- Нарушение двигательное
- Общие сведения
- Двигательные нарушения
- Диагностика двигательных нарушений
- Лечение двигательных нарушений
- Двигательные нарушения
- Двигательные нарушения
- Причины двигательных нарушений
- Симптомы
- Что значит моторное нарушение
- Бесплатные занятия с логопедом
- ЗАДЕРЖКА МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- Причины нарушения развития детей
- Особенности моторного развития
- Закономерности моторного развития детей до года
- Первый месяц жизни:
- Второй месяц жизни:
- Третий месяц жизни:
- Четвертый месяц жизни:
- Пятый месяц жизни:
- Шестой месяц жизни:
- Седьмой месяц жизни:
- Восьмой месяц жизни:
- Девятый месяц жизни:
- Десятый месяц жизни:
- Одиннадцатый месяц жизни:
- Двенадцатый месяц жизни:
- Почему важно проконсультироваться с врачом?
Нарушение двигательное
Общие сведения
Двигательные нарушения возникают при центральном и периферическом повреждении нервной системы. Проявляются ограничением объема и силы движений (параличи), нарушениями их темпа, характера и координации (атаксия), а также наличием нероизвольственных насильственных движений (гиперкинез). Двигательный расстройства специалисты разделяют на акинетико-ригидные формы и гиперкинетические формы. При первых у больных наблюдается скованность мышц и заторможенность движений, а при гиперкинетических формах наблюдаются бессознательные движения. Но в обоих случаях сила мышц сохраняется.
Как правило, двигательные нарушения развиваются вследствие нарушения работы нейромедиаторов в базальных ядрах. Патогенез может быть различным. Факторами развития являются врожденные и приобретенные дегенеративные патологии (разваваются при употреблении медикаментов). Вместе с тем влиять на развитие заболевания может инфекция ЦНС или ишемия базальных ядер.
Причины двигательных нарушений
- Ригидность. Свидетельствует о нарушении функции экстрапирамидной системы и обусловлена повреждением базальных ядер (болезнь Паркинсона).
- Гипотония. Возникает при первично-мышечных заболеваниях и поражениях мозжечка (болезнь Хантингтона).
- Спастичность. Поражение ЦНС (инсульт).
- Паратония. Характерна для поражений лобной доли.
Двигательные нарушения
- Паралич. Нарушение двигательной функции, которое возникает из-за паталогии иннервации соответствующих мышц и характеризируется отсутствием произвольных движений.
- Парез. Нарушение движений, которое обусловлено патологией иннервации соответствующих мышц и характеризируется уменьшением силы и амплитуды произвольных движений.
- Парапарез. Паралич обеих конечностей.
- Моноплегия и монопарез. Паралич мышц одной конечности.
- Гемиплегия. Паралич и парез обоих конечностей, иногда лица.
- Тетрапарез. Паралич всех конечностей тела.
Одной из самых распостраненных форм двигательных нарушений являются паралич и парез (потеря движений вследствии нарушения двигательной функции нервной системы). Врачи различают параличи:
- Вялые (утрачен тонус пораженных мышц);
- спастические (тонус мышц повышен);
- переферический;
- центральный.
Классический пирамидный паралич характеризуется повышением тонуса мышц и неравномерность и сопротивления в различные фазы пассивного движения. Нарушения работы мышц тела:
- Экстрапирамидная ригидность. Равномерное диффузное повышение тонуса мышц, выраженное во всех фазах активных и пассивных движений, вызвано поражением экстрапирамидной системы.
- Гипотония. Снижение тонуса мышц; связано с поражением периферического двигательного нейрона.
- Паратония. Невозможно полностью расслабить мышцы. В лёгких случаях наблюдают ригидность при быстром пассивном движении конечности и нормальный тонус при медленном движении.
- Арефлексия. Отсутствие одного или нескольких рефлексов, вызванное нарушением целостности рефлекторной дуги.
- Гиперрефлексия. Повышение сегментарных рефлексов; возникает при поражении пирамидных путей.
- Патологические рефлексы. Общее название рефлексов, обнаруживаемых у взрослого человека при поражении пирамидальных путей.
- Клонус. Повышение сухожильных рефлексов, проявляется сериями быстрых ритмичных сокращений мышцы или группы мышц.
Диагностика двигательных нарушений
Исследование электровозбудимости мышц необходимо для лечения некоторых видов параличей. В мышце возникают биотоки, оценка функционального состояния нервно-мышечного аппарата производится также с помощью электромиографии, метода графической регистрации колебаний биоэлектрической активности мышц. Электромиография помогает определить характер и место поражения мышцы, а также служит методом контроля за процессом восстановления нарушенных двигательных функций.
При экстрапирамидных поражениях мышечная ригидность, гиподинамия и непроизвольные движения встречаются с неодинаковой частотой и в разных соотношениях комбинируются друг с другом. Выделяют следующие формы заболевания:
Также могут быть смешанные формы проявления заболевания.
Важно знать, что изменение тонуса мышц при болезни подкорковых двигательных центров отличается от изменений при центральных пирамидных параличах. Наблюдается и выраженная общая гиподинамия: больные малоподвижны, склонны к длительному сохранению принятой ранее позы, «застыванию в ней. Лицо малоподвижно, мимика отсутствует. Нарушена также способность сохранять одно положение. Также стоит знать о других категориях нарушений:
- Брадикинезия. Невозможность осуществлять привычные движения, снижение числа автоматически совершаемых движений (моргание, покачивание руками при ходьбе). В большинстве случаев является симптомом при болезни Паркинсона.
- Тремор. Ритмичные колебания конечности или туловища относительно определенно точки. Отмечают тремор кистей, стоп, головы, нижней челюсти.
- Миоклонус. Аритмичные мускульные напряжения и подергивания. Проявляется после остановки сеодца, является симптомом лекарственной энцефалопатии.
- Листания. Непроизвольная продолжительная поза или статичные патологические позы с насильным сгибанием или разгибанием в определенных суставах.
- Хореоатетоз. Совместно протекающая хорея (беспорядочные, отрывистые движения) и атетоз (медленные, непроизвольные судорожные движения). Расстройства сопутствуют друг другу, хотя один из симптомов может быть более выраженным. Хорея доминирует при болезни Сиденхема и болезни Хантингтона. Атетоз выражен при церебральном параличе.
- Тики. Непроизвольные движения (моргание, чихание или кашель), являются симптомом болезни Туретта.
При обнаружении вышеописанных двигательных расстройств обратитесь к врачу за консультацией.
Лечение двигательных нарушений
В результате неврологических патологий центральной и переферийной нервной системы, двигательные расстройства требуют коплексного подхода к лечению.Поражение нервной системы вызывают нарушения в работе головного мозга, вследствие нарушения передачи импульса от пирамидных клеток коры головного мозга через спинной мозг к мышцам, происходит полный или частичный паралич. Диагностика причин заболевания поможет устранить симптомы проявления двигательных нарушений.
Комплексное обследование больного позволяет выявить его неврологический статус в отношении двигательных расстройств. Клиническая диагностика базируется на системном неврологическом тестировани пациента и на оценке двигательных функций по тонусу и силе мышц. Проверяются кожные, сухожительные и сгибательные рефлексы. Дополнительно проводится томография головного мозга и позвоночника. В результате выявленных обследовний проводится комплексное лечение заболевания, назначается соответствующее медикаментозное лечение.
Источник
Двигательные нарушения
Двигательные нарушения
Двигательные нарушения включают различного рода расстройства при совершении моторно-двигательного акта: ходьбы, привычных повседневных действий. Могут являться следствием изменений мышечной силы и тонуса, координации, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Для точной диагностики причины двигательных нарушений требуется проведение электрофизиологических (электромиография), лучевых (Rg и УЗИ позвоночника, суставов), инвазивных (пункция, артроскопия) исследований. Лечение заключается в проведении лекарственной терапии, кинезиокоррекции, физиотерапии, массажа. При необходимости выполняются корригирующие операции.
Причины двигательных нарушений
О расстройстве двигательной функции говорят в том случае, когда человек не может поддерживать положение собственного тела в пространстве и выполнять движения в полном объеме. Такие нарушения могут являться следствием поражения:
- Нервной системы: ДЦП, полиомиелит, миастения, травмы головы и спинного мозга. Основные виды двигательных нарушений при патологии НС: парезы, параличи, дистония, спастичность или гипотония мышц, гиперкинезы, атаксия.
- Опорно-двигательной системы: вертеброгенная патология (остеохондроз, межпозвоночные грыжи), дефекты конечностей (косолапость, врожденный вывих бедра), артропатии (полиартриты, остеоартрозы, баллотирование надколенника), травмы костей и суставов. Характерны следующие виды двигательных нарушений: хромота, ограничение амплитуды движений, полная неподвижность, патологическая подвижность.
Симптомы
Двигательные нарушения могут иметь различные проявления и степень выраженности: от небольшой дисфункции до полной невозможности произвольного совершения активных действий. Выделяют 3 степени нарушений двигательной функции:
- Легкая. Пациент способен к самообслуживанию и передвижению без дополнительной помощи. Двигательная активность ограничена, имеются сложности при выполнении манипулятивных действий.
- Средняя. Пациент маломобилен, передвигается только с использованием вспомогательных ортопедических приспособлений (трости, ходунков, костылей). Нуждается в посторонней помощи при самообслуживании.
- Тяжелая. Пациент не может передвигаться, не способен выполнять предметные манипуляции и обслуживать себя.
Источник
Что значит моторное нарушение
Каждый ребенок – это индивидуальность с присущим только ей набором самых разнообразных качеств.
Бесплатные занятия с логопедом
Каждый ребенок – это индивидуальность с присущим только ей набором самых разнообразных качеств. Поэтому развитие детей так отличается, как и сами дети друг от друга. При этом само развитие имеет некоторые принятые нормы, отклонение от которых пугает родителей.
Иногда опасения напрасны и безосновательны, в чем взволнованную маму может убедить любой опытный врач. Но бывают случаи, когда у ребенка действительно наблюдается задержка моторного развития. Как его распознать? Из чего состоит данный комплекс нарушений? Каким образом проявляется? На эти и многие другие вопросы мы найдем ответы прямо сейчас. И если вы действительно убедитесь в своих подозрениях, незамедлительно отправляйтесь с крохой на консультацию к специалисту!
ЗАДЕРЖКА МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В первые месяцы жизни ребенка заметить что-то неладное трудно, хотя тоже возможно. Это могут быть только видимые физические отклонения. Сама задержка моторного развития проявляется у детей позже – в течение первых лет жизни.
Чем раньше родители заметят отклонения, тем больше вероятность того, что терпеливые и регулярные занятия с ребенком позволят добиться положительных результатов и частично или даже полностью избавиться от недуга.
Также на конечный результат влияет степень и тяжесть отклонений.
Когда можно говорить о существовании у ребенка задержки моторного развития? Когда к определенному времени он не приобретает навыков, которыми уже должен обладать в совершенстве. Именно это и есть время для беспокойства. Задача родителей – не только выявить отклонения, но и своевременно обратиться к врачу. Чем раньше, тем лучше.
Так, если к первому месяцу жизни ребенок еще не научился держать голову, это следует расценивать как сигнал к действию. И первое, что должны сделать родители, – сообщить о наблюдении ведущему педиатру или семейному врачу.
Также в качестве сигнала можно расценивать неумение малыша сидеть, ползать и ходить. Если к шести месяцам малыш не сел, к девяти не пополз, а к году даже не пытается встать на ножки, это не есть нормально. Кроме того, следует обратить внимание и на то, как кроха берет ложку: если неуверенно, а сверстники тем временем уже вовсю орудуют пищей в тарелках, – срочно обращайтесь к врачу. Как и в любых других ситуациях, когда малыш не может совершать элементарных и доступных остальным действий.
Причины нарушения развития детей
Для задержки физического и умственного развития детей сегодня существует масса причин. Это и инфекции, которыми могла переболеть мама в период беременности, и употребление алкоголя, а также других вредных веществ во время вынашивания крохи. Причиной задержки моторного развития, и не только моторного, могут стать родовые травмы, вредное производство или неблагоприятная домашняя обстановка во время беременности.
Чем могут помочь врачи при наличии нарушений? Какие советы и рекомендации дать? Все зависит от каждого отдельного случая. Задача родителей – во всем следовать рекомендациям, не отклоняясь ни на шаг! Ведь это может помочь ребенку достичь положительного результата в борьбе с недугом.
Кроме того, не следует бояться, если врач назначает применение сосудистых препаратов, потому что нарушение двигательных функций у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией, когда одни мышцы напряжены, а другие наоборот чрезмерно расслаблены.
Мышечная дистония может привести к появлению задержки моторного развития или к двигательным нарушениям.
Сосудистые препараты и витаминные комплексы, выписанные доктором, могут предупредить эту проблему или избавить от нее.
Нарушение мышечного тонуса может появиться в результате большого количества проблем, большинство из которых возникает преимущественно в центральной нервной системе – головном и спинном мозге. Они способствуют появлению гипоксии, во время которой организм малыша испытывает недостаток кислорода и ишемию.
Кстати последняя является нарушением кровоснабжения тканей всего тела, которое также ведет к гипоксии. И если вспомнить, как каждый из нас чувствует себя в душном помещении, при нехватке кислорода, нам станет предельно ясно, что именно испытывает организм и органы ребенка. Именно этими понятиями оперирует врач, подбирая курс лечения для ребенка, у которого выявлена задержка моторного развития.
Кроме сосудистых препаратов, витаминов и витаминных комплексов, доктор, скорее всего, назначит массаж, а также физиотерапевтические, водные процедуры, воздушные ванны, лечебную гимнастику.
Невропатолог и педиатр должны регулярно осматривать ребенка, что позволит им следить за динамикой лечения. В сложных случаях может даже быть назначено УЗИ головного мозга.
Особенности моторного развития
Неправильно оценивать способности одного ребенка относительно способностей другого, особенно на ранних стадиях развития. Да, один ребенок может сидеть уже в пять месяцев, а другой сядет только к семи. А ведь в данной ситуации мама огорчается, вот только напрасно.
Дело в том, что моторные навыки у детей преимущественно зависят от особенностей организма и развития отделов головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за равновесие и осанку. То есть пока структура мышц у ребенка не изменится должным образом, он будет не в состоянии выполнять желаемые мамой действия. И здесь для нетерпеливых родителей таится большая опасность, так как нельзя вынуждать ребенка выполнять ряд действий при неокрепшем скелете и мышцах. Таким образом ребенку можно только навредить. Ведь никто не раскрывает бутон розы раньше времени? Вот так и малышу надо дать время, чтобы он, как цветок, самостоятельно раскрылся.
Все, что в этом случае могут сделать родители, – это направить свои усилия на создания оптимальных условий. Так цветку нужны солнце и полив, а ребенку внимание, забота, массаж, физические упражнения соответственно возрасту и т.д.
А вот когда мозг маленького человека и его тело достигнут необходимого уровня развития, малыш сядет, возьмет в руки игрушки, поползет и пойдет. И зависит это не только от физического развития крохи, но и от генетики, здоровья родителей, наличия наследственных заболеваний, предрасположенности к хроническим недугам, от перенесенных мамой заболеваний и стрессовых ситуаций во время беременности, кормления ребенка грудью и образа жизни родителей. То есть причин много, а результат один – задержка моторного развития.
Заложенная в ребенке программа моторного развития, унаследованная от близких, сама продиктует, во сколько кроха должен начать держать голову, сидеть, ходить, говорить… Нет никаких доказательств того, что рано научившиеся ходить дети потом становятся спортсменами или танцорами или более успешно учатся в школе, чем те дети, у которых эти навыки включились позже. Поэтому повода переживать нет!
Закономерности моторного развития детей до года
Первый месяц жизни:
- движения ребенка ограничены, повышен тонус сгибательных мышц;
- хорошо действуют лишь мышцы, которые обслуживают сердце и другие важные внутренние органы;
- мышцы быстро развиваются, но крепнут первыми мышцы шеи.
Второй месяц жизни:
- малыш начинает поднимать голову, лежа на животе;
- к концу второго месяца крошка держит голову несколько минут и вертит ею из стороны в сторону.
Третий месяц жизни:
- у ребенка начинается комплекс оживления, он пытается схватить игрушку;
- когда кроху выкладывают на живот, он стремится поднять не только голову, но и верх туловища, опираясь на предплечья.
Четвертый месяц жизни:
- младенец поднимает голову из положения лежа на спине;
- пытается сменить положение тела, ползать на животе.
Пятый месяц жизни:
- ребенок поднимает туловище и опирается на ладони;
- переворачивается со спины на животик;
- пробует подняться из положения лежа на спине;
- берет игрушки;
- с поддержкой за туловище опирается на ножки.
Шестой месяц жизни:
- малыш целенаправленно ползает;
- совершает разные действия с предметами: стучит, бросает, берет в рот;
- поднимается из положения лежа на спине, но сидит неустойчиво.
Седьмой месяц жизни:
- дети уже сидят, хотя и не очень долго, так как быстро устают;
- стоят при поддержке взрослых, хорошо ползают.
Восьмой месяц жизни:
- ребенок хорошо сидит, легко меняет положение тела;
- пытается самостоятельно встать, держась за кроватку или другую опору.
Девятый месяц жизни:
- малыш хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за ручки;
- пытается залезать на предметы, перелезать через бильца кровати;
- становится ловким, легко поворачивает тело во время игры.
Десятый месяц жизни:
- нагибается, становится на колени;
- переходит от предмета к предмету, держась за опору;
- пытается стоять самостоятельно;
- открывает и закрывает коробочки, ящики;
- вкладывает предмет в предмет.
Одиннадцатый месяц жизни:
- уже долго ходит при поддержке за руку;
- пробует преодолеть ступеньки, сползает с дивана;
- играет с пирамидкой, коробочками, исследует свойства бумаги.
Двенадцатый месяц жизни:
- прочно стоит на ногах, ходит без поддержки за ручки;
- за руку взрослого поднимается по ступенькам;
- может держать предметы двумя руками;
- производит различные действия не только с игрушками, но и с предметами домашней утвари.
Это только график развития моторных навыков, который выработался на протяжении многих поколений. Отклонения от него не означают, что это непременно задержка в моторном развитии ребенка. Однако если указанные признаки сильно отличаются во временном промежутке, то это повод обратиться к врачу и вместе с ним найти причину отставания ребенка в овладении необходимыми навыками.
Почему важно проконсультироваться с врачом?
Дело в том, что доктор лучше неопытных родителей определит причину отсутствия у ребенка в определенном возрасте необходимых навыков. Во-первых, он незаинтересованное и не подверженное панике лицо. Во-вторых, он может оценить ситуацию со стороны и быстро выявить первопричину.
Задержка моторного развития детей может развиваться по причине болезни, которую трудно обнаружить не только родителям, но и врачам. Существуют заболевания со скрытым характером течения, без явных признаков проявления. То есть родители могут даже и не подозревать, что ребенок серьезно болен. А все дело в том, что многие заболевания имеют схожую симптоматику, и только врач может поставить точный диагноз и выявить причину отклонения в развитии, назначив ряд анализов и исследований соответственно своим подозрениям и предположениям.
В некоторых случаях детям назначается даже УЗИ мозга или МРТ. При этом некоторые исследования могут быть проведены только для того, чтобы успокоить чрезмерно взволнованную маму, начитавшуюся форумов и наслушавшуюся подруг «по песочнице».
Что делать при подозрении на задержку моторного развития у ребенка? Успокоиться и обратиться за консультацией к специалисту. Ни в коем случае не надо заниматься самолечением и тем более прибегать к народной медицине. Если нарушения есть, то справиться с ними смогут только специалисты, а от вас требуется выполнение всех рекомендаций и вера в собственные силы и силы ребенка. Будьте здоровы и не болейте!
Источник