- Что значит модернизация здравоохранения
- Михаил Мурашко рассказал о ходе реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения
- Программа модернизации российского здравоохранения: основные направления развития
- Условия достижения эффекта от проекта модернизации здравоохранения
- О реальных мерах, которые смогут стимулировать развитие модернизации системы здравоохранения
Что значит модернизация здравоохранения
Контроль за итогами реализации программы модернизации здравоохранения, в том числе за эффективным использованием медицинского оборудования.
В 2010 году Правительством Российской Федерации принято решение о направлении дополнительных средств на модернизацию системы здравоохранения. Программа модернизации здравоохранения проводилась с 2011 по 2013 год.
В рамках оперативного исполнения мероприятий модернизации решались три задачи: укрепление материально-технической базы медицинских организаций; внедрение современных информационных систем в здравоохранение; внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами специалистами, профилактические осмотры.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323, и в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.06.2011 № 607 и от 24.04.2012 № 397 осуществляла контроль за реализацией мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, и государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение.
На сегодняшний день, основными направлениями контроля в рамках программы модернизации является контроль за эффективным использованием медицинского оборудования, контроль за реализацией программы модернизации здравоохранения в части мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, а также за итогами реализации программы модернизации здравоохранения.
Источник
Михаил Мурашко рассказал о ходе реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения
Материал опубликован 01 сентября 2021 в 00:20.
Программа модернизации первичного звена здравоохранения стартовала в субъектах Российской Федерации 1 января 2021 года. В рамках нее планируется ввести в эксплуатацию дополнительные медицинские объекты, приобрести и поставить обновленное медицинское оборудование, а также закупить новые транспортные средства для обеспечения населения качественной и современной медицинской помощью.
«В системе здравоохранения первичная медицинская помощь является самой востребованной у населения: объем обращений в поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты в год составляет более 1,2 млрд. И именно поэтому те позитивные изменения, которые происходят в рамках модернизации первичного звена здравоохранения очень востребованы у граждан. Модернизация позволит повысить доступность медицинской помощи в первичном звене», — сказал Министр здравоохранения РФ.
Только в 2021 году запланирован ввод в эксплуатацию 1 183 объектов здравоохранения (строительство и реконструкция, приобретение и монтаж быстровозводимых модульных конструкций), приобретение и поставка 28 952 единиц медицинского оборудования, приобретение и поставка 7 487 единиц автотранспорта.
«С начала реализации программы построено или приобретено 15 объектов здравоохранения 2 субъектах Российской Федерации. Также начаты работы по созданию 245 новых медицинских объектов в 35 субъектах Российской Федерации», — сказал Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко по итогам селекторного совещания с регионами.
Современный подход к организации медицинской помощи в первичном звене аналогично требует обновления в части медицинского оборудования.
Ключевые принципы программы модернизации касаются повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в том числе на селе и в малых города, усиление профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Так в Республике Марий Эл в связи с большим количеством жалоб от жителей деревни Учейкино Волжского района о недоступности медицинской помощи Республикой Марий Эл при согласовании с Минздравом России было принято решение включить строительство ФАПа в населенном пункте в 2021 году в рамках региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения. На сегодняшний день почти завершён этап получения лицензии и в ближайшее время жителям района будет оказываться необходимая медицинская помощь.
«На данный момент уже введено в эксплуатацию 8 405 единиц медицинского оборудования в 65 субъектах Российской Федерации, заключены контракты на поставку еще 10 736 единиц медицинского оборудования для 79 субъектов Российской Федерации. Важно, чтобы регионы максимально оперативно реализовывали запланированные в рамках программы мероприятия, ведь все они направлены на повышение качества жизни людей.», — подчеркнул Министр здравоохранения РФ.
Кроме того, по его словам, в регионы поставлены более 5 тыс. автомобилей, что позволит обеспечить доступность первичной медицинской помощи для маломобильных граждан.
Справочно:
Программа модернизация первичного звена здравоохранения охватывает все 85 субъектов Российской Федерации и рассчитана на пять лет. В целом на модернизацию первичного звена здравоохранения до 2025 года предусмотрено более 500 млрд рублей и еще около 50 млн. рублей – за счет бюджетов регионов. В настоящее время к участию в мероприятиях по модернизации первичного звена здравоохранения заявлено более трех тысяч медицинских организаций. Сроки действий проекта по модернизации первичного звена здравоохранения установлены до окончания 2025 года.
В рамках реализации поручений Президента было принято Постановление Правительства Российской Федерации, в котором были утверждены основные принципы модернизации первичного звена здравоохранения:
- обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек;
- приоритет интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи. Соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан
- при организации первичной медико-санитарной помощи.
Источник
Программа модернизации российского здравоохранения: основные направления развития
Под отечественным здравоохранением всегда подразумевался комплекс государственных, социальных, экономических и медицинских мер, цель которых — на сохранение и улучшение здоровья общества. Глобальный современный тренд на модернизацию российского здравоохранения обуславливает и качественно новое представление о здравоохранении, с точки зрения его понимания, как целостной и сложной системы социально-экономических взаимоотношений, формирующей не только необходимые, но и достаточные условия для охраны, непрерывного улучшения и гарантий качества жизнедеятельности. При этом интерес к здоровью нации – как со стороны государства, профессиональных участников медицинского сообщества, так и со стороны каждого ее представителя – неуклонно растет и структурно усложняется: состояние здоровья населения – важнейшее условие благополучия и процветания любой нации.
С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал, помимо своего влияния на темпы развития ключевых для страны показателей, имеют сравнительно высокую доходность и уже поэтому необходимы. Приоритет формирования системы здравоохранения с учетом требований программы модернизации здравоохранения РФ и внедрения инноваций объективно заложен при разработке и реализации «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года». Соответственно, акцент на актуальное прежде техническое производство постепенно смещается на такие в традиционном понимании «социальные» сферы, как здравоохранение и образование. В чем причина?
Этому «социально обусловленному» решению предшествовал довольно продолжительный и негативный с точки зрения ухудшения демографических показателей в РФ переходный период, который неизбежно привел к трансформации прежней модели здравоохранения. По данным статистики, в период с 1992 по 2010 годы убыль населения России составила свыше 13,1 млн. человек. Ключевой причиной подобных последствий явился тот факт, что практически поколение наших сограждан жило в парадигме «потребления государственных услуг», а ответственность за состояние здоровья нации в целом при этом возлагалась непосредственно на систему здравоохранения. Новые требования к здравоохранению, с учетом ключевых факторов программы модернизации здравоохранения и внедрения новых технических решений, объективно формируют и меры, направленные на предупреждение возможных итогов демографического кризиса, в частности, на развитие медицины, как системы гарантий населению и системы контроля соблюдения уровня качества данных гарантий.
Переходя к основным направлениям программы модернизации здравоохранения РФ, можно обобщить, что все подразумевающиеся задачи по модернизации российского здравоохранения вполне объединяются в три основных вектора. Итак, приоритетными направлениями программы модернизации здравоохранения являются: увеличение эффективности деятельности имеющихся служб и функционалов (в том числе — приоритета профилактики охраны здоровья и развития первичной медпомощи, увеличение эффективности оказания высокотехнологичной медпомощи (ВМП) и скорой помощи, достижение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере медпомощи и заботы о здоровье, обеспечение развития сферы реабилитации); развитие инноваций в имеющихся медструктурах (в том числе – внедрение и развитие инновационных методов по диагностике, профилактике и лечению в сфере персонализированной медицины, обеспечение доступа к паллиативной медицинской помощи нуждающимся пациентам, страдающим неизлечимыми заболеваниями); решение проблемы дефицита врачебных кадров и ресурсов в медицине.
К главным проблемам на пути системного развития проекта модернизации здравоохранения с трендом на инновации – возможно отнести также три ключевые: кадровые проблемы в системе здравоохранения — такие, как нехватка или недостаток квалифицированных кадров (экспертно, показатель оценивается на уровне около 13 – 15%%), наличие проблем (в том числе – структурных) в кадровой политике клиник, в частности, низкий уровень зарплаты, условия работы и т.д. (10 – 13%%) и низкокачественная подготовка современных медкадров (10,5 – 12%%); сниженные влияние и контроль управления (17,5-20%%); дефицитное финансирование системы здравоохранения (10-13%%).
Условия достижения эффекта от проекта модернизации здравоохранения
Безусловно, формирующийся глобальный запрос на улучшение качеств жизни с точки зрения здравоохранения требует создания адекватных методов диагностики и лечения, неинвазивных надежных экспресс-технологий мониторинга пациентов в домашних условиях, получения дистанционных медуслуг, характеризующихся комплексной профнаправленностью, безопасностью и высокой эффективностью.
К основным направлениям программы модернизации здравоохранения РФ, формирующим систему конкурентоспособных товаров (работ, услуг) в современном здравоохранениии, в первую очередь, относятся: развитие технологий персонифицированной медпомощи, позволяющих индивидуализировать диагностические процессы, обеспечить узконаправленное медикаментозное или иное терапевтическое воздействие, что значительно усилит эффективность лечения и, с экономической точки зрения, будет эффективным благодаря сокращению затрат на лечение; распространение современных «умных» лекарственных средств (ЛС), эффективность которых модулируется либо их окружением, либо специализированными компонентами непосредственно препарата, направленными на повышение его эффективности, специфичности и точности локализации; применение методов неинвазивной («безхирургической», «малотравматичной») диагностики; создание систем мониторинга и постоянного слежения за определенными целевыми группами больных и /или определенными группами диагнозов для оказания своевременной помощи в критических состояниях; обеспечение оказания паллиативной помощи населению Российской Федерации (помощь неизлечимо больным пациентам). Эти основные направления программы модернизации здравоохранения РФ позволят обеспечить «мобилизационный» сценарий развития отечественного здравоохранения, а также помогут эффективнее воздействовать на снижение заболеваемости и смертности населения от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, а также заболеваний, связанных с нарушением метаболических процессов (диабет и проч.).
По сути, анализируемый сценарий конкурентоспособного развития системы отечественного здравоохранения предполагает изменение существующей модели управления, привлечение частных инвестиций и развитие принципов конкуренции всех производителей услуг и ресурсов отрасли. Намеченные перспективы по импортозамещению на рынках услуг требуют изменений региональных подходов к размещению государственных закупок. Конкурентоспособная модель государственно-частного партнерства в здравоохранении связана с инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, значимо превосходящими среднерыночные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров, как на уровне корпораций, так и государственного управления, недостаточной эффективностью механизмов координации усилий.
О реальных мерах, которые смогут стимулировать развитие модернизации системы здравоохранения
Какие основные направления модернизации здравоохранения РФ можно считать наиболее важными при модернизации российского здравоохранения? Что может реально повысить качество и/или доступность медицинских услуг для населения? Некоторые из них привожу ниже:
- Перевод медицинских работников на «эффективный контракт», создание стимулов для работы медицинского персонала;
- Развитие фундаментальной науки в таких отраслях, как доказательная медицина, биостатистика, фармакоэкономика, экономический анализ с привлечением экспертов и преподавателей (в том числе – международный опыт);
- Регулярный пересмотр и адаптация системы индикаторов и KPIs, отражающих реальное состояние дел в сфере здравоохранения (показатели продолжительности жизни, смертности населения поставлены в один ряд с показателем средней заработной платы врачей);
- Развитие санаторного лечения, в том числе – детское санаторное лечение и профилактика;
- Разработка научно-обоснованной (экономически обоснованной) методологии оценки эффективности расходования средств;
- Создание системы независимой экспертизы при принятии решений, связанных с бюджетными расходами;
- Развитие предпринимательских и инвестиционных программ, направленных на развитие сферы здравоохранения и ключевых ее направлений;
- Преобразование диспансеризации в действующие программы профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний;
- Совершенствование механизма возмещения стоимости лекарственных препаратов и связанных с ЛП платежей;
- Включение сферы производства медикаментов в предмет надзора за обращением лекарственных средств;
- Включение в систему индикаторов показателей, на которые опирается ВОЗ при составлении рейтингов.
Кроме того, в процессе развития программы модернизации российского здравоохранения необходимо обратить внимание на такие сферы, как: внедрение механизма реального медицинского страхования; факторы управления нагрузкой медицинских специалистов (перегрузки и переработки врачами); ориентация медицины на подготовку высококвалифицированных специалистов, а не на покупку оборудования и пересмотр системы взаимодействия ОМС и учреждения здравоохранения; пересмотр отраслевых норм времени приема одного пациента врачом; повышение престижа и организации поликлинической помощи; решение вопросов нехватки квалифицированных медицинских работников; увеличение государственного финансирования отрасли; системное повышение управленческой грамотности руководителей.
Таким образом, помимо существующих проблем, налицо и ряд перспективных возможностей повышения эффективности здравоохранения, достижимого через систему программы модернизации здравоохранения. При этом, профессиональные мнения экспертов открывают достаточно широкий спектр направлений приоритетов, на которые возможно обратить внимание при выработке ключевых решений в области развития здравоохранения. Резюмирую: каждое из приведенных направлений должно быть неразрывно связано друг с другом, а также сопровождаться действенными финансовыми, экономическими, медицинскими, управленческими механизмами и инструментами, которые в результате позволят сформировать требуемый системный подход к развитию основных направлений программы модернизации здравоохранения РФ.
Источник