Что значит направленность образования

Что значит направленность образования

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию (бакалавриату, специалитету, магистратуре, подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки) по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) федеральные государственные требования — обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и дополнительным предпрофессиональным программам, устанавливаемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) требования, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, — обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (далее — самостоятельно устанавливаемые требования);

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы;

(п. 24 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

35) просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 35 введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 85-ФЗ)

Источник

Уровни и направленность образования (общее, профессиональное, дополнительное)

Вы будете перенаправлены на Автор24

В соответствии с ФЗ «Об образовании» общеобразовательные программы направлены на решение задач по становлению общей культуры личности человека и его успешной адаптации к общественной жизнедеятельности, формированию фундамента, необходимого для осознанного выбора и получения профессиональных навыков путем профильного обучения.

Направленность образования

Направленность образования – это общее понятие результата и эффективности реализуемой образовательной программы, от которых зависит ее содержание, технологии, способы и формы организации педагогического процесса.

Итоговое усвоение учащимися содержания образовательной программы определяется уровнем обучения. В общем, это представляется как унифицированный и конкретизированный объем знаний по учебным предметам, а также умений применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Основной аспект, определяющий направленность образования – это комбинация, которая коротко может быть представлена как «цель-результат», оказывающая влияние на оценку деятельности образовательной организации.

Качество реализации образовательной программы в учебном учреждении – это соотношение утвержденной программы обучения и реализованных учебных занятий в соответствии с учебным расписанием, а также уровень подготовки выпускников.

Таким образом, оценка образовательной программы конкретного учреждения представляет собой сопоставление поставленных образовательных задач и степень их реализации.

Все цели образовательной программы должны быть обоснованы, максимально точно сформулированы. Это необходимо для более точной формулировки задач, определения направления педагогического процесса, его содержания, подбора методов и средств, а также установления сроков выполнения. Однако процесс формулировки ведущей образовательной цели не совершенен, так как основной частью данного процесса является человек со своими особенностями и индивидуальными личностными качествами.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, в педагогической практике можно встретить немало примеров того как точно сформулированная цель не только не приводила к ожидаемому результату, но и давала совершенно непредсказуемые последствия обучения. Это было связано в первую очередь с тем, что результативность образования зависит не только от поставленной цели, но и от активности и заинтересованности учащихся в образовательном процессе, их стремлении достичь указанной цели.

Довольно часто образовательный результат не заметен сразу, так как эффект педагогического воздействия на учащегося может актуализироваться лишь по истечению нескольких лет. Исходя из этого цепочка «цель-результат» не должна трактоваться слишком упрощенно, так как образовательному процессу присуща причинно-следственная неопределенность.

Задача каждого образовательного учреждения и реализуемой им программы, должна быть четко сформулирована и пониматься однозначно.

Уровни образования в РФ

Уровень образования в России – это определенный цикл образования, который характеризуется единой совокупностью конкретных требований.

В настоящее время в России, в соответствии с ФЗ «Об образовании» установлено несколько уровней образования.

На основании данного закона выделяют следующие уровни образования:

  • общее образование (дошкольные и школьные учебные заведения)
  • профессиональное образование (вузы, ПТУ и т.п.)
  • дополнительное образование

Общее образование: в соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение общего бесплатного образования в муниципальном образовательном учреждении.

В систему общего образования входят дошкольные и школьные учебные заведения (детские сады, школы).

Группа школьных образовательных учреждений предусматривает наличие трех ступеней:

Образование в детском дошкольном учреждении направлено на формирование у детей фундаментальных знаний, которые в последующем являются основой для обучения в школе. Кроме того, в дошкольных учреждениях осуществляется общее формирование и становление личности детей, их воспитание и всестороннее развитие.

В России существует сеть муниципальных (государственных) и частных учреждений дошкольного образования, реализующих государственные программы.

Начальное школьное образование ориентировано на формирование учебной мотивации, навыков чтения и письма, расширении кругозора учащихся, усвоение базовых теоретических знаний.

Среднее общее образование направлено на формирование у учащихся мышления, способности самостоятельно размышлять, делать выводы. На этом этапе образования осуществляется углубленное изучение научных дисциплин, формируется четкое представление о мире и роли человека в нем.

Профессиональное образование нацелено на получение определенных профессиональных умений и навыков.

Структура профессионального образования:

  1. Начальное профессиональное образование – осуществляется на базе профессиональных училищ или техникумов. По итогу обучения выпускники получают рабочие профессии.
  2. Среднее профессиональное образование – представлено колледжами и техникумами, по итогу окончания которых выпускникам присваивается специальность.
  3. Высшее профессиональное образование – направлено на подготовку профессионалов высшего звена, в различных направлениях квалификации.

Учреждения высшего образования в свою очередь подразделяются на три ступени:

  • бакалавриат – является базой для получения высшего образования;
  • специалитет – более узко-специализированное направление обучения высшего звена;
  • магистратура – повышение профессиональной квалификации и получение более глубоких знаний.

Дополнительное образование – направлено на развитие и совершенствование склонностей и природных задатков, осуществляется параллельно с основным образованием.

Дополнительное образование может быть получено человеком на любом этапе обучения. Например, в дошкольном и школьном возрасте дополнительное образование представлено разнообразными кружками, секциями, образовательными учреждениями (музыкальные, художественные, танцевальные и т.д. школы). Дополнительное образование представлено системой государственных и частных учреждений, реализующих государственные программы дополнительного образования различной направленности.

Источник

Читайте также:  Что значит teen esrb
Оцените статью