Иерей Андрей Васильев. Молитвенная память
№19 (724)
В этой теме:
Игумен Мелхиседек: Жизнь – это не наслаждение, но служение
Священник Вадим Коржевский: Память о смерти ограждает от греха
Тема беседы – что означает, когда во сне являются близкие, которых уже нет в живых?
Иерей Андрей Васильев, клирик нарвского Воскресенского кафедрального собора:
– Ответ на этот вопрос начну с рассуждения о таком явлении, как сновидения. В медицине существует целое направление, которое занимается сном человека. Из святоотеческой литературы мы знаем, что сон очень напоминает смерть, ведь человек на какое-то время погружается в небытие. В молитвах, которые Церковь рекомендует читать христианину каждый вечер, содержится прошение к Богу, чтобы Он послал Своего ангела-хранителя, который бы сохранял нас ночью. Во сне мы с вами находимся в состоянии некоей беспечности и неспособности сопротивляться нападению злых духов. Из святоотеческих произведений, житийной литературы известно, что именно в это время злая сила особенно активизируется. Если в состоянии бодрости мы способны возносить молитву, совершать крестные знамения, блюсти свое сердце в чистоте и бороться с нападениями врага, то во сне мы этого лишаемся. Только люди, преуспевшие в молитве, сделавшие ее как бы своим дыханием, могут и в этом случае находиться в состоянии молитвенного бодрствования, произнося ее уже как бы сердцем.
Из дневника святого Иоанна Кронштадтского мы узнаем: он часто сетовал, что враг рода человеческого иногда донимает даже ночью, подсылая какие-либо сновидения или нечистые образы. Поэтому в святоотеческой литературе рекомендуется снам не верить. Не доверял снам, например, святитель Игнатий (Брянчанинов). Он дает даже такую рекомендацию: если это действительно какое-либо знамение от Бога, то оно повторится – Господь не оставит человека в неведении.
Но в основном рекомендуется игнорировать сны и даже их не помнить. Когда во сне являются умершие родственники, это может быть следствием того, что мы о них в течение дня вспоминаем. Не надо забывать, что нас связывают духовные узы. Ведь человек умерший не растворяется в небытии, а просто переходит в иное состояние, для него открыта вечность. Любовь, которая связывала нас, продолжает существовать. Если вы молитвенно поминаете этого человека, то связь еще более крепнет.
Обычно, когда являются умершие родственники, рекомендуется вознести особенную молитву об их упокоении. Из слова Божия мы с вами познаем, что можно пойти двумя путями в загробной жизни: это путь наследования Царства Небесного и вечное общение с Господом в славе – и путь изгнания, ад, где вечные мучения и постоянное раскаяние без возможности покаяния и исправления.
Мы верим, что молитва Церкви, которая является общей Матерью не только для живущих сейчас, но и для тех, которые переселились в вечность, способна облегчить или изменить загробную участь христианина, ибо Церковь охватывает Небо и землю.
Из Евангелия мы знаем о том высоком требовании, которое Господь предъявляет к каждому из нас, о том высоком нравственном законе, который каждый христианин по факту Крещения обязуется исполнять. Все мы не без греха, и когда переселяемся в мир иной, то сохраняем надежду, что на этой земле найдутся люди, которые будут молиться о нас, помнить и тем самым не только сохранять с нами молитвенную связь и являть любовь, но и помогут изменить нашу посмертную участь.
Рассказывают, что порой являются умершие родственники и говорят, что им плохо, что они страдают, и просят молитв. Бывало так, что по усиленной молитве приходят новые сновидения, где человек благодарит или свидетельствует об изменившейся своей загробной участи. Господь милосерд и ищет спасения каждого из нас, поэтому особенно Ему приятна молитва, которую мы возносим о человеке.
Рекомендую, если во сне к вам пришли умершие родственники, пойти в храм, заказать панихиду или подать сорокоуст, подать на проскомидию и помянуть вашего усопшего, если он, конечно, христианин, таким образом даровав ему пользу и исполнив долг своей родственной любви.
К сожалению, каждый священник соприкасается с таким явлением, как духовная черствость; люди очень часто не заботятся о духовном состоянии своих близких родственников, об их духовных потребностях, вспоминая только в самых крайних случаях, или когда человек находится уже на смертном одре. Часто бывают такие ситуации, когда родственники приглашают к смертному одру священника, но родственник уже находится в таком состоянии, что не способен ни причаститься, ни исповедоваться. И вот тогда начинают упрашивать священника хоть что-нибудь сделать для их родственника. И каждый раз возникает вопрос: где они были раньше?
То же самое можно сказать и о молитвенной памяти. Люди переживают колоссальнейший стресс, когда уходит близкий родственник, и делают все возможное, чтобы проводить его с возможными почестями в мир иной: заказывают ритуальные услуги, отпевание и помнят до 40-го дня, что нужно помянуть человека в этот день. Но, к сожалению, после этого начисто забывают, что человек нуждается в молитве все время, пока существуют те, кого он любил. Так что нужно вспоминать своих родственников не только тогда, когда они являются нам во сне, но каждый раз.
Обычно в конце каждого молитвослова рекомендуется молитва о живых и умерших. Молитва о живых наших родственниках и умерших составляет часть молитвенного правила. Мы должны помнить о них не только в дни рождения, в именины, но и каждое утро, и каждый вечер. И это будет молитвенной данью памяти почившим и выказыванием той любви, которая, по словам апостола Павла, не проходит.
Памятование о других людях является залогом памяти о нас самих.
Источник
Молитвенная память
Происходят катастрофы и разные бедствия, в которых гибнут люди. Часто не хватает служб, которые могли бы оказать психологическую помощь, поддержать близких. Тогда это ложится на плечи Церкви, близких и друзей
В России довольно часто происходят катастрофы и разные бедствия, в которых гибнут люди. Часто не хватает служб, которые могли бы оказать психологическую помощь, поддержать тех, у кого погибли близкие. И тогда это ложится на плечи Церкви, близких и друзей. Как в давние времена, люди всем миром помогают друг другу, словом, делом, заботой. Сегодня это особенно важно, потому что люди живут в отдельных квартирах, нет общности и соборного участия. Но такой отклик на горе ближнего показывает, что все живо, просто беда становится страшной проверкой всех на человечность, чуткость и понимание.
У Владимира Высоцкого много песен о дружбе, о верности и чувстве локтя, дружеского плеча, которое всегда рядом и в час радости, и в час горести. Чаще всего дружбу можно замерить буквально несколькими жизненными ситуациями, и горе одно из них. К сожалению. Именно горе чаще всего становиться главным мерилом дружбы и человеческих отношений. Когда уходит на задний план личные дела, проблемы и желания. У друга беда, надо бежать со всех ног. Друзей много не бывает, и значит, этих самых ног бывает не так много, но эти ноги очень нужны, а еще нужны добрые слова поддержки и искреннего сострадания. Горе объединяет ближе, чем праздники и рыбалки.
На днях у одного моего ближайшего друга, случилось несчастье, в авиакатастрофе под Петрозаводском разбилась жена и двое детей. Естественно отец семейства оказался в трудной жизненной ситуации. Хотя он и преуспевающий бизнесмен, человек сделавший карьеру и имевший крепкую и дружную семью. Троих детей. Смело смотрел в будущее. Но в этой ситуации он нуждался в поддержке своих друзей и коллег по работе. Через отношение к беде и проявилось отношение к нему всех, кто был знаком и знал семью. А часто и незнакомые люди являли свое участие в этом горе.
Отец семейства вел себя крайне мужественно, если так можно сказать. На отпевании он старался не зарыдать, это давалось ему с трудом. Но он видимо понимал, что пришедшие на отпевание люди держались, глядя на него. И он держался. Верующий человек, он заказал поминовение своих детей и жены и на кладбище. Где опять же смог сохранить мужество.
Мне выпала честь или доля, не знаю как это назвать, каждый день звонить ему и говорить с ним по несколько минут по телефону. И первое что я сделал, это отправил ему смску со словами поддержки, в которых просил его идти вперед, потому что и жена и дети одобрили бы это. Он принял это, и это стало главным лейтмотивом всего, что происходило потом. Мы созванивались по нескольку раз на дню и много говорили о том, где и как все организовать, что обязательно заказать панихиду, решали другие вопросы. Уже через день я был в городе и старался быть рядом со своим другом. Мы постоянно говорили. Это крайне важно, чтобы человек не замыкался и не терялся в собственных мыслях. Естественно рядом были и другие друзья, которые так же не давали овдовевшему другу паузы для излишнего эмоционального переживания. Шли звонки и смски со всей страны со словами поддержки и ободрения. Видимо все это сложилось в общую копилку помощи, благодаря которой наш друг держался. Что было у него на душе, знал только священник, который принял горячее участие в судьбе этой семьи. Был всегда доступен и готов помочь.
Каждый день папа детей читал поминальные молитвы, посещал могилу. И что примечательно – не пил спиртного. Это называется пережить горе на сухую, то есть в сознании. Это стоит очень дорого.
А на днях, Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил благословил нашего друга строить на кладбище часовенку. Он решил строить часовенку, потому что понимает, что память вечная только тогда, когда об ушедших в мир иной мы обращаемся к Богу в молитве. Молитва священников, друзей и близких. Нас всех. Соборно.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Источник
Молитва мирян
Из наследия Оптинских старцев
В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения? Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами?
Чтение утреннего правила. Село Ивановское-на-Лехте. Фото: Василий Нестеренко |
В правило благочестивого мирянина обычно включаются утренние и вечерние молитвы, глава из Евангелия и две главы из Апостолов. Хорошо прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири в день, положив закладку. Есть и сокращенное правило для больных, женщин с маленькими детьми и других людей, испытывающих сильную нехватку времени. Это сокращенное правило можно найти в любом Молитвослове.
Оптинские старцы писали, что правило молитвенное должно быть по силе. Пусть лучше правило будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу. Преподобный Амвросий (Гренков) наставлял:
«Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами… Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления».
Иногда враг специально внушает молящемуся увеличить количество молитв и поклонов. Проходит несколько дней, и человек изнемогает, а затем забрасывает не только дополнительные молитвы и поклоны, но и те, которые он делал обычно.
Старец Амвросий напоминал в связи с этим:
«Пишешь, что иногда к обычному правилу прилагаешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычного не выполняешь. Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости».
Оптинские старцы предупреждали об опасности превозношения слишком большим молитвенным правилом и вообще о превозношении над теми, кто не молится. Потому что такое превозношение губит все труды.
На просьбу благословить читать дополнительные акафисты преподобный Амвросий отвечал:
«Желаешь читать разные акафисты по усердию? Можешь читать, но с тем, чтобы при этом не мнить о себе нечто и других не осуждать. А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай».
Преподобный Никон (Беляев) предупреждал, что если возникает желание помолиться сверх обычного, то делать это можно, но не прибавляя это к своему ежедневному правилу как обязанность. С тем чтобы потом, если не сможешь читать дополнительное правило ежедневно, не впасть в уныние и смущение:
«Иногда при желании помолиться можно и еще что-либо почитать, например несколько глав Евангелия вместо одной или акафист какому-либо святому или иконе Божией Матери и так далее, но не прибавляя этого к данному правилу ежедневно как правило».
Благословение на молитвенное правило
Фото: Э. Гатауллин / Expo.Pravoslavie.Ru |
Молитвенное правило лучше обсудить с духовным отцом или с тем священником, которому вы обычно исповедуетесь. Это поможет уберечься от самоволия, неразумия и превозношения. Рассуждение с советованием – вот царский путь, который рекомендуют святые отцы.
«Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных».
Также преподобный Антоний писал:
«Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам».
Старец Иосиф (Литовкин) предупреждал, что выполнять правило по благословению труднее, чем то, которое взял самовольно. Можно выполнить огромное количество поклонов из тщеславия, а вот когда мы делаем что-то по благословению, со смирением, то это гораздо труднее. Зато и полезно для души:
«Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее. Что трудом приобретается, то и бывает полезно».
Невозможность выполнить правило
В миру случаются разные не зависящие от нас обстоятельства: командировки, затянувшиеся совещания, аврал на работе, а также болезни свои и близких. В общем, может случиться так, что даже самый благочестивый мирянин как-то будет не в силах исполнить ежедневное правило. Старец Никон советовал при этом ни в коем случае не смущаться, а просто смиренно укорить себя в немощи:
«Правило молитвенное старайся не упускать ни утром, ни вечером, но если когда по какой-либо причине опустишь, особенно по не зависящим от тебя обстоятельствам, то не смущайся, а смиренно укоряй себя в немощи, ибо самоукорение есть невидимое восхождение, а смущение, по словам батюшки Амвросия, нигде в числе добродетелей не поставлено».
Постоянная молитвенная память
Старцы напоминали нам, что, кроме правила, нужно иметь постоянную молитвенную память, постоянно помнить о Боге и в течение дня почаще повторять: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови»», «Господи, защити!» Этими краткими молитвами будет освящаться наша повседневная жизнь.
«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия», – учил старец Иларион (Пономарев).
Преподобный Никон напоминал:
«Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, – читайте с сердцем: “Господи, помилуй!”»;
«Когда будешь скорбен и уныл и найдет на тебя искушение тяжкое, ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего!” И скорбь облегчится».
На вопрос о краткой молитве, которую можно часто повторять, преподобный Никон отвечал:
«Молитесь просто: “Господи, даруй мне благодать Твою!” И Господь пронесет мимо вас грозу».
Просьба о молитве за других
Молитва школьного директора. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru |
Иногда люди обращаются с просьбой помолиться за них к другим. Бывает и так, что, заказав панихиду или молебен, сами не присутствуют на них и не молятся.
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду лишь на постороннюю молитвенную помощь, преподобный Амвросий наставлял:
«Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену-хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить – упросила».
А иногда повторял народную поговорку:
«Боже-то, поможи – да и сам мужик не лежи».
Оптинские старцы советовали при молитве оставлять многословие, пустословие, так как этим нарушается молитвенный настрой, отгоняется благодать. Преподобный Никон писал:
«Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.
Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!»
Речь, конечно, не идет о необходимых деловых беседах или общении с родными, воспитании детей – имеется в виду пустословие, в которое мы так часто впадаем.
Старец Амвросий советовал:
«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит»;
«Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».
Молиться нужно даже о том, чтобы научиться правильно молиться. Преподобный Никон писал:
«Мы сами по себе, без Божественной помощи, и помолиться-то не в состоянии: не можем мы молиться как следует и не знаем, как и о чем молиться».
О молитвенных дарах
Молитвенный подвиг сопровождается дарами усердным молитвенникам. Оптинские старцы предупреждали о том, что нельзя самовольно добиваться этих даров, таких как слезы на молитве или чистота и бесстрастие. Это может быть опасно для неопытного молитвенника.
«Плакать могут не все, а кому Бог даст слезы. А новоначальным Бог редко дарует слезы. А то возгордятся и будут хуже неплачущих».
Он же наставлял желающих достичь чистоты и бесстрастия:
«Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся».
Как узнать, правильно ли мы молимся?
Молитва – духовное делание, которое приносит духовные плоды. Плоды духа: любовь, кротость, терпение, мирное душевное устроение. Конечно, чтобы плоды созрели, должно пройти время. Но стремиться к ним следует, духовной рост должен происходить. Человек должен бороться со своими страстями, немощами, дурными привычками.
Молитва, сон и подготовка к исповеди. Село Ивановское-на-Лехте. Фото: Василий Нестеренко |
Преподобный Моисей (Путилов) учил каждый день проверять себя, испытывать свою совесть:
«Поверяй самого себя каждодневно… Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, не сокрушился сердцем ни однажды, не смирился в мысли, милости не оказал или милостыню никому не подал, не простил виноватого, не стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питии или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое».
Преподобный Макарий предупреждал:
«Но одни правила молитвенные не могут нам принести пользы… советую стараться, сколько можно, обращать внимание ваше на дела любви к ближним; в отношении к матушке вашей, супруге и детям – пещись о воспитании их в православной вере и доброй нравственности к подчиненным вам людям и ко всем ближним».
Тот, кто правильно подвизается, идет средним, «царским» путем. Уменьшается раздражительность и, наоборот, растет благодушие, реже приходят помыслы гнева, осуждения, ропота. Мирное устроение, терпеливое отношение к немощам и недостаткам окружающих переживается все чаще и постепенно становится постоянным.
Источник