- Нестандартное мышление – рамки не для Вас, преграды только в голове.
- Что это такое
- Типы мышления
- Креативность — это хорошо или плохо
- Мышление и головной мозг
- История изучения и концепция
- Методы и принципы мышления
- Шесть креативных подходов
- Упражнения
- Нестандартное мышление. Что же вообще такое это «нестандартное мышление»?
- Что же вообще такое это «нестандартное мышление»?
- 1. Забудьте обо всех предрассудках
- 2. Мыслите творчески
- 3. Узнавайте что-то новое
Нестандартное мышление – рамки не для Вас, преграды только в голове.
Обычный подход к решению задач предполагает использование логики. Человек ищет наиболее многообещающие способы решения проблем, заранее отвергая любые нестандартные варианты. Такая психическая особенность свойственна для большинства людей. Если какая-либо проблема не решается с помощью логического подхода, требуется применение нестандартного или латерального мышления. В этом случае когнитивная деятельность направлена на рассмотрение всех возможных вариантов выполнения задачи. Нестандартный ум в первую очередь ценится в творческой деятельности. Это качество поддается коррекции.
Что это такое
В психологии нестандартное мышление также называют латеральным или креативным. Это тип когнитивного процесса, близкий к чувству юмора и интуиции. Он предполагает выход за рамки логического восприятия мира с целью решения поставленной задачи. Этот тип деятельности головного мозга противопоставлен вертикальному мышлению, при котором человек использует стандартный подход в решении определенных проблем. Наибольшую значимость нестандартная интеллектуальная деятельность имеет в творчестве: живописи, литературе, музицировании и даже маркетинге.
Примеры нестандартного мышления:
- Необходимо достать небольшой деревянный брус из сосуда с узким горлышком и глубоким дном, не переворачивая его. Стандартный подход к решению задачи заставляет человека искать длинный предмет для его извлечения. Креативный подход предполагает заполнение сосуда водой.
- Учителю необходимо проверить знания учеников после изучения какой-либо темы. В большинстве случаев педагоги используют опросы и контрольные работы. При использовании креативного подхода можно заставить учеников самостоятельно проверять знания друг у друга.
Обучение в школе, колледже или университете позволяет человеку адаптировать свою интеллектуальную деятельность для выполнения определенных задач. В сознании создаются шаблоны, позволяющие быстро справляться с повседневными и профессиональными трудностями. При этом свойственная для ребенка неординарность постепенно исчезает. Психологам известно, что именно по этой причине многие взрослые люди не справляются с детскими задачами. Отсутствие развитого неординарного интеллекта может значительно ограничивать сферу деятельности человека. В то же время существуют специальные техники, развивающие такое качество.
Типы мышления
Мышление представляет собой познавательный процесс, являющийся субъективным отражением действительности, который позволяет человеку анализировать изменения в окружающем мире и принимать сложные решения. Мыслительный процесс отличается гибкостью и адаптивностью, однако существуют врожденные и приобретенные познавательные ограничения. Важно понимать, что мозг в первую очередь служит для удовлетворения физиологических потребностей.
Основные типы мыслительной деятельности:
Характеризуется максимальной направленностью на практическое использование. Человек применяет предметно-действенное мышление для решения конкретных задач, вроде выполнения профессиональных обязанностей или преодоления повседневных трудностей. Лучше всего развита у взрослых.
Сознательные процессы нужны не только не преобразования окружающего мира. Люди также могут изучать свойства предметов с помощью наблюдения. Такой тип мыслительного процесса помогает узнавать больше об окружающем мире.
Неразрывно связана с обобщением имеющейся информации. В головном мозге формируются разнообразные образы, связанные с предметами и их свойствами. Подробнее…
Помогает людям связывать предметы и понятия в единую систему. При этом абстрактное мышление может быть использовано без привязки к практической деятельности. Дает возможность решать логические задачи. Подробнее…
По мере накопления впечатлений об окружающем мире сознание получает информацию в виде опыта. Опыт позволяет решать простые задачи. Не следует путать с предметным восприятием мира.
Нестандартное мышление в наибольшей степени связано с абстрактными когнитивными процессами.
Креативность — это хорошо или плохо
Мыслительные процессы находят разнообразное применение в повседневной жизни. Это удовлетворение естественных потребностей, взаимодействие с людьми, выполнение профессиональных обязанностей и адаптация к изменяющимся условиям окружающего мира. В каждом случае человеку может потребоваться определенный тип мышления для достижения лучших результатов. Преобладание одного типа интеллектуальной деятельности имеет свои плюсы и минусы.
Наличие ярко выраженного нестандартного подхода лучше всего подходит представителям творческих профессий. Творческий поиск требует избавления от устойчивых стереотипов. Человеку необходимо богатое воображение, свободное от навязчивых образов и умозаключений. В то же время такая черта личности может быть менее полезной в точных и технических науках, когда от сознания требуется подчинение четким принципам. При этом важно понимать, что полное доминирование одного типа интеллектуальной деятельности над другими встречается редко.
Мышление и головной мозг
Виды когнитивных процессов неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Органический субстрат сознания определяет лимиты человеческого сознания. Сам по себе головной мозг является главным органом центральной нервной системы, отвечающим за общую регуляцию организма и сознание. Последняя функция обусловлена работой небольшого мозгового отдела, называемого корой больших полушарий. Это плотное скопление клеток (нейронов), связанных друг с другом длинными и короткими отростками. Отростки, формирующие нервы, позволяют передавать информацию в виде импульсов. Распространение импульсов в разные отделы мозга определяет основу мыслительного процесса.
Ученым уже известно, какие особенности головного мозга отвечают за стандартное и нестандартное мышление. Дело в том, что по мере накопления знаний и опыта центральная нервная система создает устойчивые связи между нейронами. Эти связи используются в дальнейшем в качестве шаблонов для решения определенных задач. В то же время головной мозг может создавать новые ассоциативные связи в ходе интеллектуальной деятельности. Считается, что формирование новых связей непосредственно связано с латеральными мыслительными процессами. У ребенка мозг часто создает новые ассоциативные цепочки, однако по мере взросления эта способность обычно ухудшается. Развить нестандартное мышление можно в любом возрасте.
История изучения и концепция
Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес британский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году ученый опубликовал большую статью, посвященную типам мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, человек обладает вертикальным и латеральным мышлением.
Вертикальная форма мысли предполагает использование уже существующих идей, то есть когнитивная деятельность такого типа связана с применением определенных шаблонов. Люди в течение жизни накапливают шаблоны и реализуют комплексные формы вертикального мышления, однако принцип остается неизменным.
Напротив, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих уже существующие шаблоны. Главной целью такого процесса является рассмотрение проблемы со всех возможных сторон.
Ученый считал, что для улучшения креативности необходимы два стимула — «побег» и «провокация». Сущность первого стимула заключается в намеренном игнорировании уже существующих моделей решения задачи. Обычно люди не склонны к такому подходу, а тех, кто все же избегает стандартных решений, просят не изобретать велосипед. Тем не менее побег от шаблонов помогает найти больше вариантов выполнения определенной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в задержке суждения. При креативном подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений. Де Боно также подчеркивал важность позитивных эмоций в креативности.
Методы и принципы мышления
Научиться мыслить нестандартно можно с помощью специальных упражнений и методик, однако сначала необходимо разобраться с принципами этой самой мыслительной деятельности. Существуют разнообразные подходы, позволяющие рассмотреть определенную проблему со всех сторон и принять наименее шаблонное решение.
- Выбор главного фокуса. Необходимо заранее определиться, какая идея должна лежать в основе дальнейшего интеллектуального поиска. Например, это может быть необходимость найти способ извлечения предмета из узкой емкости. Главный фокус — это отправная точка креативности.
- Отказ от стереотипов. Следует сразу же абстрагироваться от логических рассуждений, появляющихся во время поиска решения. Не стоит бояться появления абсурдных мыслей и образов, поскольку главной целью является нахождение наименее очевидного способа решения задачи.
- Применение найденного нестандартного подхода с помощью рационализации. Для этого, как ни странно, применяется логика, дающая возможность связать определенную стратегию с заданными условиями.
Перед применением обозначенных техник психологи рекомендуют пройти тест на нестандартное мышление. Существуют разнообразные опросы, позволяющие оценить уровень его развития. Тесты помогают контролировать эффективность развития навыка.
Шесть креативных подходов
Часто для выполнения определенной задачи применяется метод мозгового штурма, во время которого группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. При этом зачастую такой способ имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отбрасывания предложений. Участники мозгового штурма попросту не успевают проанализировать ту или иную стратегию, поскольку их сознание оценивает значимость предложенного метода решения с помощью подбора знакомых стереотипов. В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть этапов или принципов латерального интеллекта.
- Сбор конкретной информации об имеющейся проблеме, включая заданные условия. Необходимо определить, какой информации не хватает для нахождения стратегии.
- Использование эмоциональных ресурсов. Следует отвлечься от логики и довериться интуиции. Применяются абстрактные образы и ассоциации.
- Творческий поиск — основной этап, во время которого нужно предлагать как можно менее шаблонные стратегии решения проблемы.
- Критика. Необходима конструктивная критика каждой предложенной стратегии. Важно использовать аргументы.
- Оптимистический взгляд. Нужно найти плюсы у каждой предложенной стратегии.
- Организационный этап. Проводится скрупулезное объединение предложенных методов выполнения задачи.
Перечисленные принципы можно применять при самостоятельном и групповом поиске решений.
Упражнения
Люди с нестандартным мышлением не рождаются. Существует только наследственный потенциал, определяющий предрасположенность к развитию определенного типа интеллекта. При этом обучение креативности в детском возрасте помогает улучшить когнитивные навыки. Следует учитывать, что использование специальных упражнений дает лучшие результаты в возрасте от 5 до 12 лет, поскольку в этом периоде происходит закладка ключевых ассоциативных связей в головном мозге.
Ответы к тесту на нестандартное мышление: 1. Медведь, слезающий с дерева. 2. Мексиканец в сомбреро. 3. Карлик в телефонной будке играет на трамбоне. 4. Карандаш сверху/снизу. 5. Бутерброд с картофелем. 6. Белый медведь на снегу. 7. Поезд в туннеле. 8. Пограничники с овчарками сидят в засаде.
Некоторые упражнения для развития нестандартного мышления:
Для выполнения упражнения требуется группа из нескольких человек. Ведущий загадывает слово и пытается объяснить его значение с помощью жестов.
- Цепочка логических вопросов
Начать цепочку можно с обычного вопроса: «Почему гром гремит?». Далее необходимо задавать вопросы по мере появления новых умозаключений.
Шашки, шахматы и другие игры помогают развивать разные типы интеллекта.
Лучшим способом развития креативности является творчество. Рекомендуется выбрать наиболее интересное творческое направление и начать постепенно применять навык на практике.
Источник
Нестандартное мышление. Что же вообще такое это «нестандартное мышление»?
Вы никогда не слышали фразу «Этот человек меня просто удивляет, никогда не встречал человека, который так нестандартно бы мыслил»? Вас, наверное, это задевало, хотелось, чтобы так же говорили и Вам? Тогда эти советы для Вас.
Что же вообще такое это «нестандартное мышление»?
Своего рода это свойство и качество человека, с помощью которого он может реализовать себя. «Как?» — спросите Вы. Довольно просто, нестандартное мышление вместе с силой воли и умением достигать своих целей – это самое великое оружие человека, которое только может у него быть. Способность творчески мыслить, способность из самой, казалось бы, обычной жизненной ситуации находить выходы, которые не просто бы были именно «выходами», но еще и приковывали бы к себе внимание окружающих своей оригинальностью – все это составляющие. Это далеко не все, умение остро и широко мыслить, да и многое другое, всего и не перечислить.
Итак, что же нужно для того чтобы развить в себе нестандартное мышление?
1. Забудьте обо всех предрассудках
Прежде всего, нужно забыть обо всех предрассудках, которые Вам когда-либо говорили или Вы когда-либо слышали. Пусть это порой и сложно, но все-таки возможно. Не бойтесь пробовать новое, мыслить и рассуждать. Это самое главное, потому что порой, можно придумать, казалось бы, гениальный способ решения проблемы, но так и не решиться претворить его в жизнь. Не думайте о том, что могут сказать про Вас окружающие, если смогут повторить то же самое, что и Вы – пусть говорят, хотя не факт, что они хотя бы, попробуют: далеко не каждый решиться на свободное выражение своих мыслей и, тем более, претворение их в жизнь, да еще и на глазах у других. Вы смогли, Вы побороли себя, честь Вам и хвала. Даже если у Вас что-то не получилось – это не беда, Вы попробовали, решились – это самое сложное, а мастерство приходит с практикой и опытом.
2. Мыслите творчески
Что же это такое? Это означает, что Вы должны уметь придумывать что-то новое, включайте фантазию, воображение и творите: придумывайте рассказы, сочиняйте стихи, пишите музыку – выбор огромный. Здесь те же правила – не бойтесь пробовать: мастерство приходит с опытом. Чем больше Вы будете заниматься по развитию своего творческого дара, который есть у всех людей, просто некоторые его реализуют, а некоторые — нет, так вот, чем больше Вы будете работать, используя свое воображение, тем лучше Вы будете его использовать. Не прекращайте работать над этим и в скором времени Вы увидите результат. Помните, что если Вы хотите начать свой бизнес – то нужно творчески мыслить, если Вы хотите составить план, допустим расписание на день – точно так же — нужно творчески мыслить, даже когда Вы готовите себе обед – это тоже творчество. Осознайте это, поймите и примите и начинайте работать над развитием этого таланта в себе.
3. Узнавайте что-то новое
Для сознания и для воображения всегда нужна подпитка. Что может быть лучше знаний? Нужно заставлять свой мозг работать постоянно. Тогда он будет в форме. Тот же принцип, что и в занятиях спортом: чем больше мы занимаемся – тем больше мы можем и тем лучше результат. Поэтому, нужно всегда стараться узнавать что-то новое, постигать и разбираться в чем-то. Так, мы сможем постоянно держать себя в форме, а это, в свою очередь, даст и «пищу» для работы нашего воображения. А потому учиться, учиться и еще раз учиться – Вперед! К знаниям!
Итак, следуя этим несложным советам Вы сможете развить в себе то самое загадочное и притягательное «нестандартное мышление». Постоянно удивлять окружающих своим остроумием, способностью творчески мыслить. Такие люди умеют общаться, их интересно слушать, они хорошие собеседники.
Источник