МОНУМЕНТА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО
В книжной версии
Том 21. Москва, 2012, стр. 76
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНУМЕНТА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО, род пластических искусств, включающий произведения, которые создаются для архитектурной (реже – природной) среды и отличаются крупным масштабом, обобщённостью форм. Сам термин возник в 19 – нач. 20 вв., однако история М. и. восходит к древнейшим эпохам человеческой цивилизации. К монументальной скульптуре относятся: памятники и монументы , которые посвящены воплощению наиболее общих гражданственных, религ. либо социальных идей, служат увековечению памяти выдающихся деятелей или значит. событий (см. также Мемориальные сооружения , Монументальной пропаганды план ); скульптурные композиции на фасаде или в интерьере зданий, являющиеся пластической или смысловой доминантой ансамбля. К монументальной живописи принадлежат: витраж , мозаика , фреска , панно , сграффито (см. также Синтез искусств ). К М. и. относят и некоторые произведения архитектуры малых форм . Иногда произведения М. и. исполняют в архитектуре функции декоративной организации стен, перекрытий, фасадов и пр.; данную разновидность М. и. обычно называют монументально-декоративным иск-вом, однако чёткого различения этих понятий не существует.
Источник
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ – это не вид искусства, а род, «семейство», включающее архитектурные сооружения, скульптурные монументы, рельеф, стенную роспись, мозаику, витражи и др. Объединяющим началом выступает участие в создании монументального образа, выражающего и пропагандирующего господствующие идеи своего времени, своей эпохи. Архитектурные сооружения монументального искусства – это церковные храмы, дворцы, мемориальные ансамбли (например, на Поклонной горе). Их отличает особый возвышенный характер. Они рассчитаны на важные культовые или светские церемонии и ритуалы, настраивающие людей на единообразные реакции и единодушие. Архитектурные сооружения и ансамбли художественно организуют пространство для человеческой жизнедеятельности.
Архитектурное пространство – подходящая среда для синтеза искусств – главным образом изобразительных – скульптуры, живописи, графики и др. Монументальная скульптура – это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые или дополняют и обогащают архитектуру или самостоятельно выражают и пропагандируют монументальный образ, но не без помощи архитектуры (постамент, организация площадки вокруг памятника). Монументальная живопись – это панно, роспись, мозаика, витражи. Содержание произведений монументальной живописи гармонирует с назначением и монументальным смыслом соответствующего архитектурного комплекса. Необходимая связь с архитектурой определяет своеобразие жанровой классификации монументальной живописи по её месту в архитектуре (экстерьерная или интерьерная, роспись на стене или потолке – плафон и т.п.). Известное значение в классификации имеет также материал и техника, в которых выполнены произведения (фреска, темпера, мозаика, бронза и т.д.). Монументальная графика – настенное графическое изображение, участвующее в создании монументального образа.
Таким образом, кроме монументального образа объединяющим началом для монументальных искусств является связь с архитектурой.
В чем состоит содержательная основа монументального образа? Какова цель его воздействия на зрителя? Во многом ответ содержится в этимологии термина «монументальное»: от латинского «монумент» (памятник) и «монере» (напоминать, внушать, призывать). Монументальное искусство ориентируется на массовое восприятие и стремится воздействовать на эмоции и мысли множества людей, организовать их в определенном направлении. Оно ставит перед собой задачу вывести человека за узкие рамки, границы его частного «я» и приобщить к «большому миру». Этот «большой мир» – человеческий коллектив, человеческий род, строй мироздания, космос. Для «большого мира» характерны масштабы изображаемого пространства и времени. В монументальном искусстве пространство тяготеет к бесконечности (примером могут служить золотые фоны византийских мозаик). Оно избегает исторической и географической определенности пространства, ориентированного на ближайшее окружение, жанрово обжитое. Время здесь стремится к такой длительности, которую трудно измерить частной человеческой жизнью. Нередко оно производит впечатление остановленного времени, вневременности, вечности. Приобщаясь к такому «большому миру», человек чувствует свою значительность, масштабность. Восходя к высшему, всеобщему, человек одновременно растворяет в нем свою индивидуальность.
Для монументального искусства характерна определенная постоянная среда бытования. За редким исключением, произведения монументального искусства находятся не в музеях, а являются частью архитектурного и природного ансамбля, имеющего важное общественное значение. Это искусство улиц и площадей, создающее постоянно существующую архитектурно-пространственную среду и рассчитано на постоянное общение со многими, нередко одними и теми же людьми (жителями одного района, города и т.д.) в различные моменты их жизни. В этом, в частности, состоит отличие монументального искусства от зрелищных искусств, временно оформляющих монументальные празднества и экспозиционные ансамбли выставок, павильонов и т.п.
Отмеченные особенности монументального искусства определяют своеобразие его художественной формы. В первую очередь оно стремится к большому (иногда грандиозному) размеру. Характеризуя меру обобщенности формы монументального искусства, обычно отмечают присущую ему обобщенность силуэта и объема. Это связано, отчасти, с тем, что это искусство функционирует, как правило, на больших расстояниях. Отсюда и такие свойства, как лаконизм художественного языка, отчетливая ритмика, броскость, повышенная «интонация». В то же время в отличие от зрелищных искусств, оно избегает чрезмерной экспрессивности, спокойно, уравновешенно, ясно, просто, цельно и величаво.
Принято проводить различие между искусством монументальным и монументально-декоративным, разновидностями которого являются монументально-декоративная скульптура и монументально-декоративная живопись и монументально-декоративная графика. Все эти виды изобразительного искусства не только участвуют в создании синтетического монументального образа, но обладают самостоятельной эстетической функцией – украшать, декорировать, и собственной эстетической ценностью, отличной от монументальности – красотой, лиризмом и т.д. Например, многие портретные памятники поэтам, художникам, музыкантам, созданные в 19 в. и во второй половине 20 в., можно рассматривать как мост от героико-эпической монументальной пластики к чисто декоративной скульптуре.
«Биография» монументального искусства восходит к человеческим творениям эпохи каменного века. Археологи находят уже в этот период такие виды синкретической деятельности первобытного человека, которые сочетают в себе материальные и духовно-магические аспекты. Продукты этой деятельности можно вполне определенно назвать древнейшими монументами человеческой культуры. Это и наскальные росписи Альтамиры и Ласко, таинственные и до конца не разгаданные камни Стоунхенджа, каменные бабы южно-русских степей и Сибири, вертикально врытые в землю высокие камни (до 20м.), имеющие культовое значение (так называемые «менгиры» в Бретани и других районах) (см. также ПАЛЕОЛИТА ИСКУССТВО). Расцветы монументального искусства совпадают, как правило, с эпохами, когда высоко развито коллективное сознание и недостаточно индивидуальное. Не случайно все древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному. Новое время (особенно с 17 в.) развивается главным образом под знаком станкового, камерного искусства. На рубеже 19–20 вв., когда сама архитектура превратилась в оформительскую (например, в стиле «модерн»), и находилась в состоянии упадка, монументальное искусство сошло на нет. Попытки реставрировать монументальное искусство в 20 и 21 вв. в его прежней форме обречены на неудачу. Перспективы, которые здесь открываются, могут быть связаны с новейшими стилями в архитектуре.
Источник
Монументальное искусство
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Полезное
Смотреть что такое «Монументальное искусство» в других словарях:
Монументальное искусство — род искусств пластических; включает произведения, создаваемые для архитектурной (реже природной) среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную идейно образную завершённость. К монументальному искусству относятся… … Художественная энциклопедия
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, род изобразительных искусств, произведения которого создаются, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному… … Современная энциклопедия
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся… … Большой Энциклопедический словарь
Монументальное искусство — род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относят памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции… … Энциклопедия культурологии
Монументальное искусство — МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, род изобразительных искусств, произведения которого создаются, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Монументальное искусство — Большой Сфинкс и Пирамида Хефрена в Гизе Монументальное искусство (лат … Википедия
монументальное искусство — род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью содержания, обобщённостью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и… … Энциклопедический словарь
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — род изобразит. искусства, произведения к рого создаются обычно для конкретной архит. среды и соответствуют ей идейно и пластически. М. и. включает живопись (фреска, мозаика, панно, витраж и др.) и скульптуру (памятники, скульптурные ансамбли и др … Большой энциклопедический политехнический словарь
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — (от лат. monumentum памятник) рол изобразительного искусства, включающий памятники и монументы, скульптурное, живописное и мозаичное убранство зданий, витражи. Произв. М. и. выступают в синтезе с архитектурой (Синтез искусств), обретая в подобном … Эстетика: Словарь
Монументальное искусство — вид пластич. иск в, произв. к рого характеризуются значительностью идейного содержания и обретают окончат. завершенность во взаимод. с архитектурой или окр. средой. В М. И. включаются: скульптурное, живоп., мозаичное, убранство зданий, витражи,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Источник
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА
Поиск по этому блогу
#23 Монументальное искусство
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Синтез с архитектурой накладывает отпечаток на содержание и форму монументального искусства. Для него типичны эпохальные или глобальные образы, возвышенный строй чувств, гражданский пафос, героика и символика. Включенность в архитектуру обусловливает большие размеры изображения, особенности его конфигурации и членений.
Монументальностью искусствознание, эстетика и философия вообще именуют то свойство художественного образа, которое по своим характеристикам родственно категории «возвышенное». Словарь Владимира Даля даёт такое определение слову монументальный — «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника».
Монументальное искусство получило широкое развитие в Древнем Египте и в Древней Греции, позднее в византийском (мозаика Равенны) и древнерусском искусстве (фрески Киева, Новгорода, Владимира, Москвы).
Церковь св. Бориса и Глеба в селе Кидекше. 1152 год |
Подлинный расцвет монументального искусства наступил в эпоху Возрождения (росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, настенная живопись Веронезе, скульптурные монументы Донателло, Верроккьо и многих других).
Сикстинская капелла |
Расцветы монументального искусства совпадают, как правило, с эпохами, когда высоко развито коллективное сознание и недостаточно индивидуальное. Не случайно все древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному. Новое время развивается главным образом под знаком станкового, камерного искусства.
Монументальное искусство барокко тесно связано с монархией, аристократией и церковью. Оно призвано прославлять их могущество, возбуждать религиозные чувства, оно отразило также и прогрессивные представления эпохи о драматической неустойчивости мира и его непрерывном развитии (скульптурное и живописное убранство дворцов и церквей середины XVIII веке в Италии, монументальная скульптура Л. Бернини и др.). Подъём национального самосознания, воздействие идей французских и русских просветителей отразились в проникнутых патриотическим пафосом и гуманизмом, величественных по простоте и ясности замысла и языка художественных форм памятниках.
«Похищение Прозерпины», Бернини, 1621 – 1622 годы, высота 295 см |
Источник