Что значит мои профильные предметы

Профили обучения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает профильное обучение в старших классах. Если девятиклассник решает идти в 10-й класс, он должен выбрать профиль для дальнейшего обучения. Основные цели профильного обучения в рамках СОО:

  1. Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы среднего общего образования.
  2. Создание условий для существования дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных учебных планов.
  3. Способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными потребностями.
  4. Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Cистема профильного образования в России включает следующие типы учебных дисциплин:

  • профильные — предметы углубленного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;
  • общеобразовательные базовые — предметы, являющиеся обязательными для всех профилей обучения;
  • элективные — курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения в старшей школе.

Дополнительной формой организации деятельности обучающихся стал индивидуальный учебный проект — это учебное исследование или учебный проект, выполняемые обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, курсов избранного профиля обучения. Иными словами это — творческая работа исследовательского характера, выполняемая обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающегося связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарий, собственные выводы.

Читайте также:  Что значит треугольник перевернутый вниз

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

Выполнение индивидуального учебного проекта

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • все предметы учебного плана.

Индивидуальный учебный проект

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Учебный план профиля обучения

Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.

Элективные курсы

  1. Дополнение содержания профильного курса;
  2. Развитие содержания одного из учебных предметов;
  3. Удовлетворение познавательных интересов школьников.

Отличие элективных курсов от факультативных

Пункт 5 части 1 статьи 34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

На сайтах платформы Дион.Школа создан специальный раздел Профильное обучение, в котором размещается информация и нормативно-правовые документы школ — клиентов платформы. Подробнее.

Источник

Профильные классы в школах

С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.

Что такое профильный класс

В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.

Идти в профильные классы стоит еще и потому, что в них лучше готовят к олимпиадам и ЕГЭ по нужным для поступления предметам. Самые сложные и «дорогие» задания в КИМах Единого госэкзамена рассчитаны как раз на выпускников профильных классов с углубленной подготовкой по предмету экзамена. Так что меньше, а то и вовсе не придется тратиться на занятия с репетиторами и на дополнительных курсах.

Направления профильных классов

Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.

У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:

  • физика и математика;
  • филология;
  • лингвистика;
  • литературоведение;
  • медицина;
  • ИТ;
  • инженерия;
  • экономика;
  • химия и биология;
  • иностранные языки;
  • архитектура;
  • право;
  • театральное искусство;
  • журналистика;
  • педагогика;
  • культурология.

Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.

Профильные классы открывают не только вузы, но и госкорпорации, например, «Газпром». Будущих нефтяников он начинает готовить со школьной скамьи в 26 профильных классах. Только три из них в Санкт-Петербурге, остальные – в нефтедобывающих регионах.

Предметы

Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:

  1. Русский язык и литература.
  2. Родной язык и литература.
  3. Иностранные языки.
  4. Общественные науки.
  5. Математика и информатика.
  6. Естественные науки.
  7. Физкультура, экология, ОБЖ.

Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.

В программе класса профильного уровня есть:

  • базовые предметы – обязательны для любого профиля;
  • профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
  • элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле; какой именно предмет из этого набора выбрать, решает ученик.

Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.

Поступление

Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.

ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.

Источник

Оцените статью