Что значит мысль есть сжатая форма действия

Что значит мысль есть сжатая форма действия

1.1 Генетическая психология

Объект генетической психологии Пиаже – изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как формируются у ребёнка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребёнка о явлениях природы: почему солнце и луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берётся тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребёнка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Для выявления этих механизмов, скрытых, но всё определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования – метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод даёт необходимые результаты только в руках опытного психолога. По выражению Э.Клапареда, метод Пиаже – это умственная аускультация и перкуссия, это искусство – искусство спрашивать.
Эта наука изучает, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребёнка и взрослого человека.
Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трём направлениям:
определяются проблемы, которые составляют её предмет;
разрабатывается техника исследования;
происходят накопление, организация и интерпретация фактов.

1.2 Генетическая эпистемология

Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на её основе можно было построить генетическую эпистемологию. По определению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже был глубоко убеждён в том, что для изучения природы познания необходимо использовать психологические данные. Главная эпистемалогическая проблема – понять, с помощью каких средств человеческий ум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню познания. Нельзя реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека, но можно обратиться к онтогенезу, ибо именно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.
Исходя из перспективы создания генетической эпистемологии, науки о происхождении и развитии научного знания, Пиаже перевёл традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и приступил к их экспериментальному решению. Его интересовало, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего, субъективного мира и каковы границы такого различения. Пиаже хотел выяснить, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи – продукты собственной умственной активности. А если субъект активен в процессе познания, то каково взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется, каковы происхождение и развитие основных научных понятий?
При решении этих вопросов Пиаже исходил из нескольких основных положений. Прежде всего, это положение о взаимоотношении целого и части. Всегда целое качественно отличается от части, изолированных элементов не существует. Всегда отношения между целым и частями варьируются в зависимости от структуры, в которую они включены, а в общей структуре их отношения уравновешены. Состояние равновесия меняется, переходит от менее устойчивого к более устойчивому.

Читайте также:  Что значит божьего покрова

Принцип равновесия Пиаже использовал впоследствии для объяснения интеллектуального развития ребёнка. Мысль Пиаже о том, что интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур, означает, что логика не врожденна изначально, а развивается постепенно.
Пиаже изучал связи между мыслью ребёнка и реальностью, которая познаётся им как субъектом. Он признавал, что объект существует независимо от субъекта. Но для того, чтобы познать объекты, субъект должен осуществлять действия с ними и поэтому трансформировать их: перемещать, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. На всех этапах развития познание постоянно связано с действиями или операциями, то есть трансформациями, преобразованиями объекта.

1.4Идеи теории Пиаже

Идея трансформации – это первая центральная идея теории Пиаже. Из неё следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Источник знания, считал Пиаже, лежит во взаимодействиях субъектов и объектов. Проблема познания сводится к анализу способности субъекта познавать объекты всё более адекватно, то есть того, каким образом он становится способным к объективности. Объективность не дана ребёнку с самого начала. Для её понимания, по Пиаже, необходима серия последовательных конструкций, всё более приближающихся к ней.
Идея конструкции – вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определённым структурам действия. Эти структуры – результат конструкции – они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку последний должен научиться координировать свои действия.
Субъект, по Пиаже, это организм, наделённый функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружения. Интеллект представляет собой частный случай структуры – структуру мыслительной деятельности. Характеризуя субъект деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства.
Функции – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация.
В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит их перестройка, приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.

1.5 Понятие схемы действия

Одно из самых важных понятий в концепции Пиаже – понятие схемы действия. В узком смысле слова схема – это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребёнку экономно и адекватно вступать во взаимодействия с различными объектами одного и того же класса или различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребёнок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.д. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия по Пиаже – это то общее что сохраняется в действии при его неоднократном повторении при разных обстоятельствах. Схема действия – это структура на определённом уровне умственного развития. Структура, по определению Пиаже, — это умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, составляющих эту структуру. Структура – саморегулирующая система. Новые умственные структуры формируются на основе действия.
Пиаже считает, что в течение всего онтогенетического развития основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и опыта. В отличие от функций структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.
Пиаже ввёл в область детской психологии эпистемологическое различие между формой и содержанием познания. Содержание познания – всё то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания – та схема мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются. Влияние окружения никогда не может быть воспринято в «чистом виде», так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться, у субъекта уже готовы, сформированы определённые моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Это – непреложный закон. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Это очень важно знать, чтобы различать простое натаскивание от подлинного развития и никогда не удовлетворяться первым. Важнейший исходный принцип исследования Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребёнка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъектом, а прежде всего доминирующие умственные структуры. От них решающим образом зависит познание мира. Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении. Само развитие – это смена господствующих умственных структур.
Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием доминирующих умственных структур, но и тем, что они строятся на основе действия субъекта. Согласно Пиаже мысль есть сжатая форма действия.

2.Открытие эгоцентризма детского мышления

2.2 Реализм — реципрокность

Основное достижение Пиаже – открытие эгоцентризма ребёнка как центральной особенности мышления, скрытой умственной позиции. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире является лишь следствием этой эгоцентрической умственной позиции.
В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребёнок на определённой ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их даёт непосредственное восприятие. Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребёнку рассматривать вещи независимо от субъекта.
Дети до определённого возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребёнок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к их различению.
«Реализм» бывает двух типов: интеллектуальный и моральный. Например, ребёнок уверен, что ветви деревьев делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том, что ребёнок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, материальному результату.
На ранних ступенях развития каждое представление о мире для ребёнка истинно; мысль и вещь для него почти не различаются. Знаки начинают своё существование, будучи первоначально частью вещей. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта они отделяются от них. Тогда ребёнок начинает рассматривать своё представление о вещах как относительное для данной точки зрения.
Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: партисипации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимания природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические отношения между «Я» и миром постепенно редуцируются.
Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идёт развитие детских идей от абсолютности («реализма»), к реципрокности (взаимности). Реципрокность появляется тогда, когда ребёнок открывает для себя точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие. С этого момента он начинает видеть реальность уже не только как непосредственно данную ему самому, но и как бы установленную благодаря координации всех точек зрения, взятых вместе. В этот период осуществляется важнейший шаг в развитии детского мышления, так как по мнению Пиаже, представления об объективной реальности – это то наиболее общее, что есть в разных точках зрения, в чём разные умы согласны друг с другом.

2.2 Реализм — релятивизм

Мысль ребёнка развивается ещё и в третьем направлении – от реализма к релятивизму (относительности). Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они делают открытие, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны. Мир независимых и спонтанных субстанций уступает место миру отношений.
Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Пиаже – понятие социализации. По его мнению понятие «социальный» имеет два разных смысла. Существуют социальные отношения между ребёнком и взрослым. Взрослый для ребёнка – источник воспитательных воздействий, он передаёт ему культуру общества. Ребёнок воспринимает взрослого как источник специфически человеческих чувств. При таком понимании термина ребёнок социален с самого начала. Кроме этих отношений существуют социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребёнком и взрослым (отношения принуждения), которые Пиаже связывает социализацией.
По Пиаже, социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребёнок, достигнув определённого уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребёнка — переход от эгоцентрической позиции к объктивной.
Переход от «реализма» к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии ассимиляции и аккомодации. Когда между двумя тенденциями устанавливается гармония, появляется обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Любое логическое противоречие, с точки зрения Пиаже, это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и ассимиляцией. Такая ситуация, по его мнению, биологически неизбежна.

Источник

Глава V. УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 2 page

Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур.

Это — непреложный закон. Одно и то же знание может быть разного достоинства

в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Это

очень важно знать, чтобы различать простое натаскивание от подлинного

развития и никогда не удовлетворяться первым.

Важнейший исходный принцип исследования для Пиаже состоит в том, чтобы

рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и

усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. В познании, с

точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который

выбирается субъектом, а, прежде всего, доминирующие умственные структуры

субъекта. От них решающим образом зависит познание мира. Богатство опыта,

которым человек может располагать, зависит от количества и качества

интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении. Само развитие —

это смена господствующих умственных структур.

Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием

доминирующих умственных структур, но и тем, что они (как определяющие

познание) строятся на основе действия субъекта. Согласно Пиаже, мысль есть

сжатая форма действия. 1С этому он пришел еще тогда, когда проводил свои

ранние психологические исследования, однако, детальный анализ роли действия

в процессе формирования мышления был им проведен позднее. В ряде публикаций

40-х годов Пиаже подчеркивал, что познание на всех генетических уровнях есть

продукт реальных действий, совершаемых субъектом с объектами.

3. Открытие эгоцентризма детского мышления

Общая задача, стоящая перед Пиаже, была направлена на раскрытие

психологических механизмов целостных логических структур, но сначала он

выделил и исследовал более частную проблему — изучил скрытые умственные

тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил

механизмы их возникновения и смены.

Рассмотрим факты, установленные Пиаже с помощью клинического метода в

его ранних исследованиях содержания и формы детской мысли. Важнейшие из них:

открытие эгоцентрического характера детской речи, качественных особенностей

детской логики, своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о

мире. Однако основное достижение Пиаже — открытие эгоцентризма ребенка.

Эгоцентризм — это центральная особенность мышления, скрытая умственная

позиция. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о

мире —.лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.

Обратимся сначала к характеристике феноменов, доступных наблюдению. Эти

феномены по сравнению с общим эгоцентризмом ребенка, который практически не

поддается непосредственному наблюдению, внешне относительно ясно выражены.

В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности

Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве

случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное

восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок

думает, например, что луна следует за ним во время его прогулок,

останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает.

Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку

рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое

мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Это происходит

потому, что дети не отделяют своего «Я» от окружающего мира, от вещей.

Пиаже подчеркивает, что эту «реалистическую» позицию ребенка по

отношению к вещам нужно отличать от объективной. Основное условие

объективности, по его мнению,— полное осознание бесчисленных вторжений «Я»

в каждодневную мысль, осознание многих иллюзий, возникающих в результате

этого вторжения (иллюзии чувства, языка, точки зрения, ценности и т.д.). В

реализме выражается парадокс детской мысли, ребенок находится одновременно

ближе к непосредственному наблюдению и более отдален от реальности; он

одновременно ближе к миру объектов и дальше от него, чем взрослые.

Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и

внешний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с

вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к различению их друг от

друга. Эту закономерность, согласно Пиаже, можно применить как к содержанию

понятий, так и к самым простым восприятиям

«Реализм» бывает двух типов интеллектуальный и моральный. Например,

ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер Это реализм интеллектуальный

Моральный реализм выражается в том, что ребенок не учитывает в оценке

поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту,

по материальному результату.

Сначала, на ранних ступенях развития, каждое представление о мире для

ребенка истинно, для него мысль и вещь почти не различаются У ребенка знаки

начинают свое существование, будучи первоначально частью вещей. Постепенно,

благодаря деятельности интеллекта, они отделяются от них. Тогда он начинает

рассматривать свое представление о вещах как относительное для данной точки

зрения. Детские представления развиваются от реализма к объективности,

проходя ряд этапов» партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего

одушевления), артификализма (понимание природных явлений по аналогии с

деятельностью человека) , на которых эгоцентрические отношения между «Я» и

миром постепенно редуцируются Шаг за шагом в процессе развития ребенок

начинает занимать позицию, позволяющую ему отличить то, что исходит от

субъекта, и видеть отражение внешней реальности в субъективных

представлениях Субъект, который игнорирует свое «Я», считает Пиаже,

неизбежно вкладывает в вещи свои предрассудки, непосредственные суждения и

даже восприятия. Объективный интеллект, ум, осознающий субъективное «Я»,

позволяет субъекту отличать факт от интерпретации. Только путем постепенной

дифференциации внутренний мир выделяется и противопоставляется внешнему.

Дифференциация зависит от того, насколько ребенок осознал свое собственное

положение среди вещей.

Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире,

направленной от реализма к объективности, идет развитие детских идей от

абсолютности («реализма») к реципрокности (взаимности) Реципрокность

появляется тогда, когда ребенок открывает точки зрения других людей, когда

он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими

точками зрения устанавливается соответствие С этого момента он начинает

видеть реальность уже не только как непосредственно ему самому данную, но и

как бы установленную благодаря координации всех точек зрения, взятых вместе

В этот период осуществляется важнейший шаг в развитии детского мышления, так

как, по мнению Пиаже, представления об объективной реальности — это то,

наиболее общее, что есть в разных точках зрения, в чем разные умы согласны

В экспериментальных исследованиях Пиаже показал, что на ранних стадиях

интеллектуального развития объекты представляются для ребенка тяжелыми или

легкими, согласно непосредственному восприятию Большие вещи ребенок считает

всегда тяжелыми, маленькие — всегда легкими. Для ребенка эти и многие

другие представления абсолютны, пока непосредственное восприятие кажется

единственно возможным. Появление других представлений о вещах, как например,

в эксперименте с плаванием тел» камешек — легкий для ребенка, но тяжелый

для воды,— означает, что детские представления начинают терять свое

абсолютное значение и становятся относительными

Отсутствие понимания принципа сохранения количества вещества при

изменении формы предмета еще раз подтверждает, что ребенок сначала может

рассуждать лишь на основе «абсолютных» представлений Для него два равных по

весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них

принимает другую форму, например, чашки Уже в ранних работах этот феномен

Пиаже рассматривал как общую черту детской логики В последующих

исследованиях он использовал появление у ребенка понимания принципа

сохранения в качестве критерия возникновения логических операций и посвятил

его генезису эксперименты, связанные с формированием понятий о числе,

движении, скорости, пространстве, о количестве и др

Мысль ребенка развивается еще и в третьем направлении — от реализма к

релятивизму Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и

абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и

что наши оценки относительны Мир независимых и спонтанных субстанций

уступает место мир> отношений. Сначала ребенок считает, скажем, что в каждом

движущемся предмете есть специальный мотор, который выполняет главную роль

при движении объекта. В дальнейшем он рассматривает перемещение отдельного

тела как функцию от действий внешних тел. Так, движение облаков ребенок уже

начинает объяснять иначе, например, действием ветра Слова «легкий» и

«тяжелый» также теряют свое абсолютное значение, которое они имели на

протяжении ранних стадий, и приобретают относительное значение в зависимости

от избранных единиц измерения.

Итак, по своему содержанию детская мысль, сначала полностью не

отделяющая субъект от объекта и потому «реалистическая», развивается по

направлению к объективности, реципрокности и релятивности Пиаже считал, что

постепенная диссоциация, разделение субъекта и объекта осуществляется

вследствие преодоления ребенком собственного эгоцентризма

Наряду с качественным своеобразием содержания детской мысли,

эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как синкретизм

(тенденцию связывать все со всем), соположение (отсутствие связи между

суждениями), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее),

нечувствительность к противоречию и др. У всех этих особенностей детского

мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне

зависит от эгоцентризма Она состоит в том, что ребенок до 78 лет не умеет

выполнить логические операции сложения и умножения класса, наименее общего

для двух других классов, но содержащего оба этих класса в себе (животные =

позвоночные + беспозвоночные). Логическое умножение — операция, состоящая в

том, чтобы найти наибольший класс, содержащийся одновременно в двух классах,

то есть найти совокупность элементов, общую двум классам (женевцы х

протестанты = женевские протестанты).

Отсутствие этого умения наиболее ярко проявляется в том, как дети

определяют понятие. Пиаже экспериментально показал, что каждое детское

понятие определяется большим числом разнородных элементов, не связанных

иерархическими отношениями. Например, ребенок, определяя, что такое сила,

говорит «Сила — это, когда можно нести много вещей». Когда его спрашивают

«Почему ветер обладает силой9» — он отвечает: «Это, когда можно двигаться

вперед». Тот же ребенок говорит по поводу воды: «Ручьи обладают силой,

потому что она (вода) течет, потому что она спускается» Через минуту (если

тонет камень, брошенный в воду) он говорит, что вода не имеет силы, потому

что она ничего не несет. Еще через минуту он говорит «Озеро обладает силой,

потому что несет на себе лодки».

Особенно трудно ребенку дать определение для относительных понятий —

ведь он думает о вещах абсолютно, не осознавая (как показывают эксперименты)

отношений между ними. Ребенок не может дать правильное определение таких

понятий, как брат, правая и левая сторона, семья и др., до тех пор, пока не

обнаружит, что существуют разные точки зрения, которые надо учитывать.

Известный тест о трех братьях может служить хорошим примером этому («У

Эрнеста три брата — Поль, Анри, Шарль. Сколько братьев у Поля? А у Анри? А

у Шарля?»). Пиаже спрашивал, например, Л :

«Есть у тебя братья?» — «Артур». — «А у него есть брат»? — «Нет». —

«А сколько у вас братьев в семье?» — «Двое». — «А у тебя есть брат?» —

«Один». — «А он имеет братьев?» — «Совсем не имеет». — «Ты его брат9» —

«Да». — «Тогда у него есть брат?» — «Нет».

Неумение производить логическое сложение и умножение приводит к

противоречиям, которыми насыщены детские определения понятий. Пиаже

характеризовал противоречие как результат отсутствия равновесия: понятие

избавляется от противоречия, когда равновесие достигается. Критерием

устойчивого равновесия он считал появление обратимости мысли. Он понимал ее

как такое умственное действие, когда, отправляясь от результатов первого

действия, ребенок выполняет умственное действие, симметричное по отношению к

нему, и когда эта симметричная операция приводит к исходному состоянию

объекта, не видоизменяя его. Каждому умственному действию соответствует

симметричное действие, которое позволяет вернуться к отправному пункту.

Важно отметить, что, по мнению Пиаже, в реальном мире обратимость

отсутствует,— лишь интеллектуальные операции делают мир обратимым Поэтому

обратимость мысли и, следовательно, освобождение от противоречия не может

возникнуть из наблюдения за явлениями природы. Она возникает из осознания

самих мыслительных операций, которые совершает логический опыт не над

вещами, а над самим собой, чтобы установить, какая система определений дает

«наибольшее логическое удовлетворение». Логический опыт — «это опыт

субъекта над самим собой, поскольку он является субъектом мыслящим,— опыт,

аналогичный тому, который проделывают над самим собой, чтобы урегулировать

свое моральное поведение; это усилие осознать свои собственные умственные

операции (а не только их результаты), чтобы видеть, связаны ли они между

собой или противоречат друг другу»,— писал Пмаже в своей ранней работе

«Речь и мышление ребенка». В этой мысли содержится зародыш того

эпистемологического вывода из последних работ Пиаже, который стал уже

психологическим требованием к новой педагогике.

Для формирования у ребенка подлинно научного мышления, а не простой

совокупности эмпирических знаний недостаточно проведения физического

эксперимента с запоминанием полученных результатов. Здесь необходим опыт

особого рода — логико-математический, направленный на действия и операции,

совершаемые ребенком с реальными предметами.

В своих ранних работах Пиаже связывал отсутствие обратимости мысли с

эгоцентризмом ребенка. Но прежде чем обратиться к характеристике этого

центрального явления, остановимся еще на одной важной особенности детской

психики — феномене эгоцентрической речи.

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что

ребенок говорит лишь «со своей точки зрения», и, самое главное, он не

пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный

—собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно,

есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания

воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему чтолибо.

Такое понимание эгоцентрической речи встретило много возражений (Л. С.

Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн, А. Айзеке и др.). Пиаже учел их и попытался

уточнить феномен, посвятив этому в третьем издании своей ранней работы новую

главу. В этой главе Пиаже отметил, что причины противоречивых результатов

состоят в том, что в термин «эгоцентризм» разные исследователи вкладывали

разный смысл, что результаты могут варьировать в зависимости от социальной

среды, и большое значение для коэффициента эгоцентрической речи (отношение

эгоцентрических высказываний ко всей спонтанной речи ребенка) имеют связи,

которые складываются между ребенком и взрослым. Вербальный эгоцентризм

ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на

собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения

Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка.

Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств:

от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся,

с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другой стороны, между

детьмировесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной

среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. Во время символической

игры этот коэффициент более высок по сравнению с экспериментированием или

работой детей. Однако, чем моложе ребенок, тем более затушевываются различия

между игрой и экспериментированием, что ведет к возрастанию коэффициента

эгоцентризма в раннем дошкольном возрасте. Коэффициент эгоцентрической речи,

как уже отмечалось, зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым

и детейровесников между собой. В среде, где господствует авторитет взрослого

и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В

среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент эгоцентрической

речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма

уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от

всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно

убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.

Феномены, открытые Пиаже, разумеется, не исчерпывают всего содержания

детского мышления. Значение экспериментальных фактов, полученных в

исследованиях Пиаже, состоит в том, что благодаря им открывается

остававшееся долгое время малоизвестным и непризнанным важнейшее

психологическое явление — умственная позиция ребенка, определяющая его

отношение к действительности.

Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой

интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную

умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал

эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей

точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная. Ребенок

еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему

представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной

субъективности, отсутствие объективной меры вещей.

Термин «эгоцентризм» вызвал ряд недоразумений. Пиаже признал

неудачность выбора слова, но, поскольку этот термин уже стал широко

распространенным, он попытался уточнить его смысл. Эгоцентризм, по Пиаже,—

фактор познания. Это определенная совокупность докритических и,

следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя

самого. Эгоцентризм — разновидность систематической и неосознанной иллюзии

познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует

интеллектуальная релятивность и реципрокность. Поэтому более удачным

термином позже Пиаже считал термин «центрация». С одной стороны, эгоцентризм

означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации

точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания

качеств собственного «Я» и собственной перспективы вещам и другим людям.

Изначальный эгоцентризм познания — это не гипертрофия осознания «Я». Это,

напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «Я»,

не может выйти из «Я», чтобы найти свое место в мире отношений,

освобожденных от субъективных связей.

Пиаже провел много разнообразных экспериментов, которые показывают, что

до определенного возраста ребенок не может встать на другую, чужую точку

зрения. Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит

эксперимент с макетом из трех гор, описанный Пиаже и Инельдер. Горы на

макете были разной высоты и каждая из них имела какой-то отличительный

признак — домик, реку, спускающуюся по склону, снежную вершину.

Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три

горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были

хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы

изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно

ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему

куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить

за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета.

Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как

видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он

их видит сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он

выбирал снимок, где горы выглядят так, как воспринимает их он со своего

места. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.

В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они

не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со

своей собственной. Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе

природу и других людей, не учитывает свое объективное положение как

мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в

процессе акта познания.

Эгоцентризм свойственен не только ребенку, но и взрослому там, где он

руководствуется своими спонтанными, наивными и, следовательно, не

отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах Эгоцентризм — это

спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее

истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне

Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на

ум субъекта, а наши знания о мире — это не простой отпечаток внешних

событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной

активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей

По мнению Пиаже, эгоцентризм — следствие внешних обстоятельств жизни

субъекта. Однако, отсутствие знаний — это лишь второстепенный фактор в

образовании детского эгоцентризма. Главное — это спонтанная позиция

субъекта, в соответствии с которой он относится к объекту непосредственно,

не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая субъективности

своей собственной точки зрения.

Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением

знания, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою

исходную точку зрения с другими возможными. Освободиться в какомто отношении

от эгоцентризма и его следствий — значит в этом отношении децентрироваться,

а не только приобрести новые знания о вещах и социальной группе. По словам

Пиаже, освободиться от эгоцентризма — значит осознать то, что было

воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения,

установить между вещами, личностями и собственным «Я» систему общих и

Существование эгоцентрической позиции в познании не предопределяет

того, что наше знание никогда не сможет дать. истинной картины мира. Ведь

развитие, по Пиаже, это смена умственных позиций. Эгоцентризм уступает место

децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к

децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и

неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития.

Для того, чтобы этот переход был возможен, нужен особый инструмент, с

помощью которого можно было вы связать факты между собой, осуществить

децентрацию объектов по отношению к восприятию и собственному действию.

Если в развитии происходит смена умственных позиций, их трансформация,

то что же движет этим процессом? Пиаже считал, что к этому может привести

только качественное развитие детского ума, то есть прогрессивно

развивающееся осознание своего «Я». Для того, чтобы преодолеть эгоцентризм,

необходимы два условия: первое осознать свое «Я» в качестве субъекта и

отделить субъект от объекта; второе — координировать свою собственную точку

зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из

социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под

влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже

рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму

социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа:

отношения принуждения и отношения кооперации.

Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного

характера. Этот тип отношений характеризует, по Пиаже, общество, особенно в

сфере отношений ребенка и окружающих его взрослых. Отношения принуждения не

способствуют смене умственной позиции. Напротив, вследствие принуждения

возникает «реализм» моральный и интеллектуальный, чисто внешние

представления о правилах. Когда законы навязываются ребенку взрослым,

неизбежны суждения по внешнему впечатлению. Реальное столкновение между

мышлением ребенка и окружающими его взрослыми выражается в систематическом

искажении ребенком информации, сообщаемой ему взрослыми. Когда ребенок

конструирует новое понятие, пользуясь языком взрослых, то это понятие

остается всецело детским, так как ребенок изменяет и ассимилирует его

соответственно своей умственной структуре. Социальные отношения между

взрослыми и ребенком, особенно, если они опираются на принуждение, не

приводят к осознанию ребенком своей субъективности.

Для того, чтобы осознать свое «Я» необходимо освободиться от

принуждения, необходимо взаимодействие мнений. Это взаимодействие сначала

невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком велико.

Ребенок старается подражать взрослому и в то же время защищать себя от него,

а не обмениваться мнениями. Только индивиды, считающие друг друга равными,

могут осуществлять «развивающий» взаимный контроль. Такие отношения

появляются с момента установления кооперации среди детей.

При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу.

Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость

доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит

осознание существования других точек зрения. Вследствие этого формируются

рациональные элементы в логике и этике, Пиаже считал установление этих

отношений необычайно важным фактом. По его мнению, социальная жизнь создает

необходимость логических норм

Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Пиаже —

понятие социализации. По его мнению, термин «социальный» имеет два разных

смысла. Существуют социальные отношения между ребенком и взрослым. Взрослый

для ребенка — источник воспитательных воздействий, он передает ему культуру

общества. Ребенок воспринимает взрослого как источник специфически

человеческих чувств. При таком понимании термина — ребенок социален с

Кроме этих отношений существуют социальные отношения между самими

детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения

принуждения), которые Пиаже называет социализацией. Будучи с самого начала

существом социальным, ребенок социализируется только постепенно. Согласно

Пиаже, процесс социализации не регрессирует, а, наоборот, прогрессирует.

Источник

Оцените статью