Что значит монтессори мама

Как быть Монтессори‑мамой: опыт эксперта

Я много наблюдала за дочерью, старалась не насаждать ей свои представления о жизни, слушать и слышать те сигналы, которые она мне подаёт. Именно поэтому я могу сказать, что стала Монтессори-мамой с самого появления в моей жизни малышки — семена знаний и умений были засеяны уже давно. С появлением собственного ребёнка у меня была возможность понаблюдать, как они прорастут.

Всякий раз, когда кто-то из знакомых узнавал о том, что я Монтессори-педагог, меня начинали расспрашивать о том, в какие игрушки и как играет дочка, как выглядит её комната, где я покупаю для неё книжки. Многие из них сами интересовались методом Монтессори, поэтому считали, что, если у их ребёнка в наличии имеются только деревянные игрушки, то они воспитывают его по Монтессори.

Мне было сложно объяснить им, что для меня воспитание по Монтессори — это не игрушки, книжки и мебель, а нечто большее. Что-то более глубокое, выходящее за пределы покупок. Это что-то сродни мировоззрению. Это находится где-то внутри, в сердце, и это именно то, что, на мой взгляд, наполняет и деревянные игрушки, и низкую мебель, и разумные, спокойные книжки для детей смыслом. В этой статье мне захотелось собрать воедино все части этого целого и поделиться с вами тем, что я думаю на тему воспитания Монтессори.

Читайте также:  Татуировка иконы что значит

Разум ребёнка

Наверно, начнём с того, что важно понимать, что ребёнок с самого момента своего рождения — разумное существо. Он умеет наблюдать, выражать свои потребности, он способен делать выводы и постоянно учится. Это не «чистая доска», на которой взрослый может написать что угодно. Это самостоятельный, отдельный человек в маленьком теле, обладающим огромным потенциалом. Именно поэтому с самого начала достоин уважения и поддержки, так же как и мы все, вне зависимости от возраста.

Доверие к ребёнку

Второй пункт вытекает из первого — это доверие к ребёнку. Доверие его внутреннему учителю, к его впитывающему разуму, к его инстинкту самосохранения, к его потребности в развитии и постоянном движении вперёд. Доверяя ребёнку, мы уважаем его самостоятельность и активность. Мы не стремимся чрезмерно опекать его. Мы рядом тогда, когда нужны. Но мы даём свободу и разрешаем внутреннему учителю, находящемуся в каждом ребёнке, вести его и строить самого себя.

Ценность самостоятельности

Ценность самостоятельности. Работая долгое время с детьми в детском саду, я научилась огромному уважению к детям и к их активности. Наблюдая, как они созидают себя, я поняла, что самостоятельность и независимость от взрослого — это огромная инвестиция в развитие ребёнка. Наверно, ничто так сильно не развивает его личность, как самостоятельные действия.

Именно поэтому я позволяю дочке каждый день делать самостоятельные открытия, не вмешиваясь в то, что она может делать сама. Видя, как важно для неё даже самое маленькое самостоятельное действие, я посвящаю своё время, силы и энергию на то, чтобы обеспечить ей условия для независимости от взрослого. Каждый раз, добиваясь хотя бы маленького успеха самостоятельно, она расцветает, и это для меня огромная радость.

Самостоятельность — одно из ключевых понятий в педагогике Марии Монтессори, и важно помнить о том, что начинается она не с трёх или семи лет, а с первых месяцев жизни, когда ребёнок проявляет желание сделать самостоятельный выбор. Например, дотянуться до игрушки, которая ему понравилась, самому слезть с низкой кроватки/матраса, подползти к тому предмету, который его интересует — всё это созидает ребёнка, придаёт ему уверенность в своих силах и радость от открывания мира.

Разрешая детям действовать самостоятельно, мы не только инвестируем в их развитие, но и помогаем им быть более уверенными в себе и активными, что в будущем тоже будет для них важно и необходимо.

Развитие руки и мозга

Мария Монтессори писала о том, что мозг ребёнка развивается через руку, поэтому очень важно разрешать детям трогать, собирать, доставать, ощупывать, вкладывать, перебирать те предметы, которые они видят в своём окружении.

Достаточно часто родителя ограничивают активность ребёнка только игрушками, отнимая у него пищу для развития, поскольку самое важное и самое интересное для ребёнка находится именно в этих вещах. Чем больше у малыша имеется сенсорного и тактильного опыта, тем лучше питается, а, значит, развивается его мозг. Конечно, мы ограничиваем активность ребёнка в пределах разумного, обеспечивая его безопасность, но все остальные вещи и предметы из окружения могут стать для него самыми лучшими игрушками.

Уважение к личности ребёнка

Каким бы ни был ребёнок, он прежде всего человек — отдельная личность, со своими потребностями, желаниями, особенностями и предназначением. Уважение к его личности одно из самых важных составляющих воспитания Монтессори. Очень часто взрослые об этом забывают, пытаясь загнать ребёнка в рамки своих представлений о том, каким он должен быть, каким они хотят его видеть. Это приводит не только к деформации личности самого ребёнка, но и к разрушению взаимоотношений с близким взрослым.

Монтессори учит нас принятию и пониманию, а также уважению к личности маленького человека. Очень сложно бывает родителям считаться с мнением и желаниями малыша, но это всё-таки очень важно делать — уважая ребёнка, мы учим его уважению к другим и помогаем ему почувствовать себя важным и достойным уважения. Не всегда это легко, не всегда это возможно, но, думаю, стоит идти в этом направлении, выстраивая уважительные отношения с самого начала.

Именно в Монтессори-педагогике роль взрослого особенная. Он наблюдатель, слуга ребёнка. Наблюдая за ребёнком, мы учимся понимать его. Наблюдение — это инструмент, который помогает нам содействовать развитию, помогать ребёнку расти, создавать себя, обретать независимость.

Только наблюдая, мы можем понять, на каком этапе развития находится ребёнок, что ему важно и интересно в данный момент, почему он ведёт себя так, а не иначе. В повседневной жизни я постоянно наблюдаю за дочкой, и все те игрушки и материалы, которые я ей предлагаю, основываются на этих наблюдениях, поскольку только при таком подходе у меня есть шанс попасть в точку и дать ей то, в чём она нуждается. Я наблюдаю, готова ли она к небольшим самостоятельным действиям, предлагаю ей попробовать, показываю ей возможные варианты и реагирую на то, что она мне демонстрирует в ответ.

У меня нет чёткого плана её развития. Я никогда не знаю, когда она сядет на горшок или научится есть ложкой, я предлагаю ей и наблюдаю, что будет дальше, не оценивая её поведение и не ожидая быстрого результата. В конце концов, она научится всему, но мне бы хотелось, чтобы делала она это с удовольствием.

Совместная деятельность

Очень часто Марию Монтессори обвиняют в том, что она забрала у детей детство, запретив игрушки и дав им в руки предметы повседневной жизни. Но, если вы понаблюдаете за детьми, то увидите, что гораздо больше, чем игрушки им интересны реальные предметы и совместная деятельность со взрослым.

Никакие музыкальные и интерактивные игрушки не сравнятся со стиркой белья, мытьём посуды, уборкой и приготовлением пищи. Поэтому важно по мере возможностей включать ребёнка в повседневные дела, позволять ему участвовать или хотя бы наблюдать, что делает мама. Иногда это бывает непросто, так как ребёнок больше мешает, чем помогает, но с чего-то надо начинать, потихоньку помогая освоить привычные для нас действия. Тогда малыш достаточно быстро станет нашим помощником в домашних делах, а это большая радость для всей семьи.

Важно и нужно организовывать пространство кухни, ванной комнаты, спальни так, чтобы у ребёнка была возможность участвовать в повседневных делах.

Поощрения и наказания

Поколение наших родителей не представляют воспитания ребёнка без наказаний и поощрений. Очень часто именно из их уст можно услышать оценки поведения ребёнка, а часто его его самого — послушный-непослушный, хороший-плохой. Конечно, это не самым лучшим образом сказывается на формировании личности.

Наша задача не оценивать ребёнка и его поведение, а научить его функционировать во взрослом мире, помочь ему обрести самостоятельность и почувствовать себя уверенно. Именно поэтому в повседневной жизни важно отказываться от наказаний и поощрений, вместо этого давать ребёнку обратную связь — мы так не делаем, это опасно, ты всё сделал правильно, у тебя получилось и т. д. Такие высказывания помогают малышу понять границы, в которых мы существуем, но не унижают его личность.

Для ребёнка важно уметь оценить себя самому и почувствовать удовлетворение/неудовлетворение от сделанного самостоятельно дела. Оценивая, мы забираем у него такую возможность.

Наблюдение

Это самый важный метод в педагогике Монтессори. Именно он позволяет нам лучше понять ребёнка и создать для него такую среду, в которой он сможет найти то, что нужно ему для развития. Чтобы уметь наблюдать ребёнка, важно занять пассивную позицию, снять с головы «корону взрослого» и присесть на корточки, чтобы понаблюдать, как ваш малыш видит мир и что его интересует.

Наблюдению помогает совместная деятельность, свободная активность, прогулки. Тут важно не вмешиваться в то, что делает ребёнок, если это не угрожает его безопасности или окружающим людям. Просто быть рядом, отдавая инициативу ребёнку, разрешая ему быть ведущим. Думаю, каждый из нас, сделает огромное количество открытий. Поэтому наблюдение так важно и его нужно практиковать.

Ребёнок — это часть нашей жизни

Ну и напоследок хочется сказать, что, наверно, у нас не всегда получается быть идеальными Монтессори-родителями. И это тоже жизнь, эта наша усталость и жизненные трудности. Не стоит ругать себя, если что-то не получилось. Не стоит оценивать, сравнивать себя с другими. Наверно, важнее всего направление, которое мы выбираем и по которому стараемся двигаться вперёд вместе с ребёнком, а не на 100% идеальная среда дома и постоянная включенность мамы в свои обязанности.

Ребёнок — это часть нашей жизни. Он постоянно наблюдает нас, он учится от нас всему, впитывая, как губка то, что мы ему предлагаем. Поэтому важно помнить английскую пословицу «Не надо воспитывать ребёнка, он все равно будет похож на вас. Воспитывайте себя».

Автор — Ольга Лопатина, фото автора
Источник

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Источник

Мама Мария Монтессори и ее дети

В 1870 году в Италии родилась девочка, которой суждено было стать первой женщиной в этой стране, получившей профессию врача. В мировой истории Мария Монтессори оставила след в первую очередь как создатель педагогической системы, основной постулат которой – «Помоги мне сделать это самому». Однако своего собственного ребёнка Мария Монтессори не смогла воспитать по этой системе.

В знатной аристократической семье Монтессори-Стоппани практически все её члены славились прогрессивными взглядами и свободомыслием. Отец Марии отличился на государственной службе и был награжден орденом, мать выросла в семье либералистов, в атмосфере гендерного равноправия. Родители стремились дать дочери лучшее образование.
Большое влияние на девочку оказал дядя Антонио из рода Стоппани, учёный, писатель и богослов. Его разработки в области геологии, палеонтологии получили широкое распространение и развитие. У него же Мария «подсмотрела» и некоторые педагогические идеи, которые потом применила в своей работе с детьми, например, теорию научного позитивизма.

Уже в первые же месяцы обучения Мария продемонстрировала необычайную глубину ума и способность схватывать всё на лету. Её любимым предметом была математика: задачи по арифметике она решала даже на спектаклях в театре.

» Однако в 12 лет она впервые столкнулась с тем, что женщины в Италии — существа второго сорта: при попытке поступить в гимназию она узнала, что туда берут только мальчиков.

Переломить систему получилось только благодаря влиянию родителей Марии и её незаурядным интеллектуальным способностям. В технической школе девушке постоянно приходилось доказывать свое право на обучение среди юношей. В этой борьбе закалялся её характер.

К концу обучения в гимназии Мария, влюбленная в естественные науки, решила стать инженером, хотя родители склоняли её к педагогической деятельности. В 1890 году двадцатилетняя Мария поступила на факультет математики и естественных наук Римского Университета. В это же время её увлекла медицина, Мария стала посещать медицинские курсы и решила стать врачом. Это был очередной вызов обществу: на медицинский факультет девушек не брали вообще.

» Несмотря на это она добилась своего, закончила обучение медицине и стала первой женщиной-врачом в истории Италии.

Для того, чтобы дочь достигла своей цели, отец сопровождал её на каждую лекцию: в те времена женщина не могла появляться в обществе без сопровождения мужчины.

И уже не за горами было то время, когда Мария нарушит все мыслимые и немыслимые правила того времени – станет матерью-одиночкой. Еще с последних лет обучения девушка работала ассистенткой в психиатрической больнице, а с 1896 года, после защиты диссертации по психиатрии, стала заниматься практикой в клинике. В это время она не только начала задумываться о специальной системе обучения для особенных детей, но и встретила человека, которому отдала своё сердце. Им стал коллега Марии, врач Джузеппе Монтессано.

» Мать Джузеппе, герцогиня по происхождению, категорически воспротивилась браку двух влюблённых.

Мария, с ее удивительной и совершенно невозможной для того времени историей жизни, никак не соответствовала образу «хорошей жены», не вписывалась в пуританские устои. По мнению герцогини, она никак не могла составить достойную партию её сыну. Всё, что могли сделать любящие друг друга Мария и Джузеппе для скрепления своего союза – это дать клятву вечной сердечной близости. В такой ситуации Мария и рожает в 1898 году сына Марио, фактически незаконнорожденного.
Молодые родители отдали мальчика на воспитание в простую семью, как было заведено в то время в случае появления на свет ребёнка вне брака.

» До 15 лет Марио жил отдельно от матери, воспитывался в деревне, вдали от городской публики, охочей до сплетен.

Марио находился у принимающей семьи на полном пансионе, и мать вместо ежевечернего пожелания спокойной ночи навещала его по выходным дням, проводя с ним много времени в играх и общении, что было нетипично для её современниц.
Мария плодотворно занималась наукой, проповедуя идеи гуманизма и просвещения, и создала свою первую школу для сложных детей — «Дом ребёнка». Через 15 лет после рождения сына она наконец получила возможность забрать его к себе. Марио не держал обиды на мать и стал её соратником. Он взял на себя организационные моменты деятельности Марии. Вместе они сделали многое для мирового образования: организовывали семинары и курсы, выступали на конференциях, занимались практической деятельностью, открывали школы.

» Марио удалось стать достойным преемником матери. В переломные моменты он был рядом.

Когда власти на родине их стали игнорировать и выживать, мать и сын Монтессори вынуждены были вместе эмигрировать в Индию. Марио продолжил дело Монтессори после ухода матери из жизни.
Лучше всего об отношении Марио к матери говорят слова Мариэлены Хэнни-Монтессори о своём отце:

«…все, что он любил, было ничем по сравнению с его любовью к матери Марии и ее работе. Эта любовь затрагивала всю его жизнь и доминировала над всем его существованием. Ему было почти пятнадцать лет, когда он начал жить с матерью. Марии не было с ним в период «впитывающего ума». Он жил для нее и с нею. Благодаря сыну, Мария никогда не переносила изоляции, характерной для гения, никогда не становилась статичной. Когда она стала старше, он взял большую часть работы на себя, организовывая курсы, исследуя работы студентов, читая лекции по материалам. Он позволил Марии Монтессори полностью сконцентрироваться на творческой работе. Он подарил ей новые идеи. Он понимал и верил в значение её космического видения для развития человечества. Он стал столпом её работы. Он продолжал ее работу после её смерти».

Марио Монтессори достойно продолжил дело своей знаменитой матери, внёс значительный вклад в развитие научной педагогики и в дело распространения гуманистического образования во всём мире.

Подготовила Мария Карташова,
12.05.18

Источник

Оцените статью