- Что значит быть моральным человеком с точки зрения разных культур
- Представления о морали в разных странах
- Общечеловеческая мораль и нравственность
- Воспитание морали
- Специальный предмет
- Подведем итоги
- Что такое мораль — функции, нормы и принципы морали
- Определение: что такое мораль
- Нормы морали
- Функции морали
- Воспитание моральных качеств
- Комментарии и отзывы (4)
- Нормы и правила морали
- Что такое нормы морали?
- Как формируются нормы морали?
- Возможно ли существование универсальных норм морали?
- Зачем нужны моральные нормы?
Что значит быть моральным человеком с точки зрения разных культур
Что значит быть моральным человеком? На первый взгляд вопрос кажется очень простым. Моральными называют тех людей, которые строго придерживаются принятой в обществе этики, руководствуются конкретными нравственными принципами. Но ведь этические нормы зависят от общества, они разные у всех народов. Получается, на вопрос о том, что значит быть моральным человеком, могут существовать разные ответы? Попробуем разобраться.
Представления о морали в разных странах
Мораль — это негласный кодекс, который руководит жизнью общества. В разных странах по-разному трактуют понятия «добро», «зло», «плохо», «стыдно», «хорошо», «правильно» и т. д.
Общечеловеческая мораль и нравственность
Нравственные и моральные ценности присущи не только конкретному обществу, но и конкретному человеку. Они могут видоизменяться со временем: человек и общество развиваются, меняются традиции и устои, возникают новые отношения. Однако у всех народов, независимо от времени их проживания на Земле, культуры, религии и государственного устройства, существуют абсолютные моральные истины. Запреты на убийство и воровство — только два примера общечеловеческих ценностей.
Воспитание морали
Человек рождается в обществе, поэтому с детства впитывает его мораль. К сожалению, часто случается так, что местечковая этика начинает преобладать над общечеловеческими ценностями.
Специальный предмет
Для этого в 19 регионах РФ в школьную программу введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Что значит быть моральным? Какие ценности близки людям всего мира? Какие нравственные ценности лежат в основе разных религий? Почему люди должны придерживаться общечеловеческих ценностей? На эти и другие вопросы стараются ответить учителя, ведущие новый предмет. Он призван развивать мотивацию к осознанному нравственному поведению, в основе которого лежит умение делать правильный и свободный моральный выбор.
Подведем итоги
Так что значит быть моральным человеком? Это значит:
- Придерживаться морали, принятой в конкретном обществе.
- Быть готовым сделать правильный и осознанный моральный выбор.
- Осознанно придерживаться общечеловеческих ценностей.
- В своем поведении руководствоваться этими ценностями.
- Уметь отвечать за безнравственные или аморальные поступки.
- Понимать, что только соблюдение моральных устоев помогает духовно жить в обществе, избегать войн, развиваться.
Тираны, диктаторы, деспоты, некоторые современные политики стремятся к господству и достижению собственных целей, игнорируя моральные устои и нравственные законы. Общества, во главе которых стоят подобные правители, деградируют. Тираны, добравшись до вершины, остаются там в одиночестве.
Источник
Что такое мораль — функции, нормы и принципы морали
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Большинство людей помнят мораль басни «Стрекоза и муравей», заключающуюся в том, что нельзя постоянно развлекаться, нужно успевать и трудиться. Иначе вслед за долгим бездельем придет тяжелая расплата в виде голода и холода.
В этом и других своих сочинениях баснописец Иван Крылов старается донести до читателя общепринятые правила, которые стоит соблюдать, чтобы не навредить себе же.
Таким образом, мораль представляет собой общие положения, рассчитанные на всех членов социума и отражающие сознание общественности.
Разберемся в этом поподробней.
Определение: что такое мораль
Термин «мораль» (moralitas — «общепринятые традиции») был введен Цицероном.
В переводе с латинского мораль – это совокупность представлений о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, совести и бессовестности, справедливости и несправедливости и так далее.
Это нормы поведения, которых придерживается все общество (но не всегда), вытекающие из выше оговоренных представлений.
Часто в русском языке в качестве синонима морали употребляют слово «нравственность». Последнее также означает некую призму убеждений, сознания, через которую человек смотрит на жизнь, организует свое поведение и деятельность в целом.
Мораль является предметом изучения этики – это наука, являющаяся подразделом философского учения. Также мораль рассматривается с точки зрения права, психологии, социологии и религии. Понятие это весьма разноплановое.
Отличительными чертами морали являются такие вещи как:
- Всеобщность. Нормы морали распространяются на всех людей одинаково, независимо от их половой принадлежности, статуса и возраста. Если воровать плохо и незаконно, то для всех. Осужден людьми (хотя бы морально) будет и ребенок-воришка, и взрослый, серьезный человек;
Добровольность. Эта характеристика заключается в том, что каждый человек сам для себя решает, как ему жить и вести себя: придерживаться всеобщих моральных принципов или нет.
Такой выбор мы осуществляем на основе наших личных убеждений и мотивов, в силу своих личностных особенностей. Для большинства людей измена в отношениях считается предательством. Но есть и те, кто считает похождение «налево» своим личным, неотъемлемым правом, не имеющим негативную оценку.
Важно отметить, что не всегда наши хорошие поступки действительно соответствуют нашим внутренним желаниям. Вы можете помочь другому, потому что от вас этого ждут (например, на вас в этот момент смотрят другие), а не потому что это истинный порыв;
» alt=»»>
Нормы морали
Нормы морали – это определенные «требования», желаемые и одобряемые обществом формы поведения, которых необходимо придерживаться.
Норма – это то, что хорошо и правильно. Например, быть справедливым, честным, добрым, отзывчивым (это социальные нормы). Все, что противоречит этому является «ненормой» и вызывает негативный общественный резонанс.
С течением времени и развитием цивилизации моральные нормы постоянно менялись. Но среди них все равно есть те, что являются основополагающими, неизменными. И вряд ли они претерпят какие-либо деформации, так как входят в самые разные учения, и потому имеют сильные корни.
К основным нормам относятся:
- благоразумие — сначала подумай, а потом делай;
- воздержание — это волевое умение сдерживать себя от чрезмерных удовольствий в еде, сексе, развлечениях, приобретении материальных благ и т.д. Считается, что страстность является преградой для духовного роста личности (что это?);
- справедливость – несмотря на субъективность данного термина (у каждого свое понимание), следует поступать с людьми справедливо по мере возможности;
- стойкость — нужно учиться преодолевать жизненные трудности, не опускать руки в сложных ситуациях;
- трудолюбие — труд сделал из обезьяны человека, поэтому он априори (что это?) полезен;
- смирение (граничит с благоразумием) – заключается в умении вовремя сказать себе «стоп», перестать сопротивляться там, где это бесполезно и ненужно (если ваш любимый человек полюбил другого и ушел, нужно его отпустить и продолжать жить дальше);
- вежливость – является основой дипломатических отношений. С ее помощью можно выстроить взаимосвязь почти с любым человеком, многого добиться и преуспеть.
Функции морали
Ничего в этом мире не существует просто так – это касается и материального, и нематериального мира. Теперь мы знаем что такое мораль, остается понять, для чего она нужна, какой смысл несет?
Итак, мораль выполняет следующие пять функций:
- оценочная – позволяет отличать хорошее от плохого, добро от зла (жестокость от доброты). Врать – плохо, уступать место старикам и женщинам – похвально, издеваться над животными – ужасно, помогать нуждающимся – хорошо. Мы приписываем явлениям оценки, исходя из моральных принципов. Благодаря этой функции, индивид определяет свое место в социуме;
- регулятивная функция – создание новых норм и принципов. Какие-то правила устаревают и отпадают, на их место приходят новые. Например, когда-то считалось, что мужчина — глава семьи (патриархат), которую все семейство должно было слушаться безоговорочно. В современном мире многие женщины претендуют на равноправие: зарабатывают не меньше и вносят равноценный вклад в общество.
- воспитательная – формирование нравственных ценностей и убеждений. Любые родители прививают своим детям определенную систему морально-нравственных норм, благодаря которой они осознают важность своих и чужих потребностей, учатся создавать гармоничные связи с другими, уважать и понимать окружающих;
- функция контроля – обеспечивает выполнение норм и правил. Люди, ведущие себя им вопреки, подвергаются общественному осуждению и гонению из группы, сообщества, а иногда и общества. Если в дружеской компании кто-то окажется сплетником, его станут игнорировать и исключат из общего круга общения;
- функция интеграцииосуществляет сплочение общества, способствует его выживанию и развитию. Если бы мы все жили по своим правилам и вели себя каждый на свой лад, то человеческий вид давно бы вымер, так как взаимное непонимание рождало бы агрессию, убийства, войны, гонения и т.д.
Воспитание моральных качеств
Что такое хорошо и что такое плохо нам начинают рассказывать с самых ранних лет.
Воспитанием морально-нравственных качеств (по сути, это социализация) занимаются не только родители, но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди, воспитатели, учителя. Также в этом участвуют даже друзья, одноклассники и общество в целом.
Как это происходит:
- через личный пример (папа перевел бабушку через дорогу);
- нравоучения (лекции и наставления);
- литература. Возьмем те же самые басни. Каждая из них объясняет, как надо и как не надо себя вести, высмеивает человеческие пороки через аллегорию (литературный прием). Аллегория – это иносказание. Например, в басне про стрекозу и муравья первая является олицетворением (что это?) безделья, лени, безответственности, а второй – трудолюбием. Услышав этот рассказ, ребенок понимает, что лениться плохо, трудиться – хорошо;
- добрые фильмы, мультфильмы, музыка;
- формирование позитивного опыта у ребенка (уступи место девочке, поделись).
Чем бы вы ни руководствовались, стараясь воспитать в ребенке личность с высокими моральными принципами и убеждениями, помните, что личный пример – один из самых сильных инструментов. Дети могут забыть, что говорили им родители, но почти никогда не забывают то, что они делали.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Конечно, ещё с детства мы узнаём слово мораль из басен дедушки Крылова. А в школе учителя закрепляют это понятие в головах учеников.
С одной стороны, вроде всё идёт правильно в этом направлении. Только вот непонятно, отчего тогда взрослые люди не соблюдают устоявшиеся моральные каноны, если им вбивали с малых лет, что мораль главенствует в жизни и нельзя нарушать её, так как тем самым затронешь не только личное право других людей на нормальное существование, но и нанесёшь государству моральный урон, ударив по престижу. Допустим, пьяные туристы ведут себя неподобающим образом заграницей. О них пишут в газетах, показывают по телевизору и судят, как о всём народе по их поведению.
С другой стороны, если не работают моральные правила, так как хотелось бы, значит в этом кроется какая-то другая причина, не подпадающая под озвученные в статье функции? Так в чём же дело и кто виноват.
Думаю, нужно не только спрашивать с учителей в школе за моральное воспитание своих подопечных, но и с родителей. Достаточно ввести в уголовный кодекс соответствующие статьи. А именно, нужно сажать за решётку на несколько лет матерей или отцов, чьи дети совершают аморальные поступки. Только тогда проблема соблюдения моральных норм в обществе будет решена.
Мораль — это то, чего в нынешние времена очень не хватает, многие люди начисто лишены морали.
И что самое интересно — начисто лишенные морали очень любят ее навязывать другим. И это не только к людям относится — к странам тоже.
Лишенный любой морали Запад указывает странам-жертвам (с высокой моралью), как им нужно жить, что почитать, что отрицать, что делать, чтобы угодить Западу. Если не слушают — насождают все это силой, хитрость, подлостью.
Источник
Нормы и правила морали
Часто ли вам приходится сталкиваться с ситуацией, когда что-то не запрещено, однако лучше этого не делать? Когда нет юридических запретов, действуют всего два ограничителя: законы физики и нормы морали.
Сегодня мы обсудим правила и нормы общественной морали, разберемся, что это такое и зачем это нужно обществу. Вам в помощь наши программы «Когнитивистика» и «Самопознание», которые научат вас мыслить и действовать так, чтобы добиваться успеха экологичными методами, не нарушая правила морали и нормы права.
Что такое нормы морали?
Нормы морали, они же моральные нормы – это правила поведения людей в социуме, проистекающие из принятой в обществе в данный момент времени морали. В свою очередь, мораль – это господствующие в социуме представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Кроме того, можно встретить определение, что мораль – это принципы, нормы и правила поведения, проистекающие из принятых в обществе представлений о плохом и хорошем. В этом смысле между понятиями «мораль» и «нормы морали» иногда ставят знак равенства.
Элемент тождественности заложен уже в самих терминах. Термин «мораль» происходит от латинского слова moralitas, которое так и переводится «мораль». Оно созвучно латинскому слову mores, что переводится как «поведение». Таким образом, древние изначально воспринимали мораль и нормы поведения, как взаимосвязанные проявления.
В целом, это недалеко от истины, потому что нормы и правила поведения, мораль, нравственность, совесть очень тесно связаны между собой. Нормы морали устанавливают правила поведения, а следование этим нормам является моральным долгом каждого человека.
В этом состоит коренное отличие правил морали от норм права. Если человек нарушает закон, наказание следует немедленно. Ну, или когда поймают. Суть в том, что связка «преступление-наказание» прописана законодательно. Если же человек нарушает моральные нормы, его никто не оштрафует и в тюрьму не посадит.
Изначально нарушителю моральных норм грозят неудобства исключительно психологического плана в виде общественного осуждения и нежелания иметь с ним общих дел. Если такой человек не встанет на путь исправления, со временем игнорирование морали как системы норм и правил, регулирующих отношения между людьми, закончится игнорированием потребностей такого человека. И, соответственно, реальными ограничениями свободы действий в деле реализации личных планов и задач.
Таким образом, нормы морали – это правила поведения людей в обществе, незафиксированные законодательно, но желательные к исполнению, потому что это в интересах как всего общества, так и отдельных индивидов. В связи с этим возникает вопрос: если нормы не зафиксированы законодательно и не сформированы уполномоченным органом, однако при этом их нужно выполнять, тогда кто и как их формирует? Это уже тема для отдельной беседы, а может даже дискуссии.
Как формируются нормы морали?
Считается, что нормы устанавливаются обществом и отражают постулаты и ценности, которые являются актуальными для общества в данный момент. Однако общество не является некой абстрактной субстанцией. Общество – это люди, живущие в нем. И так было всегда, будь то общество первобытное или современное, в 17 веке или 21 столетии, в Европе или в Азии.
Трансформацию системы ценностей и норм морали можно проследить, просто читая любой учебник истории и обращая внимание на детали. Когда-то за идею, что Земля круглая, могли сжечь на костре, а чтобы быть признанным в обществе, нужно было публично придерживаться взглядов, что Земля плоская. Сегодня то, что Земля круглая, не подлежит сомнению, однако и тех, кто считает Землю плоской, на костре сжигать не будут. Правда и на геолого-географический факультет тоже не примут.
Таким образом, нормы морали постепенно трансформируются по мере того как общество обретает новые знания, как эти знания становятся доступными и самоочевидными, как отпадает необходимость бороться за еду и выживание в прямом смысле этого слова. Понятие «постепенно» изрядно растяжимое.
Первые 300 тысяч лет со времен среднего и позднего палеолита у первобытных людей мало что изменилось. Нормы поведения предопределялись, в основном, потребностью борьбы за выживание, однако признаки тяги к вещам более высокого порядка можно заметить уже тогда. Сам факт обнаружения археологами предметов, которые можно отнести к памятникам искусства, свидетельствует, что древним людям были не чужды мысли более абстрактного плана, нежели удовлетворение базовых потребностей.
Во времена Античности дело пошло веселее: развитие судоходства, возможность знакомства с другими культурами привели к пониманию, что в разных регионах могут быть разные уклады, религии, обычаи и, как следствие, нормы морали. В свою очередь, это заставило задуматься о том, что же такое нормы морали и что считать нормой в принципе.
Древнегреческому философу Пиррону (360-275) принадлежит весьма интересная по тем временам мысль, что нет внятных оснований считать какие-то нормы правильными, а какие-то неправильными. То, что воспринимается, как недопустимое, в одном типе социума, может быть нормой для общества с другими традициями [R. Bett, 1994]. Сейчас такой подход именуется толерантностью. Термин «толерантность» появился только в 20 веке, однако предпосылки к формированию толерантности в Европе появились задолго до нашего времени.
Если в период Античности обнаруженное в ходе социального прогресса разнообразие норм морали было лишь поводом для раздумий, сегодня и многообразие заметно шире, и вопрос «как относиться к многообразию норм» чисто риторический.
Точнее, если человек не намерен за всю свою жизнь выезжать далее границ областного центра, у него (пока) есть возможность считать одни нормы более правильными, чем другие. У тех, кто намерен делать карьеру в международных корпорациях, такой роскоши нет, потому что многонациональные и мультикультурные трудовые коллективы там давно стали реальностью.
Более того, некоторые психологи считают, что сегодня говорить о формировании неких единых норм морали даже в пределах одного государства сложно ввиду того, что общество стало более многообразным и его невозможно сегментировать на рабочих, крестьян и интеллигенцию, как это было принято в общественных науках времен Советского Союза.
В качестве одного из примеров можно привести мнение психолога Александра Сосланда, который считает, что сегодня «нормы морали формируются спонтанно и меняются каждый день. И это нормально для демократического общества. Единый источник морали возможен только в тоталитарном обществе или секте» [М. Сенчукова, А. Гальперина, 2013]. В его понимании, секту можно сравнить с тоталитарным обществом. Точнее, секта и является «типичным тоталитарным обществом, чей ценностный репертуар не очень богат и уже исчерпан. Они поют идеологические арии из много раз прочитанных и всем известных опер».
В общем-то, сложно не согласиться с этим, потому что нормы морали, принятые в среде бизнесменов, могут заметно отличаться от норм морали в среде работников бюджетных организаций. Да и нормы поведения в большом бизнесе зачастую отличаются от тех, которыми руководствуется малый бизнес.
Отдельной темой являются моральные нормы ислама, некоторые из которых среднестатистическому европейцу могут показаться попросту дикими. Например, ислам предписывает женщине в случае смерти мужа соблюдать траур на протяжении 4 месяцев 10 дней и все это время не пользоваться духами, украшениями, не носить яркую одежду и не выходить из дома без необходимости [Islamdag.ru, 2012].
Необходимостью считается поход на работу или к врачу, при этом ночевать вдова обязана в доме, в котором жила с мужем. Таким образом, под запретом находится практически все, включая поездки к родственникам на несколько дней, походы в театры и музеи, командировки в другие города.
Тут впору вести речь даже не о целесообразности таких строгих ограничений, а о возможности их реализации в эпоху, когда женщины, в том числе из стран ислама, получают высшее образование, специальность врача, фармацевта, менеджера, экономиста, юриста, живут в больших городах и зачастую вполне успешны в профессии, бизнесе и даже политике.
Тем не менее, вышеописанные нормы существуют, вокруг их трактовки ведется немало дискуссий, однако не настолько острых, чтобы эти нормы отменить и оставить в прошлом. При этом определенные подвижки и послабления все же наблюдаются, ведь когда-то женщины ислама должны были блюсти траур целый год и весь этот год не только не пользоваться духами и украшениями, но даже не мыться, не стричься и не делать маникюр [Islamdag.ru, 2012].
Другими словами, свои нормы морали могут быть у каждой социальной группы в зависимости от господствующих в ней взглядов, убеждений, традиций. Как верно замечено в статье «Моральные ценности и их роль в современном обществе», источником моральных норм могут быть традиции, обычаи, личный авторитет лидера, политического или религиозного, реального или мифического [Е. Поликанова, 2014].
На формирование норм морали влияют объективные материальные условия жизни и даже личные взгляды человека. Это процесс взаимообразный: общество влияет на человека и формирование его взглядов, а взгляды и поведение членов общества, всех вместе и каждого в отдельности, влияют на формирование норм морали в конкретный исторический период. Так или иначе, моральные нормы являются выражением воли определенных социальных групп [Е. Поликанова, 2014].
В общем, мораль – это система норм и правил, которая подвержена изменениям. Тогда возможно ли в принципе некое общее для всех правило, норма, мораль, что не вызывало бы сомнений в правильности или целесообразности ни на одном континенте ни у кого из людей? Над этим вопросом человечество бьется последние много сотен лет.
Возможно ли существование универсальных норм морали?
Попытки унифицировать нормы морали предпринимались с давних пор. Примером тому может служить такое направление философской мысли как моральный абсолютизм. Если в двух словах, моральный абсолютизм предполагает существование неких абсолютных норм морали, поэтому их нужно найти и неуклонно им следовать. И в то же время он признает, что это не так просто [Т. McConnell, 1981].
Примерно на тех же позициях стоит моральный универсализм, он же моральный объективизм. Его основная идея заключается в том, что создание универсальных норм морали не только полностью реально, но и необходимо.
Одной из первых попыток реализации этой идеи можно считать Декларацию прав человека и гражданина 1789 года, которая является величайшим завоеванием Великой французской революции [Assemblée nationale constituante, 1789]. В более расширенном виде эта идея реализована в нормах Всеобщей Декларации прав человека, где зафиксированы основные права и свободы граждан [ООН, 1948]. Однако до их повсеместного и беспрекословного соблюдения пока что очень далеко.
Мы начали наш разговор с того, что нормы морали – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми, а следование им является моральным долгом всех и каждого. Однако для того чтобы эти нормы соблюдались повсеместно, нужно, чтобы следование им считали своим моральным долгом все люди без исключения.
Поскольку всеобщего принятия задекларированных норм никак не происходит, это дает основания для морального релятивизма, согласно которому единых абсолютных понятий добра, зла, морали и нравственности не существует и все эти понятия относительны [А. Круглов, 2011]. Уточним, что слово «релятивизм» восходит корнями к латинскому relativus, что значит «относительный».
Еще дальше зашел моральный нигилизм, который не только не признает существования единых абсолютных понятий добра и зла, морали и нравственности, но даже возможности субъективно оценивать что-либо как «плохое» или «хорошее», «нравственное» или «безнравственное». От такого подхода всего один шаг до вседозволенности, культурного кризиса и проблем с законом [V. Porus, 2013].
В этом плане у морального нигилизма много общего с моральным скептицизмом, она же теория моральных ошибок (по-английски moral error theory). В соответствии с этой теорией, морали, а, следовательно, и моральных норм как таковых не существует и не может существовать. Поэтому все то, что общество считает моралью, не более чем придумка самого общества для собственного успокоения [J. Mackie, 1977].
Так как же тогда ответить на вопрос: возможно ли существование единых универсальных норм морали? Для этого сначала попробуем ответить на другой вопрос: какие правила и нормы морали вам известны? Тут, скорее всего, затруднений не возникнет. Кто-то вспомнит «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и остальные из 10 христианских заповедей, кто-то скажет о необходимости соблюдения принципов справедливости, а для кого-то главными нормами являются вежливость и взаимное уважение. И, конечно, практически каждый готов процитировать знаменитое «поступай по отношению к другим так, как хотел/хотела бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Как минимум, на словах с этим все согласятся. Разночтения начинаются, лишь когда дело касается практики. И дело не только в таких крайних случаях, как убить врага на войне. Большинство чиновников не считает получение отката воровством, хотя откат закладывается в смету и это те самые деньги, которые можно было бы направить на полезные для общества дела, а не в карман. И заповедь «не прелюбодействуй» остановит от сего непотребства далеко не каждого вырвавшегося в командировку человека, уставшего от семейной рутины.
В общем, перечислить нормы и правила морали и следовать им – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Если все так сложно, нужны ли нам сегодня нормы морали в принципе?
Зачем нужны моральные нормы?
Когда мы давали определение понятия, мы выяснили, что нормы морали – это правила поведения людей в обществе, незафиксированные законодательно, но желательные к исполнению, потому что это в интересах как всего общества, так и отдельных индивидов. Таким образом, нормы морали возникли из желания или потребности социума как-то урегулировать поведение всех членов общества и отношения внутри общества.
Разбираемся дальше и пытаемся ответить на вопрос: зачем, в принципе, обществу как-то регулировать поведение всех членов общества и отношения внутри него? Такие ответы как безопасность, защита от преступлений и прочего криминала не подходят, потому что это уже область права. Нормы морали, в отличие от норм права, не являются писанными и уж тем более не являются регулируемыми силовыми методами.
Следовательно, социум нуждается в каком-то дополнительном регулировании поведения и отношений членов общества, которое выходит за рамки обеспечения минимальных базовых потребностей. Потребности, выходящие за рамки базовых, как раз и отличают людей от представителей животного мира. И наличие моральных норм является одним из таких отличительных признаков.
Моральные нормы выступают регуляторами поведения людей наравне с нормами права и религиозными нормами там, где церковь не отделена от государства. В этом плане весьма познавательна статья «Нормы морали, права, религии как регуляторы поведения» [Е. Тогузаева, 2007].
Столь же интересно наблюдение относительно норм морали, сделанное в статье «Моральные ценности и их роль в современном обществе» [Е. Поликанова, 2014]. Автор обращает внимание на то, что многие нормы морали формулируются в повелительном наклонении: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «поступай по отношению к другим так, как хотел/хотела бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
С одной стороны, повелительное наклонение и указание на желаемые или нежелательные действия выглядят, как навязанная норма поведения. Однако когда эти нормы становятся общепринятыми и большинство людей осознает их соблюдение, как свой моральный долг, эти постулаты становятся моральными нормами.
Таким образом, нормы морали становятся специфической формой согласования свободы человека и его потребностей и интересами и потребностями общества. И здесь мы вплотную подходим к тому, чтобы рассмотреть все функции, которые выполняют нормы морали в обществе.
Функции моральных норм:
- Оценочная – благодаря существованию норм морали общество имеет ориентиры, как оценивать те или иные поступки, те или иные действия людей.
- Регулятивная – нормы морали регулируют поведение членов общества, поощряя желаемое поведение и осуждая нежелательное. Таким образом, достигается баланс интересов всех членов общества.
- Воспитательная – нормы морали являются основой для формирования в обществе ценностей более высокого порядка, таких как патриотизм, самоотдача, самопожертвование.
- Контролирующая – сам факт существования норм морали, их всеобщность и обязательность включают механизмы контроля и самоконтроля за их соблюдением. Даже те индивиды, которые почему-либо не разделяют существующие нормы морали, вынуждены с ними считаться.
- Интегрирующая – нормы морали способствуют достижению внутренней гармонии у членов социума, согласованию поступков и убеждений, мыслей и действий, целей и путей их достижения.
Правила и нормы общественной морали являются одним из важнейших инструментов адаптации человека к жизни в обществе, интеграции свободы личности и ответственности, свободы личности и общественной необходимости. Более того, нормы морали первичны в процессе социализации человека.
Моральные нормы прививают детям с самых ранних лет, а дети их осваивают путем имплицитного обучения или обучения без осознания процесса обучения как процесса, имеющего какие-то цели и задачи. Так, постепенно человек осознает необходимость вести себя тем или иным образом, соответствовать определенному типу общественных ожиданий и, если угодно, просто быть культурным, воспитанным и адекватным.
Моральные нормы, как мы разобрались выше, могут заметно различаться для разных исторических периодов, стран, континентов, социальных групп, однако у них всегда есть нечто общее. Нормы морали, так или иначе, делают человека если не добрее, то порядочнее. Эти нормы, безусловно, накладывают определенные запреты («не убий», «не укради»), однако этим упрощают взаимодействие между людьми.
При этом нормы морали далеко не всегда выступают в роли готового свода правил, как, например, 10 христианских заповедей. Это скорее маяк или ориентир в огромном океане эмоций, событий, отношений, коммуникаций и всего, что присуще человеческому обществу. Как говорится, не делайте никому зла, ибо зло вернется вам. Лучше делайте добро, потому что оно возвращается гораздо реже. Это отчасти шутка, а отчасти готовность творить добро и не ждать за это награды – тоже признак нравственной зрелости и усвоения норм морали.
Думается, мы с вами разобрались, что же такое нормы морали и зачем они нужны обществу. Напоминаем, что мы ждем вас на наших программах «Когнитивистика» и «Самопознание». И предлагаем ответить на один вопрос по теме статьи:
Источник