Статья 12. Создание и организация деятельности народных дружин
1. Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 497-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям представительных органов внутригородских муниципальных образований). При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 497-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.
4. Народные дружины действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.
5. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.
6. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
7. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.
8. Не могут быть учредителями народных дружин граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 497-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
9. Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.
Источник
Что такое добровольная народная дружина, ее права и обязанности
Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», подписанным Президентом России Владимиром Путиным, были созданы правовые основы для граждан, желающих стать участниками добровольных народных дружин (ДНД).
Согласно документу, инициативная часть населения может быть внештатными полицейскими и участвовать в охране общественного порядка.
Ранее, во времена СССР народные дружины уже существовали. Но с распадом Союза прекратилась и их деятельность. В 1991 году, после запрета КПСС и роспуска ВЛКСМ, дружины прекратили свое существование, а их имущество, как и имущество многих других общественных и профсоюзных организаций, было изъято или приватизировано.
Дружинником может стать совершеннолетний гражданин России, не имеющий уголовного прошлого, не страдающий алкогольной, наркотической и другими зависимостями, не имеющий психических заболеваний. Также дружинник должен соблюдать законы РФ в сфере охраны общественного порядка и уметь оказывать первую помощь.
Охраняют порядок народные дружины на определенной территории и, как правило, «привязаны» к муниципальному образованию. Дружинники носят форму и имеют соответствующее удостоверение.
Федеральным законом от 2014 года определяются основные направления деятельности народных дружин, их права и обязанности.
Так, согласно статье 12, основными направлениями деятельности дружинников являются:
1) оказание помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) содействие в поиске пропавших без вести;
4) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
5) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
Дружинникам запрещено выдавать себя за правоохранителей (ст. 65) и участвовать в операциях, которые предполагают угрозу их жизни и здоровью.
Обязанности дружинников определены в статье 12 настоящего закона. Из статьи следует, что народник должен:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
Статьей 17 определяются права народных дружинников при участии в охране общественного порядка и к ним относятся:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные действия;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим федеральным законом, другими федеральными законами.
Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
При исполнении своих обязанностей народные дружинники находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Это определено статьей 25.
Никто не вправе принуждать народных дружинников исполнять обязанности, которые не возложены на них федеральным законом. При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, народные дружинники обязаны руководствоваться федеральными законами.
Нарушившему требования народного дружинника или внештатного сотрудника полиции, будет грозить штраф от 500 до 2,5 тысячи рублей.
В то же время нарушение дружинниками или внештатными сотрудниками полиции прав и законных интересов граждан повлечет штраф от 1 тысячи до 3 тысяч рублей.
В следующем выпуске читайте о том, как вступить в ряды добровольной народной дружины.
Источник
Добровольная народная дружина
Добровольная Народная Дружина ДНД
Дата основания
Доброво́льная наро́дная дружи́на (ДНД) — добровольная организация в ряде стран, оказывающая помощь милиции в охране общественного порядка.
В СССР дружины имели статус общественных самодеятельных организаций, их задачами являлась борьба с преступностью, предупреждение и пресечение нарушений общественного порядка и проведение воспитательной работы с населением в содействии с государственными органами [1] . В своей деятельности, дружины получали помощь со стороны государства, комсомольских, партийных и профсоюзных организаций.
Предшественником дружин являлись Бригады содействия милиции (Бригадмил), действовавшие в 1932-1955 годы.
Содержание
История
Первые добровольные народные дружины охраны общественного порядка были в инициативном порядке созданы в 1955-1957 годы коллективами ряда предприятий Ленинграда: самая первая (120 чел.) возникла на Кировском заводе, впоследствии дружины были созданы на заводе «Русский дизель», металлическом заводе, Невском машиностроительном заводе им. В.И. Ленина, машиностроительном заводе им. Карла Маркса и Ижорском заводе им А.А. Жданова. К 1958 году в Ленинграде насчитывалось 179 дружин общей численностью 8 тыс. чел. (в основном, рабочих, инженерно-технических работников и студентов), в это же время движение получило поддержку со стороны профсоюзных организаций [2] .
На рубеже 1958-1959 гг. движение получило поддержку со стороны партийных и государственных структур и стало массовым. В 1958 году в Ленинграде действовали почти 700 дружин, в составе которых насчитывалось около 15 тысяч дружинников [3] . Позже такие дружины были созданы и в других крупных промышленных центрах.
Основываясь на этом опыте, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Это постановление стало основным нормативно-правовым документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 1970-х годов.
В связи с тем, что в период после 1960 года участились случаи агрессивного сопротивления дружинникам со стороны правонарушителей, в феврале 1962 года было принято Постановление Президиума ВС СССР «О усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников» [3] .
В конце 1962 года дружинники помимо патрулирования начинают работать в микрорайонах при жилищных конторах [2] .
По состоянию на 1970 год в СССР действовали 100 тыс. народных дружин [1] .
По состоянию на начало 1972 года, численность дружинников в СССР составляла почти 7 млн. человек, в течение 1971 года ими было задержано свыше 5 тыс. преступников, предотвращено значительное количество правонарушений [4] .
В 1984 году в СССР насчитывалось 282 тысячи дружин (в составе которых действовали 40 тыс. оперативных комсомольских отрядов), 50 тыс. пунктов охраны общественного порядка [5] и 13 млн дружинников, ежедневно на дежурство выходили до 400 тыс. человек [6] .
Организационная структура
Добровольные народные дружины создавались на основе первичных комсомольских, партийных и профсоюзных отделений, которые находились в каждом учреждении (ВУЗ, предприятие или организация и т.д.).
Народным дружинам оказывали организационно-методическую помощь по линии местных органов внутренних дел и материально-техническую помощь (предоставление помещений, телефона, мебели. ) по линии руководства предприятий, местных Советов и органов ДОСААФ.
В марте 1960 года в Ленинграде был создан первый общегородской штаб ДНД и начали проводить обучающие семинары для дружинников [2] . Позднее, на основе анализа опыта деятельности дружин МВД СССР и Министерством юстиции СССР была разработана единая 24-часовая программа подготовки дружинников.
В дальнейшем, к началу 1970-х годов, за каждой дружиной был закреплён определённый участок территории, а штабы народных дружин, которые осуществляли общее руководство деятельностью дружинников, создавались не только на общегородском уровне, но и на уровне городских районов, а также на предприятиях, имевших дружины численностью свыше 100 человек [1] .
В начале 1970-х годов для повышения эффективности работы ДНД в составе крупных дружин в некоторых городах СССР выделяли специализированные формирования [4] :
оперативные отряды — как правило, молодёжные или комсомольские.
воспитательные группы — по воспитательно-профилактической работе с учащимися, «трудными» детьми и подростками.
В период после 1974 года была создана единая организационная структура народных дружин, в составе которых выделяли [5] :
территориальные народные дружины
специализированные народные дружины:
дружины по работе на транспорте (действовали на пригородных поездах и в метро, совместно с линейными отделами УВДТ);
группы регулирования дорожного движения (действовали совместно с сотрудниками ГАИ);
дружины по борьбе с хищениями социалистической собственности (занимались сторожевой охраной объектов, участвовали в их инженерном укреплении — починке заборов, установке решёток и фонарей, следили за соблюдением пропускного режима и трудовой дисциплины);
группы по работе с несовершеннолетними;
сводные оперативные отряды дружинников (временные объединения, которые обеспечивали правопорядок на торжественных, праздничных, спортивных и иных массовых мероприятиях)
оперативные комсомольские отряды дружинников
Кроме того, к 1984 году в некоторых городах действовали иные формы специализированных дружин:
так, в Москве и Ленинграде были созданы дружины по охране порядка на воде (добровольцы-спасатели из числа спортсменов, дежурившие на пляжах в летнее время) [5] ;
в Ярославле действовало внештатное подразделение дорожно-патрульной службы, которое объединяло 150 владельцев автомобилей и мотоциклов [5] ;
в Киеве действовала дружина по борьбе с радиохулиганством [5] ;
в Дзержинске (Горьковская обл. РСФСР) для вечернего патрулирования отдельных районов города была создана специализированная дружина, объединявшая спортсменов и активистов клуба служебного собаководства [5]
Формы деятельности
Обычно дружинники в группах по несколько человек патрулировали улицы городов, периметр территории предприятий и следили за порядком в общественных местах. Они имели достаточно широкие полномочия, в частности имели право задержать человека и доставить его в отделение милиции. Таким образом, несколько человек без проблем справлялись с мелкими правонарушителями (хулиганами, пьяницами, нарушителями тишины и т.д.).
Достаточно часто практиковалось совместное патрулирование (два-три дружинника под руководством милиционера). В некоторых случаях, дружинники могли выполнять дополнительные функции: например, по поручению участкового инспектора милиции они вручали судебные повестки и извещения [7] .
Результативность
Добровольные народные дружины внесли значительный вклад в противодействие преступности. В общей сложности, за первые 25 лет работы дружин, свыше 800 дружинников были награждены правительственными орденами и медалями, более 6 тысяч — награждены медалью «За отличную службу по охране общественного порядка», еще несколько тысяч были награждены почётным знаком «Отличный дружинник», Почётными грамотами и ценными подарками [5] .
Известны случаи героизма и самопожертвования, проявленные дружинниками, а также случаи задержании ими опасных преступников и рецидивистов:
в октябре 1963 года в Костроме дружинник Ю.П. Ерохов (по профессии — слесарь текстильной фабрики «Знамя труда») вступил в схватку с вооружённым ружьём преступником, был смертельно ранен, но сумел задержать нападавшего до прибытия милиции (впоследствии, его именем была названа одна из улиц города) [8] .
в Чите дружинник Ю.Ф. Кадкин (по профессии — шофёр мехколонны № 902) задержал рецидивиста, вооружённого обрезом винтовки [9] .
Как отмечал министр внутренних дел БССР В.А. Пискарёв, дружины становились хорошей школой для отбора и начальной подготовки кадров советской милиции: только в 1984 году по рекомендации со стороны партийных, комсомольских организаций и трудовых коллективов на службу в органы министерства внутренних дел было отобрано свыше 3 тыс. человек, имевших опыт работы в составе ДНД — «и это были уже морально и профессионально подготовленные люди» [10] .
Внешние знаки отличия дружинников
Внешними знаками отличиями участников народных дружин (дружинников) были красные нарукавные повязки и нагрудные значки, которые выдавались (или вручались) вместе с удостоверением члена добровольной народной дружины.
Поощрение дружинников
Члены ДНД поощрялись дополнительными выходными (отгулами) и днями к своему отпуску по основному месту работы, где находилась первичное отделение партийной, комсомольской и профсоюзной организации, которое направляло его на общественную деятельность .
Расформирование дружин
В 1991 году после распада СССР и запрета КПСС, её молодёжная всесоюзная комсомольская организация ВЛКСМ была распущена. Многие государственные учреждения и предприятия были переданы в частную собственность. Большинство новых собственников отказалось от содержания своих профсоюзных организаций. Имущество партийных и комсомольских организаций было изъято.
В сентябре 1993 года было принято Постановление Правительства РФ № 959 от 22.09.1993 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов РФ», устанавливавшее нормативно-правовые основы деятельности дружин на территории Российской Федерации.
В 1995 году в России был принят закон «Об общественных объединениях», в соответствии с которым действовавшие ранее нормативно-правовые документы о деятельности народных дружин были признаны утратившими силу, а создание и деятельность дружин и иных общественных объединений граждан по охране правопорядка не предусматривались [11] .
В настоящее время
Белоруссия
В Белоруссии объединение граждан, участвующих в охране правопорядка, называется «Добровольная дружина». Деятельность добровольных дружин и внештатных сотрудников правоохранительных органов осуществляется на основании «Примерного положения о добровольной дружине» и «Типового положения о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь». Эти положения составлены в соответствии с законом «Об участии граждан в охране правопорядка» и утверждены постановлением Совета министров [12] . Отдельно регламентируется деятельность добровольных пожарных дружин.
Согласно Положению, добровольная дружина создается по территориально-производственному принципу по решению органа местного управления. Дружина образуется на собрании граждан, созываемом инициативной группой. Руководят дружиной избираемые на собраниях командир и штаб, могут создаваться также городские, районные и областные штабы. Дружинникам вручаются удостоверение (может прикрепляться к верхней одежде в виде нагрудной карточки), отличительный нагрудный знак с личным номером дружинника и нарукавная повязка установленного образца.
В задачи добровольных дружин в Беларуси входит также участие в обеспечении порядка в случае чрезвычайных ситуаций, в мероприятиях по охране и защите государственной границы и др. Так, с органами пограничной службы в стране взаимодействуют 178 дружин, в которых участвует около 2 тыс. граждан (2008 г.). По данным Государственного пограничного комитета Белоруссии, около 30 % нарушителей границы задерживается при участии дружинников [13] .
Россия
Заметный спад активности ДНД начался с 1989 года. К этому времени традиционные советские организационные формы участия общественности в борьбе с правонарушениями стали малоэффективными в связи с изменением характеристик преступности. С 1992 года серьёзным ударом стала передача коммерческим структурам помещений пунктов общественной охраны правопорядка, приватизация и закрытие крупных предприятий (из трудовых коллективов которых ранее создавались многие ДНД) [14] , отсутствие финансирования. Однако отдельные дружины сохранились, а некоторые были воссозданы:
общественный дивизион «Авторозыск» (специализированная ДНД ГАИ Оренбургского УВД) из 100 человек действовал в Оренбургской области. Дружинниками становились передовые рабочие и служащие по рекомендации предприятий и организаций, внештатные сотрудники милиции, работали на общественных началах (2 дежурства в месяц). Только за 1994 год они отработали 19 тыс. часов, установили 22015 нарушений ПДД, 325 водителей в состоянии алкогольного опьянения и 320 — не имевших водительского удостоверения [15] .
В 1993 году народная дружина была воссоздана в Москве на основании временного положения [16] . 26 июня2002 года мэром города Юрием Лужковым и депутатами Московской городской думы был принят закон о Московской городской народной дружине [17] , установивший правовые основы и принципы деятельности этого государственно-общественного объединения. Автор документа — депутат Олег Бочаров.
в 1994 году в Омске действовал оперативный молодёжный отряд (31 чел. в возрасте до 30 лет) [18] .
в 1995 году в Ярославской области действовали 185 дружин общей численностью 2000 человек. В течение года они отработали 39 тыс. часов, пресекли 5 тыс. правонарушений и раскрыли 196 преступлений. Деятельность ДНД привела к снижению уличной преступности до уровня 1991 года.
Однако уже в 1996 году полковник милиции А. Кольцов отметил изменения в мотивации дружинников: «проблему вовлечения граждан в правоохранительную деятельность приходится решать уже не на энтузиазме, а на каких-то иных началах, решая прежде всего такой вопрос, как материальное вознаграждение за участие в охране общественного порядка» [19]
По состоянию на начало 2009 года в России действовало более 34 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, в которых состояло более 363 тысяч человек. При этом, несмотря на более чем скромное материально-техническое и финансовое обеспечение ДНД, с участием дружинников в год раскрывается около 40 тысяч преступлений и выявляется свыше 400 тысяч административных правонарушений. [20]
Добровольная Молодёжная Дружина (ДМД)
В 2008 г. движение разделилось на автономные проекты, «ДМД» выделилось общественную организацию. В 2009 на Всероссийском слёте регионального актива дружины в лагере Селигер при поддержке Росмолодёжь проект был реорганизован в Межрегиональную ассоциацию «Добровольные Дружины Страны». [23] [24]
Проект не являлся государствееной программой и не имел льгот как это было в Советской организации ДНД. В 2011 году Росмолодёжь прекратила финасирование этого проекта, подразделения в регионах были распущены.
Иные формирования по охране правопорядка
В настоящее время добровольные дружины по охране правопорядка действуют в ряде регионов России в различных организационных формах, в том числе:
территориальных дружин по охране общественного порядка;
казачьих дружин по охране общественного порядка [25]
студенческих отрядов по охране правопорядка (СООПР) — созданы при некоторых ВУЗах [26] .
В нескольких субъектах РФ приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность общественных объединений граждан по охране правопорядка [27] [28] . В некоторых случаях, такие объединения получают поддержку со стороны органов государственной или муниципальной власти [29] [30] [31] .