонта. Через несколько лет у бывшего «троечника» и лоботряса — большой опыт работы, высокий авторитет среди автолюбителей и своя станция технического обслуживания.
Становится понятно, что само изучение предмета не приносит большой пользы, при неумении использовать полученные знание на деле. Для большего успеха необходимо наличие способности и таланта. Но все же главное, что нужно в жизни, чтобы занять достойную позицию, это настойчивость и целеустремленность. В жизни не стоит отдаваться «на волю волн», необходимо самому предугадывать подводные течения и обуздать ветер, рвущий паруса. Только хорошо обученный специалист, владеющий знаниями и разбирающийся в предмете, сможет найти решения в сложных ситуациях. Почему же не все могут, впоследствии, найти применение своим знаниям? Что же не так в процессе обучения? Какие преграды стоят перед нами и как можно их устранить?
Проблемы такого рода изучались давно. И вот, у вас появилась возможность прояснить ситуацию. Информацию по интересующим вас вопросам вы можете получить на специальных курсах, основанных на «авторских» разработках талантливых педагогов. При помощи новых технологий обучения, вы сможете преодолеть преграды, возникающие на пути и школьника, и студента.
Изучаете, познавайте, экспериментируйте, только так можно стать по-настоящему востребованным специалистом и успешным человеком.
Источник