Что значит музыкальное образование

Музыкальное образование

Музыкальное образование — один из видов эстетического и культурного воспитания ребенка, когда раскрытие его музыкальных способностей осуществляется для всестороннего и гармоничного развития личности.

С такой целью музыкальное образование ребенок может получать и в музыкальном кружке, и в студии, и в музыкальной школе без обязательного последующего условия повышать свой уровень в музыкальных заведениях высших степеней.

Что такое музыкальное образование?

Музыкальное образование также употребляется в значении «профессионального образования», включающее в себя — начальное, среднее специальное и высшее. Начальное дают музыкальные школы со сроком обучения 8 классов. По окончании музыкальной школы, выпускники, которые приняли решение продолжать обучение, могут поступать в музыкальные училища или колледжи, которые обеспечивают среднее специальное образование. После окончания которых, желающие могут продолжить продолжить учебу в консерватории, институте или академии искусств, для получения высшего музыкального образования.

Какие учебные организации и заведения дают музыкальное образование?

  • Музыкальные студии для детей
  • Центры развития детей
  • Детские муниципальные музыкальные школы
  • Частные детские музыкальные школы
  • Специализированные детские музыкальные школы
  • Музыкальные училища
  • Музыкальные колледжи
  • Музыкально-педагогические институты
  • Музыкальные консерватории
  • Институты культуры
  • Академии искусств

Начальное музыкальное образование

Традиционно базовым музыкальным образованием является обучение в музыкальной школе по установленной программе с основными обязательными учебными дисциплинами. Классические музыкальные школы максимально нацелены на дальнейшую профессиональную ориентацию своих учеников в музыкальной сфере. Поэтому здесь дети не только осваивают игру на конкретном выбранном инструменте, но и изучают нотную грамоту, теорию и историю музыки, сольфеджио и основы композиции, сольного и хорового пения, обучаются игре в ансамбле или оркестре. Срок обучения в этих школах строго определен, и выпускники получают свидетельство об окончании 8 лет учебы. Базовое 8 летнее музыкальное образование предоставляет возможность для поступления в средние специальные учебные музыкальные заведения.

Еще больше преимуществ получают выпускники специализированных музыкальных школ. Особо талантливые, с высоким уровнем успеваемости, ученики таких школ могут даже претендовать после 10-летнего обучения на поступление сразу в музыкальные ВУЗы.

В отличие от классических музыкальных школ, музыкальные студии и кружки, а также частные школы неполного цикла образования, даже отдельные педагоги-музыканты, могут давать узкое музыкальное образование или факультативное, например, обучая только вокалу или игре на определенном инструменте.

В результате такого обучения дети не всегда получают весь объем необходимых музыкальных знаний и навыков, которые бы позволили им в дальнейшем пройти конкурс в средне-специальные музыкальные заведения. Однако положительным итогом подобного обучения становится эстетическое и культурное развитие ребенка, расширение его кругозора и объема знаний.

Среднее-специальное образование

С того момента, когда ученик музыкальной школы принимает для себя решение заниматься музыкой профессионально, начинается этап подготовки к поступлению в музыкальное училище или колледж. При поступлении абитуриент должен будет пройти творческие испытания по той специальности, которую он выбрал, а также сдать экзамены по общеобразовательным дисциплинам, которые являются обязательными.

Сегодня выбор средне-специальных учебных заведений широк. Это не только музыкальные училища и колледжи, которые совершенствуют игру на том или ином музыкальном инструменте или профессионально оттачивают вокальные навыки вчерашних школьников. С начальным музыкальным образованием можно поступать в училища культуры, чтобы по окончании реализовать себя в сфере культуры. Можно выбрать музыкально-педагогическую специальность, для дальнейшего преподования музыки в детском саду, школе, студии, музыкальной школе. А вот для того, что бы выступать на эстраде, можно закончить эстрадно-цирковое училище или колледж.

Музыкальные ВУЗы

Чтобы стать магистром в музыке, получить статус «маэстро», музыканты, прошедшие первые две ступени музыкально образования, поступают в высшие музыкальные заведения: консерватории, институты культуры, университеты с музыкальной специализацией, академии искусств и т. п. Что дает им такое образование? Музыкальные ВУЗы дают своим ученикам узкоспециальные знания академического уровня, совершенствуют и корректируют музыкальные умения своих студентов в игре на инструменте или в вокале, доводя их до самого высокой степени, какая доступна каждому отдельному студенту, с учетом величины его таланта и приложенных им усилий и старания. Цель обучения в ВУЗе — приобретение высокого профессионализма.

В подтверждение этого можно упомянуть о том, что из консерваторий и музыкальных академий вышли виртуозные музыканты, известные композиторы, знаменитые певцы мирового уровня, талантливые признанные дирижеры и великолепные педагоги.

Источник

Что значит «музыкальное образование»

Большая Советская Энциклопедия

система подготовки профессионалов в области музыкального искусства ≈ композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и педагогов. М. о. зародилось в странах Древнего Востока. Музыке отводилось большое место в придворных и ритуальных церемониях, военных парадах и походах, народных празднествах и др. Развитие М. о. в Древней Греции определялось высоким уровнем её музыкальной культуры. В большинстве европейских стран в период раннего средневековья М. о. было связано главным образом с христианской церковью. Центрами М. о. в Западной Европе начиная с 4 в. являлись певческие школы при монастырях и соборах, затем университеты (в Париже с 1200, в Праге с 1348, и др.), бывшие первоначально учреждениями церковно-просветительского характера. В 15 в. получили распространение метризы (в Нидерландах и во Франции) ≈ хоровые школы с интернатами, из которых вышли крупнейшие представители полифонического музыкального искусства (Орландо Лассо, Гийом Дюфаи и др.). С развитием рыцарского музыкального искусства и музыкальной культуры городов возникли певческие общества и школы мейстерзингеров , цехи музыкантов-инструменталистов; приобрела значение и педагогическая деятельность вольных учителей музыки. С эпохи Возрождения усилилось светское направление в музыкальном искусстве и связанная с этим подготовка кадров инструменталистов и певцов для придворных театров и оркестров. Важное значение для формирования творческих школ и развития М. о. имела педагогическая практика известных композиторов и теоретиков музыки. С 17 в. начался новый этап в истории М. о. западноевропейских стран. В Италии оно сосредоточивалось главным образом в сиротских приютах, называвшихся консерваториями . Первые консерватории как высшие учебные заведения основаны в Париже (1795) и Праге (181

, в 19 в. они были организованы во многих крупных городах Европы и Северной Америки. Помимо высших музыкальных учебных заведений, возникла широкая сеть музыкальных училищ, частных музыкальных школ и студий.

Древнейшими очагами М. о. на Руси были школы богослужебного пения, а также певческие хоры («крылосы»), возникшие в 11 в. в Смоленске, Новгороде, Владимире и в др. городах. В последующие века наряду с духовной музыкой получили развитие народное музыкальное творчество и исполнительство, а также светская музыка, которая стала неотъемлемой частью быта княжеской и боярской знати; значительное внимание уделялось и ратной музыке. Во 2-й половине 17 в. в связи с растущим интересом к музыкальным «заморским потехам» в Россию приглашались иностранные органисты и др. музыканты для обучения выходцев из народа и любителей музыки из дворян игре на различных инструментах и пению. В начале 1670-х гг. в Москве создан придворный театр, в котором участвовали дворовые боярина А. С. Матвеева ≈ воспитанники организованной им первой в России музыкально-театральной школы (1673). При Петре I была выписана из-за границы большая группа музыкантов для военных духовых оркестров и обучения игре на различных инструментах солдатских детей и певчих. Большую роль в придворной музыкальной жизни играл переведённый из Москвы в Петербург хор «государевых певчих дьяков». Рост музыкальной культуры в 1-й половине 18 в., создание придворных музыкальных учреждений (оперный театр, придворная капелла, оркестр) обусловили организацию новых форм профессионального М. о. (например, учреждены «Инструментальный класс» в Петербурге и певческая школа в Глухове в 1741 для пополнения придворной капеллы). В 1779 в Петербурге открылась первая в России специальная школа сценического и музыкального искусства ≈ Театральное училище. В конце 18 в. преподавание музыки было введено в женских учебных заведениях и в воспитательных домах. Обучению музыке уделялось большое внимание и в Шляхетском корпусе, Московском университете, Смольном институте и др. учебных заведениях Москвы и Петербурга. В 1-й половине 19 в. организован ряд специальных музыкальных школ (например, «Музыкальный класс» Д. Кашина в Москве). В 60-е гг. основаны первые консерватории ≈ Петербургская (186

и Московская (1866). Во 2-й половине 19 в. и в начале 20 в. открылись музыкальные училища при отделениях императорского Русского музыкального общества ; в Москве, Петербурге и некоторых др. городах организованы общедоступные музыкальные учебные заведения, именуемые народными консерваториями (например, Бесплатная музыкальная школа, созданная по инициативе М. А. Балакирева и руководимая им с 1862 до начала 70-х гг. и затем в 1881≈1908). С каждым годом росло количество частных музыкальных школ.

Становление и развитие М. о. в России в этот период связано с деятельностью Московской и Петербургской консерваторий, в которых преподавали их основатели А. Г. Рубинштейн (в Петербурге) и Н. Г. Рубинштейн (в Москве), а также П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, С. И. Танеев, А. Н. Скрябин, Н. Я. Мясковский, Б. В. Асафьев и др.

За годы Советской власти была создана государственная система М. о.: начальные музыкальные школы с 7-летним курсом обучения; музыкальные училища с 4-летним курсом, готовящие профессионалов со средним М. о.; средние специальные музыкальные школы при консерваториях с 11-летним курсом; музыкальные вузы ≈ консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств ≈ с 5-летним курсом. В крупнейших консерваториях и институтах имеется аспирантура и ассистентура. В 1973 в СССР было около 7 тыс. начальных музыкальных школ, 242 музыкальных училища, 36 средний специальных музыкальных школ, 30 музыкальных вузов. В начальных музыкальных школах обучалось свыше 1 млн. учащихся, в училищах ≈ свыше 105 тыс., в средних специальных музыкальных школах ≈ около 14 тыс., в вузах (факультетах) ≈ 22,3 тыс. Кроме того, подготовку преподавателей музыки и пения для общеобразовательных школ осуществляли 46 педагогических институтов и 92 педагогических училища. Музыкальные учебные заведения открыты не только в крупных, но и в небольших городах и сельских местностях.

Начальные музыкальные школы имеют целью приобщить детей к музыке, обучить их игре на каком-либо инструменте, дать знания элементарной теории музыки, развить музыкальный слух и выявить данные для дальнейшей профессионализации. Наиболее способные учащихся, желающие продолжить М. о., могут поступать в музыкальные училища. В средних специальных музыкальных школах при музыкальных вузах обучаются музыкально одарённые дети. Музыкальные училища готовят пианистов, оркестрантов (симфонического оркестра и оркестра народных инструментов), хоровых певцов, учителей музыкальных школ по фортепиано, оркестровым инструментам, теории музыки и сольфеджио, хоровому пению, преподавателей музыки для общеобразовательных школ и художественной самодеятельности. Наиболее одарённые выпускники училищ поступают по конкурсу в консерватории и институты. Музыкальные вузы готовят профессионалов высшей квалификации по всем специальностям М. о.: композиторов, музыковедов, исполнителей, педагогов по различным дисциплинам для музыкальных училищ и средних музыкальных школ.

Учебными планами средних и особенно высших музыкальных учебных заведений предусматриваются широкая общенаучная и музыкально-теоретическая подготовка учащихся, глубокое изучение ими русского, советского и зарубежного музыкального искусства и овладение профессиональным мастерством.

Значительный вклад в развитие советского М. о. внесли Московская консерватория , Ленинградская консерватория , Киевская консерватория , Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и др. музыкальные вузы (за годы Советской власти они созданы во всех союзных республиках), крупнейшие деятели советской музыкальной культуры М. М. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Б. В. Асафьев, Л. В. Николаев, Н. Я. Мясковский, С. М. Козолупов, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, В. В. Софроницкий, И. В. Способин, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Ф. М. Блуменфельд, Р. И. Грубер, С. С. Богатырёв, А. И. Ямпольский, М. И. Табаков, У. Гаджибеков, З. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский и др.

Для музыкально-эстетического воспитания советских людей в СССР создана сеть учреждений общего М. о.: школы общего М. о., детские филармонии и хоровые студии, народные университеты и т. д., а также различные музыкальные коллективы художественной самодеятельности при внешкольных и клубных учреждениях. Предмет «музыка» включен в учебный план 1≈8-х классов средних общеобразовательных школ.

Крупнейшие центры М. о. за рубежом: в социалистических странах ≈ Берлин, Лейпциг, Будапешт, Бухарест, Варшава, Прага, София; в капиталистических странах: Бостон, Нью-Йорк, Вена, Кёльн, Лондон, Мадрид, Париж, Рим и др.

Источник

Музыкальное образование в России

Исполнитель-инструменталист

Чтобы вы ни выбрали — фортепиано, скрипку, гитару, орган, клавесин, арфу или какой-то более экзотический аналоговый инструмент, велика вероятность того, что начать освоение инструмента вы сможете в районной музыкальной школе или кружке, и, если пройдете конкурс, сможете продолжить обучение в колледже или консерватории. Вершина профессии — выступление на мировых площадках, участие в международных конкурсах и концертах. Известные исполнители дают сотни концертов в год, их гонорары могут составлять десятки тысяч долларов. Но так везет единицам, в основном, доход классического музыканта, работающего по профессии в хорошем оркестре, не превышает ста тысяч рублей.

Музыкальный критик и журналист

Написание обзоров на новинки, рецензий на свежие альбомы и интервью с музыкантами. Если в мечтах вы видите свои рецензии в журнале типа Rolling Stones или ведете музыкальную передачу на радио Jazz, возможно, ваш выбор — музыкальная журналистика. Образование по этому профилю предлагает, например, РАМ им. Гнесиных или Московская государственная консерватория им. Чайковского

Преподаватель музыки

Если вы любите свой инструмент и вам нравится делиться мастерством, возможно, ваш путь лежит в педагогику. Музыкальный педагог не обязательно работает в школе: он может вести секцию или кружок по авторской или заимствованной программе, преподавать в вузе и писать научные статьи. В тоже время, обучение детей остается востребованным и оплачиваемым занятием. Чтобы стать музыкальным педагогом, желательно получить среднее и высшее музыкальное образование. Обучение по профилю «музыкальная педагогика» предлагают, например, РАМ им. Гнесиных и Московский государственный институт культуры.

Саунд-дизайнер и саунд-артист

Название профессии до сих пор звучит непривычно для русского уха, и это неспроста. Хотя первые профессионалы в этой сфере появились на западе уже в 1960-х годах, а с 1980-х профессиональные саунд-дизайнеры в обязательном порядке входят в штаты крупнейших игровых гигантов, в СССР такой профессии, конечно, не обучали.

Задача саунд-дизайнера сегодня в том, чтобы создавать аудио эффекты для игр, фильмов, анимации, работать со звуками и создавать звуковую среду. Эта профессия включает в себя и работу композитора, и звукорежиссера, и музыкального художника, при этом работа саунд-артиста может быть более фрагментарна и не складываться в то, что обыватель сразу опознает как «музыку».

Тем не менее, недооценивать значение саунд-дизайна для культуры не стоит. Даже в ту эпоху, когда технологии не позволяли оформлять игры качественным звуками, отдельные мелодии становились также известны, как и игры, которые они сопровождали. Яркий пример: саундтрек к игре «Дельфин Экко» (1992), созданный Спенсером Нильсеном. В новую эпоху в звуковом оформлении видеоигр и фильмов появились и новый звезды, например Майкл Джакки́но. Джаккино получил несколько «Оскаров» и «Грэмми» за музыку в фильмах, также престижными профильными конкурсами были отмечены его работы для игр Medal of Honor: Underground, Allied Assault, Frontline, Call of Duty, Call of Duty: Finest Hour. Освоив навыки саунд-дизайна профессионал может направить свои силы в сторону искусства: использовать звук или звучащие объекты и реализовываться в сфере современного искусства как саунд-артист.

Профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн» открыт в бакалавриате Школы дизайна Высшей Школы Экономики. Также можно поступить в магистратуру Sound Art & Sound Studies.

Битмейкер

Битмейкер — важная часть почти любой электронной или хип-хоп банды. Музыка группы The Prodigy на 80% содержит в себе работу битмейкера. Но более традиционно сочетание битмейкера и других исполнителей — MC в хип-хопе или вокалиста в традиционной банде. Как устойчивое явление битмейкинг существует с 1970-х годов и связан с популяризацией электронное музыки. Как отдельная востребованная профессия она существует с 1980-х.

Обучение по специальности «битмейкинг» сложно найти в стенах традиционного вуза. Исключение составляет Школа дизайна НИУ ВШЭ, там обучение этой профессии вписано в программу бакалаврского профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн» и магистратуры Sound Art & Sound Studies.

Чаще необходимые знания можно приобрести в формате кружка или курсов. Программы по этим профилям периодически предлагает, например, Moscow Music School.

Музыкальный супервайзер

Музыкальные супервайзеры работают на телевидении, в кино и в игровой индустрии, совмещая творческие и организаторские навыки. Знаком того, что это уважаемая и востребованная профессия, можно считать то, что выдающиеся успехи в этой области выделяет ведущая музыкальная премия «Эмми».

Супервайзер, в основном, занимается поиском музыки, улаживанием вопросов с авторскими правами и бюджетированием. Так что если у вас отличный музыкальный вкус, вы умеете договариваться с людьми и улаживать непростые организационные вопросы — возможно, это то, что вы искали.

Музыкальный продюсер (саунд-продюсер)

Саунд-продюсер занимается созданием музыкального продукта «под ключ» и управлением всеми составляющими этого процесса. Это композитор, аранжировщик, звукорежиссер и музыкальный супервайзер в одном, то есть человек, производящий музыкальные фонограммы на заказ — для кино, рекламы, театров, артистов, модных показов, ТВ и так далее. Для того, чтобы успешно работать по этой специальности, нужно иметь навыки синтеза звука, записи аудио, обработки аудио контента, гармонизации, аранжировки, сведения и мастеринга. Продюсер, по сути, обязан выстроить рабочий процесс, поэтому он может перепоручить техническую часть, но профессионала отличает теоретическая и эстетическая база, понимание контекстов и различие стилей. Учиться по этой специальности лучше, уже имея первое высшее образование, например, на курсах дополнительного образования в Школе дизайна «Музыкальное продюсирование и саунд-дизайн».

Говоря о перспективах музыкального образования, саунд-продюсер и саунд-артист, Евгений Вороновский, замечает, что музыкальные профессии, которые многим кажутся «новыми», на самом деле давно проверены временем и их востребованность будет только повышаться, хотя технологии, конечно, меняются и усложняются. Становление таких профессий как диджей или саунд-дизайнер проходили в XX веке. В XXI веке появилось еще несколько интригующих направлений развития, два из которых эксперт выделил особо.

Саунд-программер, разработчик музыкальных приложений

Относительно недавно на рынке возник спрос на разработчиков музыкальных приложений. Audio и sound programmer объединяет навыки программиста и композитора и работает над созданием не только музыки как таковой, но и генеративных музыкальных приложений. Такие специалисты работают в компаниях ENDEL и MUBERT. Эти генеративные сервисы создают бесконечное число мелодий, которые максимально персонализированы и отвечают потребностям пользователя, например, успокоиться или взбодриться.

Звуковой эколог

Экоакустика или звуковая экология появилась, как термин, еще в 1960-ые годы, но сегодня она приобретает новый смысл. Существуя в рамках либо узко профессиональной производственной среды (шумоизоляция на производствах), либо в арт-среде (создание звукового ландшафта), сегодня экоакустика становится более демократичной, обращаясь к городскому звуковому ландшафту и звуковому оформлению мест отдыха и досуга. Эта дисциплина объединяет не только музыкальное и инженерное образование, но и психологию. Необходимые знания для занятий этой дисциплиной можно получить, освоив саунд-дизайн, например на магистерской программе Школы дизайна Sound Art & Sound Studies.

По мнению саунд-артиста и продюсера Евгения Вороновского, музыкальная образовательная система, какой мы знаем ее сегодня, была сформирована композитором и пианистом Дмитрием Кабалевским еще в советское время. Упор в программе делался на народную музыку и лучшие образцы музыки XIX века. Программа отвечала политической и социальной повестке: можно вспомнить знаменитую статью «Сумбур вместо музыки» (1936) в газете «Правда» против Шостаковича и Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 г.

Неудивительно, что музыка экспериментальная, электронная, абстрактная, прошла мимо массового сознания, и продолжала оставаться в тени вплоть до начала нулевых. Сегодня доступа к информации и неклассической музыкальной практике стало больше, но мест, где новое и старое представлено в гармоничной и согласованной программе по-прежнему немного.

Источник

Читайте также:  Dasory что это значит
Оцените статью