Что значит народное представительство

НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое «НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО» в других словарях:

НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, система власти (см. ВЛАСТЬ) народа через выборных представителей. Право на народное представительство предусмотрено в Конституции Российской Федерации. Субъектами права на народное представительство являются как… … Энциклопедический словарь

НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — система власти народа через выборных представителей. См. также Представительная власть … Юридический словарь

НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — система власти народа, осуществляемой через выборных представителей. тж. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ … Юридическая энциклопедия

Народное представительство — см. Представительство народное … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Народное представительство — (Ortliche Volksvertretungen) в ГДР органы государственной власти в округах, районах, городах, городских районах, общинах и объединениях общин. Н. и. самостоятельно решают все вопросы, касающиеся данной административной единицы и её… … Большая советская энциклопедия

НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — система власти народа, осуществляемой через выборных представителей. См. т.ж. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ … Энциклопедический словарь экономики и права

народное представительство — система власти народа через выборных представителей. см. тж. представительная власть … Большой юридический словарь

ПРАВО НА НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — конституционное право граждан иметь систему представительных органов власти, выражать через них собственные интересы и добиваться их реализации. П. на н.п. это и индивидуальное, и коллективное право. Его субъектами выступают как отдельный… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ один из важнейших элементов, определяющих сущностные характеристики современной теории политической демократии (см. Демократия представительна^. Понятие “представительство” используется во многих значениях.… … Философская энциклопедия

представительство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? представительства, чему? представительству, (вижу) что? представительство, чем? представительством, о чём? о представительстве; мн. что? представительства, (нет) чего? представительств, чему?… … Толковый словарь Дмитриева

Источник

Понятие и особенности народного представительства в местном самоуправлении

Бусыгин Л.И., доцент, кандидат юридических наук.

В современном мире наиболее развита так называемая представительная демократия. Смысл ее в том, что управление страной от имени народа осуществляют избранные им представители. И очень важно, чтобы эти представители не забывали о выполнении взятых перед гражданами обязательств.

Сегодня, как и несколько веков назад, весьма актуальным является исследование проблемы народного представительства. Данная проблема затрагивает самые насущные интересы и потребности каждого гражданина нашей страны.

Основоположник теории разделения властей Ш. Монтескье (1689 — 1755) высказал свое мнение об институте народного представительства. Республика, в которой власть принадлежит всему народу, — демократическая. Если она находится в руках части народа, то речь идет об аристократии (правлении избранных). Народ, обладающий верховной властью, должен делать сам все, что он в состоянии хорошо выполнять. То, что народ сам не в состоянии выполнить, он должен осуществлять через посредство своих представителей [1, с. 15].

Сегодня, кажется, все признают, что государство должно быть демократическим. Чтобы решить проблему взаимоотношений человека и государства, необходимо построить механизм государственной власти так, чтобы механизм сам по себе препятствовал бы ее узурпации и использованию во вред человеку. Чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна.

В настоящее время в Российской Федерации наряду с органами государственной власти успешно функционируют органы местного самоуправления.

Ценность местного самоуправления заключается в его необходимости гражданскому обществу, и в то же время это инструмент развития и совершенствования самого же гражданского общества, так как местное самоуправление — это институт демократии [2, с. 4].

Институтом народного волеизъявления является народное представительство.

Народное представительство — осуществление основных функций государственной власти и местного самоуправления выборными представителями народа, уполномоченными выражать его интересы и волю.

История показывает, что народное представительство может быть формальным и реальным.

В советский период — формальный характер представительных институтов: депутаты местных Советов не чувствовали себя в органах власти подлинно народными избранниками, так как выборы были под контролем коммунистической партии. Советы состояли из членов КПСС и сторонников КПСС. Советы были подчинены КПСС. Советы единодушно одобряли решения, разработанные в недрах этой системы.

Недостатком представительно-управленческой системы был и «низкий уровень профессионализма в деятельности органов власти и управления: при слиянии представительных и исполнительных органов последние, как уже отмечалось выше, доминировали над представительными органами, не позволяя им эффективно контролировать и направлять свою деятельность, а следовательно, лишая их стимулов для саморазвития» [3, с. 107].

В конце 90-х годов осознание негативных обстоятельств подтолкнуло общество, и прежде всего высшее звено партийно-государственной номенклатуры, к попытке выведения представительных органов из-под постоянной «опеки» органов исполнительно-распорядительных. С принятием Закона от 27 октября 1989 г. «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР» принципы избирательного права были дополнены принципами гласности, альтернативности и состязательного характера.

С осени 1993 г. началось формирование новой представительной власти на местах — дум, муниципальных комитетов, собраний представителей и т.д. Их образование было предусмотрено Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», которым утверждалось Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.

В настоящее время демократические ценности изменились. С 1993 г. мы живем в ином обществе. Была принята Конституция РФ, которая закрепила наряду с органами государственной власти органы местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Применяется также согласно ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Этот основополагающий демократический принцип был ранее не нужен, так как мог ослабить всевластие КПСС.

Народное представительство в данное время стало более реальным. Выборы носят альтернативный характер. Любой гражданин может выдвинуть себя в качестве кандидата в депутаты или на выборную должность местного самоуправления. Представительные учреждения формируются на основе действительного волеизъявления избирателей, самостоятельно принимают решения по актуальным вопросам государственного и местного значения [4, с. 70].

Представительные органы стали ближе к населению. Если раньше в Пермской области было 48 муниципальных образований, то сейчас у нас создано 326, в том числе 285 городских и сельских поселений.

Народное представительство имеет организационный механизм — представительную систему, в которую входят: избирательная система, представительные органы, система связи избирателей с выборными представителями народа.

Центральное место занимают представительные органы. Через них народ главным образом реализует свои интересы и волю, воплощая ее в законах и решениях, принимаемых выборными представителями на федеральном, региональном и местном уровнях.

Отношение к представительным органам в обществе не однозначное. Встречаются высказывания о том, что в современных условиях народное представительство теряет свою актуальность и необходимость. Идеи такого рода имели место в ходе реформирования дискредитировавших себя Советов [5, с. 2].

Конечно, в деятельности представительных органов имеются определенные недостатки. Непрофессионализм многих депутатов, возможность избрания в их состав коррумпированных лиц с уголовным прошлым, большие деньги и «черные» технологии порой усугубляют положение. «Именно за депутатской неприкосновенностью и рвутся в Государственную Думу многие, кто не в ладах с законом, и в первую очередь криминальные «авторитеты». Чтобы обезопасить себя от возможного преследования со стороны правоохранительных структур. И еще для лоббирования интересов теневого бизнеса во всех органах власти. В стране практически не осталось региона, где в числе кандидатов не было бы человека от криминалитета» [6].

Принятие решений путем большинства голосов также является недостатком, так как большинство может тоже ошибаться.

Политической близорукостью населения часто пользуются во вред самому населению. «Ошибки» при голосовании оборачиваются приходом к власти жуликов, демагогов или «хороших», но неподготовленных людей, которые просто не способны выполнить то, что должны делать для своих избирателей. Голосуя на выборах, отдают предпочтение не явному профессионализму, а земляку, коллеге по профессии, просто «симпатичному человеку» [7, с. 9].

Формально любой гражданин соответствующего возраста может быть избран депутатом, главой района, города, но не любой может справиться со своими новыми обязанностями. Некоторые считают, почему бы не я. Зачем они вообще идут в депутаты? Как они будут действовать? По законам или понятиям? Надеются при помощи депутатского мандата решать какие-то собственные проблемы? Почему из-за этого должны страдать тысячи людей, чьи интересы они просто обязаны защищать?

Депутаты представляют рядовых граждан, но депутат не всесилен. От депутата можно (и нужно!) требовать только то, что он вправе сделать. Все остальные требования просто не имеют смысла. Поэтому грамотный и добросовестный депутат никогда не будет обещать то, что выходит за рамки его компетенции. И именно поэтому всякого рода проходимцы и политиканы пытаются проникнуть на выборные посты, обещая избирателям то, что люди хотят услышать. Хотя многие из этих популистов прекрасно понимают, что выполнить такие обещания невозможно.

До начала 90-х годов выборы заметно отличались от теперешних, но подкуп избирателей есть и сейчас, был и в советский период. За несколько лет процесс приведения к победе на выборах того или иного кандидата вылился в самый настоящий бизнес. Тем не менее наличие представительных учреждений является на современном этапе необходимым, что и подтверждает ст. 3 Конституции РФ.

Множество людей особенно остро почувствовали, насколько важны для них избираемые ими органы власти, пусть даже несовершенные и вызывающие порой досаду и раздражение. Есть вопросы, которые могут решать только представители населения. Они наши посланцы, именно они должны быть связующим звеном, обратной связью власти и общества. От них зависят законы, по которым мы живем, которые затрагивают жизненно важные интересы населения. Это утверждение бюджета, планов и целевых программ, установление местных налогов и сборов, контроль от имени народа за аппаратом управления и др. Но для всего этого представители народа сами должны много знать и уметь. Причем экзамены на эти знания и умения они сдают не узкой группе профессионалов, а народу во время выборов. Значит, и сам народ, избиратели должны знать, как эти экзамены проводить.

Важно проявлять на выборах разумный консерватизм. От добра добра не ищут! Если действующий депутат в основном справляется со своими обязанностями, периодически встречается с избирателями, информирует их о своей работе через средства массовой информации, ведет в округе большую общественную, благотворительную деятельность, пользуется авторитетом, то зачем его менять на другого? Ради интереса? Если же вместо действующего депутата появится кто-то менее способный и ответственный, то дела пойдут хуже.

Люди часто упрекают депутатов за то, что они мало встречаются с гражданами. Одно из главных препятствий — время. Депутат при всем желании не может встречаться с каждым человеком, делать часто встречи с избирателями, но, с другой стороны, он обязан информировать своих избирателей о своей работе, получать от них замечания, предложения и стремиться к максимальному охвату своих избирателей.

Таким образом, подлинно демократическое общество предполагает высокий авторитет выборных представительных органов, уважительное к ним отношение. Постепенно наши граждане начинают осознавать, что демократия помогает защищать их собственные интересы, а существование выборных представительных органов в большей степени гарантирует решение местных дел.

Народное представительство на уровне местного самоуправления имеет свои особенности.

Согласно п. 2 ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления могут быть выборными и невыборными, т.е. формируемые путем назначения, делегирования и т.д. К числу выборных органов относятся представительные органы местного самоуправления.

Наличие представительных органов, по закону — муниципальных образований, является обязательным. Однако о народном представительстве в рамках местного самоуправления можно говорить тогда, когда речь идет о всех муниципальных образованиях Российской Федерации. Именно представительные органы местного самоуправления в целом, в пределах всей территории России, можно считать народным представительством. Когда же мы говорим об отдельных муниципальных образованиях конкретных территорий, то здесь речь можно вести лишь о представительстве населения. Нет народа района или города, поселка или сельсовета. Народ — категория общегосударственная. Поэтому с теоретической точки зрения вряд ли правильно называть избираемых населением лиц депутатами. Более уместно в данном случае применять термины «уполномоченные», «советники», «представители» и т.п. В соответствии с традиционным подходом депутаты — это члены парламента, избираемого всем народом.

Слово «депутат» происходит от латинского deputatus — «посланный». Законы о представительных органах местного самоуправления говорят о депутатах — члены представительных органов.

Другая особенность механизма народного представительства в местном самоуправлении связана с избирательной системой, выборами уполномоченных населением лиц. На уровне местного самоуправления применима мажоритарная избирательная система с одномандатными округами как наиболее понятная и доступная избирателям. Мажоритарная система создает условия для контроля избирателями своих представителей, укрепления между ними связей. Пропорциональная или смешанная избирательная система изначально неприемлема, так как местное самоуправление в целом неполитическая организация. Выборы по партийным спискам неприемлемы.

Особенности отношений представителей со своими избирателями обусловлены тем, что на данном уровне налицо меньшая степень отчуждения публичной власти, большая близость демократических институтов к населению, что создает необходимые организационные предпосылки для постоянных взаимных контактов, контроля граждан за деятельностью выбираемых ими лиц, реализации различных форм ответственности представительных учреждений и выборных лиц перед населением, в частности использования права отзыва членов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, что остается проблематичным в отношении, например, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Таким образом, институт народного представительства на уровне местного самоуправления — это важнейший инструмент осуществления народовластия в Российской Федерации. В современных условиях возрастает его роль и актуальность.

Источник

Читайте также:  Номер машины 900 что значит
Оцените статью