- «Что такое Монтессори-группа?» Консультация для воспитателей
- В чём отличие Монтессори сада от обычного
- Программа Монтессори в детском саду
- Программа Монтессори по развитию и воспитанию детей
- «Универсальные характеристики детства» по М. Монтессори
- Сензитивные периоды развития
- Принцип подготовленной среды
- Организация детских садов по программе Марии Монтессори
- Особенности программы Монтессори
- Организация пространства в детском саду Монтессори
«Что такое Монтессори-группа?» Консультация для воспитателей
Юлия Даудрих
«Что такое Монтессори-группа?» Консультация для воспитателей
Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, известный педагог, посвятившая всю свою жизнь созданию специальной методике воспитания детей. Она организовала школу для аномальных детей (в то время так называли детей с ограниченными возможностями, где разрабатывала и применяла на практике разнообразный дидактический материал. В 1900году на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы, аномальные дети Монтессори превзошли детей из обычных учебных заведений по чтению, счету, письму. Это произвело настоящую педагогическую сенсацию. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя.Вывод был один: метод и материалы, которые применялись столь эффективно для обучения аномальных детей, могут быть позитивно использованы и для интеллектуального, сенсорного развития обычных детей.
С того момента Монтессори посвящает свою жизнь обычным детям.
Монтессори метод уникален.Его основной девиз звучит так:
«ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ»
Когда впервые сталкиваешься с историей педагогической системы Марии Монтессори поражаешься тому, с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия. Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу издают указ о закрытии Монтессори-школ начинаются гонения на педагогов этой системы. И неудивительно, ведь ключевое слово в системе Монтессори – это «СВОБОДА». И цель воспитания – воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Ясно, что как раз таких людей панически боялись диктаторы всех времен.
Понятия «свобода» и «дисциплина» занимают важное место в системе Монтессори. У Монтессори свобода — не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного, ответственного решения.
СВОБОДА – ЭТО УВАЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ДРУГОГО
Свобода достаточно часто понимается как разгул и анархия. Монтессори пояснила, что ее интересует независимость ребенка от воли взрослого. Человек независим, когда он умеет обслуживать себя сам, когда он может освоить новое с минимальной посторонней помощью.
Тот, кто впервые заходит в группу Монтессори удивляется, что дети свободно перемещаются по ней, берут с полок любые предметы, но при этом никто не бегает и не кричит. Дети сосредоточенно работают и без напоминания взрослых ставят взятый материал именно туда, откуда его взяли. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы — прямое следствие независимости.
Каждый ребенок может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться. Свобода выражается в возможности выбирать наилучшее для себя и другого. Но свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правила игры или труда.
СВОБОДА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО.
Несмотря на наличие большой степени свободы, в группе есть и жестко регламентированные правила поведения для детей, родителей и педагогов. Эти правила немногочисленны и, что важно, сформулированы в позитивной форме, а не в виде запретов.
Даже 2-3 летние малыши отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления. Что, поиграв они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься.
В группе Монтессори занимаются дети разного возраста – от 3 до 7 лет. Новички, впервые придя, легко усваивают принятые здесь правила поведения, глядя на старожилов. Младшие дети учатся правилам группы, уважению к старшим. Старшие показывают малышам упражнения, как правильно играть в дидактические игры, показывают им буквы, цифры, опекают их и чувствуют себя более самостоятельными и ответственными.
В этой группе дети сами учат друг друга.
Группа Монтессори отличается тем, что дети разного возраста, но из одной семьи могут одновременно ее посещать. Младшие дети получают в лице старших своеобразных наставников, пример для подражания и ориентир для роста. Польза для старших не меньше – они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека.
Со временем между ними складываются взаимоотношения, характерные для большой семьи. Исчезает конкуренция, появляется желание помогать другому.
Монтессори всегда говорила: «МОЙ САД ГОТОВИТ К ЖИЗНИ, А НЕ К ШКОЛЕ»
Вот нескольких интересных моментов методики.
Мария Монтессори предавала большое значение слову.
«ВЕДИ СЧЕТ СЛОВАМ СВОИМ» — говорила она. Монтессори сознательно избегает слова «игра», предпочитая ему слово «работа». Это сделано специально, поскольку в понимании взрослого человека «игра» — нередко несерьезное, пустое времяпрепровождение. Поэтому, по мнению взрослых, с этим занятием можно не считаться и отвлекать или даже прерывать деятельность ребенка по своему усмотрению.
Также в группе Монтессори стоит запрет на употребление слова «МОЛОДЕЦ». Почему?
Когда же мы, самые близкие ребенку люди начинаем хвалить его, произнося «молодец» или «умница», в его сознании формируется зависимость от похвалы. Как показывают исследования и практика, она отражается не лучшим образом на дальнейшей жизни ребенка.
Эта зависимость также вредна и опасна, как и любая другая. И что самое страшное, остается на всю жизнь. При этом потребность в познании уменьшается, а зависимость от похвалы растет, и ребенок начинает что-то делать не потому, что ему интересно, а чтобы мы его похвалили.
Следует помнить, что наши дети не всегда будут находиться рядом с нами. Их жизнь будет проходить в коллективе. И в любом коллективе, к сожалению, могут присутствовать недоброжелательные или просто равнодушные люди. Отсутствие ожидаемой похвалы может привести к дискомфорту, как минимум. И к стрессу — в худшем случае.
Говоря ребенку, молодец, мы оцениваем не конкретные его поступки, а его личность. Поэтому в будущем, не дождавшись похвалы, малыш будет думать, что не оценен не только его труд, но и он сам как личность.
Однако мы обязательно должны хвалить детей, но похвала не должна касаться личности ребенка.Нужно хвалить за отдельные действия следующими словами: замечательно, хорошо, здорово, прекрасно у тебя получилось, красиво нарисовал и прочее.
Это, кстати,касается и порицания: неодобрительная оценка должна относиться только к огорчившему родителей поступку ребенка, а не к его личности в целом.
Таким образом, ребенок получает необходимую эмоциональную оценку от близкого, потребность в познании у него остаётся, а зависимость от похвалы не возникает.
ЛЮБИТЕ И ПООЩРЯЙТЕ СВОИХ МАЛЫШЕЙ, НО ДЕЛАЙТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО!
А теперь немного о среде группы Монтессори.
День начинается со свободной работы. Утром дети приходят, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Когда педагог замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, то предлагает ему алгоритм действия с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок. А иногда молча показываем способ работы с материалом.
Группа условно поделена на зоны, где педагог не может сказать ребенку «не трогай» или «нельзя».
В зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. В одном углу находится «мокрая зона», где малыши могут сколько угодно взбивать пену, переливать воду, вылавливать из воды шарики и выполнять прочие упражнения с водой.
В другой части комнаты «сыпучая зона» — здесь можно перебирать крупу, пересыпать ее, просеивать через сито и делать еще очень много интересного.
Можно по настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата и потереть морковку.
Зона сенсорного развития научит малыша различать предметы по определенным признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. Дети учатся различать предметы по форме, по величине, распознавать плоские геометрические фигуры, основные цвета, различать звуки по громкости и высоте.
В математической зоне находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом. Дети знакомятся с десятичной системой при помощи знаменитого золотого материала, и выполняют математические действия на сложение и вычитание, умножение и деление.
В языковой зоне дети учатся чтению и письму. Организация языкового материала предусматривает развитие как устной, так и письменной речи. Дети получают представление о звуках и буквах русского языка; расширяют свой словарный запас, учатся давать логически связанные ответы, самовыражаться.
И, наконец, «космическая зона». Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.
Также в Монтессори группе очень интересен метод звучащей музыки, который можно применять в традиционных группах детского сада.
Всем нам хорошо известна ситуация: дети играют, занимаются свободной деятельностью и воспитателю для того, чтобы привлечь их внимание с целью навести порядок в группе и собрать детей для организованной деятельности (прогулка, занятие, обед)приходится громко и заметьте неоднократно говорить: «собираем игрушки», «ребята, наводим порядок». В Монтессори группе все намного иначе. При необходимости собрать детей и перейти на другой вид деятельности, воспитатель, либо кто-то из детей по его просьбе включают музыку (музыка спокойная, без слов). Звучание тихой музыки – знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на полки.
Что же такое КРУГ?
В основном «дети Монтессори» познают мир самостоятельно. Но каждое утро на 15-20 минут все собираются вместе.
На кругу обсуждаются события, происходящие в жизни детей дома и в детском саду. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. В кругу дети выполняют дыхательные и пальчиковые упражнения, беседуют на различные темы, проводят ритуалы. Круг всегда ведет воспитатель, но он лишь помогает общему разговору.
Круг кончается. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго, и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори группы. Ребенок, выходящий из стен Монтессори-школы в семь лет, помимо общеобразовательных знаний владеет еще умениями, за которые его обязательно оценят во взрослой жизни.
Первое — умение делать выбор и принимать решения.
Второе — умение быть ответственным за эти решения, за себя и свои поступки.
И, наконец, третье — умение быть автономным. Это то, чем в очень малой степени владели советские граждане. Способность «не сбиваться в кучу», не рассматривать коллектив как единственный способ выживания, — естественная черта воспитанников Монтессори — группы, где основная ставка делается на индивидуальность и неповторимость личности каждого ребенка.
Вышивание на картоне как средство развития мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». (В. А. Сухомлинский). Всестороннее представление об окружающем предметном.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями Дети и подростки с ограниченными возможностями, находящиеся на реабилитации в нашем центре, активные участники всевозможных конкурсов и.
Источник
В чём отличие Монтессори сада от обычного
Методика Монтессори сейчас находится на пике популярности. В каждом детском магазине родителям предлагают огромный выбор деревянных игрушек и пособий, как воспитывать детей по этой методике.
Если вы не знакомы с этой системой, то для вас немного истории.
Она появилась около 100 лет назад. Мария Монтессори, дипломированный педагог-психолог, работала с особыми детьми. И она придумала методику, по которой особые дети осваивали уход за собой и бытовые нужды. После того, как методика продемонстрировала впечатляющие результаты, она стала применяться и со здоровыми детьми.
В чём отличие Монтессори садика?
- В Монтессори группе дети не играют друг с другом.
- Каждый ребёнок занимается своим делом.
- В садике много пособий/материалов для изучения окружающего мира.
- Дети учатся обычным, бытовым вещам (мыть посуду, подметать пол и т.д.)
- Воспитатели дают выбор ребёнку, чем он хочет заниматься в данный момент.
- Игрушки сделаны из натуральных материалов. Нет ничего звенящего, кричащего. В основном игрушки из дерева.
Как учат в обычных садах, думаю, вы и без меня знаете.
С одной стороны, неоспоримый плюс этой методики, что ребёнок будет учиться бытовым вещам. Но, если мама не ленивая, ребёнок и дома может научиться мыть посуду и обслуживать себя самостоятельно. То же самое касается и изучения окружающего мира.
А вот лепить, рисовать, учить стихи, разучивать сценки и выступать перед аудиторией на праздниках. Это дома, каждый день, мама с ребёнком делать не будет.
Приверженцы этой методики пишут, что ребёнка не ставят в рамки и он занимается тем, чем хочет. В отличие от общеобразовательного садика.
С одной стороны да, это хорошо. Но с другой стороны, мы все не любили учиться читать и писать. А для жизни это необходимый навык. И в обычном саду ребёнок учиться коммуникации с другими детьми. А в Монтессори саду он лишён этого.
Поэтому думайте и пускай выбор остаётся за вами, отдавать ли ребёнка в Монтессори сад или нет. Я предпочту отдать ребёнка в кружки, помимо обычного садика. А остальным, бытовым вещам я сама сына научу.
Источник
Программа Монтессори в детском саду
Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от модели обучения «ребёнок делает по образцу». Дошкольная педагогика XXI столетия синтезирует главные идеи века предшествующего. Монтессори-метод популярен в центрах раннего развития по всему миру, функционируют ассоциации специалистов, работающих в рамках этой системы. Принципы педагогики Монтессори активно внедряются в российские детские сады и применяются родителями в домашнем образовании.
Программа Монтессори по развитию и воспитанию детей
В жизни каждой молодой мамы наступает момент, когда она задумывается: «Подать документы в детский сад или записать малыша в клуб раннего развития? Если выбрать садик, то с какой программой?» Детские образовательные центры и частные сады привлекают занятиями «Вместе с мамой» и курсами по развитию интеллекта (методика Николая Буракова, карточки Домана, кубики Зайцева, бережное развитие мыслительных способностей по системе Масару Ибуки). Сегодня рассмотрим подробно, как работают дошкольные учреждения по программе Монтессори, ведь российские мамы всё чаще доверяют им развитие малышей.
Мамы всё чаще выбирают монтессори-центры для развития малышей
Мария Монтессори стала одной из первых женщин врачей в Италии и проходила практику в клинике с детьми, которым поставили диагноз «умственная отсталость». Монтессори выявила, что эти дети по большей части не имеют нейропсихических отклонений, а являются педагогически запущенными, т. е. у них не было возможности и условий для развития. В начале ХХ века складывается воспитательная система Монтессори, в Италии открывается «Дом для детей», и его воспитанники показывают уровень мыслительных и двигательных навыков, превосходящий данные сверстников из обычных школ. Идеи Монтессори обсуждаются во всей Европе, проникают в дореволюционную Россию: функционировали курсы по ознакомлению с методом, открывались детские сады-монтессори, дочь писателя Льва Толстого использовала элементы педагогической системы в яснополянской школе. Но в 20-е годы большевиками был наложен запрет на популяризацию иностранных методик, образовательные учреждения по Монтессори закрылись. Лишь в конце ХХ века происходит переосмысление наследия Марии Монтессори и на основе его принципов вновь начинают работать детские сады и школы.
Идея организации воспитательного пространства без строгих ограничений для детей потрясла европейское общество начала ХХ века
Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, монтессори-педагог сопровождает ребёнка на пути развития, приспособления к жизни в обществе, позволяет изучать мир теми способами, которые он выбирает сам. Это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений (о процессе развития человека и факторах влияния на него). Цель работы детского сада по программе Монтессори — создание оптимальных условий для развития ребёнка и адаптации его в обществе.
Монтессори-педагог не авторитарен, он активный наблюдатель деятельности ребёнка и сопровождающий процесса саморазвития
В основе концепции монтессори-педагогики лежит положение о детстве как особом периоде в жизни человека. Если в авторитарной модели воспитания ребёнок воспринимался как маленькая копия взрослого и считалось, что его нужно научить следовать некоему общественному образцу, то в гуманистической педагогике каждый ребёнок — уникальный субъект образования. Для работы в монтессори-сады набираются воспитатели, прошедшие повышение квалификации по программе «Монтессори-педагогика». Роль педагога таких садах отводится активному наблюдению за детьми, выявлению их актуальных интересов и тактичному предложению материалов и упражнений. Педагоги способствуют бережному развитию умений детей, знают о психологических особенностях периода раннего детства.
Очень интересна роль педагога в классе, кардинально отличающаяся от роли привычных воспитателей. Его задача не вести ребёнка, а идти за ним. Ребёнок действует самостоятельно, а педагог лишь направляет, иногда помогает и отмечает достижения.
Эрис
https://otzovik.com/review_559214.html
Ребёнок является субъектом воспитания и образования, в нём природой заложено стремление к саморазвитию
«Универсальные характеристики детства» по М. Монтессори
Ребёнок наделён внутренними «помощниками» саморазвития.
Ребёнок имеет врождённую мотивацию к обучению.
Ребёнок учится через игру-работу.
Ребёнок стремится быть независимым.
Ребёнок проходит через определённые этапы развития.
Детство — уникальное время в жизни каждого человека, когда возможно самостоятельно развить все необходимые качества для успеха в будущем
Способы мышления и методы познания в детском возрасте отличаются от развития во взрослом состоянии. Под тем качеством, что мы называем детской любознательностью, скрываются сложные психические процессы, производящие импульсы к развитию интеллекта. На генетическом уровне в сознании ребёнка заложено многообразие умений, и малыш имеет мотивацию к раскрытию этой информации.
Автор статьи помнит, как было увлекательно наблюдать эмоции на лице новорождённого сына, которые он копирует с лиц находящихся рядом взрослых, — радость, восторг, удивление, задумчивость, тревожность. А умение смеяться? Ведь не учили малыша, этому научить невозможно и не получится объяснить крохе, что смешно, а что нет. Но он лежал в кроватке, играл тесёмками и смеялся! А откуда пришло к нему спустя полгода желание подтянуться и встать у бортика кроватки?
Монтессори-педагоги эффективно используют знание о внутренних «помощниках» детей. В монтессори-группе детского сада воспитатель регулярно демонстрирует способы взаимодействия с различными материалами — рано или поздно образы визуальной памяти ребёнок использует в самостоятельной деятельности, попробует повторить. Осуществляется также демонстрация способа контроля ошибок: ребёнок обращается за помощью в случае неудачи в упражнении, педагог не исправляет ошибку, но помогает её обнаружить, устранить и прийти к желаемому результату воспитаннику самому.
Положение о независимости ребёнка в процессе воспитания перешло из концепции Монтессори в систему образования в целом. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку самостоятельно что-либо сделать, но не делает за него. Помощь заключается в подготовке предметно-пространственных условий для освоения конкретного навыка. Это положение монтессори-методики активно используется и в домашнем воспитании.
Однажды подросший (4,5 года) сын автора этой статьи захотел приготовить пиццу. Первая мысль была: «Нет-нет-нет. Отмывать придётся и кухню, и ребёнка». Но следом пришла идея: постелили клеёнку на пол, полностью освободили кухонный стол (чтобы в конце готовки протереть его мог сам ребёнок), отмерили необходимые продукты по стаканам, мальчик надел детский фартук и косынку. А дальше — полная свобода кулинарного творчества и принятие ответственности за чистоту рабочего места маленьким поваром.
Монтессори-метод позволяет детям те занятия, которых не было в авторитарной системе образования
В монтессори-центрах те действия с предметами, которые в традиционных садиках часто считаются потенциально опасными для детей или нарушающими «рабочую» тишину, расцениваются как необходимые к изучению и освоению. Если ребёнок хочет провести опыт со стеклянными сосудами — разрешается, он научится обращаться с ними бережно, а если разобьёт — во-первых, на своей ошибке получит представление о хрупкости стекла, во-вторых, потренируется аккуратно убирать осколки. Ребёнок передвигает стул во время занятия, шум мешает другим детям — наглядный пример для малыша, почему надо соблюдать тишину в учебном помещении, и стимул тренироваться, в следующий раз он передвинет мебель тише.
Сензитивные периоды развития
Выделение сензитивных периодов — следующее положение педагогики Монтессори, которым руководствуются педагоги в детском саду. Сензитивный период — это временной отрезок наивысших возможностей ребёнка в развитии определённой психической способности. Периоды имеют определённую длительность, и постепенно сензитивные возможности угасают. Они являются универсальными, т. е. проявляются в процессе развития у всех детей. Периоды индивидуальны: они начинаются и угасают в разное время у конкретных детей.
Период сенсорного развития длится большую часть дошкольного детства, множество упражнений направлено на развитие сенсорных возможностей
На основании среднестатистических данных указываются временные рамки сензитивных периодов:
чувствительность к порядку в мире предметов, человеческих отношений, времени — 0–3 года;
восприятие языка и развитие речи — 0–6 лет;
сенсорное развитие — 0–5,5 лет;
развитие движения и действий — 1–4 года;
развитие социальных навыков — 2,5–6 лет;
восприятие маленьких предметов — 1,5–2,5 года.
Монтессори-педагоги прогнозируют начало очередного сензитивного периода в жизни ребёнка, подготавливают для успешного саморазвития ребёнка предметную среду. Например, ребёнок вступает в сензитивный период восприятия маленьких предметов — сейчас внимание будет концентрироваться на изучении мелких природных материалов (камешки, орехи, ракушки), деталек, фигурок. Поэтому педагог обогащает пространство группы контейнерами с подобными предметами, активно наблюдает за занятиями ребёнка. Малыш длительное время перебирает развивающие материалы, успешно усваивая навык удержания рукой небольших вещиц.
Методика Монтессори известна многим мамам и воспитателям детских садов по описаниям зон для развития сенсорики и мелкой моторики
Упражнения, разработанные в рамках монтессори-метода, распределяются по сензитивным периодам. То есть группа упражнений речевых и по освоению грамоты, к примеру, предлагается к выполнению детям, когда они находятся в периоде активного восприятия языка. С детьми до 3 лет формируется понимание режима в течение дня, что соответствует восприимчивости (сензитивности) к временному порядку.
Упражнения в монтессори-группе соответствуют периоду восприимчивости конкретного ребёнка
Принцип подготовленной среды
Для раскрытия внутреннего потенциала ребёнка важное условие — благоприятная пространственная обстановка. Подготовленная среда монтессори-сада — предметное и социальное окружение с наличием посредника. Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, хорошо проветренным. Цветовое решение интерьера (стен, мебели, ковра) нейтральное, наличие узоров не отвлекает детей. В комнате красиво, используются картины, вазы и другие предметы для украшения интерьера.
Помещение монтессори-группы просторное, светлое, эстетически привлекательное
Мебель и оборудование в монтессори-классе подбираются с учётом роста детей. Материалы для изучения располагаются на уровне глаз ребёнка — создаётся стимул к самостоятельному изучению. Развивающие материалы представлены в единичном количестве, чтобы создать возможность формирования правильных взаимоотношений внутри группы (умение просить и договариваться, сотрудничать, ждать). В помещении есть комнатные растения, дети заботятся о них (поливают, рыхлят почву, протирают или опрыскивают листья). Обязателен свободный доступ к воде и удобство пользования раковиной и туалетом.
Материалы находятся в свободном доступе, что носит характер призыва к действию
Пространственная среда по методике Монтессори организуется в детской комнате родителями, поддерживающими эту педагогическую концепцию. В интерьере детской отсутствуют принтованные обои и занавески, цветовая гамма подбирается в пастельных тонах. Игрушки располагаются на открытых низких полках и подбираются родителями с учётом восприимчивости ребёнка в данный момент. На подоконнике или полочке находится комнатное растение.
Организовать монтессори-среду в домашних условиях не составит труда
Организация детских садов по программе Марии Монтессори
Программа развития Монтессори согласуется с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта:
- Личностно-ориентированная модель образования: монтессори-педагог следит за психическим и физическим развитием каждого воспитанника.
- Воспитание всесторонне развитой личности: в монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии.
- Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие монтессори-материалы.
В монтессори-садике осуществляется всестороннее развитие ребёнка в благоприятной предметной среде согласно ФГОС ДО
Особенности программы Монтессори
Программа Монтессори отличается от классических образовательных программ для детских садов комплектованием групп и побуждение ребёнка быть независимым:
- Воспитанниками монтессори-сада являются дети 1,5–8 лет. Условное деление: группа для самых маленьких — 1,5–3 года, для детей постарше — 4–6 лет, для дошкольников — 6–8 лет. Монтессори группы предполагают комплектацию в 20–25 человек для максимально эффективного развития детей.
- Наличие разновозрастных групп. По мере освоения ребёнком определённых умений и навыков, он переводится в следующую группу. То есть деление по возрастным показателям условно, и по рекомендациям специалистов, все группы монтессори сада в идеале должны состоять из детей разного возраста.
- Предоставление ребёнку свободы:
- в выборе вида деятельности (исследовательская, творческая, игровая);
- времени и темпа работы;
- места (детям позволено передвигать мебель, заниматься на ковриках);
- в выборе партнёрства или автономии (в отличие от традиционной воспитательной системы, инициаторами коллективной деятельности выступают сами дети);
- ошибаться (иными словами, предоставление права на ошибку, научение воспринимать отрицательный результат как полезный опыт).
- Наличие правил. Даже если группа состоит из детей разного возраста, все воспитанники соблюдают правила поведения. С ними знакомятся в первые дни пребывания в садике, повторяют и обязуются не нарушать, тем самым выказывать уважение к работе одногруппников. Примерный свод правил в монтессори-группе: стараться не нарушать рабочую тишину, по возможности делать всё самостоятельно, убирать вещи на свои места, следить за порядком, не конфликтовать с другими детьми.
Дети свободны действовать автономно или выбирать партнёров, заниматься где удобно (сидя за столом, стоя рядом, сидя на полу)в период
Концепция свободного воспитания часто отпугивает родителей дошкольников. Им кажется, что такая установка в детском саду обернётся вседозволенностью и дети будут избалованными и заносчивыми. Но свобода самовыражения происходит в правильно организованной среде, с развивающими материалами, при помощи педагога-посредника. Выпускники монтессори-учреждений самостоятельны в учебной и бытовой сферах, ценят порядок во всём, хорошо дисциплинированы. По Монтессори, свобода — в принятии педагогом права ребёнка на собственное мнение и принятие решений.
Для справки — по системе Монтессори учились Билл Гейтс, Стив Джобс, принц Уильям, Билл Клинтон, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, создатели поисковой системы Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, а также основатель Википедии Джимми Уэйлс и создатель Amazon Джеффри Безос.
http://www.miami-born.ru/polezno/stati/sistema-montessori-v-ssha-kak-vospitat-geniya
Свобода выбора определяет образовательную систему по Монтессори и способствует развитию в детях качеств, необходимых для успеха в будущем
Организация пространства в детском саду Монтессори
О внешней стороне подготовленной среде в монтессори-садике говорилось выше. Рассмотрим содержание предметного пространства.
Помещение монтессори-группы, где занимаются дети, делится на зоны развития:
- Жизненная практика или УПЖ (упражнения практической жизни).
- Сенсорика/развитие мелкой моторики.
- Математика.
- Языковое развитие.
- Естественно-научное/космическое развитие.
- Крупная моторика/двигательное развитие.
Источник