ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
(Моторика)
Продолжаем публикацию статей Натальи СЕМАГО о возможностях метода наблюдения (см. № 10, 13, 2002 г.).
Рассмотрим далее, как можно наблюдать за особенностями развития моторики: моторной гармоничностью, ловкостью, латеральными предпочтениями ребенка.
Рассматривая структуру произвольности психической активности, необходимо отметить лежащий в «основании» произвольности уровень, а именно — произвольную двигательную активность.
Произвольная двигательная активность ребенка в возрасте от рождения до полутора лет является одним из основных элементов его развития. Эта активность в буквальном смысле «тянет» развитие и познавательной, и эмоциональной сферы.
В возрастном диапазоне от 6,5 до 10 лет формально развитие моторных умений и навыков кажется не столь важным, как в более раннем возрасте. Но в то же время наличие тех или иных особенностей развития моторики позволяет внести дополнительные характеристики в оценку общего уровня развития ребенка и отчасти определить причины как регуляторной несформированности, так и поведенческих особенностей.
Регуляция собственных движений включает в себя не только собственно моторную ловкость, но и регуляцию силы и направления того или иного движения, скоординированность движений в целом.
Многие проблемы ребенка, связанные с регуляцией, часто неправильно оцениваются педагогом и психологом: их принимают за агрессивность из-за трудности регуляции силы и направления движения, или за невоспитанность из-за моторной импульсивности и т.п.
Таким образом, наблюдение за моторными проявлениями ребенка (на уроках физкультуры, во время прогулки или на уроках труда) позволяет психологу в какой-то степени дифференцировать истинно поведенческие проблемы и проблемы, связанные с несформированностью регуляции моторики.
На уроке или на перемене психолог оценивает, насколько ребенок «уклюж»: падают ли у него вещи с парты, выскальзывает ли из руки ручка или линейка, задевает ли он соседа локтем, успешен ли в общих двигательных играх, в том числе играх на ловкость (в «сотки», «блошки», «резиночку», «классики»).
При наблюдении за детьми в раздевалке можно легко проанализировать сформированность бытовых моторных умений: от завязывания шнурков до темпа, с которым ребенок одевается или раздевается.
Двигательная неловкость ребенка, его плохая координированность часто могут сочетаться с медленным темпом, вялостью, с левосторонними латеральными предпочтениями. В последнем случае моторная неловкость будет являться следствием специфики формирования межфункциональных мозговых взаимодействий.
Медленный темп, вялость ребенка или крайнее ее выражение — апатичность — будут характеризовать, в первую очередь, низкий уровень психической активности ребенка.
Хочется отметить, что системное понимание психологом взаимосвязи различных характеристик (особенностей поведения, движения, речи, работоспособности и иных проявлений ребенка) не позволит ему рассматривать особенности развития тех или иных психических функций по отдельности.
Наблюдая за ребенком на уроках физкультуры, можно оценить его общую моторную ловкость, гармоничность движений, темповые характеристики:
— успешность выполнения ритмических и координированных движений как в игре, так и по заданию взрослого: прыжков на обеих ногах (в том числе поочередных), прыжков со скакалкой на двух или на одной ноге, ползания, марширования;
— скоординированность рук и ног во время бега, характер лазания по шведской стенке, ползания по-пластунски; умение балансировать, удерживать равновесие, например находясь на узкой скамейке или бревне, в том числе в движении;
— успешность в играх с мячом разного диаметра, ловкость при его ловле или бросании, меткость бросков, умение соотнести силу броска и расстояние, на которое необходимо бросить мяч.
К одним из наиболее важных «моторных параметров», которые можно оценить не только экспериментально, но и в процессе наблюдения, относится оценка латеральных моторных предпочтений.
При определении ведущей ноги, как правило, отмечают не только ногу, на которой ребенок лучше и увереннее прыгает, но и так называемую «ударную» ногу, то есть ту, которой он бьет по мячу или по какому-либо другому предмету.
В систему оценки особенностей латерализации осознанно не включены общеизвестные мануальные характеристики: какой рукой ребенок пишет, рисует, держит ложку при еде и т.п. Подобные пробы могут характеризовать социально приемлемые навыки, которые формируются в процессе присвоения социально-культурного опыта и иногда не являются отражением собственно латеральных предпочтений ребенка (например, в ситуации переученности).
При наблюдении психолог обязательно отмечает наличие вычурных, своеобразных, стереотипно повторяющихся движений руками (кистями) или всем телом, вычурное хождение на цыпочках, наличие иных моторных стереотипий в целом. Своеобразные стереотипные движения встречаются не часто. Также отмечается и наличие навязчивых движений, так называемых невротических: подергиваний, тиков и т.п.
Эти движения имеют различную природу. Стереотипные или вычурные движения характеризуют чаще всего детей с искаженным типом развития. «Невротические» движения обычно демонстрируют дети с интропунитивным типом развития — неуверенные в себе, тревожные, чрезмерно критичные к результатам своей деятельности (Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985; Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М.: Аркти, 2001). Понятно, что в обоих случаях ребенок нуждается в углубленном психологическом обследовании.
И те и другие движения, как правило, усиливаются в стрессогенных ситуациях, на фоне утомления.
Особенности моторики ребенка удобно фиксировать в таблице.
Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
ППМС-центр САО,
г. Москва
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЛАТЕРАЛЬНЫХ МОТОРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
1. Функциональная асимметрия рук:
— переплетение пальцев рук (кистевая проба) — сверху большой палец ведущей руки;
— проба «Телефонная трубка» (определяется рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии);
— проба «Посмотри в подзорную трубу (калейдоскоп)» (ребенку дается — строго по средней линии — свернутая из листа бумаги подзорная труба или нетяжелый калейдоскоп).
2. Функциональное предпочтение ног:
— проба «Попрыгай на одной ноге» (определяется нога, с которой ребенок начинает прыгать, а также качество прыжков на обеих ногах — на ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей);
— проба «Ударь мяч»: ведущая нога может быть как толчковой (если у ребенка нет трудностей удержания равновесия), так и опорной (при наличии таких трудностей).
Источник
Особенности моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Лилия Хизбуллина
Особенности моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Проблема изучения особенностей моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста является актуальной. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Исследованиями моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами занимались: Архипова Е. Ф., О. В. Правдина, Л. В. Мелехова, И. И. Панченко, Р. И. Мартынова.
В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Таким образом, следует рассмотреть определение «речь».
Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы.
М. М Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной.
У дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами наиболее ярко проявляется недостаточность общей моторики при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. [55]
Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений. [8]
Также у детей с минимальными дизартрическими расстройствами выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Это выражается в: паретичности, спастичности, гиперкинезах, апраксии, девиации, гиперселивации.
Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. [9]
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика. [10]
Исследование неврологического статуса детей со стёртой дизартрией выявляет определённые отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественно односторонне, гемисиндрома.
Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская)
В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. При подъёме кончика языка и средней части языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновения боковой струи воздуха. У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фонации, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. Существенно при минимальных дизартрических расстройствах страдает голос. [29]
Также у рассматриваемой категории детей отмечается нарушение нервно-психических функций (внимания, памяти, мышления, задержка темпа психического развития наиболее типична для стёртой дизартрии).[32]
Лопатина (1986) представила три группы детей со стёртой дизартрией.
Критериями дифференциации служат качества произносительной стороны речи: состояние звукопроизносительной, просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств: лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Общим для всех является стойкое нарушение звукопроизношения: искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков.
Первая группа — нарушение звукопроизношения (искажения и отсутствия звука). Качество и объём активного и пассивного словаря соответствует возрастной норме. Если рассматривать первую группу детей со стёртой дизартрией в рамках психолого-педагогической классификации (Р. Е. Левиной, то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием (ФН).
Вторая группа – нарушение звукопроизношения носит характер множественных замен. Активный и пассивный словари отстают от возрастной нормы. Возникают сложности при согласовании имён существительных среднего рода с числительными, употреблении предлогов при словообразовании. По психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной эти дети относятся к группе с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).
Третья группа – экспрессивная речь у этой группы детей сформирована неудовлетворительно. Отмечаются трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций предложений. Отмечаются множественные замены, искажения, отсутствия звуков. Активный и пассивный словари значительно отстают от возрастных нормативов. Дети пугливы, избегают трудностей.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. У них отмечается нарушения сна, аппетита. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.
Таким образом, моторная сфера детей с минимальными дизартрическими расстройствами имеет характерные особенности, проявляющиеся замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Все двигательные патологические симптомы при данном речевом нарушении проявляются в нерезко выраженной форме. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями. У детей изучаемой категории недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений. Также у них выявляются патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном, отделе периферического речевого аппарата.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие [Текст] /Е. Ф. Архипова. — М. ,2006. с. 8-55
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. —М. : АСТ: Астрель, с. 7-32
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.
Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Источник