Музыкальные портреты. Как композиторы рисуют образ.
Если художник хочет увековечить чей-то образ он пишет портрет. Скульптор будет использовать мрамор. Поэт напишет оду, а писатель добавит персонаж в свой роман. А что сделает композитор? Он сочинит музыку, в которой опишет любимые черты, нежность прикосновений, походку, мимолетность встречи. Одним словом, он создаст музыкальный портрет.
Примеры музыкальных портретов не редки. Еще французский композитор 18 века Франсуа Куперен написал пьесы «Сестра Моника», «Недотрога», «Привлекательная». Просто случайные образы? Не думаю😉. Галерею очень ярких музыкальных портретов оставил Шуман в » Карнавале «: «Шопен», «Паганини», «Киарина», «Эстрелла», «Флорестан».
Еще интересней поступил английский композитор Эдуард Элгар. Он сочинил настоящую музыкальную загадку — вариации «Энигма». Загадка (Энигма) заключается в том, что в каждой вариации, а их всего 14, зашифрованы имена друзей композитора с помощью аббревиатур. Как говорил Элгар, «я писал то, что, по моему мнению, написали бы они — будь у них достаточно возможностей, чтобы сочинять музыку».
Некоторые вариации » выдают» индивидуальные характеристики: в Энигму № 10 под названием «Дорабелла» включена партия деревянных духовых, инструменты звучат рассыпчато, имитируя смех человека. В заключительной части он объединил две темы -свою и супруги, как бы показывая их союз. Другие вариации «обыгрывают» какие-нибудь события: № 11, «Дж. Р.С», — это воспоминание о прогулке с приятелем Джорджем Робертсоном Синклером и его бульдогом Дэном по берегу реки Уай; пес свалился в воду, и его пришлось вылавливать.
Для Дебюсси точность портрета не так важна. Например, его «Девушка с волосами цвета льна» — это всего лишь легкий акварельный набросок из воспоминаний и образов.
Попробуйте представить, как «звучат» ваши друзья и близкие? Какой музыкальный портрет вы бы для них сочинили, будь вы композитор?
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Музыкальный портрет – каждый человек звучит!
Оказывается, человек может звучать…. В нотах, музыкальных фразах, мелодиях раскрывается его характер, изображается «лицо». Известно, что портрет, написанный художником, способен передавать сущность человека, оставляя некую тайну. Каждая часть лица, каждый изгиб тела на холсте воскрешает нас как личность, при этом сохраняя что-то сокровенное.
Музыка же, как и любой другой вид искусства, воплощает в жизнь нечто прекрасное. Она передает настроение, заряжая человека позитивом. Очень часто мы ищем себя в строках песен, пытаемся уловить любую нотку и сопоставить ее со своей личностью.
А представьте эти два величайших вида искусства вместе – живопись и музыка! Портрет человека в музыке. Интересно?
Музыкальный портрет – это…
Прежде всего, это искусство, которое раскрывает Вашу душу, музыкально передает эмоции и характер человека. Это Ваше, личное, неповторимое, как и сам человек. С помощью музыкального портрета, вы рассматриваете себя с разных сторон, раскрывая все более глубокие грани вашего внутреннего мира. Мелодия, списанная фактически с вашего «я», способствует улучшению духовного состояния — с этим не поспорить! Ведь слушая определенную музыку, Вы испытываете эмоции. А если это музыка Вашей души? Приходилось ли рассматривать ее со стороны? Это неизгладимое впечатление – реальность приобретает другие очертания: любовь, красота, безграничность…
Как составляют музыкальный портрет?
Вы никогда не задумывались, что такое умиротворение? Иногда, в некоторые моменты, ты ощущаешь какое-то душевное спокойствие. Тебя ничего не волнует, ты ходишь по нескончаемым стезям, там, глубоко внутри. Когда теряются мысли, и ты погружаешься в нечто большее, что невозможно описать. Это нечто поднимается глубоко изнутри, из самых тайных комнат сердца.
Какое количество людей способны прочесть неизведанный мир?
Музыкальный портрет может создать только гений, гений души. Он может не только прочесть, но и воспроизвести это в музыку, ощутить, понять Ваше мышление, сознание, открыть волю. Воспроизвести музыку, которая играет внутри Вас.
Все полнота искусства создания музыкального портрета обитает в уникальной среде интуитивного мира. Для того чтобы создать его, композитору нужен личный контакт с человеком либо личная фотография или видеозапись. Когда собрана вся информация о человеке, музыкант записывает портрет в студии, обеспечивая мелодии качественное звучание. В практике также бывало такое, что композитор записывает музыкальный портрет в присутствие человека, о котором пишет. Но в любом случае, с личной встречей или без нее, качество не изменится. Это в любом случае будет то, что называется – музыкальное изображение внутреннего мира.
Хотите услышать, как звучит музыкальный портрет? Примеры здесь
Музыкальный портрет имеет два вида создания:
1) Импровизация (экспромт) — это воссоздание чувств автора сразу в запись
2) Прописанная пьеса – сложная, разработанная до мелочей композиция в нотах. Подобного рода композицию впоследствии можно аранжировать. Данная мелодия имеет вид произведения, над которым нужно трудиться определенное время.
Музыкальный портрет – историческое наследие и эксклюзивный подарок
Современного человека очень тяжело удивить, не так ли? Представьте, что Вы получаете в подарок самого себя – свой внутренний мир, давно знакомые и родные Вам чувства и переживания. Только облеченные в язык музыки. Это не только актуально и ново для нашего мира, это кажется невероятным и невообразимым!
Заказывая музыкальный портрет, Вы можете сделать подарок любимому человеку. Ведь автор может написать музыкальный портрет лично Ваш или, например, выразить Ваши чувства к любимому человеку – изобразить его таким, каким Вы его видите! Музыкант может написать портрет о любви, о дружбе и т.д. В музыкальном портрете можно воплотить всю многогранность личности!
Узнать об услуге и заказать музыкальный портрет можно здесь.
Источник
Урок 09. Музыкальный портрет
Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.
В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.
Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.
Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.
Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).
• Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке?
Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?
Художественно-творческое задание
Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.
Александр Невский
Князь Александр Невский (1220–1263) родился в городе. Переяславле-Залесском. Отроческие и юношеские годы Александра прошли в Новгороде. В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал его Александром Невским. В 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», которая была написана в 80-е годы XIII в., когда началось его почитание как святого, сказано: «Александр… вошел в церковь святой Софии, и начал молиться со слезами: “Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам , ты повелел жить, не преступая чужих границ. Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“. Князь, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе Бог, но в правде”.
Источник
Что значит музыкальный портрет
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
1.Музыка в произведениях изобразительного искусства
Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить.
Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человеческого голоса и оказывается способной донести всё лучшее, что есть в нём. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипа ча является сравнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, плачет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в ру ках мастера, имеет свой характер.
Скрипка появилась в Европе в конце XV в. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.
Звучала скрипка и в аристократических кругах — во дворцах, замках, в богатых домах, — а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.
Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастерами Амати, Страдивари, Гварнери.
Посмотри натюрморты со скрипкой — своеобразные портреты скрипок.
Сандро Боттичелли (1445-1510 Италия). Ангелы
Согласись, у каждого от этих картин чело века возникают свои впечатления. Глядя на эти картины, каждый слышит разную му зыку. Какую? Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку в руках скрипача. Единство инст румента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением. Это чувство пронизывает все картины.
Послушай, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времен:
Ответь на вопрос:
О чём рассказала тебе эта музыка? Определи, какой из картин созвучно то или иное произведение.
Послушай ещё раз:
1. «Чакона» И.-С. Бах.
2. «Мелоди я» П. Чайковский
3. Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных А. Шнитке. Ссылки смотри выше.
Определи, какой из картин созвучно то или иное сочинение. А теперь давай вместе проанализируем музыкаль ный язык сочинений, прослушав их ещё раз.
Слушая «Чакону» Баха (финал Партиты № 2), обрати внимание на то, что это сочинение написано композитором для скрипки соло. Эту знамени тую пьесу, мощь которой достигает органного и даже оркес трового звучания, один из музыковедов (Ф. Вольфрум) срав нил со «звуковым гигантом, грозящим сломить нежное тело скрипки». Определи характер пьесы.
Обрати внимание на то, как в звучании скрипки мелодия сочета ется с аккордами. Эту многоголосную фактуру исполняет один инструмент — скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.
Задумайся над тем, сохраняется ли эмоциональное состояние главной темы до конца произведения? Ты конечно заметил, что в процессе развития музыки появляются различные оттенки чувств — скорбь, порыв, тревога. Несколько мелодий, словно вырастая из начальных интонаций, постоянно меняют свой облик. Линию развития образа можно сравнить с большими волнами. Главный принцип развития музыкальной мысли в этом сочинении — варьирование.
Чакона — первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в., оживлённого характера, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции чакона становится балетным танцем, вводится в финалы сценических произведений. В XVII—XVIII вв. включается в многочастные инструментальные сочинения (сюиту, партиту). Темы чаконы небольшие, с ясной танцевально-метрической основой. Для скрипки Бахом написаны произведения в различных жанрах — концерты с оркестром, сонаты, партиты.
«Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского — пример лирико-драматического образа. Это сочинение имеет авторский подзаголовок («Воспоминание о родном месте»).
Трепетность, непосредственность лирического высказывания-откровения подчёркивается не только повторениями главной мелодии (возвращением одной и той же мысли), её волнообразным движением, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным ритмом аккомпанемента на фортепиано.
Очевидно, ты услышал контраст средней части «Мелодии»: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются элементы танцевальности, мелодия напоминает тончайшее кружево (высокий регистр, узоры мелодического рисунка), выразительные подголоски фортепиано словно допевают (досказывают) мелодию скрипки. В кульминации пьесы — выразительной трели скрипки — фортепиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой. Вспомни аналогичный диалог солистки и партии фортепиано, который возникал в «Вокализе» С. Рахманинова.
Определённое выразительное значение имеет и неизменный на протяжении всей пьесы мажорный лад.
Почему композитор, используя трёхчастную форму пьесы, оставляет без изменения светлый мажорный колорит?
«Мелодию» Чайковского можно сопоставить с картиной Д.Жилинского «Альтист».
• Есть ли общие черты в музыке и живописном полотне?
• Что различает эти два художественных образа?
2. Соnсегtо gгоssо № 1 Альфреда Шнитке
Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных Альфреда Шнитке — музыка современного композитора.
Вслушайся в начальные такты концерта Шнитке, в которых звучат скрипки, а затем сравни это звучание с главной мелодией «Чаконы» Баха. Есть ли между ними сходство? Обе темы похожи друг на друга своей страстностью, взволнованностью, энергией, драматизмом. Тот же трагический минор, тот же речитативный склад мелодики.
Послушай ЗДЕСЬ ещё раз рондо из концерта Шнитке. Наверняка, ты убедился в том, что волевой, целеустремленной начальной теме (по мнению Шнитке, эта тема создавалась им под влиянием стиля А. Вивальди) композитор противопоставляет другой мир — злобный, враждебный. Искажающие звучание чистых тембров скрипки «наплывы» воспринимаются слушателями как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.
• Что общего (или различного) ты найдёшь при сравнении концерта Шнитке с картиной Пуни «Скрипка»?
Вероятно, ты заметил, что образный строй двух современных произведений искусства — концерта и живописного полотна — различен. Одиночество скрипки на светлом фоне, контраст синего, светло-бежевого и зелёного (с рисунком) тонов. Статика, неподвижность картины отличается от динамичной, наполненной энергией современных интонаций и ритмов музыки.
3. Портрет Никколы Паганини в музыке, живописи, скульптуре
Рассмотри портрет Никколы Паганини (1782 — 1840)- итальянец, воплощённый в скульптуре С. Конёнковым (1874-1971 СССР)
и в живописи Э. Делакруа(1798-1863) Франция
Необычность его внешнего облика связана с передачей главного качества его натуры — увлечённостью игрой на любимом музыкальном инструменте.
Никколо Паганини (1782-1840) – имя этого итальянского композитора и скрипача-виртуоза XIX в. известно всему миру. Его мастерство на скрипке было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно, одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».
Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс №24. Caprice в переводе с французского – прихоть, каприз. Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу – виртуозу разные композиторы. Так же как
и «Чакона» Баха, Каприс № 24 написан Паганини для скрипки соло. Выразительные возможности инструмента в сольном звучании раскрываются особенно ярко.
Повторения короткой начальной интонации с активным ритмическим рисунком позволяют её быстро запомнить.
Ты знакомился с этим произведением в начальной школе. Послушай ещё раз Каприс №24 Н.Паганини Слушать ЗДЕСЬ.
Яркую необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы. Музыкальный портрет Паганини создал С.Рахманинов, написав «Вариации на тему Паганини». На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.
В «Вариациях на тему Паганини» или «Рапсодия на тему Паганини», С. Рахманинова (произведение написано в 1934 г., ), ты услышишь черты такого жанра, как концерт для фортепиано с оркестром. Послушай «Вариации на тему Паганини» С.Рахманинова. Слушать ЗДЕСЬ. Во-первых, здесь явно выделяются два образа. Первый основан на варьировании темы Паганини, которая звучит каждый раз в новом виде — то легко и грациозно, то напористо и грозно. Во-вторых, исполнение этой темы переходит от оркестра, его отдельных групп (скрипки) к фортепиано. Второй образ — лирический построен на подлинно русской, песенной, рахманиновской теме. Эта тема — образ вдохновенной светлой лирики — начинается спокойно и безмятежно.Ты сможешь самостоятельно услышать её развитие. Постепенно она набирает силу, звучит страстно и торжественно, как светлый гимн Красоте, Человеку. В конце звучание темы словно истаивает, замирая образуя трёхчастность построения. Именно контрастность образов, их симфоническое развитие послужили поводом для создания балета на эту музыку.
Фрагмент балета на музыку С.В.Рахманинова «Рапсодия на тему Паганини»
Ответь на вопрос:
1. В какой форме написана интерпретация каприса?
Обрати внимание на сходства и различия с главной темой Каприса № 24 Паганини. Начало «Вариаций» звучит грозно и решительно, затем композитор использует разнообразные приёмы развития, в которых главная тема то звучит так же, как у Паганини, то приобретает новые черты. Характерной особенностью развития темы Каприса № 24 в
этом произведении является постоянная её узнаваемость. Звучание оркестра и солирующего фортепиано даёт нам повод предположить, что это жанр концерта для фортепиано с оркестром (как и у Рахманинова).
В «Вариациях» мы слышим большую драматизацию
образа, вторжение в звучание активных ритмов, придающих музыке тревожность и суровость, появление новых оркестровых красок, жестких звучностей (гармоний).
Лирические проведения темы Каприса № 24 практически, отсутствуют. Так, композитор Лютославский по-новому «прочитал» знаменитую тему Каприса № 24 Паганини, создав под влиянием своего времени» напряженных ритмов жизни XX в., ещё один вариант
интерпретации нестареющей классической мелодии.
Ответь на вопросы:
2. Какие черты темы Паганини подчёркивает
композитор в своих вариациях?
3. Что вносит нового в её звучание?
Послушай ЗДЕСЬ Каприс №24 Паганини Виктора Зинчука в рок-обработке современного исполнителя и композитора. Как услышал и исполнил В. Зинчук шедевр мировой музыкальной классики? Обрати внимание на точное повторение мелодии Каприса № 24 солирующей гитарой. При этом в рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, а часто агрессивный характер. Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более ускоряется. Возбуждённый характер пьесы поддерживается жёстким, упругим ритмом сопровождения, с выделением функции ударных инструментов.
Что же остается без изменения по сравнению с
Каприсом Паганини? Форма вариаций. Обрати внимание на заключительный разделу пьесы — коду. В ней обработчик несколько
раз подчеркнуто повторяет звучание тоники, точки. Такое завершение, возможно, имеет определённый смысл: классическая музыка понятна современным слушателям!
Не случайно Зинчуком выпущены несколько компакт-дисков под названием
«Неоклассика» . Нео — значит «новая», класссика — «образцовая».
В итоге мы пришли к понятию — интерпретация .
Ведь она есть творческое освоение художественных произведений, связанное с его особым, избирательным прочтением: в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении.
Ты сам, когда пытаешься проникнуть в замысел композитора, художника, тоже интерпретируют произведение.
Интерпретации, подобные тем, с которыми ты встретился на этом уроке, представляют собой переложения музыкального произведения (Каприса Паганини) для других инструментов:
фортепиано и оркестра, рок-группы — и соединяют в себе триединство «композитор— исполнитель — слушатель». Фактически они являются образом-портретом выдающегося скрипача Н. Паганини, музыку которого услышали и воссоздали каждый по-своему композиторы разных стран, в данном случае являющиеся одновременно и исполнителями.
Ты послушал интерпретации Каприса №24 Н.Паганини.
Сравни три интерпретации Каприса №24 Н.Паганини .
Ответь на вопросы:
1. Какие черты шедевра Н.Паганини подчёркнуты композиторами и исполнителями?
2. Какая из трёх интерпретаций понравилась тебе больше всего и почему?
6. Выполни задание 3
Послушай музыкальную викторину. Она составлена по произведениям данного урока. Ссылка ЗДЕСЬ
Ответы на муз.викторину записать. Ссылка ЗДЕСЬ
Прочитай отрывок из рассказа К.Паустовского «Струна».
Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове в Балтийском море, где воины отбивали непрерывные атаки немцев.
Война застала в Эзеле нескольких актеров — мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. Ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.
— Хорошо, — скажете вы, — конечно, в темноте можно
слушать музыку, но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. Что в этом мраке могли увидеть зрители? . Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое.
На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.
Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:
— А Паганини играл и на одной струне.
Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!
Все же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее мерцал, а не переливался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.
Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке.
. В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце. И последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула.
Егорову не на чем было играть. Он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину. Его похоронили в грубой песчаной земле. Скрипку Егорова бойцы передали летчику, улетавшему в Ленинград. . Летчик отнес скрипку к известному дирижеру. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.
— Я передам ее лучшему скрипачу нашего оркестра, -сказал летчику дирижер.
Где теперь эта скрипка — я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами, как каждое слово Пушкина, Шекспира и Гейне. Она играет мелодии Чайковского, заставляя сердца слушателей дрожать от гордости за гений своей страны, за гений человека.
Ответь на вопросы:
1. Какая мелодия из знакомых тебе сочинений П. Чайковского могла звучать на ночном концерте?
2. Что ты знаешь об итальянском скрипаче Паганини?
3. Какое из его известных произведений ты слушал?
4. Вспомни литературные произведения, в которых музыка — одно из главных действующих лиц.
Источник